Олимпийская стратегия россии в зимних видах спорта 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздор - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Формула специальности: Специальность 13. 00. 04 – «Теория и методика... 1 82.06kb.
Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания... 3 1087.96kb.
И направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников... 1 413.57kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 2 420.38kb.
Психология физического воспитания и спорта 1 29.24kb.
Программа составлена: Утверждена на заседании кафедры ст преподавателем 1 372.4kb.
Методические рекомендации по дисциплине: Акмеология физической культуры... 1 105.42kb.
Программа «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и... 1 230.39kb.
Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской Республики 1 406.24kb.
Международная хартия физического воспитания и спорта 1 81.75kb.
Программа по паралимпийскому плаванию для учреждений адаптивной физической... 4 1506.25kb.
23-го мая 2006 „Демократические идеалы и посткоммунистическая реальность... 1 54.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Олимпийская стратегия россии в зимних видах спорта 13. 00. 04 теория и методика физического - страница №1/1



На правах рукописи


ЧЕРКАШИН ПЕТР ВИТАЛЬЕВИЧ
ОЛИМПИЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ

В ЗИМНИХ ВИДАХ СПОРТА
13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Волгоград – 2008

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».


Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Якимович Виктор Степанович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент

Вершинин Михаил Александрович;

доктор педагогических наук, доцент



Гибадуллин Илдус Гиниятуллович

Ведущая организация – ФГОУ ВПО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Защита диссертации состоится 3 июня 2008 г. в 1300 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 311.011.01 при ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» по адресу: 400005, Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».
Автореферат разослан «___» апреля 2008 г.

Ученый секретарь


диссертационного

совета профессор









Москвичёв Ю.Н.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.


Приходится констатировать, что лидерство россиян на Олимпийских зимних играх в последние годы утрачено. Процент добываемых медалей и очков от числа разыгранных за время после распада Советского Союза уменьшился примерно вдвое (рис. 1). С позиций прежних успехов, климатогеографических условий страны, численности ее населения, кадровых и научно-методических возможностей, наличия эффективных структур управления спортом, а также на фоне вступления национальной экономики в фазу устойчивого роста такое положение абсолютно неприемлемо.

Рис. 1 Обобщенная характеристика успешности выступления

представителей России на Олимпийских зимних играх
Очевидно, что Россия имеет большой потенциал в развитии зимних видов спорта. Однако с учетом обострения конкуренции и постоянной динамики условий олимпийского соперничества для возврата утерянных позиций необходимо четко определиться в приоритетах по трансформации организационных и методических начал. Причем здесь необходим системный подход, компенсирующий почти всегда узко «ведомственную» заинтересованность руководства отдельных спортивных федераций.

На должном уровне данная проблема пока не решена. Несмотря на имеющийся многолетний опыт централизованного планирования подготовки отечественных атлетов к Играм Олимпиад, лишь в 2007 г. была впервые принята Концепция подготовки спортсменов России к очередным Олимпийским зимним играм 2010 г. в Ванкувере. Если же говорить о более долгосрочном планировании, то можно констатировать: среди специалистов нет единства в понимании того, какие генеральные направления модернизации российской системы олимпийской подготовки в зимних видах спорта предпочесть, какие меры и в какой последовательности предпринять (И.Б.Кази-ков, 2004, 2006). Это в равной мере относится как к ключевым организационным вопросам, так и к базовым вопросам методического характера.

Налицо противоречие между необходимостью многоаспектного совершенствования олимпийской подготовки и дефицитом обоснованных рекомендаций на этот счет, который обусловлен, в первую очередь, тремя главными причинами: а) недостатками в моделировании процесса олимпийской подготовки российских спортсменов; б) недостатком систематизированных данных о преобладающих тенденциях на олимпийской арене; в) неполным представлением об имеющихся внутренних предпосылках и ресурсах для модернизации отечественной системы олимпийской подготовки применительно к зимним видам спорта.

Объект исследования – система подготовки спортсменов России к участию в Олимпийских зимних играх.

Предмет исследования – пути и способы модернизации организационного и методического компонентов системы подготовки российских спортсменов к участию в Олимпийских зимних играх в контексте повышения эффективности ее функционирования.

Цель – оптимизация стратегии совместной деятельности государственных органов власти, Олимпийского комитета России (ОКР) и всероссийских спортивных федераций (ВСФ) в организационно-методическом управлении развитием зимних видов спорта, ориентированном на возврат и последующее удержание олимпийского первенства в неофициальном командном зачете.

Гипотеза исследования. Рекомендации по совершенствованию совместной деятельности государственных органов власти, ОКР и ВСФ в указанном направлении будут потенциально реализуемыми и результативными, если в основу их разработки будут положены: а) адекватная модель процесса олимпийской подготовки российских спортсменов; б) всесторонний анализ внутренних предпосылок и ресурсов для модернизации российской системы олимпийской подготовки; в) надежный прогноз ожидаемых изменений в олимпийской соревновательной программе; г) установление долгосрочных тенденций в динамике соотношения сил представителей национальных команд и регионов мира в тех или иных зимних видах спорта и в целом по всей олимпийской соревновательной программе.

Задачи исследования:

1. Уточнить модель системы олимпийской подготовки российских спортсменов, объединяющей в своей структуре совокупность наиболее значимых взаимосвязанных элементов.

2. Определить имеющиеся в наличии внутренние предпосылки, ресурсы и возможности их перераспределения для модернизации отечественной системы олимпийской подготовки применительно к зимним видам спорта.

3. Спрогнозировать вероятные изменения в олимпийской соревновательной программе на 3-4 предстоящих четырехлетних цикла.

4. Выявить тенденции в динамике соотношения сил представителей национальных команд и регионов мира с учетом результатов победителей, призеров и финалистов ранее проведенных Олимпийских зимних игр с дифференциацией по видам спорта, спрогнозировать вероятный тренд последующих итогов борьбы в неофициальном командном зачете.

5. Разработать комплекс рекомендаций по модернизации системы олимпийской подготовки спортсменов России в зимних видах спорта и верифицировать их целесообразность путем сопоставления и обобщения оценок квалифицированных экспертов, предварительно ознакомленных с собранным фактическим материалом.



Методологическая основа исследования – системно-структурный подход (Н.Винер, L.Bertalanffy, А.И.Берг, И.В.Блауберг, Д.М.Гвишиани, Э.Г.Юдин), в том числе по отношению к теоретико-прикладному моделированию инновационных воздействий и управлению социальными системами – в целом (P.Drucker, В.Г.Афанасьев, А.В.Васильев, С.М.Вишнев, П.Н.Завлин, А.И.Пригожин, Н.П.Федоренко) и в сфере физической культуры и спорта (В.В.Балахничев, В.К.Бальсевич, М.А.Годик, Н.В.Жмарев, И.Б.Казиков, А.И.Колесов, В.В.Кузин, А.А.Новиков, В.В.Новокрещенов, С.Г.Сейранов, Л.С.Хоменков, H.Digel, M.L.Krotee, D.Harre), а также сформулированные ведущими отечественными специалистами ключевые положения теории управления подготовкой высококвалифицированных (Л.П.Матвеев, Ю.В.Верхо-шанский, В.В.Петровский, В.Н.Платонов, Ф.П.Суслов, Б.Н.Шустин, Л.П.Федоров) и юных (В.П.Филин, М.Я.Набатникова, В.Г.Никитушкин, В.А.Бауэр, К.П.Сахновский, П.В.Квашук) спортсменов.

Методы исследования:

– изучение, анализ и обобщение материалов научно-методической литературы (задачи 1, 2);

– изучение официальной документации, протоколов соревнований, опубликованных в специальной периодической печати информационных материалов (задачи 1, 2, 3, 4);

– педагогическое конструирование (задача 1).

– логический анализ, теоретический анализ и теоретический синтез (задачи 1, 2, 3, 4, 5);

– целенаправленная фильтрация информации из соответствующим образом структурированной и сформированной компьютерной базы данных, объединяющей официальные результаты соревнований по программе всех ранее проведенных Олимпийских зимних игр (задачи 3, 4);

– анкетирование и интервьюирование специалистов, экспертные оценки (задачи 2, 4, 5);

– методы математической статистики (задачи 1, 4).



Организация исследования.

На первом этапе (сентябрь – декабрь 2005 г.) формировались общая концепция и календарный план проведения исследования, осуществлен библиографический поиск и предварительный анализ специальной литературы по изучаемой проблематике, начато формирование компьютерной базы данных по олимпийским финалистам в зимних видах спорта.

На втором этапе (январь – май 2006 г.) завершено формирование компьютерной базы данных по олимпийским финалистам в зимних видах спорта и получены все основные информационные выборки по запросам к ней, что позволило решить третью и четвертую задачи исследования.

На третьем этапе (июнь 2006 г. – декабрь 2006 г.) в рамках решения первой задачи разрабатывалась структурная модель системы олимпийской подготовки, а также собирались и обрабатывались материалы, которые были необходимы для решения второй задачи, связанной с определением внутренних предпосылок и ресурсов для модернизации отечественной системы олимпийской подготовки применительно к зимним видам спорта.

На четвертом этапе решалась пятая задача: вначале были разработаны рекомендации по модернизации системы олимпийской подготовки спортсменов России в зимних видах спорта (январь – апрель 2007 г.), которые затем (сентябрь – декабрь 2007 г.) верифицировались путем сопоставления и обобщения оценок квалифицированных экспертов, предварительно ознакомленных с собранными на предыдущих этапах и соответствующим образом обработанными материалами.

На заключительном пятом этапе (январь – март 2008 г.) обобщались материалы всего исследования по теме диссертации, завершалась подготовка её текста, оформлялись акты внедрения полученных результатов в практику.



Достоверность полученных результатов обеспечена надежной методологической базой исследования, разнообразием использованных методов и их адекватностью поставленным задачам, репрезентативностью исходных материалов и их корректной обработкой.

Научная новизна исследования заключается в том, что в его ходе:

– выделены системообразующий фактор, основные компоненты и взаимосвязанные элементы процесса олимпийской подготовки российских спортсменов;

– определены имеющиеся в наличии внутренние предпосылки и ресурсы, а также целесообразные направления перераспределения последних для модернизации отечественной системы олимпийской подготовки в зимних видах спорта;

– осуществлен обоснованный прогноз наиболее вероятных изменений в олимпийской соревновательной программе на 3-4 предстоящих четырехлетних цикла;

– выявлены закономерности в динамике соотношения сил представителей ведущих национальных команд и регионов мира, в том числе – с дифференциацией по видам спорта, входящим в зимнюю олимпийскую программу;

– дан обоснованный прогноз динамики успешности выступлений национальных сборных команд стран, претендующих на лидерство в неофициальном командном зачете на Олимпийских зимних играх 2010 и 2014 гг.;

– разработаны рекомендации по модернизации системы олимпийской подготовки спортсменов России в зимних видах спорта, прошедшие экспертную оценку по наиболее существенным в данном случае критериям оптимальности – реализуемости и результативности.

Теоретическая значимость полученных в исследовании результатов заключается в конкретизации понятия «система олимпийской подготовки» и уточнении представлений о путях и способах ее оптимизации применительно к подготовке российских атлетов в зимних видах спорта.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию совместной деятельности государственных органов власти, ОКР и ВСФ в вопросах организационно-методического управления развитием зимних видов спорта, ориентированном на возврат и последующее удержание олимпийского первенства в неофициальном общекомандном зачете.

Результаты исследования, собранные и включенные в текст диссертации статистические материалы могут быть использованы при составлении среднесрочных и долгосрочных планов развития зимних видов спорта в России, а также в учебном процессе физкультурных вузов, на курсах повышения квалификации руководящих спортивных работников и тренеров.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. Стратегия России в развитии зимних видов спорта должна предусматривать возврат и последующее удержание олимпийского первенства в неофициальном общекомандном зачете. Данная стратегическая цель достижима по прошествии текущего и следующего олимпийских циклов при условии осуществления ускоренной многовекторной модернизации национальной системы олимпийской подготовки.

2. Под системой олимпийской подготовки следует понимать интегрированное в многолетнюю подготовку высококвалифицированных спортсменов структурное образование, представляющее собой совокупность наиболее значимых взаимосвязанных элементов организационного и методического характера, упорядоченных таким образом, чтобы обеспечить попадание наиболее одаренных спортсменов в число участников Олимпийских игр и максимально высокую их суммарную олимпийскую результативность.

3. Разработанная в ходе исследования структурная модель системы олимпийской подготовки, выявление внутренних предпосылок и ресурсов для модернизации этой системы применительно к подготовке российских спортсменов в зимних видах спорта, а также предпринятый анализ влияющих на выбор олимпийской стратегии внешних обстоятельств позволили предложить комплекс целесообразных мер по совершенствованию совместной деятельности государственных органов власти, ОКР и ВСФ.



Апробация результатов исследования. Автор доложил материалы исследования на научных конференциях, организованных в форме творческого конкурса: XI региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области «Актуальные проблемы физической культуры и спорта», Волгоград, ноябрь 2006 г. (II место среди молодых ученых); XVIII Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)», Москва, февраль 2007 г. (I место среди молодых ученых); очередной ежегодной научной конференции студентов и молодых ученых ФГОУ ВПО «ВГАФК», Волгоград, март 2007 г. (I место среди молодых ученых). Внедрение результатов исследований в практику подтверждено 4 актами.

Структура и объём текста диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Она изложена на 185 страницах компьютерной верстки, содержит 7 таблиц и 18 рисунков. Основной текст включает 143 страницы, дополненных 42 страницами раздела «приложения». Список литературы охватывает 205 источников, из которых 56 – на иностранных языках.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В разделе «Введение» обоснована актуальность, дана характеристика объекта и предмета исследования, поставлена цель, сформулирована основная гипотеза, показана научная новизна полученных результатов, их теоретическая и практическая значимость, перечислены выносимые на защиту положения.

В главе I сформулированы задачи исследования, а также описаны его методика и организация с характеристикой всех этапов работы.

В главе II рассмотрены внутренние обстоятельства, детерминирующие выбор олимпийской стратегии России в развитии зимних видов спорта.

Нечеткость определения термина «олимпийская подготовка» ведет к принципиальным различиям во взглядах специалистов на этот процесс. Олимпийская подготовка отождествляется с многолетней подготовкой высококвалифицированных спортсменов в целом (что на самом деле является более широким понятием), с подготовкой в четырехлетнем олимпийском цикле (что выделяет в рассматриваемом процессе хоть и значительный, но все-таки лишь фрагмент), с непосредственной подготовкой к олимпийскому старту (в этом случае взгляд на процесс вообще недопустимо сужается). Именно нечеткостью в понимании существа рассматриваемого процесса обусловлено практически полное отсутствие попыток его структурирования. Специалисты выделяют наиболее существенные, на их взгляд, элементы системы олимпийской подготовки без их взаимной «увязки», что не может не сказываться отрицательно, как на принятии текущих управленческих решений, так и на разработке стратегических мер по необходимой модернизации системы.

В этой связи в диссертации предлагается собственное определение термина «система олимпийской подготовки» в том виде, как это сформулировано во втором из основных положений, выносимых на защиту.

Основываясь на таком понимании существа рассматриваемого процесса, мы разработали структурную модель системы олимпийской подготовки, которая представлена на рис. 2.

Системообразующим фактором в данном случае является суммарная максимально высокая результативность выступлений членов национальной сборной команды на Олимпийских играх (конкретизация цели для олимпийской команды России по зимним видам спорта содержится в выводе 1 и в первом из основных положений, выносимых на защиту). Выделяются вертикальная структура системы (вывод 2); ее компонентный состав, а также совокупность основных взаимосвязанных элементов организационного и методического характера (вывод 3); фундаментальные условия (вывод 4).

Р
Основные элементы:
Программно-нормативное обеспечение

Научно-методическое обеспечение

Тренерские «школы»

Подготовка кадров

Повышение квалификации кадров



Основные элементы:
Материально-техническое обеспечение

Финансирование

Менеджмент

Система соревнований

Система спортивных организаций




Фундаментальные условия:

Социально-экономические Политические Социокультурные Климатогеографические Этно-демографические Информационная

условия условия условия условия условия среда




























ис.
2 Модель системы олимпийской подготовки

В ходе исследования мы пришли к заключению, что, говоря о внутренних предпосылках и ресурсах к реализации инновационных перестроек в отечественной системе олимпийской подготовки, необходимо анализировать состояние всей многолетней подготовки олимпийского резерва и высококвалифицированных взрослых атлетов, приоритетно ориентированных в своей спортивной карьере именно на высокие олимпийские достижения.

В результате изучения литературных материалов, а также в итоге проведенных бесед со специалистами по зимним видам спорта, входящим в олимпийскую программу, основные предпосылки и ресурсы к реализации инновационных перестроек в отечественной системе олимпийской подготовки применительно к зимним видам спорта были выделены. Используя терминологию специалистов по стратегическому планированию, речь идет об основных стратегических «угрозах» системе (перечислены в выводе 5) и имеющихся «возможностях» для противодействия этим угрозам (реальные направления, по которым должна идти коррекция сложившейся ситуации, показаны в тексте диссертации).

Глава III посвящена анализу внешних обстоятельств, детерминирующие выбор олимпийской стратегии России в развитии зимних видов спорта.

К таким обстоятельствам отнесены тенденции в изменении соревновательной программы Олимпийских зимних игр (рис. 3), а также динамика соотношения сил представителей национальных команд и регионов мира в отдельных видах спорта и с учетом всей программы соревнований (рис. 4-10).

Инструментом для сбора необходимой информации послужила сформированная нами на основе протоколов соревнований всех Олимпийских зимних игр 1924-2006 гг. уникальная компьютерная база данных в формате «Microsoft Access», которая включает имена и фамилии до 6 лучших спортсменов в каждой дисциплине, их командную принадлежность (в том числе советских участников – с делением по союзным республикам) и показанные результаты. В базе данных содержится 51486 заполненных ячеек по 31 полю.

Целенаправленная обработка информационной матрицы позволяет получать отчеты по любым запросам. Это оказывается полезным и при выявлении тенденций, имеющих значение для принятия решений в развитии отдельных зимних видов спорта в контексте олимпийской перспективы.





Рис. 3 Прогнозирование числа разыгрываемых комплектов медалей


Рис. 4 Количество медалей, завоеванных на Олимпийских зимних играх

в тех или иных видах спорта представителями России



Рис. 5 Количество медалей, завоеванных на Олимпийских зимних играх

в тех или иных видах спорта представителями Скандинавских стран

(суммарно – Норвегия, Швеция и Финляндия)


Рис. 6 Количество медалей, завоеванных на Олимпийских зимних играх

в тех или иных видах спорта представителями Германии

(всеми командами германских спортсменов)



Рис. 7 Количество медалей, завоеванных на Олимпийских зимних играх

в тех или иных видах спорта представителями стран Северной Америки

(суммарно – США и Канада)


Рис. 8 Распределение медалей, завоеванных представителями национальных

сборных, вошедших в число10 лучших по итогам неофициального

командного зачета на Олимпийских зимних играх 2006 г. в Турине



Рис. 9 Распределение медалей на Играх в Солт-Лейк-Сити-2002 между

10 ведущими сборными командами Олимпиады-2006 (ретроспектива-1)


Рис. 10 Распределение медалей на Играх в Нагано-1998 между

10 ведущими сборными командами Олимпиады-2006 (ретроспектива-2)
Вместе с анализом факторов, влияющих на уровень достижений в зимних видах спорта, полученные результаты (выводы 6, 7) позволили сформировать прогноз успешности олимпийских выступлений 10 претендентов на неофициальное общекомандное первенство в 2010 и 2014 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Места в неофициальном общекомандном зачете (по общему числу завоеванных наград),

занятые ведущими национальными командами по итогам участия в Олимпийских зимних играх

1994-2006 гг., а также прогноз результатов командной борьбы на Играх 2010 и 2014 гг.





1994 г.

1998 г.

2002 г.

2006 г.

2010 г.

2014 г.

1

Норвегия

Германия

Германия

Германия


США, Канада




Россия, Канада



2

Германия

Норвегия

США

США

3

Россия

Россия

Норвегия

Канада


Россия, Германия




Германия, Норвегия



4

Италия

Австрия

Канада

Австрия

5

США

Канада

Австрия

Россия


Норвегия, Австрия




США, Австрия



6

Канада

США

Россия

Норвегия

7

Швейцария

Финляндия

Италия

Швеция


Швейцария,

Нидерланды



Китай,


Швейцария

8

Австрия

Нидерланды

Франция

Швейцария

9

Корея

Япония

Швейцария

Корея


Швеция, Китай




Швеция,


Нидерланды

10

Финляндия

Италия

Нидерланды

Италия

В главе IV обосновываются меры по стратегической модернизации организационного и методического компонентов системы олимпийской подготовки российских спортсменов в зимних видах спорта.

Общий подход к выработке рекомендаций изложен в выводе 8.

К экспертному оцениванию их целесообразности по критериям полезности и осуществимости были привлечены 19 специалистов в зимних видах спорта (ведущие тренеры, преподаватели профильных кафедр физкультурных вузов и факультетов, спортивные организаторы).

Обобщенная информация об итогах экспертизы содержится в выводе 9. Результаты оценки каждой из мер, приведенных ниже в сокращенной формулировке, выглядят следующим образом (в скобках указано количество экспертов, проголосовавших «за», «против» и «затруднившихся с оценкой»).
Пути и способы перестройки организационного компонента российской системы олимпийской подготовки в зимних видах спорта
Воздействия через элемент «материально-техническое обеспечение»
1. Совершенствование материально-технической базы для занятий на начальных этапах многолетнего совершенствования (18, 0, 1).

2. Обеспечение большей доступности инвентаря и экипировки для юных спортсменов, в том числе через прямой выход на производителей с оптовыми заказами и последующим распределением в розницу с минимальными торговыми наценками (17, 1, 1).

3. Запрет на перепрофилирование сооружений по зимним видам спорта, особенно уникальных для соответствующих регионов (17, 1, 1).

4. Разработка унифицированных проектов простейших плоскостных и крытых сооружений для массовых занятий зимними видами спорта (по аналогии с существующими ФОК), размещение заказов на строительство таких сооружений с подготовкой «инвестиционных площадок» (17, 1, 1).

5. Совершенствование баз для централизованной подготовки сборных команд России (15, 2, 2).

6. Поддержание на высоком уровне и регулярное обновление оснащения лабораторий антидопинговых служб, увеличение количества забираемых проб, в том числе – у представителей группы резерва (16, 3, 0).


Воздействия через элемент «финансирование»
7. Изыскание возможностей для увеличения заработной платы тренеров, работающих с юными спортсменами на ранних этапах многолетней подготовки, с приближением уровня оплаты их труда к уровню оплаты труда наставников квалифицированных атлетов (13, 4, 2).

8. Введение узаконенных надбавок к заработной плате тренерам резерва, направившим в спорт высших достижений тех юных спортсменов, которые впоследствии добились значительных олимпийских успехов (17, 2, 0).

9. Оказание целенаправленной финансовой помощи ведущим юным и молодым спортсменам группы олимпийского резерва (15, 4, 0).

10. Более ориентированное на достигнутые показатели олимпийской результативности и на олимпийскую «медалеёмкость» распределение бюджетных, а также привлеченных в централизованном порядке спонсорских и иных средств между отдельными ВСФ по зимним видам спорта (12, 5, 2).

11. Поддержание на высоком уровне и последовательное увеличение размеров премиальных выплат завоевавшим олимпийские медали спортсменами и их тренерам из средств специально формируемых для этого центральных и региональных фондов (16, 2, 1).
Воздействия через элемент «менеджмент»
12. Оптимизация текущего взаимодействия Росспорта, ОКР и ВСФ по зимним видам спорта в планировании подготовки сборных команд (18, 0, 1).

13. Более заблаговременный выпуск в свет (минимум за 4 года до проведения Игр) Концепций и Сводных планов подготовки спортсменов России к очередным Олимпийским зимним играм, а также целевых комплексных программ подготовки сборных команд по отдельным видам спорта (15, 0, 4).

14. Организация на базе ОКР семинаров по администрированию зимних видов спорта с приглашением специалистов из «успешных» ВСФ и их территориальных подразделений, освещение работы этих семинаров в специальной периодической печати (14, 3, 2).

15. Разработка комплекса мер, направленных на сокращение оттока из страны высококвалифицированных спортсменов и особенно тренеров, на возврат в страну ранее уехавших из нее уникальных специалистов (16, 3, 0).

16. Совершенствование правовой и законодательной базы в части повышения социальной защищенности спортсменов, тренеров и специалистов, страхования их жизни и здоровья (17, 0, 2).

17. Оптимизация текущего взаимодействия региональных государственных органов управления физической культурой и спортом, территориальных отделений ВСФ по зимним видам спорта, а также структурных подразделений (учреждений и организаций), непосредственно обеспечивающих многолетнюю подготовку спортсменов на региональном уровне (18, 1, 0).

18. Повышение эффективности управления развитием зимних видов спорта на местах со стороны территориальных подразделений соответствующих ВСФ (18, 0, 1).

19. Дальнейшая популяризация олимпийских зимних видов спорта в стране, как традиционных, так и относительно «новых» (18, 0, 1).

20. Укрепление позиций России в международных федерациях по зимним видам спорта (19, 0, 0).
Воздействия через элемент «система соревнований»
21. Придание всеобъемлющего характера соревнованиям по программе зимних юношеских спартакиад (13, 4, 2).

22. Оптимизация соревновательной деятельности ведущих атлетов на этапе непосредственной подготовки к олимпийским стартам (18, 0, 1).

23. Придание приоритета результатам атлетов на чемпионатах России при формировании состава сборных команд по видам спорта (14, 5, 0).

24. Коллективное обсуждение на тренерских советах и послесезонных тренерских конференциях, а также заблаговременное утверждение Росспортом календаря основных соревнований на каждый очередной год (18, 1, 0).

25. Рационализация календаря детских и юношеских соревнований местного и регионального уровня (18, 0, 1).

26. Возрождение и оптимизация «студенческого» календаря соревнований по зимним видам на региональном и всероссийском уровнях (14, 5, 0).


Воздействия через элемент «система спортивных организаций»
27. Повсеместное открытие отделений по зимним видам при ДЮСШ и СДЮШОР в северной и средней полосах территории России (19, 0, 0).

28. Совершенствование организации отбора детей и подростков для занятий зимними видами спорта в ДЮСШ и СДЮШОР (13, 4, 2).

29. Организация межрегиональных СДЮШОР, отделений УОР и ШВСМ по месту расположения уникальных спортивных сооружений: санно-бобслейных трасс, трамплинов, крытых конькобежных треков (16, 2, 1).
Пути и способы перестройки методического компонента отечественной системы олимпийской подготовки в зимних видах спорта
Воздействия через элемент «программно-нормативное обеспечение»
30. Периодический плановый, а при возникновении необходимости – и внеплановый, пересмотр нормативов ЕВСК по зимним видам с учетом изменений на международной и внутренней спортивной арене (18, 1, 0).

31. Усовершенствование действующего Положения о спортивных школах в направлении повышения заинтересованности тренеров в качественной и планомерной работе с юными спортсменами (13, 5, 1).

32. Обновление содержания учебных программ по зимним видам спорта для спортивных школ (18, 1, 0).

33. Выпуск учебных программ для спортивных школ увеличенными тиражами в удобной для практического использования форме (17, 1, 1).



Воздействия через элемент «научно-методическое обеспечение»
34. Создание специализированных центров для комплексного обследования членов сборных команд и перспективных представителей группы резерва, включая психологические службы и мобильные КНГ для текущего научно-методического обеспечения подготовки на УТС (18, 0, 1).

35. Совершенствование медицинского и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов (17, 1, 1).

36. Совершенствование информационно-аналитического обеспечения спортивной подготовки (19, 0, 0).

37. Выпуск спортивно-методической литературы через центральные специализированные издательства увеличенными тиражами, в том числе – переводной (19, 0, 0).

38. Размещение актуальной методической информации на официальных Интернет-сайтах ВСФ по зимним видам спорта (18, 1, 0).

39. Совершенствование содержания выходящей в свет специализированной спортивной периодики (17, 0, 2).

40. Распространение по служебным каналам видеозаписей занятий, проводимых ведущими российскими и зарубежными тренерами со спортсменами начального уровня и высокой квалификации (16, 2, 1).

41. Актуализация тематики проводимых в профильных НИИ, а также физкультурных вузах Росспорта исследований по совершенствованию методики подготовки в зимних видах спорта, подключение руководства ВСФ и национальных сборных команд к составлению планов НИР (17, 2, 0).


Воздействия через элемент «тренерские школы»
42. Поощрение бригадного метода работы тренеров (12, 6, 1).

43. Изменение критериев оценки эффективности работы тренеров юниорских и молодежных сборных, привлечение к руководству сборными командами представителей одних и тех же тренерских школ (14, 3, 2).

44. Направление ведущих региональных тренеров на стажировку в сборных командах России и при всероссийских центрах подготовки сильнейших спортсменов в тех или иных видах спорта (19, 0, 0).

45. Организация совместных учебно-тренировочных сборов ведущих российских и зарубежных представителей зимних видов спорта, в том числе для взаимного обогащения опытом тренерской работы (14, 4, 1).


Воздействия через элемент «подготовка кадров»
46. Модернизация рабочих программ по учебным дисциплинам профильных кафедр физкультурных вузов (16, 2, 1).

47. Привлечение к работе со студентами ведущих тренеров по зимним видам спорта (17, 1, 1).

48. Усиление практической направленности учебного процесса (17, 1, 1).

49. Увеличение набора студентов на магистерскую образовательную программу «Спорт и система подготовки спортсменов» со специализацией в зимних видах спорта (13, 1, 5).

50. Открытие специализаций по «новым» олимпийским зимним видам спорта в физкультурных вузах страны (19, 0, 0).
Воздействия через элемент «повышение квалификации кадров»
51. Реставрация системы повышения квалификации тренеров и руководящих спортивных работников на базе физкультурных вузов (14, 3, 2).

52. Привлечение к работе на курсах повышения квалификации опытных тренеров-методистов, включая тренеров сборных команд (16, 2, 1).

53. Совместное проведение УТС с участием ведущих тренеров-методистов (19, 0, 0).

54. Включение в программы международных спортивных федераций по обучению и сертификации тренеров (16, 2, 1).

55. Зарубежные командировки отечественных специалистов в ведущие центры развития зимних видов спорта, особенно «новых» (19, 0, 0).

56. Постепенное введение в действие системы лицензирования тренеров уполномоченными органами соответствующих ВСФ или их региональных отделений (12, 3, 4).

В разделе «Заключение» подведены итоги проделанной работы, указаны основные отличия полученных в ее ходе результатов от результатов ранее проведенных исследований в рассматриваемом проблемном поле, намечены ориентиры для последующих разработок.
Выводы

1. Системообразующим фактором в системе олимпийской подготовки является целевая суммарная результативность выступлений членов национальной сборной команды на Олимпийских играх. Применительно к команде России по зимним видам спорта в среднесрочной (2014 г.) и долгосрочной перспективе правомерно ставить целью завоевание первого места в неофициальном общекомандном зачете.

2. Вертикальная структура системы олимпийской подготовки в качестве основных блоков включает в себя подготовку олимпийского резерва на различных этапах многолетнего совершенствования и подготовку высококвалифицированных спортсменов – членов сборных команд (включая непосредственную подготовку последних к олимпийским стартам). Кроме того, в системе выделяются не менее важные сопрягающие блоки: многоэтапный отбор перспективных спортсменов, комплектование сборных команд, комплектование олимпийского состава.

3. К наиболее значимым элементам, влияющим на эффективность функционирования всех блоков вертикальной структуры, следует отнести материально-техническое обеспечение, финансирование, менеджмент, систему соревнований, систему спортивных организаций (все это относится к организационному компоненту), а также программно-нормативное обеспечение, научно-методическое обеспечение, тренерские «школы», подготовку кадров, повышение их квалификации (методический компонент).

4. Элементарная конструкция любой национальной системы олимпийской подготовки строится на фундаменте из социально-экономических, политических, социокультурных, климатогеографических, этно-демографи-ческих и информационных условий. Установленное в исследовании воздействие большинства из них на конечную продуктивность системы имеет существенный, но не решающий характер, причем в этом вопросе наблюдается выраженное проявление специфики зимних видов спорта.

5. К первоочередным «угрозам» отечественной системе олимпийской подготовки относятся: низкий уровень материального вознаграждения труда детских тренеров; недостаточные темпы роста контингента учащихся спортивных школ и не пропорциональное олимпийским успехам российских представителей тех или иных видов спорта финансирование подготовки резерва; плохая преемственность в работе сборных команд России по возрастным группам; резкая неравномерность абсолютных и относительных показателей эффективности функционирования региональных подсистем олимпийской подготовки; нерациональное распределение имеющихся ресурсов на централизованную подготовку сборных команд; недостаточная ориентированность соревновательной деятельности ведущих спортсменов в олимпийском сезоне на успешную подготовку к главному старту. По каждой из «угроз» определены реальные направления исправления ситуации за счет возможного ресурсного маневра.

6. Наблюдаемый в последние годы быстрый рост числа разыгрываемых комплектов наград на Олимпийских зимних играх, скорее всего, продолжится и в предстоящие 3-4 четырехлетних цикла, причем за счет наиболее зрелищных соревновательных дисциплин в составе как относительно «новых», так и уже ставших традиционными видов спорта.

7. Несмотря на подтвержденный результатами исследования более высокий потенциал Российской национальной системы олимпийской подготовки в зимних видах спорта по сравнению с любой другой аналогичной национальной системой, на Играх 2010 г. реальными будут претензии российских спортсменов лишь на третье место в неофициальном общекомандном зачете вслед за спортсменами Канады и США, в острой борьбе со спортсменами Германии. В последующем при усилении позиций россиян, прежде всего, в ключевых для исхода командной борьбы видах соревновательной программы – биатлоне и конькобежном спорте, а также при проявлении повышенного внимания к развитию других «медалеёмких» видов спорта в программе Олимпийских зимних игр команда России сможет претендовать на устойчивое общекомандное лидерство.

8. Для повышения конкурентоспособности сформировавшаяся система олимпийской подготовки российских спортсменов в зимних видах спорта нуждается в ускоренной модернизации, которая должна предусматривать комплексные воздействий в направлении усиления влияния выделенных ключевых элементов на эффективность функционирования основных и сопрягающих блоков в ее вертикальной структуре. Рекомендации по коррекции системы следует подбирать таким образом, чтобы они, во-первых, способствовали нейтрализации или уменьшению опасности выделенных внутренних стратегических «угроз» системе, и, во-вторых, были в полной мере ориентированы на внешние обстоятельства, детерминирующие выбор оптимальной олимпийской стратегии России в развитии зимних видов спорта.

9. Разработанный комплекс из 56 основных мер по 10-векторной модернизации системы олимпийской подготовки спортсменов России в зимних видах спорта одобрен специалистами. Нет ни одной рекомендации, в пользу которой высказались менее 63% всех привлеченных экспертов или отдали голоса менее 50% респондентов любой из профессиональных групп. Большинство мер поддержали от 80% до 100% специалистов. Единогласно приняты меры, предусматривающие: укрепление позиций России в международных спортивных федерациях; повсеместное открытие отделений по зимним видам спорта в ДЮСШ и СДЮШОР; совершенствование информационно-аналитического обеспечения спортивной подготовки; выпуск методической (в том числе переводной) литературы через центральные специализированные издательства увеличенными тиражами; направление ведущих региональных тренеров на стажировку в сборные команды России; открытие специализаций по «новым» олимпийским видам спорта в физкультурных вузах страны; совместное проведение учебно-тренировочных сборов с участием тренеров-методистов; зарубежные командировки тренеров и специалистов в центры развития зимних видов спорта (особенно «новых»).


3. СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Черкашин, П.В. Новый подход к изучению тенденций развития олимпийских видов спорта / П.В.Черкашин, А.В.Черкашин // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования: Тр. междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, апрель 2006 г.). – Волгоград, 2006. – С. 244-247 (авторское участие – 50%).

2. Черкашин, П.В. Динамика представительства соревновательных дисциплин в программе Олимпийских зимних игр / П.В.Черкашин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Мат. XI регион. конф. молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ноябрь 2006 г.). – Волгоград, 2006. – С. 56-58.

3. Черкашин, П.В. Обобщенная динамика результативности российских спортсменов на Олимпийских зимних играх / П.В.Черкашин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Мат. XI регион. конф. молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ноябрь 2006 г.). – Волгоград, 2006. – С. 59-61.

4. Черкашин, П.В. Стратегия подготовки российских спортсменов к участию в предстоящих Олимпийских зимних играх / П.В.Черкашин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Мат. итог. науч. конф. студентов и молодых ученых за 2006 г. – Вып. 13. – Волгоград: ВГАФК, 2007. – С. 102-105.

5. Черкашин, П.В. Олимпийская стратегия России в зимних видах спорта / П.В.Черкашин // Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность): Мат. XVIII Олимпийской науч. сессии молодых ученых и студентов России. – М.: Советский спорт, 2007. – С. 56-59.

6. Черкашин, П.В. Зимние виды спорта: целесообразная олимпийская стратегия России / В.С.Якимович, П.В.Черкашин // Теория и практика физической культуры. – 2007. – №8. – С. 36-37 (авторское участие – 50%).

Научное издание


Черкашин Петр Витальевич

Олимпийская стратегия России в зимних видах спорта: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. – Волгоград: ВГАФК, 2008. – 30 с.

Подписано в печать 22 апреля 2008 г.

Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 1,2

Тираж 100 экз. Заказ № ____

______________________________________________
Издательство ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная

академия физической культуры»,

400005, Волгоград, пр. Ленина, 78