Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств - страница №1/1

Открытый урок в 3 классе на тему

«Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».
Зайкина Елена Владимировна, учитель информатики и ИКТ
Урок «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств» в 3 классе является четвёртым в серии уроков по теме «Множество».
Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний по данной теме урока.
Цели урока:

  • закрепить полученные представления о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;

  • закрепить умения:

  • определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству, а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств;

  • определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);

  • формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных компетентностей обучающихся.


Задачи урока:

  • образовательные – формирование учебно-познавательных компетентностей обучающихся;

  • развивающие – формирование самообразовательных, информационных компетентностей обучающихся;

  • воспитательные – формирование общекультурных, коммуникативных компетентностей обучающихся.


Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:

  1. Компьютерный класс, проектор, экран.

  2. Программа для тестирования My TestX.

  3. Презентация «Множество»; тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» 3кл, 2 часть; задание по карточкам (Приложение 1); тестовое задание на компьютере (Приложение 3).


План урока.

  1. Организационный момент – 3 мин.

  2. Активизация знаний по теме «Множество» (устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество») – 7 мин.

  3. Коллективная работа по карточкам – 8 мин.

  4. Решение задач в тетрадях – 10 мин.

  5. Физкультминутка – 2 мин.

  6. Компьютерное тестирование. – 10 мин.

  7. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин.


Ход урока:
1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. Слайд 1

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!


2. Активизация знаний по теме «Множество».

Устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество».


- Тема нашего урока: «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств». Сегодня на уроке мы будем решать интересные задачи по этой теме. Давайте вспомним:

Вопрос учителя:

Предполагаемый ответ ученика:

Что такое множество?

Слайд 2


Группа предметов, объектов или существ

Назовите элементы:

множества «Времена года»

множества «Дни недели»

Зима, весна, лето, осень.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.


Что такое подмножество?

Слайд 3


Часть множества

Назовите подмножество:

Множества «Растения»

Множества «Спортсмены»

Деревья, кусты, цветы, трава

Лыжники, хоккеисты, фигуристы, гимнасты, пловцы и т.д.


Что называется пересечением множеств? Слайд 4

Общая часть множеств

Дайте название пересечению множеств:

«Жёлтые предметы» и «Фрукты»

Приведите пример элемента находящегося на пересечении множеств


Жёлтые фрукты (фрукты и жёлтые)

Лимон, жёлтое яблоко, жёлтая груша, персик и т.д.


Что называется объединением двух множеств? Слайд 5

Это все элементы обоих множеств

Дайте название объединению множеств:

«Тарелки с огурцами» и «Тарелки с помидорами»

Приведите примеры элементов принадлежащих объединению множеств


Тарелки с огурцами или помидорами


Тарелки с огурцами или помидорами, или огурцами и помидорами вместе.

Молодцы.






3. Коллективная работа (работа со слайдом 6).
- А теперь приступим к решению задач.

На слайде геометрические фигуры (6 различных фигур по форме, размеру и цвету). Распределите эти фигуры по множествам. Учащимся (группы по два человека) раздаются карточки с фигурами со слайда 6, и они составляют свои множества (приложение 1).

Через 2 минуты осуществляется проверка, можно пригласить несколько учеников к доске нарисовать получившиеся множества.

- Проверьте, у кого получились такие же множества? (дети поднимают руки и можно увидеть у кого есть другие варианты)

- Дайте названия вашим множествам.

- А у меня есть ещё варианты распределения этих фигур на множества (учитель предлагает 1 и, или 2 вариант сам, если ни кто из детей его не изобразил) Слайд 7, 8.



Вопрос учителя:

Предполагаемый ответ ученика:

Слайд 7. Дай названия моим множествам.

Красные фигуры и фигуры с углами.

Подумай, только красные фигуры могут быть помещены в первое множество?

Нет, ещё желтые, синие, зелёные

А второе множество будет всегда неизменным?

Нет, можем поместить фигуры без углов

Слайд 8. Как можно назвать эти множества?

Множество фигур с углами и подмножества треугольников, прямоугольников, квадратов

А какие ещё множества – подмножества можно было составить?

Множество прямоугольников и подмножество квадратов.



4. Решение задач в тетрадях (с последующей проверкой на слайдах).

№ 38 – 1 вариант, № 35 – 2 вариант, № 36 – все.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его задание (взаимопомощь). Проверим, какие ответы у вас получились (учащийся отвечает с места, ответы появляются на слайде). Слайд 9, 10, 11
5. Физкультминутка.

Все ребята дружно встали,

На месте тихо (!) зашагали,

Пальцы сжали и разжали,

Головою покивали.

Руки вверх потянули, потянули.

Отдохнули? – Отдохнули.
6. Компьютерное тестирование.

Работа за компьютером проводится в среде MyTestX, тест содержит 15 вопросов (с выбором вариантов ответов) по теме урока.


7. Подведение итогов урока.

Итак, чему же вы сегодня учились? (мы учились распределять элементы в множества, давать названия данным множествам, определять принадлежит элемент множеству или нет, учились, находить элементы, находящиеся на пересечении множеств или входящие в их объединение)

Проводится рефлексия – самоанализ учащимися урока и своей работы на нём. Учащимся раздаются карточки, в которых они подчёркивают или дописывают, свои ощущения и впечатления от урока (приложение 2).

Выставляются оценки за урок.

Приложение 1.

Приложение 2.


Оцените урок и результат своей деятельности

Подчеркни один из вариантов.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показал

За урок я

Материал урока мне был
За урок я ставлю себе оценку


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

устал / не устал

понятен / не понятен

интересен / скучен

_______________________________


Перечень используемой специальной и методической литературы:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г.

  2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. –64с., ил. ISBN 978-5-85939-619-1.

  3. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс.: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. –144с. ISBN 5-85939-087-4.

Приложение 1. Задание на карточках.


Распредели фигуры по множествам.

Приложение 2.


Оцените урок и результат своей деятельности

Подчеркни один из вариантов.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показал

За урок я

Материал урока мне был
За урок я ставлю себе оценку


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

устал / не устал

понятен / не понятен

интересен / скучен



_______________________________