Нормативно – правовые основы выявления в образовательных учреждениях несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Раннее выявление в образовательных учреждениях несовершеннолетних... 1 141.83kb.
«Нормативно-правовые и теоретические основы воспитания и дополнительного... 1 347.58kb.
Аналитическая справка о работе Отделения по профилактике правонарушений... 1 86.45kb.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... 3 1457.2kb.
Нормативно-правовые акты о науке и государственной научно-технической... 40 4578.71kb.
Модель федерального государственного контроля качества образования... 1 216.71kb.
Создание Комиссии по делам несовершеннолетних уходит корнями в первые... 1 172.59kb.
При выборе военного училища необходимо учесть 1 42.03kb.
Сведения об оказании платных образовательных услугах в дошкольных... 1 102.83kb.
Закон об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов... 1 83.73kb.
Мердеевой Людмилы Ивановны, учителя исторического краеведения и основ... 1 67.93kb.
Особенности поэтики пародирования в тетралогии м. Алданова 1 120.07kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Нормативно – правовые основы выявления в образовательных учреждениях несовершеннолетних - страница №1/1

Рекомендации

для педагогов и работников образовательных учреждений

«Раннее выявление в образовательных учреждениях несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества. Меры педагогического реагирования при выявлении несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами»
I. Нормативно – правовые основы выявления в образовательных учреждениях несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами
Согласно п.7 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» одной из основных задач государства в сфере образования является всесторонняя забота о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов.

В целях повышения эффективности деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков разработаны «Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» (Письмо N ВФ-1376/06 от 21 сентября 2005 г.).

Согласно данным Рекомендациям, органы управления образованием, образовательные учреждения в пределах своей компетенции:

1. Выявляют обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача и совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, ведут учет таких обучающихся, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу в целях оказания им педагогической, психологической, социальной, медицинской, правовой помощи, предупреждения совершения ими преступлений, правонарушений и антиобщественных действий.

2. Незамедлительно информируют органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотиков:



  • о выявлении родителей (иных законных представителей) обучающихся и иных лиц, вовлекающих обучающихся в совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

  • о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных обучающимися либо совершенных иными лицами на территории образовательных учреждений.

3. Закрепляют за конкретными работниками органов управления образованием и образовательных учреждений функции по координации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

4. Принимают меры по обеспечению охраны территории образовательных учреждений, ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательного учреждения посторонних лиц.

5. Включают в уставы и локальные акты образовательных учреждений положения, регламентирующие организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

6. Обеспечивают:



  • разработку и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях;

  • организацию правовой пропаганды, информационно – просветительской работы с обучающимися и работниками образовательных учреждений, родителями (иными законными представителями) обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

7. Обеспечивают по согласованию с органами внутренних дел и органами по контролю за оборотом наркотиков участие педагогов и психологов в допросах несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых в соответствии со ст. 191 и 425 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, а также опроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в соответствии со ст. 25.2 и 25.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
II. Возрастные характеристики накопления интереса к наркотическим средствам
8-10 лет – интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способы употребления.

О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют, с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания).

11–13 лет – основной интерес вызывает возможность употребления легких наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании. Пробовали наркотик немногие – из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают много, информация черпается из опыта знакомых или из рассказов. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих, неорганизованным досугом. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства, именно они оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ.



14–16 лет – наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Опыт знакомства с наркотиками на дискотеке, молодёжной вечеринке, в компании друзей – в изолированных от влияния взрослых пространствах.

По отношению к наркотикам формируются 3 группы:



  1. «Употребляющие и втягивающие других» - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости, уверенности и силы. Среди членов этой группы много лидеров. Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности ли быть продиктовано негативными стремлениями: нанесением вреда, материальной выгодой и т.д.

  2. «Употребляющие, но понимающие опасность» - не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идёт на сознательное саморазрушение.

  3. «Радикальные противники» - самая малочисленная группа, их позиция: «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу» - многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности. Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще – на эмоциональном отражении. Во втором случае «грамотный наркоман» может поколебать уверенность радикального противника.

  4. «Равнодушные противники» - входящие в эту группу отказываются от наркотиков при допущении их употребления другими: «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться – их дело».

  5. «Не определившие своего отношения к наркотикам» - Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.

16–18 лет – группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.
III. Общие признаки употребления наркотиков
Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются:

Резкие перепады настроения - энтузиазм, веселость сменяются безразличием, доходящим до апатии. Отмечаются: утомляемость, слабость, сонливость, приступы раздражительности, нетерпимости, агрессивности, плачь без повода.

Меняется ритм сна - днем подросток может быть сонливым, а вечером бодрым. Ложится спать очень поздно.

Меняются ритм и манера еды - подросток может длительное время отказываться от еды, ссылаясь на отсутствие аппетита, а порой готов съесть большое количество пищи. При этом он набрасывается на еду, не прожевывает, а глотает большими кусками («волчий аппетит»).

Зрачки - они или очень узкие («игольное ушко») или очень широкие («тарелки»). Самое главное, что они почти не реагируют на свет. Это можно заметить, если подвести ребенка из темноты к свету.

Следы от уколов в различных местах тела - чтобы скрыть от окружающих следы уколов, подростки делают инъекции в такие места, которые легко спрятать под одеждой. Часто дети маскируют уколы искусственным расчесыванием. Нередко подростки носят в любую погоду одежду с длинными рукавами.

Резко меняется отношение к жизни - школьные и домашние дела подростка не интересуют. Он может забросить любимое дело, прекращает дружбу со старыми друзьями. О новых друзьях старается ничего не говорить. От вопросов уходит, больше молчит.

Меняется манера разговора - на вопросы отвечает после долгих пауз. Он может что-то делать или даже говорить, но ответа на вопрос так и не давать. Или просто молчать. Это значит, что он не слышит вопрос, его «здесь нет».По телефону он много не говорит, пользуется отрывочными фразами: «Где? Когда? Сколько?». И если вы начнете расспрашивать его по поводу звонка, то он начнет кричать, обвинять Вас в том, что лезете в его жизнь и мешаете ему.

Появление в речи обилия жаргонных слов - такое впечатление, что ребенок говорит на чужом непонятном языке.

Меняется внешний вид - сначала имитируются наколки, появляются странные прически. Одежда, тело могут быть грязными, подростка трудно заставить помыться. Наступает полное безразличие к внешнему виду.

Слезы, слюнотечение, насморк - внешне напоминают симптомы гриппа.

Сухость во рту - в связи с этим также появляется привычка сплевывать.

Поглаживание тела, потягивания, желание распрямиться - это происходит из-за скованности мышц, болей в суставах, головной боли.

Исчезновение из квартиры предметов и денег - подросток может упорно доказывать, что он не брал их, будет при этом клясться.

Появление у подростка денег, часто крупных - ситуация, когда подросток начинает продавать наркотики, чтобы обеспечить свою потребность в них.

Лживость

Странное поведение - оно может проявляться в различных формах. Например, Вы разговариваете со своим сыном (дочерью) и вдруг понимаете, что он (она) Вас не слышит. Глаза открыты, вроде бы направлены в Вашу сторону, и никакой реакции, и подросток замолкает на полуслове и затихает, как будто спит с открытыми глазами. Может заснуть с куском во рту.
IV. Специфические признаки употребления различных видов наркотиков


  1. Каннабис (препараты конопли)

    • Марихуана – высушенное растение (травка, план, дудка, шала, шмаль)

    • гашиш - смола каннабиса (анаша, план, хэш, пластилин, киф, афган, ливанец и т.д.). по консистенции может быть гранулированным или однородным, сухим или рыхлым, пластичным или твёрдым. Гашишу часто придают форму колбасок, лепёшек или плоских кружков.

    • экстракт конопли – сиропообразный раствор черного или чёрно – коричневого цвета с неприятным запахом (гашишное масло, жидкая конопля). Экстракт обычно смешивается с табаком для курения.


Способы применения:

- Курение – основной способ;

-гашиш иногда пьют как чай, проглатывая мелкие частички;

-гашиш также смешивают с сахаром, специями, маслом, получая особого рода сладость под названием «давамеск».



Интоксикация коноплей:

Интоксикация начинается через несколько минут и продолжается несколько часов


Физиологические симптомы


  • Большие, расширенные зрачки

  • Конъюнктивит (красные глаза)

  • Опухшие веки

  • Учащенный пульс и повышенное кровяное давление

  • Сухие рот

  • Тошнота и рвота

Психические симптомы


  • Нарушение связности мышления

  • Ухудшение памяти

  • Искажение восприятия времени (сложности с оценкой скорости течения времени)

  • Эйфория, сопровождаемая хихиканьем

  • Дезориентация, а в тяжелых случаях – беспокойство или галлюцинаторные расстройства и агрессивность

Что искать?

Рулоны бумаги, сухие растения, папиросы



  1. Опиаты (опиум - свернувшийся млечный сок опийного мака)

Героин – светлый порошок с оттенками от белого или светло – серого до коричневого, по консистенции напоминает пшеничную муку.

Курительный героин похож на маленькие серовато – белые или коричневые камешки



Способы применения:

- Курение в специальных трубках


- В виде таблеток, настоек

- Инъекции

- Вдыхание

Интоксикация опиатами:

Физиологические симптомы

Суженные или очень узкие зрачки, тяжелый взгляд


  • Полуприкрытые глаза

  • Влажная, холодная кожа

  • Плохие зубы

  • Затруднено сохранение прямой осанки

  • Тошнота и рвота

  • Замедленный пульс и пониженное кровяное давление

  • Редкое дыхание, при тяжелых передозировках возможен паралич дыхания, быстрая смерть

Психические симптомы

Апатия или оцепенение, при высокой степени интоксикации – кома


  • Невнятная речь

  • Затруднение речевого контакта

  • Снижение болевой чувствительности

  • Искаженное восприятие времени и пространства

Что искать?

Метки от игл, шприцы



  1. Психостимуляторы

    • кокаин - это белый порошок с горьким вкусом и отчётливо ощущаемым эффектом «замораживания» при пробе на язык (снег)

    • амфетамин – белый порошок, иногда с оттенком желтого, коричневого или серого цвета (федор, фен)

    • метамфетамин – разновидность амфетамина, но с более сильным действием. Изготавливается в виде белого порошка, иногда в виде прозрачной кристаллической формы, под названием «айс»

Способы применения

- Жевание


- Ингаляции

- Заваривание чая

- Инъекционно

- Глотание

- Курение

Интоксикация психостимуляторами

Физиологические симптомы

Расширенные зрачки


  • Повышенная температура тела и потливость

  • Истощение

  • Сухость во рту, часто сопровождаемая чмокающими звуками при попытках повысить отделение слюны

  • Судороги и эпилептические припадки (при больших дозах)

  • Тремор и подергивания мышц, искажающие выражение лица и ухудшающие мелкую моторику

Психические симптомы

Нервозность


  • Раздражительность

  • Изменчивость хода мыслей с бессвязной речью

  • Тревога и паника

  • Помрачение сознания (в тяжелых случаях – параноидный психоз)

Что искать?

Пилюли, капсулы, таблетки, порошок, шприцы, следы инъекций.



  1. Галлюциногены

натуральные

  • псилоцибин (из отдельного вида грибов)

синтетические

  • ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) – синтетический наркотик в виде белых кристаллов

  • Экстази – белый порошок, в виде таблеток или капсул

Способы применения

- Глотание маленькими кусочками


- В виде таблеток, марок, которые легко растворяются в воде

- Курение (фенциклидин) в смеси с табаком или марихуаной

- Инъекционно

Интоксикация галлюциногенами

Физиологические симптомы

Расширенные или нормальные зрачки


  • Учащенный пульс

  • Повышенное кровяное давление

  • Тремор

  • Тошнота

  • Озноб

  • Мышечные спазмы

  • Нарушения координации

  • Частое (иногда поверхностное) дыхание

  • Кома (фенциклидин, кетамин)

  • Полное отсутствие болевой чувствительности (фенциклидин, кетамин)

Психические симптомы


  • Разорванность мышления

  • Взрывная непредсказуемая агрессивность

  • Затруднения со вступлением в общение

  • Пассивность

  • Замедленная

невнятная речь

  • Провалы в памяти

  • Возбудимость

  • Бред преследования

Что искать?

Капсулы, таблетки, квадраты промокательной бумаги, марки


V. Алгоритм действий педагогов и администрации учебного заведения при подозрении, что подросток находится на территории образовательного учреждения в состоянии наркотического опьянения


  1. Удалить учащегося из класса и по возможности изолировать его от остальных обучающихся до приезда родителей или законных представителей.

  2. Незамедлительно поставить в известность руководство образовательного учреждения.

  3. Вызвать медицинского работника учебного заведения для определения по видимым признакам состояния одурманивания у подростка.

  4. В случае, когда состояние подростка расценено как состояние наркотического опьянения, незамедлительно известить о случившемся родителей или законных представителей.

  5. Информировать родителей о государственных медицинских учреждениях, оказывающих квалифицированную наркологическую помощь несовершеннолетним.

  6. Освидетельствовать несовершеннолетнего на состояние наркотического опьянения в государственном медицинском учреждении возможно только с согласия и в присутствии родителей или законных представителей.

  7. В случае передозировки наркотическими веществами или общего ухудшения состояния здоровья несовершеннолетнего незамедлительно вызвать бригаду врачей скорой медицинской помощи.

  8. При совершении подростком хулиганских действий прибегнуть к помощи сотрудников правоохранительных органов.

  9. Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены на внутришкольный учет.

  10. О каждом выявленном факте потребления обучающимися наркотических средств или психотропных веществ сообщать в территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.


VI. Алгоритм действий педагога при возникновении подозрения периодического потребления несовершеннолетним наркотиков


  1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) несовершеннолетнего.

  2. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра – нарколога, работника правоохранительных органов.

  3. Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом – наркологом.

  4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в данном направлении.


VII. Организации и учреждения, которые могут оказать помощь в решении проблем, связанных с наркоманией
1.Областной наркологический диспансер: г. Вологда, ул. Набережная VI Армии, 139. тел. 72-04-08

2. Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Вологодской области: г. Вологда, ул. Ленина, 15. тел.

78-63-63


Межрайонные отделы: г. Череповец – тел. 55-88-33; г. Великий Устюг – тел. 2-85-84; г. Устюжна – тел. 2-25-25.

3. Детская подростковая наркологическая служба: г. Вологда, ул. Северная, 6. тел. 27-73-76

4. Экстренная психологическая служба (с 17 до 5 часов утра): тел. 53-18-61

5. Служба «телефон доверия» (с 17 до 7 часов утра): тел. 54-00-15

6. Вологодский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями: г. Вологда, ул. Щетинина, 17 а. тел. 53-39-47

7. Центр социальной помощи семье и детям: г. Вологда, ул. Энгельса, 61. тел. 54-39-47

8. Центр медико – психологической помощи: г. Вологда, ул. Псковская, 11в. тел. 52-37-13, 52-35-03