Новое поступление в библиотеку ЭкоЦентра «Заповедники» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Новое поступление в библиотеку ЭкоЦентра «Заповедники» - страница №1/1

Новое поступление в библиотеку ЭкоЦентра «Заповедники»

Н.Р. Данилина. Российские заповедники в контексте мировой сети охраняемых природных территорий


Российские заповедники в контексте мировой сети охраняемых природных территорий


Н.Р. Данилина, ЭкоЦентр «Заповедники»
«Охраняемая природная территория – участок земли и/или моря, специально выделенный для сохранения биологического разнообразия, а также природных и ассоциированных с ним культурных ценностей, управляемый на основе действующего законодательства и иными эффективными средствами», Международный союз охраны природы - IUCN, 1994
Территориальные формы охраны природы распространены по всему миру. Это явление имеет древнюю историю, например, у жителей бассейна Тихого океана существовали т.н. «табу», или запрещенные места, священные рощи у многих народов на разных материках, временно или постоянно изъятые из использования охотничьи угодья в Европе и Азии, в том числе на территории России. Однако идея охраняемых природных территорий в том виде, какими они нам известны сегодня, зародилась лишь в XIX веке. Первый, как принято считать, «современный» национальный парк - Йеллоустонский - был основан в 1872 году в США «как общественный парк или земля для отдыха и удовольствия людей». Сходные формы охраняемых территорий появились практически в это же время и в некоторых других странах мира. За право называться первым национальным парком мира с Йеллоустонским «спорит» Королевский национальный парк, учрежденный на юге Австралии в 1879, получивший статус «национальный» с момента своего создания. В 1885 году Канада заповедала горячие источники Долины Боу в Скалистых Горах - сегодня это часть национального парка «Банфф». В 1887 году народ из племени маори взял под охрану священные горы Тонгариро, Нгаирухо и Руапеху в Новой Зеландии: акт о создании Национального парка «Тонгариро» был подписан в 1894 году. ( Worboys, Lockwood, Lacy, 2001)

Современное движение по созданию охраняемых территорий было начато «молодыми» нациями Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки, другие страны стали их быстро догонять. В XX веке идея за короткий срок распространилась по всему миру, хотя подходы к созданию охраняемых территорий были неодинаковы в разных регионах. Например, в Африке создавались огромные парки для сохранения мест обитания крупных копытных животных, основных объектов охоты, тогда как в Европе была более распространена охрана ландшафтов. К концу XX столетия практически каждая страна создала собственное законодательство в этой сфере и учредила охраняемые территории. Многие государственные, коммерческие и общественные организации, как национальные, так и международные, начали предпринимать действия по созданию заповедных территорий.

С развитием международного природоохранного движения, вскоре после Второй мировой войны, начали предприниматься шаги по сотрудничеству и обеспечению взаимопонимания в сфере особо охраняемых природных территорий (ООПТ), как это происходило и во многих других областях человеческой деятельности. Главным инструментом для этого стал Международный союз охраны природы (МСОП) и основанная в его структуре в 1958 году Комиссия по национальным паркам и охраняемым территориям (CNPPA), с 1996 г. - Всемирная комиссия по охраняемым территориям (WCPA). В 1961 году на сессии Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) был впервые представлен, подготовленный МСОП, доклад «Перечень национальных парков и прочих заповедников». На его основе принята резолюция № 810, в которой отмечена значимость охраняемых природных территорий и даны рекомендации правительствам стран мира усилить взаимодействие с Международным союзом охраны природы в этой сфере и рассмотреть перспективы такого сотрудничества на Международной конференции по национальным паркам. Конференция, состоявшаяся в 1962 году в Сиэтле (США), положила начало регулярным Конгрессам парков, которые и поныне организуются каждые 10 лет, подводят итоги и определяют основные направления развития ООПТ в мире.

В результате этих усилий с середины 60-х годов прошлого столетия начался интенсивный рост числа охраняемых территорий в мире. По мере развития сетей ООПТ они становились все более многофункциональными, решая многочисленные задачи, которые ставит перед ними общество.


Табл. 1. Современные функции особо охраняемых природных территорий





  • Сохраняют живую природу, спасают от вымирания разнообразие видов, сохраняют природное наследие страны и всего мира

  • Обеспечивают чистоту воды, свежий воздух и сберегают иные жизненно необходимые ресурсы

  • Являются хранилищем природного генетического материала

  • Охраняют участки, имеющие большого значение для сохранения культурного наследия

  • Сохраняют здоровую среду для жизни людей

  • Создают биосферные модели, демонстрирующие, что человечество может развиваться в гармонии с природой

  • Привлекают средства для развития местной экономики, в первую очередь, развивая туризм, а также инициируя программы, сочетающие интересы общества и природы

  • Вносят существенный вклад в развитие науки, экологическое просвещение населения, в развитие гражданского общества

  • Являются местами, где люди могут приобщиться к ценностям первозданной природы, духовным ценностям своей нации и всего человечества.



Для выполнения множества задач, которые могут быть решены созданием ООПТ в мире учреждались многочисленные национальные парки, резерваты дикой природы, охраняемые национальные ландшафты, природные заповедники, сантуарии, заказники, природные парки, парки штатов и провинций, памятники природы и иные ООПТ. Причем в разных странах даже под одинаковыми названиями часто понимаются совершенно разные по задачам, установленному природоохранному режиму, а также собственности на землю территории. Например, национальные парки на севере США– это огромные площади, на которых сохраняются целостные природные экосистемы, практически нетронутые массивы дикой природы, где на основной части территории не допускается вмешательство человека в ход естественных процессов, даже пожары, имеющие естественное происхождение, не тушатся. В то же время, национальные парки многих стран Западной Европы (яркий пример, Великобритания) представляют собой культурные ландшафты, имеющие общенациональное значение и потому получившие соответствующее название. В этих парках сохраняется для поддержания их историко-культурной ценности определенные виды хозяйственной деятельности (выпас овец и пр.). Таким образом, в ходе относительно короткого периода становления заповедного дела в мире сформировались существенные различия между системами охраняемых природных территорий разных стран, сложилось большое разнообразие терминов и названий национальных ООПТ. Это стало серьезной проблемой для организации взаимодействия и взаимопонимания всех, кто развивает ООПТ в мире или, используя природные ресурсы, оказывается в сфере интересов ООПТ.


Табл.2 Причины, приведшие к большому разнообразию охраняемых



природных территорий в разных странах мира


  • Цели создания ООПТ были и могут быть различными в разных странах, в разные времена, в разных экологических, а также социальных и экономических условиях и пр.;




  • ООПТ могут создаваться на участках разной степени сохранности, варьирующих от девственной природы до ландшафтов, имеющих долгую историю освоения человеком;




  • ООПТ создаются в лесах, степях, горах, пустынях, водно-болотных угодьях, саваннах, ледниках, на озерах и морях.




  • ООПТ чрезвычайно сильно различаются по своим размерам;




  • Имеется множество различных национальных наименований ООПТ;




  • Функционирование ООПТ основано на национальном законодательстве, которое в разных странах имеет существенные различия;




  • Охраняемые территории учреждаются вследствие широкого спектра инициатив – как государственных, так и любых иных (частных; общественных и др.)




  • Форма собственности на земли ООПТ может различной, а порой в одной ООПТ представлены земли многих собственников (государственная, частная, земли общин и др);




  • ООПТ управляются разными организациями(государствами, частными лицами, общественными структурами, компаниями и пр.)

.

В настоящее время для понимания статуса охраняемых территорий разных стран мира применяется разработанная экспертами Всемирной Комиссии по ОТ система, объединяющая ООПТ в шесть выделенных категорий. Основанием для отнесения ООПТ к той или иной категории являются цели и задачи, для выполнения которых эта территория учреждена.



Табл.3. Ключевые принципы, положенные в основу системы категорий ООПТ МСОП, 1994





  • Главная цель, для достижения которой создана данная территория является основанием для отнесения ООПТ к определенной категории;

  • Отнесение к той или иной категории не является показателем эффективности управления данной ООПТ;

  • Все категории ООПТ одинаково важны (т.е. система не строится по иерархическому принципу), но степень допустимого влияния человека различается в зависимости от категории

  • Система категорий является международной;

  • Национальные наименования ООПТ при этом могут быть различными;


Хотелось бы особо подчеркнуть принцип отсутствия иерархии среди категорий ООПТ. Все они значимы, взаимно дополняют в сетях друг друга, и ни одна не является главной или доминирующей. В российской практике многие специалисты не задумываются об этом важном принципе и часто принимают, как аксиому, что государственные природные заповедники являются первой, а значит и высшей, наиболее значимой формой ООПТ, что, как мы видим, противоречит принципам международной классификации. Таким образом, происходит недооценка роли иных ООПТ, которые должны играть все более и более значимую роль. Это ни в коей мере не отрицает особую, историческую роль системы заповедников в развитии территориальных форм охраны природы в России, в развитии природоохранного движения, биологических и географических наук, экологии как науки и практики.



Табл. 4 Система категорий управления охраняемых территорий МСОП (IUCN, 1994)

КАТЕГОРИЯ 1. Строго охраняемый природный резерват/Участок дикой природы (Strict Nature Reserve/Wilderness Area): охраняемая территория, управляемая главным образом для ведения научных исследований или сохранения дикой природы


КАТЕГОРИЯ 1а. Строго охраняемый природный резерват (Strict Nature Reserve): охраняемая территория, управляемая главным образом для ведения научных исследований.

Определение:

Участок суши и/или моря, представленный уникальными или типичными экосистемами, геологическими или геоморфологическими достопримечательностями и/или видами, предназначенный, главным образом, для научных исследований и/или мониторинга окружающей среды.

Задачи управления:



  • Сохранять местообитания, экосистемы и виды в состоянии, наиболее приближенном к естественному;

  • Сохранять генетические ресурсы в их динамическом и эволюционном состоянии;

  • Поддерживать естественные экологические процессы;

  • Сохранять структурные элементы ландшафта и геологические обнажения;

  • Обеспечивать сохранение естественной природной среды для научных исследований, мониторинга и экологического просвещения, включая выделение эталонных участков, закрытых для посещения;

  • Сводить к минимуму нарушения среды, путем тщательного планирования, проведения научных исследований и другой утвержденной деятельности;

  • Лимитировать доступ на территорию.

КАТЕГОРИЯ Ib Участок дикой природы (Wilderness Area): охраняемая территория, управляемая главным образом для сохранения дикой природы

Определение:

Обширный первозданный или слабо нарушенный участок суши и/или моря, поддерживаемый в своем естественном состоянии, не имеющий на своей территории постоянных крупных человеческих поселений, охрана и управление которым осуществляется с целью сохранения его естественных условий.

Задачи управления:


  • Сохранить для будущих поколений возможность испытывать наслаждение от общения с дикой природой, не подвергавшейся, в основном, воздействию со стороны человека на протяжении долгого времени.

  • Обеспечивать долгосрочное сохранение характерных естественных свойств и качества окружающей природной среды

  • Обеспечивать посещение территории, таким образом, и на таком уровне, чтобы способствовать хорошему и физическому, и духовному самочувствию посетителей, и в то же время сохранять качества дикой природы для настоящего и будущих поколений;

  • Давать возможность местным сообществам и коренным малочисленным народам вести гармоничный и экологически безопасный традиционный образ жизни.

КАТЕГОРИЯ II Национальный парк (National Park): охраняемая территория, управляемая, главным образом, для охраны экосистем и отдыха.

Определение:

Природный участок суши и/или моря, выделенный для того, чтобы:

а) сохранять экологическую целостность одной или нескольких экосистем для настоящего и будущих поколений;

б) исключить эксплуатацию природных ресурсов или иные воздействия, противоречащие цели учреждения охраняемой территории;

в) создание условий для реализации духовных, научных, образовательных, туристических и рекреационных потребностей, причем таких, которые совместимы с задачами сохранения природной и культурной среды.

Задачи управления:



  • Сохранять естественные и привлекательные природные участки национального и международного значения для духовных, научно-исследовательских, образовательных, туристических и рекреационных целей.

  • Сохранять как можно дольше в состоянии, наиболее приближенном к естественному, репрезентативные образцы физико-географических районов, биотических сообществ, генетических ресурсов и видов для обеспечения экологической стабильности и сохранения биоразнообразия.

  • Обеспечить управление потоками посетителей, заинтересованных в удовлетворении своих духовных, образовательных, культурных и рекреационных потребностей на уровне и в масштабах, при которых территория будет сохраняться в естественном или наиболее близком к естественному состоянии

  • Исключать и в дальнейшем предотвращать виды человеческой деятельности, противоречащие цели основания территории

  • Утверждать бережное отношение к экологическим, геоморфологическим, культовым и эстетическим объектам территории, ради сохранения которых она основана

  • Принимать во внимание потребности коренных жителей, включая использование ресурсов территории для обеспечения своего существования, если это не входит в противоречие с задачами, для решения которых эта территория выделена.

КАТЕГОРИЯ III Памятник Природы (Natural Monument): охраняемая территория, управляемая, главным образом, для сохранения уникальных природных объектов



Определение:

Участок, содержащий один или более природных или природно-культурных объектов, обладающих выдающейся или уникальной ценности вследствие их неповторимости, характерных эстетических качеств или культурного значения.

Задачи управления:


  • Сохранять выдающиеся природные объекты в связи с их особыми естественными качествами, уникальностью, неповторимостью и/или духовным значением;

  • Обеспечивать возможность ведения научных исследований, просветительской и экскурсионной работы в масштабах, не противоречащих выполнению предыдущей задачи;

  • Исключать и в дальнейшем предотвращать виды человеческой деятельности, противоречащие цели основания территории; и

  • Предоставлять местному сообществу возможность использовать территорию в той мере, в какой это не противоречит другим задачам управления.

КАТЕГОРИЯ IV Участок активного управления для сохранения местообитаний/видов (Habitat/Species Management Area): охраняемая территория, управляемая посредством направленного вмешательства человека, главным образом, для сохранения природных комплексов и/или объектов.

Определение:

Участок суши и/или моря, являющийся объектом активного воздействия со стороны человека (направленного менеджмента), для обеспечения сохранения местообитаний и/или поддержания условия, необходимых для обеспечения потребностей отдельных видов.

Задачи управления:


  • Сохранять и поддерживать свойства местообитаний, необходимые для сохранения ключевых видов, групп видов, природных сообществ или физических объектов путем вмешательства со стороны человека, когда это требуется для оптимального управления.

  • Способствовать ведению научных исследований и экологического мониторинга как приоритетных направлений деятельности, связанных с устойчивым управлением ресурсами.

  • Выделять ограниченные участки для просвещения населения и повышения уровня осознания посетителями значимости данных местообитаний и работы по управлению живой природой

  • Исключать и в дальнейшем предотвращать виды человеческой деятельности, противоречащие цели основания территории; и

  • Предоставление возможности получения жизненных благ для местных жителей внутри учрежденной территории, является последующей в ряду задач управления.

КАТЕГОРИЯ V Охраняемый ландшафт /Охраняемая морская акватория (Protected Landscape/Protected Seascape): охраняемая территория, управляемая главным образом для сохранения ландшафтов/морских акваторий и рекреации.

Определение:

Участок суши (может быть в сочетании с береговой линией и прилегающей акваторией), на котором длительное взаимодействие человека и природы создало специфическую территорию, содержащую особые эстетические, экологические и/или культурные ценности, что нередко сопровождается высоким уровнем биологического разнообразия. Гарантия целостности этого традиционного взаимодействия является жизненно необходимым условием сохранения и эволюции такой территории.

Задачи управления:


  • Способствовать гармоничному взаимодействию природы и культуры посредством сохранения ландшафта и/или морской акватории и поддержания традиционного природопользования, строительства, стиля общественной и культурной жизни;

  • Поддерживать стиль жизни и традиционные виды экономической деятельности, гармонично сочетающиеся с естественной природной средой и сохраняющие социальные и культурные основы существования местных сообществ.

  • Сохранять разнообразие ландшафтов и местообитаний и ассоциированных с ними видов и экосистем;

  • Пресекать, где это необходимо, и в дальнейшем предотвращать виды природопользования и человеческой деятельности, не соответствующие по масштабу и /или изменяющие характерные признаки данной местности.

  • Предоставлять возможности для развития туризма и различных видов рекреации, предусматривая формы и масштабы деятельности, не противоречащие сохранению неотъемлемых ценностей территории

  • Содействовать научным исследованиям и просветительской деятельности, которые будут вносить свой вклад в долговременное процветание местных сообществ и в развитие общественной поддержки для сохранения таких территорий; и

  • Содействовать повышению уровня благосостояния местных жителей посредством предоставления им натуральных продуктов (таких как морепродукты и дары леса) и услуг (таких как чистая вода, или возможности получения доходов от устойчивых форм туризма).

КАТЕГОРИЯ VI Территория устойчивого природопользования (Managed Resource Protected Area): охраняемая территория, управляемая главным образом для устойчивого использования естественных экосистем.

Определение:

Территория, включающая главным образом ненарушенные естественные экосистемы, используемые в целях долгосрочного сохранения биоразнообразия, и в то же время обеспечивающие устойчивый поток продукции и сервисных услуг для удовлетворения потребностей местного населения.

Задачи управления:


  • обеспечить долгосрочное сохранение биологического разнообразия и других естественных ценностей территории;

  • развивать практику управления в целях устойчивого воспроизводства ресурсов;

  • сохранять природные ресурсы территории в противовес видам природопользования, наносящим ущерб биоразнообразию; и

  • содействовать региональному и национальному устойчивому развитию.



Развитие мировой сети охраняемых природных территорий (ООПТ) предусмотрено в Повестке дня на ХХI век, принятой на Конференции ООН (Рио де Жанейро, 1992), в рекомендациях Йоханнесбургского саммита (2003), в Конвенциях о биологическом разнообразии, по борьбе с опустыниванием, об охране объектов мирового наследия, Рамсарской конвенции, и других международных соглашений, в реализации которых самое непосредственное участие принимает Россия.

Охраняемые территории играют ключевую роль в реализации Конвенции о биологическом разнообразии, ее подписали и ратифицировали 188 стран, в том числе и Российская Федерация (1995). Состоявшийся в 2003 в Дурбане (ЮАР) Всемирный Конгресс парков принял Обращение к сторонам (странам участницам) Конвенции о сохранения биологического разнообразия (далее КБР), в котором подчеркивалась роль ООПТ как для сохранения биоразнообразия, так и для устойчивого развития. В ответ на это обращение на очередной Конференции сторон Конвенции (COP7) в феврале 2004 г. была принята широкомасштабная Программа работ по охраняемым территориям (PA PoW). Основная задача Программы – добиться создания и функционирования всеобъемлющих, экологически репрезентативных и эффективно управляемых национальных и региональных систем ООПТ, в том числе, для наземных экосистем к 2010 году, для морских к 2012. Системы ООПТ, как указано в Программе работ по охраняемым территориям, должны вносить вклад в достижение трех основных целей данной Конвенции: охрана природы, устойчивое развитие и справедливое распределение доходов от природных ресурсов и, кроме того, обеспечить значительное снижение темпов потери биоразнообразия на нашей планете к 2010 году. (Dudley, Mulongoy и др. 2005). Принятие этой Программы явилось важным политическим решением, направленным на вовлечение стран, реализующих Конвенцию о сохранении биоразнообразия, в активную деятельность по развитию сетей ООПТ, подчеркнувшим ключевую роль ООПТ для сохранения биологического разнообразия в мире. Таким образом, правительства стран, включая Россию, взяли на себя обязательства, выполнение которых должно обеспечивать реальный прогресс в развития ООПТ.

Как отмечено в Программе, задача дальнейшего расширения площади ООПТ все еще остается актуальной. Всемирные Конгрессы по охраняемым природным территориям, начиная с 1962 г. призывали правительства в срочном порядке увеличить число и площадь ООПТ. В частности, в рекомендациях Всемирного Конгресса по особо охраняемым природным территориям, который проходил в Каракасе в 1992 г., был принят призыв к правительствам добиваться того, чтобы «…на основе международного сотрудничества к 2000 г. ООПТ покрывали как минимум 10% каждой из биомов». Эта рекомендация стала девизом природоохранного движения и стимулом для стран по расширению системы ООПТ. Результаты этих процессов можно было увидеть на последнем Всемирном Конгрессе по особо охраняемым природным территориям в 2003 г., когда был опубликован очередной Список ООН по ООПТ. Согласно этому списку в мире существует 102 102 ООПТ (данные на 2003 г.), занимающих общую площадь 18,8 млн. км2 , что составляет около 11,6% земной поверхности. В том числе, в мире насчитывается почти 2,2 тысячи национальных парков (наиболее четко организованная форма ООПТ в мире), общая их площадь почти 2 млн. кв км или 2,8% поверхности земли. Эта статистика свидетельствует о небывалом росте числа ООПТ по сравнению с 1962 г., когда их было только 1000 и они покрывали 3% поверхности суши на Земле.. (Дурбанский аккорд, 2004). Динамика роста числа и площади ООПТ показаны ниже.


Таблица 5. Рост увеличения числа и площади ООПТ в мире с 1872 по 2003 гг.


На Конгрессе 2003 года было отмечено, что ООПТ являются чрезвычайно значимыми природопользователями, т.к. «заповедной отрасли» принадлежит третье место в мире по размеру занимаемых площадей, после земель, используемых под лесное хозяйство и пастбища. Было отмечено, что суммарная площадь ООПТ в мире всего за четыре десятилетия увеличилась с размера Великобритании до размера всего Латиноамериканского континента. Новые ООПТ создавались, преимущественно, в развивающихся странах. Несмотря на столь бурный рост числа охраняемых территорий в их сетях остались значительные «пробелы». В большинстве стран мира долгое время преобладающими причинами создания ООПТ было желание сохранять красивые ландшафты или отдельные виды диких животных. Комплексный подход к созданию представительных (репрезентативных) сетей ООПТ на основе биологических или экологических критериев, широко не применялся, в том числе и в таких странах как США, Канада, Австралия. Поэтому многие национальные сети ООПТ не могут обеспечить сохранения всего биологического разнообразия своей страны. И тем более, в те далекие времена в процессе проектирования ООПТ не задумывались о необходимости сохранения биоразнообразия на пространстве глобальных регионов, на межнациональном уровне. Страны, которые бы ставили задачу создания репрезентативных систем ООПТ, являлись редким исключением из этого правила. Исключениями стали страны, такие как, Экваториальная Гвинея, Мадагаскар или Габон в Африке или НДР Лаос в Азии, создававшие свои национальные системы ООПТ в самом недавнем прошлом. Они опирались на современные экологические принципы. К концу ХХ века ситуация изменилась, ученым и практикам многих стран стало очевидно, что именно сети ООПТ, как национальные, так и международные, являются эффективнейшей формой сохранения биоразнообразия.

Что касается России, то сеть наших природных заповедников изначально формировалась, преимущественно, на основе научного биогеографического подхода, который предусматривал максимально полную представленность сетью государственных природных заповедников всего природного разнообразия нашей огромной страны. Еще на ХII съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1910 году Академик И.П. Бородин, а также известный российский лесовод Г.И. Морозов предложили, что «выделение заповедных участков должно происходить по возможности планомерно, с положением в основу ботанико-географических подразделений….Заповедные участки должны находиться в каждой ботанико-географической области, представляя в своей совокупности ряд характерных и наиболее ценных типов растительности» (Штильмарк, 1996). В.П. Семенов – Тян-Шанский в своей работе «О типичных местностях, в которых необходимо организовать заповедники по образцу американских национальных парков», представил в 1917 году план, которым предусматривалось создание 46 заповедников в различных географических зонах России. (по Винер,1991). Этот же подход использовали разработчики «Перспективного плана географической сети заповедников СССР» (Е.М. Лавренко, В.Г. Гептнер, С.В. Кириков, А.Н. Формозов, 1958). Заложенные основоположниками российского заповедного дела принципы и подходы были в значительной степени реализованы при формировании современной сети заповедников России.

Новый анализ, представленный на Всемирном Конгрессе по особо охраняемым природным территориям, показал существенные пробелы в охране ряда экосистем, в первую очередь морских, включая открытые моря, пресноводных водоемов и озер, степей умеренных широт, пустынь и полупустынь. Согласно последней версии Красной книги МСОП (IUCN, 2006) отмечается стремительный рост числа видов, которым угрожает исчезновение, их количество уже более 16000. Поэтому завершение формирования репрезентативных сетей (следует подчеркнуть, что именно сетей из взаимодополняющих охраняемых природных территорий различных категорий и экологических коридоров) является одной из приоритетнейших задач самого ближайшего будущего.

Немало дискуссий в мире вызывает и то, как определить, насколько эффективно функционируют уже имеющиеся охраняемые территории. Доработанные после обсуждений на Конгрессе критерии и методы оценки эффективности дают возможность оценить вклад каждой ООПТ, а также их сетей в сохранение биоразнообразия, в решение иных задач, поставленных при их учреждении (Hockings,2006)

По мере развитие сетей ООПТ они, помимо выполнения своей главной природоохранной функции, стали занимать все более значимое место в социально-экономическом развитии государств. Они вносят вклад во многие сферы деятельности, который часто не понимается и не оценивается обществом должным образом.

Таблица 6. Вклад ООПТ в устойчивое развитие общества



Сохранение биоразнообразия: охрана природы, здоровье, сельское хозяйство, промышленность, внешняя политика

Сохранение бассейнов рек: управление природными ресурсами; водоснабжение

Защита от ураганов: предотвращение стихийных бедствий

Туризм: экономическое развитие, транспорт

Преимущества для региона: рекреация, здоровье населения, престиж для местных властей,

Древесная и недревесная продукция леса и т.п.: лесное хозяйство, экономическое развитее, местные сообщества

Сохранение почв: сельское хозяйство, управление природными ресурсами

Депонирование углерода: политика в области энергетики, внешняя политика

Исследования и образование: исследования, развитие науки, образование (все уровни)

Общественная значимость: развитие местных сообществ, местная администрация, развитие некоммерческого сектора, международные связи

Слоган, выбранный для V-го Конгресса парков – «Выгоды за пределами границ» («Benefits beyond boundaries»), а также принятые на конгрессе основные документы: Дурбанский аккорд (обращение к народам, государствам, профессионалам в сфере ООПТ), Обращение к КБР, Рекомендации и План Действий, демонстрируют обеспокоенность мирового «заповедного сообщества» отношением ООПТ и общества, угрозами охраняемым территориям, которые происходят из-за недооценки и непонимания их роли. «Участники Конгресса признали недопустимость существования ООПТ в изоляции от окружающих территорий и акваторий, равно как и невозможность дальнейшего игнорирования местного населения и хозяйствующих субъектов. Конгресс подтвердил признание огромной общественной ценности охраняемых природных территорий в настоящем и будущем. И, наконец, участники Конгресса договорились о совместных действиях с партнерами по разработке широкомасштабной повестки дня для охраняемых природных территорий на будущее» (IUCN, 2005)

Табл.7. Результаты, на достижение которых направлен принятый V Конгрессом парков Дурбанский План действий (Дурбанский аккорд, 2004)


  1. ООПТ вносят максимально возможный вклад в сохранение биоразноообразия

  2. ООПТ вносят максимально возможный вклад в осуществление перехода к устойчивому развитию

  3. Создание глобальной системы ООПТ, взаимодействующей с окружающими территориями и акваториями

  4. Повышение эффективности функционирования ООПТ

  5. Признание прав коренных народов, включая кочевников, и местного населения на пользование природными ресурсами и сохранение биоразнообразия

  6. Вовлечение молодых в дело охраны природы

  7. Рост общественной поддержки ООПТ

  8. Совершенствование механизмов управления ООПТ

  9. Значительное увеличение финансовой поддержки ООПТ

  10. Совершенствование информирования и просвещения населения относительно охраняемых территорий и их значения для общества

Во многих частях мира ООПТ рассматриваются как барьер для той или иной деятельности, а то и способ притеснения местного населения. Часто на ООПТ, или окружающих ее землях проживает много малообеспеченных людей, и эти территории служат для них жизненно важными источниками существования. В то же время, местные жители нередко исключены из процесса принятия решений по вопросам, связанным с созданием и функционирование ООПТ. Отмечались случаи, когда местных жителей насильно выселяли с этих территорий. Как результат, охраняемые территории традиционно не рассматривались в контексте выполнения задач развития или в повышении благосостояния местных жителей. На Конгрессе подчеркивалось, что ООПТ не смогут выполнять свои главные задачи по сохранению природных экосистем, биоразнообразия, природного и, связанного с природным окружением, культурного наследия, если не будут получить поддержку общества, в первую очередь местного населения. В одном из центральных докладов Конгресса профессор Адриан Филлипс (Великобритания) представил новую парадигму развития ООПТ в мире.



Табл.8 Новая парадигма ООПТ в XXI веке (Адриан Филлипс, 2004)


Тема

Как это было: ООПТ были…

Как это будет: ООПТ будут…

Задачи

Выделены для охраны природы
Созданы преимущественно для защиты диких животных или красивых ландшафтов
Управлялись преимущественно для посетителей и туристов
Ценны как участки девственной природы

Для охраны

Функционировать также и для решения социальных и экономических задач
Преимущественно создаваться в силу научных, социальных и экономических причин
Для туризма, который поможет местной экономике
Являться общественно-культурными ценностями в качестве участков девственной природы
функционировать для восстановления и реабилитации нарушенных участков

Руководство

Управляется федеральным правительством

Управляется несколькими партнерскими органами

Местное население

Созданы и функционировали в противостоянии интересам людей
Управлялись без учета мнений местного населения

Управляться совместно с местными жителями, для них и, в ряде, случаев ими
Функционировать, в том числе, для удовлетворения потребностей местных жителей

Более широкий контекст

Развивались отдельно

Управлялись как «острова»

Создаваться как часть национальной, региональной или международной систем
Развиваться как «сети» (ядра строгой охраны, буферные зоны, соединенные зелеными коридорами)

Восприятие обществом

Рассматривались только как национальное достояние
Предметом обеспокоенности на национальном уровне

Рассматриваться и как достояние местных сообществ
Предметом обеспокоенности и на международном уровне

Управленческие подходы и решения

Ответные меры в короткий промежуток времени
Технократическое принятие решений

Адаптивное управление

«Полит корректное» принятие решений

Кадры для управления

Управлялись учеными и экспертами в области природных ресурсов

Лидерство экспертов

Управляться разносторонне-образованным персоналом
Учет местных знаний

Финансирование

За счет налогоплательщиков (государственных бюджетов)

Из различных источников

Эта парадигма, как ключевая идея, лежащая в основе формирующейся новой концепции охраняемых территорий, отражает изменения, которые в последние годы уже происходят в ООПТ мира. Первоначально, в большинстве стран мира обширные территории выделялись преимущественно для охраны природы и для того, чтобы предоставлять возможность посетителям наслаждаться красивыми пейзажами и встречами с представителями дикой природы на этих территориях. В табл. 3 ранее применявшиеся подходы обобщены в колонке «Как это было», а современные тенденции в развитии ООПТ, отраженны в колонке «Как это будет». Новая парадигма ООПТ широко обсуждалась, получила поддержку участников Конгресса и была включена в Дурбанский аккорд - принятые участниками «глобальные обязательства перед людьми и охраняемыми территориями Земли» (Дурбанский аккорд, 2004).

Конгресс в Дурбане призвал правительства и все иные организации, вовлеченные в тематику ООПТ, предпринять практические шаги, чтобы увязать задачи охраны природы и повышения благосостояния населения, сделать так, чтобы эта связь, а вернее, взаимозависимость, стала для людей понятной. При этом важно, чтобы в первую очередь те, кто принимает решения, от кого зависит развитие охраняемых территорий, поняли роль этих территорий, их возможности как для значительного снижения темпов сокращение биоразнообразия, так и их ценность для сохранения важнейших природных ресурсов и развития ряда отраслей. Например, благодаря ООПТ люди получают возможность пользоваться, как правило, за их пределами, чистой водой из рек, рыбными и охотничьими ресурсами, дарами леса, а также имеют здоровую среду для жизни, отдыха на природе и многое другое. При этом роль ООПТ часто не оценивается и не принимается во внимание теми, кто использует предоставляемые ими блага. На V Конгрессе парков это было на множестве примеров убедительно продемонстрировано. Как добиться понимания значимости ООПТ? Тут важны и просветительские программы, совместные, с учетом интересов и ООПТ, и местных жителей, программы устойчивого жизнеобеспечения населения, в которых особое места занимает устойчивый экологический туризм, а также вовлечение местных жителей в процесс принятие решений, связанных с развитием ООПТ.

Особое внимание уделено внедрению новых экономических механизмов, способных коренным образом изменить отношение людей к пользованию природными ресурсами и к ООПТ. Люди пьют воду из реки, вытекающей из заповедных лесов, и не задумываются о роли заповедника в том, что вода чиста и река полноводна. Сохраняемые заповедником экосистемы обеспечивают окружающие территории чистым воздухом и водой, депонируют углеводороды, способствуют повышению численности ценных в хозяйственном отношении видов животных, растений, поддерживают биоразнообразие, в том числе на сопредельных территориях, и тем оказывают человечеству столь необходимые, но неоцениваемые им «экосистемные услуги». Оценка стоимости этих услуг и внедрение за них платы должно привести общество к пониманию экономической ценности ООПТ. Этот экономический механизм уже работает в некоторых странах мира, особенно успешно в Латинской Америке. Компании, предприятия перечисляют средства за пользование природными ресурсами (даже если они используют их за пределами границ охраняемых территорий) в специальные фонды, через которые осуществляется, в том числе, финансирование ООПТ. Таким образом, подчеркивается, что общество не теряет деньги, отдавая их на содержание заповедных территорий, но оплачивает необходимую работу, которую выполняют ООПТ, сохраняя жизнеспособность природных экосистем. В России этот подход пока находится в стадии научных исследований и дискуссий в среде экономистов.


Основная часть приведенной выше статьи опубликована в сборнике: Россия в окружающем мире:2010. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика. Аналитический ежегодник. Москва, Издательство МНЭПУ, 2010

Данилина Н.Р. Роль заповедников в системе российских особо охраняемых природных территорий: история и современность. сс. 121-146