Наименование дисциплины: Социология образования Рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 106.23kb.
Программа дисциплины «Социология рекламы» 2 331.58kb.
Программа дисциплины «Социология науки и научного знания» 1 271.47kb.
Программа дисциплины «Социология профессий» 1 238.55kb.
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Программа дисциплины Этнометодологические исследования для направления... 1 114.49kb.
«Социология религии» Аннотация программы учебной дисциплины для направления... 1 20.74kb.
Программа дисциплины «Социология семьи и гендерных отношений» 3 407.26kb.
Программа дисциплины «Сравнительная социология 1 224.62kb.
Программа разработана в соответствии с 1 236.7kb.
Программа дисциплины социология образования для направления 521200... 1 215.22kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 1 41.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Наименование дисциплины: Социология образования Рекомендуется для направления подготовки - страница №1/1

АННОТАЦИЯ

  

Наименование дисциплины: Социология образования

 Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология

 

Квалификация (степень) выпускника    «бакалавр»



 

1.Цели и задачи дисциплины: Основная цель освоения дисциплины «Социология образования» состоит  в изучении  образования как социального института.  Дисциплина призвана формировать у студентов представление о социальном институте образования, а также особенностях его влияния на другие социальные институты.

Задачи дисциплины состоят в том, чтобы  содействовать формированию  у студентов- социологов видения образовательной сферы профессиональной деятельности как пространства творческой активности. Формировать социологическое мышление: способствовать  пониманию  общей логики формирования института образования,  развивать способности интерпретации социологических текстов, умения их использовать в своей исследовательской деятельности. Формировать навыки организации и проведения социологического исследования в области образования.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП: Дисциплина «Социология образования» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин, как  «Социология молодежи», «Теория и практика социальной работы», «Новые явления в социологии».

    В курсе представлены основные классические и современные парадигмы образования, технологии эмпирических исследований образования.   В основу курса положен междисциплинарный проблемный подход и  системный принцип изложения. Студент ориентируется на проблемное поле социологии образования.  

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:


  •  Процесс изучения дисциплины  направлен на формирование следующих компетенций:

  • - способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь       (ОК-2);

  • - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

  • - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

  • - способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

  • - способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4).



В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать:

  • - основные характеристики образования как социального института, процесса, феномена культуры;

  • - структуру и функции института образования;

  • - теоретические и эмпирические исследования в области образования.

  • Уметь:

  • - анализировать и интерпретировать классические и современные тексты по социологии образования;

  • - организовать и провести самостоятельное исследование тех или иных процессов в сфере образования;

  • - ориентироваться в исследовательском поле социологии образования.

  • Владеть:

  • - понятийным аппаратом дисциплины;

  • - технологиями эмпирического исследования образования;

  • - техниками анализа и  интерпретации текстов.

  •  

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

 

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

 

 

5



 

 

 

Аудиторные занятия (всего)

26/0,5

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции

10

10

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

Семинары (С)

16

16

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа  (всего)

46/1,25

46

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

Конспекты

 

 

 

 

 

 Научно-исследовательские проекты

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экзамен

 

 

 

 

 Всего:

72

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Лекции: 


Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологии образования.

Тема 1. Социология образования как отрасль социологического знания.

Тема 2. Парадигмы образования.

Раздел 2. История социологии образования.

Тема 3. Социология образования на Западе.

Тема 4. Социология образования в России.

Раздел 3. Эмпирические исследования в социологии образования.

Тема 5. Технология эмпирического исследования качества образования.

 Семинары:

Семинар 1. Социология образования: объект, предмет, методы исследования.

Семинар 2. Основные парадигмы образования.

Семинар 3. Становление социологии образования.

Семинар 4. Современная социология образования на Западе.

Семинар 5. Современная социология образования в России.

Семинар 6. Основные проблемы профессионального образования.

Семинар 7. Качество образования в современных условиях.

Семинар 8. Эмпирические исследования образования.

 

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми         (последующими) дисциплинами

 


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых  (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3







 

 

 

 

1.

Социология молодежи

+

+

+







 

 

 

 

2.

Теория и практика социальной работы

+

+

+







 

 

 

 

3.

Новые явления в социологии.

 




+







 

 

 

 

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Все-го

1.

Теоретико-методологические основы социологии образования

 4

 

 

 4

10

18

2.

История социологии образования

 4

 

 

 6

 10

20

3.

Эмпирические исследования в социологии образования

2

 

 

 6

 26

34

 

6. Лабораторный практикум

Нет


 

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов

1. Особенности образования и его перспективы в современном российском обществе.

 2.  Образование и социализация личности.

3. Социальное неравенство в образовании.

4. Социология самообразования: проблемы и перспективы.

5. Место и роль учителя в современном российском обществе.

6. Профессиональная ориентация школьников.

7. Конфликты в образовательных учреждениях.

8. Образование и профессия: взаимосвязь и противоречия.

9. Поствузовское образование: состояние и перспективы.

10. Реформа высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса.
 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература. Каждый  обучающийся  должен быть  обеспечен не менее чем одним  учебным и учебно-методическим печатным и/или электронным изданием.



 б) дополнительная литература. Фонд дополнительной литературы включает помимо учебников  официальные справочно-библиографические  издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

в) программное обеспечение. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к необходимому программному обеспечению.



 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютер, программное обеспечение.



 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Формы текущего контроля – подготовка конспектов работ социологов, работа студента на семинарских занятиях. За эти формы работы студентам проставляются баллы. Форма промежуточной аттестации – научно-исследовательский проект в конце семестра. Итоговая форма контроля  - экзамен.



 

Разработчики:        

РГГУ Кафедра теории и истории социологи

                к.ф.н., доц. М. Б. Буланова

 

Эксперты:

 МХТИ, зав.кафедрой социологии,

д.с.н., проф. Губина С. А.