Мук «Моргаушская межпоселенческая центральная библиотека Моргаушского района» к 85-летию со дня рождения писателя - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отдел социального развития и архивного дела администрации Янтиковского... 1 91.33kb.
Отдел социального развития и архивного дела администрации Янтиковского... 1 110.81kb.
Данная информация предоставлена библиотечными системами Республики... 1 69.38kb.
08 июля в му «Межпоселенческая центральная библиотека Жарковского... 1 10.07kb.
Центральная библиотека имени м. Ю. Лермонтова муниципального учреждения... 4 1162.67kb.
Первая международная заочная научно-теоретическая конференция «Эволюция... 1 66.29kb.
К 200-летию со дня рождения сестры милосердия Е. М. Бакуниной к 200-летию... 1 169.22kb.
Личность в истории культуры Федор Сологуб информ-блок 2 472.36kb.
Мир Достоевского 1 97.46kb.
Сценарий мероприятия, посвященного 150-летию со дня рождения А. 1 110.13kb.
100 лет со дня рождения Б. Г. Ананьева Смех лучшее лекарство Рисуночный... 2 424.63kb.
Рекомендации учителям русского языка и литературы по обучению написанию... 1 268.13kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Мук «Моргаушская межпоселенческая центральная библиотека Моргаушского района» к 85-летию - страница №1/1

МУК «Моргаушская межпоселенческая центральная библиотека Моргаушского района»






К 85-летию со дня рождения писателя

Ю. В. Бондарева
Моргауши

2009
Составитель: Т. В. Иванова

Редактор: Т. Е. Королькова

Ответственный за выпуск: И. А. Николаева

Мир спасет слово : к 85-летию со дня рождения писателя Ю. В. Бондарева : биобиблиографический очерк / сост. Т. В. Иванова – Моргауши, 2009. – 8 с.

Бондарев Юрий Васильевич - прозаик, публицист. Родился 15 марта 1924 г. в г.Орск Оренбургской области, в 7-летнем возрасте переехал с родителями в Москву. После окончания средней школы был призван в армию и направлен в артиллерийское училище, а затем на фронт. Командир артиллерийского орудия, Ю. Бондарев был дважды ранен (в первый раз – под Сталинградом, 1942 г.), а после второго ранения (1945 г.) демобилизовался из армии. Некоторое время учился на курсах шоферов, на подготовительном отделении авиационно-технологического института. В 1946 г. поступил в Литературный институт им. М. Горького, где занимался в творческом семинаре К. Г. Паустовского. Позднее Бондарев вспоминал «Паустовский сделал для меня чрезвычайно много, привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе – сказать свое».

В 1949 г. состоялась первая публикация Ю. Бондарева в журнале «Смена» - рассказ «В пути». Начинающий писатель стал печатать свои рассказы в журналах «Октябрь», «Молодая гвардия», «Огонек» и др. В 1951 г. он окончил Литературный институт и был принят в Союз писателей СССР. В ранних рассказах Ю. Бондарев раскрывал характеры людей самых разных профессий: врачи, инженеры- строители, молодые специалисты… Несмотря на определенный интерес писателя к этим персонажам, нельзя не отметить, что в ранней прозе он не нашел «своего» героя, которым в последствии станет интеллигент.

Из журнальных публикаций составился первый сборник рассказов «На большой реке» (1953). В 1956 г. появилась в печати повесть «Юность командиров» - о жизни курсантов артиллерийского училища, в 1957 г. – повесть «Батальоны просят огня», которая стала классикой военной прозы в советской литературе. «Батальоны просят огня» и повесть о самом конце войны «Последние залпы» (1959) принесли Ю. Бондареву славу. В них была сказана «беспримерная, обжигающая правда о войне». Но, несмотря на то, что критика стала относить творчество Бондарева к «военной прозе», уже в ранних повестях писатель остро ставил вечные вопросы: о подлинном смысле жизни, человеческого счастья, о добре и зле. Эти вопросы стоят и перед полковником Иверзевым («Батальоны просят огня», 1957), и перед капитаном Новиковым («Последние залпы», 1959), и перед героями последующих романов писателя.

В 1958 г. вышел сборник рассказов Ю. Бондарева «Трудная ночь», в 1962 г. - «Поздним вечером» (в основном переиздание публиковавшихся ранее произведений).



В 1960 г. появился в печати роман «Тишина» - первое масштабное произведение Ю. Бондарева, где герои находятся вне экстремальных обстоятельств войны. По мнению критики, «Тишина» и повесть «Родственники» (1969, единственное произведение автора о взаимоотношениях «отцов» и «детей») «стали шагом на пути создания нового типа романа, по форме психологического, «семейного», как назвали бы его раньше, но по сути остросоциального, трактующего важные политические проблемы». Следующий роман Ю. Бондарева «Горячий снег» (1970) принес ему поистине ошеломительный успех. «Горячий снег» - «роман дня»: его действие охватывает одни сутки, одно событие – бои на подступах к Сталинграду, боевые действия всего одной батареи.

Следующие романы Бондарева «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991) составили своего рода тетралогию о судьбе русской интеллигенции за последние полвека. В ней автор повествует о духовных исканиях своих героев-интеллигентов: писателя Никитина («Берег»), художника Васильева («Выбор»), кинорежиссера Крымова («Игра»), ученого Дроздова («Искушение»). Никитин, преодолев все тяготы жизни на войне, приходит к ощущению собственной вины за происходящее в послевоенном мире. Недовольство самим собой, осознание призрачности человеческой жизни приводит его к мечте о некотором волшебном береге. Переосмысление жизненных ценностей обнаруживает себя в последних пейзажах Васильева, который также общую беду воспринимает как личную вину. Трудность анализа «Берега» и «Выбора» состоит в том, что их герои соприкасаются с действительностью главным образом в пространстве рефлексии и мысли. Реальность проступает в романах лишь в отрывках, снах, воспоминаниях. Романы Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра» выдержали множество переизданий, были переведены на несколько десятков языков.

Со второй половины 70-х годов в периодической печати стали появляться этюды, небольшие рассказы, объединенные названием «Страницы из записной книжки». Обратившись к «малой форме», писатель размышлял над теми же проблемами, которые были в центре его романов, - жизни и смерти, добра и зла, молодости и старости. Эти публикации составили цикл миниатюр «Мгновения».

В «Мгновениях» целый калейдоскоп художественных приемов, поворотов сюжета; порой тот или иной поворот обозначен всего одной деталью, но такой, на которой держится вся «драматургия». Для миниатюр типична чрезвычайная емкость чувства и мысли, находящихся в подлинно бондаревском тесном сращении между собой.

Центром художественной системы Бондарева всегда является человек, включенный в историческую действительность. Поэтому творческий поиск у него сопрягается со стремлением создавать литературные типы, выражающие правду и состояние эпохи. «Человек есть то, что должно превозмочь». Не превзошла ли природа человека самое себя? Ибо ныне мир находится в таком состоянии, когда победа духовного начала означает не что иное, как спасение человечества от гибели. Отсюда – высота бондаревского эстетического идеала, напряженность духовного мира его героев, острота социально – нравственных конфликтов.

Художественная проза писателя находится на острие философско - психологического направления, которое все явственнее заявляет о себе как направление стратегическое, характеризующееся высочайшей степенью правды. Начиная с Бондарева, роман в своих лучших образцах становится социально-философским, ибо выражает и резюмирует искания нашей эпохи в высоких сферах человеческого духа, в сложнейших вопросах бытия.

Каждый серьезный художник слова, в сущности пишет одну книгу всю жизнь. В этом плане Бондарев не является исключением.

Все его сочинения, объединенные бондаревской концепцией видения мира, составляют единую книгу, в которой с беспощадным реализмом отражена современная действительность с ее духовными ценностями, трагическим мироощущением и надеждами; книгу в которой Юрий Васильевич с поразительной художественной силой передает любовь к жизни и трудность жизни, прекрасное в человеке, в природе, искусстве – и в то же время нечто безобразное, ужасное, приводящее в отчаяние и устрашающее нас. Это удивительная книга, которая источает правду и искренность, страдания и заблуждения второй половины ХХ века; книга, пронизанная верой в победу разума и согретая сердцем художника – гуманиста.





Литература:

1. Богатко, И. Истина – в человеке : (о творчестве Юрия Бондарева) / И. Богатко // Бондарев Ю. Собрание сочинений. В 6 т. Т.1. Батальоны просят огня. Юность командиров. – М. : Художественная литература, 1984. – С. 5 – 28.

2. Идашкин, Ю. Ю. Бондарев / Ю. Идашкин. – М., 1987.

3. Коробов, В. И. Ю. Бондарев : страницы жизни, страницы творчества / В. И. Коробов. – М. , 1984.

4. Михайлов, О. Ю. Бондарев / О. Михайлов. – М., 1976.

5. Федь, М. Н. Художественные открытия Бондарева / М. Н. Федь. – М. : Современник, 1988. – 464 с.
*****

6. Бондарев, Ю. "Мир спасет слово" / Ю. Бондарев; беседовала В. Оберемко // Аргументы и факты. - 2006. - Май (N 18). – С . 3. - (Главное).

7. Бондарев, Ю. В. О себе / Ю. В. Бондарев // Советские писатели : автобиографии. Т. 5 / сост. С. Колов. – М. : Худож. лит., 1988. – С. 92 – 96.

8. Макшина, В. Г. Бондарев Юрий Васильевич / В. Г. Макшина // Русские писатели. ХХ век : биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. 1. А – Л / ред. Н. Н. Скатова. – М. : Просвещение, 1998. – С. 201 – 203.

9. Огрызко, Вячеслав. В бой идут одни старики / Вячеслав Огрызко // Литературная Россия. - 2005. - 25 ноября (N 47). - С. 1, 3.

429530

Чувашская Республика

Моргаушский район

с. Моргауши

Красная площадь, 5

Моргаушская межпоселенческая центральная библиотека

Телефон:

(8 83541) 62-6-36