Над пропастью во ржи - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Над пропастью во ржи - страница №1/1



Томский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №11



Ощущение утраты нравственных и духовных ценностей в романе

Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

Выполнила:

Учитель английского языка

Синагатуллина С.А.



Томск 2011

Джером Дэвид Сэлинджер - американский прозаик, один из наиболее талантливых представителей "новой волны" писателей, пришедших в литературу после второй мировой войны. В 1951 году был опубликован его единственный роман "Над пропастью во ржи", принесший автору мировую славу.

Цель данной работы: Составить представление об одном из наиболее значительных произведений американской литературы XX века, посмотреть, как повлиял образ «бунтаря» на современное общество, культуру.

Задачи работы:



  • Определить место Дж. Д. Сэлинджера в современной литературе;

  • Определить жизненные ценности главного героя романа Холдена Колфилда;

  • Рассмотреть влияние романа на образ мыслей последующих поколений;

  • Рассмотреть – насколько актуален роман сегодня.

Дж. Д. Сэлинджер родился 1 января 1919 года в Нью-Йорке. Автор имеет еврейские корни по линии отца, шотландско-ирландские по линии матери. Как и будущий герой его главного произведения, Дж. Сэлинджер ни одно из высших учебных заведений не закончил, не проявив ни особых успехов, ни карьерных устремлений, чем вызвал недовольство отца, с которым он в конце концов рассорился навсегда.

Джером Дэвид Сэлинджер заявил о себе в 40-е годы XX века, опубликовав несколько повестей и рассказов. Лучшие его произведения, написанные в 50-е годы, получили всемирное признание, а роман-исповедь «Над пропастью во ржи» (1951) считается одним из самых заметных событий в послевоенной литературе США.

Сэлинджер вступил в литературу в послевоенные годы, которые обычно называются американской критикой «молчаливыми», в разгул холодной войны и маккартизма. Именно тогда в литературе США появились молодые силы (Дж. Болдуин, Дж. Джонс, Т. Капоте, Н. Мейлер, У. Стайрон и др. -многие из них бывшие фронтовики), которые яростно противостояли конформизму в литературе. Именно эти писатели, в том числе и Сэлинджер, во многом подготовили антиконформистское движение молодежи 60-х годов, вернули американской литературе утраченную была социальную смелость, динамизм и психологизм повествования. «Четкая проза Сэлинджера с выверенным стилем и многообразием мотивировок не имела ничего общего с расхлябанной прозой «разбитых» (имеется в виду The Beat движение 50-х). Писатель с самого начала творческого пути неуклонно ориентировался на классику.», пишут критики (В.И.Бернацкая).

Сэлинджер вел отшельнический образ жизни, почти не выходил из своего дома в Нью-Гэмпшире (г. Корниш). В последние годы жизни он практически никак не общался с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир, и занимаясь разнообразными духовными практиками. Сэлинджер вовсе не хотел той ложной земной популярности, которая пришла к нему, полагал, что «все это сопровождается неизменным лицемерием». Сэлинджер умер естественной смертью в своём доме в Нью-Гэмпшире 27 января 2010 г. в возрасте 91 года.

«Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye, 1951), который встретил дружное одобрение критики и до сих пор сохраняет популярность среди старшеклассников и студентов, находящих во взглядах и поведении героя, Холдена Колфилда, близкий отзвук собственным настроениям. Книга была запрещена в нескольких странах и некоторых штатах США за депрессивность и употребление бранной лексики, но сейчас во многих американских школах входит в списки рекомендованной для чтения литературы. К 1961 году роман был переведён уже в двенадцати странах, включая СССР, где его напечатали в переводе Риты Райт-Ковалёвой в журнале «Иностранная литература» (№ 11 за 1960 год).

«Сэлинджер часто сравнивает своих героев с «перевернутым лесом», все листья которого — под землей. Святые, безумцы, они составляют нечто вроде тайного братства несущих бремя неразделенной любви к людям, братства скорбящих об утраченных человеческих ценностях. Таков и главный герой романа «Над пропастью во ржи» Холден Колфилд (Holden Morrisey Caulfield)», пишут критики. В свои 16 лет он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он — подросток, остановившийся в нерешительности у порога жизни, свободный и от опеки, и от ответственности, который бродит по родному Нью-Йорку бессмысленно, бесцельно. Раздражительный, искренний, нежный, ранимый и невольно ранящий окружающих своими циничными высказываниями, он мечется, ища и не находя в мире чего-то близкого и созвучного себе. Возраст Колфилда — пора непосредственных впечатлений, интуитивного опыта. Отзывчивый и тонко чувствующий, он служит Сэлинджеру своего рода этическим камертоном.

Знакомство с героем происходит в тот момент, когда он находится на «отдыхе и лечении» в санатории для нервных больных. Свою историю Колфилд рассказывает сам, и начинается она с «того злополучного дня перед Рождеством», когда за неуспеваемость его исключили из Пэнси — привилегированной средней школы в Эгерстауне, штат Пенсильвания.

Герой переживает острый нравственный кризис. Исключение из школы происходит не первый раз в его жизни (по той же причине он уже был отчислен из трех других колледжей). И теперь ему снова предстоит безрадостный путь домой и тяжелое объяснение с родителями. К тому же по его вине не состоялось спортивное состязание (Холден был капитаном команды по фехтованию; по рассеянности он забыл в метро спортивное снаряжение), и ребята «бойкотировали» его. У Холдена Колфилда непросто складываются отношения с товарищами, да и с окружающим миром вообще. Иногда он бывает чересчур стеснителен и обидчив, иногда высокомерен и насмешлив, а зачастую просто груб. Герой отдает себе отчет в том, что у него сложный, неуживчивый характер.

Его манера держаться не помогает ему наладить контакт с окружающими: иногда он ведет себя словно 13летний, и это люди замечают и говорят ему об этом, иногда ведет себя так, «будто куда старше своих лет, но этого люди не замечают». Он понимает, что такое поведение нелепо, и все это гнетет подростка. Но больше всего угнетают его не личные обстоятельства, а царящий в стране дух всеобщего обмана и недоверия между людьми. Вот, например, реклама престижного учебного заведения глазами Колфилда: «этакий хлюст, верхом на лошади, скачет через препятствия. Как будто в Пэнси только и делают, что играют в поло. А я там и лошади ни разу в глаза не видел. И под этим конным хлюстом — подпись: «С 1888 года в нашей школе выковывают смелых и благородных юношей». Вот уж липа! Никого они там не выковывают, да и в других школах тоже. И ни одного «благородного и смелого» я не встречал, ну, может, есть там один-два — и обчелся. Да и то они такими были и до школы». Ему противны ханжество директора Хааса, и ложная благотворительность «похоронного» дельца Оссенбергера, и нечистоплотность одноклассника Стрэдлейтера, кроющаяся за его внешней «альбомной» красотой.

Герой еще не получил достаточного образования, да и жизненного опыта, в силу своего возраста, не накопил, но зато он наделен особым чутьем. Холден болезненно и бурно реагирует на мельчайшие проявления фальши, привычной пошлости или подлости. Он не принимает неправды, неискренности, скептически настроен по отношению к общепризнанным авторитетам. Как всякий подросток, он — максималист, и потому зачастую негативное восприятие действительности несколько преувеличено. Это проявляется в том, что даже в людях, которые ему нравятся и которых он уважает, Колфилд автоматически отмечает про себя неприятные ему детали. Его чувства настолько обострены, что он негативно реагирует даже на незначительные, для большинства людей вообще незаметные, проявления неискренности. Он восхищается красотой Салли Хейс (Sally Haze), но ее манерность его коробит.

В искусстве Колфилд также не допускает заведомой «халтуры» (голливудские мелодрамы, эстрадный ширпотреб, одним словом “fiction”), пытается судить об игре знаменитых актеров. «Понимаете, — они слишком хорошо играли, только слишком хорошо, — говорит он. — Понимаете — один еще не успеет договорить, а другой уже быстро подхватывает. Как будто настоящие люди разговаривают, перебивая друг дружку, и так далее. Все портило то, что все это слишком было похоже, как люди разговаривают и перебивают друг дружку в жизни... Когда что-нибудь делаешь слишком хорошо, то, если не следить за собой, начинаешь выставляться напоказ. А тогда уже не может быть хорошо». Колфилд очень не любит этого «напоказ»: в Элктон-хилле у героя не было никаких затруднений в учебе, но он сам ушел из этой школы, «главным образом потому, что там была одна сплошная липа. Все делалось напоказ». Это очень злило мальчика. Он не любит подлых людей, как его сосед по общежитию Роберт Экли. Этот старшеклассник, который проучился в Пэнси уже четыре года, раздражает Колфилда своей неопрятностью, но особенно — своей неискренностью и подлостью: «Он всегда говорил таким тоном, как будто ему до смерти скучно или он до смерти устал. Он не хотел, чтобы я подумал, будто он зашел ко мне в гости. Он делал вид, будто зашел нечаянно, черт его дери... Таких, как Экли, хлебом не корми — дай ему посмотреть, как человека стукнуло по голове камнем или еще чем: он просто обхохочется».

Холден не любит людей, которые стремятся приспособиться, устроиться за чужой счет, как Стрэдлейтер, который просит Колфилда написать за него сочинение. Но, тем не менее, героя Сэлинджера нельзя назвать ни эгоистом, ни человеконенавистником. Даже физическое отвращение к Роберту Экли не мешает ему испытывать к нему искреннюю человеческую жалость.

В рассказе Холдена Колфилда нет самолюбования. Наоборот, о себе самом он часто судит с еще большей беспристрастностью и категоричностью, чем об окружающих. Он честно признается, что любит приврать, «повалять дурака». Но его ложь не имеет ничего общего с той общепринятой ложью, которую он так ненавидит. У Колфилда бурная фантазия, и именно это позволяет подростку, пусть ненадолго, отвлечься от реальной действительности, в которой ему так неуютно.

Необходимость подчиняться «общим законам» чрезвычайно угнетает героя. «Если хочешь жить с людьми, приходится говорить всякое», — с досадой признается Холден и глубоко страдает от этого всеобщего обмана и недоверия и от безвыходности своего стремления строить жизнь на искренних, справедливых отношениях. Колфилд не совсем представляет себе, чего хочет добиться в жизни и как это сделать, но уверен, что в мире взрослых жизненные ценности смещены. Для него мир взрослых, в который ему предстоит войти, аморален, лжив, а потому неприемлем. В ответ на вопрос своей младшей сестренки Фиби «кем бы тебе хотелось стать? Ну, ученым, или адвокатом, или еще кем-нибудь», Холден, напрочь отвергая возможность стать ученым, рассуждает: «Адвокатом, наверное, неплохо, но мне все равно не нравится... Понимаешь, неплохо, если они спасают жизнь невинным людям и вообще занимаются такими делами, но в том-то и штука, что адвокаты ничем таким не занимаются. Если стать адвокатом, так будешь просто гнать деньги, играть в гольф, в бридж, покупать машины, пить сухие коктейли и ходить этаким франтом. И вообще, даже если ты все время спасал бы людям жизнь, откуда бы ты знал, ради чего ты это делаешь — ради того, чтобы на самом деле спасти жизнь человеку, или ради того, чтобы стать знаменитым, чтобы тебя все хлопали по плечу и поздравляли, когда ты выиграешь этот треклятый процесс, — словом, как в кино, в дрянных фильмах. Как узнать, делаешь ты все это напоказ или по-настоящему, липа все это или не липа? Нипочем не узнать!»

Нежелание подстраиваться под обычный уровень, приспосабливаться к «липовой», как определял ее герой Сэлинджера, реальности и окружающей лжи, разлад с обществом относительно главных жизненных ценностей обрекают Колфилда на одиночество. У него нет друзей (приехав в Нью-Йорк, он долго стоял в телефонной будке, но так и не придумал, кому бы позвонить), нет настоящего дома — его семья живет по общепринятым законам, основанным на холодном расчете, мерит жизнь общепринятыми мерками. Это одиночество гнетет героя. Он стремится к живому человеческому общению, заговаривает с таксистами, со случайными или малознакомыми людьми. Но, к сожалению, все эти разговоры и встречи заканчиваются либо ничем, вызывая чувство неловкости, как разговор с монахинями в привокзальном буфете, либо приводят к ссоре, как было с Салли Хейс. Свидание с учителем Антолини закончилось досадным недоразумением, а разговор с лифтером отеля— скандалом.

И все-таки отзывчивая натура Колфилда такова, что он никогда не остается равнодушным к встреченным людям, они словно становятся частью его самого. В финале герой признаётся, что всех их ему «не хватает», всех их он по-своему любит, и особенно — детей (и рано ушедшего из жизни брата Алли, и всех детей вообще). Свое призвание Колфилд видит в том, чтобы «стеречь ребят над пропастью во ржи». «Знаю, это глупости, — говорит он, — но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверное, я дурак». Конечно, Холден Колфилд — не дурак, просто он сам находится «над пропастью» — слишком болезненно переживает свое взросление. Уильям Фолкнер так объясняет состояние героя: «юный Холден Колфилд... человек в кругу сверстников наиболее восприимчивый и стойкий — терпит крах в попытке соединиться с родом человеческим. Ибо там, где он рассчитывал обнаружить человечность, ее не оказалось». «Привычное окружение» не может дать юному герою то, чего он ищет, и потому свой переход во взрослую жизнь он воспринимает как полет в неведомую, «ужасную» и «опасную», бездну.

В романе «Над пропастью во ржи» перед нами предстала Америка послевоенного времени, когда лозунгами дня стали приобретательство, потребительство, стремление к эгоистическому комфорту. Герой Сэлинджера первым обвинил американское общество в безнравственности, лицемерии, самодовольстве, отсутствии человечности. Протест личности против социальной апатии и конформизма, прозвучавший в романе Сэлинджера, в свое время произвел нечто вроде переворота в общественном сознании, но проблемы, затронутые писателем, остаются актуальными и сегодня, и потому интерес к роману по-прежнему велик у самой широкой аудитории.

Возник очень важный социально-значимый вопрос – лишний человек в американском обществе, человек, не вписывающийся в рамки устоявшейся системы американских ценностей, позже, а точнее в 80-90х годах этот образ появился и в России. До сих пор образ человека, мыслящего совершенно иначе, вне системно остается как в искусстве (литература, музыка и т.д.), так и в обществе, откуда большинство писателей, музыкантов и черпают свои идеи. Здесь приведены лишь несколько примеров подобных проявлений настроения музыкантов, литераторов, которые не вписываются в общепринятые рамки, на самом деле их очень много: Кен Кизи (ближайший литературный последователь Холдена Колфилда - Рэндл Патрик МакМёрфи из «Полета над гнездом кукушки»), Pink Floyd (“We don’t need no education”), Jim Morrison (the Doors), Kurt Cobain (Nirvana) – жизнь двух последних знаменитостей как будто списана с Холдена Колфилда – неприятие общественных ценностей, совершенно иное восприятие мира. Российские артисты также обращаются к роману Сэлинджера в своих произведениях (примеров знаю немного, но они есть) – гр. Аквариум («…Вот она - пропасть во ржи… Как достало жить не по лжи…»), гр. Сплин («…ты увидишь солнце с ослепительных вершин, если ты ловил кого-то вечером во ржи…»).

По ходу размышлений были сделаны следующие выводы:



  • Несмотря на затянувшееся молчание писателя, он остается одним из самых читаемых авторов, книги его постоянно переиздаются. Причина столь прочной привязанности читателей кроется в писательской честности Сэлинджера, в подлинности его художественного дара, уважении и любви к человеку, которого он никогда не подвергает осмеянию и унижению, как представители модернистских школ, а сострадает ему и верит в его силы. Дж. Д. Сэлинджер сыграл огромную роль в современной литературе, его произведения имели огромный общественный резонанс.

  • При осмыслении жизненной позиции Холдена Колфилда мы видим в основном – циничность по отношению к обществу, некий нигилизм, но в то же время, стремление к душевной и нравственной чистоте, искренности, сочувствию;

  • Образ Х. Колфилда оказал большое влияние на современную культуру, артисты многих жанров стали открыто говорить о проблемах современного общества;

  • Как мы увидели роман по прежнему остается актуальным среди читателей разных возрастов, но прежде всего среди подростков.

Список использованной литературы и интернет-источников:



  1. Сэлинджер Дж. Д. //Над пропастью во ржи / перевод Р. Райт-Ковалева. - Эксмо, 2008 г. – 768с.

  2. Тугушева М.// Писатели США. Краткие творческие биографии/ Под ред. Я. Засурского, Г. Злобина. М: 1990

  3. Волкова Е.//Отечественная и зарубежная критика о романе Дж.Д.Сэлинджера "Над пропастью во ржи"/2003 - Режим доступа: http://www.ivanovo.ac.ru/cyberpar/jeromdsalinger.htm

  4. Мильчин К. //Десять заповедей Холдена Колфилда/ «Русский репортер» №4 (132); 04 фев 2010. – Режим доступа: http://expert.ru/russian_reporter/2010/04/zapovedi/

  5. Бернацкая В.И. // Дж. Д. Сэлинджер - автор цикла о Глассах/ © Бернацкая В.И, 1982. – Режим доступа: http://salinger.narod.ru/Texts/_Bernatskaya__Salinger.htm

  6. Духовный мир Холдена Колфилда // unknown. – Режим доступа: http://school-essay.ru/duxovnyj-mir-xoldena-kolfilda.html

  7. Сэлинджер Дж. Д. // Письмо Джэрома Дэвида Сэлинджера./ Виндзор, Вермонт. 19 июля, 1957 г. – Режим доступа: http://forum.kinomania.ru/showthread.php?t=22862 (по состоянию на 30.03.11)