Обобщение и повторение темы «Строение живых организмов» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Обобщение и повторение темы «Строение живых организмов» - страница №1/1

Тема урока: Обобщение и повторение темы « Строение живых организмов»

Цели урока: Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, систем органов; Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания; продолжить формирование умений и навыков работы с ИКТ; продолжить работу над биологической терминологией; воспитывать познавательный интерес к предмету через дополнительные источники знаний.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Вид урока: традиционный, с элементами информационных и развивающих технологий.

Актуализация: применять знания учащихся о строении растительных организмов

Методическая модель урока:

Средства: наглядные, технические, вербально- информационные.

Приёмы: показ, сравнение, наблюдение, вывод.

Методы: объяснительно- иллюстративный, поисковый.

Способ обучения: фронтальный, индивидуальный( дифференцированный)

Оборудование: гербарные образцы, микроскоп, лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата, таблицы: « Строение растительного организма»,

« Строение клетки», « Ткани растительного происхождения», « Ткани животного происхождения », « Строение цветка», « Плоды сочные и сухие».



Применение ИКТ: Интернет, медиатека «Биология .Лабораторный практикум»- 10 заданий, тесты.

Дидактический материал: карточки, тесты на карточках
Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

Учитель:

Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Посмотрите, прислушайтесь и перед вами откроется удивительный мир живых существ.

Конечно, прежде всего, это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но вы уже знаете, что в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.
Вопросы: Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе их можно назвать живыми организмами?

Можно

Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы?
Учитель: Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации. Вспомните каких?



Задание: Составить схему:

« Уровневая организация »


Клеточный
Тканевой
Организменный
Учитель: Все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного.

Проблемный вопрос1 : Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?

Система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих целостное образование, единство.



Вопрос 2:Состоит ли клетка из частей и какие это части?
Задания:
1. Подготовить микроскоп к работе и микропрепарат кожицы чешуи лука.

2. Работа на компьютере « Клетка» 2.2 №5 « Строение клетки»

3.Рассказать о строении клетки с использованием таблицы.
Вопрос 3.Чем растительная клетка отличается от животной?

( Все мучащиеся работают с карточками « Строение растительной и животной клетки)


Вопрос 4: Взаимодействуют ли органоиды между собой?

1.Взаимодействие ядерной мембаны и ЭПС

2. Взаимодействие ЭПС и рибосом

3. Взаимодействие аппарата Гольджи и лизосом


РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ по КЛЕТОЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ( карточки)

Учитель: Теперь рассмотрим растения на следующем уровне организации - тканевом- по схеме

Вопросы: 1) Что называется тканью

2) Какие виды тканей растительного происхождения вам известны?- показ по

по таблице

3) Какие виды тканей животного происхождения вы знаете?- по таблице

Задание на компьютере : по данной характеристике определить вид ткани растительного происхождения:

- клетки мелкие с крупными ядрами, совсем нет вакуолей, постоянное деление, обеспечение роста растения;

- выполняют защитную функции, место расположения- кожица листа, пробковые слои стволов деревьев;

-скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса, волокна стебля, опорная и защитная функция.

- клетки могут быть живыми , мёртвыми, вытянутые в длину

- мякоть листа и плодов, функция- фотосинтез, запас питательных веществ



- особенности строения- плотное, рыхлое, жидкое межклеточное вещество, функции: опорная, защитная, транспортная

- главная функция ткани_ возбудимость и проводимость



Учитель: ткани слагают органы растений и животных, и мы с вами рассмотрим растения на более сложном уровне- организменном -показ по схеме
Вопросы: 1) Что такое орган?

2) Какие органы растительного организма вам известны

Задание: 2 чел.- подписать органы цветкового растения ( гербарий)
Задания: 1) Расставить функции растительных органов на таблице

2) Работа на компьютере « Систематика» 3,6

№4 « Виды корней »

№5 « Типы корней »

4) Работа с натуральными объектами и гербарным материалом « Определить

типы корневых систем

5) Работа на компьютере « Систематика» 3,6

№15 « Простые и сложные листья»



Вопрос: рассказать о строении цветка - по таблице
Задание: 1) Работа на компьютере « Систематика» 3,11

№4 « Строение цветка»

№5 « Строение тычинки и пестика»

Вопрос: Какие сочные и сухие плоды вам известны?- по таблице

Задание: 3 чел. Подписать названия плодов – карточки

Задания: 1. Рассказать о «Строении семени фасоли»

2, Рассказать о « Строении семени пшеницы. Строении зародыша пшеницы»


Все учащиеся выполняют работы на карточках «Строение семени»
Вопрос: Что называется живым организмом?

Растительный организм - это система взаимосвязанных органов.

Животный организм- это единое целое систем органов.

Таким образом в ходе эволюции живых организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки- открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющей с окружающей средой обмен веществ. ( на доске)

IV.ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

- Живые существа способные к самостоятельному существованию (организм)

- Группа органов, связанная общей работой ( система органов)

- Часть тела, выполняющая определённые функции (орган)

- Группа клеток, сходная по своему строению, размерам и выполняемым функциям

( ткань)


- Структурная единица живых организмов ( клетка)

( проверим ответы на компьютере)



Вывод: Клетки, ткани, органы, системы органов работают согласованно. Организм - единое целое.

V. Итог урока.