На территории Шереметьевского сельсовета находится село Пятницкое, у которого интересная история… - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
На территории Шереметьевского сельсовета находится село Пятницкое, у которого интересная - страница №1/1

На территории Шереметьевского сельсовета находится село  Пятницкое,  у которого  интересная история…
 Примечания автора

Даты, количество домов, населения, фамилии владельцев деревней и другие записи взяты га церковных ведомостей по учету населения Пятницкой церкви. Последующие из документов Пятницкого сельсовета. Об истории заселения деревни Пятницкое. о природе и ее богатствах вокруг деревни рассказывал восьмидесятилетний Стройков Григорий Степанович, участник Крымской войны 1853-1856 годов, первый учитель, (до постройки школы в деревне). О церковных, религиозных делах и событиях слышал от дедов. Григорьева Данилы Андреевича и Кодашова Филиппа Ивановича. Последний долгое время был батраком у попа. О владениях генерала Астафьева и Мамонтова и растранжнровании этих богатств Козловым сообщил бывший приказчик имения Козлова Фролов Максим Никитич. Остальные записи произведены на основании собственных наблюдений, воспоминаний и переживаний. О времени постройки дома Эспехо и основании деревни Глебовка слыша от Шестернина П. Е.

Сообщения бывшего приказчики барского имения Фролова M.I1. о помещиках Мамонтове и Козлове, возможно, не вполне точны. В этих записях могут быть ошибки и упущения. Ведь эти воспоминания большой давности, даже со времени последних, которые относятся к 1931 году прошло очень много лет.                                                                                  

  Преданья старины глубокой

Известно, что до татарского нашествия в 1237 году на землях по реке Буртас жили народы бурта-сы. Они храбро и упорно боролись против захватчиков и нещадно уничтожались врагами. Более двухсот сорока лет наши места находились под властью татарского ига. В этот длительный период заселение и освоение земельных и лесных угодий не было возможным. Было дикое поле.

На карте начала XVII века указаны военные укрепления: В.Ломов, Н.Ломов, Керенск и земляной вал. относящийся к 1636-1648 гг.. Населенных пунктов в то время в наших местах не было. Возможно, были временные поселения стрельцов и других служивых людей. Ведь кто-то же охранял и обслуживал мещерскую линию и станицу поджогов степи. Возможно, эти временные поселения были на местах сел Пачелма, Шеино, Черкасское, Поливанове. Не случайно же в нашем селе крестьян этих сел называли мещерами.

В окрестностях Пятницкого обнаружены три места жизни, деятельности и культуры человека. Земляной вал на Пятницких лугах, длиною свыше 75 сажень, расположен с юга на север к реке Буртас. Ниже вала - два небольших озера, заросших кувшинками и рогозом. Землю для насыпи вала брали с правого берега реки, так как на левом берегу отсутствуют ямы и углубления. Этот вал - загадка истории наших мест. Кто и когда строил эту большую насыпь и для чего? Если плотину для мощной водяной мельницы, то для кого молоть муку? Ведь в то время население было редкое и малочисленное.

В более позднее время, с 1900 по 1918 год. на реке Буртас работали Пятницкая водяная двухсоставная мельница.

Возможна был построен мост, a высокая насыпь-дамба - для проезда. Луга в паводки и половодье часто заливаются водой, а раньше было сплошное, непроходимое болото, на,- протяжении десятков верст заросшее ольхой и кустарниками ивы. Предположение, что это не мельничная плотина, а дорожная дамба, более вероятно. Строили дамбу и мост может быть буртасы для проезда и прогона скота с нагорной правой стороны реки на луговую и степную сторону. И вероятнее, что строили проезд при татарском иге. Здесь более удобный и прямой шлях, без больших водных преград, из степных просторов в наиболее обжитые и густо населенные места Рязанского княжества. Да и татарские населенные пункты по этому пути подтверждают это. Что строили дамбу и мост позднее, менее вероятно.

Второе место бывшего поселения - в верховьях Барского оврага. Там много битого кирпича и глубоких ям. По словам  Стройкова Г. С., там была барская усадьба генерала Астафьева. Неизвестно, кто строил эту усадьбу и когда.

Третье место, где раньше жили люди. - урочище Соколиха. Возможно, там было более древнее поселение, а впоследствии - небольшая барская усадьба. На склоне оврага - масса черепков и ржавые железные предметы, среди них особенно много подков.

В конце восемнадцатого века начали заселять земли по водоразделу между Волжским и Донским бассейнами. (По водоразделу проложена железная дорога Башмаково - Пачелма). Первые поселенцы из Нижненовгородского края построили деревню Салтыкове

В 1926 году Шестернин Прохор Ефимович разбирал кирпичный дом бывшего генерала Эспехо в Глебовке и обнаружил, что дом построен в 1808 году, а Глебовка заселена в 1790 году. В то время Эспехо владел, кроме Глебовки, деревнями Михайловка и Николаевка. Когда заселено Пятницкое? Никто не помнит. Старики рассказывали, что крестьяне деревни Пятницкое переселены из-под Москвы. Когда н кем - неизвестно.

Первые записи в Салтыковской церкви о деревне Пятницкое были сделаны в 1806 году. В деревне -137 домов, принадлежали генералу Катговскому. Церкви в Пятницком не было, крестьяне ходили молиться в Салтыковскую церковь. Тропинка, по которой ходили в церковь, называлась обеденной дорожкой. Проложена она через глубокие овраги, среди густого векового леса. Были случаи, что молельщики часто встречались в лесу с медведями.

Первые поселенцы строили свои избы в верховьях речек и ручьев, на крутом, высоком берегу глубоких оврагов. Там было суше, меньше комаров и мошек, слабее снежные заносы и много родников с чистой водой.

Была построена маленькая кладбищенская часовня. В ней отпевали умерших и крестили младенцев, поп приезжал на лошади верхом из Салтыкове. Место, где стояла часовня, - рядом с усадьбой Буланкина И.С.. Против часовни был проулок на первое поселение, которое стало называться Старый порядок. Там, где стояла часовня, улицу назвали Монастырь. Позднее заселились улицы Вшивка и Молокановка. Улицу Новку заселили первые семь хозяйств в 1852 году: Шумилин Андрей Филиппович - в семье 9 человек; Кодашов Зот Коннович - 10: Сафонов Иван Петрович - 9; Гавина Елена Федоровна-9; Рогов Иван Петрович - 9;Рогов Андрей Филиппович - 12;Одиков Иван Китаевич - 13 человек.

Против усадьбы Гавиных запрудили глубокий пруд.Вековые леса окружали Пятницкое. Всего было в изобилии: орехов, малины, смородины, черемухи, терна, яблок, степной вишни, грибов, в дуплах деревьев-диких пчел. Много было лисиц, зайцев, волков, барсуков, встречались медведи и дикие козы. На полях - стаи куропаток, перепелиные выводки. В реках и речках -большая масса раков, рыбы и водоплавающей птицы.

Шли годы. Леса вырубали на постройки, на топливо и выжигали для расширения посевов. И от лесов остались только названия: (Береза. Заповедь. Мурзвдятник. Липяги. Осиновый куст, куст Сланец. Козий. Ермачков, Митькин, Прокаданов, Картив и Семивра- женские овраги. С северной стороны, к улице Старый порядок, раскинулось большое болото, заросшее ивами, ветлой, черемухой и смородиной.

В 1825 году в деревне было 163 дома, населения - 1414 человек, мужчин - 704. женщин - 710. Владели деревней дочери генерала Колтовсыло, Прасковья и Марфа.

В 1829 году владели деревней сестры Колтовские и Турчунинова Е.И. В 1840 году хозяйкой деревни Пятницкое была придворная советница Пономарева А.П.

В 1844 году в Пятницком было 150 домов, населения - 1365 человек. Владельцы: штаб-ротмистр Раевский В.Ф. - 290 душ, Турчунинова Е.И. - 569, Барышников -290, Пономарева А.П. - 216.

 В 1846 году с.Пятницкое перешло во владение генерала Астафьева. С 1848 по 1852 год Астафьев переселил из Пятницкого и других мест 30 семей крестьян на правый крутой берег речки Ширка. Новую деревню назвал в честь дочери Софии. Барскую усадьбу перенес на правый берег той же речки, в двух верстах выше Софьевки, к устью Картава оврага.

В 1867 году в Пятницком было 140 домов, населения -1105 человек, в деревне Софьевке - 84 дома, населения - 650 человек. В Солтыковке в 1868 году построена новая кирпичная церковь, а старую церковь перевезли в Пятницкое. Там ее заново построили, расширили и открыли службу в 1875 году. В том .псе году построена железная дорога, станция Башмаково, разъезды Глебовка, Пятницкое и открыто движение поездов.

В 1878 году в селе Пятницкое построена и открыта начальная школа с трехклассным образованием, а в 1895 году построена такая же школа в д. Софьевке.

В 1903 году в селе Пятницкое было -176 домов, населения - 1229 человек, в деревне Софьевке - 122 дома, населения - 820 человек.

4 января 1904 года в церковных ведомостях по учету населения Пятницкой церкви записано: "В селе Пятницком с 1878 г. существует начальное училище, содержится на средства Земства. Законоучитель в нем - местный священник, учительница - девица из окончивших курсы в Пензенском Епархиальном училище-Мария Ивановна Виргилиева. Учащихся - 28 мальчиков и 16 девочек". «В 1895 году открыто такое же училище в деревне Софьевке. Законоучителем - тот же священник, учительница - девица из окончивших курсы в Пензенском Епархиальном училище

                                                                        Из воспоминаний жителя села Шестернина Н.С
О прошлом села Пятницкое  его населении и окрестностях
 В 1846 году с.Пятницкое перешло во владение генерала Астафьева. С 1848 по 1852 год Астафьев переселил из Пятницкого и других мест 30 семей крестьян на правый крутой берег речки Ширка. Новую деревню назвал в честь дочери Софии. Барскую усадьбу перенес на правый берег той же речки, в двух верстах выше Софьевки, к устью Картава оврага.

В 1867 году в Пятницком было 140 домов, населения -1105 человек, в деревне Софьевке - 84 дома, населения - 650 человек. В Солтыковке в 1868 году построена новая кирпичная церковь, а старую церковь перевезли в Пятницкое. Там ее заново построили, расширили и открыли службу в 1875 году. В том же году построена железная дорога, станция Башмаково, разъезды Глебовка, Пятницкое и открыто движение поездов.

В 1878 году в селе Пятницкое построена и открыта начальная школа с трехклассным образованием, а в 1895 году построена такая же школа в д. Софьевке.

В 1903 году в селе Пятницкое было -176 домов, населения - 1229 человек, в деревне Софьевке - 122 дома, населения - 820 человек.

4 января 1904 года в церковных ведомостях по учету населения Пятницкой церкви записано: "В селе Пятницком с 1878 г. существует начальное училище, содержится на средства Земства. Законоучитель в нем - местный священник, учительница - девица из окончивших курсы в Пензенском Епархиальном училище-Мария Ивановна Виргилиева. Учащихся - 28 мальчиков и 16 девочек". «В 1895 году открыто такое же училище в деревне Софьевке. Законоучителем - тот же священник, учительница - девица из окончивших курсы в Пензенском Епархиальном училище».

 Население Пятницкого увеличивалось, болото в конце улицы Старый порядок мешало строиться. Деревья и кустарники стали вырубать, болото высыхало и сокращалось, на его окраине крестьяне стали строить избы. Улица удлинилась . Верхний конец улицы стали называть Комаров конец, а нижний - Степнов.

В конце улицы Монастырь и против нового проулка была небольшая площадь. Там стоял пожарный сарай, в нем стояли два неисправных насоса и две рассохшиеся бочки, а рядом ветхий домик стариков Якушонковых. У них была маленькая лавочка, в ней продавали конфеты, пряники, подсолнечные семечки, орехи, спички. Площадь находилась в центре села и называлась Большая улица. По праздникам молодежь всего села собиралась на эту площадь. Девушки ходили хороводами и пели песни. Парни развлекались разными играми, а некоторые играли в орлянку. Впоследствии на этой площади была построена новая начальная школа. Церковь стояла на самом высоком месте села. Рядом с церковью находились маленькая сторожка, ветхий домик учительницы и пристроена к нему школа. Ниже церкви - большой попов дом с обширными и добротными надворными постройками. В отдалении за церковью - два деревянных, крытых железом магазина (амбара). В них хранилась общественная рожь. Зерно ежегодно пополнялось с посевов общественной запашки. Куда девалась эта большая масса ржи? Даже в неурожайные годы рожь бедноте никогда не выдавалась.

Церковь дорого приходилась прихожанам. За ее, хотя редкий и мелкий, ремонт ежегодно ездили, а безлошадные бедняки ходили пешком за 40 верст в села Высокое и Алексеевка жать рожь у помощника Вялкова. Крестьяне села Пятницкого и деревни Софьевки были очень религиозны. В большие праздники в церкви покупали по 4-5 пудов свечей и наполняли доверху церковную кружку и тарелку деньгами. А доходы поступали не церкви, а попу и церковному старосте Комарову Степану Киреевичу. За двадцать лет пребывания его в церкви ему "Бог помог" построить ветряную и водяную мельницы и маслобойку. Религиозный фанатизм из одного поколения в другое безраздельно господствовал в каждой крестьянской семье В.жгучие морозы, в страшные бураны, в половодье и дождь сотни взрослых, и подчас с детьми, едут и идут пешком за 5-10 верст в церковь молиться Богу. Особенно бедные люди страдали и мучились, идя просить Бога облегчить их труд, голодное существование и избавить от жестокой эксплуатации помещиками и кулаками.

Однако были и безбожники. Они для церкви и попа пекли хлеб из опилок, а в церковную кружку опускали стертые медяки.

 На Комаровом конце стоял большой дом, в одной половине была винная лавка. Там на полках стояли стройными рядами полуведерные четвертные бутылки и мелкая посуда с водкой. В другой половине дома жил целовальник (продавец). В то время в Пятницком водка не была ходовым товаром, покупатель в лавке был редким гостем. Но за то Глебовские были частыми и желанными посетителями целовальника.

Революционные события 1905-1907 годах отразились и в селе Пятницком. Столяр Картав Василий Иванович работал в Саратовской губернии и видел, как там громили барские усадьбы. Придя в Пятницкое и видя, что пасти скотину негде, он послал своего сына Никанора верхом на лошади оповестить население села, чтобы выпускали скотину на барскую озимь. Приехали в Пятницкое волостной старшина Коробов, урядник и стражник и хотели арестовать Картава, как зачинщика и подстрекателя. Вокруг Картава дома быстро собралась громадная толпа мужчин и женщин и не допустила арестовать Василия Ивановича. С громкими криками и свистом проводили из села непрошенных гостей.

На другой день, еще рано утром, толпа народа собралась у дома Картава. Вскоре из села Малого Буртаса прибыло на четырех повозках начальство. Несколько человек из толпы крикнули: «Не дадим Василия Ивановича!» По команде исправника стражники взяли винтовки на изготовку. Толпа народа замерла, перестала кричать, но не расходилась. Картав вышел из дома и крикнул: "Пусть меня берут! Иначе они вас многих расстреляют!" И смело пошел к стражникам. Его обыскали, связали руки и посадили в телегу между двумя стражниками, которые вынули сабли из ножен и держали наголо. Отряд и начальство выехали из села, а народ еще долго не расходился от дома Картава. Крестьяне села два раза собирали сход и ходатайствовали об освобождении Василия Ивановича и брали, его на поруки.



В период с 1900 по 1906 год хозяином усадьбы был московский купец Мамонтов. По его распоряжению построены две большие плотины на речке Ширка, посажен большой сад на левом берегу прудов и рассажены декоративные ели и кустарники по склону Картава оврага. В 1906 году Мамонтов был арестован. На дочери Мамонтова женился поручик Козлов Алексей Васильевич и стал фактически хозяином земли, леса и барской усадьбы. По слухам того времени, Козлов способствовал аресту тестя, как сочувствовавшего революции. Это повысило авторитет Козлова у началъства уезда, и он назначен земским начальником по Мало- Буртасской волости.

 

Из воспоминаний жителя селя Пятницкое  Шестернина Н.С.