Николаева Валентина Васильевна лекция - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Визимьярское сельское поселение Поселок Визимьяры, Визимьярский лесоучасток 1 152.31kb.
Классный час на тему "День влюбленных" I. Звучит песня "На тот большак " 1 41.78kb.
Учебно-методическое обеспечение мбоу «Силянняхзская сош им П. 1 146.22kb.
Рассказы, сказки, стихи Осеева Валентина Рассказы, сказки, стихи... 7 1861.69kb.
Жизнь семьи академика Валентина Петровича Глушко в период 1939-1945 гг 1 229.76kb.
Т. С. Николаева / /А. Н. Арсланова 1 187.86kb.
Лекция Учение о Боге Лекция Учение об Иисусе Христе 15 2083.65kb.
Уроки профилактики наркомании в школе 2 658.08kb.
Морской клуб „Валентина” 1 35.94kb.
Появление дня святого Валентина 1 122.29kb.
Валентина Успенская А. Коллонтай: радикальный проект женской эмансипации 1 202.31kb.
Психологические аспекты реабилитации женщин, перенесших лечение по... 1 55.3kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Николаева Валентина Васильевна лекция - страница №1/10





`

Предыстория психосоматики. Первые представления о предмете психологии в этой области. 4

История психосоматики. 10

1 этап. Период проникновения психоанализа в медицину. 11

2 этап - проникновения психоанализа в психосоматику – 14

Существование этапа связано с именем Александера. 14

Роттенберг и Аршавский - характер поисковой активности 17

Данбар - теория профилей личности 18

Макс Шур - модель десоматизации - ресоматизации 19

Митчерлих. - модель двухфазной защиты 20

Алекситимия 21

Поведение типа А. 27

Основные положения культурно - историч подхода к психосоматике. 31

Психологич онтогенез телесности или психосоматич развитие человека в онтогенезе. 32

Этапы онтогенеза телесности. 32

3 осн вар психосоматич дизонтогенеза. 34

Факторы, влияющие на психосоматич развитие ребенка. 35

Как это исследуется? 38

Психогенез симптома у взрослых на модели психогенной одышки (или иначе называют на модели нейрогенной гипервентиляции гвс). 40

Внутренняя картина болезни. 44

Структура вкб 45

Возникает вопрос о динамике этого феномена. 46

Методики. 50

Особенности становления вкб у детей. 50

Младший возраст 51

Более старший возраст. Подростковый 53

Личностные изменения и их роль в симптомообразовании. 55

Типы методик 60

Резюмируя. 60

Литература 61





Лекция 1 12.02.08 4

Лекция 2 27.02.09 13

Лекция 3 05.03.09 22

Лекция 4 12.03.09 31

Лекция 5 19.03.09 41

Лекция 6 26.03.09 50





Психосоматика.
Николаева Валентина Васильевна.
Лекция 1 12.02.08

Для клиников семинары.

Список литературы есть в методичке.

Вопросы можно сразу задавать.

Курс называется основы психосоматики. Курс - вводит в тему, в предмет, структурирует, все вопросы и проблемы в этом курсе затронуты быть не могут. Если заинтересует проблематика - сейчас часто стертые погранич формы патологии, психосоматич нарушения, не все патологии доходят до врача, этот контингент попадает на психолога - тогда этот курс сопровождается системой спецкурсов.



Дифференциальная психосоматика. - более конкр вар современная психосоматика.

Стресс и патология- психосоматич патология в традициях стресса.

Психология телесности - дает иные т зр на проблематику этого курса.

Есть практикум, в кот ставим задачу в теч семестра дать представления и навыки психодиагностики в этой области, и некоторые навыки психокоррекции.


Сегодня тема лекции.

Предыстория психосоматики. Первые представления о предмете психологии в этой области.


Проблема, к кот мы обращаемся одна - проблема психосоматическая. Т е проблема соотношения души и тела, сомы и психики. Проблема, в центре внимания кот сущность человека. Если опираться на данные совр литературы, должны заявить био-психо-социальное единство человека. Или психосоматическое единство человека. Или психосоматические соотношения, или взаимодействия. И даже психосоматические взаимоотношения. Психосом проблема одна из наиболее сложных фундаментальных проблем науки. Можно сопоставить с такими общими проблемами науки как возникновение вселенной, жизни на земле, смысла жизни человека. Такого рода проблемы не м быть предметом исследования одной области знания. Психосом проблема - междисциплинарная.

Несколько слов относительно междисциплинарности

  • психосом сущность чел обсуждается в разных философских школах на всем протяж сущ человечества. Проблема сущности чел явл одной из центральных в различ философских системах

  • Другой областью является культурология. Характер психосоматич взаимосвязей, взаимовлияний зависит от содержания культурного, от специфики этих отношений в обществе. Напр характер психосоматич взаимовлияний зависит от привычных стереотипов активности. Стереотипов питания, от способов эмоционального реагирования на эмоц воздействия, от сформировавшихся в данной культуре стереотипов отношения к боли. Напр северные и южные народы по-разному реагируют на боль - разные пороги, разная болевая чувствительность. Есть экспер - итальянцы кричат от небольшой боли, а северные народы - Швеция, Норвегия - гораздо более сильное воздействие легко переносят. Здесь м б генетика, но и культурные стереотипы отношения к себе и к боли.




  • Физиология. Одна из наук, кот не м обойти вниманием психосоматич проблему. Ее интересует прежде всего вопрос о мех, о мозговой регуляции телесных процессов. Взаимосвязь характера этой регуляции с телесными проявлениями.




  • Медицина - одна из областей, кот с давних времен держит в поле зрения психосоматич взаимодействия. Проблема возникновения телесной болезни вследствие негативных психологич воздействий. Тема - роль психологич факторов в развитии, течении, лечении соматич заболеваний.




  • Психология - только одна из наук, кот относительно недавно обратили внимание на эту проблему и включили в контекст общепсихологич знания

Т о одна из осн задач курса - задача вычленения определения психологич содержания в этой проблеме, и попытки определения хотя бы в первом вар предмета собственно психологического в этой проблеме, в проблеме психосоматической. Этому будет повещен весь курс.


Прежде чем говорить о психологич содержании предмета. Обратимся в прошлое. Задолго до того, как психосоматика обрела науч статус, в практике человечества сам факт психосоматич взаимосвязи был зафиксирован очень давно и использовался в практике воздействия и взаимодействия. Среди областей общечел практики, в кот очень рано стал использоваться феномен психосоматич связи - религия, педагогика медицина. Использовали эту связь как эмпирич данность.

Примеры

Религия. Христианские течения. Пост. Как период самоограничения, кас и приема пищи, и развлечений и тд, самоограничений физического бытия человека. Но это не самоцель. Пост одновременно используется как средство достижения опред психич настроя. Средство способствующее просветлению, обращению к богу. Т о физическое воздействие как средство достижения психического эффекта, настроя.

Молитва - акт психологический. Но мы знаем из опыта обыденной жизни, из религ литературы, что искренняя молитва действительно чел дает облегчение, утешение и даже излечение от некоторых симптомов некот болезненных проявлений.

Обратная картина. Активность сугубо психич, а эффект грубо материальный.

Если выйти за рамки христианских учений, традиций, можно привести примеры - ритуальные танцы - у африк народов, Юж амер - рит танец как физич активность, но приводящее к изменению психич состояния - транс - изменение сост сознания. Как средство, кот приводит к иному психич настрою.

Или смерть вуду. Гавайи и иные основные народы. Феномен состоит в том, что если нарушено религиозное табу племени, то это нарушение табу завершается тем, что человек уходит в себя. Изолируется от других членов племени, становится обездвиженным и довольно скоро умирает от остановки сердца. Такое влияние м иметь психологич действие. Ритуальное, религиозное воздействие, результат материальный.


Другая область практики - педагогика. Воспитание у стоиков. Физич закаливание, терпение, сила - физическая сила, выносливость. Но это не самоцель, это средство для воспитания характера - выносливости, силы воли и т д. Физич воздействия используются как средство формирования психологич качеств.
В совр - практики восточных единоборств. Та же схема физич закаливания - способ формирования опред психологич качеств .

Если обратиться к концу 19, началу 20 века - в европейской культуре значит место начала занимать проблематика физической культуры. Воспитать совершенного в психич отношении человека. Литература начала 20 века вся пронизана этими лозунгами - гармонизации человека физич и психич.


Что касается медицины - позже более подробно поговорим.
Т о практика обыденной жизни - это то, что обратило человечество в сторону психосоматич проблемы
А наука. На протяж многих столетий до конца 19 века психосоматич проблематика развивалась преимущественно в контексте философского знания. На сегодня в недрах философии 3 осн т зр на психосоматич сущность человека


  1. человек имеет двоякую сущность - физич, материальную и психическую. Психофизич параллелизм. Декарт. Двоякая сущность человека. Это наиболее завер вар представлений л чел имеющем двойную сущность

  2. чел - машина. Чел, его сущность составляет его материальное бытие. Организм. В наиболее завершенном вар фр энциклопедисты - Ламметри «человек -машина». Это грубо материалистич подход. Эта т зр не ушла из нашей жизни. Всем приходилось иметь дело с совр медициной, часто именно такое отношение доминирует

  3. итог обсуждения психоматич проблемы в истории философии - тело - есть орудие или орган души. Сознание доминирует - владеет телом. Эту т зр находим нач от Платона в российской Бердяев, Соловьев, т зр сущ на сегодняшний день, но она не доминирующая.

Что это за реальность. С какими феноменами мы имеем дело. Как их вычленить из обычной реальности человека.



Обратимся к феноменологии, чтобы стало понятно, с какой реальностью мы имеем дело.

Обратимся к примерам, кот позволят немного заземлить проблему.

Примеры, позволяющие очертить круг психосоматич феноменов.

Пример 1 . Внушенный ожог. Испытуемому, здоровому чел, введенному в состояние гипноза дается инструкция «я кладу на вашу руку монету, раскаленную, она причинит вам ожог». При этом монета кладется холодная. Через некот время у испытуемого волдырь. Много вар этого экспер. Книга Шерток «непознанное в психике человека» была издана в 80 годы. Если бы мы поняли природу внушенного ожога психосоматич проблема была бы решена. Но при всем множестве гипотез, решения этого вопроса нет.

Что мы видим - особое состояние сознания. Психич воздействие на человека в этом состоянии, и грубый физический эффект.
Пример 2 описан немец психиатром Клюмбисом. Вошел во все руководства по психосоматике.

Больная обращается к кардиологу с жалобами на боли в сердце. Больная исследуется всеми способами и на последней встрече врач кардиолог замечает, что он не находит никакой патологии сердца и говорит «раньше меня вы не умрете» через некоторое время больная читает о его смерти и умирает. Умирает от ятрогении - болезнь от слова врача.


Аналогичный пример описан у Моэма. Он сам врач по образованию. «Луиза» - женщина всегда добивалась желаемого с пом жалоб на свое состояние, на беспомощность. Манипулировала. Когда ее дочь выходила замуж за нежелательного человека, мама сказала «это меня убьет», дочь вышла замуж, и мама умерла.

Можно сказать, что это истерич личности. Но в данном случае воздействие психическое, а реакция физическая.


Есть и положительные примеры. Бабушка умирала, и в это время получила известие, о смерти дочери. Бабушка встала и вырастила внука.
Из обыденной жизни хорошо известно, начало или обострение заболевания - язвы, гипертонии - в эмоциогенной ситуации - конфликт в семье, уход мужа, разрыв с друзьями. Физическая реакция, типичная.

Еще пример. Известно по статистике многих стран в общесоматич медицине, что от трети до 40% всех больных обращающихся за помощью к терапевтом, входит в категорию трудных больных - в ходе обследований терапевты не находит органической патологи, на кот жалуются больные. Не находят в частности потому, что жалобы не постоянны, нестойки, по-разному локализованы. Иногда эти больные попадают даже на стол хирурга, и обнаруживается, что оперировать нечего. Таких больных очень много. Это особая категория больных со скрытой, маскированной депрессией. Т е депрессией, выступающей под маской соматического страдания. Это та группа больных, кот нуждается в психологич помощи.


Психосоматич единство проявляется не только в негативных явлениях.

Есть и позитивные

Врач - онколог, сама больная онкологич заболеванием в последней стадии. В прошлом прекрасных рентгенолог, неоднократно диагностировала онкологич патологию у других. В ее руки попадает ее собственная история болезни. Она не увидела на собственном снимке опухоли. Это феномен перцептивной защиты. Снимает травматизм ситуации. Делает жизнь более приемлемой. Снижает болевую чувствительность. Позволяет чел в этой ситуации относительно легко справиться с ней и уйти из жизни более -менее спокойно. Феномен психологич защиты - не только психологич состояние облегчает, но меняет и его телесное состояние, его чувствительность к болевым воздействиям.


Было бы ошибкой считать, что психосоматич взаимосвязь обнаруживает себя только в патологии. Это единство присуще чел и в норме. Просто внимание чаще привлекают негативные проявления.

Примеры


Бабушка- психологич мобилизация в трудной, ответственной, личностно очень значимой ситуации. Таких примеров описано очень много, примеров эффективной психологич саморегуляции, кот повышает выносливость чел к разным психологич воздействиям. Делает его более стойким, более жизнеспособным. Много примеров в худ литературе. Узники конц лагерей - Франкл. В последние 10-летия - мемуарная литература - способы и характер выживания человека в невыносимых условиях концлагерей. «Крутой маршрут» Гинзбург. Какой прием она применила чтобы выжить, она выжила пробыв 20 лет в лагере. Попав на Лубянку после ареста, и поняв, что выйти не свободу не суждено, решила – «я должна выжить, чтобы свидетельствовать». Мотивация. И выжила, и свидетельствовала.

Т о феномены эффективной психологической саморегуляции. Как в норме проявл психосоматич единство - через феномен смыслопорождения, произвольного.


Можно привести и другие примеры.

Эффект плацебо.

Феномены мобилизации или дезорганизации человека в сит стресса, в эмоциогенной ситуации - в норме, у здорового чел.

У спортсменов - спец тренировка включает спец психосоматич подготовку.

Женщина кассир, начинается пожар, и женщина вытаскивает сейф, кот обычное время неспособна сдвинуть с места.
Т о психосоматические феномены во всем их многообразии можно разделить на 2 больших класса.


  1. Психосоматические феномены в норме - эффективной саморегуляции с использованием всех ресурсов

  2. Психосоматич явления патологического круга. Здесь можно выделить несколько более частных видов

  • Конверсионные расстройства. Истероформные. (из примера выше смерть женщины). Входят в мкб - как связанные с опред характеристиками опред личностной структуры.

  • Вегетоневрозы ( не очень корректно) т е это трудные больные, т е те функциональные расстройства, кот возникают в ответ на некот психич воздействие. (трудные больные, скрытая депрессия, стресс)

  • Болезни психосоматической специфичности. Т е органическое повреждение телесных структур вследствие негативного психологич воздействия - психотравмы и тд ( язвенные явл, нейродермиты) органич страдание возникающие в ряде случ вследствие негативного психологич воздействия ( повышение ад и т д)

  • Особая категория патологич явления, кот не всеми авторами относится к психосоматике - вторичные соматич нарушения, возникшие вследствие выраженной эмоциональной реакции человека на какое-то иное заболевание. (напр онкологич заболевание не психосоматич, но эмоц реакция м вызвать дополнит симптоматику психосоматич типа)

Особенно хочу поговорить о группе вегетоневрозов - они вошли в мкб-10. Там представлена более дифференцированная картина этих расстройств. Это психиатрич классификация.

Группа довольно пестрая. Эта группа больных часто попадает в поле зрения психиатров.

группа обозначается - невротические связанные со стрессом и соматоформные расстройства.



  • Тревожно-фобические расстройства

3 группы симптомов.

      • Вегетативные - сердцебиение, потливость, тремор, или сухость кожи, или сухость во рту.

      • Симптомы со стороны груди и живота - затруднение дыхание, состояние удушья, дискомфорт или периодич возникающие боли в области груди и живота

      • Мозговые . Чувство озноба, или жара, онемение кончиков пальцев, вплоть до предобморочного состояния.

  • В эту группу по мкб-10 уходят панич - эпизодич возникающие пароксизмы - внезапно возникающие резкие явления. Выражение тревоги, страха, внезапность, непредсказуемость, со страхом, достигающим высоты выраженности в очень короткое время. И те же осн группы симптомов

      • Вегетативные

      • Со стороны груди и живота

      • Мозговые.

  • сюда же в мкб -соматоформные расстройства. Различной локализации неприятные ощущения или боли со стороны разных систем. М б жел - киш симптомы, со стороны дыхания - отдышка, в половой сфере, со стороны кожи.

Рассмотрели феноменологию и даже классификацию. Можно в первом приближении обратиться к предмету.



Предметом психологии в психосоматике является изучение генезиса, структуры и функций психосоматических явлений как на разных этапах онтогенеза в норме так и при различных формах патологии.
Сейчас формулируем декларативно. Вторая половина курса будет направлена на то, чтобы наполнить это опред содержанием.
Сформулируем

несколько осн задач психологии в психосоматике

  1. изучение процесса становления психосоматической связи в онтогенезе.

  2. изучение влияние ближайшего взрослого (соц сит развития) на психосоматический онтогенез .

  3. изучение психологических механизмов симпомообразования при телесных расстройствах.

  4. изучение роли личностных факторов в психосоматическом симптомогенезе

  5. разработка стратегий психодиагностики и психологич помощи лицам с психосоматич расстройствами.

В истории европейской медицины 2 осн школы, по разному понимавшие сущность телесной патологии.



  • Школа первых анатомов, кот трактует болезнь как поражение опред материальных структур тела, повреждение отдельных органов. Осн принцип, тезис – «у человека болезнь», как нечто, пришедшее извне




  • Другая школа. Школа психиков, школа Гиппократа. Понимает болезнь иначе. Болезнь етсь рсстройство отноешний между чел и миром. Отсюда осн принцип, кот руководствуются врачи этой шоклы - челвоек болен - человек как целостность.

Разное понимание телесной патологии проходит через всю историю медицины до наших дней


Нас интересует Гиппократ школа, в кот сформулированы принципы холистического подхода к больному. В чем именно, в каких положения, в какие правила работы с больными воплощается холистич подход.

Принципы Гиппократа

  1. Лечить не болезнь а больного

  2. знать и учитывать в раб с пац его инд особенности. Отсюда шаг к изучению темпераментов. Необходимо изучать душеные сост пац, его мысли, речь, молчание.

  3. еще принцип целостного подхода - щадить - то есть не навредить. Помогать природе. Т е использовать в работе, использовать его компенсаторные ресурсы.

  4. в рамках этого холистич подхода в евр медицине впервые сформулированы этич принципы работы с пациентом ( и с клиентом), принципы врачебной деонтологии- реализация принципа «не навредить».

Врач становится философом.

Принципы как предпосылки в медицине, необход для возникновения психосоматики в медицине.


Если обратиться с более недавнему времени и попытаться посмотреть, как в относительно недавнем прошлом в мед воплотились принципы холистич подхода - можно взять в кач примера несколько имен нашей отеч клинич школы. Идеи Гиппократ оказывали влияние на мед на протяж целого столетия 19-го. Опред принципы и правила работы врачей с больными. Целостная школа, сущ на протяж почти 100 лет.
Несколько имен и несколько осн правил, кот следует медицина холистич направления
Мудров - врач, терапевт, первая треть 19 века. Основоположник русской мед школы. Врач-философ. Умер во время работы на холере, в нач 30 годов 19 века (период Болдинской осени).

Современник Пушкина.

Его осн принципы работы с больными психологические были сформулированы в его публичной лекции в МГУ после изгнания французов из Москвы.


  1. болен целостный организм, целостный чел, а не отдельных орган.

Врачевание как некое соединение ремесла и искусства. В этом смысле наша практич деятельность, направленная на помощь, в рамках такого подхода есть тоже врачевание. Врачевание не состоит в лечение болезни, ни в лечении ее причин. Врачевание состоит в лечении самого больного. Чтобы правильно лечить больного, надо узнать его во всех его отношениях, потом узнать причины на тело и душу его воздействовавшие, а потом объять круг всех болезней. И тогда болезнь сама скажет имя свое и покажет наружный вид.

  1. 2 тезис. Телесные болезни могут возникать вследствие психических переживаний и травм. Одни болезни возникают от телесных причин, другие же от душевных возмущений. (Т е возможность психогенеза телесных расстройств подчеркивается).

  2. больной всегда обнаруживает опред признаки психических изменений. Почему? Потому что больной делается крайне сомнительным, в частности к искусству нашему.

  3. 4 тезис о необходимости психотерапевтич работы с больными, страдающими телесными заболеваниями. Он говорит - есть душевные лекарства, кот врачуют тело. И они подчерпываются из науки мудрости - психологии.

Другое имя Захарьин. Ученик Мудрова. Это вторая половина 19 века. Учитель Чехова как врача и лечивший Чехова. Разделяя идею целостного подхода в медицине, разрабатывает свой оригинальный метод беседы, расспроса больных, целью кот явл изучение внутр состояние чел. Его отношение к болезни, его предпочтения, оценки, личностные качества. Расспрос, в кот акцент на выявление вкб. Пользуясь этой методикой можно было хорошему врачу поставить диагноз, не пользуясь даже инструментальными исследованиями.


Еще имя - Остроумов. Разделяя принципы представителей этой школы, дополняет их, чтобы правильно работать с больным, оценивать его личность в целом, необходимо изучение семейного анамнеза. Его интересует не только факт физического наследования. Обращает внимание на фактор психологического наследования.
Можно назвать имена Корсакова Ганнушкина, кот обратили внимание, что психика больного, чем бы он не страдал, всегда оказывается измененной. Что врач может быть источником ятрогении, патологии.

На протяж всего столетия эта школа сущ в России, на Западе, потом эти идеи стали отодвигаться в прошлое.

В середине 19 века - поворотный момент в истории медицины. Период отхода от традиций Гиппократовской медицины. В связи с появлением новых науч данных о строении человека. О функциях различ телесных систем. В Германии появляются идеи Вирхова кот разработал свое представление о сущности патологии. Разработал теорию целлюлярной или клеточной патологии. Это очень спец вещи. Осн принципом становится - всякая болезнь организма - есть болезнь конкретного органа. Сущность болезни надо искать в поражении клеточных структур. Новые знания, кот стали доступны врачам, позволили на новом уровне вернуть идею организменного подхода к человеку. Это подход экспер, было получено много данных, но принцип работы с органом и клеточной патологией на долгие десятилетия увел врачей от целостного подхода. Больной как чел выпал из поля зрения врачей
Возникновение психосоматики в ее совр вар и было реакцией на Вирховианский организмич подход в медицине.
Т о переходим к рассмотрению
следующая страница >>