«Нравственно- половое воспитание и пропаганда здорового образа жизни в рамках реализации Концепции воспитательной деятельности школы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ деятельности за 2011-2012 учебный год 2 535.41kb.
Программа «Вуз здорового образа жизни» 1 159.98kb.
Три кита здорового образа жизни 1 19.12kb.
Половое воспитание 1 141.56kb.
Сценарий внеклассного мероприятия «Если хочешь быть здоров занимайся... 1 34.66kb.
Половое воспитание дошкольников 1 197.54kb.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием моу... 1 131.23kb.
Здорового питания и здорового образа жизни. Вдохновляйте людей писать... 1 29kb.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 362.68kb.
«Путешествие в страну здорового образа жизни» 1 138.35kb.
«формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях... 1 122.81kb.
Понкин И. В. Половое воспитание школьников в России Материалы к оценке... 6 2297.92kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Нравственно- половое воспитание и пропаганда здорового образа жизни в рамках реализации - страница №1/1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Жилинская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района

Воронежской области



ДОКЛАД

на тему:
«Нравственно- половое воспитание и пропаганда здорового образа жизни в рамках реализации Концепции воспитательной деятельности школы»

Подготовила: учитель музыки

Шейкина Е.А.
пропаганда здорового обье и пропаганда здорового обьраза жизни

Уже с подросткового возраста увеличивается число болезней, передаваемых половым путем. Рост числа венерических заболеваний, включая СПИД, в настоящее время принял взрывообразный характер. Отмечается значительное число беременностей несовершеннолетних, исходом которых являются аборты или юное материнство, нередко приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Растет проституция несовершеннолетних. Поэтому необходимо более полное использование воспитательных возможностей общества и школы в сфере нравственной ориентации межполовых отношений и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного, и способности быть полноценными родителями. Половое воспитание - система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, содействовать укреплению брака и семьи. Поэтому половое воспитание не может рассматриваться обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни. Вместе с тем "половой вопрос" - это и социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением их семейного быта.

Сексуальность - нормальное качество здорового человека. Реализация его сексуальных возможностей не должна осуществляться в отчужденных, обезличенных формах. Половое воспитание должно противостоять бездуховному сексу.

Сведения, относящиеся к сфере межполовых отношений, принципиально отличаются от сведений иного рода тем, что они тесно связаны с базисными жизненными процессами: духовным и физическим благополучием человека, жизнеспособностью общества.

Эти сведения всегда личностно- ориентированы. Интимная жизнь человека уязвима и легко ранима. Поэтому велика ответственность тех, кто эти сведения должен сообщать школьникам. Здесь, как нигде, необходимы сдержанность, чувство меры, такт.

Система представлений о возможном и должном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что для одного является преждевременным, для другого - пройденным этапом. Это касается и взрослых, и подрастающего поколения, в том числе учащихся одного и того же класса. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей, и искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы.

Ответы на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен уяснить в школе, другие из бесед с родителями, третьи - наедине с самим собой и хорошей книгой.

Задача школы - заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме учащихся.

В половом развитии подрастающего поколения есть существенное противоречие, которое определяет сложность полового воспитания. Это большой разрыв во времени между половым и гражданским созреванием и еще больший - между половой зрелостью и экономической самостоятельностью человека. Девочки в половом отношении созревают к 14-15 годам, большинство мальчиков к 16-17. Однако половая зрелость в этом возрасте находится в дисгармонии с физическим и психическим развитием. Разрыв этот составляет пять и более лет. Одна из задач полового воспитания - сформировать у юношей и девушек понимание смысла этой дисгармонии, воспитать волю, умение руководить своими чувствами.

При осуществлении полового воспитания необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Половое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Оно не должно быть обособленным.

2. Необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали возрастным особенностям

учащихся (в том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам. Они имеют право получать исчерпывающие (на их уровне) нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы.

3. Учащиеся, интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию: индивидуально или в небольшой группе в беседе с приглашенными специалистами.

Семейные, супружеские, интимные отношения - как бы их ни называть и какие бы аспекты их ни рассматривать, все это различные уровни и формы духовного и физического единения. Человек, с детства проявляющий склонность и способность к взаимопониманию, будет более состоятельным и в данной специфической сфере взаимоотношений. Поэтому формирование таких способностей - необходимо рассматривать в качестве базисной задачи полового воспитания учащихся, начиная с младших классов.

Половое воспитание старшеклассников должно затрагивать более специфические вопросы, включая различные аспекты психологической и физиологической совместимости будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи, а также соотношение биологических, физиологических, психо-сексуальных качеств человека с определенными явлениями общественной жизни.

С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:

• привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения: формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи;

• защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;

• обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти-с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.

Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния "сексуальной революции". Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально.

использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).

Организационными формами могут быть:

• фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов

• факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которыепредъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;

• семинары для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров отвечать их запросам;

• консультации, организуемые для учащихся и родителей.

Учитель должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе -важный и необходимый элемент системы полового воспитания.

При решении вопросов полового воспитания необходимо считаться также с особенностями отечественной (евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим отношением к вопросам пола, учитывать национально-религиозную специфику.

Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системе гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность - современной.

При реализации программ полового воспитания как нигде необходимо тесное сотрудничество учителя и школы в целом с родителями учащихся.

Проблема пола по сути — междисциплинарная: ее изучение опирается на биолого-медицинские, социокультурные, психолого-педагогические, философские исследования. Возникает вопрос: возможно ли на уроках биологии органич­но отражать все эти аспекты, имея в виду их взаимосвязь.

Половое воспитание и просвещение не должны становиться самоцелью; эти вопросы важно органично, в неявной форме вплетать в систе­му знаний по различным предметам.

Проблемы пола и взаимоотношения полов нельзя сводить только к биологическим проблемам, что стало бы их гру­бым упрощением и искажением. Реально выйти за рамки биологизации названных проблем учитель может только через усиление таких позиций, как культура общения, здо­ровый образ жизни, этические нормы и эстетические цен­ности. Именно в этом случае можно говорить о половом воспитании как части единого учебно-воспитательного про­цесса, который предполагает систематическое, сознатель­но планируемое воздействие на формирование полового сознания и поведения.

По мнению философов и психологов, в сфере пола и сексу­альности использование понятия "воспитание" как целена­правленной трансляции общественных потребностей и ожи­даний от мира взрослых в мир детства с целью формирова­ния личности в строгом смысле неприемлемо. Почему? Дело в том, что и воспитание, и образование лежат в мире созна­ния. В основе же сексуального поведения лежат более глубо­кие слои психики.

Исходя из положения о том, что сексуальность загадочна и непостижима и никогда не станет доступной рационально­му познанию, задача взрослого состоит в том, чтобы, опираясь на свои мировоззренческие и психоло­гические знания, поддерживать и прививать навыки достойного поведения в стихии не­преодолимого влечения полов.

При этом можно целенаправленно влиять на формирование нравственных представле­ний о достоинстве, ответственности за друго­го, понимая, что есть глубокие внутренние сферы челове­ка, определяющие его сексуальное поведение.

Обобщая сказанное, можно так определить задачи учителя-биолога в сложившихся усло­виях кризиса культуры и нравственности: ис­пользуя систему биологических знаний, не­сколько по-иному расставить акценты и на­полнить традиционные понятия таким со­держанием, чтобы они работали на форми­рование у школьников полового сознания и поведения, т.е. предложить систему полово­го воспитания средствами своего предмета.

Работая над вопросами пола, учитель дол­жен знать некоторые понятия, содержание которых иногда искажается в повседневной жизни: секс, эрос, сексология, эротология, половые свойства, сексуальные свойства. Приведем их значение.

Секс — половые отношения, удовлетворение по­лового влечения.

Сексология — наука, изучающая половую жизнь в ее физиологическом, психологическом и социаль­ном аспектах.

Эротика — чувственность, обращенность к по­ловой жизни.

Эротология — теория и практическое искусст­во любви.

Половые свойства — характер, телосложение, физиологические и морфологические различия мужчин и женщин; эти различия могут быть вовсе не связаны с репродуктивной функцией.

Сексуальные свойства — подразумевают сексу­ально-эротические чувства.

...Следует выработать систему представле­ний о взаимоотношении полов исходя из национальных традиций, самобытности на­шей культуры. Важно определить, о чем от­крыто говорить всем вместе, а о чем — на­едине с самим собой.

Вопросы пола можно решать и вне рамок чисто биологических понятий. Мы подошли к решению этой методологической задачи следующим образом: не предусматривая ка­ких-либо дополнительных часов учебного времени, несколько усилили акценты на воп­росах пола при проведении традиционных уроков. Речь идет не только о курсе "Чело­век и его здоровье", но и о постепенном формировании необходимых понятий, начи­ная с разделов "Растения", "Животные". (Эта идея заложена в пробном учебнике для V класса "Природа. Введение в биологию и экологию", который только что вышел в свет, авторы Т.С.Сухова, В.И.Строганов.) Традиционные биологические понятия в этом случае наполняются несколько иным содержанием: размышлениями о прекрас­ном, добре и зле, любви и верности, физи­ческой и духовной культуре. Например, мож­но говорить о разнообразии цветов языком эволюции, а можно без ущерба для научной истины прочитать отрывок из легенды о Нар­циссе — самовлюбленном юноше, который сделал несчастными многих нимф, но без любви умер сам. Лирический сюжет, литера­турный жанр оставят след в душе ребенка.

На уроке "Образование плодов и семян" можно обратить внимание учащихся на сле­дующие положения, позволяющие прово­дить некоторые параллели при изучении полового процесса у растений, животных, в том числе и человека.



Новый организм развивается из зародыша, образовавшегося от двух родителей.

Организм, в котором развивается зародыш, называется материнским.

Развитие зародыша сопровождается усилени­ем процессов в материнском организме, связан­ных с образованием запаса питательных ве­ществ: белков, крахмала, жиров для зародыша.

Свершившееся оплодотворение яйцеклетки дает толчок к росту не только зародыша, но и окружающих его материнских частей цветка:

вместе с семязачатками начинает усиленно раз­виваться завязь, весь пестик не только увели­чивает свои размеры, но нередко значительно изменяет внешний вид.

Семязачаток, из которого развивается семя, несущее зародыш, связан с материнским организ­мом ~ семяножкой семязачаток прикреплен к завязи. Место в завязи, к которому с помощью семяножки прикрепляется семязачаток, назы­вается плацентой.

На семени остается след, указывающий на его связь с материнским организмом. Это руб­чик, который образуется в том месте, где семя отделилось от семяножки.

Материнский организм цветковых расте­ний обеспечивает защиту зародыша (плод, се­менная кожура) и запас питательных веществ "в дорогу".

При изучении животных-гермафродитов достаточно лишь упомянуть о греческом мифе, и научный термин обретет интересное звучание: "Зевс решил наказать двуликих гор­децов, рассек их на две однополые половины — мужчин и женщин. С той поры каждая по­ловинка ищет свою, недостающую ей". Мож­но обогатить этот рассказ и легендой о женс­кой красоте, об Афродите, завершив краткий экскурс в мифологию биологическим вопро­сом: "А зачем природе понадобилось два пола?"

Опыт многих лет работы показал, что если систематически готовить учащихся к пониманию естественности и повторяемос­ти многих биологических процессов, то в курсе "Человек и его здоровье" больше вни­мания можно уделить особенностям мужско­го и женского организмов, культуре общения и др. Например, система работы над биоло­гическими понятиями, "обрамленными" рас­суждениями о прекрасном, удивительном, таинственном в природе, позволяет, не рас­ширяя объема знаний, усилить звучание по­нятий, связанных с вопросами пола.

Способность продолжить свой род - прекрас­ный дар, которым обладают все живые организ­мы, в том числе и человек.

У животных, человека и растений различают мужской и женский пол.

Чтобы дать начало другому организму, мужская половая клетка должна соединиться с женской.

Уже в разделе "Растения" можно форми­ровать представление о таких общих для всех живых организмов свойствах, как при­способления, обеспечивающие встречу муж­ских и женских клеток для процесса опло­дотворения, понятие о зародыше и его раз­витии, обеспечение зародыша необходимы­ми для развития условиями.

При изучении животных учителю предо­ставляется возможность обсудить некоторые деликатные темы. Например, проиллюстри­ровать следующий тезис: чем выше уровень биологической организации вида, тем более сложной становится система его репродук­тивных органов. У животных это сопровож­дается усложнением сексуальной функции:

у самцов насекомых центр копулятивного поведения помещается в нервных узлах на животе, а мозг выполняет главным образом функцию торможения. Некоторые насеко­мые могут спариваться, даже будучи обез­главленными;

у самца лабораторной белой крысы мож­но удалить до 20% коры головного мозга, не нарушив его сексуального поведения. Пятая часть этих животных может спариваться даже при отсутствии половины коры;

у котов с повреждениями лобных долей копуляция расстраивается, так как самец не может достичь необходимой координации движений;

у приматов сексуальная активность не все­гда связана с репродуктивными функциями. Шимпанзе (в неволе) копулируют с самками вне периода течки.

Приступая к разделу "Человек и его здо­ровье", учитель должен иметь в виду, что сек­суальность человека нельзя понять вне обще­ства и культуры, поскольку общественные отношения и культура формируют или изме­няют взаимоотношения полов. Именно по­этому в начале статьи мы говорили о недо­пустимости грубого упрощения и биологизации в понимании вопросов пола.

В соответствии с типовой программой по разделу "Человек и его здоровье" учитель био­логии обычно ограничивается медико-биоло­гическими аспектами. Однако, как и в разде­лах "Растения", "Животные", биологическое содержание традиционных уроков можно до­полнить понятиями о красоте человеческого тела, красоте и гармонии, об ответственнос­ти отца и матери за здоровье семьи. Напри­мер, на уроке "Регуляция работы скелетных мышц" уместно остановиться на упражнениях "как правильно держать тело", "умение краси­во сидеть", "легкая походка". Можно сухим научным языком объяснить возможность уп­равлять работой скелетных мышц, а можно использовать эту информацию в воспитатель­ных целях: убедить учащихся в возможности влиять на свой внешний вид. И юноши, и де­вушки, особенно в старшей возрастной груп­пе, с большим интересом относятся к пробле­ме своего внешнего вида. Опираясь на личную заинтересованность учащихся, важно не толь­ко сформировать правильные гигиенические представления, но и коснуться вопросов пола. Красота здорового тела — источник вдохнове­ния скульпторов и художников, предмет вос­хищения, источник эстетического наслажде­ния. Использование репродукций с изображе­нием Венеры Таврической, Афродиты Милосской или Персея на уроках биологии даже в самых неблагополучных классах, но при соот­ветствующей систематической работе учителя дает такой импульс чистого и светлого, какой может дать истинное искусство.

Говоря на уроке о развитии ребенка, бе­ременности и родах, важно сказать об ответ­ственности мужчины за здоровье женщины и ребенка, об ответственности обоих роди­телей за новую жизнь.

На радость потомство судьбой нам дано,

Нам собственной жизни дороже оно.

Для сердца роднее прибежища нет,

И связей теснее не ведает свет.


Фирдоуси
Итак, уже сегодня учитель включается в трудную работу, наполняя биологические

знания нравственными категориями, усили­вая акценты на вопросах полового воспита­ния, которое лучше проводить на уроках «Этика и психология семейной жизни».

Очень хорошо это прослеживается на примере статьи В..А. Сухомлинского, которую необходимо использовать классным руководителям в своей работе.

Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить себе след вечный.

Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце че­ловеческом — воспитай своих детей. Воспитание чело­века—важнейший общественный долг.

От того, насколько отчетливо видит человек в от­цовстве и материнстве высший смысл своего бытия, зависит его нравственный облик. Наша важная воспи­тательная миссия заключается в том, чтобы человек, которого мы творим, отвечал не только за каждый шаг своего сегодняшнего поведения, но и за буду­щее, а будущее—это ум, чувства, убеждения живого человека, корни которого закладываются в настоящем.

В день совершеннолетия девушек, когда им испол­няется шестнадцать лет и каждая из них может стать матерью, я рассказываю им украинскую легенду «Кто самый искусный мастер на земле».

Вы вступаете в жизнь, юноши и девушки. Перед вами солнце вашего пленительного дня — оно только поднялось над горизонтом, его путь еще впереди. Вам пахать землю и строить дома, возводить мосты и пасти скот, радоваться прилету птиц из теплого края тревожиться о судьбе нежной былинки — зе­леного ростка пшеницы, идти в далекие походы и стрелять по врагу, если он вздумает нарушить свя­щенные рубежи нашей Родины. Во всем этом вы ос­тавите какую-то крупицу своей души, разума, талан­та. Но полностью переложить свою душу можно толь­ко в человека. Не забывайте, что вам быть отцами и матерями. В отцовстве и материнстве — самая слож­ная трудовая мудрость. Это труд, труд и еще тысяча раз труд. Вам с замиранием сердца придется слу­шать крик новорожденного сына, отец, — я обраща­юсь сейчас к вам как к будущим отцам. Вам придет­ся в болях и муках рожать сыновей и дочерей, мать, — я обращаюсь к вам как к будущим матерям. Собираясь в далекий жизненный путь, помните, что вам надо взять с собой как можно больше богатств из отрочества и юности — эти богатства нужны вам для созидания Человека.

Есть народная сказка о Человеке-Пустоцвете. Лю­бил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте — все время переез­жал с зеленой нивы в цветущий луг, с цветущего лу­га в тенистую рощу. И вот родился у него сын. По­весил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую вет­ку и сидит, поет. А сын не по дням, а по часам рас­тет. Выпрыгнул из колыбельки, подошел к отцу и говорит:

— Отец, покажите мне, что вы сделали собствен­ными руками.

Удивился отец таким мудрым речам сына, улыб­нулся. Подумал: что же показать сыну? Ждет сын, а а отец молчит и петь перестал. Смотрит сын на высо­кий дуб и спрашивает:

— Может быть, это вы посадили дуб? Склонил голову отец, молчит.

Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

— Может быть, это вы вырастили колос? Еще ниже склонил отец голову, молчит. Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

— Отец, скажите мудрое слово...

А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Еще ниже склонил голову и молчит... Так и превра­тился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не дает.

Как величайшего горя, бойтесь, юноши и девушки, войти в жизнь пустоцветом. Вам стыдно будет перед сыном, перед дочерью, перед людьми за бесследно прожитую жизнь.

Оставить себя в человеке — это значит не только в буквальном смысле родить сына. Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышен­ному. Чем глубже вы, юноша и девушка, сумели от­разить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как граждане и тем счастливее ваша личная жизнь. Единство гражданского и личного сливается и запе­чатлевается в вашем ребенке, потому что он—ваше личное счастье и в то же время надежда народа;

слово «Отечество» — самое прекрасное в нашем язы­ке слово не только потому, что оно отражает вели­чественную гражданскую, всенародную сущность, но и потому, что оно уходит своими корнями в глубоко личное.

Каждому поколению юношей и девушек я расска­зываю быль, которая глубоко потрясла меня как вос­питателя.

В маленькой больнице на окраине большого горо­да лежали две матери — Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день:

у Чернокосой матери—утром, у Белокосой—вече­ром. Обе матери были счастливы. Они мечтали о бу­дущем своих сыновей.

— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся чело­веком, — говорила Белокосая мать. — Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космиче­ский корабль, который полетит к далекой звезде... Вот для чего хочется жить.

— А я хочу, чтобы мой сын стал добрым челове­ком, — сказала Чернокосая мать. — Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Роди­ну и ненавидел врагов.

Каждый день к молодым матерям приходили в гос­ти отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумле­ние и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ни­ми. У колыбели новорожденного мечтали о буду­щем,—конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло тридцать лет. В ту же меленькую больни­цу на окраине большого города пришли две женщи­ны — Чернокосая и Белокосая. В их косах уже сереб­рилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и трид­цать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десяти­летия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и еще больше горя. Мужья их погибли на фронте. Но по­чему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец Чернокосая мать спросила;

— Кем же стал твой сын?

— Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответи­ла Белокосая мать. — Он сейчас дирижирует оркест­ром, который выступает в самом большом театре на­шего города. Он пользуется огромным успехом. Не­ужели ты не знаешь моего сына? — и Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музы­канта за рубежом.

—А твой сын кем стал?—спросила Белокосая,

—Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было— механизатором в колхозе, т. е. и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме прихо­дится работать, С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и се­ет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает... Живем мы в селе — километров сто отсюда. У сына двое детей—мальчик трех лет и де­вочка недавно родилась...

— Все-таки счастье тебя обошло, — сказала Белоко­сая. — Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате он сел на белую ска­мейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с ма­терью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», — сказал он на прощание и поцеловал ее.

А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

— У сына сейчас концерт... Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы.

На второй день перед вечером к Чернокосой ма­тери снова приехал сын-хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белоко­сая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь... Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Черно-косой женщины светилось и морщины расправились.

К Белокосой матери никто не приходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улы­балась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.

В третий день, перед вечером, к Чернокосой ма­тери снова приехал сын-хлебороб из далекого села — привез два больших арбуза, виноград, яблоки... Вмес­те с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой ма­тери, в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера пол­дня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», — сказал мальчик и бабушка поцеловала его... Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что ее сын, выдающийся музыкант, от­правляясь в длительные поездки, сдавал, как говори­ли в семье, маленького сына в какой-то интернат...

Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из да­лекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела.

К Белокосой матери так никто и не пришел. Про­шел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Те­перь вы совершенно здоровая женщина. В сердце нет ни шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Го­воря это, врач смотрел почему-то в сторону.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы по­дарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.

Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попро­сила ее остаться с ней на несколько минут наедине, Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со сле­зами на глазах спросила:

— Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я... —и она заплакала.

—Мы расстаемся и никогда больше не увидим­ся, — сказала Чернокосая, — потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. По­этому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер... Умер, когда ему и года не исполнилось. А это... не кровный сын мой, но родной? Я усыновила его трехлетним маль­чиком. Он, конечно, смутно помнит это... Но я для него — родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тя­желые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи; его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети бу­дут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.

Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.

Через духовную жизнь отрочества и юношеского коллектива красной нитью должна проходить мысль и забота; у каждого из нас будут дети; не так труд­но любить, ласкать их, пробудить у них мысль о том, что он, сын мой, дорог мне... но неизмеримо труднее утвердить в его душе чувство ответственности передо мною за каждый свой шаг, чувство верности и приверженности мне как живому воплощению того, что уже прожито, пройдено, запечатлено в памяти. Каж­дому поколению юношей и девушек, идущих в са­мостоятельную жизнь, я напоминаю о том, что они отвечают перед обществом, перед народом за то, какие у них будут дети.

Отец и мать, вырастившие верного сына Отечества, создают себе живой и нетленный памятник. Если же сын ваш станет изменником Родины, народа, — и та­кое бывает, и такие суровые слова надо говорить будущим матерям и отцам, — вы достойны презрения и великого забвения. Измена, предательство — самое страшное, самое гнусное преступление. Помните, бу­дущие матери и отцы, что презренное семя измены и предательства — эгоизм, себялюбие, «жизнь в соб­ственное брюхо», по мудрому выражению Ф. М. Дос­тоевского. Верность великому и священному начина­ется с того, что почувствовал ваш сын, прикасаясь к отцовскому хлебу, какие мысли взволновали его ду­шу, когда он увидел мать, отца, пришедших с работы уставшими и нуждающимися в заботе и покое, как забилось в груди вашего сына сердце в те мгно­венья, когда он понял, что его нерадивость или без­заботность — отцовское горе.

Перед выпускным вечером мы вместе с юношами и девушками, которым предстоит получить аттестат, едем в лес. Там, среди цветущей природы, происхо­дит одна из самых задушевных наших бесед. Я мыс­ленно называю эту беседу одним из последних на­ставлений будущим отцам и матерям. Для нее я под­бираю слова, которые прикоснулись бы к сокровен­ным уголкам гражданской совести,

Помните, говорю я юношам и девушкам, что выс­шая честь человека—дать обществу настоящего гражданина; если вы сумеете дать, вы получите боль­шое отцовское и материнское счастье.



Каждый человек ответствен. Каждый человек дол­жен. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произно­сишь... Но самая высокая и благородная, самая труд­ная и неумолимая ответственность — это ответствен­ность отца за сына. Высшим судьей в этом долге и в этой ответственности является народ, Отечество и собственная наша совесть


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1

Как разговаривать со своим ребенком,чтобы уберечь его от наркомании.

К.р . 1.2000

2

Мифы о наркомании.

В.Ш. 7.02

3

По ком звонит колокол.(кл час для 10-11 кл.)

В.Ш. 4.02

4

Курильщик-сам себе могильщик.В.Иванов.

В.Ш.2.02

5

Попытки вернуться к нормальной жизни.

В.Ш. 7.00

6

Профилактика табакокурения.

В.Ш. 7.00

7

Е.Устинова «Не сломай судьбу свою»

В.Ш. 2.01

8

Театрализованное представление «Курить или не курить ?-вот в чём вопрос…»

В.Ш. 8.01

9

Признаки надвигающейся беды

В.Ш. 2.00

10

«Шаг за шагом к погибели»

В.Ш. 3.00

11

Ю.Захаров «Признаки употребления наркотиков подростками»

В.Ш. 1.00

12

Нужна помощь специалиста

В.Ш. 8.00

13

Возвращение к жизни.

В.Ш. 9.00

14

Суд над наркоманией.

В.Ш. 3.02

15

В.Н.Ягодинский «Уберечь от дурмана»

книга

16

Н.Е.Шаповалов «Наркомания-знак беды»

книга (шк.библ.)

17

М.И.Буянов «Размышления о наркомании»

книга (шк.библ.)

18

Подростки и наркотики в современном мире

К.Р. 4.98

19

Нет-алкоголизму,курению и наркотикам

В.Ш. 4.02

20

Н.Е.Щуркова «Взгляд со стороны: путь к алкоголизму.»

К.Р. 1.00

21

Ф.Углов «Разрушается генетический код нации.»

В.Ш. 8.00

22

М.Буянов «Пьяную беду можно предотвратить.»

В.Ш. 1.97

23

М.Н.Маюров «Антиалкогольное воспитание.»

Книга

.