Образовательная программа по направлению магистерской подготовки 030300. 68 «Психология», профиль подготовки «Организационная психол - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины специальная психология направление подготовки... 2 830.06kb.
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Рабочая программа дисциплины экспериментальная психология направление... 2 746.13kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Рабочая программа дисциплины гендерная психология направление подготовки... 2 555.67kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
«психология развития» по направлению подготовки 030300. 68 Психология... 1 61.08kb.
Рабочая программа дисциплины зоопсихология и сравнительная психология... 2 757.33kb.
Программа дисциплины Человеко -центрированный подход и современная... 2 460.09kb.
Программа 030300. 68 29 «Гендерная психология» 1 40.77kb.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления... 4 603.3kb.
Программа вступительного испытания в магистратуру Собеседование по... 1 103.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Образовательная программа по направлению магистерской подготовки 030300. 68 «Психология» - страница №1/1





Содержание

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа по направлению магистерской подготовки 030300.68 «Психология», профиль подготовки «Организационная психология».

1.2. Нормативные документы для разработки ООП магистерской подготовки по направлению 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология».

1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (магистратура).

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПП по направлению 030300.68 «Психология», профиль «Организационная психология»

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

3. Компетенции выпускника по ОПП по направлению 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология», формируемые в результате освоения данной программы

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП по направлению магистерской подготовки 030300.68 «Психология»

4.1. Календарный учебный график.

4.2. Учебный план подготовки магистра по направлению 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология».

4.3. Рабочие программы учебных курсов по магистерской программе.

4.4. Программы производственной, педагогической и научно-исследовательской практики.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП по направлению магистерской подготовки 030300.68 «Психология», профиль «Организационная психология»

5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП.

5.2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

6. Характеристика среды вуза, обеспечивающая развитие общекультурных компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы

7.1. Текущий контроль учебных достижений студента и промежуточная аттестация.

7.2. Итоговая аттестация выпускников по магистерской программе.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

9. Приложения

1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа по направлению магистерской подготовки 030300.68 «Психология», профиль подготовки «Организационная психология», реализуемая в НОУ МФПУ «Синергия» на факультете менеджмента, представляет собой комплект документов, разработанный и утвержденный вузом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы, разработанной МГУ им. М.В.Ломоносова, утвержденная учебно-методическим объединением по университетскому образованию от 29 декабря 2010 г.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы педагогической, производственной и научно-исследовательской практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Магистерская программа направлена на подготовку психологов к работе в области организационной психологии, организационного консультирования и психологии управления.

Общепсихологической базой такой подготовки являются дисциплины: общая психология, социальная психология, психология труда и организационная психология, психодиагностика.

Данная программа реализует современные подходы в управлении кадрами, психодиагностике, индивидуальному и организационному консультированию, принятые в отечественной и мировой практике.

Актуальность создания и осуществления магистерской программы обусловлена ростом интереса бизнеса к внедрению психологических и социальных технологий в практику управления с целью повышения эффективности труда, а также необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики.


1.2. Нормативные документы для разработки ООП магистерской подготовки по направлению 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология».

Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:



  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 030300 «Психология» высшего профессионального образования (ВПО) (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 787;

  • Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 (ред. от 24.09.2010 г.) «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.01.2010 г. № 63 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК
    009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-ст».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.09.2009 г. № 337 (ред. от 12.08.2010 г.) «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования».

  • Приказ Федерального агентства по образованию от 10.02.2010 г. № 109 «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования».

  • Письмо Министерства образования и науки России от 13.05.2010 г. «О разработке основных образовательных программ»

  • Устав НОУ МФПУ «Синергия» от 01.10.12


1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (магистратура).

Разработка и реализация программы направлена на подготовку организационных психологов, так как на рынке услуг имеет место спрос на специалистов данного профиля для соответствующей работы с персоналом в организациях, кадровых службах и центрах занятости, структурах социальной поддержки. Актуальной проблемой является повышения уровня психологической культуры общества, на что также направлена данная программа.



1.3.1. Цель (миссия) ООП магистратуры по направлению «Психология» профиль «Организационная психология».

ООП магистратуры по направлению 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология» имеет своей целью подготовку квалифицированных психологов, профессионалов, владеющих современными технологиями в управлении персоналом, готовых осуществлять эффективную работу в современных трудовых коллективах; социально активных, творчески мыслящих выпускников, ответственных, верных профессиональному долгу и профессиональной этике.

А также обеспечение гражданам возможности получения высшего профессионального психологического образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
1.3.2. Сроки освоения ООП. Трудоемкость ООП.

Срок освоения основной образовательной программы магистратуры по направлению 030300.68 «Психология» составляет 2 года, трудоемкость (в зачетных единицах) – 120.

Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Учебный план основной образовательной программы подготовки магистра психологии полностью соответствует основным нормативам, которые заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению 030300.68 «Психология». Учебный план составлен в содержательном и структурном отношении в соответствии с Примерным учебным планом по соответствующему направлению, рекомендованным Минобрнаукой России.

Общее количество часов, отводимое на реализацию ООП по направлению 030300.68 «Психология» по очной форме – 4320 ч.

Объем аудиторных занятий студента не превышает строго установленных нормативов – 12 ч в неделю.

Число разных форм текущего и итогового контроля не превышает установленные нормативы – 10 отчетностей в семестр.


      1. Требования к абитуриенту.

Магистратура является логическим завершением основной конструкции многоуровневого университетского образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата, затем углубленную специализированную подготовку и самостоятельную научную работу.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем профессиональном образовании (бакалавра, дипломированного специалиста, магистра) и выполнить правила приема, утвержденные в НОУ МФПУ «Синергия».


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПП по направлению 030300.68 «Психология», профиль «Организационная психология»
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Выпускники по направлению подготовки 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология» обладают глубокими и всесторонними знаниями в областях: профессиональной этики, организационной психологии, психологии труда, психологии управления, организационной диагностике, организационному консультированию, психологической экспертизе, рекруитменту, менеджменту, основам предпринимательской деятельности и др. Все эти знания являются основанием для работы в качестве психолога-практика, психолога-исследователя, аспиранта и преподавателя, научного работника.

Выпускник, прошедший обучение в рамках магистерской программы «Организационная психология», способен осуществлять эффективную профессиональную деятельность как в разнообразных организациях, социальных и психологических центрах и службах, так и в сфере частной консультационной практики, а также в таких областях как образование, бизнес и наука.

Практической сферой применения знаний, полученных по данной магистерской программе, является поиск психологических ресурсов развития предприятий и организаций, изучение специфических психологических составляющих функционирования оргструктур, формирование системы научных понятий и научно-упорядоченных базовых представлений о существенных психологических аспектах активности человека как менеджера или работника исполнительского звена, проектирование организационных взаимодействий, управление социальными и бизнес-процессами, оптимизация процессов принятия управленческих решения и др. Магистр в сфере организационной психологии профессионально владеет методами теоретического моделирования организационных процессов, методами эмпирического исследования, опираясь при этом на фундаментальное знание в сфере психологии и менеджмента.

Магистр, получивший образование по программе «Организационная психология», может работать:


  • в органах государственного и муниципального управления;

  • на промышленных предприятиях;

  • в психологических службах системы МЧС и силовых структур,

  • в финансовых структурах;

  • в торговых организациях;

  • в правоохранительных органах;

  • в консалтинговых фирмах;

  • в рекламных агентствах;

  • в кадровых агентствах;

  • в службах занятости населения;

  • в психологических центрах и центрах социальной поддержки;

  • в высших учебных заведениях, научных учреждениях и исследовательских центрах.

Выпускники, прошедшие подготовку по данной программе, могут работать в качестве консультантов администрации различных организаций при планировании организационных изменений, связанных с вопросами привлекательности труда в организации, анализа причин текучести кадров, планирования инновационных изменений в организации. Они могут организовать работу кадровых служб, учебных центров, консалтинговых организаций в сфере государственного и муниципального управления, сектора реальной экономики, финансового сектора. Магистры в сфере организационной психологии могут проводить психологическую экспертизу нормативной документации, рабочих мест, условий труда, систем стимулирования и мотивации труда, систем распределения трудовых функций, а также работать психологами-исследователями, преподавателями.


2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника – психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в трудовой деятельности, в том числе в управленческой деятельности и организационном взаимодействии; организационное поведение и его организационно-психологические, социально-психологические и индивидуально-психологические детерминанты.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:

  • практическая деятельность;

  • научно-исследовательская деятельность;

  • организационно-управленческая деятельность;

  • проектно-инновационная деятельность;

  • педагогическая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности выпускника определяются им самим совместно с высшим учебным заведением и потенциальными работодателями.


2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Магистр по направлению подготовки 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:



1. Научно-исследовательская деятельность:

  • постановка психологических проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования;

  • определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов и программ проведения научных исследований и методических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;

  • определение состава и операционализация основных изучаемых переменных, подбор методик, планирование и организация проведения эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов, построение математических моделей для изучаемой предметной области;

  • подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;

  • организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе.

2. Практическая деятельность:

  • разработка и осуществления организационно-психологической диагностики; подбор методов сбора первичных данных, их анализ и психологическая интерпретация; разработка технических заданий на программное обеспечение экспертных психологических диагностических систем;

  • составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;

  • экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения их социально-психологических последствий;

  • консультирование организаций по проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг);

  • психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической и бизнес-деятельности;

  • индивидуальное консультирование в области интерперсональных отношений, делового общения, карьеры, профессионального развития и т.д.;

  • разработка, выбор и реализация социально-психологических технологий, обладающих развивающим потенциалом.

3. Проектно-инновационная деятельность:

  • анализ ситуации, определение социальных потребностей, диктующих необходимость изменений, формулирование целей, ограничений и рисков проекта;

  • научное, методическое и экономическое обоснование проектов, инноваций;

  • подбор методов диагностики и интервенции;

  • планирование деятельности по реализации проекта в организации;

  • оценка готовности общественности, организаций и персонала к осуществлению изменений;

  • психологическое сопровождение инноваций.

4. Организационно-управленческая деятельность:

  • определение целей и постановка задач психологической службы, определение ее функций и структуры;

  • поиск оптимальных решений на основе современной методологии и соответствующего ей психологического инструментария с учетом требований качества, надежности, валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности;

  • разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы организационного психолога-практика.

5. Педагогическая деятельность:

  • определение потребностей в психологической подготовке, определение содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования;

  • системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах;

  • оценка и контроль эффективности обучения.


В практической деятельности:

  • анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

  • формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья;

  • предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а так же профессиональных рисков в различных видах деятельности;

  • выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;

  • распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;

  • формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.


В научно-исследовательской деятельности:

  • участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;

  • изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

  • применение стандартизованных методик;

  • обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.


В педагогической деятельности:

    • преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины в средних и высших учебных заведениях;

  • сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;

  • участие в проведении тестирования по итогам обучения;

  • участие в учебно-методической работе в сфере среднего образования;

  • пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.


В организационно-управленческой деятельности:

    • описание и анализ форм организации взаимодействий в трудовых коллективах;

    • выявление, проблем, затрудняющих функционирование организации;

    • проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации;

    • использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.


3. Компетенции выпускника по ОПП по направлению 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология», формируемые в результате освоения данной программы
Результаты освоение ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностями применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ОПП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями.



Общекультурные компетенции (ОК) предполагают способность и готовность выпускника к:

  • совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);

  • самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);

  • активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

  • свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

  • использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-5);

  • принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация (ОК-6);

  • адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

  • выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы (ОК-9);

  • использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК- 10)

  • оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11)

Профессиональные компетенции (ПК) означают способность и готовность:

- в научно-исследовательской деятельности:

  • к обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);

  • к разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);

  • к совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);

  • к созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);

  • к определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

  • к модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);

  • к планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);

  • к анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия биопсихосоциальных составляющих функционирования (ПК-8);

  • к профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

  • к выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

  • к овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);

  • к сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

  • к подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);

  • к подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);

  • к планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований (ПК-15);

- в практической деятельности:

  • к постановке прикладных задач в определенной области применения психологии (ПК-16);

  • к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
    (ПК-17);

  • к созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);

  • к формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20);

  • к разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);

- в проектно-инновационной деятельности:

  • к постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22);

  • к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности (ПК-23);

  • к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);

  • к созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25);

- в педагогической деятельности:

  • к участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);

  • к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);

  • к подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);

  • к обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);

  • к руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);

  • к участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);

  • к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32);

- в организационно-управленческой деятельности:

  • к супервизии по обучению и руководству бакалавром в процессе его практической деятельности (ПК-33);

  • к мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области (ПК-34);

  • к организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества (ПК-35);

  • к поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности (ПК-36);

  • к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур (ПК-37);

  • к установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами
    (ПК-38);

  • к подготовке служебных документов и ведению деловой переписки (ПК-39);

  • к использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).


4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП по направлению магистерской подготовки 030300.68 «Психология»
В соответствии с п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО по направлению магистерской подготовки содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируются учебным планом магистра с учетом его программы специализированной подготовки; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1. Календарный учебный график.

В календарном учебном графике подготовки по направлению 030300.68 «Психология» указана последовательность реализации образовательной программы по курсам и блокам обучения, включая теоретическое обучение, педагогическую, производственную и научно-исследовательскую практики, научно-исследовательскую работу, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.

Календарный учебный график представлен в Приложении 1.
4.2. Учебный план подготовки магистра по направлению 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология».

Учебный план отображает логическую последовательность освоения циклов и разделов образовательной программы подготовки по направлению 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология», обеспечивающих формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, циклов, практик и научно-исследовательской работы в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах, вид промежуточной аттестации.

В базовых и вариативных частях учебных циклов указан перечень изучаемых дисциплин. Перечень дисциплин по выбору студентов представлен в объеме не менее одной трети вариативной части суммарного времени по всем учебным циклам ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 030300.68 «Психология».

Учебный план представлен в Приложении 2.


4.3. Рабочие программы учебных курсов по магистерской программе.

Рабочие программы учебных дисциплин, составлены на основании ФГОС ВПО по направлению 030300.68 «Психология» (квалификация «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г., учебного плана, а так же на основе современных запросов практики.

В рабочей учебной программе дисциплины указываются цель и задачи, место дисциплины в структуре ООП, требования к результатам освоения дисциплины. Приводятся объем и виды учебной работы. Содержательная часть включает междисциплинарные связи, темы дисциплины и виды занятий, перечень семинарских и практических занятий, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Рабочие программы представлены в Приложении 3.


4.4. Программы производственной, педагогической и научно-исследовательской практики.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки раздел основной образовательной программы магистратуры «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.



Цель научно-исследовательской практики – подготовить магистранта к самостоятельной научно-исследовательской работе, что включает в себя овладение магистрантами основными приемами планирования, организации и осуществления научного исследования и формирование у магистрантов профессионального мировоззрения в соответствии с профилем избранной магистерской программы. Научно-исследовательская практика проходит на первом и втором курсах обучения в магистратуре в течение 4-х семестров. Общая трудоемкость научно-исследовательской практики составляет 36 зачетных единиц. Базами научно-исследовательской практики являются: кафедра психологии факультета менеджмента НОУ МФПУ «Синергия», Бизнес школа «Арсенал», Служба экстренной психологической помощи МУ РамСпас, а также различные коммерческие организации, с которыми заключаются договора.

Цель педагогической практики – приобретение магистрантами умений и навыков педагога-исследователя, т.е. умений и навыков поиска, отбора и интерпретации информации с целью ее использования в педагогической деятельности. Сроки ее прохождения – 3 семестр в течение 2 недель. Общая трудоемкость учебной практики составляет 6 зачетных единиц. Базами практики является кафедра психологии НОУ МФПУ «Синергия».

Цели производственной практики формирование профессиональной позиции психолога, профессионального мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики в реальной работе; обеспечить формирование базовых профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых в практической работе психолога; сформировать умения в проведении психологического обследования согласно выбранной специализации; обеспечить овладение психодиагностическими методами, психокоррекционными и психотерапевтическими методиками своей специализации. Научно-производственная практика проводится на 2 году обучения в 3 семестре в течение двух недель. Учитывая особенности специализации, были выбраны следующие базы для прохождения магистрантами производственной практики: служба персонала образовательного холдинга «Синергия»; Центр психолого-педагогической помощи «Радонит+»; Служба экстренной психологической помощи МУ РамСпас, Центр корпоративного обучения образовательного холдинга «Синергия».

Общая трудоемкость учебной практики составляет 36 зачетных единиц.


5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП по направлению магистерской подготовки 030300.68 «Психология», профиль «Организационная психология»
5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП.

5.1.1. Педагогические кадры, привлекаемые к обучению.

Реализация психологической составляющей образовательной программы подготовки магистра психологии должна быть обеспечена педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое психологическое образование. Квалификацию преподавателя составляют: собственно преподавательские умения (методическая подготовка, способность глубоко и одновременно доступно доводить учебный материал до студентов и пр.), систематическое занятие научной и/или научно-методической деятельностью и участие в практической или научно-прикладной работе, позволяющее преподавателю непосредственно-личностно передавать студентам необходимый профессиональный опыт.

Профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к реализации ООП по направлению 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология» в МФПУ «Синергия», состоит из сотрудников высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. Из них: докторов наук – 24 %, кандидатов наук – 64%, преподавателей, имеющих многолетний опыт работы в сфере психологической практики – 12%. Учебный процесс по дисциплинам общенаучного цикла и дисциплинам профессионального цикла обеспечен, в основном кадровым составом преподавателей НОУ ВПО МФПУ «Синергия».

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью по подготовке магистров по направлению 030300.68 «Психология», профиль «Организационная психология» осуществляется доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой конфликтологии А.П. Егидесом.


5.1.2. Информационное обеспечение учебного процесса.

Для успешной реализации основной образовательной программы, проведения всех видов учебной, практической и научно-исследовательской работы студентов в соответствии с учебным планом университет располагает материально-технической базой, отвечающей требованиям ФГОС ВПО и действующим санитарным и противопожарным правилам.

В учебном корпусе, где располагается кафедра психологии и идет учебный процесс у магистров, находится библиотека университета, обеспеченная основной литературой по направлению 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология».

Библиотека оснащена читальными залами с компьютерами, имеющими доступ в Интернет, а также техникой для сканирования и ксерокопирования документов.

На кафедре психологии, помимо общеуниверситетской библиотеки, имеется библиотечный фонд, укомплектованный электронными изданиями более 600 наименований.

Также студенты магистратуры университета имеют индивидуальный доступ к электронной библиотеке e-biblio.ru и электронной библиотечной системе «Университетской библиотеке онлайн» (http://www.biblioclub.ru/) из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Веб-сайты электронных библиотек доступных к использованию материалов в образовательном процессе:http:// koob.ru; http:// scholar.ru;

http:// psytest.ru; http:// elibrary.ru

В МФПУ «Синергия» создана информационно-коммуникационная технологическая среда образовательного процесса, которая включает следующие элементы:


  • единая распределенно-сетевая информационно-управленческая корпоративная система;

  • информационно-образовательный интернет-портал MegaCampus;

  • электронная библиотека;

  • виртуальные учебно-тренинговые лаборатории.

Портал MegaCampus, который позволяет использовать в учебном процессе самые современные инструменты электронного обучения и дистанционных технологий, органично соединяет в себе: электронный образовательный контент; электронную систему тестирования; классы виртуальных консультаций; виртуальные семинары; виртуальные электронные практикумы; онлайн-трансляции мастер-классов, вебинары.

Все студенты Университета используют материалы и инструменты интернет-портала.


5.2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Для реализации ОПП магистерской программы по направлению «Психология» в МФПУ «Синергия» имеется следующее материально-техническое обеспечение:



  1. Четыре компьютерных класса с подключением к Интернет, общее количество посадочных мест – 60. Также для проведения лабораторных практикумов в университете имеются: головные телефоны – 10 шт., пульты для регистрации времени реакции – 2 шт., полиграф – 1 шт.

  2. Три аудитории-трансформера, для проведения психологических тренингов, которые оснащены современной аудио- и видеотехникой: видео-, фотокамеры.

  3. Мультимедийные проекторы во всех аудиториях, где проводятся лекционные занятия, техника для презентации учебных материалов.

  4. Лицензионные компьютерные статистические программы для анализа данных и обработки результатов эмпирических исследований – SSPS и Статистика.


6. Характеристика среды вуза, обеспечивающая развитие общекультурных компетенций выпускников

Важную роль в формировании общекультурных компетенций выпускников по направлению магистерской подготовки 030300.68 «Психология» профиль «Организационная психология» в МФПУ «Синергия» играет систематическая воспитательная деятельность, осуществляющаяся на трех уровнях: вуз, факультет и кафедра.

В МФПУ «Синергия» создана социокультурная среда, способствующая удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию личности, имеющая гуманистическую направленность и соответствующая требованиям цивилизованного общества к условиям обучения и жизнедеятельности студентов в вузах, принципам гуманизации российского общества, гуманитаризации высшего образования и компетентностной модели современного специалиста высшей квалификации.

В МФПУ «Синергия» работает Отдел по молодежной политике, где студентам предоставляется возможность реализовать себя не только в научно-практической деятельности, но и в социальной и творческой сфере. Для учащихся организовываются различные мероприятия: молодежные фестивали, конкурсы, КВН, военно-патриотические встречи, мастер-классы, проект «100 вопросов к успешному», спортивные соревнования, интеллектуальные игры, в том числе «Ворошиловский стрелок», форумы. Также Отдел по молодежной политике ежегодно организует Ярмарки вакансий «Synergy Job».

Особое внимание отдел уделяет социальным мероприятиям: экологическая акция «Лосиный остров», благотворительная акция «День донора», ежемесячное посещение подшефного Егорьевского детского дома, «Сладкое против никотина» и многие другие.

В Университете уже 4 года работает «Центр психологической культуры», руководителем которого является Егидес Аркадий Петрович. В рамках работы клуба проводятся семинары, тренинги, мастер-классы, целью которых является психологическое просвещение студентов и сотрудников МФПУ «Синергия». Также на базе центра ведется научно-исследовательская работа студентами по проблематике организационных конфликтов, стрессменеджмента и психологии управления. Результатами данной работы являются публикации статей студентов в сборниках различных конференций.

Таким образом, студенты МФПУ «Синергия» принимают активное участие во всех мероприятиях, что позволяет им выходить не только на внутривузовский, но и на городской, общероссийский и международный уровни.
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.68 «Психология», профиль подготовки «Организационная психология», и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
7.1. Текущий контроль учебных достижений студента и промежуточная аттестация.

Основными видами контроля уровня учебных достижений студентов (знаний, умений, компетенций) по дисциплине или практике (педагогической, производственной, научно-исследовательской) являются:



  1. текущий контроль;

  2. промежуточная аттестация по дисциплине в форме зачетов и (или) экзаменов.

Текущий контроль успеваемости – это непрерывно осуществляемый мониторинг уровня усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения, развития личностных качеств студента за фиксируемый период времени.
Формами текущего контроля могут быть:

  • устный и письменный опрос;

  • типовые задания;

  • тестирование (письменное или компьютерное);

  • контрольные работы;

  • проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, рефератов и эссе;

  • проверка отчета по научно-исследовательской работе студента (НИРС);

  • проверка выполнения заданий по практике;

  • проблемные семинары, групповые дискуссии, тренинги, «круглые столы»;

  • собеседование;

  • контроль выполнения и проверка отчетности по практическим работам;

  • аналитическая работа с научной литературой;

  • рецензирование студентами работ друг друга;

  • экспертные оценки группами.

Возможны и другие формы текущего контроля результатов, которые определяются преподавателями конкретных дисциплин и фиксируются в учебной программе дисциплины.

При проектировании оценочных средств предусматривается оценка способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок используются групповые и взаимооценки:



  • рецензирование студентами работ друг друга;

  • оппонирование студентами рефератов, дипломных, исследовательских работ;

  • экспертные оценки группами, состоящими из студентов и преподавателей.

Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студента.

Промежуточная аттестация – это форма контроля, проводимая по завершению изучения дисциплины. Время проведения и продолжительность промежуточного контроля по дисциплинам устанавливается графиком учебного процесса факультета.

В промежуточную аттестацию по дисциплине могут включаться следующие формы контроля:


  • экзамен (в т.ч. письменный);

  • зачет;

  • тестирование (в том числе компьютерное);

  • собеседование с письменной фиксацией ответов студентов;

  • прием отчетной документации по практике;

  • прием индивидуальных домашних заданий, творческих работ, рефератов.

Возможны и другие формы промежуточного контроля по дисциплине.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине доводятся до сведения обучающихся на первом занятии по дисциплине.

Промежуточный контроль по дисциплине может лишь улучшить учебные результаты студента по ней, но не позволяет предопределить получение положительного результата обучения при низком числе баллов, набранных студентом в ходе освоения компетенций по учебным дисциплинам.
7.2. Итоговая аттестация выпускников по магистерской программе.

Итоговая аттестация выпускника НОУ ВПО МФПУ «Синергия» является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме. Она направлена на установления степени соответствия уровня профессиональной подготовки требованиям ФГОС ВПО по направлению 030300.68 «Психология», профиль подготовки «Организационная психология».

Итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации и итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «Психология».

Целью итоговой аттестации является определение способности и готовности выпускников к выполнению профессиональных задач (научно-исследовательских, практических, проектно-инновационных, педагогических, организационно-управленческих), на основе оценки наличия и уровня сформированности общекультурных и профессиональных

компетенций, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030300.68 «Психология».

Задачами итоговой аттестации являются:



  • определение уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих решать научно-исследовательские, практические и проектно-инновационные задачи на основе оценки качества подготовки и защиты выпускной квалификационной

работы;

  • определение уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих решать научно-исследовательские, педагогические и организационно-управленческие задачи на основе оценки освоения учебных дисциплин основной образовательной программы в процессе проведения междисциплинарного экзамена.


Требования к выпускной квалификационной работе.

Выпускная квалификационная работа выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач научно-исследовательской, практической, проектно-инновационной, педагогической, организационно-управленческой деятельности, к которым готовится магистр.

Тематика выпускных квалификационных работ направлена на решение следующих профессиональных задач:


  • проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;

  • разработку проектов научно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную деятельность;

  • разработку инструментов психодиагностики;

  • обоснование, разработку и апробацию программ по внедрению полученных результатов;

  • разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов;

  • обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий.

Таким образом, магистерская диссертация должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, ее оформление должно соответствовать определенным требованиям:



  • объем диссертации не должен превышать 75 страниц машинописного текста через 2 интервала или не больше 135 тыс. символов, набранных на компьютере, исключая рисунки, таблицы, схемы, список использованной литературы и оглавление;

  • цифровые, табличные и прочие иллюстрированные материалы могут быть внесены в приложение;

  • к рукописи прилагается аннотация (автореферат) объемом в одну страницу машинописного текста, в котором должны быть отражены основные положения, выносимые на защиту.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.


Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется экзаменационная оценка.
Тематика магистерских диссертаций.

  • Актуальные проблемы консультирования в организационной психологии.

  • Анализ психологических портретов менеджера и предпринимателя в России.

  • Бихевиоральное направление и его вклад в практику рекламы.

  • Ценностные ориентации и мотивы выбора профессии у современной молодежи.

  • Вклад различных направлений психологии в практику рекламной деятельности.

  • Гендерные различия в проявлении лидерских качеств.

  • Диагностика и управление организационными конфликтами в современной российской компании.

  • Влияние национальной культуры на предпринимательскую деятельность.

  • Изучение специфических форм социального взаимодействия как моделей деловых отношений.

  • Эмоциональный интеллект и успешность профессионального труда.

  • Использование суггестивных психотехнологий в рекламе.

  • Управление организационными стрессами в современной компании.

  • Коучинг для руководителей возможности и ограничения в современной России.

  • Методы активизации профессионального самоопределения.

  • Методы исследования и диагностика социальных взаимодействий.

  • Механизмы психического воздействия и влияния в деятельности современного руководителя.

  • Основные компоненты экономического поведения.

  • Особенности консультативной работы в период инновационных изменений.

  • Управление карьерой сотрудника в современной компании.

  • Оценка эффективности команды (группы).

  • Психологические составляющие оценки персонала в современной компании.

  • Помощь консультанта в использовании временных ресурсов организации.

  • Практическое применение процессного подхода в деятельности организации.

  • Практическое применение системного подхода в деятельности организации.

  • Проектирование индивидуальной деятельности специалиста.

  • Профессионально-важные качества и умения специалиста Ассессмент-центра.

  • Профессионально-важные качества корпоративного психолога.

  • Профессионально-важные качества коуча.

  • Психологическая эффективность рекламы. Методики расчета эффективности рекламы.

  • Психологические методы формирования команды в организации.

  • Психологические основы профессионального лидерства в команде.

  • Социально-психологический портрет лидера с точки зрения трансактного анализа.

  • Способности и профессиональная пригодность личности.

  • Стратегии поведения психолога-консультанта в конфликтных ситуациях.

  • Тренинговая деятельность как метод организационного консультирования.

  • Урегулирование социальных отношений с участием психолога-консультанта.

  • Учет психологических особенностей в профессиональной деятельности.

  • Формирование «командного духа» в организации.

  • Экономический объект как гомогенная и гетерогенная система.

  • Эффективность и прогноз применения Ассессмент-центра по сравнению с другими методами.


Требования к итоговому междисциплинарному экзамену.

К итоговому междисциплинарному экзамену по направлению «Психология» допускаются студенты, успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Цель междисциплинарного экзамена – установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне.

Основное содержание предусмотренного учебным планом междисциплинарного экзамена по направлению «Психология» студентов-выпускников по профилю подготовки «Организационная психология» приведено в «Программе междисциплинарного экзамена по направлению 030300.68 «Психология», профиль подготовки «Организационная психология».

Междисциплинарный экзамен является проверкой конкретных функциональных возможностей студента, его способностей к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.
На итоговом экзамене выпускник должен:


  1. продемонстрировать свободное владение основными научными категориями и понятиями;

  2. иметь представление о месте психологии в системе других наук, ее предмете, принципах, системе методов исследования и деятельности, содержании и основных направлениях;

  3. продемонстрировать понимание существующих психологических проблем;

  4. владеть знаниями о специфике управленческой и кадровой работы в организациях;

  5. опыт работы в качестве психолога в организации, быть знакомым с типичными организационными проблемами, знать средства и методы решения конкретных задач.

При успешном прохождении всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, Аттестационная комиссия принимает решение о присвоении выпускнику степени магистра психологии по направлению «Психология» и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании.


8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся
Совершенствование основной образовательной программы включает систему обеспечения качества подготовки, созданной в вузе, в том числе мониторинг и периодическое обновление образовательной программы; обеспечения компетентности преподавательского состава. В МФПУ «Синергия» существует система внешней оценки качества реализации основной образовательной программы, которая включает учет и анализ мнений работодателей, учащихся, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса. Внешняя оценка качества реализации основной образовательной программы предназначена для установления степени удовлетворенности субъектов профессиональной деятельности качеством образования с целью совершенствования технологий развития профессиональных и личностных качеств выпускников.

Основная образовательная программа подготовки магистров по направлению 030300.68 «Психология» и профилю подготовки «Организационная психология» разработана на период действия ФГОС ВПО по направлению подготовки магистратуры и может ежегодно обновляться с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Основанием для внесения ежегодных дополнений и изменений являются: нормативные документы Министерства образования и науки РФ, рекомендации УМО по направлению «Психология», предложения преподавателей относительно изменений технологий и содержания обучения; результаты самообследования, административных проверок, внутреннего аудита; изменения в учебно-методическом, кадровом и материально-техническом обеспечении реализации ООП и др. условия.
9. Приложения
Приложение 1. Календарный учебный график

Приложение 2. Учебный план подготовки магистра

Приложение 3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин

Приложение 4. Программа производственной практики, Программа педагогической практики, Программа научно-исследовательской практики.




Разработчики:


Заведующий кафедрой УЧР, доктор экономических наук, профессор

Алавердов А.Р.

Заведующий кафедрой Педагогики, доктор педагогических наук, профессор

Андреев А.А.

Заведующий кафедрой Тайм-менеджмента, кандидат экономических наук

Архангельский Г.А.

Доцент кафедры УЧР, кандидат социологических наук, доцент

Баранова И.П.

Доцент кафедры УЧР, кандидат педагогических наук

Бордунов С.В.

Заведующие кафедрой Информатики, кандидат технических наук, доцент

Голиков В.А.

Кафедра УЧР, кандидат экономических наук, доцент

Громова Н.В.

Заведующий кафедрой Конфликтологии, доктор психологических наук, профессор

Егидес А.П.

Кафедра психологи, кандидат психологических наук, доцент

Живица О.В.

Кафедра психологи, заведующая кафедрой

Куроедова Е.О.

Кафедра УЧР, кандидат экономических наук, доцент

Леженкина Т.И.

Кафедра психологи, кандидат психологических наук, доцент

Нестерова О.В.

Доцент кафедры Корпоративного управления, кандидат психологических наук, доцент

Соболева Э.Ю.

Кафедра психологи, преподаватель

Сульчинская Э.Э.

Заведующий кафедрой Бизнес-статистики, кандидат экономических наук, доцент

Улитина Е.В.

Заведующий кафедрой маркетинга, доктор экономических наук, профессор

Хабаров В.И.


Эксперты:
ООО Центр развития «Компетентность»

Директор по развитию М.Н. Бакина


МУ Раменская служба спасения и антикризисного реагирования
Начальник психологической службы П.Е. Проказина
Декан факультета менеджмента

НОУ МФПУ «Синергия» О.А. Карпенко