Оценка воздействия строительства на окружающую среду - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ся в окружающую среду. В тепловом насосе работа 1 183.13kb.
Этапы урока. Деятельность учителя 1 81.04kb.
Электромагнитные волны. Действие на человека и окружающую среду 1 192.58kb.
Регламента «Требования к эмиссиям в окружающую среду при производстве... 1 20.62kb.
«Оценка воздействия сточных с очистных сооружений г. Волжска на качество... 1 590.63kb.
Лекция 8 тема: Влияние сельского хозяйства на окружающую среду 1 100.65kb.
«научное общество учащихся» 1 84.94kb.
Программа вступительных испытаний по обществознанию содержит основные... 1 88.16kb.
Основы теории трения и изнашивания внутреннее трение и внешнее трение 2 676.68kb.
Учебное пособие предназначено для студентов технических специальностей... 1 11.31kb.
Программа эксперимента завершена в полном объеме в период мкс-17. 1 33.65kb.
Растительный мир Белгородской области 1 94.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Оценка воздействия строительства на окружающую среду - страница №1/4

Научно-исследовательский институт транспортного строительства (АО ЦНИИС)

Государственный дорожный научно-исследовательский институт (СОЮЗДОРНИИ)

Согласована Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации

10.11.93 № 20-4/13-501

ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА "ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ" В ПРОЕКТАХ ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (ОВОСтрансстрой)

Москва 1994

Настоящая Временная инструкция разработана в Научно-исследовательском институте транспортного строительства (АО ЦНИИС) совместно с Государственным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии).

Авторы Временной инструкции: академик академии транспорта А.А. Цернант, канд. техн. наук А.И. Песов (АО ЦНИИС), д-р техн. наук И.Е. Евгеньев (Союздорнии).

В разработке Временной инструкции принимала участие зав. ЦНИЭЛ "Трансстройэкологии" И.А. Оськина (АО ЦНИИС)

При разработке Временной инструкции учтены замечания и предложения Ленгипротранса, Мосгипротранса и Союздорпроекта.

Временная инструкция согласована Министерством охраны окружающей среды ж природных ресурсов Российской Федерации и рекомендована в качестве нормативного документа (свода правил) для использования проектными организациями при разработке ТЭО и проектов строительства (реконструкции) железных и автомобильных дорог.
Введение

Железная или автомобильная дорога, как комплекс функционально связанных инженерных сооружений и объектов, обеспечивающих перевозочный процесс, является конечным товарным продуктом транспортного строительства.

Строительство дороги всегда сопряжено с преобразованием ландшафта и изменением окружающей природной среды.

Задача заключается в том, чтобы найти и реализовать такие технические и организационно-технологические решения при строительстве транспортных объектов, которые обеспечат не только минимальные затраты природных ресурсов и предотвратят нарушения экологического равновесия, но и при определенных условиях позволят достичь улучшения в целом экологической обстановки в регионе строительства. Для реализации поставленной задачи АО ЦНИИС совместно с Союздорнии разработали настоящую инструкция по оценке воздействий на окружающую среду строительства транспортных объектов (ОВОСтрансстрой), являющуюся основным документом по экологическому обоснованию строительства (реконструкции) железных и автомобильных дорог и их технического перевооружения.1



1 Термины и определения к данной инструкции приведены в приложении 1.

Положения Инструкции основаны на законодательных актах и нормативных документах Российской Федерации в области охраны природы, перечень которых приведен в приложениях 2, 3.

Наряду с этим при разработке ОВОСтрансстрой были использованы ведомственные методические указания и нормативные документы, решения 2-й и 8-й конференции представителей охран - членов содружества независимых государств по "Оценке воздействия на окружающую среду" и опыт работ АО ЦНИИС и Союздорнии по проведению ОВОС к проектам железных и автомобильных дорог.

Методологическую основу инструктивных положений в работе составляет экосистемная концепция оптимального управления природопользованием при строительстве (реконструкции) и эксплуатации транспортных природно-технических систем.

Цели управления рассматривались на федеральном, муниципальном (региональном) и локальном (объектном) уровнях. При этом учитывались требования обеспечения экологической, социальной и технической (функциональной) безопасности на всех стадиях жизненного цикла объекта (сооружения), включая стадию реконструкции или ликвидации после выработки ресурса.

Содержание



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. РАЗРАБОТКА ОВОСТРАНССТРОЯ НА ПРЕДПРОЕКТНОЙ СТАДИИ (КОНЦЕПЦИЯ, ТЭС, ТЭД и др. - 1 этап)

3. РАЗРАБОТКА ОВОСТРАНССТРОЯ НА СТАДИИ ТЭО

Приложение 1 Обязательное Термины и определения

Приложение 2 Обязательное Перечень основных законодательных актов, регламентирующих требования в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов

Приложение 3 Обязательное Перечень нормативных документов в области охраны природы

Приложение 4 Обязательное Перечень территориальных органов государственного контроля и надзора, участвующих в определении условий природопользования

Приложение 5 Рекомендуемое

Приложение 6 Рекомендуемое

Приложение 7 Рекомендуемое Структура отчёта по ОВОСтрансстрою ("Заявление об экологических последствиях" - ЗЭП)

Приложение 8 Рекомендуемое Состав исходной информации к экологическому обоснованию ОВОСтрансстроя1

Приложение 9 Рекомендуемое Источники и виды воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации железных и автомобильных дорог (вновь строящихся)

Приложение 10 Рекомендуемое Распространение экологических воздействий на территории, прилегающей к автомобильной дороге

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Назначение и область применения Инструкции

1.1. Инструкция содержит указания по составлению экологического обоснования строительства (реконструкции) объекта на предпроектных и проектных стадиях (ОВОСтрансстрой). Она предназначена для применения при проектировании железных и автомобильных дорог. Инструкция регламентирует порядок разработки раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" объектов транспортного строительства (ОВОСтрансстрой), а также может быть использована при разработке других видов пред инвестиционной документации (генеральных схем развития сетей дорог, технико-экономических докладов и т.п.).

Кроме проектных организаций, Инструкция предназначена для заказчиков, обеспечивающих гарантию предотвращения отрицательных экологических последствий в результате реализации проекта; специализированных организаций, привлекаемых к работе по составлению ОВОСтрансстроя; ведомственной экспертизы проектов и смет; общественных организаций и населения при обсуждении проектных решений; государственных органов управления (власти) и природоохранной экспертизы, принимающих решение по реализации проектов.

1.2. В настоящей Инструкции унифицированы требования к экологическому обоснованию строительства (реконструкции) железных и автомобильных дорог с учётом необходимой сбалансированности экологических и социально-экономических интересов развития рассматриваемого региона страны. При этом предусматривается:

- внедрение в практику разработки ТЭО и проекта изучения взаимосвязей предлагаемых решений с особенностями экологических условий и социально-экономической инфраструктуры, сложившихся в районах проектируемых железных и автомобильных дорог;

- снижение негативных воздействий на окружающую среду и предотвращение ее деградации в районах строительства новых и реконструкции действующих железных и автомобильных дорог;

- обеспечение эколого-экономической сбалансированности будущих объектов транспортного строительства с учётом изменений экологических условий при функционировании объектов других отраслей восстановление нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем;

- создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения в районе размещения и эксплуатации объектов транспортного строительства;

- разработка мероприятий по снижению или предотвращению отрицательных экологических последствий строительства и эксплуатации железных и автомобильных дорог (системы привентивных экологических и социальных компенсаций).
Железные и автомобильные дороги как источники воздействий на экосистемы

1.3. Железнодорожный и автомобильный транспорт дает существенный социально-экономический эффект в региональном масштабе, однако в узколокализованных зонах может вызывать нарушение естественного равновесия в природных или природно-технических системах.

1.4. Воздействия железных и автомобильных дорог на окружающую среду возможно разделить на три группы:

- транспортное загрязнение (выбросы продуктов сгорания топлива и другие виды загрязнения пути и придорожной полосы, механические, физические воздействия транспортных средств);

- изменение ландшафта вследствие введения в него линейного транспортного сооружения (расчленение, изменение рельефа, влияние на гидрологию, микроклимат и т.п.);

- технологические воздействия (загрязнение машинами, временное изъятие территорий).

Особенности оценки воздействий на окружающую среду в транспортном строительстве (ОВОСтрансстрой)

1.5. С целью обоснования и принятия инженерных решений, обеспечивающих рациональное, экологически безопасное природопользование, оценка воздействия на окружающую среду строительства (реконструкции) железных и автомобильных дорог рассматривается на всех этапах - до начала строительства, во время строительства и после его окончания из условия минимизации ущерба природной среде и социально-экологической напряженности в рассматриваемом регионе с прогнозированием изменения состояния окружающей среды вследствие хозяйственной деятельности.

1.6. Разработка ОВОСтрансстроя должна производиться на стадии ТЭО с использованием материалов, полученных ранее на предпроектных стадиях. Повторной разработки ОВОС на стадии проекта не требуется. При одностадийном проектировании (без разработки ТЭО) ОВОС выполняется на стадии проекта.

В том случае, когда на стадии рабочего проекта (при двухстадийном проектировании) принятые в ТЭО проектные решения изменены или устарели и существенно отличаются по воздействиям на окружающую среду, ОВОС выполняется повторно.

1.7. В результате проведения ОВОСтрансстроя выполняются проектные решения, осуществление которых возможно, если они удовлетворяют следующим условиям:

- не представляют угрозы для здоровья человека при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах воздействия с учётом отдаленных последствий;

- не приведут к необратимым или кризисным явлениям в окружающей среде в период строительства и эксплуатации дорог, а также в случаях их ликвидации;

- не смогут вызвать (с заданной надежностью) катастрофических последствий в случае технического отказа каких-либо элементов сооружения.

При невозможности выполнения какого-либо из приведенных требований должны быть рассмотрены варианты компенсации негативных явлений.

1.8. При разработке раздела ОВОСтрансстроя должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по оперативному экологическому контролю и управлению в процессе строительства и эксплуатации дорог (мониторинг).

1.9. При оценке воздействия на окружающую среду объектов транспортного строительства следует руководствоваться следующими основными принципами:

- рассмотрение во взаимосвязи технических, технологических, экологических, социальных и экономических показателей;

- вариантность проектных решений и сравнение их по экологическим показателям;

- учёт состояния конкретных экосистем и их устойчивости к прогнозируемым воздействиям объектов транспортного строительства в зависимости от местных условий;

- учёт в проектных решениях строительства региональных особенностей - перспектив социально-экономического развития региона, где предполагается новое строительство или реконструкция существующих транспортных объектов, состояния здоровья населения, исторических, культурных, этнических и других интересов района.

1.10. ОВОСтрансстрой является самостоятельным этапом в системе подготовки решений о развитии хозяйственной деятельности, делается до принятия проектных решений, входит в состав проектно-сметной документации и оформляется в отдельный документ.

Раздел "Охрана окружающей среды", выполняемый в соответствии со СНиП 1.02.01-85, содержит проектные решения по комплексу конкретных мероприятий, обеспечивающих выполнение положений ОВОС по экологической безопасности.

1.11. По мере утверждения законодательных актов нормативных документов и научных разработок по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) в Инструкцию будут вноситься соответствующие дополнений и изменения.

Ответственность участников проведения ОВОСтрансстроя1

1 В данном разделе изложены требования применительно к полному составу проектной документации, применяемой в транспортном строительстве.

1.12. Ответственность за организацию и проведение ОВОСтрансстроя возлагается на заказчика ТЭО (рабочего проекта), который вместе с заданием на разработку ТЭО или проекта передает разработчику имеющуюся в его распоряжении информацию о состоянии окружающей среды и возможных экологических последствиях эксплуатации объекта строительства (по аналогии действующих объектов), собранную службами отраслевого мониторинга.

1.13. Заказчик обеспечивает финансирование ОВОС, включая проведение сбора информации, экологических изысканий и научных исследований. Средства на финансирование ОВОС заказчиком предусматриваются дополнительно к смете расходов на разработку ТЭО и проекта строительства.

1.14. При необходимости доработки проекта, вызванной результатами обсуждения или рассмотрения его экспертизой, заказчик предусматривает дополнительное финансирование для соответствующих дополнений и изменений ОВОСтрансстрой.

1.15. Заказчик обеспечивает организацию необходимых контактов с органами власти, управления и контроля, а также общественных слушаний в ходе проектирования.

1.16. Заказчик при участии генерального проектировщика осуществляет согласование с местными территориальными государственными органами мест размещения объектов проектирования и оформление разрешения на природопользование1. Одновременно в обязанность заказчика входит оформление отвода земель под временные поселки строителей, технологические площадки, места вывоза в отвал строительных отходов, временного складирования грунта и других площадок, необходимых для реализации проекта. Заказчик по требованию разработчика согласовывает с владельцами существующих хозяйственных систем возможность подключения к ним проектируемых коммуникаций (водопровода, канализации, теплофикации и др.).



1 Перечень государственных органов, участвующих в определении условий природопользования, форма их согласования и разрешения приведены в приложениях 4, 5.

1.17. Заказчик представляет результаты проведения ОВОСтрансстроя в составе предпроектной и проектной документации на государственную экологическую экспертизу.

1.18. Разработку ОВОСтрансстроя и оформление ее материалов осуществляет генеральный проектировщик, привлекая, при необходимости, для выполнения этой работы специализированные научно-исследовательские организации. При этом, генеральный проектировщик несет перед заказчиком и контролирующими органами ответственность за полноту, качество ОВОС и достоверность используемой при ее проведении информации, а также за соблюдение обусловленных настоящей Инструкцией требований ОВОСтрансстроя.

1.19. Генеральный проектировщик несет ответственность за своевременность предоставления привлекаемым организациям исходных данных для проведения ОВОСтрансстроя и отвечает за их достоверность и качество.

Состав ОВОСтрансстроя

1.20. Первый этап. Выполняют до начала проектирования одновременно с разработкой концепции (экономического обоснования) строительства железной или автомобильной дороги или на других предпроектных стадиях. На этом этапе проводится предварительное размещение и согласование трассы (площадки), анализируются природные особенности, производится экологическая оценка состояния природной среды в районе предполагаемого строительства, определяется потребность в природных ресурсах и энергии, рассматривается возможность альтернативных решений (вариантов трассы, площадок). На этой стадии на основе разработанных материалов заказчиком составляется "Уведомление (или Декларация) о намерениях", в которой содержится информация о предполагаемом строительстве (реконструкции). "Уведомление" передается в местные органы государственной экологической экспертизы для согласования условий природопользования и оформления разрешения на проведение изысканий и проектирования.1



1 Рекомендуемая форма "Уведомления" приведена в приложении 6.

1.21. Второй этап. На стадии ТЭО (или рабочего проекта) выявляются все возможные воздействия объекта на окружающую природную среду с учётом местных природных условий как на стадии строительства, так и после его завершения. По каждому из выделенных направлений (см. п. 1.4) выявляются источники воздействий и воспринимающие эти воздействия объекты - элементы окружающей природной и социально-экономической среды. На основе результатов анализа и интеграции оценок проводится прогнозирование изменений в природной среде после строительства и эксплуатации объекта. Критерием таких изменений являются установленные санитарные нормы, а при их отсутствии - необратимость негативных для геобиоценоза процессов.

Устанавливаются границы санитарно-защитной зоны, в пределах которой возможные воздействия на все компоненты природной среды на всех стадиях жизненного цикла транспортных коммуникаций (объектов) могут превышать нормативно установленные пределы.

1.22. Третий этап. На основании анализа комплексного взаимодействия сооружения со средой окончательно определяются экологические последствия, вызываемые строительством объекта и его эксплуатацией после строительства, которые завершаются общественным слушанием - "Заявлением с воздействии на окружающую среду" (ЗВОС). Разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение отрицательных экологических изменений в окружающей природной среде и сокращение загрязнений. Условия природопользования согласовываются с местными органами охраны природы.

1.23. Четвертый этап. Осуществляется корректировка проекта с учётом согласованных условий природопользования и замечаний согласующих и общественных организаций, с подготовкой "Заявления об экологических последствиях" (ЗЭП), которое согласовывается с органами Минприроды РФ.1 После рассмотрения и согласования материалов ОВОС органы государственной экологической экспертизы выдают заказчику "Разрешение на природопользование".

1 Рекомендуемая структура отчёта ОВОСтрансстроя (ЗЭП) приведена в приложении 7.

1.24. ОВОСтрансстрой должен проводиться в полном объёме для следующих объектов:

- железнодорожных магистральных линий (скоростных, особогрузонапряженных и I-IY категорий);

- магистральных и скоростных автомобильных дорог I и II технических категорий, а для дорог III категории - в местах прохождения трассы через селитебные и особо охраняемые территории.

Для остальных объектов объём ОВОС может быть сокращен заказчиком совместно с проектной организацией по согласованию с местными органами Минприроды РФ.
следующая страница >>