Научно-теоретические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством форм музыкально-художе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теортические основы формирования творческих способностей детей дошкольного... 1 146.27kb.
А что рисовать? 1 103.56kb.
Музыкально-литературное развлечение для детей старшего дошкольного... 1 31.53kb.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий... 1 15.59kb.
«Мир сказок Андерсена» 1 161.91kb.
Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста... 1 39.9kb.
Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного... 1 184.59kb.
Психологическое сопровождение в развитии общей одаренности детей... 1 55.02kb.
Конкурс педагогического мастерства «Созвездие-2013» номинация «Воспитатель... 1 100.44kb.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего... 1 32.13kb.
Квалификационная 2 667.86kb.
Урок толерантности «Единство в разнообразии» 1 44.27kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Научно-теоретические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного - страница №1/1

Глава 1. Научно-теоретические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством форм музыкально-художественной деятельности: пение и танец.

1.1.Понятие «способности»

Термин "способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Понятие о способностях впервые в науку ввел Платон. Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим вглубь души видом искусства Платон считал "мистическое искусство" (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие.

Попытки философского осмысления человеческих способностей можно найти в трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн Сина, Аквинского Ф. Эти попытки древних ученых - понять способности человека - и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий.

Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам.

Так Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающую способности лишь средой и воспитанием. В современной психологии наиболее распространенное определение: способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. ПсихологБ.Л. Яворский в своих трудах определяет: «Моторность, слух, ритм, – только лишь свойства. Способности же – это возможность на основе труда культивировать эти свойства, развивать их». Л.С. Выготский определяет способности как «индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности».

Р.М. Немов утверждает, что «способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. Он предложил определение способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Теплова Б.М. В понятие "способности” по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие "способность” не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

И с этим нельзя не согласиться. Благодаря систематическим занятиям, где танец и пение являются доминантной формой музыкальной деятельности, поддерживаю и развиваю музыкальные способности детей.

Таким образом, изучив психолого –педагогическую литературу, мы установили, что способности -этоиндивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

1.2. Музыкальные способности как педагогическая проблема

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой- то одной области. Психологическая и педагогическая науки до сих пор занимаются проблемой специальных способностей – музыкальных (Б.Теплов), литературных (В.Ягункова), математических (В.Крутецкий).



Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков, а значит не развивает способности..

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

Такие вопросы как «Музыкальными способностями обладают все люди или только избранные?», «Каковы закономерности развития музыкальных способностей?» и пр. все еще дискутируются в большинстве исследований, посвященных проблемам развития музыкальных способностей, в том числе музыкальных способностей старших дошкольников. В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память.

Вопросы развития музыкальных способностей изучались А. Н. Зиминой, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А.И. Катинене, О.П. Радыновой, С.М. Шоломович, Васько Е.В., Виноградовым Л. и др.

Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием "музыкальность". По определению Б.М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.

Очевидно, что такое определение музыкальности хотя и не учитывает некоторых тонких качественных характеристик этого явления, но в тоже время объединяет в себе содержание таких музыкальных понятий как «ладовое чувство», «чувство ритма», «музыкально-слуховые представления», таким образом объединяя эти музыкальные способности в одно целое понятие «музыкальность».

К.Э. Сишор (1866-1949) рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой музыкальных способностей, которые сводятся в пять больших групп: музыкальные ощущения и восприятие; музыкальное действие; музыкальная память и музыкальное воображение; музыкальный интеллект, музыкальное чувствование.

Г. Ревеш (1878-1955), напротив, понимал музыкальность как единое целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. Она, по его мнению, включает в себя способность эстетически наслаждаться музыкой, переноситься в ее настроение, глубоко понимать форму и строение фразы, предполагает тонкое чувство стиля.

Б.М. Теплов (1896-1965) в своих работах четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, которые, по его мнению, объединяются в понятие «музыкальность».

У всякого человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой воспитанник, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития .

В современной теории, музыкальностьрассматривается как определенная структура (система), в которой не просто выделяются отдельные способности, а устанавливается их тесная взаимосвязь. Дополняя, или компенсируя друг друга, одни из них становятся основными, ведущими, другие, вступая в контакт, проявляются уже по-новому. Музыкальность у детей – это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Данная точка зрения представляется автору наиболее интересной.

Таким образом, музыкальность мы будем рассматривать как комплекс способностей, выделяя среди них (в соответствии с теорией Б.М. Теплова) три основные, способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности: ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство.

Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении и развитии. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

Музыкальные способности: ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство являются основными показателями музыкальности старших дошкольников.



1.3.Характеристика музыкальных способностей детей старшего

дошкольного возраста

Музыкальные способности дошкольника - это, прежде всего, способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их средствами музыкальной и художественной деятельности. Музыкальные способности проявляются у дошкольников уже в раннем возрасте. 3-4 года – это синзетивный период развития общих и специальных способностей. 4-5 лет – ребенок накапливает специальные исполнительские навыки и умения. Развитие музыкальных способностей на шестом-седьмом году жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий: он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений; восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, танца, жизнь и творчество композитора – его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно судить об уровне музыкальных способностей дошкольника.

Основные признаки музыкальных способностей:


  1. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

  2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

  3. Проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

Именно в старшем дошкольном возрасте с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность .

Таким образом, мы выяснили, что музыкальные способности у дошкольников начинают проявлять очень рано, но именно в старшем возрасте возрастает познавательная активность детей, и развитие музыкальных способностей приобретает целенаправленный характер.

1.4. Возможности форм музыкальной деятельности пения и танца в развитии музыкальных способностей старших дошкольников

Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду.В соответствии с Программой «От рождения до школы» формирование навыков исполнения танцевальных движений является частью музыкально-ритмических движений.

«Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности-методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку….» утверждает в своих исследованиях Л.Кулаковский.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Впервые рассмотрел ритмику (как один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях), и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкального воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторикой, мышечной реактивностью человека, Э. Далькроз попытался перевести музыкальный ритм в движение человеческого тела.

В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, позднее – Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и другие.

В детском саду вместо термина «ритмика» сначала использовались термины «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения».

Для детей дошкольного возраста данные упражнения являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, т.к. они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений и формированию навыков в выполнении танцевальных упражнений с музыкальным сопровождением. Танцу присущи образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л. С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников музыкальных способностей. Все сказанное показывает, что танец — вид художественной деятельности, оптимальный для формирования музыкальных способностей и развития детского творчества.

С.Д. Руднева подчеркивает, что«музыкально-двигательная деятельность происходит в форме музыкальной игры, и доставляет детям настоящую радость. На начальном этапе обучения, упражнения и пляски имеют игровой образ, и воспринимаются детьми как игры. Музыкальная игра – это приём приобщения детей к музыке, к пониманию её содержания, к размышлению, осмыслению её выразительных средств, и в то же время, такая игра развивает двигательную сферу и пространственное чувство ребёнка. У детей открываются способности к творческому воображению и танцевальной импровизации. Танцы разучиваются естественным образом, «без зубрёжки», поскольку дети не только привыкают чувствовать форму произведения и все нюансы в характере музыки, но и получают навыки общения в коллективно-пространственных композициях.»

Музыкально-художественная деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство. Не случайно и в Федеральных государственных требованиях к структуре дошкольного образования в образовательной области «Музыка» первой задачей стоит развитие музыкально-художественной деятельности.

Исходя из задач музыкально-художественной деятельности хотелось бы подчеркнуть следующие возможности танца:



  • развитие музыкальности, становление музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетическое переживание музыки в движении;

  • совершенствование художественно-творческих способностей, развитие пластики движений, их ритмичности, выразительности в тесной взаимосвязи с музыкой;

  • обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями, формирование музыкально-культурного кругозора личности;

  • развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения;

  • содействие возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке;

  • развитие творческой активности, творческого потенциала, самостоятельности, самовыражения и инициативы;

  • развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно утверждать, что танцы во многом способствуют развитию музыкальности детей дошкольного возраста.

Однако самостоятельно дошкольники не могут освоить язык танца. Требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

Пение, также является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач развития музыкальных способностей дошкольников.

По мнению основателя и руководителя Московского камерного хора, профессора В.Н. Минина, "... самый первый импульс к пробуждению "художнического" начала - это живое, бурлящее впечатление от каких-то спетых строк, какой-то мелодии". Поэтому в преподавании музыки он призывает не столько обучать детей слушанию и угадыванию музыкальных произведений, сколько включать детей в активноемузицировали.

Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей среде.

Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Специфика обучения дошкольников пению исследовалась в разных аспектах Н.А. Метловым, Н.А. Ветлугиной, А.Д. Войновой, Т.В. Волчанской, М. А. Медведевой, Е.В. Харчевниковой, А.И. Ходьковой, В. Емельяновым и другими.

Д.Е. Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления детского вокально-музыкального воспитания. "Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эиоционально переживают музыку, процесс интонирования." Таково мнение известного ученого-исследователя В.В.Емельянова. Продолжая традиции Д. Е. Огороднова, В.В. Емельянов создает "Фонопедический метод развития голоса", который получил широкое распространение не только среди профессионалов-вокалистов, но и среди музыкальных руководителей дошкольных учреждений.Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребёнка побуждать петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребёнка любовь к музыке, развивает его музыкальные способности.

Педагог-музыкант Метлов Н.А. отмечает, что приобщение детей к пению имеет большое значение для их умственного, нравственного и физического развития. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, поднимает эмоциональный тонус и улучшается работоспособность организма.

Волчанская Т.В. подчеркивает, что разнообразные по характеру и сложности песни обогащают музыкальный опыт ребенка, содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.

Войнова А.Д. утверждает, что пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации.

Таким образом, мы видим, что исследование ученых, педагогов, музыкантов, психологов свидетельствуют о том, что музыкальные способности дошкольников динамичны и развиваются, создаются и ярче выражаются в танцах и пении. Именно танец и песня являются наиболее эффективными формами музыкально – художественной деятельности в развитии музыкальных способностей дошкольников.

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.



Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной – художественной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкально - художественной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкально- художественной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.