страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Ногое ли зависит от одного единственного человека, который загорелся идеей, и - страница №1/1
Многое ли зависит от одного единственного человека, который загорелся идеей, и не просто идеей, а такой, которая подарит жизнь. Жизнь живому. Жизнь природе? ...Она мертва почти, погублена воздействием «цивилизованных» людей, которые зачем-то написа- ли Красную книгу. Напрасно. Ее никто не читает. Только вспоминают, что (читаю историческую справку) «...когда-то на территории села Покрово-Пригородное росли вековые дубы, шумели рощи широколиственных деревьев, водились разного рода звери...». Это было когда-то, а что теперь? (Читаю дальше) «...Село стало полностью безлесым. Преобладают одиночные деревья и лесополосы. Лишь в отдельных уголках села сохранились уникальные места, где произрастает черешчатый дуб». Где это село? Оно в Тамбовской области и со своими бедами занимает крошечное место на карте. Это маленький пригородный островок, прилегающий к Тамбову. Таких «островков» с подобными проблемами много в нашей стране. Да что много, они везде! Поэтому приходится говорить не о локальности явления, а о его глобальности. А кто может изменить ситуацию? Оказывается, даже от одно-го-единственного человека, его желания, воли и стремления зависит очень и очень многое, тем более если своими идеями он смог зажечь сердца других. А вместе можно проложить как будто непролагаемый путь сквозь тернии — к звездам. Стоит только поставить цель. В маленьком селе Тамбовской области такую цель поставили учитель биологии Тамара Николаевна Федоровых и дети, ее ученики. Именно они проводят в своем родном селе большую и важную работу экологической направленности. Участвуют в ней даже младшие школьники. Они соревнуются в конкурсе рисунков и плакатов. В этом году их было два на темы «Пусть зеленеют наши ели» и «Сохраним плакучую иву». Для детей проводятся викторины, игры, воспитательные беседы, которые учат бережному отношению к природе — с самого раннего детства защищать и охранять ее. ...Ребята из седьмого класса ждут отмены урока, прошел слух, что учительница музыки заболела. Да, ее урока не будет, завуч объявила «окно» и попросила вести себя тихо, сидеть в классе и спокойно дожидаться следующего занятия. Ребята покивали ей в знак согласья и ...весело побежали к выходящей из кабинета «биологичке» Тамаре Николаевне. — Проведите у нас труд или биологию, ну, пожалуйста, — дружно просили они. — Ну, Тамара Николаевна, пойдемте на участок! Учительница сначала отнекивалась, говорила, что устала после вчерашнего похода, что у нее все уроки уже закончились, и все-таки согласилась. Началась работа. Ребята взяли лопаты и пошли копать землю на пришкольном участке. Надо, чтобы земля хорошо перезимовала. Ведь весной почва должна быть мягкой. Дети опять будут высаживать на участке все три вида культур — полевые, овощные и производственные. Эта работа будет обязательно оценена, причем не только осенью, на выставке урожая, в день Покрова, но и последу- ющими поколениями, когда выращенные в производственном отделе саженцы превратятся в могучие дубы, высокие клены, цветущие акации, стройные березки... Т.Н. Федоровых говорит: «Мы хотим, чтоб в каждой семье была восстановлена традиция предков — бережное отношение к природе». Труд на учебно-опытном участке — лишь малая часть всей работы. Каждой весной школой проводится конкурс на лучшую клумбу с цветами у дома, на территории села. Вообще же пришкольный участок довольно обширный, и немалая площадь на нем отведена под цветы. Когда созревают семена, их раздают жителям, чтоб каждый мог посадить цветы у своего дома. А представьте, что у каждого дома растут пестрые яркие бархотки, ромашки, астры, маргаритки, флоксы, мальвы. Как красиво станет сразу вокруг! Сейчас в Покровке разбито несколько цветников, в том числе у больницы, у школы. Многие ученики школы ходят в экологические кружки «Феникс» и "Азимут". И что может быть интереснее? Учителя организуют интересные экскурсии и познавательные походы. Дети их всегда ждут с нетерпением. Еще бы, ведь в таких походах школьники становятся настоящими биологами и экологами: берут пробы воды, изучая ее состав, делают выводы о пригодности, определяют уровень загрязненности воздуха. Как? Если воздух чистый, то на деревьях легко отыщется лишайник — биоиндикатор загрязненности воздуха. С водой сложнее: приходится выяснять все в лаборатории, в кабинете физики. В теплую погоду и уроки биологии проходят либо в лесу, либо у реки. Известно, что определенные темы усваиваются более эффективно, если их изучать на приро- де. Для занятий по биологии выбрана методика с экологической направленностью и натуралистическим уклоном, поэтому в определенной последовательности занятия проводятся комплексно: биология и география или биология и урок труда. Например, тема «Биоценоз» (биология) и «Природные комплексы Притамбовья» (география) пересекаются, поэтому они рассматриваются на совместном уроке-походе, который обычно длится с 9 утра до 7 вечера. Изучение программного материала происходит в непосредственном общении с природой. Уроки на природе включают в себя не только теоретическую часть, но и практическую. Действительно, что запомнишь о растениях Красной книги, если никогда их не видел? Или как отличать съедобный гриб от ядовитого, по картинке, что ли? В этой школе о растениях, занесенных в Красную книгу, ученики знают не понаслышке. Они даже выращивают их сами, чтобы хоть на маленьком пришкольном «Уголке леса» краснокнижные растения были сохранены. («Уголком леса» назван экологический отдел участка с живой зеленой изгородью — из тополей, черемухи, сосен, дубов, ольхи, вязов и берез.) Именно здесь растет целая коллекция редких лекарственных трав (купена, чернокорень, печеночница, зверобой и многие другие — около 25 видов), здесь учащиеся знакомятся с условиями их выращивания и использования в народной медицине. Пришкольный участок на областных смотрах всегда занимает первые места именно в номинации «Лекарственные травы». С чего же нужно начинать работу? Рассматривая экологические проблемы на примере конкретного уголка нашей страны (села Покрово-Пригородное Тамбовской области), выделили среди них ключевые: загрязнение лесополосы бытовыми отходами, стихийная вырубка 60-80-летних дубов и полное исчезновение черешчатого дуба как вида. Этих деревьев становится все меньше не только от вырубки, но и от загрязненного воздуха. Ведь деревья дышат, они как люди. Всегда можно это почувствовать, приложив к твердой коре свою ладонь. На руку сразу же «подует» легкий ветерок из дубовых щелочек — он дышит. А если воздух отравлен, дуб перестает дышать, он погибает. Школьники ежегодно собирают желуди, потом выросшие маленькие дубочки они сажают на постоянное место. Выращивание дубов — это целый экологический проект, составленный несколькими педагогами школы и одобренный широкой общественностью. Он называется «Шумите, дубравы». Действительно, ведь, зашумят, если его заметили, заинтересовались им, решив помочь стараниям детей и учителей, депутаты Областной Думы, оказавшие помощь и финансовую поддержку проекту. Жители улиц села, расположенных в районах произрастания дубов, тоже вовлечены в работу. А работа эта началась еще в 1996 году и дала заметные результаты. В честь 55-летия Великой Победы в центре села состоялось открытие памятника. Заслуженный скульптор РСФСР К. Малафеев представил сельчанам свое творение — «Скорбящая Мать»: еще молодая, хрупкая женщина нашла силы возвыситься над болью потери, но голова ее склонилась в вечной скорби. Все работы по благоустройству памятника выполнили сельские строители и учащиеся школы под руководством учителей Т.Н. Федоровых, И.Б. Бабаева, Л.А. Дергачевой, НА. Самотойловой. И был зало- жен парк. Планировалось, что он будет состоять из трех аллей: аллеи Солдата, аллеи Памяти и аллеи Матери. В этом году выпускники школы посадили последнюю аллею — аллею Солдата. «Взгляд Матери обращен к трем елям — символу памяти. Смотрит Мать на аллею, по которой подрастающие сыновья ныне идут в школу, взрослеют. И она всегда провожает и встречает их. А за спиной Матери четыре березки, символизирующие бабушку, сестру, дочь, внучку, которые нитью родственной связи будут продолжать жизнь! И еще одна березка стоит у памятника — сиротинка, а рядом с ней четыре ели, будто вечная боль детских сердец». — Так написала шестиклассница Шибаева Юля в своем сочинении «Парк моего детства». Как ежегодное пополнение в «Уголке леса» появились еще тридцать молоденьких дубков. Пришкольный участок через много лет намерен превратиться в дубраву — сколько молодых будущих гигантов там растет! Что еще добавить о результатах? В районе школы появились лесные птицы: свиристели, дрозды-рябинники, совы, поползни, соловьи, зяблики, сойки. Не без помощи местной администрации в селе были ликвидированы стихийные свалки. Вода в реке стала чище. И это — плоды общей работы учителей, детей, местных властей и сельчан. Уже готовится новый проект «Дубрава», цель которого — посадить рощицы, возродив в их названиях историю села. Покрово-Пригородному столько же лет, сколько и Тамбову — 367. Местом зарождения села была дубовая роща. Село разрасталось по направлению к дороге, ведущей в город. И части села получали названия «Дубрава», «Большая дорога», «Щемиловка» (ее жители занимались плетением из лозы, ивняк рос в низинах, и «щемили» кору от стеблей ивы). Сей- час многие уже не знают об этих названиях. Вот и появилась задумка дать молодым посадкам традиционные для села имена. Уже посажена рощица «Козинка» (старики говорят, что когда-то на этой территории водились козы). В перспективе учителями школы ведется разработка ботанических площадок — малой и большой экологических троп. Столько заданий надо выполнить за лето. Хотя Тамара Николаевна Федоровых совсем не строгая, все ученики ее слушаются и стараются сделать заданное, вырастить овощи, посадить у дома дерево. Да, сейчас они делают это по заданию Учителя (именно с большой буквы), а потом, когда пройдут года, разве не посадят они деревце сами, по велению души? Конечно же, посадят. Ведь это в них воспитали, заложили экологическую культуру. Они научились ответственности, активно трудятся для улучшения своего природного окружения. Поэтому стоит задуматься над тем, какую важную роль играет экологическое образование в школах (где оно есть). Всему этому предшествует другая, формальная, но тоже нелегкая и ответственная работа. Составление проектов, планов работы на год, полгода или один урок, так, чтоб это заинтересовало, нашло отклик, достучалось до сердец, — все это ложится на плечи одного-единственного учителя и тех людей, которые загорелись его идеей. Может, это даже не идея, а желание делать добро, а еще воспитывать любовь. Любовь к природе, а значит, и к Родине: человек, любящий свою Родину, не может не любить родную природу, поскольку Родина и родная природа неразделимы. Г. Прибыткова, Тамбовский Государственный Университет им. Г.Р. Державина Экологии -учить! СуравеганаИ.Т., доктор педагогических наук, профессор Современная педагогическая мысль возвращается не к пеплу, а к огню прошлого: «Жить добродетельно — это значит по опыту всего происходящего в природе, потому что природа человека лишь часть целого» (Зенон, Vb. до н. э.). Воспитание экологического сознания предполагает переориентацию всей системы подготовки учителя на интересы и потребности каждого субъекта воспитания. Образование перестало быть сферой услуг, оно есть способ формирования будущего нации. К сожалению, в содержании школьного образования объем и состав знаний о сфере культуры и о самом человеке несравненно меньше, чем знаний об «объективном» мире. Подготовка современного учителя экологии будет учитывать ошибки прошлого при условии, если мировоззрение будет рассматриваться не в качестве средства, а в качестве и средства, и конечного результата образования. Предметное содержание будет служить целью образования, но при этом будет формироваться через «очки системности» — взгляда на мир как целое. Правильное решение задачи конструирования содержания экологического образования предполагает опору на современные подходы к структуре научного знания, на те представления о реальности, которые несли бы пафос жизни. Подобное заявление будто бы предполагает обращение к биологической картине мира. Однако только биологическая или даже только экологическая картина мира отсекает гуманистические и социальные аспекты бытия. Преодолеть ограниченность только биологической или даже только экологической картины мира можно лишь обращением к общенаучной картине мира как специфической форме систематизации научного знания, которая задает видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития. Научная картина мира — интегративная система представлений о мире, которая вырабатывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных областях научного исследования. В содержании современной общеобразовательной школы термина и понятия научной картины мира нет. (Программа по физике заявляет знакомство с картиной мира, ограниченной физической реальностью.) Экологическое образование актуализирует проблему представленности в содержании научной картины мира не только предметного выражения (физическая, химическая и т. д. картины мира), но и во всей глубине синтеза идей человека, общества и природы. Понятие мира как целого, в первую очередь динамики его развития, а также органической эволюции приобретают фундаментальное значение. Выпускник должен выйти из школы, имея опыт внутреннего переживания гармонии целостного мира. Принципиальная опора на содержание научной картины мира в экологическом образовании определяется системным характером ее функций: эвристической, систематизирующей, мировоззренческой, онтологической. Современная научная картина мира формируется как оживленная, очеловеченная, она включает жизнь. Современный человек прошел путь от букваря до Интернета, но тем не менее не справился с организацией сбалансированного мира. Н. Бехтерева Система образования России встретила XXI век в условиях «глобальной» нестабильности. Научная и педагогическая общественность все более осознает «экологическую недостаточность» общего среднего образования. Учебные материалы не адекватны приоритетным целям обучения. Отсутствуют условия для развития умений принятия решений в ситуациях экологического риска. Обучение ориентировано преимущественно на восприятие и запоминание, на линейное мышление, не обеспечивая должного развития вероятностного и системного мышления, воображения, ценностных ориентации, а главное — ответственного отношения к сохранению условий жизни на Земле, укреплению и защите индивидуального здоровья и здоровья окружающих. Современная вузовская подготовка учителя-естественника (а именно он, как правило, ведет уроки экологии в школе) построена на культе науки как единственном надежном источнике знаний и культе разума человека как верховного судьи. Школьный учитель отлучен от искусства, эстетики, философии, и это препятствует развитию мировоззрения, представлений о целостности мира, окружающей среды как дома человечества. Дегуманизация образования, абсолютизация знаний и предметного преподавания в ущерб общему развитию и воспитанию школьника на междисциплинарной основе связаны с недогрузкой духовной и эмоциональной сфер сознания учащихся, культивирует стремление к получению знаний в предельно доступной форме, иждивенчество, недооценку реального участия личности в социальной жизни региона. Низок уровень понимания кризисной экологической ситуации среди учительства. Лишь 42% учителей подтверждают свою позицию убежденных экологистов, 14% отрицают подобную самооценку, 44% пока не разделяют идеи экологического образования. Наиболее тревожной экологической проблемой как учителя, так и школьники считают загрязнение, и то это относится к 20% опрошенных (данные 2000 г.). Сегодня в руках каждого специалиста сосредоточиваются силы, которые так или иначе, в близких или отдаленных следствиях воздействуют на весь экологический комплекс, на все стороны жизни людей, даже тех, кто не имеет ни малейшего отношения к экологическим проблемам. Правы те, кто считает, что технологическое отношение к миру «съедает» и самого человека. Одним из радикальных шагов сближения школы с реальным кризисным и перестраивающимся миром может и должна стать новая образовательная область «Экология». Введение этой области позволит на школьном уровне преодолевать унаследованное от прошлого пренебрежение к экологическим проблемам через интегрированный, системный, проблемно ориентированный подход к человеку и окружающей среде. Главным основанием экологического образования является признание мировым сообществом права человека на благоприятную среду жизни, так как качество окружающей среды определяет здоровье человека — основное право человека и главную цель развития цивилизации. Конференция ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) обобщила цели и задачи экологического образования (сама программа была принята в 1975 г.), которое по существу предстало как основа образования для устойчивого развития. В материалах саммита 2002 г. отмечалась необходимость качественно новой модели образования, а десятилетие 2005—2015 гг. было провозглашено «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития». Собирается ли Россия принять участие в этих усилиях международного сообщества? Идет ли она в ногу с мировым образованием? Даже при самом поверхностном взгляде на проблему выявляется опасное противоречие между необходимостью системного подхода к экологическому образованию и исключением из Базисного учебного плана российской общеобразовательной школы учебного предмета «экология», свертыванием процесса экологизации содержания общего образования, прекращением только начавшейся практики подготовки преподавателей нового профиля педагогическими вузами России. Тем самым учащаяся молодежь лишается возможности получить общеобразовательную подготовку в области фундаментальных экологических взаимодействий как глобального, так и индивидуального уровней. Заглядывают ли за горизонт те, кто принимают такие решения?
Мой друг, я искренне жалею того, кто, в тайной слепоте, пройдя всю длинную аллею, не мог приметить на листе сеть изумительную жилок, и точки желтых бугорков, и след зазубренный от пилок голуборогих червяков. (Владимир Набоков) Этими проникновенными строками поэта, как программными, открывается книга Г. Краснощекова и Г. Розенберга «Экология "в законе"», выпущенная небольшим тиражом Институтом экологии Волжского бассейна в Самаре. Авторы задались целью популяризировать идеи экологии, привлекая образные высказывания ученых, мыслителей, писателей, деятелей искусства и т. д. Сделано это по принципу Паскаля, сказавшему о математике: «Предмет настолько серьезен, что полезно сделать его немного занимательным». Получился сборник афоризмов, определений, умных мыслей, высказываний на экологические темы. Он показывает, что люди всегда, во все времена, были озабочены состоянием окружающей среды, и эта озабоченность проникла во все сферы нашей жизни, в наше мышление, в наш язык. Книга полна как серьезных и глубоких суждений, высказанных известными авторитетами, так и остроумных высказываний по поводу того, что мы, говоря об экологии, «не имеем точного ее определения и подразумеваем каждый свое». Так что же такое экология? Мы предлагаем поискать ответ в отрывке из главы «Законы и принципы экологии» этой книги. Бытие вечно, ибо существуют законы, его охраняющие. Иоганн В. Гете Законы природы — суровые, неумолимые силы, не знающие ни морали, ни приспособления. Карл Фогт Природа не правительство — своих законов не отменяет. В.И. Фёклин Сегодня в понятие «экология» вкладывается значительно более широкое содержание, ее границы раздвинуты далеко за рамки даже синтетической биологической дисциплины (говорят о «социальной экологии», «инженерной экологии», «политической экологии», «экологии культуры» и пр.). Думается, что это происходит по целому ряду причин. Таким образом, та легкость, с которой сам термин «экология» и различные экологические понятия, теряя биологический смысл, вторгаются в разные отрасли знания, по-видимому, отражает назревшую необходимость их «вторичной экологизации». Но прежде продемонстрируем «эволюцию» понятия «экология» на протяжении 130 лет его существования. (Полный обзор около 70 определений экологии дан в специальной работе — Розен-берг и др., 1999.) Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы. (Эрнст Геккель, 1866 г.) Экология (понимаемая прежде всего как экология растений. — Г.К., Г.Р.) — по существу экспериментальная наука в противоположность гербарной таксономике с ее «средневековыми методами», таксономист должен использовать статистические и экспериментальные методы, т. е. быть экологом... Для того чтобы экология стала наукой, она должна быть более экспериментальной, хорошо системной и дедуктивной. (Фредерик Клементе, 1905 г.) Экология — наука о закономерностях в отношении организма как целого, как вида, к среде обитания, в комплексе. (Д.Н. Кашкаров, 1934 г.) Экология растений, исследуя отношение растений к среде, изучает в конечном счете приспособительные черты организации растений. (В.Н. Сукачев, 1934 г.) Экология — это наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ, или биоценозов, с окружающей средой, о приспособленности организмов и биоценозов к условиям среды и о противоречиях организмов и биоценозов с окружающей средой (живой и мертвой). (Л.Г. Раменский, 1956 г.) Главной задачей экологии и биоценологии является установление общих закономерностей круговорота форм, материи и энергии в живом покрове Земли, с тем чтобы выработать такие нормы воздействия на этот круговорот, при которых создавались бы оптимальные условия для существования живого покрова планеты и человечества в его составе. Естественно, что эта задача может быть решена только в комплексе с геофишкой, геохимией, социологией и пр. {В.Н. Беклемишев, 1964 г.) Экология — это наука об обиталищах, или, говоря более широко, об «условиях существования»; было бы правильнее придерживаться но- вейших идей и определить экологию как науку о строении и функциях природы. {Юджин Одум, 1963 г.) Я утверждаю, что экология — это изучение систем на том уровне, на котором индивиды (организмы) рассматриваются как элементы, взаимодействующие между собой либо с окружающей средой. Системы такого уровня называются экосистемами, и экология есть не что иное как биология таких систем. (Роман Маргалеф, 1969 г.) «Экология»: этот термин стал таким же модным, как, например, «окружающая среда» или «загрязнение». Каждый исследователь, желающий быть современным, занимается экологией, но проблемы, которые интересуют биолога, по содержанию отличаются от проблем, рассматриваемых геофизиком, социологом, юристом или экономистом. Таким образом, каждый специалист придает этому термину до такой степени различное значение, что неспециалисту становится трудно определить, что же такое «экология». {Пьер Агесс, 1975 г.) Экология как наука о жизни природы переживает сейчас вторую молодость. Возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи «организм — среда», экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности. А так как работа живого все в большей степени определяется деятельностью человека, то наиболее прогрессивно мыслящие экологи видят будущее экологии в теории создания измененного мира. Экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека в природе. {С.С.Шварц, 1975 г.) Объект исследования экологии — биосфера. {Генрих Вальтер, 1979 г.) Задачи экологии — поставлять знания, необходимые для объяснения наблюдаемого видового разнообразия экосистем и, в практическом отношении, для выработки стратегий регулирования состава сообщества в конкретных природных и искусственных экосистемах. (Н.С. Абросов, А.Г. Боголюбов, 1988 г.) Первоначально этот термин («экология». — Г.К., Г.Р.) применялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязей между растительными и животными сообществами и окружающей средой. Но постепенно пришло понимание того, что и человек- его образ жизни, его судьба - также неотделим от окружающей среды и составляет ее неотъемлемую часть. И его взаимоотношение с природой — воздействие на природу в процессе жизнедеятельности, прежде всего производственной деятельности, и, конечно, обратное влияние оскудевающей природы на человека и развитие общества — все это должно стать предметом специального изучения. Так начала возникать «параллельная» наука — экология человека. (Н.Н. Моисеев, 1988 г.) Когда в 1866 г. Э. Геккель впервые употребил слово «экология», обозначив им биологическую науку, он, наверное, не подозревал о том, что через сто с небольшим лет слово это, многократно повторенное газетами и журналами всего мира (не говоря уже о других неведомых ранее средствах массовой информации), станет своеобразным символом своего времени. Действительно, об экологии говорят сейчас буквально все, понимая под экологией в большинстве случаев любое взаимодействие человека и природы или ухудшение качества среды, вызванное его хозяйственной деятельностью. (А.М. Гиляров, 1989 г.) ...Но что такое экология? Наука? Общественное движение? Партия "зеленых"? Инстинкт самосохранения? Мистическое учение об апокалипсисе? Не будем совершенно исключать из этого понятия ни того, ни другого, ни третьего — пусть все, что может в нем соединиться, соединяется, ведь разделение наших знаний о жизни в бесконечное число наук и саму нашу жизнь тоже размежевано на отдельные, изолированные друг от друга части. Но, требуя глубоких специальных знаний, экология — не только знание, но и сознание, доступное каждому. Она — сама современность и злободневность всех злободневностей. (Сергей Залыгин, 1992 г.) Экология представляет собой изучение баланса. (Эл Гор, 1993 г.) Основным объектом экологии является экосистема — совокупность живых организмов (животных, растений, микроорганизмов) и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящие в экосистемы, — популяции и отношение к среде отдельных организмов... Экология — это комплекс наук. В центре «экологического цветка» находится общая экология — наука о законах взаимоотношений организмов и условий среды. Лепестки цветка — это науки, посвященные конкретным объектам. (Б.М. Маркин, Л.Г. Наумова, 1994 г.) Соответствующему термину («экология». — Г.К., Г.Р.) совсем неуютно в прокрустовом ложе расширяющегося представления об этой науке. Языковый Прокруст со взрывной силой тянет понятие «экология» в разные стороны и грозит разорвать его на части. Но терминологического взрыва не происходит. Вместо него возникла путаница слов, понятий и самого понимания, что есть что. Казалось бы, должен проявиться эффект Вавилонской башни. Однако серьезного неудобства при этом не ощущается. Каждый вкладывает в термин свой объем понятия, индивидуальные его оценки. Ситуация приблизительно такова: «моя» экология — это не «твоя» экология, но все же что-то сходное. (Н.Ф. Рейтере, 1994 г.) И далее автор выделяет 62 (!) «экологии», претендующие на статус самостоятельных научных направлений. Экологическая проблематика требует широкого философского осмысления, создания новых этических концепций и, возможно, послужит толчком к возникновению новых религий и движителем формирования новых социальных систем. В экологии сложнейшие фундаментальные проблемы близко соседствуют с прикладными вопросами, которые необходимо решить сегодня, сейчас. Все это заставляет говорить, что экология — более чем научная дисциплина, она представляет собой проблемно ориентированную систему научных знаний. (В.И. Данилов-Данильян, 2000 г.) Эти определения задают своего рода «градиент» развития экологии, правда, с потерей всякой определенности: уже не всегда можно уловить, идет ли речь о собственно экологии (т. е. биологической науке), загрязнении среды или охране природы, общественно-политическом движении или «духовном возрождении», создании всеобщей религии и «космоморфологии». Если все-таки различать «экологию», «рациональное природопользование» и «социоэкологию».(см. Розенберг и др., 1999), то экология воспринимается как теоретическая (биологическая) основа взаимодействия в системе «организм(ы) — среда»; рациональное природопользование — как система эксплуатации природных ресурсов и условий в наиболее эффективном режиме, без резких изменений природно-ресурсного потенциала и сохранения здоровья людей; социальные аспекты проявляются в диапазоне от элементарной экологической безграмотности как управляющего звена, так и населения в целом, до восприятия глобальных процессов с точки зрения ноосферы и устойчивого развития. Во многом эти представления созвучны идеям Ю. Одума (1986, т. 2, с. 247): «Когда «наука о доме» (экология) и науки о «ведении домашнего хозяйства» (экономика) сольются, и когда предмет этики расширит свои границы и включит в себя наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами относительно будущего человечества».
Незваный гость Осенью прошлого года мы проводили небольшую научную экспедицию в зонах термальных площадок в уникальном нашем российском крае — на Камчатке. Это ни с чем не сравнимая страна огнедышащих гор и горячих источников — гидротерм. Их роль в жизни растительного и животного мира очень велика. Весной здесь раньше начинают зеленеть деревья и травы, сюда после выхода из берлог приходят кормиться медведи, рядом гнездятся водоплавающие птицы. В горячих водах отлично чувствуют себя особые виды растений. Совершали мы и восхождения. Спустившись с вулкана Авача, наша группа отдыхала у его подножия в домике вулканологов. В долине не было в то время ни одного человека. Представьте наше удивление, даже некоторую тревогу, когда за стенами дома раздался непонятный шум, возня, какие-то металлические звуки. Выскочив из дома, мы увидели... медведя, "инспектирующего" помойку в бочке от ГСМ. Вообще камчатские бурые медведи — самые крупные в стране среди своих сородичей. Но этот был еще молодой, людей не боялся и, только увидев, что нас несколько человек, не спеша развернулся и, переваливаясь с лапы на лапу, удалился вверх по склону. Оглянись без суеты В Москве, наверное, у каждого есть свои любимые места для прогулок. Для меня одно из таких мест — каскад прудов, отделяющих Главный ботанический сад от зеленой зоны ВВЦ. Там и сделан этот снимок. В зимней морозной тишине даже собака вела себя как вышедший на прогулку вдумчивый исследователь, без суеты вглядываясь в окружающий мир. Валерий Меньшиков Фото автора. |
|