Обеспечение качества высшего образования в России на основе рейтинговой системы Мануилов Никита Андреевич - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация системы оценки качества образования на основе единой... 1 142.91kb.
Ивушкина Н. Ю., Меркулова О. П. Психологические аспекты обеспечения... 1 240.24kb.
Применение информационных технологий в работе учителя 1 69.01kb.
Сотрудничество Речицкого районного лицея с ггу им. Ф. Скорины как... 1 66.13kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования... 1 174.44kb.
Программа «развитие образования в московской области на период 2006-2010 гг. 2 1062.68kb.
Комитет по образованию 3 1822.33kb.
Система оценки качества образования в учреждении дополнительного... 1 79.48kb.
Доклад 2009 год Состояние и результаты деятельности системы образования... 1 262.74kb.
Система обеспечения качества высшего образования Республики Казахстан... 1 148.29kb.
Оценка и самооценка качества выполненного чертежа с помощью контент-анализа 1 64.79kb.
«Шанхайский рейтинг» 1 12.89kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Обеспечение качества высшего образования в России на основе рейтинговой системы Мануилов - страница №1/1

Обеспечение качества высшего образования в России на основе рейтинговой системы

Мануилов Никита Андреевич

Студент (магистратура)

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова,

экономический факультет, Москва, Россия

E-mail: manuilov.nikita@mail.ru

Высшее образование является системой подготовки профессиональных и научных кадров в стране. Существует концептуальная проблема оценки качества образования, стоит вопрос о критериях оценки предоставляемых образовательных услуг. Наравне с аккредитацией есть система различных национальных и международных рейтингов, рейтинговая система в последнее время становится важным индикатором качества образования.

Международную систему рейтингов можно представить на основе двух наиболее популярных индексов: рейтинг газеты «The Times» (Приложение по высшему образованию газеты), рейтинг института высшего образования Шанхайского университета. Основные показатели, на основе которых проводится ранжирование ВУЗов, следующие: количество лауреатов престижных премий (Нобелевская премия, премия Филдса), количество публикаций в ведущих научных изданиях, число сотрудников ВУЗа, количество иностранных студентов.

В России на данный момент существует множество различных рейтингов, которые опираются на различные показатели:

- рейтинг ООО «Деловая Россия» даёт оценку российским ВУЗам с точки зрения востребованности их выпускников на рынке труда на основе степени взаимодействия работодателей с ВУЗами и уровне заработной платы выпускников.

- рейтинги Федерального агентства по образованию оценивают множество параметров: качество профессорско-преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов других стран, объём научных исследований и так далее, отражает места ВУЗов, разделённых по группам.

- рейтинг государственных ВУЗов по среднему баллу ЕГЭ-2010, проект ГУ-ВШЭ и РИА Новости, направлен на мониторинг данных учебных заведений.

Интересен для анализа рейтинг в рамках пилотного проекта «Потенциал вузов России в реформе высшего образования» лаборатории проблем развития образования социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Института «Общественная экспертиза» [Нечаев, 2006]. Данный рейтинг определяет уровень ВУЗа в системе образования: международный, общероссийский, региональный, отраслевого уровня признания. Интегрируя различные рейтинги в данную классификацию можно получить систему, в которой для каждого типа учебных заведений выделяется наиболее адекватная оценка качества предоставления образовательных услуг.

Во-первых, ВУЗы международного признания могут быть оценены по международным рейтингам, они должны отвечать международным стандартам и быть лидерами инновационного развития страны. Эти ВУЗы отвечают за подготовку научных и профессиональных работников, которые будут ядром модернизации в стране. Политика государства в отношении подобных учебных заведений должна быть направлена на следующее:

- поддержание научного потенциала;

- развитие ресурсной и технической базы для исследовательской деятельности;

- привлечение лучших отечественных и иностранных специалистов и учёных;

- привлечение лучших как российских, так и иностранных студентов;

- поддержку связи с крупнейшими международными исследовательскими центрами, научно-исследовательскими институтами, лабораториями, крупнейшими международными компаниями.

Во-вторых, ВУЗы федерального признания должны отвечать за подготовку ведущих специалистов для страны. Эти учебные заведения отвечают за национальную безопасность, развитие ключевых отраслей – медицина, оборонная промышленность, космос, металлургия так далее. К подобным ВУЗам неадекватно применять национальные рейтинги, отражающие качество образовательных программ, к данным ВУЗам следует применять экспертную оценку качества преподавания самими выпускниками, ключевыми предприятиями страны, оценка баллов по ЕГЭ так же может быть достаточно адекватна (оценивает качество поступивших абитуриентов). Политика государства и вуза должна быть направлена на следующие задачи:

- поддержание высокого качества подготовки специалистов;

- обеспечение необходимой ресурсной базой;

- поддержание связи с крупнейшими национальными исследовательскими центрами, предприятиями национального значения (оборона, космос, медицина);

В-третьих, ВУЗы регионального значения должны поддерживать региональную инфраструктуру, нацелены на промышленность региона. К таким ВУЗам должна быть применена оценка, основанная на рейтинге работодателей, а так же на основе заработной платы выпускников (как отражение спроса на профессию). Политика государства в отношении подобных учебных заведений должна проводиться в следующих направлениях:

- поддержание высокого качества подготовки рабочих и управленческих кадров;

- поддержание связи с предприятиями регионального значения;

- развитие необходимой ресурсной базы ВУЗов;

- повышение уровня учебных программ до уровня ведущих ВУЗов страны, взаимодействие с ними.

В-четвёртых, учебные заведения отраслевого значения должны отвечать требованиям работодателей и наиболее тесно взаимодействовать с ними в части подготовки узкоспециализированных кадров. Данные ВУЗы должны быть оценены на основе показателей заработной платы выпускников, и оценке работодателями выпускников данного ВУЗа. Основные приоритеты в развитии данных ВУЗов:

- учёт требований рынка и отрасли;

- постоянная поддержка обратной связи с предприятиями – потенциальными работодателями;

- развитие ресурсной оснащённости ВУЗа.

Подобная система показателей, которая объединяет разделение ВУЗов на категории и присвоение им соответствующих критериев эффективности, должна снизить неопределённость при выборе ВУЗа и повысить качество предоставления образовательных услуг за счёт адекватной политики государства в области образования.



Литература

1. Волкова И., Иванов С., Рейтинги как инструменты политики, Высшее образование в России, №5 2008, стр. 106-112

2. Нечаев В., Опыт построения рейтинговых показателей вузов, Высшее образование в России, №2 2006, стр. 82-90

3. Похолков Ю., Чучалин А., Агранович Б., Могильницкий С., Модели рейтинга вузов и образовательных программ. Высшее образование в России, №11 2005, стр. 3-20



4. Петров В., Столбов В., Гитман М. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации. Высшее образование в России, №8, 2008

5. Раздел «рейтинги ВУЗов» на федеральном портале «Российское Образование» [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/abitur/act.9/index.php