Опыт внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего образования в мбоу сош №51 г. Краснодар - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего... 1 82.51kb.
Опыт внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего... 1 159.68kb.
Использование учебников при переходе на фгос 2го поколения 1 89.26kb.
Доклад «Опыт внедрения фгос основного общего образования в мбоу «Дарьевская... 1 87.96kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... 8 2164.12kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 14 4929.63kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 9 3931.33kb.
Образовательная программа начального общего образования мбоу сош... 16 6799.04kb.
Образовательная программа начального общего образования моу сош №2 С. 6 3541.02kb.
План-график по введению фгос 1 91.82kb.
А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков проект стандарты второго... 1 289.79kb.
Внеклассное мероприятие "В гостях у сказки" 1 52.01kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Опыт внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего образования в - страница №1/1


Опыт внедрения ФГОС второго поколения
на ступени начального общего образования
в МБОУ СОШ № 51 г. Краснодар


Славгородская И.В.заместитель директора по УВР высшей категории, Почётный работник общего образования РФ

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя.

Наша школа без раздумий, как только заговорили о введении новых стандартов включилась в изучение материалов по федеральному государственному стандарту второго поколения (Фундаментальное ядро содержания общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.; Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008/ Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010; Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. М.: Просвещение, 2010).


Особенно внимательно изучили требования федерального государственного стандарта второго поколения (далее – ФГОС). Ознакомившись с ними, провели мониторинг условий школы с целью выявления готовности введения ФГОС в 2011 году. Мониторинг включал материально-технический и кадровый потенциал, санитарно-гигиенические условия, информационно-методические ресурсы.


Результаты мониторинга были рассмотрены на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом и педагогическом советах.
Анализ ресурсов учебной и методической литературы, кадрового потенциала, программного оснащения, используемого для обеспечения здоровьесберегающей среды в школе (педагогический коллектив школы много лет занимается вопросами здоровьесбережения обучающихся) показал: педагогам, работающим в начальной школе, «войти» в образование по новым стандартам несложно.
Во-первых, учителя работают по образовательным программам «Школа 2100», «Начальная школа XXIвек», «Школа России». Опыт работы по данным УМК – это «мост» к переходу на новый стандарт.
Во-вторых, педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии, среди них: адаптивная технология, технологии развивающего и проблемного обучения, технология творческих мастерских, технология личностно ориентированного обучения.
В-третьих, учителя начальной школы имеют опыт экспериментальной работы, способны к инновационной деятельности.
В-четвертых, 80% педагогов, работающих на I ступени образования, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
В-пятых, школа располагает соответствующей материально-технической базой (2 спортивных зала, актовый зал, библиотека, игровая комната, столовая, 2 компьютерных кабинета, учебные кабинеты) и возможностью оснащения учебных кабинетов будущих первоклассников необходимой техникой.
В-шестых, внеурочная деятельность обучающихся уже несколько лет организуется совместно с педагогами учреждений дополнительного образования, что позволит безболезненно организовать внеурочную деятельность в первых классах согласно базисному учебному плану по новому ФГОС.
Мы, конечно, понимали, что для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны не просто высоко квалифицированные кадры, а кадры, прошедшие специальную подготовку, готовые технологически обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования. Поэтому по решению методического совета школы учителя набирающие первые классы были направлены на целевые курсы в ККИДППО по вопросам внедрения нового ФГОС.
Знания, полученные на курсах, дали новый импульс подготовительной работе к внедрению ФГОС в 2011 году.
В марте 2011 года в соответствии с приказом директора школы была создана рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения.
В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:

  • изучение методических материалов ФГОС второго поколения;

  • разработка основной образовательной программы начального общего образования;

  • разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;

  • разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

  • ознакомление с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) будущих первоклассников; обсуждение ФГОС с родителями (законными представителями);

  • изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;

  • разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;

  • создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность педагогов;

  • обеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога.

Проанализировав наиболее перспективные УМК, отвечающие требованиям нового ФГОС, учителя начальной школы (предварительно обсудив с родителями (законными представителями) будущих первоклассников), остановились на УМК «Школа 2100», «Начальная школа XXI век», «Школа России» ориентируют на инновационную деятельность, реализуют системно-деятельностный подход.
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:

  • дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о координационном совете по введению ФГОС второго поколения; Положение о рабочей учебной программе по предметам начального общего образования на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; Об официальном Web-сайте в сети Интернет МБОУ СОШ № 51 г.Краснодар; О порядке установления выплат стимулирующего характера работникам (с изменениями и дополнениями); Должностная инструкция учителя начального класса, реализующего ФГОС второго поколения; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УВР в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения).

  • на родительских собраниях будущих первоклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения;

  • совместно с родителями будущих первоклассников определены образовательные системы для реализации ООП НОО: в 1а классе - «Начальная школа XXIвек»,

  • 1б классе - «Школа 2100»; 1в классе- «Школа России».

  • проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время;

  • скорректирован план методической работы ШМО учителей начальных классов, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения на I ступени начального общего образования, и разработку программ;

  • включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей начальных классов, разрабатывающих рабочие учебные программы;

  • проект ООП НОО с рабочими программами по предметам БУП отправлен в Департамент образования на рассмотрение экспертной комиссией с целью получения оценки основного документа, определяющего содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

  • создан координационный совет для решения проблемных вопросов при введении ФГОС;

  • разработана Программа внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, на ее основе:

  • организована внеучебная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей первоклассников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (во внеурочной деятельности реализуются следующие дополнительные программы:

  • , «Хореография», «Занимательная математика», «Занимательная грамматика»,

  • «Я - исследователь», «В здоровом теле здоровый дух», «Здоровья и безопасности» , «Родной край», «Мир вокруг нас», «Изостудия», «Информатика в играх и задачах».

  • разработана система КТД, классных часов для 1-ых классов по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (включены: Дни здоровья: «Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья»; эстафеты «Самые ловкие и смелые»; праздники: «Мой друг - Мойдодыр», «Маскарад вредных привычек», «Правила дорожного движенья знаю все без исключенья»; классные часы («советы доктора»: «Как уберечь себя от гриппа?»; «Здоровое питание»); организована внеурочная деятельность с учётом валеологических требований к проведению внеурочных мероприятий – с соблюдением динамической паузы (40-50 минут) между учебными занятиями по расписанию;

  • проведена стартовая диагностика обучающихся с целью организации личностно ориентированного обучения и прогнозирования планируемых результатов к концу первого года обучения;

  • разработаны планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований в формате новых образовательных стандартов;

  • приобретена необходимая научно-практическая литература по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников;

  • создана медиатека методических материалов по внедрению стандартов II поколения.

    Третий этап – реализация ООП НОО, Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:

  • осуществляется постоянная методическая поддержка учителям начальных классов по внедрению ФГОС; за I полугодие 2011-2012 учебного года проведены:

Семинары:

  • Деятельностный подход на уроках в начальной школе.

  • Внедрение современных технологий в образовательный процесс в целях организации деятельностного подхода в образовании.

Консультации:

  • Организация учебной деятельности на уроке на основе планируемых результатов по изучаемой теме.

  • Система мониторинга достижения основных планируемых результатов образования.

  • Формирование УУД на уроках и внеурочных занятиях.

  • Технологическая карта учителя по …

  • педагоги участвуют в обучающих семинарах, проводимых городским методическим объединением учителей начальных классов по вопросам внедрения ФГОС в начальных классах;

  • проводится большая просветительская работа с родителями:

  • в рамках реализации Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни проведены беседы на родительских собраниях классными руководителями, педагогом-психологом по темам, медицинским работником школы: «Физическое воспитание младшего школьника»; «Режим дня первоклассника»; «Питание младшего школьника»; «Рабочее место первоклассника»; «Как помочь ребёнку в учёбе»; на родительских лекториях освещены темы: «О необходимости соблюдения режима питания и режима дня первоклассником»; «Семейный досуг в формировании культуры и здорового образа жизни младшего школьника»;

  • на родительских собраниях за I полугодие 2011-2012 учебного года рассмотрены проблемные вопросы: роль безотметочной системы обучения в личностном развитии обучающегося; роль родителей в развитии мотивации к обучению ребёнка; о роли участия родителей во внеурочной деятельности школы, в отдельных внеучебных мероприятиях в духовно-нравственном становлении ребенка; успехи и проблемы детей и т.д.; на каждом родительском собрании демонстрируются результаты урочной и внеурочной деятельности – творческие работы первоклассников;

  • при активном участии родителей обучающихся 1 классов:

  • созданы Портфолио обучающихся;

  • укреплена материально-техническая база (ремонт и озеленение классных комнат, за родительский счет приобретены кулеры для поддержания питьевого режима);

  • учебно-воспитательная деятельность в 1-х классах освещается через сайт школы.

Выводы по реализации ООП НОО за I полугодие 2011-2012 учебного года:

  • опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;

  • введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, а с другой - создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками;

  • школа с продленным днем оказалась востребованной и родителями, и детьми; плавно и безболезненно протекает адаптация первоклассников в условиях новой образовательной среды;

  • материально-технические возможности школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;

  • много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;

  • наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;

  • наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют: учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами; уроки, внеурочные занятия в пилотных классах проходят в интерактивном режиме.

Разумеется, эффективность внедрения ФГОС будет оценена в результате итогового мониторинга реализации ООП НОО в мае 2012 года (мониторинг качества организации учебно-воспитательной деятельности, мониторинг достижения планируемых результатов к концу 1-го года обучения; мониторинг качества деятельности учителей, мониторинг количества родителей, привлеченных к совместной деятельности со школой и др.).
Сегодня только предварительно можно говорить о некоторых показателях внедрения ФГОС:

  • Процент педагогов начальных классов, готовых к внедрению ФГОС - 80%.

  • Количество обучающихся в 1 классах на 1 персональный компьютер – 3.

  • Оборудование кабинетов начальной школы мультимедийными проекторами – все..

  • Готовность школы к охвату школьников внеурочной деятельностью- 100%.

  • Готовность школы организовать сбалансированное питание младших школьников с учетом диетического - 100%.

  • Процент родителей, принимающих участие в школьных мероприятиях- 60%.

  • Научно-практические семинары – 2; консультации - еженедельно.

  • Оценка родителей деятельности школы по реализации ФГОС второго поколения – удовлетворительная (данные анкет).

  • Дополнительные занятия во внеурочное время (в рамках ГПД) родители оценивают как возможность развития творческих способностей детей; дети не проявляют признаков переутомления во второй половине дня (данные из анкет родителей).

Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего образования.

В части информационно-методического обеспечения:

  • требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

В части оценочной деятельности и диагностики:

  • влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из ДОУ; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;

  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;

  • проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов, работающих с первоклассниками.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».