Может ли анимация быть областью приложения психологии? - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Может ли анимация быть областью приложения психологии? - страница №1/1

Может ли анимация быть областью приложения психологии?

А. А. Котов (kotov@harpia..ru)


В этом докладе мы обсуждаем вопрос о том, могут ли данные психологии (греч. psyche – душа) применяться в области анимации (лат. anima – душа). Под анимацией в данном случае понимается моделирование поведения виртуальных компьютерных агентов (героев) в меняющихся ситуациях (таким образом, речь скорее идёт о компьютерных играх, а не о мультфильмах). Прежде всего, рассматривается речевое поведение компьютерных агентов как реакция на некоторую окружающую ситуацию.

Для описания возможных эмоциональных и рациональных высказываний мы используем ранее предложенную лингвистическую модель, а также опираемся на базу данных высказываний для ситуаций теста Розенцвейга (собранную по материалам анкетирования ~500 испытуемых).

Чтобы оценить, приложима ли эта модель к задачам анимации, мы смоделировали несколько игровых ситуаций и с помощью лингвистической модели построили набор возможных высказываний агента в этих ситуациях (примеры можно посмотреть по этой ссылке: http://www.harpia.ru/hidden/flashagent/em_agent20.html – для просмотра у Вас должна быть установлена программа Macromedia Flash player). Предполагается, что попав в аналогичную игровую ситуацию, агент будет выбирать и строить одно или несколько высказываний из предложенного инвентаря. Следующая важная задача состояла в том, чтобы оценить, какие именно высказывания предпочтёт агент в конкретной ситуации. Для ответа на этот вопрос были исследованы корреляции между высказываниями в тесте Розенцвейга и психологическими характеристиками реальных испытуемых. В целом, корреляции были найдены между достаточно крупными группами высказываний (например, сумма всех эмоциональных высказываний коррелирует с нейротизмом испытуемого). Малые классы высказываний представлены лишь несколькими примерами и не могут быть исследованы статистическими методами (например, это ответы в сит. ваза: Надеюсь, эти две милые женщины не подумают обо мне как о неуклюжем человеке; или в сит. машина: Хорошо, хоть он извинился! или Он очень мило попросил прощения!). Вместе с тем, эти малые группы представляют значительный интерес и для лингвистики и для анимации.

Интерес представляет и то, что группа "рациональных" высказываний не демонстрирует статистической связи с психологическими характеристиками и при ближайшем рассмотрении также оказывается достаточно разнородной (состоящей из множества малых групп). При разметке "рациональных" высказываний возникают трудности, связанные с тем, что произнесение одного высказывания может преследовать разные цели (в терминах лингвистики: высказывание может обладать разными иллокутивными целями и разными прагматическими характеристиками). Соответственно, различаются и психологические механизмы, лежащие в основание выбора именно этого высказывания в качестве реакции. Так, высказывание Нужно следить за своими движениями! (сит.: ваза, вопр.: что бы Вы подумали?) может указывать как на "рациональную коррекцию собственного поведения", так и подтверждать собственную неадекватность говорящего (ср. Какой же я тюфяк! Нужно за собой следить!). А высказывание Не стоит переживать из-за какой-то вазы! может быть как попыткой утешить адресата, так и скрытым указанием на его несдержанность. Последний случай будем называть эксплуатацией: будем говорить, что эмоциональные высказывания (которые относятся к другим классам) были по какой-то причине подавлены и эксплуатируют данный пример, по своей форме – "нейтральный".



Если анимационная модель будет ограничена выбором высказываний только из "крупных" классов, она, по-видимому, сможет использовать разработанные в психологии инвентари эмоций или вообще не моделировать своё внутреннее эмоциональное состояние. Если же модель должна выбирать высказывания из "малых групп" и имитировать эксплуатацию рациональных высказываний (что является предпочтительным с точки зрения взаимодействия с пользователем: герой будет выглядеть интереснее), то такая модель должна будет опираться на некоторый инвентарь эмоциональных или коммуникативных "микросостояний". На нескольких примерах мы разберём разные варианты эксплуатации высказываний и рассмотрим, какие типы микросостояний могут стоять за этой эксплуатацией..

В целом, нам будет интересен вопрос о том, насколько применимы существующие исследования в области психологии эмоций для создания инвентаря микросостояний, пригодного для анимации компьютерных агентов.