Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Последние Романовы на престоле: эпоха в зеркале духовной культуры - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс художественного чтения «Мой любимый Пушкин» 1 35.15kb.
Каратэ искусство или спорт? 1 130.83kb.
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»... 1 147.73kb.
Конкурс учащихся 1-7 классов «Первые шаги в науку» Секция математики... 1 194.16kb.
Научно-практическая конференция школьников «Первый шаги в науку»... 1 109.26kb.
Департамент Образования города Москвы Московская городская научно-практическая... 1 297.38kb.
25 декабря 2010 г проходила детская школьная конференция «Первые... 1 38.43kb.
Первые шаги в науку 1 24.49kb.
I. детство, учеба, первые шаги на учебно-воспитательном поприще 3 826.18kb.
Конкурс учащихся 1-7 классов «Первые шаги в науку» 1 98.76kb.
Ii международная научно-практическая конференция «Музеи в северном... 1 142.71kb.
Биография Известные работы Отличительные черты в деятельности 1 17.48kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Последние Романовы на престоле - страница №1/1



Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Последние Романовы на престоле: эпоха в зеркале духовной культуры

Предметная область: история

Авторы: ученицы 7 класса №3 Малахевич Екатерина Ивановна, Матюхина Софья Васильевна

Руководитель: Сероусова Эллада Юрьевна

Брянск

2013 год

1.Вступление

В этом году исполняется 400 лет правление династии Романовых на российском престоле. Эта историческая веха - прекрасный повод еще раз обратиться к одной из ключевых проблем отечественной истории-роли монархии в судьбах России.

Время рубежа XIX-XX века, переломная эпоха в истории нашей страны, вызывает особый интерес у профессиональных историков и представителей общественности. Последний император России Николай II(1894-1917 гг.)- предмет оживленных дискуссий между представителями традиционной советской историографии¹, представителями русского зарубежья, противниками советской власти², которых поддерживала русская зарубежная церковь³. В последние годы дискуссия об отношении к Николаю II развернулась даже среди религиозных деятелей⁴. А как относились к Николаю II и его времени современники? Цель нашей работы - дать характеристику эпохи правления последнего представителя династии Романовых на основе анализа знаковых памятников художественной культуры России рубежа веков. Интерес к живописи и декоративно прикладному искусству обусловлены для нас тем, что мы уже много лет увлекаемся живописью, учимся в художественной школе.
Конечно, художник по-своему отражает эпоху, в его работах мы не найдем письменных свидетельств прошлого и статистических данных, но именно ему дано остро и непредвзято отразить своё время, тонко уловить настроение эпохи и запечатлеть его в своих произведениях.

_________________________________________________________________



1.Великая Октябрьская социалистическая революция. -М.: «Советская энциклопедия».-С.337-338.

2.Великий наследник Цесаревич Алексей Николаевич. – Брянск: Брянск Православный, 2012.

3.Георгиев В.А., Георгиева М.Г., Орлов А.С. Исторический словарь.- М.: Проспект, 2012.-С.354.

4.Архимандрит Тихон. «Несвятые Святые» и другие рассказы.- М.: издательство Сретинского монастыря, 2012.- С.492.

Задачами работы являются: выявления памятников культуры, которые можно было бы назвать символами эпохи; воссоздание истории возникновения этих художественных произведений, определение их места в жизни и творчестве выдающихся мастеров, в истории искусства и общественной жизни России рубежа веков; выявление особенностей исторического времени и личности Николая II, нашедших отражение в конкретных явлениях художественной культуры России.

Для проведения исследования мы использовали комплекс исторических источников. Это выдающиеся произведения искусства конца XIX – начала XX века. Впервые в качестве источника привлекаются «Картины по Русской истории» издания И.Н. Кнебеля. В исследовании использованы методы анализа, исторических источников, обобщение материала по теме, экстраполяция.

Для достижения цели работы мы изучали энциклопедическую и справочную литературу, работы по истории искусства, монографии о творчестве мастеров, материалы интернет-сайтов.

В соответствии с целями и задачами исследования работа имеет следующую структуру: 2.1 И.Левитан «Озеро. Русь» :создание обобщенного образа Родины в последнем произведении живописца; 2.2 В.Серов «Портрет Николая II»: живописная характеристика личности последнего российского императора; 2.3 Шедевры ювелирного искусства Фаберже; 2.4 Россия рубежа веков – родина абстракционизма. В.Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов; 2.5 «Картины по русской истории» издания И. Кнебеля – взгляд на русскую историю глазами ярких представителей живописи Серебряного века.

2.Последние Романовы на престоле: эпоха в зеркале духовной культуры

2.1 И.Левитан «Озеро. Русь»: создание обобщенного образа Родины в последнем произведении живописца.

Основным направлением в русском искусстве второй половины XIX века был реализм. Реализм – это художественный метод, творческим принципом которого является изображение жизни с помощью типизации и создания образов, соответствующих сути самой жизни.

Яркими представителями этого направления были выдающиеся художники Валентин Серов и Исаак Левитан. Творчество каждого из них – эпоха в развитии русской живописи.

Исаак Ильич Левитан был русским художником, мастером «пейзажа настроения». Самые знаменитые картины Левитана: «Осенний день. Сокольники», «Владимирка», « Берёзовая роща», «Сумерки».

После смерти художника 22 июля 1900 года, родственники нашли в его мастерских около 40 пейзажей, которые были незакончены. Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. Русь».

По некоторым сведениям Левитан начал работу над этой картиной под впечатлением от Пушкинской поэзии. Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив. Изображенная на картине белая колокольня, стоящая на высоком берегу, облака, которые плывут по бездонному небу и отражаются всей своей красотой в глубокой воде озера, сочные зеленые луга, яркие осенние деревья и желтые поля – все это переполнено приподнятым одухотворенным звучанием. Радостное состояние и чувство гордости за свой край, создают лишь падающие на холмистый берег и прозрачную воду небольшие тени от облаков. Полотно «Озеро. Русь» , бесспорно, принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Левитан называет это пронизанное солнечным светом полотно «Русью», трактуя его как синтетический образ родной страны, утверждая в нем свою веру в торжество светлых начал жизни, любовь к жизни и Родине.



2.2 В.Серов «Портрет Николая II»: живописная характеристика личности последнего российского императора.

Валентин Серов был, без сомнения, первым портретистом своего времени. Чести позировать ему домогались многие, но побаивались проницательности художника – способности отразить на холсте потаенные качества портретируемого.

Портрет Николая II написан Серовым в 1900 году. Портрет Николая II (в тужурке) кисти Серова, по мнению современников, является лучшим изображением последнего российского императора.

Этот портрет император Николай II заказал художнику Серову в качестве подарка для своей жены Александры Федоровны. Назначение произведения диктовало иной характер изображения государя, нежели официальный портрет. Император, облаченный в тужурку офицера Преображенского полка, написан в простой обыденной позе. Серов художественными средствами концентрирует внимание зрителя на глазах Николая II. В них сквозит грусть и обычные переживания отца семейства. Художнику удалось передать мягкость, деликатность и вместе с тем, свойственную царю, слабость.

Портрет написан удивительно легкой, свободной кистью. По манере письма он почти эскизен, но продуманно целостен и гармоничен. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Серов в этот период предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, хотя и придавал им большое количество оттенков. Так написано и это произведение. Николай изображен не как император, властитель огромной империи в период ее процветания (войны, революции, распад страны, смерть в Екатеринбурге — все это еще впереди), но как простой человек, личность — со своими заботами, трудностями, внутренними переживаниями и колебаниями.

2.3 Шедевры ювелирного искусства Фаберже

Знаменитые ювелирные шедевры Фаберже стали своеобразным символом эпохи правления последних Романовых. Большинство из них было выполнено по заказу для представителей монарший семьи. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52. Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях.

Все шедевры Фаберже стали отражением лучших традиций отечественного и западноевропейского искусства того времени, воплощением художественного стиля и роскоши. Это отражение России глазами дворянских аристократов. Как контрастируют с ними тяготы жизни большинства населения страны! В пореформенное время примерно каждые 10 лет в стране случался страшный голод – следствие малоземелья и нищеты крестьян. В этом историческом контексте ювелирные шедевры Фаберже воспринимаются как символ пропасти между жизнью большинства населения страны и высших её слоёв в лице представителей династии Романовых.



2.4 Россия рубежа веков – родина абстракционизма

Рубеж XIX-XX веков - время стремительной модернизации России. Россия в начале XX века стала родиной абстракционизма. Абстракционизм стал одним из модернистских течений в живописи. Для него характерна исключительная новизна в поисках средств создания художественного образа. Абстракционизм — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Абстракционизм включает ряд течений: лучизм, неопластицизм, орфизм, суперматизм, систематизм, ташизм, абстрактный экспрессионизм, геометрическая абстракция.

Василий Васильевич Кандинский — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник». Биография и путь В. Кандинского-пример вызова сложившимся стереотипам. Несостоявшийся профессор юриспруденции, добровольно выбравший стезю художника, неслучайно именно он стал у истоков самого авангардского из течений в искусстве рубежа веков.

Ярким явлением в абстракционизме стал суперматизм, самое распространенное течение в абстракционизме. Суперматизм— направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем, самая известная работа которого создана в 1915 году называлась «Черный квадрат»

С именем известного русского художника М. Ф. Ларионова связано создание лучизма. Для большинства современных художников Россия-это прежде всего родина абстракционизма. Самое радикальное из новых течений в живописи неслучайно возникло именно в нашей стране. Эстетической предпосылкой этого стало творческое переосмысление художественного наследия русской культуры всего предшествующего периода. Исторический фон-переломный момент в России. Новые ценности и нормы, неразрешенные общественные проблемы были остро восприняты представителями молодой художественной интелегенции России.

2.5 «Картины по русской истории» издания И. Кнебеля – взгляд на русскую историю глазами ярких представителей живописи

Серебряного века

Уникальным историческим источником, который не рассматривался еще историками является издание Кнебеля «Картины по русской истории». И. Н. Кнебель был книгоиздателем, культурологом, меценатом. «Картины по русской истории» его издания — серия из 50 выпусков брошюр в жанре школьного пособия с иллюстрациями, оригиналы для которых выполнили художники Серебряного века. Под общей редакцией и с объяснительным текстом историка С. А. Князькова.

Главными героями картин стал народ. Таково видение истории России передовых людей России начала XX века, выдающихся художников. Так, в серии «Киевская Русь» мастеров привлекала самобытная культура восточных славян¹, проблемы христианизации народа², занятия людей ³, их международные контакты ⁴. Особое место занимает тема становления государственности: первый свод законов5,традиции народоправия6,организация власти⁷. Серия «Московская Русь» иллюстрацией мысли об истории русского народа со становлением единого государства: большинство картин посвящено государственным учреждением Московской Руси: Боярская Дума ⁸, Земский собор ⁹, приказы ¹⁰.

_______________________________________________________________



1.См. «Приложение» 5.1.(1)

2. См. «Приложение» 5.1.(4)

3. См. «Приложение» 5.1.(2)

4.См. «Приложение» 5.1.(8)

5. См. «Приложение» 5.1.(5)

6. См. «Приложение» 5.1.(6)

7. См «Приложение» 5.1.(7)

8. См «Приложение» 5.1.(13)

9. См «Приложение» 5.1.(14)

10. См «Приложение» 5.1.(15)

И, конечно, немыслима история народа, а именно ее воссоздает автор «Картин», без героических страниц: Смута 1, Отечественная война 1812 года 2, Оборона Севастополя 3.

В издании большое внимание уделено событиям, которые стали вехами в жизни простого народа: учреждение Юрьего дня 4, освобождение крестьян 5.

Особое место в «Картинах по русской истории» отводится эпохе Петра I. Авторы издания уже выбором тем старались показать огромное значение петровских преобразований для развития России: создание регулярной армии 6 и военно-морского флота 7 , учреждение новых государственных органов 8, преобразования в области культуры9, основание Санкт - Петербурга 10.

Автором одной из самых известных учебных картин «Петр Великий» 11 стал художник В.А.Серов. Из всех монархов, которые были удостоены чести быть запечатленными в «Картинах по русской истории» именно образ Петра I проникнут уважением и восхищением. Так художники XX века, присущими им средствами художественного выражения, решили проблему роли монархии в России.

_______________________________________________________________



1. См «Приложение» 5.1.(26)

2. См «Приложение» 5.1.(43)

3. См «Приложение» 5.1.(45)

4. См «Приложение» 5.1.(21)

5. См «Приложение» 5.1.(50)

6. См «Приложение» 5.1.(29)

7. См «Приложение» 5.1.(30)

8. См «Приложение» 5.1.(31)

9. См «Приложение» 5.1.(34)

10. См «Приложение» 5.1.(32)

11. См «Приложение» 5.1.(35)

3.Заключение

Роль монархии в истории России является актуальной проблемой отечественной науки. Особое место в ее исследовании занимает правление Николая II. В этой связи большие перспективы открываются при изучении ее посредством привлечения новых исторических источников, к которым без сомнения можно отнести памятники отечественной культуры.

«Озеро. Русь» И. Левитана на все времена останется гимном Родине. Понимание Времени, России, Вечности поднимается здесь над скоротечным моментом. Быстро обновляющаяся, бросающая вызов сложившимся устоям и традициям – такова Россия глазами молодых художников абстракционистов. Исключительно важна живописная характеристика Николая II, принадлежащая В. Серову. Сложным, смятенным, волею судьбы, поставленным во главе этой кипящей страны человеком увидел последнего российского императора художник.

Уникальным историческим источником является серия «Картины по русской истории» издание И. Кнебеля. Отобранная историками и художниками тематика картин ярко характеризует восприятие истории России передовыми людьми начала XX века. Это прежде всего история народа. Только 4 из 50 картин воссоздавали образы монархов, причем дань восхищения отдана только Петру I. Отношения народа и власти в большинстве случаев показаны как несправедливые и деспотичные. Эту оценку можно рассматривать как косвенную характеристику времени правления последнего из представителей Романовых, Николая II.

Пропасть в уровне жизни, интересах между народом и властью достигла в этот момент крайних проявлений, иллюстрацией этого можно считать ювелирные шедевры Фаберже.

Интересное время и огромное число талантливых произведений художественной культуры Серебряного века делают дальнейшее исследование исключительно перспективным.



4.Источники и список литературы

Источники

1.И. Левитан «Озеро. Русь.» .

2.В.Серов «Портрет Николая II».

3.«Картины по русской истории» издательства И. Кнебеля.

4.К. Малевич «Черный квадрат».

5. «Блестящая эпоха Фаберже. Санкт-Петербург — Париж — Москва», каталог выставки, М., 1992, ISBN 5-87075-021-5

Энциклопедическая и справочная литература

1.Великая Октябрьская социалистическая революция. - М.: «Советская энциклопедия».

2.Горкин А. П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Планета», 2006 г.

3.Георгиев В. А., Георгиева М. Г., Орлов А.С. Исторический словарь. - М.: Проспект, 2012.

Литература

1.Архимандрит Тихон. «Несвятые Святые» и другие рассказы.- М.: издательство Сретенского монастыря, 2012.

2.Великий наследник Цесаревич Алексей Николаевич. – Брянск: Брянск Православный, 2012.

3.История русского искусства. - М.: «Изобразительное искусство», 1980

4.Орлов А. С., Геогриев В. А. и др. История России. – М.: «Проспект», 2008



5.Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века.-М.: «Искусство»,1994.

6.Шишанов В. А. Витебский Музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007.

7. Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7859-0117-X

Веб-сайты

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кандинский,_Василий_Васильевич

Приложение 1

Исаак Левитан

Озеро. Русь, 1899—1900



Приложение 2

Валентин Серов

Портрет Николая II,1900



Приложение 3

Михаил Перхин

Датские дворцы,1890



Приложение 4

Михаил Ларионов

Красный лучизм,1913

Казамир Малевич

Атлеты, 1932

Казимир Малевич

Чёрный квадрат, 1915



Приложение 5.1.

«Картины по Русской истории»

01: С. В. Иванов. «Жилье восточных славян» — 1912. Оригинал — картон, масло. 58.5 x 83 см.

02: С. В. Иванов. «Торг в стране восточных славян» — 1912. Оригинал — 59,3х82, картон, масло — Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого.

03: В. М. Васнецов. «Варяги» — 1912

04: С. В. Иванов. «Христианство и язычество» — 1912

05: И. Я. Билибин. «Суд во времена Русской Правды» — 1909

06: А. М. Васнецов. «Вече» — 1909

07: С. В. Иванов. «Съезд князей» — 1912. Оригинал — холст, масло, 65 х 91 см. Костромской областной музей изобразительного искусства.

08: А. М. Васнецов. «Новгородский торг» — 1909

09: С. В. Иванов. «Баскаки» — 1909

10: А. М. Васнецов. «Двор удельного князя». (XIII—XIV вв.) — 1908

11: С. В. Иванов. «Великий государь, царь и самодержец всея Руси» — 1908

12: С. В. Иванов. «Святейший патриарх Московский и всея Руси» — 1909

13: С. В. Иванов. «Боярская дума. (XVI—XVII вв.)» — 1908

14: С. В. Иванов. «Земский собор (XVII в.)» — 1908

15: С. В. Иванов. «В приказе московских времен» — 1908

16: С. В. Иванов. «Суд в Московском государстве» — 1909

17: С. В. Иванов. «Приезд воеводы» — 1909. Оригинал — холст, масло

18: С. В. Иванов. «Смотр служивых людей. (XVI—XVII вв.)» — 1908

19: С. В. Иванов. «На сторожевой границе Московского государства» — 1909. Оригинал — картон, масло. 60 x 82 см. Местонахождение неизвестно. Копия хранится в Центральном пограничном музее ФСБ России.

20: С. В. Иванов. «Стрельцы» — 1908

21: С. В. Иванов. «Юрьев день» — 1909. Оригинал — картон, масло. 60 x 82 см.

22: А. М. Васнецов. «Площадь в городе московских времен» — 1909.

23: А. М. Васнецов. «Монастырь в Московской Руси. (XIII—XVII вв.)» — 1908

24: Б. М. Кустодиев.«Школа в Московской Руси» — 1908

25: А. М. Васнецов. «В горнице древнерусского дома московских времен (XVI—XVII вв.)» - 1908

26: С. В. Иванов. «В смутное время» — 1909. Оригинал — картон, масло. 60 x 82 см

27: С. В. Иванов. «Во времена раскола» — 1909

28: А. Н. Бенуа. «В Немецкой слободе» — 1912. Оригинал — частное собрание

29: Д. Н. Кардовский. «Солдаты Петра Великого». 1908

30: Е. Е. Лансере. «Флот Петра Великого» — 1912

31: Д. Н. Кардовский. «Заседание Сената петровских времен» — 1908

32: А. Н. Бенуа. «Петербург при Петре Великом» — 1912

33: Д. Н. Кардовский. «Смотр новиков» — 1912

34: А. Н. Бенуа. «В Летнем саду при Петре Великом» — 1913

35: В. А. Серов. «Петр Великий». — 1909. Оригинал — ГТГ

36: Д. Н. Кардовский. «Императрица Анна и ее двор (1730—1740 гг.)» — 1908

37: Е. Е. Лансере. «Цесаревна Елизавета в Преображенских казармах» — 1913

38: А. Н. Бенуа. «Выход императрицы Екатерины II» — 1912

39: А. Н. Бенуа. «Лагерь екатерининских солдат» — 1912

40: В. Я. Чемберс. «Дворянское собрание в екатерининские времена» — 1913

41: А. Н. Бенуа. «Утро помещика. (Конец XVIII и начало XIX вв.)» — 1912

42: А. Н. Бенуа. «Вахтпарад при императоре Павле I» — 1908

43: Д. Н. Кардовский. «Москва в сентябре 1812 года» — 1913

44: М. В. Добужинский. «Военные поселения [Александровской эпохи]» — 1913

45: Д. Н. Кардовский. «Оборона Севастополя» — 1912

46: М. В. Добужинский. «Учение солдат в николаевское время» — 1913

47: М. В. Добужинский. «Город в николаевское время» — 1908

48: Д. Н. Кардовский. «Бал в Москве 20-х годов» — 1913

49: Б. М. Кустодиев. «В московской гостиной в 40-х годах» — 1913

50: Б. М. Кустодиев. «Освобождение крестьян» — 1908

Приложение 5.2.

Валентин Серов



Пётр I, 1907