Область применения и нормативные ссылки - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Область применения и нормативные ссылки - страница №1/1



g:\программы\проверенные умо\img449.jpg

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Визуальная социология».

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» http://www.hse.ru/data/2012/07/26/1257346946/standart-040100-62.pdf ;

  • Образовательной программой НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра для студентов 3 курса



  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Визуальная социология» являются:
- определение области исследования визуальной социологии как одной из отраслевых социологий,

- определение и характеристика основных направлений исследования в рамках данной социологической дисциплины

- формирование у студентов четких представлений студентов в области теоретической социологии

- расширение их знания методологии и развитие навыков аналитической интерпретации визуальных материалов.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

основные направления исследований в рамках современной визуальной социологии;

отличительные черты теоретико-методологических подходов к анализу визуальной информации, используемой в социологическом исследовании;

основные подходы к визуализации социальной реальности и ее элементов;

возможности и ограничения социологического анализа визуальной информации.




  • Уметь

анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к социологическому анализу визуальных репрезентаций социальной реальности;

самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования в рамках области исследования визуальной социологии;

провести исследование социальных явлений и процессов на визуальном материале, с целью определения особенностей репрезентации социальных феноменом в современном обществе;

работать с литературой и подготовить презентацию по одной из основных тем данной дисциплины;

написать аналитическое эссе.


  • Иметь навыки (приобрести опыт)

сбора эмпирических данных

анализа теоретических источников


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1

Студент дает определения основным понятиям курса, воспроизводит основные положения социологических подходов к изучению визуальных материалов, репрезентирующих социальную реальность

Лекция, анализ литературы на семинарах, выполнение домашних заданий

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.

Выступления на семинарах, выполнение домашних заданий

Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание

Групповая работа на занятиях

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации

ОК-6

Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию визуальной социологии, высказывает свою точку зрения

Лекции, чтение материалов к семинару, выполнение домашних заданий

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

Студент исправляет свои работы, рефлексирует свой опыт

Групповая работа, работа над ошибками

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-10

Студент применяет способы анализа и интерпретирует предложенные визуальные материалы о современном обществе и его трансформации

Семинарские занятия, работа в группах, домашняя задания

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13

Студент владеет способами поиска и переработки информации, что проявляется в форме составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа

Семинарские занятия, домашние задания

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-14

Студент демонстрирует умение находить материалы в сети Интернет

Семинарские занятия, домашние задания

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

ОК-15

Студент владеет английским языком, достаточным для чтения текстов к семинарским занятиям и работы с литературой на англ.языке при написании эссе

Семинарские занятия

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-1

Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к социологическому исследованию визуальных репрезентаций социальной реальности при выполнении заданий

Лекции, семинарские занятия, домашние задания

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-2

Студент демонстрирует владение методами социологического исследования в ходе анализа визуальных материалов репрезентирующих социальные явления и процессы

Домашние задания

Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

ПК-5

Студент интерпретирует предложенные материалы для анализа (фотографии, документальные фильмы, видеоролики)

Лекции, семинарские занятия, домашние занятия

Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

ПК-8

Студент демонстрирует умение работать/ с теоретическими и эмпирическими материалами

Работа на семинарах, выполнение домашних заданий

Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности

ПК-10

Студент владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий

Лекции, участие в семинарских занятиях, выполнение домашних заданий



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализаций 04100.62 «Социология» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Социологическая теория

Социальная структура и социальная стратификация

Социальная теория. Раздел. Введение в социологию и история социологии

Методология и методы социологии

Социология рекламы


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Социология средств массовой коммуникации.



  1. Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Институционализация дисциплины «Визуальная социология»

42

8

8

-

26

2

Социологический анализ визуальных

репрезентаций социальной реальности



44

6

6

-

32

3

Социологические выставки как презентация

визуальных материалов



22

2

2

-

18




Итого:

108

16

16

-

76


  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры







1

2

3

4




Текущий


Домашнее задание




**







В письменной форме 2-3 стр.
Тематика заданий представлена в п. 9

Итоговый

Зачет





*







В аудитории, в устной форме, 80 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

  • текущий контроль предполагает устную работу на семинарах, еженедельное представление выполненных заданий и готовность их обсуждать на занятиях

  • итоговый контроль проводится в форме зачета с учетом накопительной оценки.

  • итоговая оценка определяется по накопительной системе.

В учебной работе используются: лекции, семинары, практические/творческие задания, просмотр фильмов и их обсуждение.

Зачет осуществляется в устной форме.



    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: . Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: . Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная = 0,4·Од/з; + 0,3·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:


Орезультирующая = 0,5·Озачет + 0,5· Онакопленная
Способ округления оценки: арифметический

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.


  1. Содержание дисциплины


Раздел 1 Институционализация дисциплины «Визуальная социология»
Лекция 1. Визуальный поворот в социологии (2 часа).

Визуальные представления, проявления и воображение. Социально ориентированная и социологическая фотография. Визуальные данные социологии. Фотография и социологическая теория.


Лекция 2. Социологические подходы к изучению визуальных репрезентаций (2 часа).

Феноменологическая теория. Этнометодология. Драматургическая социология.


Лекция 3. Визуальные материалы как предмет интерпертаций (2 часа).

Герменевтический анализ. Семиотическая интерпретация. Структурная интерпертация. Дискурсивная интерпертация.


Лекция 4. Социологические методы анализа визуальной информации (2 часа).

Наблюдение. Анализ содержания визуальных материалов. Метод изучения личных документов. Интервью с интерпретацией фотографий.


Семинар 1. Предмет визуальной социологии (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Когда появляется визуальная социология, с чем это связано, чем вызвано?

  • На решение каких задач было направлено включение визуального материала в исследования?

  • Когда возрождается интерес к визуальному в социологии? Как Вы понимаете что такое «визуальный поворот»

  • что такое визуальная социология?

    • Основные проблемы визуальной социологии (кто, что и для кого снимает, анализ, презентация результатов)


Основная литература для обсуждения на семинаре:

Запорожец О.  Визуальная социология: контуры подхода // Интер. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007.

Захарова Н. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1. С. 147-161

Круткин В. Фотографический опыт и его субъекты // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова, В. Круткина. Саратов. 2007. С.43-60.



Дополнительная литература к семинару:

Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1. С. 136-146.

Шманкевич Т.Ю. О Потенциале фотографии для социологического исследования. Сюжет школьного гламура // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 3. С. 94-105.
Семинар 2.Теоретические аспекты визуальной социологии (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Какую роль в отношении социологических теорий может играть существующая или сделанная социологом фотография?

  • Какими чертами должна обладать социологическая теория, чтобы использование визуальных материалов было правомочно?

  • Какими условиями должна обладать социологическая теория, которая может использовать визуальные материалы?

  • Какому методу Шютц придает особое значение?

  • Какими стратегиями может пользоваться наблюдатель?

  • Какая черта общества, по мнентю Гарфинкеля, является значимой для визуальной социологии?

  • Познавательные возможности визуальных материалов с точки зрения этнометодологии?

  • Как согласно драматургической социологии социальный мир визуально доступен участникам?


Основная литература для обсуждения на семинаре:

Штомпка П. Визуальная социология. М., 2007. Гл.6. С. 101-129.

Goffamn E. Gender Advertisments. London: Macmillan. 1979. P. 1-27.

Дополнительная литература к семинару:

Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007.

Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. Пер. с нем. и англ.: В. Г. Николаев и др.; сост.: Н. М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н. М. Смирновой. М. :РОССПЭН, 2004.
Семинар 3. Фотографический образ как предмет интерпретции (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Каки основные вопросы задает исследователь при герменевтической интерпретации фотографии?

  • Типы фотографий и способы интерпретаций?

  • В чем заключается характер и процедуры семиотической интерпретации?

  • Общественные струкуры и их репрезентация в фотографии?

  • Элементы общественной структуры?

  • Дискурсы репрезентаций и практики рассматривания снимков?

Основная литература для обсуждения на семинаре:

  • Мещеркина-Рождественская Е. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изоб

ражений // Интер. 2007. № 4.

  • Штомпка П. Визуальная социология. М., 2007. Гл.6. С. 77-100.

Барт Р.Camera lucida / пер., коммент. и послесловие М. К. Рыклина.  М.: Ad Marginem, 1997.

Дополнительная литература к семинару:

Bourdieu P. Pgotography. A Middle-brow Art. Cambridge: Polity Press. 1990.

Волков В., Хархордин О Теория практик. Спб, 2008.
Семинар 4. Фотографическое интервью (2 часа).

Вопросы к семинару:

- Каковы проблемы метода включенного наблюдения с точки зрения социологической этики?

- Какие этапы количественного анализа содержания фотографий?

- В чем заключаются функции семейных фотографий?

- Аспекты фотографии в домашней манере, исследовательские вопросы?

- В чем заклюается отличие фотографического интервью от анализа личных документов?

- Какие фазы содержит фотографическое интервью?

- В чем заключаются функции фотографии в социологических исследованиях?
Основная литература для обсуждения на семинаре:

Штомпка П. Визуальная социология. М., 2007. Гл.6. С. 45-76.

Мещеркина Е. Фотография из семейного альбома //Интер. 2007. № 2-3.

Дополнительная литература к семинару:

Мещеркина Е.Устная история и биография: женский взгляд. М., 2004.

Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.:

Добросвет, 1998.


Раздел 2. Социологический анализ визуальных репрезентаций социальной реальности
Лекция 1. Поколение как социологическая категория, визуальное документирование социального времени (2 часа).

Специфика социологической трактовки поколения. Паттерн поколения. Поколение 60-ков и последнее советское поколение: социо-политический и культурный контекст.


Лекция 2. Гендерные репрезентации (2 часа).

Гендерные роли в различных обществах. Гендерные стереотипы глянцевых журналов. Средний класс и глянцевые журналы: кто кого формирует.


Лекция 3. Уровни проявления глобализации (2 часа).

Культурная, социальная, экономическая глобализация. Микро и макро уровни глобализации. Современная мода и глобализация. Влияние глобализации на повседневную жизнь.


Семинар 1. Социологическая интерпретация репрезентации поколения (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Что такое поколение?

  • По каким критериям выделяют поколения?

  • Методологические сложности при определении поколения?

  • Каковы традиции изучения интеллектуального и массового поколения?

  • В чем заключается паттерн поколения?

  • «Советские» и «постсоветские» поколения: общее и различия?



Основная литература для обсуждения на семинаре:

Мангейм К. Проблема поколения // НЛО. 1998, №3.

Семенова В. Социальная проблема поколений: проблема и реальность. М. 2009.

Дополнительная литература к семинару:

Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / Под ред. Ю. Левады, Т. Шанина. М., 2005

Семенова В., Фотеева Е. Судьбы людей: Россия. ХХ век. Биографии семей как объект социологического исследования. М., ИС РАН, 1996.
Семинар 2. Гендерные репрезентации в меди дискурсе (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • Какие образы мужествености и женственности представлены в современном российском медиа-дискурсе?

  • Каковы атрибутивные качества нормативной мужественности и женственности?

  • Каким образом они репрезентируются в СМИ?

  • В чем заключается специфиа визуальных репрезентаций образов «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»?

  • Составляют ли вербальные и визуальные репрезентации когерентный образ мужественности и женственности?

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Составители Е. Гапова, А. Усманова. Минск: Пропилеи. 2000. С. 280-287.

Усманова А. Гендерная проблематика в теории культуры // Введение в гендерные исследования. Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.427-465.

Дополнительная литература к семинару:

Ушакин С. Видимость мужественности // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.479-505.

Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003, № 2.

Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине. Идеологическая работа российской телевизионной рекламы // Семья, гендер, культура. Под ред. В. Тишкова. М.: Ин-т этнологии антропологии РАН. 1998.


Семинар 3. Визуальные маркеры глобализации (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • В чем заключается специфика глобализации?

  • Каковы проявления культурной глобализации?

  • Преимущества и недостатки глобальной культуры, ее визуальные маркеры?


Основная литература для обсуждения на семинаре:

Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А.Григорьева и В.Седельника; Общая ред. и предисл.А.Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999 – с. 483-515

Дополнительная литература к семинару:

Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей нереализованная альтернатива, аномия, глобализация.WWW.sociology.ru/forum

Усманова А. "Критические интеллектуалы" и культурная политика в эпоху глобализации // Гендерные исследования. 2002. № 7-8.

Раздел 3. Социологические выставки как презентация визуальных материалов .
Лекция 1. «Позитивная» программа социологии.

Публичная социология как новая программа для социологической теории. Типы социологического знания. Визуализация результатов социологического исследования.


Семинар 1. Публичная социология М. Буравого и социологические выставки (2 часа).

Вопросы к семинару:



  • В чем заключается позитивная программа публичной социологии?

  • В чем М.Буравой видит проблему современного социологического знания?

  • Что такое публичная социология?

  • Что такое органическая публичная социология? Прикладная, профессиональная и критическая социология.

  • Каким образом он предлагает преодолеть сложившееся положение социологии как «башни из слоновой кости»?

  • Разделение социологического труда? В чем оно заключается?

  • Типы социологического знания, в чем заключается их специфика и какие проблемы есть внутри каждого типа?

  • Может ли социолог использовать визуальные материалы для представления результатов своего исследования?

В чем заключается преимущество социологических выставок?
Основная литература для обсуждения на семинаре:

Буравой М. За публичную социологию // Общественная роль социологии . Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.:Вариант, ЦСПГИ, 2008. С.8-51.

Воронкова Л. «Социологические выставки»: визуальные презентации в социальных науках // Визуальная антропология: настройка оптики. Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, 2009. С. 149-171.

Дополнительная литература к семинару:
Бек У. Как не превратиться в музейный экспонат // Общественная роль социологии . Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.:Вариант, ЦСПГИ, 2008. С.113-122.

Вон Д. О релевантности этнографии для производства публичной социологии и практических действий // Общественная роль социологии . Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.:Вариант, ЦСПГИ, 2008. С. 123- 129.



  1. Образовательные технологии


В учебной работе используются: лекции, семинары, практические/творческие задания, просмотр фильмов и их обсуждение.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля (домашнее задание)


Задание 1.

Необходимо сделать/найти три снимка, репрезентирующих социологическое понятие. Дайте определение, выбранного вами понятия, как оно определяется той или иной социологической теорией.


Примерный список понятий:
- социальное неравенство
- класс

- ритуал
- маргинал


- демонстративное поведение
- малая группа
- класс и т.п.
Задание 2.

Выбрать один (или как минимум один) метод социологического анализа (интервью, наблюдение, контент-анализ).

Придумайте как его применить с использованием визуальной составляющей.
Представьте результат своего исследования. Он должен состоять из 2 частей: содержательная и "методическая" (ваша рефлексия по поводу "визуализации" выбранного вами метода, например, этические моменты, сложности и пр.).
Задание 3

Выберете 2-3 снимка (улица, кафе, пляж и т.п.), сделанные вами или найденные в интернете. На снимках можете присутствовать вы сами, ваши родственники и знакомые. Попробуйте сделать герменевтическую интерпретацию.



  • Что мы можем подумать об этих людях? Кто есть кто, какова их профессий, откуда они идут, куда направляются?

  • В какой стране, городе, месте сделан снимок, каковы видимые знаки местной, локальной, глобальной культуры? Какой вещный мир нам представлен?

  • В каких социальных контекстах находятся различные люди? В каких ситуациях социального взаимодействия?



    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

  1. Что такое социологическое воображение

  2. Место визуальных методов в социологии

  3. Социологическая классификация фотодокументов

  4. Основные этапы развития фотографии.

  5. Основные принципы работы фотографа.

  6. Этика работы фотографа

  7. Основы композиции кадра

  8. Композиционные методы воздействия на зрителя

  9. Сфера применения визуальных методов

  10. Что такое насыщенное описание фотоматериалов

  11. Социальная значимость семейных архивов

  12. Каналы распространения культуры мейнстрима

  13. Основные характеристики городского зонирования

  14. Роль символов в повседневной жизни

  15. Поколенческие ценности

  16. Семейные ценности в рекламе

  17. Гендерные стереотипы глянцевых журналов

  18. Социальная роль моды и ее визуализация



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


  1. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999

  2. Смелзер Н. Социология (пер. с англ.). – М.: Феникс, 1998

  3. Штомпка П. Визуальная социология. М., 2007.


    1. Основная литература


  1. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А.Григорьева и В.Седельника; Общая ред. и предисл.А.Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

  2. Буравой М. За публичную социологию // Общественная роль социологии . Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.:Вариант, ЦСПГИ, 2008. С.8-51.

  3. Воронкова Л. «Социологические выставки»: визуальные презентации в социальных науках // Визуальная антропология: настройка оптики. Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, 2009. С. 149-171.

  4. Запорожец О.  Визуальная социология: контуры подхода // Интер. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007.

  5. Захарова Н. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1. С. 147-161

  6. Круткин В. Фотографический опыт и его субъекты // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова, В. Круткина. Саратов. 2007. С.43-60.

  7. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Составители Е. Гапова, А. Усманова. Минск: Пропилеи. 2000. С. 280-287.

  8. Мангейм К. Проблема поколения // НЛО. 1998, №3.

  9. Мещеркина-Рождественская Е. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изоб

  10. ражений // Интер. 2007. № 4.

  11. Мещеркина Е. Фотография из семейного альбома //Интер. 2007. № 2-3.

  12. Усманова А. Гендерная проблематика в теории культуры // Введение в гендерные исследования. Ч.1.: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.427-465.

  13. Семенова В. Социальная проблема поколений: проблема и реальность. М. 2009.

  14. Goffamn E. Gender Advertisments. London: Macmillan. 1979. P. 1-27.


    1. Дополнительная литература





  1. Бек У. Как не превратиться в музейный экспонат // Общественная роль социологии . Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.:Вариант, ЦСПГИ, 2008. С.113-122.

  2. Волков В., Хархордин О Теория практик. Спб, 2008.

  3. Вон Д. О релевантности этнографии для производства публичной социологии и практических действий // Общественная роль социологии . Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.:Вариант, ЦСПГИ, 2008. С. 123- 129.

  4. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007.

  5. Мещеркина Е.Устная история и биография: женский взгляд. М., 2004.

  6. Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / Под ред. Ю. Левады, Т. Шанина. М., 2005.

  7. Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей нереализованная альтернатива, аномия, глобализация.WWW.sociology.ru/forum

  8. Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.:

  9. Добросвет, 1998.

  10. Семенова В., Фотеева Е. Судьбы людей: Россия. ХХ век. Биографии семей как объект социологического исследования. М., ИС РАН, 1996.

  11. Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1. С. 136-146.

  12. Усманова А. "Критические интеллектуалы" и культурная политика в эпоху глобализации // Гендерные исследования. 2002. № 7-8.

  13. Ушакин С. Видимость мужественности // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.479-505.

  14. Шманкевич Т.Ю. О Потенциале фотографии для социологического исследования. Сюжет школьного гламура // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 3. С. 94-105.

  15. Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. Пер. с нем. и англ.: В. Г. Николаев и др.; сост.: Н. М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н. М. Смирновой. М. :РОССПЭН, 2004.

  16. Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003, № 2.

  17. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине. Идеологическая работа российской телевизионной рекламы // Семья, гендер, культура. Под ред. В. Тишкова. М.: Ин-т этнологии антропологии РАН. 1998.

  18. Bourdieu P. Photography. A Middle-brow Art. Cambridge: Polity Press. 1990.



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для практических занятий или других занятий используется видео аппаратура и проектор (для лекций или семинаров), другие вспомогательные материалы.