Моу сош «Веста» Бутакова В. Н. учитель русского языка и литературы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 132.69kb.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) 3 990.26kb.
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.28kb.
Урок мировой художественной культуры Ольга Борисовна Стройкина, учитель... 1 314.22kb.
Урок русского языка. Звукопись. 5 класс 1 34.06kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 68.17kb.
Литература Название курса: Постмодернизм в русской литературе ХХ... 1 142.43kb.
Иван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона... 1 40.59kb.
Моу богдашкинская сош Цильнинского района Учитель русского языка... 1 207.86kb.
Д. В. Веневитинов 1 210.99kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 2 387.34kb.
Программа дисциплины современные проблемы химической физики Цикл... 1 79.19kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Моу сош «Веста» Бутакова В. Н. учитель русского языка и литературы - страница №1/1

МОУ СОШ «Веста»

Бутакова В.Н. - учитель русского языка и литературы
Организация проектной деятельности на уроках литературы


Компоненты исследовательских действий
Анализ подходов к развитию исследовательских умений у учащихся показывает, что, несмотря на некоторые различия в наборах средств, используемых (отрабатываемых у учащихся) в разных исследовательских программах, схема, этапы построения исследовательской деятельности едины, а именно:

  • постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы;

  • выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования;

  • планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария;

  • поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и проекцией результатов;

  • представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ.

  • обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.

Формирование исследовательской деятельности целесообразно начинать с овладения учащимися отдельными компонентами, составляющими этапы исследования.

Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств.

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему. Учебные тексты позволяют формировать это умение начиная с 1 класса, постепенно усложняя проблемные ситуации и вопросы от анализа простых текстов к вопросам, направленных на анализ способов решения проблем. Э.Ландау выделила уровни креативной постановки вопросов (табл.1).

Таблица 1

Уровни креативной постановки вопросов


Вопрос

Направление вопроса

  1. Куда дальше?

  2. Что правильно, а что нет?

  3. Что было бы, если бы?

  4. Что я чувствую, что я знаю?

  5. Почему, кто, как, что делает?

  6. Кто, как, что, где, когда?

Вопрос, ориентированный на будущее Оценочный вопрос

Воображаемый вопрос

Субъективный вопрос

Казуальный вопрос



Описательный вопрос




Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Умение структуировать тексты является частью общего умения работать с текстами, которые включают достаточно большой набор операций. В качестве основных чаще всего называют умение выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение выстраивать последовательность описываемых событий, умение бегло просматривать тексты.

Умение работать с метафорами предполагает возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и применять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Умение давать определения понятиям — это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария.

  • выделение материала, который будет использован в исследовании;

  • параметры (показатели) оценки, анализа (количесвенные и качественные) ;

  • вопросы, предлагаемые для обсуждения, и пр.

Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

  • умение наблюдать;

  • умения и навыки проведения экспериментов;

  • умение делать выводы и умозаключения;

  • организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;

  • использование разных источников информации;

  • обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям.

Умение наблюдать.

Умение делать выводы и умозаключения — форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание.

Умение классифицировать - это распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления.

Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают:

  • умение структуировать материал;

  • обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов.

Достижение перечисленных исследовательских и ителлектуальных умений может быть обеспечено системой условий, в которые входят следующие:

  1. Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса).

  2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.

  3. Обеспечение эмоционального благополучия детей.

  4. Удовлетворение потребности в межличностном общении.

  5. Удовлетворение познавательной потребности.

  6. Развитие способности управления своей деятельностью — рефлексивной саморегуляции.

  7. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.

  8. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.


Задание «Работа с метафорами»


Цель: формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого употребления, образного сближения слов).

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания: учащимся предъявляется список русских и немецких пословиц. Необходимо установить, какие из них подходят друг другу по смыслу.

Инструкция: многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице «Как волка не корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет». В таблице слева даны немецкие пословицы, справа — русские.

Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

Материал: карточка с пословицами.

Немецкие пословицы

Русские пословицы

  • Не ленись, ясли сами ко рту не пойдут

  • Кто много начинает, очень мало осуществляет.

  • Ошибки других — хорошие учителя.

  • Совершённые поступки в советах не нуждаются.

  • С красноречивым языком не пропадёшь.

  • Лицо выдаёт негодяя.

  • Один всё равно что никто.

  • Тухлое яйцо портит всю кашу.

  • Сначала подумай, потом начинай.

  • Сначала ноша, потом отдых.

  • В беде сотня друзей весят очень мало.

  • Свежая рыба — хорошая рыба.

  • Дожди образуют реки.

  • Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы.

  • Отсутствие ответа — тоже ответ.

  • Любить и петь заставить нельзя.

  • Любовь к делу делает труд лёгким.

  • Глупые руки марают стол и стены.




  1. Язык до Киева доведёт.

  2. Один в поле не воин.

  3. Овёс к лошади не ходит.

  4. Семь раз отмерь, один — отрежь.

  5. Дело мастера боится.

  6. Кончил дело, гуляй смело.

  7. С миру по нитке — голому рубашка.

  8. Дуракам закон не писан.

  9. После драки кулаками не машут.

  10. Молчание — знак согласия.

  11. На голове густо, да в голове пусто.

  12. Истинные друзья познаются в беде.

  13. Насильно мил не будешь.

  14. На воре шапка горит.

  15. Куй железо, пока горячо.

  16. Ложка дёгтя в бочке мёда.

  17. На ошибках учатся.

  18. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.




Кому принадлежит выражение: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Как нужно его понимать? Имеет ли оно только исторический смысл?

Задание «Составление слов из элементов по правилу»


Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания: требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ.

Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже.) Например, с согласными М, К, Л можно составить такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, ломка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления слов. Определите самый эффективный способ.

Материал: задание на карточке.

  1. В, Г, Д (выгода).

  2. С, К, Р, Т. (секрет).

  3. Ж, К, Л (ложка).

  4. Н. Л, С, К (носилки).

  5. Ж,Ц (жнец).

  6. Б, Р, Щ (борщ).

Задание «Отсутствующая буква»
Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4 -5 человек.

Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эффективность.

Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следующих словах, сравнить эффективность разных стратегий рещения задач.

Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потет, коидо, инг, штоа, пата, кышка.