страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Оценка состояния соснового бора - страница №1/1
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СОСНОВОГО БОРА Авторы: Александрова Юлия, Артюхина Анна, 7 класс. Руководитель: Шарыпкина Надежда Константиновна, учитель географии Образовательное учреждение: МОУ «Пролетарская СОШ» The Appreciation of the Wood State of the Pine Forest Artyuhina A. Aleksandrova Y. Bocieva N. 1. Оценить состояние отдельных деревьев и всего древостоя бора в целом. 2. Изучить влияние антропогенного фактора на состояние древостоя, выявить другие возможные причины. 3. Наметить пути решения выявленных проблем. Гипотеза: Усыхание соснового бора происходит из-за действия антропогенных факторов: влияние автомобильного транспорта, работа АБЗ, загрязнение бытовыми отходами. Актуальность исследования. Как известно многие планеты имеют атмосферу. Все они различны по составу. Так, на Венере атмосфера состоит из углекислого газа (СО2 - 97%), азота (N2 – 3%), воды (Н2О – 0,05%); на Марсе из углекислого газа (СО2 – 95%), азота (N2 – 2,5%), аргона (Аr - 2%), воды (Н2О – 0,1%); на Юпитере из водорода (Н), гелия (Не), аммиака (NН3), метана (СН4) и так далее. Ни на одной из этих планет жизнь не обнаружена. Можно сделать вывод, что состав атмосферы Земли одно из важных условий поддержания жизни на планете. Любое нарушение этого состава может привести к непоправимым последствиям. Поэтому очень важно знать, что влияет на состав атмосферы. Это поможет нам сохранить планету для будущих поколений. Нижний слой атмосферы состоит из смеси газов: азота 78%, кислорода 21% и прочих газов. Состав тропосферы формируется под действием ряда факторов, одним из которых является зелёная растительность Земли. В процессе фотосинтеза растения ежегодно выделяют в атмосферу 400 млрд т свободного кислорода и поглощают 600 млрд т углекислоты. На востоке от нашего посёлка, в непосредственной близости находится сосновый бор общей площадью около 3 га. Известно, что 1 гектар хвойного леса в день выделяет до 30 кг эфирного масла, которое уничтожает вредные микроорганизмы в атмосфере и очищает воздух. За год 1 гектар леса очищает 18 млн. куб. метров воздуха. К тому же, подобно гигантскому пылесосу, он забирает из воздуха ежегодно 36 т. пыли. Для исследования было необходимо: 1. Заложить внутри ключевого участка пробную площадку 100 кв м. 2. Определить виды деревьев, растущих на пробной площадке. 3. С помощью шкалы визуальной оценки деревьев по внешним признакам определить баллы состояния отдельных деревьев каждого вида. 4. Вычислить средний балл состояния для каждого вида деревьев по формуле: К j= bj:Nj, где Kj – коэффициент состояния определённого вида деревьев, Bj – сумма баллов состояния отдельных деревьев, Nj – общее число учтённых деревьев данного вида. 5. Определить коэффициент состояния лесного древостоя в целом как среднее арифметическое средних баллов состояния различных деревьев на пробной площадке. К < 1,5 – здоровый древостой (I) К = 1,6 – 2,5 – ослабленный древостой (II) К = 2,6 – 3,5 – сильно ослабленный лес (III) К = 3,6 – 4,5 – усыхающий лес (IV) К > 4,6 – погибающий лес (V) 6.Оценить состояние древостоя леса по следующим критериям:
3. Практическая часть: 3.1. Описание растений. На выбранной пробной площадке хорошо прослеживалась ярусность: 1 ярус представлен деревьями (сосна, ель, дуб, берёза), 2 ярус – черёмуха обыкновенная, яблоня, рябина обыкновенная, 3 ярус представлен кустарниками (малина обыкновенная, бересклет бородавчатый, молодые сеянцы дуба, берёзы, сосны), 4 ярус представлен травянистыми растениями (крапива двудомная, лопух войлочный, лютик ползучий, земляника лесная, подорожник большой вдоль тропинок, зелёные мхи, грибы) Хвойные деревья (ель европейская, сосна обыкновенная) составили около 73% древостоя. ЕЛЬ, род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. Ок. 45 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Одна из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, при производстве целлюлозы, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь и прочее. СОСНА, род хвойных вечнозеленых деревьев и (реже) стелющихся кустарников семейства сосновых. Ок. 100 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Одна из главных лесообразующих пород. Источник строевой древесины и многих химических продуктов (скипидар, канифоль, деготь, витамин С — из молодой хвои, и т. д.). Мелколиственные породы (берёза пушистая, осина, рябина) - около 14% БЕРЕЗА, род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 (по другим данным, 65) видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая, или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов охраняются. ОСИНА, дерево рода тополь. Растет на севере Евразии в хвойных и широколиственных лесах; в степях образует осиновые колки. Используют в защитных насаждениях, древесину — при производстве спичек, целлюлозы, тары, различных поделок. Широколиственные деревья и кустарники (дуб, малина) – 12%. ДУБ, род деревьев, реже кустарников семейства буковых. Ок. 450 видов, в умеренном, субтропическом и тропическом поясах, главным образом в Северном полушарии. Лесообразующая порода. Древесина прочная и долговечная, с красивым рисунком; применяется в кораблестроении, производстве мебели и т. д. Кору используют для получения дубильных веществ и с лечебной целью (вяжущее средство); желуди идут на суррогат кофе и на корм животным. Дуб пробковый дает пробку. Многие виды выращивают как декоративные. 6 видов охраняются. Для исследования были взяты: Берёза пушистая: 5 деревьев, баллы 2, 2, 3,2,1. Осина 2 дерева: баллы 2,2 Ель европейская: 4 дерева, баллы 1, 2, 2, 3. Сосна: 4 деревьев, 2, 3, 3, 4. Дуб: 4 дерева, 3,5,4,2. Общее число учтённых на площади деревьев составляет 19. 3.3. Практические результаты. Следует отметить, что хвойные деревья были более ослаблены вблизи автодороги. Усыхающие лиственные деревья встречались на всей территории опытного участка. При чём, одни из них были поражены грибами: трутовиками, афиллофоровыми, алеврией (Приложение 4). У других на спиле была обнаружена розовая окраска древесины. Третьи имели многочисленные мелкие трещины бурого цвета (у дуба). Мы выяснили, что два последних признака характерны для корневой гнили, которой поражаются деревья путём попадания спор в морозные трещины. Причины распространения корневой гнили нам предстоит выяснить. Мы рассчитали коэффициент состояния отдельных деревьев: К берёзы = (2+2+3+2+1)\5= 2 К осины = (2+2)\2 = 2, К ели = (1+2+2+3)\4 = 2, К сосны = (2+3+3+4)\4 = 3 К дуба= (3+5+4+2)\4=3,5. Затем определили коэффициент состояния древостоя в целом по формуле: К = (К берёзы + К ели + К осины + К сосны)\4 = (2+2+2+3+3,5)\5 = 2,5, что по выбранной методике является показателем ослабленного состояния древостоя. 3.4. Оценка влияния соснового бора на состояние воздуха в посёлке. Известно, что человек за сутки потребляет 430 г кислорода и выдыхает 800 г углекислого газа. Один гектар зелёных насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек. Зная это, можно рассчитать какое количество углекислого газа выделяется при дыхании жителей посёлка и какова должна быть площадь зелёных насаждений в нашем посёлке (при условии, что в посёлке проживает около 4200 человек)
Заключение Для жителей посёлка бор является не только источником чистого воздуха, но и любимым местом отдыха, прогулок в любое время года. Сохранение бора и поддержание его в надлежащем состоянии – главная задача жителей посёлка. Практические выводы: 1. Значение коэффициента состояния лесного древостоя 2,5 позволяет оценить его как ослабленное. 2. Помимо антропогенного фактора выявлены другие причины усыхания бора, а именно поражение деревьев грибами и бактериями. 3. Трёх гектаров леса недостаточно для посёлка с населением 4200 человек Для решения выявленных проблем мы предлагаем: 1. Очистить бор от сухостоя и бытовых отходов силами учащихся школы. 2. Школьникам провести восстановительные лесопосадки в бору. 3. Организовать озеленение посёлка силами старшеклассников школы. 4.Исследовать степень влияния ксилофагов на состояние соснового бора. Список литературы:
5.Зелёная планета. Издание для учителя. 6.Научно-методический журнал «География в школе». 7.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 7.Интернет. |
|