О. Ю. Полянская Доверие в сфере электронных коммуникаций - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 16страница 17
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Начальник Управления разрешительной работы в сфере 1 139.02kb.
Коммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича Павлов В. Н., Ногин В. 1 26.95kb.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий... 1 280.12kb.
Тема Предмет и метод социологии коммуникаций Социально-экономические... 1 101.08kb.
Первый рейтинг вузов, готовящих специалистов в сфере маркетинговых... 1 65.63kb.
1. Показатели, характеризующие результаты разрешительной и регистрационной... 1 121.17kb.
Федеральная служба по надзору в сфере связи 1 68.23kb.
Формирование и взаимосвязь различных видов доверия как институциональной... 1 82.37kb.
Социология массовых коммуникаций 1 15.98kb.
«социология массовых коммуникаций» 1 26.45kb.
Программа развития инновационного территориального кластера авиа-... 26 7608.13kb.
Москва, Графский пер д. 14 Tel: (095) 744-00-99 1 78.68kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

О. Ю. Полянская Доверие в сфере электронных коммуникаций - страница №1/17

Инфраструктуры открытых ключей
Автор: О.Ю. Полянская

1.

Доверие в сфере электронных коммуникаций

Рассматривается понятие доверия в контексте электронных коммуникаций, приводится характеристика ключевых элементов и механизмов доверия, обсуждаются политики доверия и примеры ассоциаций доверия, вводится понятие инфраструктуры безопасности, описываются сервисы инфраструктуры безопасности.



2.

Механизмы аутентификации

Рассматривается аутентификация на основе паролей, механизмы одноразовой аутентификации, описывается механизм аутентификации Kerberos, обсуждается аутентификация при помощи сертификатов открытых ключей, анализируются возможности инфраструктуры открытых ключей PKI как технологии аутентификации.



3.

Основные компоненты и сервисы PKI

Рассматриваются основные компоненты PKI, описываются функции удостоверяющего и регистрационного центров, репозитория, архива сертификатов, серверных компонентов PKI, приводится краткая характеристика сервисов PKI и сервисов, базирующихся на PKI, обсуждаются криптографические и вспомогательные сервисы, сервисы управления сертификатами.



4.

Сервисы безопасности PKI и базовые криптографические механизмы

Описываются сервисы идентификации и аутентификации, целостности и конфиденциальности, рассматриваются и сравниваются между собой три класса криптографических механизмов: симметричные и асимметричные алгоритмы и алгоритмы хэширования.



5.

Модели и механизмы доверия

Рассматриваются модели строгой и нестрогой иерархии удостоверяющих центров, иерархии на базе политик, модель распределенного доверия, четырехсторонняя модель доверия, web-модель доверия, модель доверия, сконцентрированного вокруг пользователя; объясняются принципы именования субъектов PKI и понятие идентичности субъекта, описываются сетевая и мостовая конфигурации PKI, обсуждается механизм кросс-сертификации и виды кросс-сертификатов.



6.

Сертификаты открытых ключей

Описывается формат сертификата открытого ключа, дается краткая характеристика обязательных и опциональных полей сертификата, подробно рассматриваются ограничивающие и информационные дополнения сертификата, обсуждаются альтернативные форматы сертификатов, объясняются принципы функционирования простой инфраструктуры открытых ключей, систем PGP и SET, дается представление об атрибутных сертификатах.



7.

Классификация сертификатов и управление ими

Приводится классификация сертификатов открытых ключей, дается краткая характеристика классов и видов сертификатов, подробно рассматривается содержание полей сертификата каждого вида, обсуждается использование субъектом нескольких сертификатов, дается представление о жизненном цикле сертификатов и ключей, приводятся примерные сценарии управления жизненным циклом сертификатов и ключей.



8.

Формат списков аннулированных сертификатов

Описываются способы проверки статуса сертификата, дается краткая характеристика механизмам периодической публикации информации об аннулированных сертификатах, вводится определение списка аннулированных сертификатов (САС), подробно рассматривается структура САС, обсуждаются стандартные дополнения САС и дополнения точек входа в САС, дается представление о дельта-списках САС, приводятся коды причин аннулирования сертификатов.



9.

Типы списков аннулированных сертификатов и схемы аннулирования

Описываются основные типы списков аннулированных сертификатов, обсуждаются особенности разных схем аннулирования сертификатов, рассматриваются механизмы онлайновых запросов для поиска информации об аннулировании, дается представление о деревьях аннулирования сертификатов, выполняется сравнительный анализ разных схем аннулирования сертификатов.



10.

Основные понятия и типы архитектуры PKI

Рассматриваются такие понятия архитектуры PKI, как путь сертификации, пункты доверия PKI, доверенный ключ. Описываются простая, иерархическая, сетевая и гибридная архитектура PKI, обсуждаются способы построения пути сертификации для каждого типа архитектуры.



11.

Валидация пути сертификации

Дается определение валидного пути сертификации, описывается процедура проверки валидности пути; рассматриваются входные параметры и переменные состояния, необходимые для валидации пути сертификации; объясняются принципы обработки каждого сертификата и механизм выявления в пути сертификации аннулированных сертификатов, обсуждаются подходы к выбору архитектуры PKI.



12.

Механизмы распространения информации PKI

Подробно рассматриваются механизмы распространения сертификатов и списков САС, обсуждается организация репозитория, дается характеристика каталога X.500, описывается упрощенный протокол доступа к каталогу LDAP, сопоставляются разные варианты развертывания репозитория, дается представление о способах распространения PKI-информации при помощи электронной почты, сетевых протоколов и системы доменных имен.



13.

Политики, регламент и процедуры PKI

Дается определение политики безопасности, рассматриваются способы реализации политики безопасности, приводится список основных требований к политике PKI, дается характеристика политике применения сертификатов и регламента удостоверяющего центра, обсуждаются отличия политики применения сертификатов, регламента и организационных процедур удостоверяющего центра, дается представление об идентификаторах объектов и краткой характеристике политики PKI, подробно рассматриваются способы отображения политики в сертификатах.



14.

Описание политики PKI

Рассматривается структура набора положений политики PKI, дается краткая характеристика общих положений политики, подробно описываются все специальные разделы набора положений политики PKI, обсуждаются трудности разработки политики и регламента, дается представление об этапах разработки политики применения сертификатов.



15.

Стандарты и спецификации PKI

Приводится классификация стандартов в области PKI, дается краткая характеристика каждой группы стандартов, подробно рассматриваются стандарты Internet X.509 PKI (PKIX), обсуждается терминология и концепции PKIX, дается представление о направлениях стандартизации в области PKI, приводятся примеры национальных и международных инициатив по обеспечению функциональной совместимости PKI-продуктов.



16.

Сервисы, базирующиеся на PKI

Рассматриваются дополнительные сервисы PKI, приводится характеристика сервисов защищенной связи, защищенного датирования нотаризации, неотказуемости, защищенного архива данных, управления полномочиями, приватности; обсуждаются механизмы, необходимые для сервисов, которые базируются на PKI, и условия функционирования этих сервисов.



17.

Приложения, базирующиеся на PKI

Рассматриваются защищенная электронная почта, средства безопасности транспортного уровня и IP-уровня, дается краткая характеристика протоколов SSL и TLS, описываются протоколы установления соединений, передачи записей, протоколы IPsec, обсуждаются типовые сценарии использования PKI.



18.

Подготовка к развертыванию PKI

Приводится перечень этапов развертывания PKI, подробно рассматривается процесс подготовки решения о развертывании инфраструктуры, дается краткая характеристика инсорсинга и аутсорсинга, обсуждаются стандартность и комплексность решения, стоимость и время развертывания PKI, дается представление о средах развертывания, режимах оперирования и приоритетных сервисах безопасности PKI.



19.

Проблемы выбора поставщика технологии или сервисов PKI

Подробно рассматриваются проблемы выбора поставщика технологии или сервисов PKI, формулируются основные критерии выбора, обсуждаются проблемы масштабируемости и безопасности PKI-решения, приводятся рекомендации по составлению запроса на предложения по реализации PKI, дается краткая характеристика каждого раздела запроса на предложения.



20.

Проектирование и внедрение PKI

Подробно рассматривается процесс проектирования PKI, приводится краткая характеристика основных правовых документов PKI, описываются соглашения между участниками PKI, даются рекомендации по выбору основных средств и оборудования, приводятся примерные требования к персоналу, обслуживающему PKI, обсуждается создание прототипа, пилотный проект и внедрение PKI.



21.

Проблемы реализации PKI

Описывается процесс подготовки PKI к работе, подробно рассматривается управление сертификатами и ключами, обсуждаются способы реагирования на инциденты во время функционирования PKI, описываются подходы к решению проблем интеграции и обеспечения работы приложений, дается представление о проблемах предоставления услуг репозитория, выполняется сравнительный анализ структуры стоимости установки и поддержки типичной системы PKI для вариантов инсорсинга и аутсорсинга.





  1. Лекция: Доверие в сфере электронных коммуникаций



Понятие доверия


Новым популярным словом двадцать первого века стало слово "доверие". Доверие затрагивает многие стороны жизни людей, начиная от экономической, финансовой, деловой сфер и заканчивая принятием политических решений. Доверие требуется при приобретении товаров и услуг, открытии счетов в банках, заключении сделок, участии в выборах президента. Поскольку "электронные" отношения становятся все более привычными для миллионов людей - появляются возможности совершать покупки в магазинах электронной торговли, пользоваться системами электронных банковских расчетов, заключать электронные договора и даже участвовать в электронном голосовании при проведении социологических опросов и выборов в органы государственной власти, - значение доверия в сфере электронных коммуникаций неуклонно возрастает.

Очевидно, что невозможно избежать проблем безопасности в сфере электронных коммуникаций, но, в дополнение к технологиям защиты, можно выработать решение, способное уменьшить риск. Это решение также известно как доверие. Доверие в сфере электронных коммуникаций не ограничивается доверием к защищенным компьютерным системам - ведь безопасность компьютерной системы зависит не только от надежной операционной системы, но и от физических средств защиты, от квалификации и надежности персонала и многого другого. Доверие между партнерами напрямую зависит от специфики сферы реализации их деловых отношений. Например, в финансовых приложениях, применяемых для межбанковских расчетов, последствия выхода из строя системы могут быть чрезвычайно серьезны, поэтому степень доверия друг к другу участников электронного взаимодействия должна быть намного выше, чем в приложениях корпоративной электронной почты, где индивидуальный ущерб относительно невелик. Критериями оценки степени доверия к любым компаниям-производителям товаров и услуг одного уровня выступают ключевые элементы доверия: предсказуемость, ресурсы и неопределенность [105].



Предсказуемость, то есть способность поставщика услуг постоянно производить ожидаемый (позитивный) результат, позволяет покупателю услуг не поддерживать все время высокий уровень бдительности. Чем более предсказуем уровень безопасности, сервиса и качества услуг онлайнового поставщика, тем легче покупателю их приобрести.

Вообще говоря, обычно никто не заботится о доверии, пока не подвергаются риску ущерба или потери значительные ресурсы (физические или информационные). Чем больше риск, тем выше требования к доверию. Доверие требуется, когда имеется большая неопределенность в возможности проверить операцию или результат. Если вся информация о сторонах и сделках известна, то необходимость в доверии существенно уменьшается, однако для большинства сделок характерна некоторая доля неопределенности, включая неизвестную историю покупателя или продавца, неизвестное качество товаров или услуг и т.п.



Пример 1.1.

Проиллюстрируем концепцию доверия на примере web-сайта электронной торговли. Обычно продавец заботится о двух главных целях бизнеса: новых продажах (продажах новым покупателям) и повторных продажах (продажах тем, кто купил раньше). Один из способов повысить повторные продажи - это создать для покупателей высокий уровень предсказуемости и безопасности сервиса через опыт начальной сделки. Аргументами в пользу предсказуемости и безопасности сервиса могут быть размещенный на странице сайта электронной торговли логотип авторитетной доверенной третьей стороны или, например, символ "замок", который продуцируют системы безопасности, обеспечивающие защищенную связь по протоколу SSL. Логотип доверенной третьей стороны на странице web-сайта может свидетельствовать о том, что сайт прошел объективную проверку и сертифицирован компанией, которой доверяет сообщество производителей и потребителей товаров и услуг в Интернете.

В приведенном примере ресурсы торгового web-сайта складываются из твердых активов (покупаемых товаров и услуг) и деловой репутации (торговой марки и финансового положения продавца и/или качества продаваемых товаров). Для большинства компаний товары и деловая репутация равно важны. Фальсификация товаров приводит к прямым материальным потерям. Компрометация торговой марки и репутации может повлиять на снижение будущих продаж. Наконец, покупатель должен быть уверен, что его персональные данные, в частности, информация кредитной карты, будут обрабатываться с соблюдением правил безопасности. Невозможность визуально следить за совершением сделки, к чему покупатель привык в обычном магазине, означает, что покупатель должен доверять продавцу. Необходимость приобрести товар у неизвестного продавца, то есть проявить слишком большое доверие, может заставить покупателя отказаться от сделки.

Характерной чертой доверия является то, что на его приобретение требуется много времени, а исчезнуть оно может очень быстро. Известно немало примеров, когда из-за причастности к скандалам происходило падение крупных компаний за один день. С другой стороны, если покупатель доверяет, он склонен быть лояльным. Чем ниже степень доверия покупателя, тем ему легче обратиться к другому продавцу. По сути, чтобы сохранить покупателей и увеличить повторные продажи, продавцу важно обеспечить степень доверия к своему бизнесу выше, чем у конкурентов.



Для поддержки концепций доверия в сфере электронных коммуникаций были разработаны специальные технологии (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1. Примеры технологий, поддерживающих концепции доверия

Технология

Поддержка ключевых элементов

Анализ уязвимости

Снижение количества атак на ресурсы, повышение предсказуемости и уменьшение неопределенности качества услуг

Онлайновые услуги депонирования

Обеспечение защиты ресурсов в условиях неопределенности взаимодействия с неизвестной стороной. Достижение предсказуемости на основе истории транзакций депонирования

Контрольные журналы

Анализ и фильтрация проблем, снижающих предсказуемость услуг

Межсетевые экраны

Зашита ресурсов от онлайновых атак

Реализовать доверие намного сложнее, чем просто понять, на чем оно строится. Формирование доверительных отношений в реальной жизни может занимать месяцы, годы и даже десятилетия.
следующая страница >>