Новые возможности применения информационных технологий в открытых образовательных системах - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перспективы развития и применения информационных технологий в системах... 1 103.48kb.
Программа «Разработчик 1С» примерная программа дисциплины обмен данными... 1 125.28kb.
Приоритетный национальный проект «Образование» 2013 Критерий IV 1 54.95kb.
Карта анализа урока( по материалам ягпу, отдел образовательных информационных... 1 43.51kb.
Когнитивные технологии в компьютерных системах проектирования и анализе... 1 122.15kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 218.31kb.
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. 1 79.4kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 40... 9 1698.43kb.
1 область применения 1 227.11kb.
Кафедра информационных систем и технологий 1 89.38kb.
Программа дисциплины «Мировой рынок информационных технологий» 1 140.84kb.
Презентация. 1 слайд «Путешествие во времени» 1 33.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Новые возможности применения информационных технологий в открытых образовательных - страница №1/1



гЛАВА 7

Новые возможности применения

информационных технологий в открытых

образовательных системах
Открытые образовательные системы возникают не как нечто особое, уникальное, но как обобщение мировых и национальных (российских) тенденций и результатов деятельности традиционных образовательных систем по реализации провозглашенных целей и задач, принятых нормативных и правовых актов государств.

Так во Всемирной декларации об образовании признается, что образовательные потребности людей охватывают необходимый объем навыков, знания, ценностные установки и воззрения для целей выживания человека, развития его способностей, осуществления деятельности (в т.ч. профессиональной), соблюдения человеческого достоинства, всестороннего участия в развитии, принятия всесторонне взвешенных решений и т.д. В числе руководящих принципов образования (ЮНЕСКО) названа, например, глобальная перспектива в образовании, междисциплинарность, готовность человека участвовать в решении проблем своего общества, страны, осознание взаимозависимости.

Конвенция о техническом и профессиональном образовании ЮНЕСКО (2) еще более конкретно определяет цели профессионального образования, практически полностью отвечающие концепции открытого образования:


  • достижение обществом более широкой демократизации, социального, культурного и экономического прогресса, развитие вместе с тем потенциальных способностей отдельных лиц для активного участия в осуществлении этих задач;

  • уничтожение барьеров между уровнями и областями образования, между образованием и занятостью, между школой и обществом;

  • широкая профессиональная подготовка, облегчающая горизонтальную и вертикальную связь в рамках системы образования, между школой и работой, содействующая таким образом ликвидации всех форм дискриминации;

  • подготовка человека к тому, чтобы он учился постоянно, развивая умственные способности и практическое мастерство.

В Рекомендациях о развитии образования взрослых (ЮНЕСКО) в общем плане декларируются такие цели, как развитие критического понимания проблем и социальных изменений, формирование способности принимать активное участие в прогрессе общества для достижения социальной справедливости, освоения взглядов и форм поведения, содействующих всестороннему расцвету личности, осознание и осуществление различных способов коммуникаций и т.п.

В федеральных законах, посвященных образованию, содержатся требования к образованию, образовательным программам и содержанию образования: гуманистический характер, направленность на самоосуществление личности, развитие общества, на обеспечение адекватного мирового уровня общей и профессиональной культуры, удовлетворение потребностей в нравственном развитии.

Провозглашенные в конце XX столетия цели образования и востребованность открытого образования адекватным образом отвечают глобальным изменениям в уровне развития человеческой цивилизации.

Индустриальный этап развития оставил отпечаток сильного технологического обособления общностей людей (отдельные отрасли промышленности, специфические виды профессий, различные знаковые системы в сферах деятельности, полиморфная структура применяемых технических средств и т.п.). Изменение целей образования – это первый шаг, начальный этап в разрешении противоречий общественного развития в уходящем столетии.

Информационное постиндустриальное общество XXI века означает прорыв к новым социально-производственным отношениям, при которых определяющим началом общественной жизни становятся взаимоотношения людей, а основным производственным фактором – знания, содержанием труда – обработка, хранение и использование информации, главным источником новых технологий – фундаментальные науки. Возрастание индивидуального творческого труда, расширение рамок стандартизации производственных процессов, повышение степени и расширение масштабов междисциплинарного профессионального взаимодействия и широкое распространение информационных и деятельностных технологий потребуют не просто подготовки специалистов, а создания системы непрерывного образования от школьного до поствузовского.

Все сказанное подводит к одному из основных выводов, заключающемуся в том, что при всей необходимости проработки содержания образования, методов и средств ведения собственно образовательной деятельности, актуальным является систематическое изучение, практическое освоение технологий и методов осуществления деятельности и обеспечения существования современного человека (и общества в целом) в так называемой “виртуальной среде обитания”.

Информационное пространство становится настолько всеобъемлющим, а доступность – равновозможной, что потребность человека в информации все больше продвигается к разряду утилитарных. Уже видна тенденция преодоления кризиса “техногенной цивилизации” (нараставшая зависимость человека от технических средств, машин и механизмов), состоящая в мобилизации интеллектуального потенциала людей на решение проблем цивилизационного развития за счет обеспечения совместной деятельности, обмена идеями, мыслями, решениями. Таким образом. через посредство технических средств (компьютерных ресурсов и средств телекоммуникаций) устанавливается продуктивная зависимость людей между собой, принимаемых ими решений от других мнений, знаний и опыта.

Понимая всеобщность процессов современной технологической революции, следует теперь подойти к анализу возможностей и проблем применения информационных технологий в образовании.

В Основном рабочем документе Конгресса ЮНЕСКО “Образование и информатика” отмечено, что быстрое развитие и использование информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед мировым сообществом. Создание так называемых "информационных магистралей", безусловно, отразится на экономической, социальной, культурной и образовательной сферах и может коренным образом повлиять на формы правления, творчество, сотрудничество, обмен идеями и знаниями, равно как и на повседневную жизнь.

В области информационных и коммуникационных технологий деятельность ЮНЕСКО направлена на достижение следующих трех основных задач:

1) содействие применению информационных и коммуникационных технологий в целях свободного обмена информацией и нововведениями и эффективного управления в областях образования, науки, культуры и средств информации;

2) развитие международного сотрудничества по правовым, этическим и образовательным вопросам, касающимся воздействия информационных и коммуникационных технологий на социальную и культурную среду;

3) оказание помощи государствам - членам ЮНЕСКО, особенно развивающимся странам, в создании потенциала в области информации и коммуникации, в обеспечении доступа к новым областям применения информационных и коммуникационных технологий, а также в том, чтобы такие технологии не вели к отчуждению, как между обществами, так и внутри общества.

В пределах конкретного региона можно выделить ряд основных задач, определяющих направления, масштаб и виды применения современных информационных технологий, а именно:



  1. Создание территориальной распределенной среды телекоммуникационного взаимодействия с обеспечением эффективного доступа в общероссийскую и мировые сети.

  2. Формирование информационно-образовательной среды региона, ориентированной на удовлетворение конкретных образовательных потребностей населения в режиме открытого доступа.

  3. Освоение образовательными учреждениями новых образовательных технологий в форме “виртуальной среды обучения”.

  4. Целенаправленное распространение различных форм дистанционного образования.

  5. Создание интегрированных информационно-аналитических систем обеспечения управления образовательными учреждениями.

Основное содержание приведенных задач можно представить следующим образом.

В основе процессов открытого образования лежит многообразие видов и структур информации, свободный обмен ею в полном и неполном объеме, сокращение времени доступа к определенным источникам информации, асинхронный режим учебных взаимодействий по горизонтали и вертикали, получение исходных заданий и доставка выполненных заданий по указанному адресу и в обусловленный срок, общение большой группы участников учебного процесса в режиме общей “конференции”. Все это требует установления связи между различными участниками эти процессов. Традиционные виды связи: явочные, почтовые, телефонные - мало пригодны для эффективной образовательной деятельности и способны серьезным образом ослабить мотивацию обучаемых. Решением проблемы является организация телекоммуникационного взаимодействия на основе цифровых информационных каналов связи разной производительности и физической природы (проводные, волоконно-оптические и радио- каналы связи). Такие каналы связи в совокупности с оконечным и коммуникационным оборудованием, протоколами обмена и стратегиями администрирования составляют территориальную сеть, которая в сочетании с распределенными по накопителям (серверам) информационными ресурсами образует территориальную распределенную среду телекоммуникационного взаимодействия. При этом связи устанавливаются между компьютерами разных типов на основе таких программ, как, например: World Wide Web (составляющая основу современных систем Интернета, компьютерная программа World Wide Web разработана и выпущена на рынок в 1990 г. Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН), Женева) для облегченного доступа пользователей к документам мультимедиа или “страницам”, хранящимся в узлах WWW-сети в компьютерах, расположенных в других местах (учреждения, жилого дома, села, города, другой страны). Примечательно, что в качестве каналов связи могут выступать и телефонные каналы с традиционной адресацией и вызовом абонентов, соединяемые с компьютерами специальными устройствами связи (модемами).

Для осуществления в такой среде образовательной деятельности требуются определенным образом организованные информационные ресурсы, наполненные учебным содержанием, соответствующие дидактическим целям обучения по программам заданного уровня. Размещение учебных ресурсов, как правило, совпадает с сетью образовательных учреждений на территории. В этом случае речь уже идет о специально сформированной информационно-образовательной среде. Цель создания такой среды состоит в том, чтобы каждый желающий (обучающийся) смог получить доступ к ней и посредством ее (в рамках предметно-, объектно- или сферно- ориентированного образовательного пространства) приобрести знания. С этой точки зрения в состав информационно-образовательной среды следует включить самих обучающихся, а также и преподавателей. Тогда такая учебная среда дает уникальные возможности получения знаний как самостоятельно, так и под руководством или контролем.

Виртуальная среда обучения как новая форма образовательной технологии открывает для обучаемых и их наставников широкий набор возможностей и задач. Примером виртуальной среды обучения может являться программа (интерактивное приложение), обеспечивающая поддержку работы с математическими формулами и позволяющая обучаемым одновременно с использованием активного окна программы направлять свои наработки другим обучаемым и руководителям курсов непосредственно в процессе работы, либо в другое время. При замене формул на более сложные виртуальные объекты, например, изображения реальных объектов с присущими им свойствами, мультимедийными средствами может быть полностью воссоздана реальная обстановка определенной предметной деятельности с заданным сценарием развития событий. В таком случае обучаемый на основе зрительного и слухового восприятия может приобрести навыки поведения в аналогичной реальной (но виртуальной ) среде (а в более сложном варианте и изменения этой среды), действуя индивидуально или в группе, допуская ошибки и получая информацию о степени наказания за них. Таким образом, компьютерная программа, обслуживающая такое распределенное во времени и пространстве интерактивное взаимодействие может считаться интерактивной средой обучения.



Особые свойства компьютеров можно использовать для подкрепления процессов в виртуальной среде обучения по целому ряду относительно независимых измерений, таких как:

  1. Визуализация (оказание поддержки обучаемым в визуальном представлении исключительно абстрактных процессов и процедур за счет механизмов имитации, расчетов с использованием системы обозначений и других программ с графическим отображением).

  2. Диагностика (отделение “случайных” ошибок от тех, которые обеспечивают статистические подтверждения неспособности понять ключевые концепции или овладеть основными навыками, прослеживая работу обучаемых по родственным задачам ).

  3. Исправление недостатков и восполнение пробелов (концентрация работы на тех областях, которые обучаемый, обучающий или программа диагностировали как требующие внимания, обеспечивая при этом обучаемым систематически широкий доступ к соответствующей информации или проводя повторение по слабо усвоенным навыкам).

  4. Осмысление (содействие обучаемым в систематическом осмыслении того, что они выучили, в анализе своих процессов и результатов обучения, предоставляя им доступ к записям собственных прошлых работ, ответов сверстников, установок и реакций обучающих и систем, с которыми они работали, а также обеспечивая их средствами для аннотации и организованной записи такой работы).

  5. Поддержка памяти (формирование у обучаемых уверенности в собственных силах, для обеспечения большей селективности и концентрации на подлежащей запоминанию в то или иное время информации, за счет предоставления широкого доступа к их прошлой работе с компьютером с соответствующими механизмами поиска, поддерживая таким образом большую познавательную экономию со стороны обучаемого).

  6. Вариация опоры (динамическое изменение уровня опоры (установок, индивидуальной поддержки), обеспечиваемой обучаемым, путем отслеживания успехов в обучении и поддержания диалога человека или системы с обучаемым).

  7. Создание гипотетических ситуаций (предоставление возможности обучаемым создавать нереальные ситуации в имитационном моделировании или нарушать законы в символических системах суждений, для создания дополнительной мотивации к исследованию фундаментальных принципов тех или иных формальных научных, математических и других моделей ).

  8. Путешествие во времени (формирование у обучаемого системно-логического подхода к выработке собственных суждений, упорядочение имеющихся у него представлений о внешнем мире, путем концентрации внимания на основных вопросах хронологии и причинности, способствуя при этом организации “путешествия во времени” как чего-то само собой разумеющегося в имитациях и базах данных).

  9. Автономия (предоставление обучаемому больших возможностей контроля над степенью воздействия внешних факторов на процесс обучения, путем создания механизмов учета мнения и запросов обучаемого при разработке учебных программ).

  10. Ритм работы (усиление мотивации при последовательностях учебной деятельности на такие более длительные периоды времени, как семестры и годы, путем фиксации объемов заданий в “часах” на основе запланированной работы контингента обучаемых или соответствующего построения обучения).

  11. Поливариантная избыточность (предоставление возможности разнородным группам обучаемых изучать одно и то же содержание учебного плана с учетом присущих им стилей усвоения знаний и предпочтений к восприятию среды за счет кодирования одних и тех же учебных материалов с использованием различных элементов среды).

  12. Мотивация (расширение возможностей усиления мотивации за счет формирования индивидуальных личностно-ориентированных траекторий учебного процесса, позволяющих непосредственно решить вопросы внутренней и внешней мотивации обучаемого).

  13. Групповая работа (предоставление возможности обучаемым работать по группам в синхронном или асинхронном режимах и перенимать друг у друга навыки обучения более высокого порядка за счет соответствующей программно-методической поддержки состязательной, совместной или взаимодополняющей деятельности).

  14. Интеграция знаний (предоставление обучаемым возможности интегрировать различные знания, приобретенные в разное время, на основе и в рамках хронологического подхода к разработке учебных компьютерных программ с преднамеренной избыточностью средств и планируемым использованием обучаемыми поддержки памяти).

  15. Адаптированный доступ (расширение доступа для обучающихся, которые не в состоянии пользоваться традиционными способами обучения в классе из-за особых обстоятельств социального или физического характера, за счет включения различных вспомогательных элементов в интерфейсы обучаемых, а также введения автономии и личного ритма работы для каждого отдельного обучаемого) (3).

Полные возможности среды, неограниченной конкретным временем и местом и наделенной способностью сохранять события прошлого и прогнозировать будущее развитие процессов, еще не раскрыты широко и пока, к сожалению, медленно на серьезном уровне изучаются, осмысливаются и осваиваются педагогами средней и высшей школ, тогда как актуальность этого очевидна специалистам в области телекоммуникаций и компьютерных технологий общего применения. И в данном случае мы приходим к необходимости междисциплинарного взаимодействия разных специалистов.

В документе ЮНЕСКО “Открытое и дистанционное обучение: перспективы и вопросы политики” (1997) отмечается, что дистанционное образование широко используется на уровне высшего образования в рамках открытых университетов с заочным обучением, которые организуют образовательные программы и позволяют получить степени, эквивалентные обычному университету. Однако с точки зрения концептуальных представлений об открытом образовании в широком смысле (не только заочном) более приемлемым является определение дистанционного образования, учитывающее сложившиеся в настоящее время черты и варианты организации дистанционного образования.

Дистанционное образование - это синтетическая, интегральная гуманитарная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению” (1).

Общепризнанными на сегодняшний день в России и во всем мире, являются следующие основные характеристические признаки дистанционного образования:

- комплекс образовательных услуг;

- охват широких слоев населения в стране и за рубежом;

- использование специализированной информационно- образовательной среды;

- опора на современные средства обмена учебной информацией на любом расстоянии.

Таким образом, использование методов дистанционного образования позволяет получать (доставлять) полноценное образование по месту жительства или работы без отрыва от основной деятельности. В зависимости от развитости имеющихся в наличии средств связи и величины финансовых ресурсов могут быть выбраны те или иные технические и информационно-вычислительные средства.

Реализация адекватных современным условиям функциональных и организационных моделей для обеспечения управления образовательными учреждениями требует информационной поддержки, которая должна опираться на информационно-аналитический характер системы, на современные сетевые информационные технологии, собственно на компьютерные сети, соответствующие методические, инструментальные программные средства. С учетом опыта создания, прежде всего вузовских систем и корпоративных сетей, освоения так называемых интранет - технологий и технологий создания промышленных информационных систем разработка интегрированных информационно-аналитических систем управления становится не только актуальной, но и вполне реальной задачей.

Осуществление на практике приведенных выше задач хотя и необходимо, но все же является трудно выполнимым комплексом работ, требующим больших затрат финансовых и материальных ресурсов. На территории должны для этого разрабатываться целевые программы, предусматривающие поддержку бюджетов разных уровней (федерального, регионального, муниципального), вложения внебюджетных средств образовательных учреждений и спонсорскую помощь. Такой опыт имеется в Новгородской области и, в частности, в Новгородском государственном университете (НовГУ).

В ходе реализации концепции информатизации и программы развития университета за несколько лет удалось выполнить работы по следующим направлениям:

1. Информатизация процесса обучения.

2. Информатизация научных исследований.

3. Информатизация процессов управления вузом.

4. Создание современной телекоммуникационной и информационной среды.

5. Создание организационной инфраструктуры обеспечения процесса информатизации.

6. Оснащение техническими средствами информатизации.

Ниже представлены основные результаты деятельности НовГУ по применению новых информационных технологий (НИТ) как внутри университета, так и за его пределами по каждому из перечисленных направлений.

1) Информатизация процесса обучения

Главным результатом работ по этому направлению можно считать начало широкого внедрения НИТ практически по всем направлениям подготовки специалистов в НовГУ. В целом ряде курсов внедрены компьютерные системы тестирования квалификации и знаний. Выполнены собственные разработки компьютерных обучающих программ и комплексов по различным предметам. Разработаны инструментальные средства проектирования и создания обучающих систем на основе мультимедиа технологий. Разработаны и выпущены в тираж информационно-образовательные CD ROM диски (“Господин Великий Новгород”, “Услыши Глас мой”, “Славяне”, “Ботаника” и другие). Созданы и размещены на серверах НовГУ образовательные Интернет-ресурсы по истории, культуре, физике, медицине, праву и другим областям науки.

2) Информатизация научных исследований

Основные работы по этому направлению состояли в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области информатизации обучения, научно-методической поддержке процесса информатизации общего и высшего образования в Новгороде, в развитии научно-исследовательских работ по созданию информационных сред и информационных ресурсов. Ученые НовГУ получили возможность использовать НИТ (удаленный доступ к высокопроизводительным вычислительным национальным и мировым серверам, базам данных и знаний, компьютерное моделирование процессов и др.) в проведении своих исследований по самым различным областям науки. Значительные результаты и положительный опыт получены при выполнении университетских и региональных телекоммуникационных и информационных проектов. Разработаны и выполнены проекты создания компьютерных сетей в большинстве зданий НовГУ.

3) Информатизация процессов управления вузом

Выполнен целый ряд проектов по разработке программных систем, среди которых наиболее важными являются следующие системы:


  • внесения, учета и хранения приказов по университету;

  • формирования штатного расписания и учета кадров;

  • подготовки и учета решений Ученого Совета университета;

  • учета и ведения контингента студентов;

  • учета контингента абитуриентов и зачисления студентов;

  • начисления стипендии на основании данных о контингенте;

Разработан официальный информационно-справочный Интернет-сервер университета.

4) Создание современной телекоммуникационной и информационной среды

Значительную часть работ по направлению отражают результаты участия НовГУ в таких программах, как: "Информационные сети высшей школы" (программа Минобразования России); "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" (межведомственная программа Миннауки России, Минобразования России, Российского фонда фундаментальных исследований); "Создание "Интернет центров" в университетах России" (программа Минобразования России совместно с Фондом Сороса).

Главным результатом работ является создание мощной телекоммуникационной инфраструктуры НовГУ, которая стала основой для региональной сети образования, науки, культуры и здравоохранения.

Магистральной основой сети каждого университетского корпуса (соответственно института или факультета) служит структурированная кабельная система, построенная в соответствии с международными стандартами, что обеспечивает поддержку большого числа сетевых технологий, масштабируемость сети, высокий уровень надежности, удобство эксплуатации.

В качестве каналов передачи данных внутри города используются выделенные телефонные линии, радиоканалы, оптоволоконные каналы. Общее число точек подключения в корпоративной компьютерной сети университета составляет более 700. Имеется внешний Интернет канал до Москвы, обслуживающий потребности университета и региональной сети образования.

Все работы по монтажу и инсталляции компьютерных кабельных систем НовГУ выполняются только профессиональными специалистами на основе разработанных и утвержденных общих и отдельных технических проектов.

В результате осуществления проекта открытия Интернет-центра в НовГУ был создан мощный телекоммуникационный узел, современная веб-лаборатория, два класса коллективного доступа к Интернет (50 рабочих станций). Благодаря университетскому Интернет-центру новгородцы имеют уникальную возможность свободно работать с ресурсами Интернет в публичных классах коллективного доступа. Сейчас такие классы действуют в областной и городской библиотеках, в школах, в больницах, в музее. Общее число мест свободного коллективного доступа к Интернет в Новгороде около 200. Всем пользователям корпоративной сети предоставляется возможность иметь свой персональный электронный почтовый адрес и домашнюю страницу на университетском сервере.

Университетский Интернет-центр является инициатором и координатором проекта создания Новгородской региональной сети науки, образования и культуры, в выполнении которого участвуют более двадцати организаций.

5) Создание организационной инфраструктуры обеспечения процесса информатизации НовГУ

Создание организационной инфраструктуры обеспечения процесса информатизации НовГУ шло по пути образования высокопрофессиональных подразделений, которые берут на себя основную нагрузку по выполнению проектов. Ведущую роль среди них выполняет Новгородский областной центр новых информационных технологий.

6) Оснащение техническими средствами информатизации

В настоящее время используется более 700 персональных компьютеров, свыше 600 из которых объединены в общую корпоративную сеть, распределенную по различным университетским зданиям. В учебном процессе задействовано 18 компьютерных классов. Сетевые службы поддерживаются 11 серверами, имеющими общее дисковое пространство объемом в 150 гигабайт.

Приведенные возможности и существующий опыт применения информационных технологий позволяет сделать реальной перспективу создания эффективно действующих систем открытого образования.


Литература


  1. Андреев А.А. Международный институт экономики и права.

  2. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.,1993.

  3. Tim O'Shea and Eileen Scanlon, Virtual learning Environments and the Role of the Teacher: Report of a UNESCO/Open University International Colloquium, pp. 14 - 16, Paris/Milton Keynes, United Kingdom, UNESCO/Open University Institute of Educational Technology, 1997 (Mimeo.).