Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств - страница №1/1
Открытый урок в 3 классе на тему
«Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».
Зайкина Елена Владимировна, учитель информатики и ИКТ
Урок «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств» в 3 классе является четвёртым в серии уроков по теме «Множество».
Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний по данной теме урока.
Цели урока:
-
закрепить полученные представления о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;
-
закрепить умения:
-
определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству, а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств;
-
определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
-
формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных компетентностей обучающихся.
Задачи урока:
-
образовательные – формирование учебно-познавательных компетентностей обучающихся;
-
развивающие – формирование самообразовательных, информационных компетентностей обучающихся;
-
воспитательные – формирование общекультурных, коммуникативных компетентностей обучающихся.
Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:
-
Компьютерный класс, проектор, экран.
-
Программа для тестирования My TestX.
-
Презентация «Множество»; тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» 3кл, 2 часть; задание по карточкам (Приложение 1); тестовое задание на компьютере (Приложение 3).
План урока.
-
Организационный момент – 3 мин.
-
Активизация знаний по теме «Множество» (устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество») – 7 мин.
-
Коллективная работа по карточкам – 8 мин.
-
Решение задач в тетрадях – 10 мин.
-
Физкультминутка – 2 мин.
-
Компьютерное тестирование. – 10 мин.
-
Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. Слайд 1
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
2. Активизация знаний по теме «Множество».
Устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество».
- Тема нашего урока: «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств». Сегодня на уроке мы будем решать интересные задачи по этой теме. Давайте вспомним:
Вопрос учителя:
|
Предполагаемый ответ ученика:
|
Что такое множество?
Слайд 2
|
Группа предметов, объектов или существ
|
Назовите элементы:
множества «Времена года»
множества «Дни недели»
|
Зима, весна, лето, осень.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
|
Что такое подмножество?
Слайд 3
|
Часть множества
|
Назовите подмножество:
Множества «Растения»
Множества «Спортсмены»
|
Деревья, кусты, цветы, трава
Лыжники, хоккеисты, фигуристы, гимнасты, пловцы и т.д.
|
Что называется пересечением множеств? Слайд 4
|
Общая часть множеств
|
Дайте название пересечению множеств:
«Жёлтые предметы» и «Фрукты»
Приведите пример элемента находящегося на пересечении множеств
|
Жёлтые фрукты (фрукты и жёлтые)
Лимон, жёлтое яблоко, жёлтая груша, персик и т.д.
|
Что называется объединением двух множеств? Слайд 5
|
Это все элементы обоих множеств
|
Дайте название объединению множеств:
«Тарелки с огурцами» и «Тарелки с помидорами»
Приведите примеры элементов принадлежащих объединению множеств
|
Тарелки с огурцами или помидорами
Тарелки с огурцами или помидорами, или огурцами и помидорами вместе.
|
Молодцы.
|
|
3. Коллективная работа (работа со слайдом 6).
- А теперь приступим к решению задач.
На слайде геометрические фигуры (6 различных фигур по форме, размеру и цвету). Распределите эти фигуры по множествам. Учащимся (группы по два человека) раздаются карточки с фигурами со слайда 6, и они составляют свои множества (приложение 1).
Через 2 минуты осуществляется проверка, можно пригласить несколько учеников к доске нарисовать получившиеся множества.
- Проверьте, у кого получились такие же множества? (дети поднимают руки и можно увидеть у кого есть другие варианты)
- Дайте названия вашим множествам.
- А у меня есть ещё варианты распределения этих фигур на множества (учитель предлагает 1 и, или 2 вариант сам, если ни кто из детей его не изобразил) Слайд 7, 8.
Вопрос учителя:
|
Предполагаемый ответ ученика:
|
Слайд 7. Дай названия моим множествам.
|
Красные фигуры и фигуры с углами.
|
Подумай, только красные фигуры могут быть помещены в первое множество?
|
Нет, ещё желтые, синие, зелёные
|
А второе множество будет всегда неизменным?
|
Нет, можем поместить фигуры без углов
|
Слайд 8. Как можно назвать эти множества?
|
Множество фигур с углами и подмножества треугольников, прямоугольников, квадратов
|
А какие ещё множества – подмножества можно было составить?
|
Множество прямоугольников и подмножество квадратов.
|
4. Решение задач в тетрадях (с последующей проверкой на слайдах).
№ 38 – 1 вариант, № 35 – 2 вариант, № 36 – все.
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его задание (взаимопомощь). Проверим, какие ответы у вас получились (учащийся отвечает с места, ответы появляются на слайде). Слайд 9, 10, 11
5. Физкультминутка.
Все ребята дружно встали,
На месте тихо (!) зашагали,
Пальцы сжали и разжали,
Головою покивали.
Руки вверх потянули, потянули.
Отдохнули? – Отдохнули.
6. Компьютерное тестирование.
Работа за компьютером проводится в среде MyTestX, тест содержит 15 вопросов (с выбором вариантов ответов) по теме урока.
7. Подведение итогов урока.
Итак, чему же вы сегодня учились? (мы учились распределять элементы в множества, давать названия данным множествам, определять принадлежит элемент множеству или нет, учились, находить элементы, находящиеся на пересечении множеств или входящие в их объединение)
Проводится рефлексия – самоанализ учащимися урока и своей работы на нём. Учащимся раздаются карточки, в которых они подчёркивают или дописывают, свои ощущения и впечатления от урока (приложение 2).
Выставляются оценки за урок.
Приложение 1.
Приложение 2.
Оцените урок и результат своей деятельности
Подчеркни один из вариантов.
|
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показал
За урок я
Материал урока мне был
За урок я ставлю себе оценку
|
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
устал / не устал
понятен / не понятен
интересен / скучен
_______________________________
|
Перечень используемой специальной и методической литературы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г.
-
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. –64с., ил. ISBN 978-5-85939-619-1.
-
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс.: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. –144с. ISBN 5-85939-087-4.
Приложение 1. Задание на карточках.
Распредели фигуры по множествам.
Приложение 2.
Оцените урок и результат своей деятельности
Подчеркни один из вариантов.
|
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показал
За урок я
Материал урока мне был
За урок я ставлю себе оценку
|
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
устал / не устал
понятен / не понятен
интересен / скучен
_______________________________
|