Опыт формирования актуальных профессиональных компетенций специалистов в области информационных технологий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роль математического образования в формировании профессиональных... 1 52.14kb.
Семинар ««Совершенствование профессиональных компетенций работников... 1 30.14kb.
Учебное пособие предназначено для студентов (бакалавров и специалистов) 1 69.04kb.
Информационная система подготовки специалистов в области построения... 1 39.47kb.
Общие сведения о факультете 1 22.83kb.
Повышение эффективности и качества преподавания предмета «Изобразительное... 1 48.03kb.
Руководителю предприятия (организации) Компания “гала-информ” (г. 1 62.8kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " теория систем и системный... 1 80.99kb.
Образовательная программа Школы «Фабрика програм мирования» 1 173.99kb.
Консультирование широко распространенный сегодня и один из основных... 1 66.58kb.
Основы информатики I 1 14.49kb.
Проектирование и сопровождение интегральных схем и систем на кристалле... 2 553.29kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Опыт формирования актуальных профессиональных компетенций специалистов в области - страница №1/1

Опыт формирования актуальных профессиональных компетенций специалистов в области информационных технологий

1.Н. Ю. Ершова, А. П. Мощевикин, С. А. Кипрушкин


Петрозаводский государственный университет

Петрозаводск

skipr@lab127.karelia.ru

При построении модели подготовки специалиста в области информационных технологий перспективным является использование прогностического подхода, при котором сначала создается модель, отражающая специфику деятельности и подготовки специалиста, а потом проектируется специфическая образовательная среда вуза, формирующая его как личность и профессионала.

Разработка такой модели начинается с содержательного анализа программ, дисциплин, запланированных к преподаванию, методов обучения, строится целостная система конечных и промежуточных целей. Затем составляется перечень предметов, изучаемых при подготовке профессионала по тому или иному направлению, ориентированный на формирование соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций.

Рассмотрим формирование ряда актуальных компетенций в процессе реализации учебного плана подготовки магистров по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» в Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ) на примере двух дисциплин вариативной части профессионального цикла – «Проектирование микропроцессорных систем» и «Беспроводные технологии передачи данных». Включение данных дисциплин в учебные планы обусловлено актуальностью подготовки и развитием этих областей знаний.

Целью дисциплины «Проектирование микропроцессорных систем» является систематизация знаний в области архитектуры и функциональных возможностей современных микропроцессоров и микроконтроллеров, методов и технических средств отладки, диагностики, моделирования и проектирования микропроцессорных систем, а также изучение процесса проектирования СБИС.

Студент должен быть способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. Возможные области применения приобретенных знаний – проектирование микропроцессорных систем, разработка систем-на-кристалле.

Курсовое проектирование по этой дисциплине предполагает создание проекта автоматизированной системы согласно ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы (АС). Стадии создания» с целью воспитания организатора работы и руководителя коллектива разработчиков аппаратных и/или программных средств информационных и автоматизированных систем. Большая часть проектов носит индивидуальный характер и связана с разработкой технического задания по теме магистерской диссертации.

На защиту курсовых проектов приглашаются преподаватели кафедр факультета, руководители магистрантов и представители бизнес-структур, что позволяет периодически изменять содержание модулей или учебных элементов дисциплины с учетом социального заказа и, в рамках системы «360 градусов» [1], оценить такие профессиональные компетенции выпускников, как:



  • владение спецификой предметной области объекта автоматизации;

  • способность диагностировать область задач автоматизации;

  • умение проектировать оптимальный вариант информационной системы в соответствии с требованиями бизнес-задач;

  • способность осуществлять сопровождение информационной системы на всех этапах ее жизненного цикла [2].

Дисциплина «Беспроводные технологии передачи данных» знакомит студентов с технологиями, методами и способами организации беспроводной связи. Целью дисциплины являются: с одной стороны, формирование базовых представлений об устройстве, принципах построения и функционирования глобальных и локальных беспроводных сетей, с другой – систематизация умений проектировать программно-аппаратные части интеллектуальных приборов (датчиков) и разрабатывать алгоритмы функционирования отдельных модулей, входящих в единую информационную систему.

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются профессиональные компетенции использования беспроводных сетевых технологий, такие как:



  • умение настраивать сетевое окружение, оптимизировать конфигурацию аппаратных и программных средств под решаемую производственную задачу;

  • навыки обеспечения совместимости различных программно-аппаратных платформ, проектирования конфигурации беспроводной сети для достижения оптимальной производительности;

  • способность разрабатывать приложения для беспроводных сетей датчиков.

Лабораторный практикум поставлен на базе одной из самых современных и быстроразвивающихся технологий nanoNET/nanoLOC (IEEE 802.15.4a), разработанной фирмой Nanotron Technologies GmbH (Германия). Эта тематика интересна как с научной точки зрения, так и с практической. Постоянно выполняются договорные работы по разработке беспроводных сетей датчиков с возможностью локации объектов в пределах сформированной зоны покрытия радиосвязью. Ежегодно список лабораторных работ и их направленность изменяются в соответствии с приоритетными задачами создания приложений на базе беспроводных сетей датчиков.

Магистранты, заинтересовавшиеся данной тематикой, получив соответствующие навыки и изучив предметную область, вливаются в сложившийся творческий коллектив и привлекаются к коммерческим работам по заказу сторонних предприятий. Таким образом, повышается роль практики, происходит погружение в профессиональную среду с целью формирования профессиональной культуры, поскольку только практическая деятельность позволяет определить достигнутый уровень профессиональной компетенции выпускника. Поэтому так важно уже во время учебы вовлекать студентов в творческие научные коллективы и давать задания, имеющие внедренческий потенциал.

Результаты деятельности магистрантов публикуются в материалах студенческих и научных конференций, в научных и научно-популярных журналах [3, 4].

В результате освоения данных дисциплин формируются следующие компетенции обучающегося:



  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

  • способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов;

  • умение применять перспективные методы исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития вычислительной техники и информационных технологий;

  • способность разрабатывать технические задания и участвовать в создании аппаратных и/или программных средств вычислительной техники;

  • умение выбирать методы и разрабатывать алгоритмы решения задач управления и проектирования объектов автоматизации;

  • умение контролировать качество разрабатываемых программных продуктов [2].

Таким образом, на примере организации учебного процесса по двум востребованным дисциплинам магистратуры показано, как повышается мотивационная составляющая профессиональной деятельности, формируется дополнительный социально-эмоциональный статус: продукт, созданный студентами в рамках курсового проектирования и лабораторных практикумов, востребован обществом, подчеркивается важность и актуальность многих профессиональных компетенций выпускника.
Библиографический список

  1. Пиралова О. Ф. Система диагностики инженерной компетентности выпускников технических вузов // Высшее образование сегодня. 2010. ¹ 6.

  2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по специальностям и направлениям обучения ПетрГУ. Информатика и вычислительная техника (бакалавриат, магистратура) [Электронный ресурс]. URL: http://petrsu.karelia.ru/Abit/doc_FGOS/index.html

  3. Точность определения расстояний с помощью технологии nanoLOC / А. Гоголев, Д. Екимов и др. // Беспроводные технологии. 2008. ¹ 3 (12).

  4. Изучение возможности применения технологии nanoLOC / С. Дмитриев, К. Екимов и др. // Беспроводные технологии. 2008. ¹ 3 (12).