Наскальные изображения в швеции - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лабораторная работа "Моделирование смазанных изображений" 1 48.43kb.
Метод эффективного формирования 2d изображения в поперечной равноугольной... 1 47.04kb.
Контрольная работа Тестирование 9 класс Минимальный участок изображения... 1 39.84kb.
Карл Линней, знаменитый шведский естествоиспытатель, родился в Швеции... 1 56.83kb.
И зарубежной практике а. Б. Балкаров 1 82.83kb.
Разрешение изображения измеряется в 1 15.24kb.
Лекция. Системы счисления Система счисления это совокупность приёмов... 1 223.31kb.
Программа выезд из спб в 06: 30 тк «Гулливер», Ст м. «Старая Деревня» 1 39.94kb.
История Финляндии 1 33.08kb.
Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях Бунина... 1 27.72kb.
Подготовка к конгрессу aippi в женеве, проводимом 19-24 июня 2004 г 1 36.34kb.
6 «Б» класс Шевлякова Алла Григорьевна учитель истории, обществознания... 1 188.09kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Наскальные изображения в швеции - страница №1/1


Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. «Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве», 2011


НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ШВЕЦИИ



Древних рисунков в Швеции насчитывается несколько тысяч. Большинство из них обнаружены в южной части страны: в Сконе, в Уппланде, в районе Норчёпинга и в Бохуслене. Самые ранние изображения могут относятся к каменному веку, но большая часть была создана в эпоху бронзы (1800–500 гг. до н.э.). Многие изображения соседствуют с захоронениями в виде каменных насыпей, которые появились на побережье и во внутренних районах Швеции около 1300 лет до н. э. Орнаменты на керамики и оружие из этих могильников схожи с рисунками на камне.

Петроглифы, расположенные на территории Швеции также изображают бытовые сцены из жизни древних людей, охоту, оружие, лодки. Наиболее распространенные фигуры — это люди обоих полов, домашний скот, олени, лоси, повозки, колеса, круги и многочисленные абстрактные символы.

Также как и в Норвегии в Швеции очень распространены изображения лодок. В Бохуслене найдены сотни судов, высеченных на скалах, здесь это самое часто встречающееся изображение. Члены корабельной команды также изображены короткими штрихами. Иногда среди них можно увидеть несколько изогнутых линий, которые трактуют как изображение людей, трубящих в рог. Встречаются и более подробно прорисованные мужские фигуры, нередко с поднятыми топорами, у некоторых видны эрегированые пенисы.




«Влюбленная пара», панель Витлюке, Танум
Среди ученых идут споры, являются ли эти композиции отображением реальных судов, или же это символы неких абстрактных понятий — жизни, смерти, торговли.

Стоит отметить, что некоторые скандинавские погребения в бронзового и железного веков имели форму лодок.

Интересное предположение выдвинул астроном Геран Хенрикссон из Упсальской обсерватории, по его мнению фигуры на скалах связаны с движением небесных тел, появлением комет, солнечными и лунными затмениями. А лодки — некие календари, каждая из которых обозначает два месяца в году.


Изображение солярного знака и фигур двух женщин, панель Аспебергет, Танум

В двух часах езды на север от Гетеборга, вдоль западного побережья Швеции, в провинции Бохуслен находится знаменитый комплекс наскальных изображений, известный как Танум. Он расположен около поселка Танумсхеде, в 5 километрах от берега моря. Как и Альта в Норвегии, холм Танум внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Количество и качество наскальных изображений делает это место исключительным, даже в богатом аналогичными находками Бохуслене. На огромной территории можно видеть тысячи изображений, нанесенных на открытые поверхности скал, они расположены в лесах и среди лугов. Территория, находящаяся под охраной государства и занесенная в список объектов всемирного наследия, составляет приблизительно 45 км2 и простирается с севера на юг на 9 км. Здесь находятся около 430 выбитых на камне фигур. Сегодня небольшая часть их них открыта для посетителей. Для удобства публики рядом с древними изображениями сооружены специальные настилы, платформы, проложены пешеходные тропы, поставлены информационные доски.

Неподалеку от наскальных изображений находится музей Витлюке, открытый в 1988 году. Здесь, при помощи современных мультимедийных технологий, посетители могут получить информацию о созданиии и значении древних изображений. Кроме того, на территории музея воссоздана ферма эпохи бронзового века.


Человек и огромная змея, панель Витлюке, Танум



«Скорбящая женщина», панель Витлюке, Танум



Фигура демона и колесницы, панель Витлюке, Танум



Изображения войнов, панель Вютлюке, Танум
Напротив здания музея находится знаменитое скопление изображений — панель Витлюке, Это место одно из самых посещаемых в Швеции. Древние фигуры нанесены на гладкую слегка наклонную поверхность светлого камня. Плоскость с рисунками составляет 22 метра в длину и 6 метров в ширину. По некоторым частям гравированной поверхности течет вода. Здесь изображено около 300 фигур, более половины из которых представляют собой чашевидные лунки. Содержание петроглифов имеет важное значение, благодаря нанесенным сценам и композициям, мы можем получить живое представление о жизни человека в эпоху бронзового века.

Самая известная сцена Витлюке — «Влюбленная пара», вероятно она символизирует сакральный брак. Подобный ритуал хорошо известен в большинстве дохристианских религий, он направлен на увеличение плодородия людей, животных и сельскохозяйственных культур.

К другим, особо интересным изображениям, можно отнести сцену с молящимся человеком и огромной змей, а также фигуру напоминающую демона, человека в колеснице и мужчину совокупляющегося с животным.

Панель Витлюке разделена надвое цепочкой из 70-ти лунок, предназначение которых пока неизвестно. Ряд этих углублений пересекает сцену битвы. Мотив сражений часто встречается на скалах Бохуслена, но поскольку нет никаких изображений раненых или погибших воинов, такие битвы могут представлять собой некоторую форму ритуального боя или конфликта между различными божественными существами. Единственной сценой с изображением мертвого тела можно считать композицию «Скорбящая женщина». Здесь представлена длинноволосая коленопреклоненная фигура возле лежащего высокого мужчины. Среди изображений присутствует множество лодок различных размеров, на некоторых показаны команды гребцов и воины, вооруженные топорами.

Приблизительно в 300 метрах от музея Витлюке расположена еще одна группа петроглифов — Аспебергет. Здесь стоит выделить несколько замечательных сцен в северной части скалы. На первой панели изображен великолепный солярный знак с разветвленными лучами, рядом, как бы удерживая его, расположены две женщины с длинными заплетенными волосами. Возможно это жрицы, совершающие обряд поклонения Солнцу.

На другой замечательной композиции представлены мощные глубоко прорезанные фигуры быков и человек, вспахивающий землю плугом. Выше по холму изображена фигура человека с огромной рукой, в которой находится 29 лунок. Еще выше находится полотно, на котором нанесена пара смотрящих друг на друга уток. Птицы имели огромное значение в большей части доисторических религий и мифов. Считалось, что боги перевоплощались в птиц либо использовали их в качестве посланников или средств передвижения.

На панели Аспебергет также присутствуют изображения воинов, вооруженных топором и мечом, они имеют тело в форме круга, вероятно, символизирующего щит.

Отдельно стоит отметить сцену, известную как «Бог с копьем», она расположена поблизости на панели Литслеби. Среди многочисленных изображений тут преобладает большая фигура мужчины с копьем. Это одно из крупнейших изображений человека в Северной Европе. Его высота 2.3 метра. Ранние изображения на скале датируются серединой бронзового века (1200–1000 гг. до н.э.), а поздние относятся уже к раннему железному веку (500 г. до н.э. – 1 г. н.э.), то есть в течение тысячи лет люди возвращались снова и снова, чтобы добавить очередные рисунки. Интересно, что выше группы петроглифов было обнаружено захоронение эпохи камня.





Женская фигура с лункой между ног, Фоссум, Танум



«Бог с копьем», панель Литслеби, Танум



Сцена охоты, панель Фоссум, Танум



Фигура человека с огромной рукой, в которой находится 29 лунок
Еще одна группа петроглифов нанесена на панели Фоссума. Более 130 фигур были выбиты на площади около 25 м2. Фигуры выполнены в одной технике и составляют единую композицию, ученые предполагают, что все они выполнены одним человеком. Также Фоссум представляет собой великолепный пример сюжетной живописи, все сцены взаимосвязаны и носят повествовательный характер. Некоторые детали вооружения позволяют датировать рисунки приблизительно VI–VII вв. до н.э.

Поверхность камня с петроглифами гладкая и немного наклонная. По ней проходят естественные трещины, формирующие отдельные части панели, на которых выполнены фигуры людей и животных, оружие и орудия, отпечатки стоп и чашевидные знаки. Особенно примечательны фигура охотника, убивающего животное и женская фигура с лункой между ног и длинными волосами.

На петроглифах Танума в Бохуслене можно видеть изображения кораблей с солнечными дисками и с людьми, размахивающими боевыми топорами, а также крылатых коней, круги, спирали и других символов солнца, которые также можно отнести к солярным знакам. Видимо, лошади должны были везти солнечные колесницы по небу в дневное время, а корабли доставлять Солнце обратно на восток через подземный мир — ночью. Похожая мысль прослеживается в древних скандинавских легендах.

Все же специалисты сходятся в одном: Танум представляет собой художественный взлет европейской культуры бронзового века.

Еще одно скопление петроглифов было обнаружено на склонах гор Сарек в Шведской Лапландии в местечке Падьеланта. Горы со сглаженными вершинами здесь перемежаются с озерными долинами, бегут бурные реки, леса сменяются тундрой, зеленые пустоши соседствуют со скалами. В этих нетронутых краях прекрасно сохранились древние рисунки. Сегодня эта территория объявлена заповедной и находится под защитой государства. Нужно отметить, что это очень малонаселенный край, поэтому не мудрено, что петроглифы были обнаружены оленеводами сравнительно недавно.

Сегодня эти наскальные изображения детально описаны, ученые только приступили к их изучению. Большинство изображений расположено на вертикальных скалах, на плоскостях, обращенных югу. Рисунки нанесены на высоте в рост человека.

Сюжеты Падьеланты — типичны для Северной Европы. Здесь нанесены фигуры оленей, антропоморфные существа, многочисленные символы и знаки, которые с трудом поддаются интерпретации. Самым ярким сюжетом опять же являются лодки. Причем часть из них — парусные, а два судна переданы весьма детально, с рулями, якорем, мачтами, командой.

Изображение парусных лодок необычно для наскального искусства Севера. В Скандинавии известны тысячи картин лодок, однако на всех них представлены весьма примитивные суденышки. Например, в шведской провинции Уппланд, где зафиксировано почти 2 000 изображений лодок, парусных среди них нет. То же относится к петроглифам Немфорсена и Танума. Изображения парусных лодок и судов появляются на петроглифах значительно позже — во времена викингов, и подобные картины «привязаны» к побережью и торговым путям. Любопытно то, что Падьеланта расположена в почти пустынной местности, в горах, на расстоянии 10 километров от ближайшей крупной реки или озера и в 40 километрах от Норвежских фьордов.




Сражающиеся воины, панель Аспебергет, Танум



Уникальное изображение кита, панель Витлюке, Швеция
Ныне район Падьеланты населен саамами–оленеводами. До них здесь жили мобильные группы охотников на оленей — горные саамы. Сегодня археологами обнаружены несколько стоянок этих племен. Как предполагается зимовья горных саамов располагались восточнее, в лесной зоне, поэтому лодки были крайне необходимы для быстрого передвижения по тем местам. Однако эти суденышки, были довольно примитивны, делались из шкур оленей, и управлялись одним широким веслом. Переход к деревянным лодкам в этом регионе вероятно произошел под влиянием предков современных норвежцев. По крайней мере, большая часть саамской лексики, связанной с лодками, заимствована из архаичного норвежского языка.

Вероятно, в районе Падьеланты когда-то проходил торговый путь с верховьев реки Луле к норвежскому побережью — к Груннфьорду и Тюсфьорду. Можно предположить, что до времен викингов в северной Норвегии не было специальных парусных судов. Но уже к 1000 году н.э. прибрежные саамы переняли навыки строительства таких легких парусников и даже стали их изготавливать для своих соседей, живших во внутренних районах. Подобные лодки, прозванные «нордландскими», строились на протяжении почти тысячи лет, причем практически без серьезных изменений конструкции. Ладьи времен викингов (800–1300 гг.) и стали ближайшим прототипом тех, что изображены в Падьеланте. Следовательно, лапландские картины относятся к этому или чуть более позднему времени.

Но остается вопрос: с какой целью были сделаны эти изображения? Было ли это искусством ради искусства, или картины лодок предназначались для того, чтобы поразить зрителей-саамов, которые не бывали на побережье и сами не видели суда викингов? Специалисты предполагают, что эти большие парусные суда поразили воображение саамов и даже стали предметом культа.

ПИСАНИЦЫ ФИНЛЯНДИИ

Первый наскальный рисунок в Финляндии был открыт 1911 году композитором Яном Сибелиусом в собственном имении на прибрежной скале озера Виттреск. Это место расположено в 23 километрах к западу от Хельсинки, на территории муниципалитета Киркконумми. Изображение в виде сетки было нанесено на отвесной скальной стене красной краской. Подобные сетчатые изображения были найдены на территории Швеции и Норвегии, но в Финляндии оно единственное.

В 1963 году на берегу озера Юусльярви, примерно в 5 километрах к западу от Виттреска, была обнаружена еще одна группа древних изображений. Здесь очень интересна фигура человека с птичьей головой, ниже которой, расположены еще три антропоморфных фигуры с перекрещенными ногами.

Наличие скальных уступов под рисункам, на которых мог стоять древний художник, исключает возможность определения возраста изображений по изменениям скальной породы. Рисунки могли быть нанесены в любое время после того, как скалы поднялись над уровнем воды. По мнению специалистов, композиции относятся к раннему периоду культуры ямочно-гребенчатой керамики (4200 лет до н.э. — 2000 лет до н.э.). Открытие писаниц Юусльярви стало большим событием в Финляндии и послужило толчком к поиску новых наскальных изображений.




Акварельная зарисовка геометрической фигуры, Виттреск, Финляндия



Копии антропоморфных фигур, оз. Юусльярви, Финляндия



На снимке видны антропоморфные фигуры с треугольными головами и рогатый человек. Фрагмент панно Вярикаллио, оз. Сомеръярви, Финляндия
В 1974 году были найдены рисунки в местечке Верла. Они выполнены на небольшой отвесной скале обрывающейся прямо в воду. Панно имеет в длину около 6 метров и начинается примерно в полуметре над поверхностью воды. Как полагают ученые, уровень озера в этом месте практически не изменился до наших дней, поэтому изображения были нанесены с лодок либо в зимнее время года со льда. На скале сохранились рисунки по крайней мере восьми лосей и трех человеческих фигур, остальные фрагменты трудно различимы. Рисунки сделаны красной краской, и сохранились до наших дней благодаря покрывшему их тончайшему слою оксида кремния, выделившемуся из породы. Изображения выполнены линиями толщиной в палец, интересно, что у лосей хорошо заметна отметина в том месте, где находится сердце.

На сегодняшний день благодаря усилиям археологов и энтузиастов-любителей на территории Финляндии обнаружено более 130 мест с древними рисунками.

В основном они сосредоточены в юго-восточной части страны, но одна писаница — Вярикаллио расположена далеко на севере, в районе Суомуссалми, у границы с Россией. Она была обнаружена группой лыжников весной 1977 года и в данный момент является самой большой в стране по количеству фигур. Наскальные рисунки Вярикаллио расположены на северо-восточном берегу озера Сомеръярви в окрестностях деревни Хосса на скале, отвесно обрывающейся в воду.

С близлежащего холма Вярикаллио предстает в виде светлой каменной стены. При приближении к которой, становятся заметны яркие красные пятна, и только затем различные отдельные фигуры. Общая площадь панно с рисунками составляет 10.5 метров. Нижние фигуры расположены на высоте всего около 20 сантиметров от воды, а верхние в 2.5 метрах над сегодняшним уровнем озера.

Уровень воды озера оставался практически неизменным с конца ледникового периода, и, следовательно, подъем грунта не может использоваться для датирования писаницы.

На скале было обнаружено более 60 фигур. Наиболее заметны четыре человеческих фигуры с треугольными головами. Две из них изображены бок о бок в центральной части панно. Они имеют руки, ноги, а на их лицах изображены глаза и носы. На стене изображены две рогатые маски-личины подтреугольной формы. Подобные фигуры очень редко встречаются в финской наскальной живописи. Кроме Вярикаллио, они известны в Верла, и местечке Валькеала.

Еще одной важной фигурой этой группы является изображение человека с рогами на голове. Этот рисунок сохранил яркость цвета и прекрасно заметен на поверхности скалы. Писаница Вярикаллио также содержит 14 небольших человеческих фигур, часть из которых сохранились не полностью или изначально были прорисованы фрагментарно. Интересно, что одно из изображений имеет признаки мужского пола.

Наиболее часто среди рисунков Вярикаллио встречаются фигуры животных. Некоторые из них переданы контурами, другие полностью закрашены. Самая крупная фигура лося, расположенная в верхней части композиции, выполнена в силуэтной манере, она целиком заполнена краской. Это уникальный случай в финской традиции наскальных изображений.

Отличительной особенностью изображений животных на писанице Вярикаллио является необычайная прорисовка деталей. Например, большинство фигур оленей имеют уши.


Скала с писаницей в Верла, Финляндия



Копия панели с рисунками, Верла, Финляндия

Всего на стене изображено приблизительно тридцать лосей. Еще одна особенность рисунков Вярикаллио заключается в сгруппированности изображений. Уникальна сцена животных идущих цепочкой друг за другом. Такой сюжет больше не встречаются нигде на территории Финляндии. В середине колонны изображено небольшое животное, смотрящее вправо. Эта фигура была интерпретирована как изображение медведя, на сегодняшний день она единственная в финской наскальной живописи. Несмотря на то, что ее размер составляет всего-навсего 8 сантиметров в длину и 6 сантиметров в высоту, в рисунке улавливается изгиб медвежий спины и типичные очертания лап.

Также среди рисунков Вярикаллио встречаются такие интересные элементы, как отпечатки лап животных и рисунки, которые были интерпретированы специалистами как изображения ящериц или птиц.

Примечательно, что в Вярикаллио не встречается изображений лодок, которые наиболее часто представлены наскальном искусстве Финляндии.





Фигура женщины с луком в руке, Астувансалми,Финляндия
Самая северная писаница Финляндии была открыта в 1978 году на берегу озера Юльма Олькки, в 3.5 километрах от Куусамо. Юльма Олькки представляет собой глубокое озеро, расположенное в труднодоступном каньоне трехкилометровой длины оно имеет крутые скалистые берега, которые местами превышают 50 метров в высоту. Писаница Юльма Олькки находится в 3.5 километрах к северо-востоку от Вярикаллио. Наскальные рисунки нанесены на высоте в 1.5 метров над уровнем воды на отвесной прибрежной скале, которая хорошо заметной из далека. Здесь можно увидеть две человеческие фигуры и изображение оленя. Самое верхнее изображение — хорошо различимая фигура человека, по-видимому, мужчины, ниже изображена фигура копытного. Фигура второго человека, сохранилась хуже, она имеет округлую голову и более массивное, чем у первой тело.

Самой крупной писаницей Финляндии является Астувансалми. Эти изображения на скалах были издавна известны среди местного населения. Но в научный оборот памятник был введен в 1968 году финским археологом Пеккой Сарвасом.


Рисунки расположены на крутых береговых скалах озера Юовеси. Изображения были созданы на камне, при определенном ракурсе, напоминающем человеческую голову. В настоящее время он возвышается почти на 30 метров над поверхностью озера. Скала сложена преимущественно из гранитов и мигматитов. Во многих местах ее поверхность была гладко и отполирована древними ледниками. Писаница нанесена красной охрой на слегка наклонном участке на площади около 60 м2, на высоте 7.7–11,8 метров над поверхностью озера. Здесь можно выделить около 80 различных фигур: это 18–20 изображений лосей, примерно столько же антропоморфных существ, несколько десятков отпечатков рук и следов животных, 8–9 лодок, геометрические фигуры и рисунки, на которых предположительно изображены рыба и собака. Рисунки, очевидно, создавались на протяжении длительного периода времени, поскольку во многих местах фигуры накладываются друг на друга.

Лось традиционно является важнейшим предметом охоты для людей севера. Лось также означает центр вселенной. У большинства лосей, изображенных на писанице Астувансалми, отмечены точки в области сердца. Одни лоси изображены бегущими, другие — стоящими. Лодка являлась важнейшим средством передвижения в озерных районах доисторической Финляндии. Большие деревянные и кожаные лодки строились еще до того, как викинги начали сооружать свои крупные корабли. Эти с финских скал можно сравнить с судами североамериканских индейцев.

Уникальна фигура женщины с луком в руке — это крайне редкое изображение в наскальном искусстве Фенноскандии. Предполагается, что оно символизирует мифическую богиню Теллерво. В мифах она предстает прародительницей всех людей. Женщины, как правило, не принимали участия в охоте, поэтому этому изображению приписывается божественный характер.


Озеро Юльма Олькки, Финляндия



Озеро Юовеси, Финляндия



Писаница на озере Юльма Олькки, Финляндия



Изображение животных и людей, писаница Астувансалми
В ходе археологических раскопок, проведенных под рисунками, были обнаружены два обломка наконечников стрел, один из которых датируется неолитом, второй — ранним железным. По мнению некоторых археологов, эти артефакты могут свидетельствовать о ритуальной стрельбе из лука, проводимой на этом месте, хотя каких-либо отметин на скале не обнаружено. На дне у берега озера также были найден археологический материал. В том числе небольшие янтарные статуэтки древних богов Укко и Акка, украшения с изображениями животных, в том числе подвеска в виде головы медведя. 
Наскальные изображения Астувансалми датируются по изменениям крупной озерной системы Сайма. В результате подъема земной поверхности, отсюда стали вытекать три реки и уровень водоема сильно понизился. Формирования последней из них — реки Вуокси произошло около 3800 до н.э. До этого над поверхностью воды могли находиться только самые верхние изображения.

Приблизительно через 1000 лет озеро отступило, и скала открылась целиком из-под вод озера. Исходя из этого, нарисованные фигуры и наброски датируются периодом после образования реки Вуокси, то есть около 3800–2200 до н.э.


Эти рисунки близки к сибирской и северо-европейской шаманским традициям. Где Солнце принималось за бегущего по небу оленя или лося. Предки народа саами верили, что Солнце — это бегущий космический солнечный олень. Солнце, как символ жизни, поднималось на Востоке, где, согласно древним верованиям, находился дом Большого лося и всех добрых духов и богов. Запад символизировал край мертвых, где они передвигались на лодках, украшенных лосиными головами.

Вероятно, люди, изображенные на рисунках — шаманы, которые стуча в барабаны и напевая магические песни, впадают в транс для общения с миром духов. Шаманизм, скорее всего зародившийся еще в каменном веке, является старейшей культурной традицией Финляндии и других территорий Северной Европы.

Среди сюжетов на финских писаницах наиболее часто встречаются человеческие фигуры. Следующими по численности являются изображения копытных животных: лося или оленя. Так же многочисленны изображения лодок, отпечатки человеческой руки и рисунки, изображающие следы животных, фигуры птиц и рыб, различные зигзаги и геометрические фигуры. Все они довольно схематичны. У наиболее стилизованных изображений животных бывает трудно распознать вид. Лоси чаще всего контурные, у некоторых внутри туловища нанесено пятно, видимо, обозначающее сердце. Обращает внимание обилие людей, обычно показанных в фас и очень упрощенно. Те, что с рогами на голове, ассоциируются с образами «шаманов». Пол антропоморфных персонажей определить трудно, но, все же, имеется несколько явно мужских и явно женских фигур. Лодки обычно нарисованы с экипажем в виде столбиков, а корпус изображен простой изогнутой линией.

Наскальные изображения Финляндии являются частью культуры охотников и рыболовов северной полосы Европы. Географическое расположение писаниц, их сюжеты, техника нанесения и уровень художественного воплощения можно отнести к концу новокаменного века или эпохе металла.

Выбор места для создания рисунков в Финляндии был обусловлен многочисленными озерами скальным и их прибрежным ландшафтом, который совсем не похож на речные долины Швеции, норвежские фьорды или открытые воды Онежского озера. Все известные пока писаницы нанесены на прибрежных скалах, часто отвесно обрывающихся в воду и обычно обращенных к западу или юго-западу. Они неразрывно связаны с водными путями, и рассматривать их легче с озера, со стороны воды. Обычно сверху писаницы прикрыты естественным навесом-козырьком, предохраняющим их от атмосферных осадков.

По мнению финских специалистов, древние охотники и рыболовы, создавшие эти рисунки, перемещались вдоль водных путей и горных хребтов. Для этого им были необходимы навыки ориентирования. Наиболее распространенными местами расположения писаниц являются пересечения дорог, небольшие заливы озер, скалы на мысах. Некоторые ученые отмечают, что для создания изображений древний человек выбирал скалы чем-то похожие на человеческое лицо, либо фигуру животного.

Изображения были нанесены красной охрой. Точный состав и способ приготовления краски до сих пор неизвестны. Вероятно, она изготавливалась из оксида железа путем нагревания и добавления жира, крови и, возможно, яиц для вязкости.



Отпечаток ладони, Астувансалми,Финляндия
Предполагают, что писаницы Финляндии наносились преимущественно ранней весной со льда и использовались в весенних промыслово-магических обрядах и церемониях. Обилие небольших полотен свидетельствует о принадлежности их сравнительно небольшим коллективам и более повседневном, обыденном их назначении. В писаницах Финляндии по-своему отразились серьезные сдвиги в общественном сознании, связанные с утверждением темы человека. Появляется ряд совершенно оригинальных образов. Наскальные изображения могут быть связаны с верованиями и духовной жизнью древних людей. Тем не менее, нужно быть очень осторожным в интерпретациях рисунков, поскольку наш современный мир разительно отличается от мировоззрения наших далеких предков, живших тысячелетия тому назад. Возможно, даже в те времена фигуры не имели единого понимания. Оно могло меняться с течением времени, приобретать новую выразительность или разные значения. Находясь лицом к лицу с наскальными рисунками, мы приближаемся к древнейшим эпохам. Перед нами предстают фигуры, на которые смотрели наши предки тысячи лет назад.

Несмотря на своеобразие, писаницы Финляндии не были изолированы от окружающего мира. Они — важное промежуточное звено между петроглифами Скандинавии и Карелии, уточняющее направление связей и духовных контактов между древними племенами. В них, в частности в наскальных рисунках Астувансалми, отмечают влияние скандинавского «земледельческого» искусства бронзового века. Что же касается развития писаниц в целом, они проходят тот же путь от более или менее натуралистических изображений к все большей схематизации и стилизации образов. Финские писаницы можно рассматривать как отдельный вид наскальных изображений Фенноскандии.




www.arkur.ru