Мой Коста. Эссе учителя русского языка и литературы моу сош №2 им. А. С. Пушкина Костюкевич Г. П. Весь мир –мой храм - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 132.69kb.
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! 1 15.22kb.
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.28kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 2 387.34kb.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) 3 990.26kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 69.86kb.
Урок учителя русского языка и литературы Комсомольской сош №2 1 60.12kb.
Урок русского языка. Звукопись. 5 класс 1 34.06kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 68.17kb.
Моу сош «Веста» Бутакова В. Н. учитель русского языка и литературы 1 70.41kb.
Информация о проведении недели русского языка и литературы в моу... 1 57.99kb.
Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык, как счастьем... 1 60.69kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Мой Коста. Эссе учителя русского языка и литературы моу сош №2 им. А. С. Пушкина - страница №1/1



Мой Коста.

Эссе учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ № 2 им.А.С.Пушкина Костюкевич Г.П.

Весь мир –мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – отечество моё…
Великие слова… Как много смысла в них! Их могли бы сказать и Шекспир, и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой, и Репин, и Менделеев, и Гергиев и многие другие, чьи имена перешагнули границы государств, а они сами стали достоянием всего человечества. А сказал эти слова Коста Леванович Хетагуров, славный сын осетинского народа, чьё 150-летие отмечается в этом году, году Коста.

Объявлен этот год, Коста, твоим –

Ты в Иристоне был всегда своим.

Здесь о поэте знает стар и млад

И рассказать любому очень рад.

Моё знакомство с жизнью и творчеством великого Коста началось ещё в те далёкие 50-десятые годы, когда у нас была великая страна и мы гордились дружбой народов, населявших нашу Родину, и изучали литературу народов СССР.

В моём сознании соединились судьбы Тараса Григорьевича Шевченко и Коста Хетагурова, может быть, потому что оба волею судьбы оказались в Петербурге, где полной мерой хлебнули лишений и голода, прошли школу нищеты и получили такую жизненную закалку, которая помогла обоим стать основоположниками своих национальных литератур, великолепными мастерами кисти, Оба они отличались прекрасными человеческими качествами, были интернационалистами, оставили яркий след в мировой культуре.

Побывав в Наре, я убедилась:



В горах расти и жить – быть мужественным надо:

То щедро льют дожди, то ливни камнепада,

То всё снегами щедро занесёт дорожки и тропинки. И народ

Отрезан будет от большого мира,

Но здесь, в тиши, ещё слышнее лира,

В которой отразились мысль твоя и боль…

Коста обладал талантом поэта и прозаика, художника и драматурга, страстного оратора и публициста, переводчика и революционера-демократа. Он откликался буквально на все проблемы жизни Кавказа с позиции патриота, выступающего за сохранение населения и природных богатств родного края:



Как не рыдать, мои горы, над вами! Лучше б золою я вас увидал!

О, почему не засыплет камнями судей неправедных грозный обвал?..

Крепко мы скованы вражьей рукою, всё, что мы чтили, поругано тут,

Отняты горы… нет мертвым покоя, старых и малых тиранят, секут…

Как от свирепого хищника стадо, мы разбежались, покинув свой край.

Что же ты, пастырь наш? Где твои чада?

Пламенным словом нас вновь собирай!

Горе! Мы к смерти бежим от позора, к пропасти злобно нас гонят враги.

Мощью народа взгреметь бы вам, горы, - кто-нибудь смелый, скорей! Помоги!

Коста Хетагуров первым в осетинской литературе создал произведения, исполненные острого звучания социальных проблем. Так в стихотворении «Взгляни» он пишет:



Но более бедным, чем я, вернувшись, нашел я тебя, народ,

Изнуренный заботой.

Нет места тебе ни в горах, ни в наших привольных полях:

Не стой, не ходи, не работай!

Многие покидали родные края в поисках лучшей доли, но нигде ее не было для бедных скитальцев – везде бесправие, голод, нищета. И Коста открыто призывал бедняков к борьбе за свои жизненные права, к переустройству жизни.

Многие литературоведы и исследователи творчества Коста отмечали, что его общественные и эстетические взгляды формировались под влиянием революционно-демократических идей Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. А мне видится, что уже само пребывание Коста в Санкт-Петербурге, его учеба в Академии художеств у таких замечательных мастеров, как Репин, Маковский, Суриков и др. способствовали формированию его взглядов и убеждений.

Не мудрено, что эстетические принципы передовой русской культуры были близки и дороги Коста-поэту и Коста-художнику. Это позволило создать бессмертные литературные произведения и произведения живописи.

Разве назовешь случайностью тот факт, что такие полотна, как «Аул Нар», «На школьной скамье жизни», «Перевал Зикара», «За водой» и другие выполнены в духе реализма, полны любви к родному Кавказу, а в поэтических произведениях звучат темы жизненных проблем, общие с некрасовскими, такие, как детство в условиях капиталистического общества, как судьба женщины, проблема народного счастья, проблема труда и другие.

О каком счастливом детстве могла идти речь, если ребенок в любую погоду «ходит серый» в шубенке рваной, босой, голодный, если приходится плясать голодному за корку хлеба? Не лучше ли ждать голодной смерти в холодной сакле? («Мать сирот» - читает К.Чебышева)

Описывая ужасающие условия жизни горцев, Коста указывал на необходимость просвещения народа, отмечал положительную роль образования и говорил, обращаясь к детям:

Скорей беги учиться, да сумку не забудь!

Не будешь ты лениться – найдешь свой верный путь!

Учись, дружок, с охотой, чтоб мудрость всю познать,

И с радостью работай, чтоб человеком стать!

Быть человеком на Земле, считал Коста, - это высшее призвание. Именно человек совершает великие деяния, именно человек украшает Землю трудом, именно человеку дано видеть, ощущать и понимать прекрасное и умножать его.



Не верь, что я забыл родные наши горы,

Густой, безоблачный, глубокий небосвод,

Твои задумчиво-мечтательные взоры,

И бедный наш аул, и бедный наш народ.

Природа в творчестве Коста Хетагурова одухотворена, она величественна и неприступна, но она – живой собеседник, она- опора и источник вдохновения:



С звездою каждою, с былинкой каждой в поле,

С дыханьем ветерка, с прозрачным ручейком

Я мог беседовать о счастии, о воле,

О тайнах бытия, движение мировом.

Мир у Коста – это Вселенная, отраженная в человеке, а каждый человек – это частица Вселенной. Они должны жить в гармонии, а все, что мешает этой гармонии, должно исчезнуть с лица земли. Прекрасен и подснежник, и утес, и ласточка, и синица, и осень, и зима… В глазах поэта все видится светлым и радостным, особенно, когда



Садами, стадами и хлебом полна,

О, как ты богата, Родная страна.

Ради родной страны звучал голос поэта, ей посвящены его живописные полотна. Поэт, обращаясь к Родине, признавался:



Все помыслы мои и все мои желанья

Одну имели цель – снискать любовь твою.

Ему мало односторонней любви, он мечтает о взаимности, но, к сожалению, только мечтает… А мечта далека от действительности. Не сложилось личное счастье – поэт получил вежливый отказ от горячо любимой Анны Цаликовой. Единственной отрадой остается работа и работа.

Коста, подобно Пушкину и Лермонтову, поднимает в своих стихах проблему назначения поэта и поэзии и сходно с Некрасовым говорит о том, что поэт не может быть счастливым, если несчастен его народ.

Прости, если отзвук рыданья услышишь ты в песне моей:

Чьё сердце не знает страданья, тот пусть и поёт веселей.

Но если б народу родному мне долг оплатить удалось,

Тогда ь я запел по-другому, запел бы без боли, без слёз.

Эти слова словно поэтическая перекличка с Пушкинским «Памятником», Лермонтовским «Журналистом, писателем и читателем», Шевченковским «Завещанием», Некрасовским «Пророком». Ради высокого долга поэты готовы «на бой, на труд».

С особым чувством человеческой благодарности я называю поэму Коста «Фатима», в которой автор излагает печальную историю горянки, пытавшейся восстать против законов адата. Она одинока, но это её не сломило: девушка смело отстаивает свою любовь , даже ценой собственной жизни. Концовка поэмы знаменательна тем, что сына Фатимы увозит с собой в Петербург русский инженер.

Не менее ёмки и колоритны и прозаические произведения «Предложение» и «Охота за турами». Так в рассказе «Охота за турами» предстаёт жизнь горного аула Зебат, где нет «ни кусточка, ни деревца кругом! Везде скалы, одни скалы, поросшие мхом, и голый безжизненный камень». Очень бедно живут осетины, «у них нет ни лугов, ни пахотной земли».

Единственный источник жизни – охота на туров, сопряжённая с огромным риском: на каждом шагу тебя может расплюснуть сорвавшаяся глыба, каждую секунду рискуешь рухнуть в бездну, где даже «ворон костей твоих не сыщет», а жить надо, надо преодолевать трудности. И герои Коста живут и побеждают.

Коста Хетагуров – страстный публицист. В своих статьях «Письма из Владикавказа», «Владикавказские письма», «Маленькая история», «Городские штрафные суммы» и других он писал, что очень трудно живётся рабочему человеку, он работает «под грохот машинных колёс» в несносных условиях, где нет никакой медицинской помощи, нет никакого санитарного надзора.

Разве могло царское самодержавие и его приспешники равнодушно смотреть на «бунтаря» Косту, спокойно реагировать на авторитет поэта- публициста? Они превратили его жизнь в сущий ад. Зиму 1903 года Коста провёл одинокий и больной в нетопленноё квартире, порой прося у друзей деньги на хлеб. И это при его гордости!

Но даже смертельно больной он не прерывал ни литературной, ни общественной деятельности.

С большой любовью переводил Коста на осетинский язык стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Писал произведения, посвящённые памяти Грибоедова, попечителя Кавказского учебного округа Неверова, видя в каждом из них друзей горцев, отдающих им свои «труды, и силы, и заботы» и ведущих «с пути вражды и испытаний» к дороге «»долга и чести , жизнью своей подтверждая, что для истинной свободы не нужно «дорожить привольем дикарей».

Коста жил не столько настоящим, сколько будущим, потому что верил, что будующее должно быть прекрасным, светлым.

Во многих своих произведениях поэт открыто призывал народ бороться за свободу и независимость, за освобождение от алдаров-землевладельцев:

Дети Осетии, братьями станем

В нашем едином и дружеском стане.

С нами высокое знамя народа.

К свету, с победною песней похода!

К правде сверкающей смело шагайте!

Трусы, бездельники, прочь! Не мешайте!

Он верил, что социальные перемены позволят людям жить в мире, пользоваться всеми земными благами, любоваться природой, делать жизнь прекрасней и богаче.

Подводя итог своему жизненному пути, поэт писал:

Я смерти не боюсь – холодный мрак могилы

Давно меня манит безвестностью своей,

Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы

Отыщется во мне для Родины моей…

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастье, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

И сегодня Коста учит быть выдержанными, стойкими и смелыми, мужественными и отзывчивыми, знающими и умелыми, готовыми помочь тем, кто слабее, кто нуждается в помощи, учит уметь справляться с трудностями.



Обращаясь к Коста, хочется сказать:

Твой труд упорный, кропотливый всегда давал свои плоды.

В душе грядущих поколений оставил добрые следы.

Я детям говорила о тебе, о горестях твоих, твоей судьбе,

О том, о чем твоя вещала лира – им не забыть страдания фандыра.

И пусть промчатся, пролетят года – Коста бессмертен! Будет так всегда!