Название: Мозаичная культура в структурах коммуникации - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Название объекта 1 81.9kb.
Название специализированного модуля по выбору студента 1 24.45kb.
Экзаменационные вопросы по курсу "Основы теории коммуникации" 1 60.38kb.
Экзаменационные вопросы по курсу "Основы теории коммуникации" 1 27.7kb.
Программы дисциплины «Основы теории коммуникации» Цели и задачи дисциплины 1 50.57kb.
Социальные коммуникации Теоретико-методический учебный модуль 38. 1 28.07kb.
4. Перечень экзаменационных тем Дисциплина «Современные научные концепции... 1 111.13kb.
«Быт и нравы кризисной эпохи (XX-XXI вв.)» 1 175.03kb.
Школа. Образовательная область «физическая культура». Культура Тела... 1 33.03kb.
Н. Н. Покровская Еврейская культура культура книги, культура знания 1 104.62kb.
Гражданская культура подход к изучению политической культуры (II) 1 278.48kb.
Основные требования к упаковке Уважаемы клиенты, ООО компания 1 61.73kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Название: Мозаичная культура в структурах коммуникации - страница №1/1

Статья

Автор: Тимираева Элла Валерьевна

Название: Мозаичная культура в структурах коммуникации

Источник: Профессия "журналист": вызовы XXI века : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ижевск, 26 нояб. 2008 г. / Мин. печати и информации УР, Союз журналистов Удмуртии, ГОУВПО "Удмурт. гос. ун-т", Фак. журналистики. — Ижевск: УдГУ, 2008. — С. 155—159.

Ключевые слова: Мозаичность, фрагментарность, социальная реальность, социокультурная таблица, цикл культуры, социокультурная таблица, А. Моль.
На современном этапе развития общество утрачивает целостность, распадается на фрагменты, образующие хаотично сложенную «мозаику». Для возвращения целостности картине современной социальной реальности, а значит и ее смысла, важно понять пути образования фрагментов «мозаики». В связи с этим необходимым и актуальным представляется обращение к работе французского социального психолога Абраама Моля «Социодинамика культуры»1, т.к. он одним из первых широко использовал это ключевое для современной культуры понятие.

Культуру в своей концепции исследователь представляет в виде «войлока», где знания индивида «складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени, по созвучию идей или ассоциаций»2. Множество соприкасающихся, деценрализованных фрагментов, составляют плотное, лишенное внутренней структуры полотно современной культуры. Однако полностью структура может отсутствовать только у аморфного образования, которым культура быть не может. В концепции А. Моля возникает ключевое понятие социокультурного цикла — процесса производства и распространения сообщений. Здесь заключается некоторое противоречие в концепции, потому что наличие цикла уже свидетельствует о некой внутренней структуре «войлочного» общества.

Существование цикла культуры характерно именно для современной эпохи, начавшейся после появления средств массовой коммуникации и погружения общества в единую систему коммуникации. За счет действия механизмов социального усиления с помощью средств размножения и распространения информации число сообщений, получаемых индивидом, начинает превышать число отправленных им. В связи с этим выделяются функции «потребителя» и «производителя» культуры. Благодаря созданию однонаправленных систем передачи происходит полное их разделение. Это приводит к расслоению общества, возникновению внутри него относительно изолированной, узкой творческой среды. «Так возникает общество творческих интеллигентов, независимая или по крайней мере отделенная от остальной социальной массы община, нечто вроде гетто (Дювиньо)»3. Им А. Моль присваивает статус творцов культуры. Подобная деятельность для них является профессиональной, в отличие от остальных индивидов, в принципе способных создавать новые элементы культуры. Творцы создают новые идеи, которые воплощаются в виде книг, публикаций, изобретений и проч. Следует отметить, что роль творцов в создании культуры ограничивается производством идей и форм. Множество элементов культуры, созданных ими, составляют массу сообщений, которые на первом этапе своего распространения поступают в микросреду. В процессе «осаждения» элементов культуры, на их основе формируется «социокультурная таблица». Средства массовой коммуникации выступают в роли фильтра, отбирая из всей массы элементов культуры случайные, подлежащие дальнейшему распространению на социальную массу, руководствуясь одновременно имеющимися директивными установками, таблицей социальных ценностей и принципом наименьшей затраты усилий. Любой представитель этой массы в зависимости от случайного набора случайных факторов черпает некоторую случайную выборку из потока этих сообщений, размножаемых в огромных масштабах и поступающих к нему через тот или иной канал массовой коммуникации. Таким образом, возникает поле широкой публики, «макросреда», противостоящая микросреде творцов. Но с другой стороны, сами творцы оказываются включенными в состав общества. Они погружены в социальную массу, и поле их сознания, как и у других членов общества, зависит от влияния повседневного потока сообщений, и в частности средств массовой коммуникации. Таким образом, цикл создания и распространения сообщений замыкается.

Следует отметить, что функция производства культурем, приписываемая творцам, довольно условна. Она в полной мере принадлежит не им, а СМК. Потому что то, что не попало в их фильтр и не было переработано в доступный для восприятия массы материал, остается за рамками социокультурной таблицы. Идеи, произведенные творцами, являются слишком оригинальными и поэтому непонятными для макросреды. Их успешная циркуляция возможна только в микросреде творцов, владеющих одним и тем же кодом. Между микро- и макросредой существует своего рода «передаточное» звено «инженеров коммуникации», как их называет сам А. Моль. Не имея собственных оригинальных идей, они популяризируют оригинальные идеи творцов, упрощенно, доступно для макросреды излагая их оригинальный материал.

А. Моль утверждает случайный характер выборки СМК элементов культуры из микросреды. Однако это не совсем так. По его же мнению, «общественный престиж автора» повышает основную стоимость сообщения4, а следовательно, и увеличивается вероятность попадания его в фильтры СМК.

В «большой» социокультурный цикл, описанный выше, включен «малый» цикл «индивидуального творчества» творца. А. Моль выделяет в нем 4 этапа: созревание замысла, период вынашивания, время формулировки, период «упаковки»5. Наиболее любопытен второй этап — период вынашивания. Именно на этом этапе происходит «сборка» новой идеи из уже усвоенных элементов, составляющих индивидуальную культуру, оснащение ума индивида. А. Моль считает этот период чрезвычайно важным, т.к. при недостатке времени творец вынужден выдать слегка измененную копию созданного ранее произведения. В этом случае творец превращается в ремесленника, обладающего определенным набором моторных навыков и копирующего самого себя.

Следует отметить, что ключевым принципом функционирования циклов выступает принцип цитирования. Ибо «художник не может обойтись без «сцепления» со средой»6. «Новые идеи создаются в процессе «просеивания» различных, обусловленных средой взглядов через индивидуальные фильтры сознания творца». «Инженеры коммуникации» также распространяют не новую идею, а переработанное и адаптированное сообщение, содержащее цитаты переданных ранее. Разница между произведенными культуремами заключается в мере оригинальности произведения, т.е. воплощении некоего нового принципа сцепления образующих их фрагментов в коллаж.

Сообщения, переданные СМК макросреде, дробясь на фрагменты при передаче, восприятии и вторичном распространении индивидами внутри своей группы, образуют гетерогенный коллаж социокультурной таблицы. Индивидуальная таблица ценностей представителей микро- и макросреды также представляет собой гетерогенный коллаж, потому что элементы, его составляющие имеют разную структуру, стилистику, содержание, а также время создания и восприятия, что делает этот коллаж к тому же гетерохронным. Кумулятивный процесс, в который вовлечены творцы идей, дает возможность извлекать фрагменты идей из разных временных пластов культуры, пластов социокультурной таблицы или личной культуры индивидов, трансформировать и обрабатывать их для последующей «склейки».



Таким образом, в рамках концепции А. Моля в бесформенном на первый взгляд «войлоке» современной культуры явно прослеживается циклическая структура коммуникации, созданная и поддерживаемая СМК. Именно им принадлежит функция дробления культуры на фрагменты и произвольное высеивание их на микро- и макросреду. Благодаря им складывается индивидуальная культура творцов, и именно они собирают элементы мозаики в коллаж, делая его самовоспроизводящимся. Творцы, безусловно, играют важную роль в поддержании цикла, но, тем не менее, являются лишь элементами этого цикла, «рабами» СМК. Потому что могут подвергнуться влиянию собственной идеи, произвольно процитированной и неузнаваемой в новом контексте.

1 Моль А. Социодинамика культуры. – М, 1973.

2 Моль А. Социодинамика культуры. – М, 1973. С. 47.

3 Там же. С. 91.

4 Там же. С. 103.

5 Там же. С. 113.

6 Там же. С. 145.