Н. А. Назарбаев Президент Республики Казахстан «Российская газета», 3 июня 2011 года Источник: Н. А. Назарбаев и евразийство: сборни - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. А. Назарбаева на Саммите обсе н. А. Назарбаев Президент Республики... 1 96.6kb.
Аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы» Образец Экзаменационная (письменная) 1 146.98kb.
Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 года n 143 Ведомости... 2 694.53kb.
Аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы» Образец Экзаменационная (письменная) 1 85.3kb.
«Об установлении единых ставок фиксированного налога» в соответствии... 1 18.64kb.
Об установлении стоимости разовых талонов для лиц реализующих товары... 1 23.36kb.
Закон республики беларусь 17 июля 2008 г. №427-з о средствах массовой... 2 451.17kb.
Национальный архив Республики Казахстан Комитета информации и архивов... 1 417.33kb.
Кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года n 401 9 4520.29kb.
Константин Бахарев "Российская газета-Неделя" 1 55.31kb.
Закон республики казахстан о государственных символах Республики... 1 220.81kb.
Закон республики абхазия о культуре 1 297.28kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Н. А. Назарбаев Президент Республики Казахстан «Российская газета», 3 июня 2011 года - страница №1/1

ШОС: десять лет истории



Н.А. Назарбаев
Президент Республики Казахстан
«Российская газета», 3 июня 2011 года

Источник:  Н.А.НАЗАРБАЕВ и ЕВРАЗИЙСТВО: сборник избранных статей и выступлений Главы государства / Под ред. Е.Б. Сыдыкова. – Астана: Издательство ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012. – 222 с.



Десять лет будущего

Символично, что на самом старте нового века лидеры Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана создали Шанхайскую организацию сотрудничества. Минуло десять драматических лет новейшей истории. Можно подвести некоторые итоги. И еще очень важно понять будущее организации, ее роль в столь непредсказуемых водах современной политики.



Евразийский ответ на вызовы времени

Одним из результатов крушения биполярного мира стало нарастание стратегической неопределенности и возникновение "геополитического вакуума" на глобальном и региональном уровнях. Многие критически важные вопросы международной безопасности, традиционно решавшиеся двумя центрами силы, оказались на рубеже XX-XXI веков в "зависшем" положении.

Возникла острая потребность в новых механизмах и свежих подходах к решению проблем безопасности и сотрудничества. И такие неординарные механизмы на евразийском пространстве были вскоре найдены в лице нового международного формата - так называемой "шанхайской пятерки".

26 апреля 1996 года в Шанхае было подписано беспрецедентное соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, положившее начало "шанхайскому процессу".

В глобальной повестке дня во весь рост встали такие нетрадиционные и трансграничные вызовы, как международный терроризм, сепаратизм, религиозный экстремизм, наркобизнес, нелегальная миграция, трансграничная преступность, контрабанда оружия, торговля людьми... И в этом контексте сегодня невозможно переоценить создание в июне 2001 года Шанхайской организации сотрудничества. Уже последовавшие вскоре трагические сентябрьские события 2001 года в США убедительно показали, насколько своевременным, стратегически дальновидным и глубоко продуманным шагом стало появление ШОС - одного из важнейших факторов стабильности в регионе и в мире.

Отмечу, что лишь за время с 2004 по 2011 год, благодаря эффективной работе Региональной антитеррористической структуры, удалось предотвратить более 500 террористических актов и тем самым сберечь тысячи бесценных человеческих жизней.

Важным приоритетом ШОС является экономическое сотрудничество. Организация обладает мощным финансово-экономическим, научно-технологическим, военно-промышленным и демографическим потенциалом. В ШОС проживает более 1,5 млрд человек, а ее территория занимает 60 процентов Евразии.

Необходимо отметить и ресурсное богатство стран ШОС, на долю которых приходится не менее 25 процентов мировых запасов нефти, 30 процентов мировых запасов газа и 50 процентов разведанных запасов урана. В то же время, волею судьбы, в ШОС состоит крупнейший в мире потребитель энергоресурсов - Китай.

ШОС располагает масштабными финансовыми ресурсами и возможностями. Именно наличие у большинства стран "подушек безопасности" в виде мощных золотовалютных резервов позволило Организации успешно преодолеть негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса. Так, на конец 2010 года золотовалютные запасы стран ШОС составляли более 3,6 трлн долларов.

Секрет экономического успеха ШОС прост - и до глобального кризиса, и в период его активной фазы, многие страны Организации не увлекались виртуальной экономикой и не манипулировали мировыми финансами. Они жили по средствам, развивали реальное промышленное производство, возводили инфраструктуру, создавали рабочие места.

За эти десять непростых лет ШОС уверенно прошла период институционализации, создания и формирования необходимых механизмов сотрудничества. Важнейшим итогом деятельности Организации стало формирование "шанхайского духа", олицетворяющего взаимное доверие, равенство, уважение к многообразию культур и стремление к совместному развитию.

Уникальность ШОС заключается и в ее умении использовать политико-дипломатические методы решения международных проблем. Именно мягкая, "умная" сила, взвешенный и пошаговый подход к реализации поставленных целей лежит в основе привлекательности Организации. Именно это, на мой взгляд, делает ШОС мощным центром притяжения для всех стран и народов, стремящихся к равноправному и взаимовыгодному диалогу.

О востребованности ШОС как международной организации убедительно свидетельствует то, что в ее деятельности участвуют страны-наблюдатели - Индия, Иран, Монголия и Пакистан, а также партнеры по диалогу - Беларусь и Шри-Ланка. Ряд стран-наблюдателей вполне обоснованно претендуют на полноправное членство, а Афганистан имеет намерение получить статус страны - наблюдателя ШОС. Это - объективный процесс.

Грядущее расширение ШОС не должно становиться самоцелью, а тем более идти в ущерб Организации или подменять подлинный смысл ее существования. В этой связи важно со всей ответственностью отнестись к механизмам принятия заявок, строгому соблюдению условий и обязательств стран-кандидатов, решению важных нормативных вопросов, подобно тому, как это имеет место в других уважаемых международных организациях.



В настоящее время ШОС установила и успешно развивает плодотворные партнерские связи со многими международными организациями, среди которых ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, АСЕАН, ЭСКАТО и ОЭС.