Опыт внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего образования «Время есть величайший из новаторов» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Опыт внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего... 1 125.98kb.
Анализ внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего... 1 82.51kb.
Использование учебников при переходе на фгос 2го поколения 1 89.26kb.
Семинар по теме «Поиск и апробация содержания и технологий обучения... 1 16.56kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... 8 2164.12kb.
Доклад «Опыт внедрения фгос основного общего образования в мбоу «Дарьевская... 1 87.96kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 9 3931.33kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 14 4929.63kb.
План-график по введению фгос 1 91.82kb.
А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков проект стандарты второго... 1 289.79kb.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 362.68kb.
Решение ключевых проблем при выборе и внедрении программного продукта... 1 104.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Опыт внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего образования «Время - страница №1/1

Опыт внедрения ФГОС второго поколения
на ступени начального общего образования

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.


Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика,
задача формирования новой личности (об этом говорят в России уже с 90-ых годов) неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Возможно, поэтому наша школа без раздумий, как только заговорили о введении новых стандартов в Республике, включилась в изучение материалов по федеральному государственному стандарту второго поколения (Фундаментальное ядро содержания общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.;Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008/ Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010; Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. М.: Просвещение, 2010).
Особенно внимательно изучили требования федерального государственного стандарта второго поколения (далее – ФГОС). Ознакомившись с ними, провели мониторинг условий школы с целью выявления готовности введения ФГОС в 2010 году. Мониторинг включал материально-технический и кадровый потенциал, санитарно-гигиенические условия, информационно-методические ресурсы.
Результаты мониторинга были рассмотрены на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом и педагогическом советах.
Анализ ресурсов учебной и методической литературы, кадрового потенциала, программного оснащения, используемого для обеспечения здоровьесберегающей среды в школе (педагогический коллектив школы много лет занимается вопросами здоровьесбережения обучающихся) показал: педагогам, работающим в начальной школе, «войти» в образование по новым стандартам несложно.
Во-первых, шестой год учителя работают по образовательной системе «Школа 2100». Опыт работы по данному УМК – это «мост» к переходу на новый стандарт.
Во-вторых, педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии, среди них: адаптивная технология, технологии развивающего и проблемного обучения, технология творческих мастерских, технология личностно ориентированного обучения.
В-третьих, учителя начальной школы имеют опыт экспериментальной работы, способны к инновационной деятельности.
В-четвертых, 80% педагогов, работающих на I ступени образования, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
В-пятых, школа располагает соответствующей материально-технической базой (2 спортивных зала, тренажёрный зал, актовый зал, библиотека, бассейн, игровая комната, столовая, видеозал, 2 компьютерных кабинета, учебные кабинеты) и возможностью оснащения учебных кабинетов будущих первоклассников необходимой техникой.
В-шестых, внеурочная деятельность обучающихся уже несколько лет организуется совместно с педагогами учреждений дополнительного образования, что позволит безболезненно организовать внеурочную деятельность в первых классах согласно базисному учебному плану по новому ФГОС.
Мы, конечно, понимали, что для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны не просто высоко квалифицированные кадры, а кадры, прошедшие специальную подготовку, готовые технологически обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования. Поэтому по решению методического совета школы в марте 2010 года 3 педагога и заместитель директора по УР были направлены на целевые курсы в КРИРОиПК по вопросам внедрения нового ФГОС.
Знания, полученные на курсах, дали новый импульс подготовительной работе к внедрению ФГОС в 2010 году.
В марте 2010 года в соответствии с приказом директора школы была создана рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения.
В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:

  1. изучение методических материалов ФГОС второго поколения;

  2. разработка основной образовательной программы начального общего образования;

  3. разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;

  4. разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

  5. ознакомление с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) будущих первоклассников; обсуждение ФГОС с родителями (законными представителями);

  6. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;

  7. разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;

  8. создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность педагогов;

  9. обеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога.

Проанализировав наиболее перспективные УМК, отвечающие требованиям нового ФГОС, учителя начальной школы (предварительно обсудив с родителями (законными представителями) будущих первоклассников), остановились на УМК «Школа 2100» и «Перспектива»: ориентируют на инновационную деятельность, реализуют системно-деятельностный подход.
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:

  • дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о координационном совете по введению ФГОС второго поколения; Положение о рабочей учебной программе по предметам начального общего образования на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; Об официальном Web-сайте в сети Интернет МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты; О порядке установления выплат стимулирующего характера работникам МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты (с изменениями и дополнениями); Должностная инструкция учителя начального класса, реализующего ФГОС второго поколения; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УР в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения).

  • на родительских собраниях будущих первоклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения;

  • совместно с родителями будущих первоклассников определены образовательные системы для реализации ООП НОО: в 1а, 1в классах - «Перспектива», 1б классе - «Школа 2100»;

  • проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время;

  • скорректирован план методической работы ШМО учителей начальных классов, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения на I ступени начального общего образования, и разработку программ;

  • включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей начальных классов, разрабатывающих рабочие учебные программы;

  • проект ООП НОО с рабочими программами по предметам БУП отправлен в КРИРОиПК на рассмотрение экспертной комиссией с целью получения оценки основного документа, определяющего содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Второй этап деятельности школы по внедрению нового стандарта начался с момента издания приказа МО РК от 20.08.2010 № 1179 «О присвоении статуса пилотных площадок по введению ФГОС начального общего образования в Республике Коми», в соответствии с которым МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты присваивался статус республиканской пилотной площадки по введению ФГОС начального общего образования в Республике Коми.
На этом этапе были решены следующие задачи:

  • издан приказ по школе, согласно которому утверждены пилотные классы (из четырёх первых классов получили статус пилотного три класса), назначены в них учителями наиболее подготовленные педагоги к работе в новых условиях;

  • заключён трехсторонний договор о предоставлении начального общего образования МОУ «СОШ №12» г. Воркуты (школа – родители – Управление образования);

  • изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС (Приказ от 01.09.2010 № 267 «Об утверждении списка учебников на 2010-2011 учебный год»; Приказ от 01.09.2010 № 273 «О проверке состояния рабочих учебных программ, календарно-тематического обеспечения в 2010-2011 учебном году»; Приказ от 01.09.2010 № 299 «Об открытии групп продленного дня»; Приказ от 01.09.2010 № 303 «О введении новой должностной инструкции учителя начальных классов»; Приказ от 01.09.2010 № 305 «Об утверждении положения о рабочей учебной программе по предметам начального общего образования на основе требований ФГОС второго поколения»; Приказ от 01.09.2010 № 306 «О создании Совета по введению ФГОС второго поколения»; Приказ от 01.09.2010 № 307 «Об утверждении новой инструкции заместителя директора по УР»; Приказ от 01.09.2010 № 331 «О проведении стартовой диагностики 1-х классов»; Приказ от 01.09.2010 № 332 «Об организации обучения первоклассников в адаптационный период»);

  • создан координационный совет для решения проблемных вопросов при введении ФГОС;

  • разработана Программа внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, на ее основе:

  • организована внеучебная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей первоклассников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (во внеурочной деятельности реализуются следующие дополнительные программы: Шахматы», «Школа танца» («Хореография»), «Плавание» («Учимся плавать»), «Я и мой мир», «Хоккей», «Я - маленький исследователь», «Самоделкин», «Узелок», «Омега» (компьютерная грамотность), «Путь к Здоровью», «Подвижные игры в ГПД», «Светофор», «Цветовод»);

  • разработана система КТД, классных часов для 1-ых классов по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (включены: Дни здоровья: «Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья»; эстафеты «Самые ловкие и смелые»; праздники: «Мой друг - Мойдодыр», «Маскарад вредных привычек», «Правила дорожного движенья знаю все без исключенья»; классные часы («советы доктора»: «Как уберечь себя от гриппа?»; «Здоровое питание»); турпоход; посещение спортивных соревнований с участием спортсменов РК, Воркуты – спортивно-оздоровительное направление; фотоконкурс «Ах, лето!»; конкурс стихов об осени; конкурс рисунков «Золотая осень»; Посещение спектаклей в Воркутинском драматическом театре, городского выставочного зала; фотовыставка «Зимние забавы»; часы общения о музыке, живописи; организация школьной выставки «Увлечения моей семьи» (творчество родителей, обучающихся); экскурсии в тундру «Прекрасное рядом», посещение краеведческого музея; оформление выставки «Природа и фантазия» - художественно-эстетическое направление; экскурсии, походы, наблюдение за природными явлениями («Дневник наблюдений»), конкурсы рисунков, стихов, сочинений; оформление сборника «В мире интересного», семейный исследовательский проект «От чего зависит здоровье человека?»; цикл бесед «Я и мой мир» - научно-познавательное направление; образовательные и краеведческие экскурсии (экскурсия «Осенняя пора – очей очарованье»); туристический поход; классные часы: «Солдаты Победы», «Мои права и обязанности», «Гражданином я быть обязан», «Символы (Флаг, Герб, Гимн) России», «Символы (Флаг, Герб, Гимн) Республики Коми»; Урок Мужества (к 9 Мая); праздник «Тебе посвящается, моя Воркута!» (ко Дню рождения Воркуты); турнир рыцарей (к 23 февраля); составление родословной семьи; конкурс рисунков «Моя Воркута»; цикл классных часов «Азбука нравственности» - военно-патриотическое направление; субботники по благоустройству классной комнаты («Дело мастера боится»); уход за цветами в классной комнате, Зимнем саду школы, час общения «Терпенье и труд – всё перетрут», акции Добра, встречи-беседы с представителями различных профессий, организация самообслуживания – общественно полезная деятельность);

  • организована внеурочная деятельность с учётом валеологических требований к проведению внеурочных мероприятий – с соблюдением динамической паузы (40-50 минут) между учебными занятиями по расписанию;

  • проведена стартовая диагностика обучающихся с целью организации личностно ориентированного обучения и прогнозирования планируемых результатов к концу первого года обучения;

  • разработаны планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований в формате новых образовательных стандартов;

  • приобретена необходимая научно-практическая литература по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников;

  • создана медиатека методических материалов по внедрению стандартов II поколения.

    Третий этап – реализация ООП НОО, Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:

  • осуществляется постоянная методическая поддержка учителям начальных классов по внедрению ФГОС; за I полугодие 2010-2011 учебного года проведены:

Семинары:

  • Деятельностный подход на уроках в начальной школе.

  • Внедрение современных технологий в образовательный процесс в целях организации деятельностного подхода в образовании.

Консультации:

  • Организация учебной деятельности на уроке на основе планируемых результатов по изучаемой теме.

  • Система мониторинга достижения основных планируемых результатов образования.

  • Формирование УУД на уроках и внеурочных занятиях.

  • Технологическая карта учителя по …

  • педагоги участвуют в обучающих семинарах, проводимых городским методическим объединением учителей начальных классов по вопросам внедрения ФГОС в начальных классах;

  • проводится большая просветительская работа с родителями:

  • в рамках реализации Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни проведены беседы на родительских собраниях классными руководителями, педагогом-психологом по темам, медицинским работником школы: «Физическое воспитание младшего школьника»; «Режим дня первоклассника»; «Питание младшего школьника»; «Рабочее место первоклассника»; «Как помочь ребёнку в учёбе»; на родительских лекториях освещены темы: «О необходимости соблюдения режима питания и режима дня первоклассником»; «Семейный досуг в формировании культуры и здорового образа жизни младшего школьника»;

  • на родительских собраниях за I полугодие 2010-2011 учебного года рассмотрены проблемные вопросы: роль безотметочной системы обучения в личностном развитии обучающегося; роль родителей в развитии мотивации к обучению ребёнка; о роли участия родителей во внеурочной деятельности школы, в отдельных внеучебных мероприятиях в духовно-нравственном становлении ребенка; успехи и проблемы детей и т.д.; на каждом родительском собрании демонстрируются результаты урочной и внеурочной деятельности – творческие работы первоклассников;

  • при активном участии родителей обучающихся 1 классов:

  • созданы Портфолио обучающихся;

  • проведены мероприятия: выставка «Природа и фантазия»; фотовыставки «Я – школьник», «Ах, лето…», «Зимние забавы», совместные праздники (праздник «Первого звонка», «Я – пешеход»), экскурсии (в Краеведческий музей, в ДТДиМ); походы в театр;

  • выполнены проекты «Генеалогическое дерево», «Безопасный маршрут», «Чистая вода»;

  • укреплена материально-техническая база (ремонт и озеленение классных комнат, за родительский счет приобретены учебная литература и кулер для поддержания питьевого режима);

  • учебно-воспитательная деятельность в 1 пилотных классах освещается через выпуск информационных бюллетеней и сайт школы.

Выводы по реализации ООП НОО за I полугодие 2010-2011 учебного года:

  • опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;

  • введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, а с другой - создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками;

  • школа с продленным днем оказалась востребованной и родителями, и детьми; плавно и безболезненно протекает адаптация первоклассников в условиях новой образовательной среды;

  • материально-технические возможности школы (использование игровой комнаты, спортзала, компьютерного класса, актового зала, видеозала, бассейна, открытых игровых площадок) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;

  • много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;

  • наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;

  • наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют: учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами; уроки, внеурочные занятия в пилотных классах проходят в интерактивном режиме.

В рамках семинара учителя, работающие в пилотных классах, Осипова Елена Валерьевна (1б) и Демидова Людмила Андреевна (1а) поделились опытом организации системно-деятельностного обучения на уроках математики и обучения грамоте. Причем Елена Валерьевна провела урок математики в кабинете, который пока не оборудован в соответствии с требованиями стандарта, а значит, в типичных классических условиях, в каких работают большинство педагогов в городе. Наверное, тем и ценнее этот опыт с точки зрения применения системно - деятельностного подхода в условиях, близких, знакомых большинству учителей. Данный пример говорит о том, что не следует ждать мгновенного решения проблем, связанных с материально-техническим обеспечением, а надо действовать в соответствии с достигнутыми профессиональными качествами, педагогическими амбициями («я умею», «я могу») в интересах детей.
Разумеется, эффективность внедрения ФГОС будет оценена в результате итогового мониторинга реализации ООП НОО в мае 2011 года (мониторинг качества организации учебно-воспитательной деятельности, мониторинг достижения планируемых результатов к концу 1-го года обучения; мониторинг качества деятельности учителей, мониторинг количества родителей, привлеченных к совместной деятельности со школой и др.).
Сегодня только предварительно можно говорить о некоторых показателях внедрения ФГОС:

  • Процент педагогов начальных классов, готовых к внедрению ФГОС - 80%.

  • Количество обучающихся в 1 классах на 1 персональный компьютер – 3.

  • Оборудование кабинетов начальной школы мультимедийными проекторами – 2.

  • Готовность школы к охвату школьников внеурочной деятельностью- 100%.

  • Готовность школы организовать сбалансированное питание младших школьников с учетом диетического - 100%.

  • Процент родителей, принимающих участие в школьных мероприятиях- 60%.

  • Научно-практические семинары – 2; консультации - еженедельно.

  • Оценка родителей деятельности школы по реализации ФГОС второго поколения – удовлетворительная (данные анкет).

  • Дополнительные занятия во внеурочное время (в рамках ГПД) родители оценивают как возможность развития творческих способностей детей; дети не проявляют признаков переутомления во второй половине дня (данные из анкет родителей).

Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего образования.
В части материально-технического обеспечения:

  • не оснащен мультимедийным оборудованием один пилотный класс – 1б;

  • не оснащен росто-возрастной мебелью тот же пилотный класс.

  • отсутствие финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в первых классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.

В части учебно-методического обеспечения:

  • отсутствие в школьной библиотеке новых УМК;

  • невозможность повторного использования учебников по образовательной системе «Перспектива» (в силу специфики построения учебников) несёт за собой ежегодные финансовые затраты.

В части информационно-методического обеспечения:

  • рабочие программы внеурочной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования не соответствуют требованиям к оформлению и содержанию программ согласно ФГОС;

  • требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

В части оценочной деятельности и диагностики:

  • влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из ДОУ; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;

  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;

  • проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов, работающих с первоклассниками.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».