Похожие работы
|
Опыт реструктуризации экономики городов в странах Латинской Америки - страница №3/3
75. Что же касается российского опыта внедрения кластерного подхода, то тут можно сказать следующе: в последнее время все больше ожиданий обращено к кластерам как к панацее от «сырьевой иглы», на которой сидит экономика России. Подразумевается, что создание кластеров позволит дать новый инновационный виток развития, поднять производительность труда и обеспечить появление новых полюсов роста конкурентоспособности российской экономики. На сегодняшний день внимание к кластерной политике заострено благодаря Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года76, вопросы создания кластеров рассматриваются в рамках работы Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Для определения пилотных проектов развития территориальных инновационных кластеров Минэкономразвития России в марте-июне 2012 года провело отбор проектов территориальных инновационных кластеров. Всего из регионов поступило 94 заявки из 50 регионов, из которых по результатам отбора был составлен перечень, в который вошли 25 инновационных кластеров из 19 субъектов Российской Федерации, при этом, 13 кластеров были отнесены к I группе (им предлагается оказывать финансовую поддержку путем предоставления субсидий из федерального бюджета в размере до 5 млрд. рублей в течение 5 лет, начиная с 2013 года), а оставшиеся 12 – ко II группе – их также предлагается поддерживать, но без федерального финансирования на первом этапе77. Таким образом получается, что на сегодняшний день в России кластеры являются инициативой государственных властей, а для муниципального образования кластер является дополнительным каналом получения финансирования из федерального бюджета, что по существу прямо противоречит ситуации г. Медельин, в котором инициатива открытия кластеров являлась обоюдным решением местных властей, торговой палаты и представителей бизнес-среды. 3.6. Модернизация транспортной системы города и поддержка малого предпринимательства (Куритиба) Куритиба является административным центром штата Парана – ведущего сельскохозяйственного штата Бразилии – и по праву считается одним из быстроразвивающихся городов Латинской Америки. Согласно данным, предоставляемым Префектурой города, население Куритибы в 2007 году составляло 1,8 млн. человек, что ставит его на 7 место среди городов Бразилии по численности населения. При этом в течение второй половины ХХ века, рост численности населения составлял 5,3%, сейчас – порядка 1,5% в год78. Подобный быстрый и продолжительный прирост населения сделал Куритибу важным индустриальным и коммерческим центром, что в свою очередь заставило местные власти адаптироваться к изменившимся условиям и принять план развития города. Так, в 1968 году Префектурой мэра Иво Арсуа был принят Мастер-план79 развития Куритибы (далее – План), который устанавливал основные принципы планирования города, определившие развитие города на последующие 40 лет. Согласно Плану, приоритет отдавался следующим направлениям: развитие интегрированной системы общественного транспорта, контроль и развитие землепользования и сохранение окружающей среды80. Для контроля реализации указанного Плана был создан Институт городских исследований и городского планирования. Данная организация была независима от агентств и ведомств Куритибы для того, чтобы отделить исполнение Плана от политических циклов. Развитие транспортной системы В рамках исполнения Плана были созданы программы, объединяющие землепользование и создание улично-дорожной сети. Краеугольным камнем в реализации Плана развития являлось продвижение использования общественного транспорта, основу которого составила система высокоскоростных автобусных перевозок. Данная автобусная сеть была разработана в качестве более экономичной и удобной альтернативы созданию сети железнодорожного сообщения в черте города, и смогла обеспечить высококачественные услуги по перевозке пассажиров. В соответствии с Планом, развитие городских территорий должно происходить по так называемым «коридорам развития», расположенным вокруг городского центра, каждый из которых имеет свою функциональную нагрузку. В каждом коридоре проложены три независимые, огражденные друг от друга дороги: центральная – выделена для общественного транспорта и имеет две полосы (по полосе для движения в каждую сторону); по бокам от центральной дороги расположены дороги одностороннего движения для частного транспорта и парковки. В рамках развития системы высокоскоростных автобусов была разработана сеть маршрутов, которые были проложены как в пределах «коридоров», так и между ними, соединяя тем самым центральные и периферийные районы города, позволяя получить доступ к инфраструктурным объектам жителям отдаленных, бедных районов Куритибы. Для того, чтобы обеспечить возможность пересадки пассажиров с одного маршрута на другой были построены пересадочные узлы, внутри которых были расположены магазины, почтовые отделения и иные услуги. Дополнительно стоит отметить тот факт, что в каждом из 12 районов города находился особый пересадочный узле, в котором помимо коммерческих услуг, пассажиры могли воспользоваться набором муниципальных услуг. Система оплаты проезда в автобусах Куритибы оплачивается до посадки в автобус, что позволяет сократить время простоя автобуса на остановке. Тариф, по которому пользователи оплачивают проезд зависит от дальности поездки и количества пересадок, при этом тарифная сетка построена таким образом, что те, кто передвигается на небольшие расстояния, субсидируют тех, чьи поездки являются более долгими. Подобная система позволяет пользоваться автобусами также и малообеспеченным гражданам Куритибы. При этом тарфы регулярно пересматриваются для того, чтобы доля транспортных расходов не превышала 10% дохода, получаемого среднестатистическим работником. Система высокоскоростных автобусных перевозок получает субсидии со стороны муниципалитета и контролируется государственной компаний Urbanizacao de Curitiba, которая перераспределяет все полученные от перевозок доходы между 16 частными транспортными компаниями пропорционально протяженности их маршрутов. Стоит также отметить тот факт, что транспортные компании самостоятельно должны покупать все автобусы, за что они получают компенсацию капитальных издержек в размере 1% ежемесячно, что стимулирует компании обновлять автобусный парк каждые 3-4 года. При этом старые автобусы покупает муниципалитет по номинальной цене и устраивает в них мобильные библиотеки, учебные кабинеты, передвижные кухни. Успешность данного проекта может быть представлена следующими фактами: несмотря на то, что население Куритибы с начала работы системы выросло в 2 раза, интенсивность дорожного движения снизилась на 30%81. Существенная важность данного проекта заключается в следующем: эффективно организованная транспортная система в первую очередь повысила мобильность бедных слоев населения, соединив отдаленные районы города с экономическим центром города, в котором расположены основные места работы, досуга и отдыха. Приток рабочей силы к местам сосредоточения бизнес-организаций позволил привлечь новых инвесторов и представителей малого и среднего предпринимательства, которые в свою очередь получили более дешевую рабочую силу (как правило, среди бедняков в основном присутствуют малоквалифицированные граждане, труд которых стоит меньше, чем труд более квалифицированных людей). Поддержка малых предприятий Обеспечение населения Куритибы необходимой инфраструктурой, позволило создать условия в городе, которые также привлекательны не только для жизни, но и для ведения бизнеса. Так, ВВП Куритибы в 2008 году составил 22,5 млрд. Долларов, что сделало Куритибу 4 из самых богатых городов Бразилии после Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Бразилии и одним из самых привлекательных для инвестиций. Для привлечения инвестиций властями города был разработан ряд программ поддержки, а именно:
Успех Куритибы прекрасно иллюстрирует, насколько важны и взаимосвязаны пространственные, институциональные и культурные аспекты городского планирования для развития города. Так, развитая инфраструктура города позволила соединить людей бедных районов города, которые раньше не имели доступа к экономическому центру города, где в основном представлялись рабочие места, что помогло снизить социальную напряженность. Одновременно с этим, развитая инфраструктура города является привлекательным фактором для размещения бизнеса в городе. Дополнительные факторы привлекательности, как бизнес-инкубатор, налоговые льготы и иная помощь со стороны муниципалитета привели к тому, что ВВП города возрос на 9,5 тыс. бразильских долларов за период 2002-200982. Что же касается секторальной структуры ВВП Куритибы, то в 2009 году 79,6% представлял сектор услуг, 20,29% было представлено промышленностью и 0,11% пришлось на сельское хозяйство. Данный факт подтверждает то, что на данном этапе своего развития экономика города находится в постиндустриальной фазе. 3.7. Выводы и рекомендации Проанализировав приведенные выше примеры, возможным представляется сделать ряд следующих выводов. Конечно, местное социально-экономическое развитие не является простым по своим характеристикам явлением и требует от властей немалых усилий, разнонаправленных мер по стабилизации экономики, снижению социальной напряжённости и повышению привлекательности города. Однако, необходимо отметить следующее: большое внимание территориальными властями уделялось в первую очередь общественной кооперации и расширению механизмов гражданского участия, а также накоплению социального и человеческого капитала, а большинство локальных изменений, что важно, осуществлялось «снизу вверх» (политика Мокуса и Пеньялосы в Боготе, Фахардо и Салазара в Медельине),. Отдельно стоит отметить политику повышения конкурентоспособности города. Так, акцент может быть сделан на природной красоте местности, как это было сделано в старопромышленном городе Киндио (добыча кофе, Колумбия), когда существовавшую инфраструктуру использовали для организации маршрутов эко-туризма. Иной вариант проведения политики повышения конкурентоспособности города - укрепление или развитие одной из отраслей экономики, как это было сделано в Кордобе и Медельине (создание кластеров). Наряду с вышеперечисленными мерами большое внимание уделялось повышению качества жизни в городе: расширению публичных пространств в городе и модернизации городских транспортных систем, повышение качества коммунальных услуг (Богота, Колумбия). Важно помнить о том, что муниципалитеты стран Латинской Америки и России имеют различную степень фискальной автономии, что в свою очередь во многом диктует направления реализации социально-экономической политики местных органов власти. Тем не менее, следующие меры могут быть интерпретированы для российских городов: Во-первых при проведении каких-либо изменений на муниципальном уровне необходимо установить диалог между властью и обществом. Так, например, это может быть горячая линия по вопросам, касающимся основных проблем в городе, или же проведение общегородских собраний, на которых жители будут участвовать в определении и формировании основных направлений политики муниципального образования. Данные меры позволят населению почувствовать свою значимость для города, что в дальнейшем приведет к более позитивному восприятию изменений и нововведений, предпринятых муниципальными властями. В то же время подобный устойчивый диалог может обеспечить новый взгляд на социальные и экономические проблемы, которые имеют место быть в городе: «снизу» проблемы более заметны. Одним из инструментов установки подобного «диалога» является изучение общественного мнения по вопросам муниципальной социально-экономической ситуации. Как уже было сказано выше, локальные проблемы «снизу» видны лучше. Именно поэтому мониторинг мнения местных жителей может помочь властям вовремя модифицировать существующие меры, не дожидаясь критического момента. Так, например, создание Интернет-портала о жизни города, на котором бы отражались результаты проведенных опросов, устраивались бы небольшие соцопросы, оставлялись бы отзывы, позволило бы в первую очередь администрации города наглядно лицезреть существующие недочеты и «провалы» в собственных действиях, а жителям – почувствовать свою значимость Стоит отметить, что указанная мера одинаково подходит для городов разных типов: как в крупных, так и в небольших, как в промышленных, так и в непромышленных – во всех городах взаимодействие власти и местного сообщества должно строиться на взаимопонимании и доверии. Во-вторых, как показал опыт Боготы, изменения на муниципальном уровне должны вводиться «снизу», а не навязываться властью как обязательные к исполнению меры. Так, например, при переходе на сортировку бытовых отходов простая установка контейнеров для каждого из типов мусора и оповещение жителей о свершившихся нововведениях недостаточны, необходимо популяризировать привычку сортировать отходы. В данном случае это может быть часть транслируемый по местному телевидению рекламный ролик с участием уважаемых членов местного сообщества, реклама в местных печатных СМИ, акции выходного дня, участие в которых будут принимать все те же уважаемые горожане, члены администрации. Подобные мероприятия ориентированы на создание некого адаптационного буфера, которые в процессе реализации помогут местным жителям легче принять и привыкнуть к наступающим переменам, позволит им проанализировать предъявляемые к ним требования. Несмотря на то, что город, с которого взят данный пример, является крупным городом, с численностью более 7 млн. человек, более эффективной данная мера окажется в российских городах, обладающих меньшей численностью и территорией. Данное замечание обусловлено особенностями менталитета российских граждан: закрытостью, обособленностью и недоверием к власти. Проведение мероприятий при небольшой численности населения обеспечит более быстрый процесс интеграции граждан и диффузию введенных изменений. . В-третьих, на местном уровне нельзя забывать о значимости транспортной инфраструктуры. Так, необходимым является обеспечение быстрого доступа из периферийных районов города в его центр, так как в большинстве случаев именно городской центр аккумулирует в себе экономические ресурсы – большая часть предприятий, а соответственно и создаваемых рабочих мест находится в городе, а также точек торгово-бытового обслуживания и развлечений. Таким образом, при получении быстрого доступа к указанным элементам жителями из отдаленных и, как правило, наиболее бедных, районов города снизится социальная напряженность в обществе. Также стоит отметить, что развитая транспортная инфраструктура является весомым фактором для привлечения инвестиций в город. Однако стоит отметить, что транспортная проблема наиболее характерна для крупных городов, ограниченных в земельных ресурсах. Тем не менее, транспортная доступность экономических и досуговых объектов имеет большое значение в городах любого типа. В-четвертых, развитие мультипрофильной кластерной зоны на территории города создаст условия для вовлечения инвестиций в городскую экономику, поспособствует росту экономической активности на территории муниципального образования, а также поможет диверсифицировать экономику. Стоит отметить, что важную роль в развитии кластеров имеют малые предприятия: для малых и средних предприятий кластер существенно снижает барьеры выхода на рынки сбыта продукции, поставок сырья и материалов, рабочей силы. Деловая репутация кластера предоставляет предприятиям новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Именно поэтому важно на базе кластера создать необходимые условия, например, при помощи бизнес-инкубатора, на базе которого будут осуществляться консультационные услуги. Однако стоит понимать, что на базе далеко не всякого муниципального образования можно создать успешно функционирующий кластер. Необходимы конкурентные преимущества города на региональном уровне: выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, необходимой инфраструктуры. Однако стоит помнить о том, что подобные инструменты развития (кластеризация) будут иметь больший эффект в том случае, если инициатива создания кластерной зоны (или, например, бизнес-инкубатора) исходит от бизнес-сообщества. Также стоит помнить о том, что акцент в муниципальной политике не должен быть поставлен только на экономическую составляющую, так как изменения в социальной среде имеют большое значение для города, которое не ограничивается, например, снижением уровня преступности или уровня бедности. Так, результаты социальной политики могут позитивно сказаться на состоянии рынка труда, что является весомым фактором для формирования бизнес-среды. Дополнительно необходимо отметить тот факт, что приведенные ранее конкретные меры, направленные на социальные изменения в обществе, могут быть применены в российской практике. Так, например, проведение акций, таких как «мимы на пешеходных переходах» могут быть адаптированы и для российских дорог, так как на сегодняшний день в крупных городах, особенно городах федерального значения, остро стоит проблема культуры вождения и поведения на дорогах. Данная акция поможет адаптировать правила дорожного движения для широкой публики: как для водителей – непосредственных участников дорожного движения, так и для обычных людей, не имеющих транспортных средств. Более того, проведение данных мероприятий позволит вовлечь детей и подростков, неадекватное поведение которых на дорогах часто становится причиной происшествий. В то же время такие мероприятия, как дни обезоруживания, могут иметь успех в регионе Северного Кавказа, где большое количество граждан имеет оружие дома. Заключение На сегодняшний день, динамично развивающийся регион Латинской Америки представляет огромный интерес для изучения с точки зрения опыта трансформации городов и их экономики. Пример данного региона для России важен в связи с общностью траекторий развития нашей страны и стран Южной Америки. В доказательство данному факту в работе были описаны следующие факты: регион также, как и Россия, богат полезными ископаемыми и земельными ресурсами, что привело к ресурсозависимости экономик стран Латинской Америки. Программа стремительной импортозамещающей индустриализации, которая по своей сути похожа на политику, проведенную в СССР по приведению экономики к самообеспеченности, привела к росту экономики региона. Однако кризис традиционной системы государственного капитализма вынудил южноамериканские власти перейти на демократический путь, с чем была связана приватизация, проводимая в регионе. Новая неолиберальная политика, вступившая в силу в конце ХХ столетия как в России, так и в странах Латинской Америки привела к развитию городов и изменению структуры их экономики. Несмотря на общность компетенций, местные власти стран Латинской Америки и России шли совершенно разными тропами. Так, большое внимание в южно-американском регионе уделялось социальным составляющим политики: вовлеченности граждан в управление городом, образовательным программам, повышению мобильности граждан путем модернизации транспортной системы города, улучшению качества жизни в городе путем расширения публичных пространств и повышения качества оказываемых услуг, а также повышению его конкурентоспособности города. Ряд мер, примененных местными властями в городах Колумбии и Бразилии, показывают, что применение различных инструментов управления позволяют создать на территории города условия, комфортные для жителей и привлекательные для бизнеса. Так, например, большое значение для повышения уровня жизни здесь имеет контакт, установленный между местными властями и представителями городской среды (как просто жителями, так и представителями бизнеса). Также важную роль в развитии города играют мероприятия по модернизация транспортной инфраструктуры, создание льготных условий для малого бизнеса. Таким образом, приведенный в данной работе опыт имеет большое значение в современной ситуации и может быть перенесен на российские реалии. Библиографический список Нормативно-правовые акты:
http://pravo.gov.ru/ipsdata/?docbody=&nd=102083287&intelsearch=%EE%E1+%EE%F1%ED%EE%E2%E0%F5+%EC%E5%F1%F2%ED%EE%E3%EE+131-%F4%E7 (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.icesi.edu.co/cienfi/images/stories/pdf/estatuto_tributario_libro_i.pdf (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.alcaldiabogota.gov.co/sisjur/normas/Norma1.jsp?i=48267 (дата обращения: 30.05.2013).
http://pdba.georgetown.edu/Constitutions/Brazil/esp88.html (дата обращения: 30.05.2013). Литература:
http://www.perspektivy.info/misl/idea/teorii_modernizacii_i_ekonomicheskoje_razvitije_2010-04-13.htm (дата обращения: 30.05.2013).
http:// www.inop.ru/files/calhoun.doc (дата обращения: 30.05.2013)
http://ecsocman.hse.ru/data/913/950/1219/2002_n1_p57-96.pdf (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.mspbank.ru/files/analytical_center/analytical_reports/researches/obzor-09-2012.pdf (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.cedipt.spb.ru/upload/files/economics/macro/sed%20RF%20and%20other%20countries%202008-2011.pdf (дата обращения: 30.05.2013).
http://cdi.mecon.gov.ar/biblio/docelec/MM1190.pdf (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.mckinsey.com/insights/urbanization/building_competitive_cities_key_to_latin_american_growth (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.news.harvard.edu/gazette/2004/03.11/01-mockus.html (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.iclei.org.br/polics/CD/P2_4_Estudos%20de%20Caso/1_Planejamento%20Urbano/PDF106_EC77_Curitiba_ing.PDF (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.juridicas.unam.mx/publica/librev/rev/gac/cont/54/ens/ens9.pdf (дата обращения: 30.05.2013).
Другие источники:
http://esa.un.org/unpd/wup/unup/index_panel1.html (дата обращения: 30.05.2013).
http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.camaramed.org.co/mcc_resultados/pdf/Contexto_esp.pdf (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.agencia.curitiba.pr.gov.br/publico/conteudo.aspx?codigo=109 (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.camaramedellin.com.co/site/DesktopModules/Bring2mind/DMX/Dowload.aspx?Command=Core_Download&EntryId=86&PortalId=0&TabId=515 (дата обращения: 30.05.2013).
http://www.culturaemedellin.gov.co/sites/CulturaE/empresario/Paginas/lanzamiento_Cluster_tic_medellin_110429.aspx (дата обращения: 30.05.2013). 1О’Салливан А. Экономика города / Пер. с англ.– М.: Инфра-М, 2002.– 706 с., с.21 2 Таблица составлена на основе статистических данных, представленных в статье Новиков Ю.Н. Динамика изменений и современное состояние мировых запасов, добычи и потребления нефти [Электронный ресурс] // Нефтегазовая геология. Теория и практика. [Сайт] URL: http://www.ngtp.ru/rub/6/13_2013.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 3 Внешнеторговые связи Чили [Электронный ресурс] // Посольство Российской Федерации в Республике Чили [Сайт] URL: http://www.chile.mid.ru/rus/InformacionChile/econ_002.htm (дата обращения: 30.05.2013). 4 Горнодобывающая промышленность Боливии [Электронный ресурс] // Новостной туристический блог: Новости, статьи и заметки о странах [Сайт] URL: http://sat-elita.info/boliviya/gornodobyvayushhaya-promyshlennost-bolivii/ (дата обращения: 30.05.2013). 5 Товарная структура внешней торговли Бразилии в 2010 году [Электронный ресурс] // Консалтинговая компания ВЛАНТ [Сайт] URL: http://vlant-consult.ru/information/board/135 (дата обращения: 30.05.2013). 6 Там же. 7 Аргентина [Электронный ресурс] // Торговое представительство Российской Федерации в Аргентинской Республике [Сайт] URL: http://www.rcrusia.com.ar/ruso/infoargentina.htm (дата обращения: 30.05.2013). 8 Аринархов Е. Россия и Латинская Америка: общее и особенно. [Электронный ресурс] // Мост дружбы между Россией и Латинской Америкой. 28.02.2008. [Сайт] URL: http://www.latin.ru/publicacion/arinarjov.shtml (дата обращения: 30.05.2013). 9 Там же. 10 Красильщиков В.А. Латинская Америка сегодня – Россия завтра (оптимистический вариант будущего России) [Электронный ресурс] // Мир России. – 2002. - т. XI. - № 1. [Сайт] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/913/950/1219/2002_n1_p57-96.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 11 Там же. 12 См., например: Квасов А.: Чилийские экономические реформы, практический опыт и его актуальность для России. М., 1998. 13 CEPAL. Balance preliminar de la economía de América Latina y el Caribe, 2001. Santiago de Chile, diciembre de 2001. 14 Красильщиков В.А. Латинская Америка сегодня – Россия завтра (оптимистический вариант будущего России) [Электронный ресурс] // Мир России. – 2002. - т. XI. - № 1. [Сайт] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/913/950/1219/2002_n1_p57-96.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 15 Красильщиков В.А. Латинская Америка сегодня – Россия завтра (оптимистический вариант будущего России) [Электронный ресурс] // Мир России. – 2002. - т. XI. - № 1. [Сайт] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/913/950/1219/2002_n1_p57-96.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 16 Там же. 17 Статистические данные были взяты из электронной базы данных Департамента экономической и социальной политики США [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://esa.un.org/unpd/wup/unup/index_panel1.html (дата обращения: 30.05.2013). 18 Ложная урбанизация - в развивающихся странах - стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни 19 Красильщиков В.А. Латинская Америка сегодня – Россия завтра (оптимистический вариант будущего России) [Электронный ресурс] // Мир России. – 2002. - т. XI. - № 1. [Сайт] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/913/950/1219/2002_n1_p57-96.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 20 Красильщиков В.А. Латинская Америка сегодня – Россия завтра (оптимистический вариант будущего России) [Электронный ресурс] // Мир России. – 2002. - т. XI. - № 1. [Сайт] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/913/950/1219/2002_n1_p57-96.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 21 De Soto, H. El Otro Sendero, Bogotá, Ed. Printer Colombiana, 6ª. Edición, 1987, р. 16-23 22 De Soto, H. El Otro Sendero, Bogotá, Ed. Printer Colombiana, 6ª. Edición, 1987, р. 16-23 23 Анимица Е.Г. Основные представления об экономике города как самостоятельном научном направлении // Известия Уральского государственного экономического университета. 1999. № 1, с.27 24 О’Салливан А. Экономика города. – 4-е изд.: Пер. С англ. – М.: ИНФА-М, 2002. – XXVI, 706 с. – (Серия «Университетский учебник») 25 Алексеев В.В. Россия в контексте теории модернизации // Российская модернизация XIX-XX веков: институциональные, социальные, экономические перемены. Сб. науч. ст. Уфа, 1997. С. 3-10 26 Красильников В. Россия и мировые модернизации // Pro et Contra. 1999. Т.4, № 3, С. 89-111 27 Clark D. Post-Industrial America. A Geographical Perspective. N-Y. – L., 1985. 28 Данная таблица основана на следующих источниках: Калхун К. Теории модернизации и глобализации: кто и зачем их придумывал [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http:// www.inop.ru/files/calhoun.doc (дата обращения: 30.05.2013), Tipps D.C Modernization theory and the comparative study of Societies: a critical perspective // Black, Cyril E. (ed.). Comparative Modernization. New York: Free Press, 1976, 124 p. Бокарев Ю.П. Теории модернизации и экономическое развитие [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ №3б 2009 [Сайт] URL: http://www.perspektivy.info/misl/idea/teorii_modernizacii_i_ekonomicheskoje_razvitije_2010-04-13.htm (дата обращения: 30.05.2013). 29 Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1981. P. 26-34 30 Huxhold W. E. An Introduction to Urban Geographic Information Systems, Oxford University Press, NY, 1991. P. 37-54 31 Huxhold W. E. An Introduction to Urban Geographic Information Systems, Oxford University Press, NY, 1991. P. 37-54 32 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Б.Б. Современный экономический словарь. М., 1996. С. 348 33 Шокин Н. А. теоритические основы формирования эффективной структуры народного хозяйства. М., 1984, с. 41 34 Динамика отраслевой структуры народного хозяйства в крупных городах СССР. Л., 1985, с. 53 35 Fisher A.G.B. Production, Primary, Secondary, Tertiary // Economic Record. 1939 №15 pp. 21-34 36 Радыгин Б.Л., Махмудова М.М. Переходная экономика: Учебное пособие. Тюмень. 2003. - 178 с. 37 Там же. 38 Красникова Е.В. Экономика переходного периода. Учебное пособие. М.: Омега-Л. 2005. 296 с., с. 20 39 Там же. 40 Building Globally Competitive Cities: The Key To Latin American Growth [Электронный ресурс] // McKinsey Global Institute [Сайт] URL: http://www.mckinsey.com/insights/urbanization/building_competitive_cities_key_to_latin_american_growth (дата обращения: 30.05.2013). 41 Социально-экономическое развитие России в сравнении со странами мира в 2008-2011 годах. [Электронный ресурс] // Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. [Сайт] URL: http://www.cedipt.spb.ru/upload/files/economics/macro/sed%20RF%20and%20other%20countries%202008-2011.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 42 República Federativa de Brasil. Constitución Política de 1988. [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://pdba.georgetown.edu/Constitutions/Brazil/esp88.html (дата обращения: 30.05.2013). 43 Constitucion Politica De Colombia 1991[Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://www.banrep.gov.co/regimen/resoluciones/cp91.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 44 Ley 1551 de 06.07.2012 Por la cual se dictan normas para modernizar la organización y el funcionamiento de los municipios. [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://www.alcaldiabogota.gov.co/sisjur/normas/Norma1.jsp?i=48267 (дата обращения: 30.05.2013). 45 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: [Сайт] URL: http://pravo.gov.ru/ipsdata/?docbody=&nd=102083287&intelsearch=%EE%E1+%EE%F1%ED%EE%E2%E0%F5+%EC%E5%F1%F2%ED%EE%E3%EE+131-%F4%E7 (дата обращения: 30.05.2013). 46 República Federativa de Brasil. Constitución Política de 1988. [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://pdba.georgetown.edu/Constitutions/Brazil/esp88.html (дата обращения: 30.05.2013). 47 Estatuto Tributarion de la Republica de Colombia. [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://www.icesi.edu.co/cienfi/images/stories/pdf/estatuto_tributario_libro_i.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 48 Закревская, Г.С. Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований // Финансы. 2008. №7. С. 28. 49 Там же. 50 Herrera Macias A. La Decentralizacion y el Desarrollo Regional en Colombia: Tendencias Actuales. (1996). [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://www.juridicas.unam.mx/publica/librev/rev/gac/cont/54/ens/ens9.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 51 Gallicchio E. El Desarrollo Local En América Latina. Estrategia Política Basada En La Construcción De Capital Social.(2004) [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://www.bvsde.paho.org/bvsacd/cd52/capital.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 52Alburquerque, F. Desarrollo Económico Local en Europa y América Latina . (1999) [Электронный ресурс] [Сайт] URL: http://cdi.mecon.gov.ar/biblio/docelec/MM1190.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 53 Zambrano, F. Siglo XX . Fundación Misión Colombia: Historia de Bogotá. Tomo III (1988) Villegas Editores, Bogotá D.C. p. 163 54 M.C. Caballero Academic Turns City into a Social experiment: Mayor Mockus of Bogota and His Spectacularly Applied Theory. [Электронный ресурс].// Harvard University Gazette [Сайт] URL: http://www.news.harvard.edu/gazette/2004/03.11/01-mockus.html (дата обращения: 30.05.2013). 55 M.C. Caballero Academic Turns City into a Social experiment: Mayor Mockus of Bogota and His Spectacularly Applied Theory. [Электронный ресурс].// Harvard University Gazette [Сайт] URL: http://www.news.harvard.edu/gazette/2004/03.11/01-mockus.html (дата обращения: 30.05.2013). 56 Там же. 57 M. Shapiro Bogota: All the City’s a Stage. [Электронный ресурс]. // The Atlantic Monthly, 2001 [Сайт] URL: Код доступа: http://www.theatlantic.com/past/docs/issues/2001/09/schapiro.htm (дата обращения: 30.05.2013). 58 M.C. Caballero Academic Turns City into a Social experiment: Mayor Mockus of Bogota and His Spectacularly Applied Theory. [Электронный ресурс].// Harvard University Gazette [Сайт] URL: http://www.news.harvard.edu/gazette/2004/03.11/01-mockus.html (дата обращения: 30.05.2013). 59 M. Shapiro Bogota: All the City’s a Stage. [Электронный ресурс]. // The Atlantic Monthly, 2001 [Сайт] URL: Код доступа: http://www.theatlantic.com/past/docs/issues/2001/09/schapiro.htm (дата обращения: 30.05.2013). 60 M.C. Caballero Academic Turns City into a Social experiment: Mayor Mockus of Bogota and His Spectacularly Applied Theory. [Электронный ресурс].// Harvard University Gazette [Сайт] URL: http://www.news.harvard.edu/gazette/2004/03.11/01-mockus.html (дата обращения: 30.05.2013). 61 Там же. 62 В данном случае речь идет о том, что информация о введенных изменениях доводилась до жителей не только путем установления юридических норм, указанные юридические меры сопровождались социальными мероприятиями, наглядно демонстрировавшими жителям, какие изменения были введены, каким образом стоит себя вести, и к чему данные изменения могут привести. 63 R. Montezuma The Transformation of Bogota, Colombia, 1995-2000: Investing in Citizenship and Urban Mobility. [Электронный ресурс]. // Global Urban Development Magazine [Сайт] URL: http://www.globalurban.org/Issue1PIMag05/Montezuma%20article.htm (дата обращения: 30.05.2013). 64 R. Montezuma The Transformation of Bogota, Colombia, 1995-2000: Investing in Citizenship and Urban Mobility. [Электронный ресурс]. // Global Urban Development Magazine [Сайт] URL: http://www.globalurban.org/Issue1PIMag05/Montezuma%20article.htm (дата обращения: 30.05.2013). 65 Business and Economy [Электронный ресурс]. // Invest in Bogota [Сайт] URL: http://en.investinbogota.org/discover-bogota/business-and-economy (дата обращения: 30.05.2013). 66 Medellin Emerges as a Latin American Trailblazer for Local Economic Growth [Электронный ресурс]. // Powertymatters Blog. The Guardian [Сайт] URL: http://www.guardian.co.uk/global-development/poverty-matters/2012/apr/03/medellin-trailblazer-local-economic-growth (дата обращения: 30.05.2013). 67 Byungwan Park Medellin Mayor Tells Tale of Change in Colombia Sun [Электронный ресурс]. // The Cornell Daily [Сайт] URL: http://cornellsun.com/section/news/content/2009/02/20/medell%C3%ADn-mayor-tells-tale-change-colombia (дата обращения: 30.05.2013). 68 Cornell Institute for Public Affairs. Medellin: From Fear to Hope [Электронный ресурс]. // Cornellcast [Сайт] URL: Код доступа: http://www.cornell.edu/video/medellin-from-fear-to-hope (дата обращения: 30.05.2013). 69 Cornell Institute for Public Affairs. Medellin: From Fear to Hope [Электронный ресурс]. // Cornellcast [Сайт] URL: Код доступа: http://www.cornell.edu/video/medellin-from-fear-to-hope (дата обращения: 30.05.2013). 70 Tholons. Building Development – The Medellin Experience. [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://www.tholons.com/nl_pdf/Tholons_Medellin_Whitepaper2011.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 71 Экономика: в начале было слово. Экономический словарь. [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://dictionary-economics.ru/word/Кластер (дата обращения: 30.05.2013). 72 Contexto del Proyecto Medellin ciudad Cluster [Электронный ресурс] // Camara de Comercio de Medellin [Сайт] URL: http://www.camaramed.org.co/mcc_resultados/pdf/Contexto_esp.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 73 Tecnología: Un nuevo Cluster para Medellín (Technology: A new Cluster for Medellin). [Электронный ресурс] // CULTURA E. Сайт] URL: http://www.culturaemedellin.gov.co/sites/CulturaE/empresario/Paginas/lanzamiento_Cluster_tic_medellin_110429.aspx (дата обращения: 30.05.2013). 74 Contexto del Proyecto Medellin ciudad Cluster [Электронный ресурс] // Camara del Medellin [Сайт] URL: http://www.camaramed.org.co/mcc_resultados/pdf/Contexto_esp.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 75 Plan Regional de Competitividad para Medellin [Электронный ресурс] // Camara del Medellin [Сайт] URL: http://www.camaramedellin.com.co/site/DesktopModules/Bring2mind/DMX/Download.aspx?Command=Core_Download&EntryId=86&PortalId=0&TabId=515 (дата обращения: 30.05.2013). 76 Итоговый Доклад о Результатах Экспертной Работы по Актуальным Проблемам Социально-Экономической Стратегии России на Период до 2020 г. [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 77 Обзор развития территориально-отраслевых кластеров в России. 2012. [Электронный ресурс] // Аналитический центр МСП Банк. [Сайт] URL: http://www.mspbank.ru/files/analytical_center/analytical_reports/researches/obzor-09-2012.pdf (дата обращения: 30.05.2013). 78 City profile. [Электронный ресурс]. // Portal da Prefeitura de Curitiba [Сайт] URL: http://www.curitiba.pr.gov.br/idioma/ingles/ (дата обращения: 30.05.2013). 79 Мастер-план – это документ, определяющий основные принципы и направления развития города или его части, причем как содержательные принципы, так и пространственные (http://www.gisa.ru/94887.html) 80 J. Goodman, M. Laube & J. Schwenk, Curitiba’s Bus System is Model for Rapid Transit, RACE, POVERTY & ENV’T 75, 75 (Winter 2005/2006) [Электронный ресурс]. [Сайт] URL: http://urbanhabitat.org/node/344. (дата обращения: 30.05.2013). 81 Curitiba: Orienting Urban Planning to Sustainability 4 (May 2002) [Электронный ресурс] // International Council for Local Environmental Initiatives, [Сайт] URL: http://www.iclei.org.br/polics/CD/P2_4_Estudos%20de%20Caso/1_Planejamento%20Urbano/PDF106_EC77_Curitiba_ing.PDF (дата обращения: 30.05.2013). 82 Investor’s Guide book 2009 [Электронный ресурс] // Agência Curitiba de Desenvolvimento [Сайт] URL: http://www.agencia.curitiba.pr.gov.br/publico/conteudo.aspx?codigo=109 (дата обращения: 30.05.2013). << предыдущая страница |
|