Мир Достоевского - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Мир Достоевского - страница №1/1

Мир Достоевского

Литературно-музыкальная композиция к 190-летию со дня рождения


Аминь, аминь, глаголю вам:

аще зерно пшенично пад на земли

не умрет, то едино прибывает, аще же

умрет, много плод сотворит.


Библейский эпиграф к роману «Братья Карамазовы»
1 вед: Здравствуйте, дорогие ребята!
2 вед: Добрый день! Мы рады вас видеть на встрече, посвященной 190 летию со дня рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
1 вед: Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (ныне 11 ноября) 1821 года на Божедомке, в семье врача Московской Мариинской больницы для бедных. Часть больницы, в которой проживала семья Достоевских, выглядела так: два этажа с колоннами и огромными окнами, выделяющаяся на фоне парка.

Семья, состоявшая из девяти человек, ютилась в 2 комнатах с коридором, хотя хозяева квартиры бедны не были . Внутреннее убранство казенной квартиры также было скромным.


2 вед: Отец – Михаил Андреевич дослужил до дворянина, по характеру был вспыльчивым, строптивым и невыносимым деспотом. Мать, Мария Фёдоровна, имела богатую московскую родню, да и по характеру была совсем иного склада - весёлая, общительная и хозяйственная.

Несмотря на сложные и эмоциональные семейные отношения, родители заботились о воспитании детей, очень их любили и сохраняли тепло домашнего очага.

Первым запомнившимся событием детства для маленького Фёдора было раннее знакомство с народным творчеством. Алёна Фроловна, няня писателя, приобщила мальчика к устной поэзии, зодчеству, живописи; родители развивали любовь к книгам, а отец обучал всех семерых детей латыни.
1 вед: Жизнь Фёдора до отроческих лет шла спокойно и размеренно. Почти весь день он был занят домашним обучением, развлечение было лишь одно - общение пациентами Мариинской больницы. Возможности порезвиться, побегать не было, ведь больничная территория, на которой они проживали, была ограждена.

В 1831 году отец Фёдора приобрёл в Тульской губернии сельцо Даровое, а затем соседнюю деревушку – Черемошну, куда и переехала семья Достоевских. Усадебный дом был неказистым - из глины, крытый соломой, оконца маленькие. Вокруг дома однообразный ландшафт. Главной отрадой для детей стал лес, где они играли, собирали ягоды и наслаждались красотой зелени.



2 вед: Но вскоре после переезда произошло бедствие: пожар уничтожил полдеревни. Жизнь лишилась красок среди обгорелых домов и серости.

В августе 1832 произошла знаменательная встреча Фёдора с мужиком Мареем, который пожалел перепуганного плачущего мальчика. Именно тогда Достоевский впервые увидел, каким глубоким человеческим чувством может быть наполнено сердце крепостного русского мужика.


1 вед: Через год домашнее образование старших сыновей (Фёдора и Михаила) было окончено. После этого они проучились год во французском полупансионе, а осенью 1834 года братьев перевели в интернат им. Леопольда Чермака, потому что там преподавали московские педагоги и ученые. Здесь давали хорошее, по тем временам, образование.

По воспоминаниям товарищей, Достоевский в те годы имел «серьёзный, задумчивый взгляд, бледное лицо, белокурые волосы. Его мало занимали игры, свободное от учёбы время он проводил в разговорах со старшими воспитанниками».


2 вед: Годы обучения в пансионе прошли успешно, особенно Фёдор был увлечён литературой.

В 1837 году семью потрясает горестное событие - умирает мама. Семье становится тяжелее жить. Отец решает отправить старших на обучение, чтобы они стали самостоятельными. К этому времени у братьев начинают проявляться литературные способности. У старшего - большее стремление к поэзии, у младшего - к художественной прозе.

«Меня с братом свезли в Петербург, в Инженерное училище, и испортили нашу будущность, - вспоминал под конец жизни Достоевский,- по-моему, это была ошибка».
1 вед: Началась новая страница жизни будущего писателя. Учился он прилежно и добросовестно, при этом любимыми его предметами были словесные науки, история, рисование, зодчество и зарубежная литература.

После лета 1838 года, прошедшего в страстном чтении, над Достоевским стряслась учебная беда. Несмотря на отличную сдачу осенних экзаменов, он оставлен на 2 год преподавателем алгебры якобы за грубый ответ среди года. В последующие годы обучение проходило благополучно.


2 вед: В 1839 году семью Достоевских настигает еще одно страшное горе – гибель отца. Старшему брату, Михаилу, приходится уйти в отставку и взять опеку над младшими сестрами и братьями. Фёдор, узнав о гибели отца, пишет брату: « Я пролил много слёз о кончине отца, но теперь состояние наше ещё ужаснее…есть ли в мире несчастнее наших братьев и сестёр?».

Однако жизнь не стояла на месте. Осенью 1841 года Фёдор был произведён в полевые инженер-прапорщики. Ещё 2 года он приходил в училище на лекции в качестве слушателя. Жил он в то время на частной квартире в центре столицы. Полустудент-полутехнолог, он чувствовал себя «вольным, одиноким, независимым».


1 вед: В августе 1843 года Фёдор Михайлович оканчивает полный курс наук в верхнем офицерском классе и зачисляется на скромный пост при петербургской команде, инженером мелких чертежей. В этот же год начинается драма его зрелого периода. С каждым днём увеличивается его любовь к вечерним зрелищам, ресторанам и «лёгким деньгам» - игре. Он сталкивается с особым миром закладов, денежных ссуд, векселей.

19 октября 1844 по прошению самого Достоевского он был уволен со службы. Это важная дата его жизненной летописи – в возрасте 23 лет он стал вольным литератором, принадлежащим исключительно своему писательскому призванию.


2 вед: Начался творческий путь писателя. Первый роман «Бедные люди» дался Достоевскому с трудом, хотя был произведением осмысленным. Роман передает неописуемую взволнованность, любовь и тревогу его героев. Автор выдвигает на первый план кроткого и благородного героя, развивает тему любви-жертвы как центральную в своём замысле и создаёт ряд писем-исповедей, писем-признаний, раскрывающих неисчерпаемую возможность человеческой личности к озарению счастьем близкого существа ценою собственной жизни.

Роман принес автору успех и признание в литературных кругах. Из отзыва Белинского о романе: « Вот тайна художественности, вот правда в искусстве! Вам правда открыта и возвещена, как художнику досталась, как дар. Цените ваш дар и оставайтесь верным ему, и будете великим писателем».

«В жизни моей произошёл торжественный момент, перелом навеки, началось что-то совсем новое, но такое, чего я не предполагал даже в самых страстных мечтах моих»,- писал Достоевский об успехе.
1вед: Весной 1847 Достоевский начинает посещать собрания кружка петрашевцев. Главными темами обсуждения в то время были крепостное право, утопический социализм, атеизм, борьба с цензурой. В обществе петрашевцев писатель пользовался уважением. Вопросы бедности и богатства, власти и угнетения, порабощения и свободы не раз слышались в выступлениях Достоевского.

Вскоре кружок их превратился в политический клуб с программными докладами и регулярными прениями.

Последнее собрание кружка состоялось в апреле 1849 года. В этот же день был подписан приказ о немедленном аресте петрашевцев; все были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.
2 вед: Полусумрак, тройные решётки, железная койка, сырость и холод. Временное обиталище Достоевского - Алексеевский равелин. Страшное место самой грозной политической тюрьмы.

Следствие длилось 4 месяца. 16 ноября военный суд закончил рассмотрение дела. 19 декабря 21 один подсудимый был приговорен к расстрелу. Учтя раскаяние, смертную казнь заменили каторгой. Сделали это в самый последний момент: когда осуждённые находились на эшафоте, зачитали первоначальный приговор, а затем, выдержав паузу, огласили приговор о помиловании. Цитируем слова Достоевского из книги Леонида Гроссмана «Достоевский» (ведущий зачитывает выдержки из книги со стр.157).


1 вед: На следующий день Достоевскому дали свидание с братом, а около полуночи, заковав в кандалы (весом в 10 фунтов), отправили в Сибирь.

В январе 1850 года он прибыл в Тобольск. Здесь писатель увидел узкую, тёмную тюрьму, прикованных к стене преступников и ужасное духовное опустошение людей. В Омскую крепость, окружённую рвами и валами, Достоевский прибыл 23 января 1850 года. Ему обрили полголовы, облачили в двуцветную куртку с жёлтым тузом на спине и выдали мягкую бескозырку – головной убор каторжанина. В таком виде он и вступил в каторжный каземат - ветхое деревянное здание с прогнившим полом и текущей крышей.

«Голые нары, духота нестерпимая, шум, крик, бряцание цепей. Это был ад, тьма кромешная», - вспоминал позже писатель. Он увидел мир жестоким: клейма на лицах, истерзанные спины. Оковы…в оковах люди мылись, играли в театре, болели и умирали.
2 вед: Достоевскому предстояла поистине борьба за жизнь. Литератор был зачислен в разряд разнорабочих. Обжигал на заводе кирпичи, разбирал старые казенные барки, стоя по колено в ледяной воде.

23 января 1854 закончился срок каторжных работ. Рано утром были сняты кандалы, и это означило, что впереди – долгожданная свобода.


1 вед: Годы, проведённые в Омской крепости, примечательны в судьбе романиста. Люди и нравы каторги в сочетании с раздумьями Достоевского вырастали в колоссальные фигуры его поздних романов. А мысли, посещавшие его, были выражены в дальнейшем в книге «Записки из мёртвого дома». Если говорить о героях романов Достоевского, то в Раскольникове ожили черты острожных гордецов и властолюбцев, бестрепетно разрешающих себе во имя высших целей «кровь по совести». Свидригайлов отразил глубокий аморализм арестанта Аристова, выходца из дворян, ценителя искусств. Можно говорить смело, что великие творения Федора Достоевского зарождались на нашей Омской земле.
2 вед: В феврале 1854 Достоевский был зачислен в 7 батальон и определен на поселение в город Семипалатинск рядовым. Вскоре ему разрешили жить на отдельной квартире. Там же у него завязываются отношения с Марией Дмитриевной Исаевой. Он её очень любил. Несмотря на сложность отношений, в 1857 году состоялась их свадьба. В 1859 году они переезжают в Петербург. Там начинается работа над романом «Преступление и наказание». Спустя 5 лет уходит из жизни Мария Дмитриевна, следом умирает брат Михаил. Фёдор Михайлович тяжело переживает два горя и «уходит» целиком в работу.
1 вед: Роман-исповедь «Преступление и наказание». На каторге среди отверженцев Достоевского захватывает новое понимание человеческой личности. Его поражает могучий закал воли, презрение всяких мук и наказания, отсутствие боязни всего, бесконечная энергия. Так возникает образ титана-индивидуалиста, героя - аморалиста, гордого, высокомерного, желающего захватить власть и разбогатеть. В наблюдениях над жизнью каторжан идея убийства приходит ему готовой. Так раскрывается сущность главного героя романа «Преступление и наказание» Раскольникова.

Впервые в литературе затрагиваются темы капитала, пьянства, голода, остро поставленные в центре романа. Вот что писал Достоевский в сентябре 1865 Каткову - руководителю журнала « Русский вестник» (цитируется книга Леонида Гроссмана «Достоевский», стр. 337-338).


2 вед: 13 февраля 1867 писатель женится на Анне Григорьевне. Это была его последняя любовь, с которой Достоевский был счастлив до конца своих дней. Несколько лет вместе они скитались за границей, живя в разных странах. Сначала в Дрездене, где было спокойно и красиво. Потом переехали в Баден, где у Достоевского открылся азарт игрока, большая страсть к игре-рулетке. Выигрывая, он вновь и вновь срывался и играл до полного проигрыша.

В Женеве, позднее, рождается их первая дочь Софья. Достоевский оказался нежным и заботливым отцом. Но спустя 3 месяца девочка умерла, и это стало для Федора Михайловича невыносимым горем.

Позднее они уезжают в Италию, где у них рождаются дочь Люба и сын Фёдор. Достоевский пишет романы «Идиот», «Бесы», « Житие великого грешника»,
1 вед: В 1873 году семья Достоевских возвращается в Россию. Через два года публикуется роман « Подросток». В Петербурге семья снимает квартиру. В кредит берут мебель, выплачивают долги за проигрыши - тяжелое время. Но зато огромное счастье воцарилось в семье. Фёдор Михайлович баюкает детей, танцует с женою кадриль, вместе наряжают ёлку.
2 вед: С 1878 по 1880 год он Достоевский пишет эпопею «Братья Карамазовы». Это его последнее произведение. Этот роман-эпопея стал синтетическим и многоголосым эпилогом всего его бурного творчества.

В 1968 году за экранизацию романа берется режиссёр Иван Пырьев. Он ставит своей задачей вскрыть тему взаимоотношений между людьми, показать любовь Достоевского к людям. Режиссера заинтересовали моменты, в которых писатель ставит своего героя в такие обстоятельства, когда проявляется вся глубина его души.

Судьба фильма складывается непросто, как судьба любого произведения Достоевского, как судьба самого писателя. На 72-ом съёмочном дне умирает режиссёр Иван Пырьев. Завершают картину исполнители главных ролей М.Ульянов и К. Лавров.
1 вед: Михаил Ульянов вспоминал: «Во время съемок картины «Братья Карамазовы» у меня были три потрясения. Первое- это писатель Ф.М Достоевский, сложнейший мир его произведений, его яростных человеческих чувств, весь этот бушующий океан страстей, этот беспощадный анализ жизни. Второе- характер взрослого, но беззащитного как дитя человека, Дмитрия Карамазова, к образу которого мне довелось прикоснуться. И третье- встреча с удивительной личностью, с неистово и подлинно народным художником Иваном Пырьевым».
ВИДЕО
2 вед: Уже в августе 1879 года у писателя была обнаружена эмфизема (заболевание легких). В 1880 он достиг народного признания.

28 января у Достоевского случился тяжелый приступ. Он попрощался с родными и умер.


1 вед: Сложными были жизнь и творческий путь Ф.М.Достоевского, но трудности не сломили его. Неустанное искание истины, реалистичное мастерство, глубокий психологизм, созданные им разноплановые образы русских людей, произведения, получившие признание за рубежом и на Родине ставят его в ряд выдающихся писателей. Таков мир Достоевского, мир радостей, горестей, бесконечной борьбы за свободу, достоинство, за право оставаться настоящим человеком.
2 вед: Вернемся к началу нашей беседы, к эпиграфу, поставленному Ф.М. Достоевским к роману «Братья Карамазовы». Ребята, кто сможет объяснить смысл этих слов?(Дети отвечают. Если они не могут объяснить, объясняет ведущий)

«Зерно, пока оно не попало в почву, остается одним зерном, не приносит всходы. А, упав на благодатную почву, дает плоды». Надеемся, что наши сегодняшние слова упали на благодатную почву.



1 вед: На этом наша встреча подошла концу. Благодарим вас за внимание!

2 вед: До новых встреч!