Опыт реструктуризации экономики городов в странах Латинской Америки - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Слайд 1 Цель урока: дать общую характеристику Латинской Америки,... 1 271.44kb.
Рабочая программа дисциплины история Латинской Америки в 1918 2005 гг 1 105.51kb.
Фскн критикует США за неэффективность борьбы с наркотиками в Латинской... 2 559.86kb.
«Внешнеэкономические связи Германии и стран Латинской Америки в конце... 3 660.64kb.
Учебно-методическая карта дисциплины новая и новейшая история стран... 1 178.63kb.
Вопросы к зачёту по Новой и новейшей истории Латинской Америки для... 1 13.2kb.
«тур без купюр» 1 17.39kb.
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов реструктуризации 1 112.66kb.
Почему Эквадор? 1 149.15kb.
«Майндэксперт», создание рыночного аналога отделам трудоустройства... 1 19.1kb.
Шифр специальности: 07. 00. 03 Всеобщая история (соответствующего... 1 15.66kb.
Филологические науки 1 66.61kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Опыт реструктуризации экономики городов в странах Латинской Америки - страница №2/3

Глава 3. Экономические преобразования в городах Латинской Америки (на примере городов Колумбии и Бразилии)
В данной главе работы подробно будут рассмотрены следующие изменения: социальные преобразования (Богота), формирование кластера на базе города (Медельин), модернизация дорожной сети и создание бизнес-инкубатора (Куритиба. Также при будет рассмотрены социально-экономические меры, позволившие городам легче адаптироваться к изменениям в городской экономике. Однако, перед тем, как перейти к рассмотрению указанных примеров, необходимо сравнить правовое положение муниципальных властей в выбранных странах и России.
3.1. Правовое положение муниципалитетов (Колумбия, Бразилия, Россия)

Вопросы местного значения, определенные в России и в странах Латинской Америки очень похожи по своей формулировке. Так, согласно ст. 30 Конституции Бразилии, в компетенцию муниципалитетов входят следующие положения42:



  • Законодательное регулирование вопросов местного значения;

  • Дополнение федерального и штатного законодательства, когда в этом имеется необходимость;

  • Введение и сбор налогов в пределах своей компетенции, а также их использование, не исключая при этом выполнения обязательства представлять отчеты и ежемесячно публиковать баланс в сроки, установленные законом;

  • Образование, организация и упразднение внутригородских районов (distritos) в соответствии с законодательством штата;

  • Организация и обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг непосредственно или с применением режима концессии или разрешения, включая общественный транспорт в качестве основной службы;

  • Предоставление при техническом и финансовом сотрудничестве с Федерацией и штатом дошкольного обучения и основного образования;

  • Поддержание при техническом и финансовом сотрудничестве с Федерацией и штатом служб здравоохранения для населения;

  • Содействие, когда в этом есть необходимость, соответствующему оборудованию территории с помощью планирования и осуществление контроля за использованием, предоставлением участков и владением городской земли;

  • Содействие защите местного историко-культурного достояния в соответствии с законодательством и под федеральным и штатным контролем

В соответствии со ст. 23 Конституции Бразилии, обеспечение системы здравоохранения и дошкольного и общего образования является вопросом совместного ведения государства, штатов и муниципалитетов.

Важно отметить следующий факт: в Бразилии положение муниципалитетов, их полномочия на федеральном уровне регулируются только Конституцией. Какой-либо закон, аналогичный Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации», в Бразилии отсутствует. Однако, каждый муниципалитет издает свой закон «О муниципалитете», которым регулируется деятельность органов муниципальной власти, их ответственность и компетенции.

В Колумбии же положение муниципалитетов регулируется как Конституцией Колумбии43, так и Законом №1551 «Об организации и функционировании муниципальных образований в Колумбии»44 (последняя редакция от 6 июля 2012 г.). Так, в компетенцию колумбийских муниципалитетов входят следующие пункты:



  • Законодательное регулирование вопросов местного значения;

  • Введение и сбор местных налогов в рамках своей компетенции;

  • Управление городским хозяйством и предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе транспортных;

  • Организация тепло-, водо-, электро- и газоснабжения;

  • Разработка муниципальных планов социально-экономического развития, которые должны включать в себя стратегию и политику их реализации и гарантировать права человека в соответствии с существующим законодательством;

  • Разработка и реализация комплексных планов обеспечения безопасности;

  • Развитие культуры и поощрение участия граждан в культурной жизни муниципалитета;

  • Содействие развитию государственно-частного партнерства для обеспечения экономического, социального, экологического развития муниципалитета и региона за счет использования механизмов интеграции, предусмотренных в законе;

  • Обеспечение социальной защиты населения (в особенности детей, подростков, матерей-одиночек, пожилых людей, инвалидов);

  • Разработка и принятие планов землепользования, оптимизация использования имеющихся земель;

  • Обеспечение надлежащего уровня управления природными ресурсами;

  • Сбор и вывоз бытовых отходов.

  • Содействие экономическому и социальному благополучию граждан, поощрение национальной промышленности, торговли и потребления национальных товаров на территории муниципалитета;

  • Поощрение и стимулирование туризма;

  • Включать использование новых технологий, возобновляемых источников энергии, утилизации и экологически чистое производство в планы муниципального развития;

  • Разрабатывать ежегодные программы по укреплению социальной сплоченности граждан, гражданских организаций и ассоциаций с привлечением денежных средств данных организаций и органов власти;

  • Обеспечить питьевой водой населения в соответствии с санитарными нормами;

  • Обеспечить школьное питание за счет собственных средств;

  • Публиковать финансовые отчеты на интернет-портале муниципалитета;

  • Строительство и содержание дорог, находящихся на территории муниципалитета.

  • Осуществление жилищной политики

В то время, как, согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации», муниципалитеты имеют следующие компетенции (поселения)45:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

16) формирование архивных фондов поселения;

17) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

18) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

19) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

20) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;

21) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

22) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

23) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

25) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

26) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

27) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их

29) осуществление муниципального лесного контроля;

30) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

30.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

31) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

32) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

33) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

34) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

35) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В добавление к данному списку городские округа ответственны за организацию «предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время», а также за создание условий для оказания медицинской помощи населению.

Важно отметить, что муниципалитеты Колумбии и Бразилии не имеют подразделения на поселения, городские округа и муниципальные районы, как то происходит в случае с российскими муниципалитетами.



В Таблице 10 суммированы сходства и различия в компетенциях муниципалитетов России, Колумбии и Бразилии.

Таблица 4. Компетенции муниципалитетов в России, Колумбии и Бразилии

Компетенция

Россия

Колумбия

Бразилия

Формирование, утверждение, исполнение местного боджета







Установление местных налогов и сборов







Владение, пользование, распоряжение муниц. Собственностью







Организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения







Дорожная деятельность (местные дороги)







Осуществление жилищной политики





---

Предоставление транспортных услуг







Предоставление услуг связи

Создание условий

---

---

Организация досуга и отдыха



---



Сохранение объектов культурного значения







Развитие культуры и спорта







Сбор, вывоз бытовых отходов, мусора







Утверждение ген. Планов, правил землепользования,







Организация ритуальных услуг



---

---

Предоставление дошкольного и основного образования

Создание условий, без финансирования. Только ГО

Совместно с государством и регионом, частичное финансирование

Совместно с государством и регионом, частичное финансирование

Предоставление медицинских услуг

Создание условий, без финансирования. Только ГО

Совместно с государством и регионом

Совместно с государством и регионом

Законодательное регулирование вопросов местного значения







Организация и обеспечение оказания гос. И мун. Услуг







Разработка планов социально-экономического развития







Обеспечение социальной защиты населения







Управление и охрана природных ресурсов







Как видно из приведенной выше информации, компетенция муниципалитетов имеет схожие черты, что позволяет рассматривать опыт городского развития Латиноамериканских стран в качестве возможной альтернативы существующему российскому развитию.


3.2. Местный бюджет и степень автономности муниципалитета
Как известно, структура бюджета представлена расходами и доходами бюджета. Последние можно разделить на налоговые, неналоговые, межбюджетные трансферты и займы. В свою очередь неналоговые доходы муниципальных образований состоят из поступлений от использования муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Что касается налоговых поступлений, то они формируются непосредственно местными налогами. Так, к местным налогам в России, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, принадлежат следующие налоги: земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также налоги, устанавливаемые нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти муниципального образования.

В системе налогообложения Бразилии к местным налогам, согласно Конституции Бразилии, относятся следующие46:


  • Налог на недвижимость, расположенную в черте муниципалитета;

  • Налог на дарение недвижимости, расположенной на территории муниципального образования;

  • Налог на услуги;

Однако местные налоги Колумбии более разнообразны. Так, к местным налогам, в соответствии с Налоговым Кодексом Колумбии относятся47:

  • Налог на выигрыш в лотерее;

  • Акциз на пиво;

  • Акциз на ликер;

  • Акциз на сигареты;

  • Налог на бензин;

  • Налог на скотобойни;

  • Налог на автомобили;

  • Налог на рекламу;

  • Налог на недвижимость


Помимо налоговых и неналоговых поступлений в бюджете муниципалитетов важную роль играют межбюджетные трансферты. Целью предоставления межбюджетных трансфертов является выравнивание уровня бюджетной обеспеченности территории. Данный инструмент особо актуален для России с ее огромной территорией и различиями в условиях и уровня жизни населения. Так, 63% всех образований имеют дотационность от 50 до 100% и всего лишь 9% муниципальных образований – до 10%.48 Данный факт прежде всего связан со значительным различием в уровне социально-экономического развития как муниципалитетов, так и регионов РФ.. Средний же по России показатель доли межбюджетных трансфертов в бюджетах муниципальных образований в 2006 году составил 41,4%49.

Что же касается межбюджетных трансфертов в странах Латинской Америки, то ситуация может быть описана следующим образом. В 90-ых годах прошедшего века муниципалитеты получили автономию как в принятии решений по вопросам местного значения, так и в финансовом плане. Однако все равно существует зависимость части муниципалитетов от дотаций бюджетов более высокого уровня. Тем не менее, средняя доля межбюджетных трансфертов в бюджетах муниципалитетов Бразилии в 2006 году составила около 30%, в Колумбии аналогичный показатель составил 27% в том же году50. Таким образом, муниципалитеты Колумбии и Бразилии обладают большей автономией, чем российские, что вынуждает их соответствующим образом выстраивать свою социально-экономическую политику.


3.3. Общие характеристики местной социально-экономической политики стран Латинской Америки
Очевидно, что при всех существующих различиях между муниципалитетами стран Южной Америки, все они имели общие характеристики на начало периода перехода к неолиберальному экономическому курсу: нищета, высокий уровень преступности, существенное расслоение в обществе – все это было характерно для всех городов начала 1990-ых годов.

Важно отметить тот факт, что южноамериканские муниципалитеты получили автономию, возможность самостоятельно распоряжаться своими финансами в пределах своей компетенции, разрабатывать и реализовывать социально-экономическую политику. Для определения приоритетных мер местными властями приглашались независимые эксперты, проводились исследования общественного мнения. На основе полученных комментариев экспертов и/или местного сообщества муниципальными властями формулировалась политика социально-экономического развития.

Так, например, большое внимание муниципалитетами уделялось социальной политике, снижению напряженности в обществе и его демаргинализации. Данные меры были призваны сформировать в местных сообществах новую институциональную и культурную среду, которая бы позволила применять и экономические инструменты развития города, ориентированные на повышение инвестиционной привлекательности города51.

Также в рамках муниципальной социально-экономической политики важную роль играло формирование благоприятной городской среды и повышение мобильности жителей52.

Стоит отметить, что в России переходного периода политика местных властей, в основном, была направлена на снижение уровня бедности, поддержание градообразующих отраслей, в последние годы внимание уделяется развитию малого бизнеса, что должно повысить качество конкурентной среды в городе. Однако, программы по повышению гражданской вовлеченности либо совсем отсутствуют, либо являются незначительными. Также важен тот факт, что такие меры по диверсификации экономики, как, например, создание кластеров – инициатива государства, которая имеет под собой соответствующую программу или же является частью какой-либо целевой программы. Другими словами, отсутствуют инициативы от самих представителей бизнес-среды. В основном, политика муниципальных образований выстроена таким образом, что большая их часть является зависимыми от дотаций вышестоящих бюджетов, не имея явным приоритетом свою финансовую независимость, как это происходит в латиноамериканских городах.

Вот про Россию можно сказать чуть подробнее и привести хоть какие-то доказательства. Мы это обсуждали на предзащите.

Итак, рассмотрим примеры, иллюстрирующие характер реструктуризации экономики городов южно-американского региона.
3.4. Социальные эксперименты. Модернизация транспортной инфраструктуры (Богота).

Город Богота является столицей Колумбии, административным центром Департамента Кундинамарка и самым крупным городом страны. Основанный в 1538 году испанскими завоевателями, город на протяжении всей своей истории играл важную роль в политической и экономической жизни Колумбии. В 1819 году Богота стала столицей образованной Республики Колумбия.

В начале ХХ века Богота стала центром притяжения и экономического роста. В отличие от других столиц стран Латинской Америки, где ремесленники были вынуждены пройти процесс «пролетаритизации» в XIX веке, в Боготе они смогли сохранить свои традиции, основав гильдии. Начиная с 1904 года был создан Профсоюз рабочих и промышленников, а также ряд других объединений. Указанные организации помогали рабочим оказывать поддержку действующему правительству, которое в свою очередь, проводило политику протекционизма.

Несмотря на свое географическое положение (в центре страны, на большом расстоянии от кофейных плантаций – главной экспортоориентированной отрасли), в Боготе был начат процесс индустриализации. Так, к концу 1920-ых годов в городе было сосредоточено 36% всех фабрик страны. Первоначально преобладало производство продуктов питания, стекла и цемента53. Данный факт иллюстрирует, что город того времени, как и вся страна в целом, находился на этапе индустриального общества, в экономике города преобладал вторичный сектор (обрабатывающая промышленность).

Однако подобная интенсивная индустриализация привела к тому, что массивные потоки людей из сельских районов стали прибывать в город в поисках работы. Отсутствие необходимой инфраструктуры, достаточного количества рабочих мест, отсутствие каких-либо гарантий безопасности со стороны государства привели к катастрофическому состоянию города. Высокий уровень преступности, наркомания, нищета – таким был портрет города к началу последней декады ХХ столетия. У властей города отсутствовали как необходимые финансовые ресурсы, так и какая-либо модель для возможного изменения ситуации в городской среде.

Социальные преобразования. Подготовка общества к переменам.

В 1995 году на пост мэра города взошел Антанас Мокус, который не имел никакого политического опыта и покинул должность уважаемого профессора Колумбийского национального университета для того, чтобы «спасти» Боготу.



Мокус считает, что «Распространение знаний является ключевым инструментом в решении современных задач. Знание дает людям силу. Если люди знают правила, и они чувствительны к юмору, искусству и новшествам, то какие-либо изменения будут восприниматься гораздо легче»54. Именно под таким знаменем мэром был проведен целый ряд социальных экспериментов, которые помогли снизить уровень преступности и насилия в городе, социальную напряженность, дорожно-транспортные происшествия:

  1. «Рыцари Зебры», мимы на пешеходных переходах и расширение тротуаров. Мокус попросил граждан звонить в его приемную и сообщать о вежливых и честных водителях такси. В первый же день было прослушано более 150 звонков. Так появился спонсируемый мэрией клуб «Рыцари зебры», члены которого получали соответсвующую наклейку на лобовое стекло своей машины. С каждым днем количество участников данной компании увеличивалось. Другая кампания Мокуса была связана с предотвращением аварийно-опасных ситуаций на пешеходных переходах. 20 профессиональных мимов копировали каждое движение нерадивых пешеходов, с юмором и без слов наглядно показывали, чем для водителя и пешехода может закончится подобная ситуация. Данная мера оказалась достаточно эффективной: количество дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом снизилось почти в 2 раза55. В то же время команда Мокуса начала расширять тротуары в городе, вводить велосипедные дорожки, так как Мокус считал, что «город должен существовать для пешеходов и велосипедистов, а не для машин»56.

  2. Ночь женщин. Для того, чтобы продемонстрировать роль женщин в обществе, Мокус предложил всем мужчинам Боготы на вечер остаться дома, в то время, как более 700 000 женщин вышли на улицы города и приняли участие в концертно-развлекательных мероприятиях как на открытом воздухе, так и в местных барах. Подобная акция способна придать городу облик безопасного пространства, где женщины не боятся выходить вечером на улицы.

  3. Ценность и священность человеческой жизни. В рамках данной кампании Мокусом был принят закон, предписывающий закрывать все питейные и развлекательные заведения города не позднее часа ночи. Несмотряя на недовольство граждан, данная мера оказалась эффективной: количество убийств сократилось с 80 на 100 000 жителей в 1993 году до 22 на 100 00 жителей в 200357.

  4. Дни обезоруживания. В декабре 1996 и 2003 гг. Мокус призывал сдать оружие, имевшееся у большинства горожан в обмен на подарки от мэрии и сертификаты, подтверждающие участие в данной акции. Так, менее 1% имеющегося оружия было сдано, однако, количество убийств упало на 26%, а доля людей, которые считали оружие необходимым предметом самозащиты упала с 24,8% до 10,4% к 2003 г.58

  5. Школы гражданской безопасности и местные дружины. Мокус создал указанные Школы и Дружины с целью объединисть усилия полиции и ответственность граждан. К 2003 году около 7000 дружин патрулировало районы города. Однако, их представители не носили оружия и не применяли силу. Главная идея – организованное общество59.

  6. Обеспечении водой и системами водоотведения. Администрация Мокуса обеспечила 1 235 000 домов системами водоотведения, и 1 316 500 домов получили достп к водным ресурсам. В итоге обеспеченность питьевой водой выросла с 78,7% в 1993 г. до 100% в 2003, а обеспеченность системами водоотведения выросла с 70,8% до 94,4% соответственно60.

  7. Программа водосбережения. В 1996 году город столкнулся с нехваткой водных ресурсов. Тогда команда Мокуса выпустила социальный рекламный ролик по телевидению, в котором действующий мэр принимая душ, включил воду и,намыливаясь, попросил своих горожан делать тоже самое. В течение всего 2 месяцев потребление воды сократилось на 14%61.

Таким образом, за время своего «правления» Антанас Мокус смог сформировать общество, которое было подготовлено к переменам в социально-экономическом укладе жизни города. Возможно, его социальные эксперименты, которые вместе с ним пришли на смену традиционному законодательному способу62, оказались именно той панацеей, которая была необходима жителям Боготы. Проводимая Мокусом политика показала, что для развития социального капитала в обществе необходим диалог между властью и его членами.

Однако за год до окончания своего срока Мокус покинул пост мэра Боготы, и на его место пришел Энрике Пеньялоса, который продолжил политику под вектором, заданным Мокусом. Однако, стоит заметить, что на момент прихода к власти Пеньялосы городское сообщество уже было подготовлено к изменениям. Модернизация транспортной инфраструктуры города. Повышение привлекательности для бизнеса.

В плане развития города 1998-2000 «Для Боготы, которую мы хотим видеть» были приоритетны следующие направления:


  • Демаргинализация и социальная интеграция бедных слоев населения, неформальных рабочих и резидентов;

  • Город для людей;

  • Мобильность;

  • Оказание государственных улуг;

  • Безопасность и гармония в обществе;

  • Институциональная эффективность.

Публичное пространство и транспорт стали приоритетами для Пеньялоса и его администрации. Командой мэра была сформулирована четкая цель в отношении общественного транспорта – новая система к 31 декабря 2000 года. Для выполнения поставленной цели была сформирована группа специалистов, не имеющих отношения к администрации города, были также привлечены средства Программы развития ООН, которые пошли на формирование инвестиционного фонда.

Так, была создана система пассажирских перевозок TransMilenio, основной целью которой было обеспечение хорошо организованной, эффективной сети общественного транспорта, которая должна была прийти на смену доминирующей в то время хаотической автобусной сети. Сама по себе TransMilenio напоминает больше метро, чем маршрутные линии автобусов. Однако последние являются менее затратным и более эффективным видом транспорта.

Помимо новой сети автобусов, Пеньялоса также разработал сеть велосипедных дорожек общей протяженностью 350 км63, которая связала центр города с самыми отдаленными и бедными районами Боготы. Создание необходимой инфраструктуры для велосипедистов являлось важным решением для жителей города, так как для малообеспеченных слоев общества, которые проживают в периферийных районах, появилась возможность добираться до работы используя самый недорогой способ передвижения.

Также Пельялоса поддержал позицию своего предшественника, Антанаса Мокуса в отношении частных автомобилей. Основная задача заключалась в том, чтобы убедить владельцев автомобилей «пересесть» на общественный транспорт. Для достижения этой цели Пеньялоса запретил въезд автомобилей в город два раза в неделю в зависимости от последней цифры номера автомобиля. Помимо данного запрета ежегодно в первый четверг февраля в Боготе проводится акция «День без автомобилей»: на территории города разрешается проезд только общественного транспорта и велосипедистов.

Продолжилось также и расширение тротуаров за счет запрета парковки в некоторых районах города, строительство новых пешеходных улиц и парков, спортивных площадок. Помимо инфраструктурных изменений, Пеньялоса вкладывал финансовые средства в строительство новых школ в бедных районах, библиотек.

Стоит также отметить, что мэром был создан замельный банк Metrovivienda, земельные ресурсы которого были сформированы путем добровольного выкупа свободной земли вокруг города или же путем принудительного изъятия земель в пользу муниципальных нужд. Данный факт предотвратил незаконную застройку земель в черте города.

За время нахождения на посту мэра Боготы Москуса и Пеньялосы была проведена также и значимая фискальная политика. Был увеличен налог на бензин с 14% до 20%, что помогло привнести в бюджет порядка 20 млн. долларов в год, а изменение системы налогов на недвижимость позволило расширить налогооблагаемую базу налога на собственность на 40%. Помимо этого была также проведена массовая кампания против уклонения от уплаты налогов, что подняло доходы муниципалитета на 41 млн. долларов в 1999 году и на 46 млн. долларов в 2000 году64.

Для привлечения инвестиций в экономику города городскими властями и властями Колумбии разработана система налоговых льгот, включающих в себя льготы для резидентов специальных экономических зон, а также вычеты подоходного налога.

Результатом постепенных изменений как социальных и политических, так и тех, которые были связаны с физическими изменениями города, Богота стала экономическим и финансовым центром страны. Сегодня городом производится около 25% ВВП Колумбии. Согласно исследованиям Всемирного Банка, Богота является одним из самых благоприятных городов своего региона для ведения бизнеса.65

Как видно из Рис. 3, в экономике города преобладает третичный сектор, доля которого выросла с 62% до 70% за представленный период доля остальных двух секторов экономики, соответственно, сократилась, что позволяет судить о принадлежности экономики города к постиндустриальному типу сегодня.


Рис. 3. Распределение доли секторов экономики Боготы 1994-2002 гг.


Как видно из приведенного примера Боготы, расцвет города и его подъем в экономическом плане зависит во многом от создания благоприятных условий для социального развития городского сообщества: горожанам должно быть комфортно в городе жить, работать и проводить досуг, тогда они будут чувствовать свою причастность ко всем социально-экономическим процессам, и начнут более позитивно воспринимать происходящие институциональные и инфраструктурные изменения.

Также следует отметить, что создание удобной дорожной инфраструктуры, которая бы связывала удаленные районы города между собой и с важными точками города (центры экономической деятельности – офисы, магазины), помогает сделать город привлекательным для бизнеса.



3.5. Снижение социальной напряженности. Информатизация общества. «Город-кластер» (Медельин)
Медельин – второй по величине и значимости город в Колумбии, столица департамента Антиокия – был основан в 1616 году на берегу одноименной реки. Постепенно развиваясь, город стал динамическим экономическим центром страны в XIX веке, начав первым экспортировать золото, а затем – кофе. Открытие угольных шахт позволило снабдить энергетическими ресурсами новые отрасли промышленности, превратив город промышленный центр. Данная характеристика позволяет отнести город к индустриальному типу, не смотря на наличие добывающей промышленности в экономике города, вторичный сектор преобладал.

Тем не менее, нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране, постоянные вооруженные конфликты, наркокартели - все это привело город в упадок, присвоив ему «звание» самого опасного города на земле66. Жизнь в городе была небезопасна, а местные жители были негативно настроены по отношению друг к другу и к властям. Однако, благодаря усилиям государственных властей, которые увеличили штат военных сил, а также полицейские отряды в городах, накаленная обстановка в стране смягчилась.



Социальная вовлеченность как фактор снижения напряженности в обществе

В 2004 году на пост мэра Медельина пришел Серхио Фахардо, который, был уверен в том, что снижение уровня преступности и насилия в местном сообществе и повышение безопасности напрямую зависит от качества жизни в городе. За основу своей политики он взял возможности развития города, которые могут быть генерированы различными социальными агентами. Данную парадигму он интегрировал в план развития города 2004-200767.

Указанный план развития был основан на включение в развитие города всех заинтересованных сторон: все члены общества являются активными участниками процесса идентификации проблем и возможностей их решения в сложившихся социально-экономических условиях. Подобное действие стало возможным при создании механизмов и способов участия, а также создания необходимого для диалога информационного пространства. Данные меры должны были вдохновить граждан и придать им чувство принадлежности к решению общественных проблем, которые затрагивают и их личные интересы, а также чувство исключительной необходимости и важности в данном процессе68. Механизмы данных диалогов власти с населением включали семинары и сессии по построению сценариев развития, на которых всем участникам предлагалось принять участие в формулировании плана развития города посредством высказывания их личного видения развитого и успешного Медельина.

Результаты подобных мероприятий помогли привнести позитивный вклад в изменение города и определили основные направления социально-экономической политики города. Так, например, программа «Медельин, Самый Образованный» включала в себя подпрограммы, которые были направлены на строительство новых школ в самых отдаленных и бедных районах города; строительство библиотек в тех же районах, что позволит получить доступ к компьютерам, сети Интернет и книгам самым бедным слоям населения. К тому же, все новые библиотеки были подключены к единой городской сети, сегодня известной как Medellin Library Network.

Инфраструктурные изменения, такие как, например, MetroCable, помогли соединить отдаленные городские районы с центром города, повысив тем самым внутригородскую мобильность населения.

За время нахождения Серхио Фахардо на посту мэра в 2004-2007 гг. количество убийств сократилось на 15%, ВВП Медельина за тот же период вырос на 23%69.



Информатизация общества и повышение компьютерной грамотности населения

На смену Фахардо пришел Алонсо Салазар, который в своей политике придерживался того же направления, что и его предшественник: приоритет по-прежнему имели образование, социальное благополучие, а также создание новых пространств и привлечения горожан к активному участию в городском планировании. Указанные приоритеты аналогичным способом были интегрированы в План развития Медельина 2008-2011, цель которого заключалась в продолжении инициатив, начатых Фахардо, и выполнении ряда новых проектов, направленных на дальнейшее развитие города. Данный План включал в себя 5 х направлений политики местных властей:



    1. Солидарность и равенство;

    2. Развитие и благосостояние всех граждан;

    3. Экономическое развитие и инновации;

    4. Улучшение среды обитания;

    5. Региональная вовлеченность, внешние контакты.

Примером проекта, реализуемого в рамках указанного Плана, может послужить «Цифровой Медельин» - программа, нацеленная на повышение компьютерной грамотности населения города, что в свою очередь направлено на повышение интегрированности в современные процессы, происходящие в информатизированном мире. финансирование данной программы было осуществлено из местного бюджета. В рамках данной программы городские власти обеспечили благоприятными условиями и ресурсами граждан для того, чтобы они получили доступ к сети Интернет, что позволило бы им поддерживать связь с миром, находящимся за границами города. Так, были созданы открытые классы – помещения, в которые могли прийти люди и получить доступ к необходимым информационным ресурсам. К концу 2011 года в данной подпрограмме приняло участие более 200 школ из 43070. Помимо обеспечения необходимым оборудованием, властями города были учреждены курсы повышения компьютерной грамотности, а также курсы повышения уже имеющихся знаний.

Важным отражением политики соучастия является ежегодное исследование общественного мнения о проводимой мэрией политике и об эффективности предпринятых мер. Результаты данного исследования публикуются на открытом Интернет-ресурсе «Medellin Como Vamos?», который ведет одноименное агентство, обязанность которого – мониторинг прогресса развития города.

Сегодня в Москве в тестовом режиме функционирует Центр мониторинга общественного мнения. Данная организация работает круглосуточно и призвана оперативно выявлять наиболее острые городские проблемы путем получения обратной связи с населением. Обратиться в данный центр на данный момент возможно тремя способами: по телефону, написав письмо по электронной почте или отправив короткое сообщение с мобильного телефона. Примечательно, что у центра отсутствует свой интернет-портал, информация о деятельности центра публикуется на интернет-странице Департамента информационных технологий города Москвы, однако данные отражают только количество обращений и их отраслевую принадлежность.
Многоотраслевой кластер в рамках города

Отдельно стоит отметить такую часть экономического пространства города как кластеры. Согласно определению, взятому из экономического словаря, кластер представляет собой группу компаний, которые объединены общностью деятельности и территориальным соседством71.

Впервые слово «кластер» в обиходе колумбийских властей появилось в конце 1993 года, когда нанятой иностранной компанией «Monitor» был проведен анализ экономики Колумбии и ее основных отраслей. По мнению представителей компании, объединение компаний в кластеры должно было помочь колумбийской экономике, а также экономике Департамента Антиокия в частности, сохранить конкурентоспособность на мировом рынке во время глобализации.

После определения ведущих секторов экономики страны Торговая Палата Колумбии при участии и поддержке представителей местной бизнес-среды определила 5 основных кластеров, а именно: энергетический, дизайн и производство одежды, строительство, производство овощей и фруктов, производство мебели из ДСП и клееной фанеры. Далее, в рамках Плана Развития Медельина 2004-2007 гг. между Торговой Палатой Медельина, Мэрией, Колумбийской ассоциацией малых и средних предприятий и Университетом ESUMER было подписано многостороннее соглашение об учреждении проекта «Medellin mi Empresa» («Медельин – мое предпринимательство») и создании следующих кластеров: текстиль/одежда, дизайн и мода, строительство, электричество, бизнес-туризм, выставки и съезды, медицинское и стоматологическое обслуживание. В дальшейшем название проекта было изменено на «Medellin Ciudad Cluster» («Медельин – город кластер»). Позже в рамках уже нового проекта добавились новые инструменты развития бизнес-среды, которые должны были сопровождать компанию на всех стадиях ее развития от старт-апа до консолидации, : формализация бизнеса, развитие бизнса, поддержка бизнеса, женщины-руководители и женщины-работники, социальный бизнес для женщин, жизнеспособные сети, внешняя торговля, инновации, предпринимательское лидерство72.

Благодаря созданным инструментам взаимодействия, компании, принадлежащие основным стратегическим кластерам Медельина, могли расти и развиваться, сопровождаемые специалистами и экспертами с момента создания компании до ее укрепления на рынке и расширения.

В апреле 2011 года было принято решение об открытии еще одного кластера – технологии, информация и коммуникации – который должен был продолжить внедрение инноваций, которыми сопровождался технологический прогресс в развитии города73.

По результатам данного проекта, в который первоначально было инвестировано 50 795 млн. колумбийских песо (44,5 млн. дол.) (27 812 (24,4 млн. дол.) – со стороны мэрии, 14 400 (12,6 млн. дол.) – со стороны Торговой Палаты, 3 981(3,49 млн. дол.) - Ассоциацией малых и средних предпринимателей, 4 601 (4 млн. дол.) – представителями бизнеса), создано 322 500 рабочих мест, образовано 4 094 новых компаний, продуктивность участвующих компаний выросла на 13%, и компаниями было заработано 52 900 млн. колумбийских песо (46,4 млн. дол.) 74.

Сегодня Медельин считается одним из самых процветающих городов страны с динамично развивающейся экономикой. Городом производится 7% ВВП Колумбии, что позволяет ему занимать третье место по размеру валового национального продукта после столицы и города Баранкилья. За счет прогрессивной бизнес-среды Медельин также является быстро растущим центром, включенным в топ-15 наиболее благоприятных для ведения бизнеса городов Латинской Америки. В городе находятся штаб-квартиры крупнейших национальных и транснациональных компаний.

Структура экономики города, изображенная на Рис. 4, показывает, что большая часть экономики города представлена сектором услуг (торговля, финансы, сделки с недвижимостью, гостиничный и ресторанный бизнес и т.д.). Данный факт свидетельствует о том, что экономика города на данный момент перешла на постиндустриальный этап своего развития.

Таким образом, Медельин за 15 лет превратился из самого опасного города в благополучный для жителей и бизнеса город. Опыт данного города также показывает, что невозможно изменить город, сделать его привлекательным и безопасным в одностороннем, приказном порядке. Ни один представитель власти не может увидеть социально-экономическую ситуацию, которая имеет место быть на подведомственной ему территории, не сможет понять истинных причин тех или иных проблем изнутри так, как это могут рассказать, описать жители города. Вовремя развернутый диалог между администрацией и гражданами помог Фахардо и Салазару принять стратегически верные решения для улучшения «климата» в обществе.

В то же время создание кластеров помогло оживить экономику города. Несмотря на то, что практически всю свою историю Медельин был индустриальным городом, к концу 2000-ых одним из самых перспективных секторов экономики стал сектор IT – технологий и информации, представители которого принимали активное участие в модернизации образовательной среды в рамках ГЧП.

Рис. 4. Структура экономики Медельина в 2010 г

<< предыдущая страница   следующая страница >>