страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Оценка психофизических и биоэнергетических характеристик человека методом грв в процессе - страница №1/1
Оценка психофизических и биоэнергетических характеристик человека методом ГРВ в процессе занятий биоэнергопластикой (Йога-Данс). Курис И.В., к.п.н., проф. БПА; президент С-Пб отделения Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии kuris_bio@mail.ru Йога-Данс (Й-Д) или Биоэнергопластика – это экспериментальная авторская технология психотелесной работы с энергией. Она обобщает опыт использования эзотерических знаний, преломленный через призму свободной релаксационной пластики и включает в себя релаксационное движение, основанное на йогической ментально-двигательной практике йогический медитативный танец с применением мудр и хаст, а также спонтанное движение. В этом процессе происходит взаимодействие энергий нескольких типов: энергии.движения; энергии намерения: энергии рисунка и т.д.. По содержанию Й-Д является интегральной ментально-двигательной практикой, в которой происходит постоянное взаимодействие тела и психики. Многоуровневая ментальная и двигательная координация с использованием универсальных графических символов представляет богатейший инструментарий осознанной работы в измененных состояниях сознания Отличительные особенности Й-Д, вытекающие из его содержания: Первое - релаксационный характер движения, (при котором максимально расслаблены те части тела, которые не участвуют в движении и минимально – работающие. Эти упражнения выполняются в более медленном темпе. При этом, мы исходим из постулата, что релаксация – это процесс управления напряжением и возбуждением коры больших полушарий головного мозга). Второе – Наличие банка психофизических упражнений (ПФУ), (представляющих собой совокупность двигательной и умственной деятельности и, включающей идеомоторное представление самого движения, образ, или ассоциативный ряд; самонаблюдение и мн. др. ). Третье – взаимосвязь упражнений с деятельностью правого и левого полушарий. Четвертое – вытекающее из второго и третьего. Возможность моделирования измененных состояний сознания, и адаптации к ним нашего тело на всех уровнях телесной организации, в том числе, и на глубинных уровнях сознания. Пятое – осознанная двигательная практика позволяющая работать в этих состояниях при полной безопасности. Движение как физическое действие представлено в Й-Д в нескольких формах: это психофизические упражнения, тонкая моторика; пластичное энергетическое движение, при котором движение тела переходит в движение мысли, души, духа, специальных танцевальных упражнениях, направленных на раскрепощение психо-эмоциональной сферы, что само по себе оказывает оздоровительный эффект на разных уровнях телесной организации. Расширению границ осознанности и выходу в трансовые состояния способствуют: выполнение упражнений в определенных графических символах, в том числе, рунических; построение самого процесса, включающего специфическую двигательную деятельность, а именно мудры и хасты; а так же мандала в её пластическом выражении. Руны (Сев.Европа) – графические символы, имеющие широкий диапазон применения в древности – от шифрованного письма до мантики. Руна, как графический символ представляет собой соединение простых геометрических фигур, число которых достаточно ограничено: прямая линия, треугольник и соединения между ними. Хасты (инд.) – Хаста – это четко обозначенная позиция пальцев рук, имеющая свое конкретное содержание. Это особый язык невербального общения; неповторимый, поражающий своей изысканностью, тонкостью и выразительностью. Хасты активно используются в йоге: в практике медитации и при выполнении некоторых асан. Мудры – фиксированные положения туловища и рук. Мудра отличается от хасты тем, что включает не только пальцы рук, но и определенное положение туловища и ног. Широко известные мудры в йоге – Маха мудра, Йога мудра и др. Руны и хасты - это виды невербального общения – составные части мировой системы эзотерических Знаний. Их объединяет графика движения, пластичность, возможность взаимодействия друг с другом. Они легко трансформируются в движение, вписывающееся в Йога-Данс, как способ энергоинформационного взаимодействия с окружающей средой. Мандала (санскр.) – мистический круг, колесо и мн.др. Геометрический символ. Основная фигура мандалы – круг, в который вписан квадрат. Это - графический символ выражения психологических процессов раскрытия и интеграции. В Йога-Данс является одним из очень мощных инструментов взаимодействия с пространством (за счет использования ментальных и динамических упражнений, которые в групповой работе выступают аналогами янтр и мандал, известных из древности и несущих фактически ту же функцию). Примером взаимодействия хаст и различных графических символов служат сакральные танцы-этюды. Их энергетический аспект носит интегральный характер. Он исходит из соответствия движений и рисунков энергетическим центрам и психо-эмоциональным состояниям. Естественная активизация интеллектуального центра за счет разных видов многоуровневой координации помогает достаточно быстро выйти в ИСС, и в то же время, тренирует устойчивость к ИСС. В цели экспериментального исследования входило: 1.Выявить характер воздействия и доказать оздоровительно-развивающий эффект авторской интегральной психотехнологии Йога-Данс, основанной на релаксационных упражнениях. 2. Доказать связь релаксационных упражнений с ИСС. 4. Выявить и научно обосновать связи: - релаксация-транс - транс как основа развивающе-оздоровительных технологий - транс, как базовое состояние для решения психологических проблем. Исследования проводились при помощи аппаратно-программного комплекса «ГРВ Камера» в течение 3-х лет и восьми месяцев. Данные обрабатывались в следующих программах: «ГРВ Энергетическое поле», «ГРВ Диаграмма», «ГРВ Чакра», « ГРВ Квалификация». Снимались статические ГРВ-граммы с десяти пальцев рук без фильтра до и после занятий, а так же 4 среза, соответствующие 4-м этапам занятия. В исследованиях принимали участие мужчины и женщины от 20 до 60 лет. Общее количество испытуемых 42 человека. В число задач исследования входило: 1) выявить воздействие упражнений Йога-Данс на испытуемых в процессе занятий: - на психо-физическое состояние - на биоэнергетическую систему организма В исследованиях принимали участие мужчины и женщины с 20 до 6о лет. Общее количество испытуемых 42 человека. Исследования проводились в течение 3-х лет и восьми месяцев. Общее число измерений ГРВ составило около 200. В таблице, указано количество человек в каждой из исследуемых групп. Испытуемые были разделены на три группы в соответствии с опытом занятий.
Главной задачей исследования являлось: 1) оценка динамики состояния ведущего группы; 2-3) оценка зависимости потенциала и стабильности состояния испытуемых от опыта и частоты занятий. Для этого, при помощи аппаратно-программного комплекса «ГРВ Камера» в течение последних восьми месяцев проводились исследования двух новых групп занимающихся. Данные обрабатывались в следующих программах: «ГРВ Энергетическое поле», «ГРВ Диаграмма», «ГРВ Чакра», « ГРВ Квалификация». Снимались статические ГРВ-граммы с десяти пальцев рук без фильтра до и после занятий. Эксперимент по оценке состояния ведущего проводится в рамках проекта, направленного на предупреждения синдрома выгорания, характерного для людей, ведущих различные психотренинги, психоконсультации и т.д. Нас интересовало 2 вопроса: 1) воздействие занятий Йога-Данс на ведущего, его психоэнергетическое и психо-физическое состояние; 2) уровень энергопотенциала, психо-эмоциональной стабильности и уровень сбалансированности, как возможных критериев экспертной оценки преподавателя. Мы считаем этот вопрос очень важным в силу ряда специфических требований, предъявляемых к людям, профессионально работающим в области интегральных психотелесных практик, связанных с работой в трансовых состояниях. В число задач исследования входило: 1) выявить воздействие упражнений Йога-Данс на испытуемых в процессе занятий: - на психо-физическое состояние - на биоэнергетическую систему организма 2) оценить динамику состояния ведущего группы; 3) оценить зависимость потенциала и стабильности состояния испытуемых от опыта и частоты занятий; 4) выявить свойства личности, изменяющиеся под воздействием трансперсональных психотелесных практик (ПТП), в частности Йога-Данс. Результаты исследования. Табл. 1 Таблица изменений показателей чакр методом ГРВ в процессе одного занятия
В процессе занятий мы наблюдали следующие изменения (табл.1). В вводной части - статистически достоверное изменение энергетики всех чакр за исключением показателя SD, характеризующего уровень дисбаланса по всем чакрам. JS – показатель уровня энергетики. В основной части - продолжение роста уровня энергетики чакр, из которых статистически достоверны (p ≤ 0,05) показатели по манипуре и сахасрааре. Это объясняется подбором и алгоритмом упражнений и активным включением мелкой моторики, многоуровневой координации, активно влияющей на интеллектуальный центр, а также дыхательной практики, направленной на достижение энергетического равновесия полушарий головного мозга. В третьей заключительной части – в состоянии статической медитации наблюдается увеличение по всем показателям, кроме SD, статистически достоверное по всем чакрам, кроме интеллектуального центра (аджна и сахасраара). Снижение по SD говорит об уменьшении показателя энтропии в процессе занятия, т.е. увеличении уровня сбалансированности. Сравнение показателей между начальными и конечными результатами позволяет говорить о: фактическом росте энергетики по всем чакрам, что приводит к увеличению общего энергопотенциала; явному снижению уровня энтропийности и достижению состояния гармонии и энергетического баланса между различными центрами. Графики 1-5 иллюстрируют динамику показателей в процессе каждой части и всего занятия. График 1. Изменения количественной оценки энергетики чакр Муладхары и Свадхистаны. Муладхара и Свадхистана относятся к инстинктивному центру, отвечающему за энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма. Графики изменения показателей чакр в процессе одного занятия. График 1. График 2. График 3. Муладхара и Свадхистана Манипура Анахата и Вишуддха В процессе всего занятия наблюдается увеличение показателей. Внутри - 2 пика, по Муладхаре, связанные с содержанием данной части. Изменения по Свадхистане более плавные с постепенным нарастанием. При построении занятия всегда учитывается энергетическая составляющая, при которой работа с верхними центрами должна базироваться на обязательной предварительной активизации нижних. Это одно из главных условий предупреждения негативных последствий и техники безопасности. Увеличение энергопотенциала всего организма – JS - в процессе занятий связано, прежде всего, с увеличением показателей именно этих чакр. График 2. Чакра Манипура является одновременно двигательным центром и центром творения. Характер и способ выполнения упражнений позволяет в целом накапливать энергопотенциал. Внутри графика наблюдаются ступенчатость, что объясняется характером выполняемых действий. Тем не менее, в графике четко просматривается неуклонный рост. График 3. Изменение количественных показателей по чакрам эмоционального центра. Эмоциональный центр объединяет три чакры: анахату, вишуддху и свадхистану. По первым двум чакрам наблюдается повышение уровня энергетики. При этом, линия Анахаты – сердечного центра – более мягкая, без сильных колебаний на протяжении всего занятия. Линия Вишуддхи – более ломанная. Резкий подъем во время вводной медитации, снижение – в двигательной (при выполнении силовых упражнений), повышение - при выполнении упражнений, имеющих соответствующую анатомическую и энергетическую направленность и небольшим снижением в заключительной части. Этот факт подтверждает воздействие на этот центр собственно трансовой и медитативной практики, при которых нередко достигается над|эмоциональное состояние. А именно Вишуддха чакра отвечает за эмоциональную оценку ситуации. Тем не менее, можно говорить о достаточно гармоничном взаимодействии внутри центра, о чем свидетельствует параллельность обоих направлений. График 4. Оба показателя свидетельствуют об увеличении энергетики интеллектуального центра. Линия чакры Сахасраара – более ровная, практически без скачков. Линия Аджны – более ломаная. Здесь наблюдается резкий рост в процессе вводной медитации, затем более мягкий подъем в основной части с последующей стабилизацией в заключительной. График 5. Наблюдается увеличение показателя энергетического потенциала и снижение уровня энтропийности. Обе линии симметричны относительно друг, что говорит об их взаимосвязи. . График 4 График 5. Изменение количественных показателей Изменения показателей JS по SD по чакрам интеллектуального центра. чакрам интеллектуального центра. Динамика изменения статистически достоверных показателей по Фоллю (прибор «СТЕЛЛА2-01») Табл. 2 Изменение показателей по методу Фолля в процессе занятий Таблица 2 отражает результаты аппаратных исследований, полученных методом Фолля. Наблюдается изменение показателей в процессе занятий и в сторону уменьшения и увеличения. Из 21 показателя - 8 статистически достоверны (табл. 3). Практически, все эти показатели отражают состояние энергетики чакр. Изменения направлены к интервалу в пределах нормы (интервал – 51-65). Таблица направленности изменений и соответствия органов чакрам и буквенным изображениям (по методу Фолля) Табл.3
Таблицы изменений психо-эмоционального состояния в процессе занятий. Табл.4-5 Динамика показателей спортивно- Динамика донозологических важных качеств (до и после занятий) изменений (до и после занятий) Табл. 6-7 Динамика изменения каждого Динамика донозологических качества в процессе занятия. изменений в процессе занятия. В процессе занятий, включающих 4 этапа, наблюдается выраженная динамика всех спортивно-важных качеств. На графике (табл. 6) явно просматривается зависимость изменений от содержания упражнений, направленных на увеличение релаксационных возможностей, предполагающих управление процессами возбуждения и торможения коры больших полушарий головного мозга, а значит, владение психо-энергетическим состоянием. Отсюда – неуклонный рост практически всех показателей. Так, активность выросла в 2, 25 раза; целеустремленность – в 2, 45 раза; уверенность в себе – в 2,1 раза, стрессустойчивость – в 2,45 раза и психорегуляция (ПСР), как интегральная величина – в 4,25 раза. Таблица 7 отражает динамику донозологических (предшествующих заболеванию) изменений. После 1-й части полностью исчезли тревожно-ипохондрическое состояние и энергодефицит; к концу последней части - вегетативные дисфункции и необходимость обследования, что говорит о восстановительном и оздоровительном эффекте. Резюме. Сходность результатов, полученных разными приборными методами подтверждает тенденцию воздействия упражнений и на энергетическую, и на физиологическую системы организма. В конечном счете, это приводит к положительному изменению психо-эмоционального состояния и, соответственно, психофизической регуляции (табл.2 -7). Исследования состояния ведущего. Данный эксперимент проводится в рамках проекта, направленного на предупреждения синдрома выгорания, характерного для людей, ведущих различные психотренинги, психоконсультации и т.д. Нас интересовало 2 вопроса: 1) воздействие занятий Йога-Данс на ведущего, его психоэнергетическое и психо-физическое состояние состояние; 2) уровень энергопотенциала, психо-эмоциональной стабильности и уровень сбалансированности, как возможных критериев экспертной оценки преподавателя. Мы считаем этот вопрос очень важным в силу ряда специфических требований, предъявляемых к людям, профессионально работающим в области интегральных психотелесных практик. Количество занятий, на которых проводились еженедельные замеры – 12. Результаты эксперимента показали стойкое позитивное влияние занятий на энергоинформационную структуру организма и, соответственно, на поддержание стабильности психофизического состояния, что подтверждается психологическими тестами.
Таблицы 8 и 9 иллюстрируют небольшую положительную динамику в процессе одного занятия и изменение потенциала (SD) ведущего при высоких начальных показателях (табл.10). Снижение потенциала наблюдалось в тех случаях, когда у ведущего была травма и во время солнечного затмения. Табл.9 Табл.10
Изменения состояния чакр ведущего до и после занятий Табл.11 Результат исследования
Резюме: Коэффициент активации ведущего и до, и после занятий стабильно низкий, что говорит о позитивности воздействия Йога-Данс, включающую регулярную медитативную практику и высоким уровнем психофизической коррекции, как одним из критериев проф. подготовленности. Условия работы ведущего: опыт - более 30 лет; частота занятий - 4-5 раз в неделю - обуславливают стабильность релаксационных возможностей ведущего, что и подтверждается полученными результатами. У всей группы испытуемых, не зависимо от опыта занятий наблюдалось резкое снижение уровня активации, что свидетельствует о грамотном ведении процесса; наличии трансового состояния, предшествующего медитации. Эти результаты ожидаемы, поскольку в Йога-Данс обучение релаксации в статическом и динамическом режимах является специфической особенностью данной трансперсональной психотехнологии. Таблица значимых внутренних корреляций между изменениями в чакрах в процессе занятий биоэнергопластикой (по дельте) Табл.12
Интерпретация. Выявлены корреляции нескольких типов:
На наш взгляд, эти данные имеют сугубо практическую значимость. Богатство и разнообразие упражнений как физических, так и ментальных позволяет направленно работать с энергетической системой как напрямую, так и опосредованно, что еще больше расширяет коррекционные возможности в системе Тело-Психика. ИССЛЕДОВАНИЕ КРОВИ. Эритрограмма График 1. Динамика показателей эритрограммы в процессе занятия. Эритрограмма БПА старички Значимые корреляции ГРВ-чакры – эритрограммы (до занятия) Табл. 13
Значимые корреляции ГРВ-чакры – эритрограммы(после) Табл. 14
Интерпретация. Кровь является носителем О2. Кислород, в свою очередь, является источником энергии. Уровень активности энергетических центров связан с составом крови. До начала занятий наблюдается только один параметр корреляции: между устойчивостью эритроцитов и чакрой свадхистаной (табл.13). После занятий резко увеличивается уровень энергетического обеспечения – задействованы практически все чакры, в том числе, ГРВ-показатели – JS и SD, как интегральные (табл.14). Изменения по дельте (Табл. 15) подтверждают эту тенденцию. Значимые корреляции ГРВ-чакры – эритрограммы по дельте. Табл. 15
С точки зрения биоэнергетики мочеполовая сфера относится к свадхистана-чакре или инстинктивному центру, отвечающему за нормальную жизнедеятельность организма, сердце – к области анахата-чакры. Последняя относится сразу к 3-м центрам: инстинктивному, эмоциональному и интеллектуальному, что указывает на ее очень важную роль не только в нормальной жизнедеятельности, но эмоциональной и ментальной сфере. Она наиболее тесно связана со стихией воды. В древних текстах подчеркивается роль чакры в духовном развитии. Считается, что от потенциала этой чакры зависят и творческие возможности человека, так как процесс энергетической трансформации начинается именно с нее. Занятия не только увеличивают ее потенциал, но и активизируют процессы, связанные с функциональным состоянием органов, связанных с ее деятельностью. Это ярко проявлено в результатах корреляционного анализа. Вместе с лимфой все эти органы связаны с эмоциональным центром. Желчный пузырь и селезенка относится к манипура-чакре, или двигательному центру, связанному с гомеостазом. ЦНС - связана с деятельностью всей биоэнергетической системы. Из этого напрашивается 2 вывода:
Заключение. Результаты исследования дают основание утверждать, что: 1. Занятия Йога-Данс, являющиеся интегральной трансперсональной практикой оказывают позитивное воздействие на всю биоэнергетическую систему и соответственно влияют на психофизическое состояние организма. Уровень энергетического потенциала (JS) – зависит от вида и характера упражнений и отражает результат занятий Йога-Данс.
|
|