О состоянии учебно-исследовательской деятельности эколого-биологической направленности в Калужской области: Предварительный анализ у - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рекомендации по структуре и содержанию комплекса мер по модернизации... 1 38.43kb.
О подготовке к пожароопасному сезону 2012 года в лесах Калужской... 1 54.52kb.
Семенова Мария Евгеньевна Изучение видового разнообразия растений... 1 15.65kb.
План заседаний координационного совещания руководителей органов государственной... 1 51.39kb.
Обнинский инновационный форум станет площадкой для формирования глобального... 1 36.9kb.
Курсовая переподготовка педагогических работников 2012-2013 учебном... 3 1126.89kb.
Анализ учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год 1 191.94kb.
Пропаганда историко-культурного наследия Калужской области Проект... 1 52.17kb.
Тематика учебно-исследовательских работ в Институте инновационного... 1 36.21kb.
12 инновационных предприятий из Калужской области 1 56.81kb.
Публичная декларация 1 21.86kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 050401. 65 История 1 184.6kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

О состоянии учебно-исследовательской деятельности эколого-биологической направленности - страница №1/1



О состоянии учебно-исследовательской деятельности эколого-биологической направленности в Калужской области:

Предварительный анализ учебно-исследовательских работ в Калужской области в 2012-2013 учебном году

В.В. Алексанов

ГБОУДОД «Эколого-биологический центр»
Введение

Значение исследовательской деятельности для формирования личности обучающегося общеизвестно и не нуждается в доказательствах. Среди естественнонаучных предметов наибольшие перспективы для самостоятельных исследований школьников открывает биология. Учебно-исследовательские работы эколого-биологической направленности оцениваются на конкурсах и конференциях различного уровня. Однако систематизированных сведений об эколого-биологических исследованиях школьников крайне мало. В свободном доступе можно найти в лучшем случае списки работ по отдельным конкурсам. обучающимся и научным руководителям, приступающим к исследовательской деятельности, важно знать не только публикации профессиональных ученых, но и результаты деятельности своих коллег по школьной скамье. Знакомство с ранее выполненными учебно-исследовательскими работами позволит определить «белые пятна», оценить трудоемкость исследований той или иной тематики и в результате наметить место приложения своих усилий.


Материал и методы

Анализ учебно-исследовательских работ проводился по материалам областных массовых мероприятий эколого-биологической направленности, регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии за учебный год. Учтены также сведения о некоторых всероссийских конкурсах эколого-биологической направленности, представленные в открытом доступе.

В анализ включались работы с элементами исследования. Реферативные работы не принимались во внимание. Одна работа (тема), представляемая на несколько мероприятий, учитывалась только один раз.

«Качество» работы определялось по результативности участия в мероприятиях. «Результативными» считались работы, авторы которых удостаивались диплома победителя, призера или лауреата.


Результаты

Институциональная основа исследовательских работ

На областные мероприятия эколого-биологической направленности было представлено 120 учебно-исследовательских работ. В выполнении учебно-исследовательских работ было задействовано 124 школьника. При этом 5 обучающихся представили по 2 разные исследовательские работы, одна обучающаяся – 3 работы. 4 исследовательские работы были выполнены коллективами авторов.

Наибольшее количество исследовательских работ было представлено обучающимися 9 классов (рис.).



Рис. 1. Распределение учебно-исследовательских работ по классу обучения авторов
Исследовательские работы эколого-биологической направленности, представленные на региональные конкурсы, выполнялись на базе 35 образовательных учреждений, среди которых абсолютное большинство составляли общеобразовательные учреждения, 3 учреждения дополнительного образования детей (ГБОУДОД «Эколого-биологический центр», МКОУДОД «Гармония», МКОУДОД «Центр детского творчества» г. Сосенский). Представители негосударственных образовательных учреждений не подавали работы на конкурсы.

Исследовательские работы выполнялись в 18 муниципальных районах и городских округах. При этом 2/3 работ были представлены пятью районами: г. Калугой, Боровским, Малоярославецким, Сухиничским и Людиновским районами (табл.). По «результативности» исследовательских работ лидирует Боровский район.

Исследовательские работы в Калужской области выполнялись под руководством 85 научных руководителей. Среди них 19 педагогов имели по 2 работы, 5 руководителей имели попечение более чем о 2 работах. Наибольшее количество работ, приходящихся на одного научного руководителя, – 10 исследовательских работ.

Подготовку «качественных» (лауреаты и призеры) исследовательских работ обеспечили 22 педагога из 13 образовательных учреждений.



Ученую степень кандидата наук имеют только три научных руководителя, подготовившие участников областных конкурсов (3,5%). Ими подготовлено 14 исследовательских работ (12% от общего количества). Все работы признаны результативными.
Таблица. Участие муниципальных районов и городских округов Калужской области в подготовке учебно-исследовательских работ эколого-биологической направленности в 2012-2013 учебном году.

Район

Показатели учебно-исследовательских работ

1

2

3

4

5

6

Бабынинский

1

 

1

 

12

4

Барятинский

1

 

1

 

2

1

Боровский

13

12

3

2

6

3

Дзержинский

5

 

 

 

5

3

Думиничский

2

1

2

1

10

2

Жиздринский

1

 

1

 

5

1

Жуковский

2

 

1

 

3

1

Износковский

4

1

3

1

2

1

Калуга

30

13

21

9

3

1

Кировский

4

4

4

4

4

4

Козельский

6

1

6

1

2

1

Людиновский

10

3

7

3

3

2

Малоярославецкий

13

7

8

5

2

1

Медынский

2

 

2

 

1

 

Обнинск

4

2

2

1

2

 

Перемышльский

1

1

1

1

1

 

Сухиничский

12

2

11

3

1

 

Ферзиковский

5

3

2

1

1

 

Хвастовичский

3

2

3

2

1

1

Примечания:

1 – общее количество работ,

2 – количество «результативных» работ,

3 – количество научных руководителей,

4 – количество научных руководителей, подготовивших результативные работы,

5 – количество образовательных учреждений, на базе которых выполнены исследовательские работы,

6 - количество образовательных учреждений, на базе которых выполнены «результативные» исследовательские работы
Тематика учебно-исследовательских работ

Наиболее популярным объектом изучения на территории Калужской области являются растения (рис. 2), исследований животных втрое меньше. Примечателен значительный интерес обучающихся и руководителей к исследованиям грибов (8 исследовательских работ в 5 муниципальных районах). Ряд работ посвящен состоянию водной и воздушной среды. Крайне малочисленны исследования почвы.





Рис. 2. Распределение учебно-исследовательских работ по объекту изучения.
Ботанические исследования можно разделить на три группы: изучение флоры и растительности; аутэкология растений и растениеводство; биоиндикация. Работы по флоре и растительности, получившие высокую оценку, обязаны своим появлением всего 7 научным руководителям. Поэтому ботанические исследования в регионе нуждаются в поддержке. Аутэкологические исследования касаются как традиционно изучаемых объектов (картофель, овощные культуры, кресс-салат, береза, сосна), так и недостаточно распространенных модельных объектов (бархатцы, газонные злаки, мать-и-мачеха). Работы по биоиндикации основаны на методиках, изложенных в распространенных руководствах и практикумах (см. Школьный экологический мониторинг / под ред. Т.Я. Ашихминой. М., 2003; Здоровье среды: школьный практикум. Калуга, 2006).

Зоологические исследования обучающихся в 2012-2013 учебном году содержали информацию о видовом разнообразии млекопитающих, птиц, насекомых. Аутэкологические работы посвящены кольчатым червям, моллюскам и млекопитающим. В сравнении с другими регионами следует отметить слабое развитие орнитологических исследований (1 работа).

Калужскими школьниками исследовалось влияние различных антропогенных факторов на живые организмы: химическое загрязнение, электромагнитные излучения, радиационное загрязнение, пожары. С другой стороны, невелика доля исследований, проводимых на особо охраняемых природных территориях.

Абсолютное большинство исследовательских работ связано со сбором материала в полевых условиях. В небольшом количестве (11) в Калужской области представлены экспериментальные исследования, выполненные в лаборатории, теплице, учебно-опытном участке.



Абсолютное большинство работ, представленных на мероприятия, имеют выраженный исследовательский характер. Проектный характер, направленный на преобразование окружающей среды, присущ 12% работ. На оценку качества среды направлено 18% работ.