Н. А. Урок информатики в 9 классе Тема: Решение систем уравнений графическим способом в MsExcel. Цели урока: обучающие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок биологии в 6 классе. Тема урока: Строение растительной клетки. 1 53.3kb.
Решение систем трех линейных уравнений. Матрицы и действия над ними 1 48.28kb.
Решение систем трех линейных уравнений. Матрицы и действия над ними 1 78.37kb.
Егорова Н. А. Урок Тема урока: Логарифмическая функция, уравнения... 1 48.85kb.
Урок геометрии в 7 классе Тема урока "Признаки равенства треугольников". 1 57.25kb.
Решение произвольных систем уравнений. Совместные системы. Определенные... 1 252.62kb.
Конспект урока по алгебре в 8 «Б» классе. Тема: Числовые промежутки. 1 58.45kb.
Тема урока: Афины при Перикле Провела: Балакина Т. Д. учитель истории... 1 121.86kb.
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока «Имя существительное». 1 47.31kb.
Урок открытия нового знания. Цели урока: Обучающие 1 81.11kb.
Урок физики в 11 классе. Учитель Попова Т. П. Тема урока: Фотоэффект. 1 105.12kb.
1. Понятие технического обеспечения и его состав 1 186.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Н. А. Урок информатики в 9 классе Тема: Решение систем уравнений графическим способом - страница №1/1

Учитель информатики и математики II кв. кат. МОУ Пестречинская СОШ ?2 Матвеева Н.А.

Урок информатики в 9 классе

Тема: Решение систем уравнений графическим способом в MsExcel.

Цели урока:

обучающие:

повторить и закрепить знания и умения работы в MsExcel; отработать основные приемы работы с электронными таблицами; использовать знания, полученные на уроках информатики по технологии решения задач на компьютере;

повторение алгоритма построения диаграмм и графиков;

формирование знаний и умений решать системы уравнений, используя возможности электронных таблиц;



развивающие:

развивать кругозор и умение вести грамотный диалог с компьютером, правильно применять специальные термины и свободно оперировать ими;



воспитывающие:

воспитание аккуратности, добросовестности;

воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость, бережное отношение к школьной технике.

Тип урока: урок закрепления изученного материала и объяснения нового.

Этапы урока:


  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

  2. Повторение ранее изученного материала.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление на примере практической работы (физкультминутка во время практической работы).

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Методы: беседа, опрос, практическая работа

Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока «Решение систем уравнений графическим способом в MsExcel». Мы с вами несколько уроков проходили электронные таблицы. На сегодняшнем уроке мы с вами должны закрепить знания и умения по работе с электронными таблицами, повторить как строятся графики и диаграммы, и научиться решать системы уравнений графическим способом в MsExcel.



Слайд 1

Слайд 2

  1. Повторение изученного материала.

Но, прежде чем приступить к новой теме, давайте повторим все что прошли. Итак, сейчас три человека отвечают на тесты. (Приложение ?1)

С остальными обсуждаем вопросы

Вопросы (учащиеся комментируют свой ответ у интерактивной доски)


  1. Что называется электронной таблицей? (Электронная таблица – это прикладная программа, предназначенная для структурирования в виде таблиц данных)

  2. Для чего нужна электронная таблица? (Электронная таблица нужна для создания таблиц, графиков и диаграмм)

  3. Какое расширение соответствует электронной таблице? (xls)

  4. Что является основным элементом рабочего листа электронной таблицы? (Основным элементом рабочего листа электронной таблицы является ячейка. Ячейка – это место пересечения строки и столбца. В ЭТ 256 столбцов, 65536 строк)

  5. Из чего состоит имя (адрес) ячейки? (Имя (адрес) ячейки состоит из имени столбца и номера строки)

  6. Что называется диапазоном и как он обозначается? (Диапазон – группа ячеек (любая прямоугольная часть таблицы). Обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенных двоеточием)

  7. Как вводится формула в ячейку? (обязательно должен быть установлен английский индикатор на клавиатуре. Ввод формулы в ячейку начинается со знака =, формулы записываются строго по определенным правилам, содержат числа, имена ячеек (имя ячейки с заглавной буквы), знаки операций, круглые скобки, имена функций)

  8. Как занести формулу в несколько ячеек? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до нужной ячейки)

  9. Построить графики функций y=x2 , y=x3

  10. Что называется диаграммой и как они применяются? (Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных. Например, вместо анализа нескольких столбцов чисел на листе можно, взглянув на диаграмму, узнать падают или растут объемы продаж по кварталам или как действительные объемы продаж соотносятся с планируемыми)

  11. Построить диаграмму по готовым данным.

Выступает ученик с докладом об истории возникновения электронных таблиц. (Приложение ?2)

  1. Объяснение нового материала

Графики функций мы с вами умеем строить, а как же решить систему уравнений?

Давайте вспомним, как вы на уроках алгебры решали уравнения графическим способом? (Построить в одной системе координат графики двух функций, найти координаты точек пересечения, это и есть решения данной системы, записать ответ. Графическое решение дает приближенные результаты).

Давайте вместе попробуем составить алгоритм решения системы уравнений при помощи электронной таблицы?

Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений:



y = x2

y = 2x+9 на отрезке [-10; 10] с шагом 1.

Первая строка – строка заголовков.

При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента х= -10, для автоматического заполнения всего столбца в ячейку А3 занести формулу «=А2+1» и скопировать ее до ячейки А22.

При заполнении столбца В: в ячейку В2 заносится формула «=А2*А2», которая затем копируется до ячейки В22.

При заполнении столбца С: в ячейку С2 заносится формула «=2*А2+9», и также копируется до С22.

Рис. 1

С помощью Диаграммы построить в одной системе координат графики заданных функций для первоначальной оценки решений.





Рис. 2
На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения – координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента достаточно велик, то мы получим приближенные значения решений: (-2, 5) и (4, 17)


Рис. 3
Уточним их, построив в интервалах от -3 до 0, где находится первое решение, и от 3 до 5, где находится второе решение. Составим новые таблицы (шаг = 0,1). Для первого решения (рис.4) и второго решения (рис.5)
Первое решение



Рис. 4

Второе решение



Рис. 5

Для более точного построения мы уменьшили шаг изменения аргумента. Решением нашей системы будут координаты точек пересечения графиков:

Учащиеся формулируют алгоритм решения системы уравнений с помощью ЭТ (слайд 3)

Слайд 3


  1. Практическая работа

Теперь садимся за компьютеры и закрепляем полученные знания, умения и навыки. (Задания лежат перед каждым компьютером)

Во время практической работы сделать комплекс упражнений для глаз. (Приложение ?3)



Задания для практической работы

Решить системы уравнений графическим способом в MsExcel на отрезке [-5; 5] с шагом 1:

?1

y=3x-3


y=9-3x

?2

y=x2



y=2x+3

?3

y=x2



y=6-x

?4

Сколько решений имеет система уравнений: y = x2



y = -x2+12

  1. Подведение итогов

Итак, ребята мы сегодня с вами на уроке повторили и закрепили знания и умения работы в MsExcel, повторили алгоритм построения графиков, и научились решать системы уравнений, используя возможности MsExcel.

Выставление оценок.



  1. Домашнее задание

Домашняя работа - &20,21, ответить на вопросы
Приложение ?1

Тест

1.Сколько клеток входит в диапазон A5 : D8?

A.2 B.5


C.8 D.16
2. Адрес клетки электронной таблицы – это:

А. Имя, состоящее из любой последовательности символов.

B. Имя, состоящее из имени столбца и номера строки.

С. Адрес байта оперативной памяти, отведенного под клетку.

D. Имя, состоящее из номера строки и номера столбца.
3. В клетку электронной таблицы можно занести:

А. Только формулы.

В. Числа и текст.

С. Только числа

D. Числа, формулы и текст.
4. Укажите верно записанную формулу для ЭТ:

А. =2А?8


В. =В+У8/5

С. =H7 + СУММ (B8 : C9)

D. =B3 : 3
5. Что могут обозначать А1, С6, М4…?

А. Набор букв и цифр.

В. Адрес ячейки.

С. Номер задачи.


6.С чего должна начинаться формула в электронных таблицах?

А. Со знака «$»

В. Со знака «=»

С. С имени ячейки


Приложение ?2

Доклад «История возникновения электронных таблиц»

Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского университета (США) Дэна Бриклина (Dan Bricklin) в 1979 г. Выполняя скучные вычисления экономического характера с помощью бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон (Bob Frankston), который разбирался в программировании, разработали первую программу электронной таблицы, названную ими VisiCalc.

Новый существенный шаг в развитии электронных таблиц – появление в 1982 г. на рынке программных средств Lotus 1-2-3. Lotus был первым табличным процессором, интегрировавшим в своем составе, помимо обычных инструментов, графику и возможность работы с системами управления базами данных. Поскольку Lotus был разработан для компьютеров типа IBM, он сделал для этой фирмы то же, что VisiCalc в свое время сделал для фирмы Apple.

После разработки Lotus 1-2-3 компания Lotus в первый же год повышает свой объем продаж до 50 млн. дол. и становится самой большой независимой компанией – производителем программных средств. Успех компании Lotus привел к ужесточению конкуренции, вызванной появлением на рынке новых электронных таблиц.

Следующий шаг – появление в 1987г. табличного процессора Excel фирмы Microsoft. Эта программа предложила более простой графический интерфейс в комбинации с ниспадающими меню, значительно расширив при этом функциональные возможности пакета и повысив качество выходной информации. Расширение спектра функциональных возможностей электронной таблицы, как правило, ведет к усложнению работы с программой.

Разработчикам Excel удалось найти золотую середину, максимально облегчив пользователю освоение программы и работу с ней. Благодаря этому Excel быстро завоевала популярность среди широкого круга пользователей. В настоящее время, несмотря на выпуск компанией Lotus новой версии электронной таблицы, в которой использована трехмерная графика с улучшенными возможностями, Excel занимает ведущее место на рынке табличных процессоров.

Главное назначение электронной таблицы – выполнять различные расчеты. Электронная таблица позволяет автоматизировать труд некоторых специалистов: экономистов, бухгалтеров, работников отделов кадров, инженеров, продавцов, т.е. тех, кому приходится работать с таблицами и различными вычислительными расчетами.
Приложение ?3

Комплекс упражнений для глаз

Упражнения выполняются стоя или сидя, при ритмичном дыхании, с максимальной маплитудой движения глаз.



Вариант1

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаз не доводить.

  3. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Вариант2

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы (голова прямо) делать медленные круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.