страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Нормативно – правовые основы выявления в образовательных учреждениях несовершеннолетних - страница №1/1
Рекомендации для педагогов и работников образовательных учреждений «Раннее выявление в образовательных учреждениях несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества. Меры педагогического реагирования при выявлении несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами» В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» одной из основных задач государства в сфере образования является всесторонняя забота о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов. В целях повышения эффективности деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков разработаны «Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» (Письмо N ВФ-1376/06 от 21 сентября 2005 г.). Согласно данным Рекомендациям, органы управления образованием, образовательные учреждения в пределах своей компетенции: 1. Выявляют обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача и совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, ведут учет таких обучающихся, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу в целях оказания им педагогической, психологической, социальной, медицинской, правовой помощи, предупреждения совершения ими преступлений, правонарушений и антиобщественных действий. 2. Незамедлительно информируют органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотиков:
3. Закрепляют за конкретными работниками органов управления образованием и образовательных учреждений функции по координации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях. 4. Принимают меры по обеспечению охраны территории образовательных учреждений, ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательного учреждения посторонних лиц. 5. Включают в уставы и локальные акты образовательных учреждений положения, регламентирующие организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях. 6. Обеспечивают:
7. Обеспечивают по согласованию с органами внутренних дел и органами по контролю за оборотом наркотиков участие педагогов и психологов в допросах несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых в соответствии со ст. 191 и 425 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, а также опроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в соответствии со ст. 25.2 и 25.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. II. Возрастные характеристики накопления интереса к наркотическим средствам 8-10 лет – интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способы употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют, с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих, неорганизованным досугом. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства, именно они оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ. 14–16 лет – наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Опыт знакомства с наркотиками на дискотеке, молодёжной вечеринке, в компании друзей – в изолированных от влияния взрослых пространствах. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:
16–18 лет – группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными. III. Общие признаки употребления наркотиков Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются: Резкие перепады настроения - энтузиазм, веселость сменяются безразличием, доходящим до апатии. Отмечаются: утомляемость, слабость, сонливость, приступы раздражительности, нетерпимости, агрессивности, плачь без повода. Меняется ритм сна - днем подросток может быть сонливым, а вечером бодрым. Ложится спать очень поздно. Меняются ритм и манера еды - подросток может длительное время отказываться от еды, ссылаясь на отсутствие аппетита, а порой готов съесть большое количество пищи. При этом он набрасывается на еду, не прожевывает, а глотает большими кусками («волчий аппетит»). Зрачки - они или очень узкие («игольное ушко») или очень широкие («тарелки»). Самое главное, что они почти не реагируют на свет. Это можно заметить, если подвести ребенка из темноты к свету. Следы от уколов в различных местах тела - чтобы скрыть от окружающих следы уколов, подростки делают инъекции в такие места, которые легко спрятать под одеждой. Часто дети маскируют уколы искусственным расчесыванием. Нередко подростки носят в любую погоду одежду с длинными рукавами. Резко меняется отношение к жизни - школьные и домашние дела подростка не интересуют. Он может забросить любимое дело, прекращает дружбу со старыми друзьями. О новых друзьях старается ничего не говорить. От вопросов уходит, больше молчит. Меняется манера разговора - на вопросы отвечает после долгих пауз. Он может что-то делать или даже говорить, но ответа на вопрос так и не давать. Или просто молчать. Это значит, что он не слышит вопрос, его «здесь нет».По телефону он много не говорит, пользуется отрывочными фразами: «Где? Когда? Сколько?». И если вы начнете расспрашивать его по поводу звонка, то он начнет кричать, обвинять Вас в том, что лезете в его жизнь и мешаете ему. Появление в речи обилия жаргонных слов - такое впечатление, что ребенок говорит на чужом непонятном языке. Меняется внешний вид - сначала имитируются наколки, появляются странные прически. Одежда, тело могут быть грязными, подростка трудно заставить помыться. Наступает полное безразличие к внешнему виду. Слезы, слюнотечение, насморк - внешне напоминают симптомы гриппа. Сухость во рту - в связи с этим также появляется привычка сплевывать. Поглаживание тела, потягивания, желание распрямиться - это происходит из-за скованности мышц, болей в суставах, головной боли. Исчезновение из квартиры предметов и денег - подросток может упорно доказывать, что он не брал их, будет при этом клясться. Появление у подростка денег, часто крупных - ситуация, когда подросток начинает продавать наркотики, чтобы обеспечить свою потребность в них. Лживость Странное поведение - оно может проявляться в различных формах. Например, Вы разговариваете со своим сыном (дочерью) и вдруг понимаете, что он (она) Вас не слышит. Глаза открыты, вроде бы направлены в Вашу сторону, и никакой реакции, и подросток замолкает на полуслове и затихает, как будто спит с открытыми глазами. Может заснуть с куском во рту. IV. Специфические признаки употребления различных видов наркотиков
Способы применения: - Курение – основной способ; -гашиш иногда пьют как чай, проглатывая мелкие частички; -гашиш также смешивают с сахаром, специями, маслом, получая особого рода сладость под названием «давамеск». Интоксикация коноплей: Интоксикация начинается через несколько минут и продолжается несколько часов Физиологические симптомы
Психические симптомы
Что искать? Рулоны бумаги, сухие растения, папиросы
Героин – светлый порошок с оттенками от белого или светло – серого до коричневого, по консистенции напоминает пшеничную муку. Курительный героин похож на маленькие серовато – белые или коричневые камешки Способы применения: - Курение в специальных трубках- В виде таблеток, настоек - Инъекции - Вдыхание Физиологические симптомыСуженные или очень узкие зрачки, тяжелый взгляд
Психические симптомыАпатия или оцепенение, при высокой степени интоксикации – кома
Что искать? Метки от игл, шприцы
Способы применения- Жевание- Ингаляции - Заваривание чая - Инъекционно - Глотание - Курение Интоксикация психостимуляторамиФизиологические симптомыРасширенные зрачки
Психические симптомыНервозность
Что искать? Пилюли, капсулы, таблетки, порошок, шприцы, следы инъекций.
натуральные
синтетические
Способы применения- Глотание маленькими кусочками- В виде таблеток, марок, которые легко растворяются в воде - Курение (фенциклидин) в смеси с табаком или марихуаной - Инъекционно Интоксикация галлюциногенамиФизиологические симптомыРасширенные или нормальные зрачки
Психические симптомы
невнятная речь
Что искать? Капсулы, таблетки, квадраты промокательной бумаги, марки V. Алгоритм действий педагогов и администрации учебного заведения при подозрении, что подросток находится на территории образовательного учреждения в состоянии наркотического опьянения
VI. Алгоритм действий педагога при возникновении подозрения периодического потребления несовершеннолетним наркотиков
VII. Организации и учреждения, которые могут оказать помощь в решении проблем, связанных с наркоманией 1.Областной наркологический диспансер: г. Вологда, ул. Набережная VI Армии, 139. тел. 72-04-08 2. Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Вологодской области: г. Вологда, ул. Ленина, 15. тел. 78-63-63 Межрайонные отделы: г. Череповец – тел. 55-88-33; г. Великий Устюг – тел. 2-85-84; г. Устюжна – тел. 2-25-25. 3. Детская подростковая наркологическая служба: г. Вологда, ул. Северная, 6. тел. 27-73-76 4. Экстренная психологическая служба (с 17 до 5 часов утра): тел. 53-18-61 5. Служба «телефон доверия» (с 17 до 7 часов утра): тел. 54-00-15 6. Вологодский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями: г. Вологда, ул. Щетинина, 17 а. тел. 53-39-47 7. Центр социальной помощи семье и детям: г. Вологда, ул. Энгельса, 61. тел. 54-39-47 8. Центр медико – психологической помощи: г. Вологда, ул. Псковская, 11в. тел. 52-37-13, 52-35-03 |
|