О концепции методической системы обучения информационной безопасности в вузе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Понятие национальной безопасности. Виды безопасности: экономическая... 1 25.54kb.
Института естественных наук и математики 1 23.59kb.
Система управления информационной безопасностью «Базовый уровень... 1 240.39kb.
Исследование История и Государственная политика в области информационной... 4 575.51kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Информационная безопасность... 1 20.08kb.
Основы информационной безопасности 14 2812.6kb.
Общая проблема обеспечения информационной безопасности. Причины необходимости... 1 585.5kb.
Разработка концепции и системы организация проведения цикла занятий... 1 246.02kb.
«Информационная безопасность при использовании современных информационных... 1 19.09kb.
Темы курсовых работ (проектов) по курсу: «Программно-аппаратные средства... 1 65kb.
Программа «Высокотехнологичные информационные системы» 1 25.23kb.
Ю. В. Антарадонов концепция информатизации здравоохранения 5 798.68kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

О концепции методической системы обучения информационной безопасности в вузе - страница №1/1

В.П. ПОЛЯКОВ

ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ», г. Москва
О КОНЦЕПЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВУЗЕ

Раскрываются основные положения концепции методической системы обучения информационной безопасности в вузе по специальностям, не относящимся к группе специальностей высшего профессионального образования в области информационной безопасности (075100 – 075700). Предлагаются рекомендации по совершенствованию подготовки в области информационной безопасности.


Концепция методической системы обучения информационной безопасности (ИБ) студентов вузов направлена на решение проблем, указанных в [1, с. 84], базируется на идее о формировании информационной культуры обучаемых, включающей в себя как системообразующую составляющую ИБ, ориентированной на повышение качества профессиональной деятельности будущих специалистов в условиях современных рыночных отношений в конкурентной среде.

Концепция включает: обоснование необходимости создания; формирование целей обучения с учётом прогностики; выявление межпредметных связей; определение принципов отбора содержания и его структуры; разработку структуры подготовки по основам ИБ; разработку предложений по корректировке законодательной базы в части ГОС ВПО, требований к уровню и качеству подготовки обучаемых в области ИБ; выбор основных подходов к организации учебного процесса; изложение требований к разработке учебных программ и планов, дидактических материалов, технологической поддержке обучения; планирование мероприятий по реализации концепции; выявление долгосрочных перспектив развития подготовки в области ИБ как составной части информационной подготовки.

Методическую систему обучения ИБ можно рассматривать как сложную открытую динамическую систему, которая должна охватывать все уровни, виды и направления высшего профессионального образования. Её содержательное наполнение, с учётом интегративного подхода, должно предусматривать, помимо специальных дисциплин по основам ИБ, дисперсное включение отдельных вопросов обеспечения ИБ в соответствующие темы информатики, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): безопасность операционных систем, безопасность в базах данных, безопасность офисных приложений, безопасность при работе в сети и т.п. Для выявления структуры системы, типизации связей, анализа и определения компонентов, оптимизации информационной образовательной среды наиболее продуктивным является системный подход. На этапах определения целей обучения, отбора содержания, выбора форм представления материала, демонстрации учебных задач, выбора средств обучения, организации контроля результатов обучения наиболее приемлемым является деятельностный подход [2].

Разработка методической системы обучения ИБ базируется на дидактических принципах и критериях отбора содержания образования. Руководствуясь принципом соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности, в состав требований ГОС третьего поколения для дисциплин информационного цикла необходимо включить в качестве обязательных вопросы ИБ в системе национальной безопасности РФ вообще, и ИБ компьютерных систем и информационных и коммуникационных технологий в частности.

К проблематике ИБ должно быть усилено внимание в разделах информатики и ИКТ, включающих дидактические единицы существующего федерального компонента, а также и в тех разделах, в которых рассматриваются конкретные ИКТ и программные продукты.

Кроме того, в состав изучаемых курсов (региональный или вузовский компонент) должна быть включена соответствующая дисциплина «Информационная безопасность», главной целью которой должно стать повышение эффективности подготовки студентов вузов по обеспечению ИБ при использовании ИКТ в сфере будущей деятельности по предназначению.

Для достижения целей обучения ИБ целесообразно использовать дидактический комплекс, под которым понимается целенаправленный вид организации и управления методическим, содержательным, организационно-процессуальным и воспитательными компонентами, обеспечивающими непрерывное обучение ИБ в рамках многоуровневой, многопрофильной системы профессионального образования [3].
Список литературы
1. Основы информационной безопасности. Уч. пособ. для вузов / Е.Б. Белов, В.П. Лось, Р.В. Мещеряков, А.А. Шелупанов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006. 544 с.

2. Поляков В.П. Основы проектирования системы обучения информационной безопасности студентов экономических специальностей. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2006. – 156 с.



3. Поляков В.П. Дидактический комплекс «Информационная безопасность» для подготовки студентов экономических специальностей. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2006. – 142 с.