Моу «Гимназия №1 г. Майского» Кабардино-Балкарской Республики - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о реализации республиканской целевой программы «Развитие и... 1 42.39kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 7 2312.15kb.
Порядок выдачи (отзыва) сертификатов ключей эцп для участников системы... 1 78.2kb.
Урок мировой художественной культуры Ольга Борисовна Стройкина, учитель... 1 314.22kb.
К вопросу о педагогической креативности. Крупко А. И. Моу гимназия... 1 105.32kb.
Информация о наличии учебной литературы в моу «Гимназия №126» 1 415.69kb.
Программирование на языке Турбо Паскаль 1 90.88kb.
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения (Из... 2 423.48kb.
Семинар seed seed workshop Proposal Тема семинара «Энергосбережение... 1 17.74kb.
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя... 2 437.86kb.
Программа элективного курса по литературе «Драма как род литературы. 1 195.8kb.
Приказ №377/09 от 12. 02. 2009г. Об итогах XV поволжской научной... 1 98.25kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Моу «Гимназия №1 г. Майского» Кабардино-Балкарской Республики - страница №1/1

МОУ «Гимназия №1 г. Майского» Кабардино-Балкарской Республики

Экологическое воспитание на уроках химии

Подготовила:

Учитель химии

Соболева Н.Ю.

2012 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

Раздел I. Теоретические основы экологического воспитания на уроках химии……………………………………………………………………………....5


  1. Экологическое содержание химического образования………………5

  2. Цели и задачи экологического воспитания…………………………...7

ВВЕДЕНИЕ


Общество, в котором мы живем, спешит завладеть материальными благами, забывая о морали, о том, что есть такие понятия, как Доброта, Любовь, Помощь, Спасение... Причина нравственной опустошенности людей заключается в погоне за деньгами, вещами, в пренебрежении нравственными ценностями. На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущие воды». Многозначный афоризм заключает в себе то, что мы понимаем под словами экологическая культура. Это понятие возникло не так давно, но осознание человеком своей взаимосвязи с природой происходило во все времена, все эпохи. Широко известны прекрасные слова Ф.И.Тютчева, который сумел передать в поэтическом слове философскую глубину образа природы:

Не то, что мните, вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть еще душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Эти слова, сказанные в XIX веке, заключают в себе цель экологического образования и воспитания подрастающего поколения. «Я люблю свой город, это мой дом, моя родина. Всё для меня здесь дорого – это бесценные дары природы, которые мы, к сожалению, не в силах сберечь. Каждый человек наводит порядок в своей квартире, но почему же мы не можем навести в нашем общем доме под названием «Львов». Не можем или не хотим?!»

В современной школе нет предмета «Экология», но есть раздел «Химия и экология». Именно о химии говорят, как о виновнице плохой экологической обстановки. Поскольку не только химические комбинаты, но и домны, хлебопекарни, теплоэлектростанции, кожевенные заводы, автомобили, парфюмерные фабрики, горно-обогатительные и фармацевтические предприятия, красавицы розы, скромные васильки и любой из нас, не что иное, как химический реактор, в котором протекают самые разные химические реакции, то повсюду образуются полезные, бесполезные и вредные вещества, выделяются жидкие, твердые и газообразные продукты. Большинство экологических бед происходит из-за загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы соединениями, полученными в результате реакции, сплошь и рядом проводимой отнюдь не на химическом предприятии. Мы избежим ошибки, если согласимся, что не придем к гармонии с природой без помощи химии. Ведь только ей характерна уникальная способность быть как «нападающим», так и «защитником». Какая функция окажется преобладающей, уже зависит не от химии, а от нас с вами.

Раздел I. Теоретические основы экологического воспитания на уроках химии


  1. Экологическое содержание химического образования

Экология стала позицией для конкретной деятельности. Представленное обновленное экологическое содержание химического образования предусматривает систематичность, непрерывность, преемственность в работе, а также учет возрастных особенностей учащихся. И одним из условий успешности – единство классной и внеурочной деятельности. Через что: социально-экологическое, химико-экологическое и учебно-исследовательское направления. Чем: систематичность, непрерывность, преемственность, возрастные особенности. Для чего: осознанное восприятие окружающей действительности, развитие интеллекта и творческих способностей, формирование устойчивых познаний для деятельности, выбор порядка действий, способов и средств деятельности.

Используя объяснительно-иллюстративное обучение, практический способ обучения, ИКТ, проблемное обучение, дифференциальное обучение. Цели социально-экологического направления можно выразить через понятия.

Социальные понятия: человек и общество, человек-продукт природы в обществе, отношение человека к природе: сознание и нравственность, взаимосвязь, взаимозависимость, единство и сотрудничество человека и природы – основа сохранения окружающей среды.

Природоохранные понятия: рациональное природопользование, создание экологически-безвредных технологий, методы очистки промышленных выбросов, утилизация вторичного сырья.

Экологические понятия: живой организм, экосистема, экологические факторы, биосфера, биогеохимический круговорот, окружающая среда. Все эти понятия сводятся к оптимизации взаимодействия общества и природы, а также к охране природы. Ведь ещё в средние века в различных видах искусства в любви к Природе «скрыта тайна» экогармонии Будущего. А на гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Вот многозначительный афоризм, включающий в себя квинтэссенцию того, что мы понимаем под словами экологическая культура.

Составляющими в этом направлении являются:



Работа с родителями:

 беседы по экологическим проблемам,

 экскурсии,

 походы,

 встречи,

 спонсорская помощь.



Методическое оснащение кабинета:

а) литературой: справочная, публицистическая, художественная, специальная, историческая, по искусству, психолого-педагогическая;

б) средства обучения на печатной основе: таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, тематически оформленные альбомы, портреты, листы – инструкции, эскизы;

в) экранно-звуковые средства: кинофильмы, видеозаписи, телепередачи;

г) оборудование демонстрационное и лабораторное.

Самообразованию учащихся:

 библиотечный фонд,

 элективные курсы,

 заочные школы,

 электронные учебники,

 Интернет.




  1. Цели и задачи экологического воспитания

В педагогической науке существует два термина: «Экологическое «воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго. Рассматривая цели экологического образования учащихся, можно определить уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

С учетом специфики работ кабинета предусматривается усвоение элементарных экологических понятий и формирование умений оперировать ими в повседневной деятельности. В процессе обучения учащиеся получают знания - убеждение в области общей и промышленной экологии, охраны окружающей среды, которые приводят их к пониманию причин и механизмов возникновения основных экологических проблем.

Цели и задачи экологического обучения и воспитание могут быть представлены одним общим понятием – формирование экологической культуры. Поэтому в кабинете химии для осуществления данного направления образования имеются средства обучения и оборудования:

- образная наглядность (картины, фотографии, макеты, муляжи)

- стенд «химическая экология»

- лабораторный практикум и демонстрация экспериментов

– банк видеофильмов

- дидактический материал

- литература (специальная и художественная)



Задачами химико-экологического направления являются:

– развитие умственной способности учащихся;

– формирование индивидуальной готовности ученика к восприятию изучаемого материала;

– формирование и развитие научных понятий, отражающих картину мира;

– интеграция знаний.

Учебно-образовательная деятельность – это экологические конференции, решение химико – экологических задач 10 - 11 классы, экологические мероприятия, акции, химические вечера, КВН и т.п.

Информационно – наглядная деятельность – это периодическая стенгазета «Химическая экология», сборник творческих работ учащихся, презентации.

Ясно, наконец, и то, что защитить природу без химии нельзя. Уберечь природу от огромного количества химических соединений, поступающих от самых разных предприятий, может и должна химия. Химические процессы и материалы, известные промышленности, и ещё не вышедшие за рамки научного эксперимента, способны сохранить в чистоте наш общий дом – планету Земля. Нет почётнее и гуманнее этой задачи. Именно химики в первую очередь способны решить, как защититься от загрязнений, сделав их безвредными; как всё то, что остаётся после осуществления какого-то технологического процесса и не находит применения, а ложится тяжёлым грузом на плечи природы, превратить не просто в безопасный, но и в полезный продукт.

Прежде, чем решать данные задачи, нужно вспомнить слова В.Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой – ваша ответственность».

Современные исследования и практика в области экологического состояния жилья, продуктов питания показывают, что городской житель испытывает дискомфорт. А отсюда у человека появляются определённые заболевания и нервные срывы. Именно такой тематике была посвящена одна из экологических конференций, проводимых среди старшеклассников школы.

Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель учителя.

Учебно-исследовательское направление в работе решается через исследовательские и творческие проекты учащихся. Опыт вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу начинается с использования одного из наиболее доступных методов мониторинга окружающей среды – биотестирования и простейшего химического анализа воды. Данные, полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди населения на родительских собраниях.

В свою очередь, учащиеся, кроме накопления научного опыта, усваивают дополнительный теоретический материал, приобретают навыки публичных выступлений, работы с научной литературой и т.д. Основа личностного аспекта экологического образования – деятельность учащихся, стремящихся осознать и сделать экологически целесообразным свое влияние на природу в различных видах бытовой и хозяйственной деятельности.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества и сформировать основные ключевые компетенции (предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные) учащихся и приобрести навыки социального опыта. Оформление учебных проектов ведётся в электронном виде – обязательное условие для их презентации.

Большой популярностью пользуются ученические проекты, выполненные по темам: «Что в капельке воды?», «Химия и цвет», «Химия и питание». В свой видеопроект учащиеся включают авторские видеосъемки, фрагменты учебных видеопередач, иллюстрации из книг и журналов, синхронный текст и музыку.

Кроме того ежегодно проводится конкурс поделок из бросового материала.