Общие положения, знакомящие сотрудников органов власти и местного самоуправления с Концепцией противодействия терроризму от 9 октябр - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Полномочия органов местного самоуправления 1 43.57kb.
Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного... 1 79.08kb.
Методические рекомендации по оформлению наградных документов при... 3 1364.37kb.
10. Статистика обращений в Государственное Собрание 1 61.06kb.
Муниципального Совета 1 177.12kb.
Правила торговли изменились 1 141.41kb.
65. Организация органов государственной власти субъекта Федерации... 1 166.28kb.
Органов местного самоуправления и муниципальные выборы в России и... 1 89.9kb.
В Воронежской области за период с 01. 01. 2008 по 31. 12. 2008 года... 1 164.72kb.
Избиратель – основа формирования органов государственной власти и... 1 144.58kb.
Юридический словарь словарь ключевых терминов и понятий а автономное... 1 160.32kb.
Инженерно-технический факультет 10 2521.4kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Общие положения, знакомящие сотрудников органов власти и местного самоуправления - страница №1/2


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Практические рекомендации по противодействию идеологии терроризма в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах
Практические рекомендации для органов власти и местного самоуправления

Ростов-на-Дону 2010

Практические рекомендации по противодействию идеологии терроризма в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах составлены с учетом основных принципов и направлений контрпропагандистской деятельности на Юге России и содержат описание методов и технологий по организации пропаганды идеологии противодействия терроризму, которые могут быть использованы органами власти и местного самоуправления.

Содержание







Стр.



Общие положения, знакомящие сотрудников органов власти и местного самоуправления с Концепцией противодействия терроризму (от 9 октября 2009 г. № Пр-2460)

4



Нормативно-правовая база Российской Федерации
в сфере противодействия терроризму

7



Факторы, инициирующие распространение идеологии терроризма на Северном Кавказе

9



Роль органов власти и местного самоуправления в противодействии идеологии терроризма. Характеристика основных методов противодействия, которые могут быть использованы органами и местного самоуправления

13



Практические шаги органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма

15



Организационные методы как компонент системы противодействия идеологии терроризма

19



Технологии убеждения как компонент противодействия идеологии терроризма

30




Рекомендуемая литература

35




Глоссарий

38


1. Общие положения, знакомящие сотрудников органов власти и

местного самоуправления с Концепцией противодействия терроризму (от 9 октября 2009 г. № Пр-2460)

В сложившейся обстановке основной целью повышения эффективности противодействия идеологии терроризма является разработка комплексной программы и системы ее реализации в реальной практике общественно-политической жизни нашей страны. Законодательной и методологической основой для создания такой системы стала стратегия национальной безопасности России (утверждена Указом Президента РФ), принятая в стране до 2020 года. В данном документе в соответствии со ст. 2 основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные паритеты. Такой подход устраняет возможность определения важнейших направлений деятельности государства и первенство во времени по осуществлению комплекса оперативных и долговременных мер, касающихся обеспечения национальной безопасности.


В рамках данной стратегии идея противодействия идеологии терроризма получила импульс развития в 2009 году. Ее дополнила Концепция противодействия терроризму. Документ утвержден президентом РФ Дмитрием Медведевым. По сути, документ развивает принципы системной антитеррористической политики в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от террористических угроз.


Концепция включает не только правоохранительный, но и политический, социальный, идеологический, пропагандистский, информационный и другие аспекты, принятие мер по устранению социальных условий, способствующих распространению идеологии насилия в любой ее форме, выработке у общества устойчивого и осознанного неприятия экстремизма и терроризма, а также привлечение населения к участию в противодействии терроризму.

В Разделе 2 пункт 5 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации дается определение системы противодействия терроризму: «Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

В Разделе 2 пункт 12 указывается, что «Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:

а) предупреждение (профилактика) терроризма;

б) борьба с терроризмом;

в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма».

В Российской Федерации создана система противодействия терроризму, представленная на Рисунке 1.



Рисунок 1. Схема координации деятельности по противодействию терроризму в Российской Федерации

В концепции четко усматривается приоритет мер профилактики терроризма и участия в этом процессе наряду с органами государственной власти институтов гражданского общества.

Борьба с терроризмом в России, по мнению ряда общественных деятелей, направлена, прежде всего, на устранение причин террористических актов. Такие принципы заложены в основу разработанной Правительством Концепции противодействия терроризму. Документ развивает принципы системной антитеррористической политики: указывает, как должны взаимодействовать органы власти, антитеррористические комиссии и оперативные штабы между собой в случае теракта. Наряду с мерами по ликвидации последствий терактов, в концепции подробно прописаны все действия правоохранительных органов и гражданских институтов по их предупреждению.


2. Нормативно-правовая база Российской Федерации
в сфере противодействия терроризму

Правительство Российской Федерации выработало ряд нормативно-правовых актов, определяющих политику нашего государства в сфере противодействия терроризму.


К основным документам относятся:

  • Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Глава 24. Преступления против общественной безопасности. Статья 205;

  • Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 02.08.2006);

  • Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утвержденное Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116) (с изменениями от 02.08.2006);

  • Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

  • Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г.);

  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Основные базовые понятия, раскрывающие суть системы противодействия идеологии терроризма в РФ воплощены в Федеральном законе «О противодействии терроризму» и Указе Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму». Важным шагом концептуального осмысления проблемы стало включение в состав определения понятия «терроризм» термина «идеология насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма.

Включение в определение понятия «терроризм» понятия «идеология насилия» - важный шаг и с точки зрения формирования общей, принципиально новой общегосударственной системы противодействия терроризму и в частности тем его аспектам, которые касаются идеологии терроризма.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» и соответствующий Указ Президента Российской Федерации, на основании которого сформирован и функционирует Национальный антитеррористический комитет, создали правовую основу, позволяющую объединить три основополагающих направления антитеррористической деятельности:

    - профилактику или предупреждение терроризма (через деятельность созданных в каждом регионе России антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов государственной власти, бизнес-сообщества и общественных объединений);

    - непосредственную борьбу с терроризмом (через деятельность Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, имеющих необходимые силы и средства взаимодействующих структур);

    - минимизацию и (или) ликвидацию последствий террористических актов (путем задействования всех сил и средств, которые Федеральный закон санкционирует использовать в этих целях).

Международный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствует о том, что силовые методы решения данной проблемы могут лишь временно локализовать конкретную угрозу совершения террористических актов. Но в целом такие угрозы будут сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевые звенья этой системы – идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, каналы распространения указанной идеологии, а также лица, подпадающие под ее влияние.

Глубоко продуманная правовая база демократического государства, выверенная и тщательно взвешенная религиозная и национальная политика и умелое их использование способны выработать эффективные механизмы по противодействию идеологии терроризма в России, угрожающего основам многонационального государства.


3. Факторы, инициирующие распространение идеологии терроризма на Северном Кавказе

События на Северном Кавказе 2009-2010 годов (террористические акты, нападение на милиционеров и т.д.) свидетельствует, что носители террористических идей в нашей стране не снижают активности по привлечению в свои ряды новых членов, в частности в субъектах Российской Федерации Южного и Северокавказского федеральных округов, прежде всего за счет молодежи, недовольной сложной социально-экономической ситуацией и подвергшейся целенаправленной идеологической обработке на основе идей религиозного экстремизма.

Противоречия, возникшие на юге РФ в период распада СССР, существенным образом обострили политическую ситуацию на Северном Кавказе, которая на протяжении многих лет характеризуется наличием вооруженных конфликтов (чеченский, чечено-дагестанский, осетино-ингушский, грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, карабахский). На фоне этих конфликтов радикальные националистические организации Северного Кавказа при активной поддержке извне предпринимают попытки по реализации своих сепаратистских замыслов, которые направлены на разрушение государственного единства и территориальной целостности нашей страны. Решительный отпор, который дало государство данной политике, привел к новой тактике сепаратистов – террористической (вместо открытых боевых действий возникла тактика скрытого террора). 

Конфликты на межнациональной и религиозной почве, убийства общественно-политических деятелей, взрывы в общественных местах, захват заложников, погромы – все это совершается террористами с целью посеять панику, создать атмосферу социально-политической напряженности, воздействовать на органы власти для принятия ими выгодных для террористов и экстремистов решений. В этой обстановке возникла необходимость в пересмотре прежних взглядов на проблему формирования антитеррористической идеологии в целом. Она не может быть решена без научного осмысления проблемы применительно к условиям отдельного региона нашей страны на настоящем этапе ее развития, без опережающих теоретических исследований и выработки научно-обоснованных рекомендаций.

  Активное влияние на общественно-политическую ситуацию на Северном Кавказе оказывает проникновение религиозного экстремизма и терроризма, утверждение нетрадиционных для этого региона течений ислама. Как известно, традиционными для Кавказа являются суннитская и шиитская версии ислама и суфизм.    Проникновение сюда ваххабизма существенным образом обостряет религиозную обстановку. Одной из причин быстрого распространения этого религиозного движения является материальная помощь со стороны ряда арабских стран. С помощью зарубежных эмиссаров распространяется исламская литература, создается широкая сеть теле радиоцентров, учебных заведений. Увеличению их численности на Северном Кавказе также способствует ухудшение социально-экономической ситуации и обнищание населения.   

К факторам, которые инициируют распространение идеологии терроризма на Северном Кавказе относятся:

- глубокая дифференциация социальных и этнических групп, поляризации их интересов, маргинализация определенной части населения (в республиках Северного Кавказа экономическое расслоение населения наблюдается особенно сильно);

- безработица (разрушенная войной и экономическим спадом ситуация в промышленности и в производстве);

- низкий уровень привлечения финансовых вложений в регион и как следствие слабое развитие производства и промышленности (инвесторы боятся вкладывать средства в постконфликтные регионы России);

- низкое энергетическое обеспечение региона;

- коррупция и клановость;

- небольшое количество программ экономической помощи и экономического стимулирования молодежи (стипендии, гранты, субсидии)

- низкое качество образования.

Исследование проведенные в ряде регионов юга России (Ингушетия, Чеченская республика, Кабардино-Балкария, Краснодарский край, Ростовская область) позволили выявить психологические особенности, которые характерны для представителей разных профессий и возрастных групп на постконфликтных регионах (Ингушетия, Чеченская республика). Значимые различия были выявлены у представителей молодежи. Так при сравнении старшеклассников и студентов было выявлено, что молодежь, проживающая на территории Ингушетии и Чечни отличается от сверстников из других южных регионов России по ряду признаков:

В целом, выделяются следующие группы социально-психологических проблем, характерные для молодежи из постконфликтных регионов:


  • Мотивационно-потребностная сфера: выход на первый план самых насущных жизненных потребностей и невозможность удовлетворения ведущих социальных потребностей (отсутствие работы и социального признания) приводит к резкому падению самооценки и снижению уровня притязаний. Особенно тяжело переживается невозможность самореализации в социокультурной среде молодыми людьми, не имеющими возможность получить полноценное образование (Гадзиева А.А., 2008).

  • Эмоциональная сфера – от безразличия, подавленности, потери интереса к жизни, заторможенности, переходящей в апатию и депрессию до раздражительности, агрессивности, неконтролируемых вспышек гнева. У старшеклассников из постконфликтных регионов (Чечня, Ингушетия) отмечается повышенная тревожность, возбудимость, резкие перепады настроения, различные формы страхов, суицидальные наклонности.

  • Познавательная сфера – расстройства всех основных познавательных процессов – нарушения памяти, внимания, восприятия, отвлекаемость, расстройства мышления.

  • Психосоматические заболевания и симптомы – головные боли, головокружения, расстройства желудочно-кишечного тракта, мышечно-суставные боли, одышка, астматический бронхит, повышенная утомляемость. У подавляющего числа старшеклассников встречаются те или иные расстройства сна: бессонница, трудности засыпания, ночные кошмары (Абдулгалимова С.А., 2009).

  • Серьезные проблемы обнаруживаются в области межличностного взаимодействия, как в супружеских отношениях и отношениях с детьми, так и в сфере взаимодействия с представителями другой культуры и в общении с представителями собственной культуры.

  • Мысли о будущем, потеря смысла жизни, социальная незащищенность, неверие в то, что можно гарантировать в будущем детям жизнь без военных конфликтов порождают проблемы экзистенциального плана, в основном у наиболее образованной и интеллектуально развитой части населения.

Эти специфические для региона проблемы порождают необходимость в выработке методов противодействия идеологии терроризма, которые в наибольшей степени будут ориентированы на проблемы южного региона РФ и ресоциобилитацию населения, на адаптацию различных групп молодежи к условиям мирной жизни.
4. Роль органов власти и местного самоуправления в противодействии идеологии терроризма. Характеристика основных методов противодействия, которые могут быть использованы органами и местного самоуправления

Для противодействия идеологии терроризма могут применяться самые различные формы и методы по следующим направлениям: правовые, политические, экономические, социальные, психологические, информационные, организационные.

Правовые методы (законы по противодействию терроризму и экстремизму, поправки к ним, указы Президента, постановления Правительства) перечислены в параграфе 2. Они обеспечивают нормативно-правовую базу для работы органов государственной власти и органов самоуправления во всех субъектах РФ по противодействию идеологии терроризма.

Остальные методы, в реализации которых могут принимать непосредственное участие органы власти и органы местного самоуправления, можно охарактеризовать следующим образом:


  1. Политические (нормализация общественно-политической ситуации, разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия терроризму);

  2. Социально-экономические (оздоровление социально-экономической ситуации в отдельных регионах и выравнивание уровня развития регионов, сокращение маргинализации населения, уменьшение имущественной дифференциации, обеспечение социальной защиты населения);

  3. Информационно-пропагандистские (разъяснение сущности и опасности терроризма, оказание воздействия на граждан (групп граждан) с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму);

  4. Культурно-образовательные (формирование социально значимых ценностей в обществе и воспитание толерантности);

  5. Организационные.



Рисунок 2. Методы противодействия идеологии терроризма

Данная классификация методов противодействия идеологии терроризма дает возможность разработать практические шаги (формы, мероприятия) реализации ее разными субъектами ответственности, реализующие методы в практике общественно-политической жизни.



5. Практические шаги органов власти и местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма

Политические методы:

1. Взаимодействие государственных органов власти и местных общественных объединений в целях выработки единой стратегии и тактики в рамках осуществления региональной и муниципальной политики в сфере противодействия терроризму.

2. Оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям.

3. Разработка программ (перечня) антитеррористических мероприятий для различных организаций и проведения на их территориях с обязательным определением источников финансирования.

4. Активизация идеологической работы через потенциал спецслужб, энергичные меры, препятствующие распространению различных экстремистских течений ислама и деструктивных сект, питающих сепаратизм, терроризм и порождающих в обществе установки интолерантности.

Социально-экономические методы:

1. Разработка четкой программы по частичному преодолению глубокой дифференциации социальных и этнических групп, поляризации их интересов, маргинализации определенной части населения.

2. Частичная ликвидация безработицы, создание благоприятных условий для привлечения финансовых вложений в муниципальное образование и как следствие развитие производства и промышленности.

3. Искоренение коррупции (публичное разоблачение и осуждение чиновников и силовиков, разоблачение коррумпированных представителей различных конфессий).

4. Направленная работа по социально-психологической адаптации мигрантов (особенно трудовая миграция), подготовка чиновников к работе с мигранта.

5. Меры по социальной, экономической и психологической поддержке различных нуждающихся групп населения (пособие, предоставление льгот, бесплатные консультации юристов, психологов, социальных работников). Целевые программы помощи (региональные, муниципальные).

6. Проведение мероприятий способствующих нормализации психологического климата в регионе (фестивали, конференции, студенческие форумы, этнические праздники).

7. Инициация позитивных социальных перспектив значительной части населения (здравоохранение, обучение, отдых).

8. Обеспечение процесса оздоровления социально-политической обстановки в постконфликтных регионах страны.

9. Создание региональной и муниципальной системы социальной защиты групп населения, находящихся в ситуациях жизненного кризиса (инвалиды, малоимущие, пенсионеры, безработные).

10. Специализированные программы помощи молодежи (молодые семьи, стипендии, помощь молодым специалистам).

11. Улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга.



Информационно-пропагандистские методы:

1. Активное проведение информационно-политических мероприятий, влияющих на ценностные установки населения. Разработка системы социальной рекламы по пропаганде антитеррористических ценностей.

2. Искоренение элементов насилия из широкого спектра идеологий, которые оправдывают его использование для достижения стоящих перед конкретными людьми или группами граждан политических и любых иных целей.

3. Совершенствование предупреждения антироссийских политических и информационно-пропагандистских акций, прежде всего за рубежом, проводимых с использованием т.н. «чеченского фактора», «исламского вопроса» которые негативно влияют на обстановку в Северо-Кавказском регионе, общественно-политическую ситуацию в России в целом и на ее международный авторитет.

4. Проведение единой для всех органов государственной власти информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным, экстремистским и террористическим объединениям. Подготовка квалифицированных пропагандистов (особенно на муниципальном уровне. Пропагандисты должны пользоваться доверием тех групп, в которых проходит агитация).

5. Создание эффективной системы просвещения граждан об опасности терроризма, религиозной нетерпимости, геноцида.

6. Создание сети информационных источников, обеспечивающей получение достоверной информации о террористической угрозе и негативном влиянии экстремистских организаций (журналы, сайты);

7. Выпуск разоблачающей литературы, развенчивающей ореол «героя» участников террористических актов.

8. Популяризация в СМИ позитивного опыта взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений и религиозных организаций.

Культурно-образовательные методы:

1. Патриотическое воспитание молодежи,  нацеленность на неприятие ею идеологии насилия (на всех уровнях системы образования).

2. Повышение общеобразовательного уровня граждан, особенно в постконфликтных регионах РФ.

3. Создание эффективной системы просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом.

4. Усиление пропагандистской работы среди всех слоев населения, разъяснение сути антитеррористических идей, укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами терактов на почве религиозного экстремизма будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан.

5. Повышение профессиональной компетентности тех, кто выступает транслятором, официальной позиции государства в вопросах противодействия идеологии терроризма (учитель, преподаватель, чиновник, пропагандист). Совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения.

6. Расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства, ориентированные на популяризацию установок толерантного сознания и поведения путем создания современных территориально распределенных информационных фондов (электронные целевые библиотеки, кампусы и т.д.).

7. Создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования (проведение конкурсов, тематических выставок, организация творческих союзов и т.д.).

8. Формирование регионального заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов направленных на популяризацию антитеррористических идей.

9. Использование культурного потенциала различных регионов России в интересах многостороннего международного сотрудничества, популяризация позитивного зарубежного опыта в пропаганде антитеррористической идеологии посредством культуры и искусства.



6. Организационные методы как компонент системы противодействия идеологии терроризма

Особая группа методов противодействия идеологии терроризма – организационные. Они носят интегрированный характер, т.е. включают в себя фактически все ранее перечисленные ранее методы, но отличаются не по форме реализации, а по способу воздействия на ценностно-смысловую сферу различных социальных, этнических и возрастных групп населения.

Для реализации организационных методов в реальной практике общественно политической жизни, необходимо, проведение ряда систематических мероприятий, позволяющие подготовить и сформировать определенные группы профессионалов, которые смогут стать трансляторами ценностей, которые позиционируются обществом и государством как антитеррористические.




Контрпро-паганда


Экспертиза


Пропаганда







Представляет собой исследование экспертом на основании соответствующих навыков и знаний процессов, явлений, материалов СМИ, рекламы, Интернета


Борьба с идеологической пропагандой противника, деятельность (адекватная реакция на дезинформацию, выступления, высказывания главарей бандформирований, распространённые листовки и т.д. пропагандистскую литературу).

Пропаганда -

распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности

Информационно-аналитическая деятельность

Идеологическая деятельность




Выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, тематических выставок, обращений, плакатов, социальной рекламы, публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов

Формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей



Рисунок 3. Организационные методы противодействия идеологии терроризма

Одна из основных задач сотрудников органов власти и местного самоуправления, ответственных за противодействие и профилактику терроризма - подготовка специалистов к контрпропагандистской деятельности и формирование у них определенных компетенций.

В этой связи подготовка специалистов в области пропаганды и контрпропагады с целью формирования антитеррористических ценностей, может быть представлена как управление компетенцией специалиста с реализацией практики ее приобретения, стимулирования и развития. Именно эти три основные задачи (приобретение, стимулирование, развитие) необходимо реализовать для внедрения стратегии пропаганды и рассматривать как обязательный компонент по подготовке специалистов работающих в данном направлении.



С целью реализации практических действий по противодействию идеологии терроризма для органов местного самоуправления рекомендуется проведение следующих мероприятий с пропагандистами:

Обучающие семинары – цель таких семинаров выработка общей оценочной позиции для разных адресных групп по ряду вопросов связанных с распространением идеологии терроризма. Примерные темы семинаров приводятся ниже.

Семинар 1. Методы совместного взаимодействия, коммуникации и координации общественных объединений, органов власти, средств массовой информации в деятельности по противодействию идеологии терроризма.

Семинар посвящен изучению методам совместного взаимодействия, коммуникации и координации общественных объединений, органов власти, средств массовой информации в деятельности по противодействию идеологии терроризма.

Программа семинара даст возможность узнать о современных формах и методах борьбы с различными формами терроризмома, условиях его возникновения и мер профилактики, а также о формах взаимодействия, коммуникации и координации общественных объединений, органов исполнительной власти и СМИ в деятельности по противодействию идеологии терроризма.

Целевая аудитория:


  • преподаватели и студенты региональных вузов;

  • представители антитеррористических комитетов;

  • общественные организации и органы местного самоуправления;

  • подразделения по координации антитеррористической деятельности.

В результате проведения семинара участники смогут получить рекомендации и приобрести теоретические и практические навыки:

- о способах защиты от психологического и информационного воздействия террористов;

- о профилактике и методах борьбы с терроризмом;

- о создании системы взаимодействия органов власти, силовых структур, общественных и образовательных организаций, средств массовой информации;

- об антитеррористических программах борьбы с терроризмом;

- о проблемах координации антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

- по формированию навыков восприятия информации и методах самозащиты.
Семинар 2. Роль СМИ в формировании антитеррористических ценностей молодежи.

Особая часть вопросов связана с противодействием идеологии терроризма и проблемами освящения этих вопросов в СМИ. В связи с этим рекомендуемая тема семинара: Роль СМИ в формировании антитеррористических ценностей молодежи.



Целью проводимого семинара является обсуждение места СМИ в формировании системы информационного противодействия терроризму и пропаганде ценностей антитеррористического мышления.

Целевая аудитория: представители СМИ разного уровня, педагоги, психологи, представители силовых структур и антитеррористического комитета, студенты различной профессиональной направленности.

Выступления специалистов по следующим вопросам (регламент выступления – 20 минут)

  • Устойчивые стереотипы преподнесения зрителям информации о террористических актах в СМИ.

  • Влияние СМИ на психологическое состояние участников контртеррористических операций.

  • Показательная природа современных террористических актов и СМИ, как их отдельный участник.

  • Искажение информации о террористической деятельности в СМИ: случайное и намеренное.

Вопросы для дискуссионного обсуждения:

        1. Непрерывное прямое телевизионное вещание контртеррористических операций: за и против.

        2. Основные способы направленной трансляции антитеррористической информации через СМИ.

        3. Особенности антитеррористической пропаганды в молодежных СМИ.

        4. Международный опыт освещения террористических актов в СМИ (Израиль, США).

        5. СМИ: Проблема цензуры в преподнесении зрителям информации о террористических актах.

        6. Образ террориста в интерпретативных моделях российских СМИ.

        7. Эффективность информационно-пропагандистского противодействия терроризму через СМИ.

        8. Информационная война как один из вариантов терроризма (на примере грузино-осетинских событий 2008 г).

        9. Информационно-психологическое воздействие террористических организаций на молодежь через Интернет.

        10. Антитеррористическая конвенция СМИ: основные недостатки и предложения по их устранению.

В заключении: Подведение итогов работы семинара: обсуждение основных вопросов и обмен мнений, выработка рекомендаций для представителей СМИ.
Семинар 3. Взаимодействие органов власти и представителей молодежных субъкультур.

Одно из важных направлений работы – взаимодействие с различными группами молодежи, которые принадлежат к различным субкультурам. Специалисты и неспециалисты знают о том, что в подростковом и юношеском возрасте, отличающемся крайней неустойчивостью желаний, нечеткостью целей и смыслов, юноши и девушки примыкают к группе сверстников, в которых удовлетворяются их типичные потребности в досуге, общении, группировании. В подобных группах закономерно складываются собственные культурные нормы и установки. Можно говорить о том, что в культуре общества возникает культура ограниченного числа людей со специфическим стилем жизни и поведения, особым нравственным климатом. В молодежную среду проникают активно пропагандируемые экстремистские идеи, что в свою очередь ведет к деформации смысложизненных ориентаций. Если в такой субкультуре доминируют негативные смысложизненные ориентации, то можно ожидать деструктивные тенденции развития личности молодого человека, в нее вовлеченного и другим неблагоприятным последствиям. Представители одних типов молодежных субкультур только удовлетворяют свои потребности в развлечениях, друге совершают акты хулиганства, третьи – совершают насильственные действиям по политическим мотивам.

Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапическая, урбанистическая культура, которая создается молодыми людьми для самих себя. Она представляет собой частичную культурную подсистему внутри системы «официальной», базовой культуры общества. Молодежная субкультура определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет, мировосприятие ее носителей.
Поэтому одна из рекомендуемых тем «Влияние молодежных субкультур на формирование мировоззрение молодых людей в Северо-Кавказском и Южном федеральном округах».

Цель проведения семинара: обсуждение и выработка навыков взаимодействия с лидерами и представителями молодежных субкультур экстремистской направленности.

На семинаре вы узнаете об условиях возникновения и генезисе молодежной субкультуры, об особенностях тех или иных типов молодежной субкультуры



Целевая аудитория:

  • руководители предприятий

  • научные и практические работники, занимающиеся проблематикой влияния молодежных субкультур на формирование мировоззрения молодых людей;

  • преподаватели и студенты региональных вузов;

  • представители антитеррористических комиссий и органов местного самоуправления

Участники семинара получат рекомендации и приобретут практические навыки:

  • по эффективным стратегиям взаимодействию с лидерами и представителями молодежных субкультур экстремистской направленности;

  • по преодолению конфликтов;

  • по формированию готовности к взаимодействию у другой стороны с представителями молодежи.

Форма проведения семинара – тренинги:

Тренинг по ведению переговоров.

Часть 1. Подготовка и планирование переговоров с лидерами и представителями молодежных субкультур экстремистского характера.

Часть 2. Обсуждение и проработка различных стратегий переговоров.

Часть 3. Проработка установления контакта с молодыми людьми.

Часть 4. Управление переговорным процессом.

Часть 5. Завершение переговоров с лидерами и представителями молодежных субкультур.

Тренинг по преодолению конфликтов.

Часть 1. Определение предмета конфликта совместно с лидерами и представителями экстремистских молодежных субкультур.

Часть 2. Определение сторон, включенных в конфликт.

Часть 3. Определение действительных интересов и потребностей оппонентов.

Часть 4. Обсуждение возможных стратегий взаимодействия в конфликте и вероятных исходов каждой стратегии.

Часть 5. Управление и завершение конфликтной ситуации.


Семинар 4. Формирование ценностных установок в молодежной среде.

Одним из аспектов в поисках механизмов влияния на формирование ценностностных установок является творчество, как некое информационное поле человека и возникшее с появлением самого человека, По мнению зарубежных и отечественных философов и психологов стремление к творчеству, максимальному проявлению личностных качеств заложено в человеке самой природой, их реализация и развитие связаны прежде всего с условиями среды, в которой находится личность. Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно развиваясь и конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений у личности. Поэтому целесообразно провести семинар «Творческая среда как инициация формирования антитеррористических ценностей».



Цель:

  1. Организация мероприятий в студенческом коллективе направленных на выявление положительных составляющих в творческой среде с ориентацией на противодействие идеологии терроризма.

  2. Актуализация действий творческой молодежи находящихся на эстетическо-гуманитарном направлении обучения на активное участие в своем творчестве в борьбе с идеологией терроризма.

Задачи:

  1. Привлечение студентов как представителей определенного слоя общества, для работы по формированию личностных и творческих качеств для создания образа толерантного человека.

  2. Выстраивание механизмов коммуникаций в студенческой среде посредством проведения конференций, выставок, презентаций и участие в них.

  3. Взаимодействие студенческого общества со СМИ для формирования отрицательного образа террориста на основе продуктов своего научного творчества.

Практическую часть семинара можно провести в форме мозгового штурма, ментальных карт.

Техника «Мозговой штурм». Смысл данной техники заключается в том, чтобы генерировать как можно больше идей, высказываний. Возможна работа индивидуально и в группе.

Техника «Ментальные карты» интересна тем, что помогает привести к порядку, структурированию мыслей, рассуждений и разработать дальнейший план данной задачи. Возможна работа индивидуально и в группе.

Составить мыслительную карту собирая факты, идеи, критерии, высказывания данной проблемы соблюдая следующие этапы: определение темы, сбор ключевых слов, разработка.

В заключение составляются рекомендации для использования потенциала творческой среды для формирования ценностно-смысловых установок антитеррористического мышления.

Лекционная работа

При подготовке индивидуальных пропагандистов особое внимание должно быть направлено на содержание лекций

Предлагается лекционный пакет для работы с разными группами населения по самым важным и болезненным проблемам, связанным с террористическими угрозами и распространением идеологии терроризма.

Рекомендуемые темы (содержание лекций представлено в следующем разделе данного отчета):



1. Международное сотрудничество как основа для антитеррористической деятельности.

Целевая группа: руководители среднего и низшего звена муниципальных образований.

План:



1. Терроризм: истоки, виды, стратегии борьбы

2. Нормативно-правовая база Российской Федерации в сфере противодействия терроризму

3. Международное сотрудничество – краткая характеристика международных организаций

4. Международный банк данных

5. Дальнейшие перспективы.

2. Позитивная и негативная роль СМИ в формировании образа террориста у молодого поколения в условиях Северного Кавказа.

Целевая группа: журналисты и сотрудники региональных и местных СМИ

План:


  1. Основные понятия психологии терроризма

  2. Признаки терроризма

  3. Психологическая характеристика террористов и мотивов их преступного поведения

  4. СМИ как эффективное средство формирования общественного мнения

  5. Проблема ответственности представителей СМИ за освещение событий

  6. Групповая дискуссия по вопросу: «Что же можно и нужно предпринять сегодня для того, чтобы предотвратить ситуации, в которых СМИ вольно или невольно становятся «подельниками» террористов?»

  7. Рекомендации журналистам


3. Понятие информационной безопасности и основное содержание угроз информационной безопасности России

Целевая группа:

План:


  1. Понятие информационной безопасности

  2. Внешние и внутренние угрозы информационной безопасности России


4. Проблемы информационной безопасности в период распространения информационных войн.
Целевая группа: активные пользователи Интернета 17- 25 лет.

План:


1. Понятие, цели и задачи информационных войн.

2. Противостояние и противодействие информационным атакам.


5. Особенности влияния материалов экстремисткой и террористической направленности на молодежную аудиторию: экспертиза информации и способы противодействия.
Целевая группа: сотрудники аппарата АТК, прокуратуры, следственного комитета

План:


  1. Проявления экстремизма как объект научного исследования;

  2. Социальные, правовые и психологические аспекты изучения субъектов и объектов экстремистской и террористической деятельности;

  3. Экстремистская направленность как психологическое понятие;

  4. Технологии противодействия влиянию информации экстремисткой направленности;

  5. Технологии убеждающего воздействия.

  6. Рекомендации


7. Технологии убеждения как компонент противодействия идеологии терроризма

Сотрудники органов власти и местного самоуправления, ответственные за противодействие идеологии терроризма в ЮФО и СКФО должны быть ознакомлены с технологиями убеждения как компонентом противодействия идеологии терроризма.

На современном этапе развития политической и социально-психологической жизни нашего общества фактически нет популяризации технологий, которые дадут инструментарий тому, кто является носителем общественных и государственных ценностей (официальный представитель власти, журналист, учитель, преподаватель, пропагандист). Зачастую тот, на кого возлагаются государством и обществом функции формирования ценностных ориентаций, просто не знает, как именно он должен воздействовать на представителей молодежи, чтобы помочь им преодолеть стереотипные оценки террористических угроз, ущербные ценности различных молодежных субкультур, далеко не всегда приемлемые идеалы, навязываемые СМИ. Для того чтобы государство и общество могло противостоять тем негативным влияниям, которые в настоящее время все более и более агрессивно воздействуют на подростков и юношей, необходимо разрабатывать технологии воздействия, ориентированные на убеждающий эффект разных этно-конфессиональных групп. Результативные в плане формирования ценностно-смысловых ориентаций подрастающего поколения технологии:

- эмоциональный резонанс - способ создания у широкой аудитории определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которую на мыслительном уровне выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропагандистского воздействия;

- социальная индукция - эмоциональное заражение;

- фасцинация как условие повышения эффективности воспринимаемого материала благодаря использованию сопутствующих фоновых воздействий. Наиболее часто фасцинация используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу-программах, политических и религиозных мероприятиях и т.п. — для заражения людей в толпе особым эмоциональным состоянием. На этом фоне передается соответствующая информация, причем нужно стремиться к тому, чтобы ее не было слишком много. (Голосуй, или проиграешь);

- фиксация на авторитетах - большинство людей склонны к подражательному поведению, ориентируясь в своих поступках на действия авторитетных для них лидеров мнения. Им свойственно брать пример с тех, кого они уважают, и кто для них является лидером.

В процессе использования технологий убеждающих воздействий происходит нивелирование отчуждения личности молодого человека от постигаемого содержания. Этот результат может быть достигнут в процессе направленного воздействия со стороны транслятора, использующего ценностно-смысловые затруднения в качестве задач на выявление смысла или задач на различение смыслов как преодоление ценностно-смысловых барьеров без решения которых каждый человек, начинает ощущать конфликтность или двойственность ситуации.

Субъективный опыт постигающего информацию, замкнувшись на объективных значениях или объективированных смыслах, характеризуется смысловым приращением, динамика которого и может быть названа продуктом убеждения – ценностным приращением.

Убеждающее воздействие имеет две составляющие:

- содержательную (отбор наиболее целесообразной информации);

- процессуальную (которая определяет динамику воздействия).

Процессуальный компонент придает определенный вектор наиболее смылонасыщенным компонентам постигаемого содержания и выводит их смыслообразующий потенциал на уровень раскристаллизации смыслов самого познающего. Процессуальный вектор имеет два достаточно выраженных направления – культурализация (направленность на раскрытие смысловых пульсаров постигаемого содержания как носителя «кристаллизованного» смысла и смыслообразующего контекста) – что они хотели этим сказать и персонализация (направленность на раскрытие интроспективных смысловых потенций самого постигающего) – что это значит для меня. Именно этот механизм лежит в основе любой пропагандистской работы, так как именно благодаря ему достигается убеждающий эффект.

Для успешного развития ценностных ориентаций респондентов необходимо использовать технологии направленного воздействия на респондентов как систему, которая позволит убедить его в личностной ценности общественных норм и способов поведения, позиционируемых обществом как позитивные. Чтобы перевести убеждающую информацию, являющуюся пока ценностью лишь для транслятора, в личностно значимую и для респондента, последнему необходимо показать, что основанные на этой информации действия и поступки не только не будут противоречить его ценностным ориентациям, но и будут способствовать удовлетворению его определенных потребностей и соответствовать его ценностным ожиданиям.

При использовании методов убеждающих воздействий транслятор должен учитывать следующие рекомендации:

- респонденты в процессе формирования антитеррористического мышления решают и осваивают проблемы, имеющие для них определенную личностную ценность;

- транслятор чувствует себя по отношению к респондентам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно;

- транслятор проявляет положительное отношение к респондентам, принимает их такими, каковы те есть;

- транслятор проявляет смысловую эмпатию к респонденту, что означает способность проникать в его внутренний мир, понимать его ценности и личностные смыслы, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой;

- транслятор играет роль помощника и стимулятора личностно-центрированного респондента, создает психологический комфорт и свободу для него, установки антитеррористического мышления должны быть центрированы на его смысложизненных ценностях и перспективах развития.


следующая страница >>