Министерство высшего и среднего специального образования СССР - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 2 590.54kb.
Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома... 1 225.13kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 353.86kb.
Прием документов для получения среднего специального образования... 1 173.08kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 12 6647.6kb.
Права и обязанности 1 66.74kb.
Программа дисциплины " психология конфликта" Примерная программа... 1 77.34kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 43.98kb.
Министерство общего и профессионального Образования Ростовской области 1 14.42kb.
Положение 2009г. № г. Москва Об обучении на платной (договорной) 1 162.75kb.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных... 6 1120.08kb.
Документация о закупке 1 176.16kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Министерство высшего и среднего специального образования СССР - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

№ 32
Москва 22 октября 1982


О совершенствовании учебно-методической работы

в высших учебных заведениях*



(версия с обновлениями ПетрГУ 1998, 2003)

Высшие учебные заведения страны накопили значительный опыт совершенствования учебно-методической работы, создания учебно-методической документации, реализующей передовое содержание образования в единстве с эффективной методикой преподавания.

Усилилась роль учебно-методической работы в решении задач на основе комплексного, целевого подхода к совершенствованию содержания и организации учебно-воспитательного процесса, что способствует его интенсификации, внедрению прогрессивных методов и технических средств обучения. Получили распространение планы и программы непрерывной подготовки специалистов по фундаментальным и общепрофессиональным дисциплинам. Повысился уровень методических указаний и других учебно-методических материалов по проведению лекций, лабораторных практикумов, выполнению курсовых и дипломных проектов и работ, организации производственной практики студентов.

Активизировалось деятельность методических советов высших учебных заведений, способствующих объединению усилий наиболее квалифицированных профессоров и преподавателей в деле совершенствования методики обучения. В ряде вузов осуществлен переход к перспективному планированию подготовки и издания учебно-методических материалов на основе изучения обеспеченности методической документацией конкретных дисциплин и видов учебной работы с учетом наличия учебной литературы и рациональных сроков пересмотра учебно-методической базы преподавания. Осуществляются меры по усилению роли профилирующих кафедр в координации учебно-методической работы.

Вместе с тем достигнутый в вузах уровень учебно-методической работы еще не в полной мере отвечает современным задачам учебно-воспитательного процесса, своевременного обновления его содержания, формирования у студентов прочной системы знаний, умений и навыков, развития творческих способностей будущих специалистов.

В отдельных учебных заведениях не проявляется должного внимания к качественному составлению основной учебно-методической документации - рабочих учебных программ дисциплин. Не обеспечивается целесообразная периодичность пересмотра этих программ, в них не всегда оперативно отражаются результаты развития науки и передовой опыт производства, не осуществляется рациональное распределение учебного материала по видам учебных занятий. Зачастую не проводится согласование содержания рабочих программ дисциплин, преподаваемых в рамках одной специальности, между различными кафедрами. Во многих случаях рабочие программы содержат ссылки на устаревшую учебную литературу. Не указываются используемые технические и информационные технологии обучения.

В ряде вузов ослаблено руководство планированием учебно-методической работы преподавателей, не налажены обсуждение и экспертиза качества учебно-методической документации. Не в полном объеме осуществляется анализ обеспеченности учебно-методической документацией и учебной литературой учебно-воспитательного процесса в разрезе специальностей и дисциплин. Во многих вузах еще не создано целостной системы учебно-методического обеспечения самостоятельной учебной работы студентов, особенно обучающихся без обрыва от производства.

Некоторыми высшими учебными заведениями допускаются элементы формализма в учебно-методической работе, когда преподавателям поручается создание методической документации, не требующейся для совершенствования учебно-воспитательного процесса, а предназначенной преимущественно для учетно-отчетных целей. Имеются факты, когда формальный подход к организации учебно-методической работы сдерживал творческую инициативу преподавателей, приводил к излишней регламентации методики преподавания и подмене педагогического новаторства созданием многочисленных документов.

Министерство считает, что в современных условиях учебно-методическая работа и создаваемые в вузах учебно-методические материалы должны более оперативно отражать возрастающие требования к уровню подготовки выпускников. В интересах повышения качества рабочей учебно-методической документации следует усилить внимание к изучению профессиональной деятельности молодых специалистов, имея в виду выявление и устранение пробелов в содержании образования, улучшение преподавания, прежде всего той тематики, которая особенно важна для успешного труда выпускников. Содержание учебно-методической документации, особенно по специальным дисциплинам, необходимо направлять на усиление роли фундаментальных знаний в теоретической и профессиональной подготовке кадров, овладение ими передовыми формами организации производства, методами и средствами научно-исследовательской работы. С учетом возросшей роли вычислительной техники в учебно-методической работе должны быть значительно шире представлены вопросы, связанные с формированием и развитием у будущих специалистов практических навыков активного использования ЭВМ и информационных технологий. Необходимо усилить контроль качества рабочих учебных программ, их своевременным пересмотром и обновлением в соответствии с достижениями науки и передовым практическим опытом.

С целью улучшения организации учебно-методической работы, совершенствования учебно-методической документации в соответствии с современными задачами повышения уровня подготовки специалистов ректорам высших учебных заведений предлагается руководствоваться следующим:


1. Учебно-методическая работа преподавателей должна быть сосредоточена на решении задач повышения уровня подготовки специалистов на основе комплексного подхода к улучшению качества преподавания и совершенствования содержания, организации и методов обучения. Создание и обновление учебно-методических документов следует направить на реализацию требований государственных образовательных стандартов и программ**, своевременный учет в содержании образования достижений науки, техники и культуры, передового международного опыта, рациональную организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями конкретного высшего учебного заведения и потребностями предприятий, организаций и учреждений, для которых ведется подготовка кадров.

2. Основными задачами, которые должны решаться при организации и проведении учебно-методической работы, являются:

2.1. Усиление планомерности и целенаправленности учебно-методической работы преподавателей, повышение ее роли в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

2.2. Разработка путей интенсификации учебного процесса на основе комплексного использования передовых методов, организационных форм и средств обучения.

2.3. Усиление мировоззренческой направленности учебного процесса, повышение значимости фундаментальных наук в теоретической и профессиональной подготовке специалистов.

2.4. Усиление логического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса, устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиций формирования профессиональных знаний, навыков и умений выпускников.

2.5. Совершенствование методического руководства самостоятельными учебными занятиями студентов, разработка рациональных форм их планирования, организации и контроля.

2.6. Обеспечение рационального сочетания единства и специфики в организации учебного процесса по дневной, вечерней и заочной формам обучения, усиление методического руководства учебными занятиями студентов, обучающихся без отрыва от производства*****.

2.7. Укрепление связи обучения с наукой и производством.

2.8. Улучшение методического руководства оснащением учебного процесса учебно-лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, техническими средствами обучения, другими средствами наглядности.

3. Учебно-методическая работа преподавателей должна обеспечивать создание и постоянное совершенствование единой системы методических документов, объединяемых в учебно-методические комплексы по специальностям и дисциплинам.

Учебно-методические комплексы по специальностям и дисциплинам разрабатываются на основе утвержденных в установленном порядке учебных планов и программ, а также нормативных документов Минвуза СССР по вопросам организации учебно-воспитательного процесса. В их содержании следует также учитывать мероприятия, предусмотренные в комплексных планах научно-исследовательской работы студентов на весь период обучения в вузе.

Конкретная структура, содержание и формы составления учебно-методических комплексов определяются советами высших учебных заведений на основе указаний настоящего инструктивного письма и с учетом сложившихся научных школ и педагогических традиций, методических концепций преподавания дисциплин.

Учебно-методические комплексы по специальностям разрабатываются профилирующими кафедрами, рассматриваются советом высшего учебного заведения, по представлению которого утверждаются ректором или, по его поручению, проректором по учебной работе.

Учебно-методические комплексы по дисциплинам разрабатываются на кафедрах, обеспечивающих преподавание этих дисциплин, они должны рассматриваться советом факультета и утверждаться деканом, а по общественным наукам - рассматриваться советом кафедр общественных наук и утверждаться ректором или проректором по учебной работе.

Направляя учебно-методическую работу на решение задач формирования и развития единой системы методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, следует избегать ее неоправданной регламентации, предотвращая и пресекая подготовку и издание методических документов, трудоемкость составления которых не оправдывается положительным эффектом от их применения в учебном процессе.

4. Координацию, планирование и обмен опытом учебно-методической работы, изучение потребности в составлении новой учебно-методической документации и экспертизу ее качества в высших учебных заведениях осуществляют методические советы, а также их методические комиссии.

Методические советы и их комиссии строят свою деятельность под руководством советов высших учебных заведений (факультетов) в тесном контакте с кафедрами как основными звеньями вуза, обеспечивающими организацию и проведение учебно-методической работы.

5. Учебно-методический комплекс специальности** должен включать утвержденные в установленном порядке квалификационную характеристику специальности, типовой (индивидуальный) учебный план, а также обеспечивающие их реализацию методические документы в составе:

5.1. Рабочего учебного плана специальности, конкретизирующего утвержденный учебный план указаниями об изучаемых дисциплинах по выбору и факультативных дисциплинах, распределении часов учебных занятий, выделенных в распоряжение совета вуза, объеме (в часах) самостоятельной учебной работы студентов по дисциплинам, другими дополнениями и уточнениями, право внесения которых предоставлено учебному заведению.

5.2. Сборника взаимосогласованных рабочих учебных программ дисциплин или, по усмотрению совета вуза, базирующегося на этих программах единого рабочего учебно-методического документа - сквозной программы специальности, в логической последовательности раскрывающей основное содержание подготовки кадров и вытекающей из него методической концепции преподавания и изучения специальности.

5.3. Планов непрерывной подготовки по важнейшим фундаментальным дисциплинам, перечень которых устанавливается советом вуза, раскрывающих конкретные пути и методы использования аппарата этих дисциплин в других, особенно специальных, дисциплинах, а также указывающих содержание и формы учебной работы, обеспечивающие закрепление, пополнение и развитие фундаментальных и общепрофессиональных знаний студентов.

5.4. Сквозной программы учебной и производственной практики студентов, представляющей собой единый методический документ, раскрывающий цели, задачи, содержание и методы практической подготовки студентов, последовательность и назначение ее конкретных этапов, их роль в формировании профессиональных умений и навыков специалиста.

5.5. Календарных графиков внеаудиторной самостоятельной работы студентов по семестрам с указанием расчетного объема этой работы по каждой дисциплине (с распределением ее по неделям), а также данных о сроках и формах контроля хода усвоения учебно-программного материала.

5.6. Методических указаний по выполнению дипломных проектов и работ, определяющих их тематическую направленность, цели и задачи выполнения, требования к содержанию, объему, оформлению и организации руководства их подготовкой со стороны кафедр и преподавателей.

5.7. Методических указаний по проведению государственных экзаменов, раскрывающих, исходя из квалификационных характеристик специалистов, требования к содержанию экзаменационных заданий и критерии оценки их выполнения студентами.

5.8. Методических материалов по проведению стажировки молодых специалистов.

5.9. Графика утверждения и пересмотра учебно-методических комплексов по дисциплинам рабочего учебного плана специальности.

6.Учебно-методический комплекс по дисциплине должен включать типовую учебную программу*** и обеспечивающую ее реализацию методическую документацию в составе:

6.1. Рабочей учебной программы дисциплины, составляемой в соответствии с указаниями пп.7 и 8 настоящего письма.

6.2. Методических указаний по проведению преподавателями основных видов учебных занятий, по составлению заданий для экзаменационного и межсессионного контроля знаний студентов с приложением их образцов.

6.3. Графика самостоятельной учебной работы студентов по дисциплине с указанием ее содержания, объема в часах по неделям, сроков и форм контроля за результатами. Методических указаний по изучению дисциплины, выполнению лабораторных практикумов, контрольных работ, домашних заданий и других видов учебной работы, включая выполнение курсовых проектов (работ).

6.4. Перечня специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий с указанием используемого в учебном процессе по дисциплине основного учебно-лабораторного оборудования, технических средств обучения и контроля.

6.5. Карты обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.

7. Основным документом, определяющим содержание учебно-методических комплексов по дисциплинам, являются рабочие учебные программы этих дисциплин.

Рабочие программы составляются кафедрами по всем преподаваемым дисциплинам на основе типовых учебных программ (программ, одобренных УМО или программ, самостоятельно разработанных на кафедрах) с целью создания и постоянного совершенствования педагогически эффективной методики преподавания дисциплины, обеспечивающей реализацию передового содержания образования в условиях конкретного вуза. При составлении рабочих учебных программ следует руководствоваться прилагаемыми Методическими указаниями (Приложение).

Рабочие учебные программы должны ежегодно обсуждаться на заседаниях кафедр и пересматриваться или дополняться с учетом достижений науки и практики, новых требований к подготовке специалистов.

8.Составление и использование рабочих учебных программ необходимо направлять на решение следующих основных задач:

8.1. Четкое определение места и роли учебной дисциплины в овладении студентами знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста и требующимися для дальнейшего успешного обучения студентов и их последующей профессиональной деятельности; фиксацию и конкретизацию на этой основе ее учебных целей и задач.

8.2. Своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной, за период, прошедший с утверждения типовой учебной программы.

8.3. Последовательную реализацию внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранения дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами специальности.

8.4. Рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием необходимых для глубокого усвоения учебного материала студентами методов преподавания, технических средств, учебно-лабораторного оборудования, наглядных и других пособий.

8.5. Улучшение планирования и организации самостоятельных учебных занятий студентов с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы учебной литературой и другими информационными средствами.

8.6. Активизацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процессов.

8.7. Усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетом специфических условий и потребностей предприятий, организаций и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров.

9.Учебно-методические комплексы по специальностям должны иметься на соответствующих специальных кафедрах и в учебном отделе высшего учебного заведения. Учебно-методические комплексы дисциплин должны иметься на кафедрах, обеспечивающих их преподавание, а рабочие учебные программы - также и в библиотеке вуза****. Деканам рекомендуется обеспечить их изучение и использование всеми преподавателями, которые проводят занятия по данной специальности (дисциплине).

Необходимо обеспечивать ознакомление студентов с учебно-методическими комплексами изучаемых ими специальностей в курсе "Введение в специальность" или аналогичном по назначению. Особое внимание следует уделять созданию условий для использования студентами рабочих учебных программ дисциплин**** на самостоятельных учебных занятиях. Студенты должны обеспечиваться методическими материалами, указанными в п.6.3 настоящего письма.

10.Министерства высшего и среднего специального образования союзных республик, главные управления и управления высшими учебными заведениями отраслевых министерств и ведомств, ректоры вузов обязаны обеспечить составление рабочих учебных программ дисциплин в соответствии с указаниями настоящего письма, начиная со второго семестра 1982/83 учебного года.

Учебно-методические комплексы должны разрабатываться по мере утверждения новых типовых и индивидуальных учебных планов, имея в виду их введение по всем специальностям и дисциплинам, изучаемым в вузе, не позднее 1 сентября 1985 года.

11.В целях реализации настоящего инструктивного письма предполагается довести его до сведения всех преподавателей высших учебных заведений, а также обсудить меры по выполнению содержащихся в письме указаний на советах вузов и факультетов, а также на заседаниях кафедр.

Министерства высшего и среднего специального образования союзных республик, ГУУЗы (УУЗы) министерств и ведомств, имеющих вузы, должны обеспечить постоянное совершенствование учебно-методической работы, а также систематическую проверку соблюдения в подведомственных высших учебных заведениях требований к ее организации, структуре и содержанию учебно-методической документации, установленных в настоящем инструктивном письме. Ректоры вузов обязаны регулярно анализировать состояние учебно-методической работы на кафедрах и факультетах, рассматривать качество учебно-методической документации.

***
Министр В.Елютин


примечание: приказом Миннауки России от 16.12.92 №746 данное инструктивное письмо внесено в Перечень ведомственных нормативных актов не применяемых на территории Российской Федерации

источник: http://www.informika.ru/text/goscom/normdoc/r10/10521.html

сверено: 30.01.2003

Примечания ПетрГУ 1997 года:

* Приказом Минвуза СССР от 18.11.85 г. № 751 установлен рекомендательный характер инструктивного письма Минвуза СССР от 22.10.82 г. № 32, приказом Миннауки России от 16.12.92 №746 письмо внесено в Перечень ведомственных нормативных актов не применяемых на территории Российской Федерации. В ПетрГУ вариант письма с незначительными изменениями и сокращениями, учитывающими современные требования, рекомендовано для соблюдения единства требований к оформлению учебно-методической документации.

** Учебно-методический комплекс специальности (направления) с учетом новых образовательных стандартов включает в себя: государственный образовательный стандарт и основную профессиональную образовательную программу, состоящую из учебного плана на весь период обучения и рабочего учебного плана с графиком учебного процесса на учебный год.

Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, вуз самостоятельно разрабатывает и принимает основные профессиональные образовательные программы, а также технологию их реализации.

Основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на базе государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению (специальности), утверждаемом Минобразованием России.

Учебный план и рабочий учебный план в совокупности с графиком учебного процесса определяют технологию реализации профессиональной образовательной программы.

*** При отсутствии типовой программы дисциплины, утвержденной соответствующим УМО, факультеты и кафедры самостоятельно разрабатывает программу, которая утверждается советом вуза.

**** В современных условиях вся документация готовится в электронной форме, хранится в базах данных кафедры, деканата и публикуется, в необходимой части, на web-сервере университета. По мере необходимости требуемая документация распечатывается в достаточном для применения количестве.

***** В современных условиях сочетание единства и специфики в организации учебного процесса по дневной, вечерней и заочной формам обучения может быть достигнуто при развитии дистанционных форм обучения с применением новых информационных технологий.

Приложение

к инструктивному письму Минвуза СССР от 22 октября 1982 г. № 32 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по составлению рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины состоять из пяти разделов:
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.1. Цель преподавания дисциплины.

1.2. Задачи изучения дисциплины.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

2. Содержание дисциплины.

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.

2.2. Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах.

2.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.

2.4. Курсовой проект (работа), его характеристика.

3. Учебно-методические материалы по дисциплине.

3.1. Основная и дополнительная литература, другие информационные источники.

3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим и компьютерным средствам.

4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины.

5. Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности.


Порядок заполнения разделов рабочей программы
1. Рабочие учебные программы составляются, как правило, по каждой дисциплине, преподаваемой на кафедре. Целесообразность подготовки рабочих программ одноименных дисциплин, профилированных для различных специальностей, определяется кафедрой, обеспечивающей преподавание данной дисциплины по согласованию с заведующим выпускающей кафедрой.

Разделы 2-4 рабочей программы, как правило, составляются раздельно для каждой из используемых форм обучения, имея в виду учет свойственной им специфика при особом внимании к заочной форме.

2. В разделе "Цели и задачи дисциплины..." конкретизируются применительно к специальности и условиям работы высшего учебного заведения цели и задачи дисциплины, установленные типовой учебной программой.

В подразделе "Цель преподавания дисциплины" кратко характеризуется предмет изучения и его место в системе подготовки специалиста данного профиля.

Задачи изучения дисциплин раскрываются на основе изложения требований к знаниям и умениям, которыми должны овладеть студенты. Требования к знаниям и умениям целесообразно сформулировать раздельно, обратив внимание на реализацию требований к подготовке кадров, установленных в квалификационной характеристике (в ГОСе).

Перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины, составляется на основе рабочих программ по этим дисциплинам, используемых в вузе.

3. В разделе "Содержание дисциплины" раскрывается содержание типовой программы с учетом результатов развития науки, техники, культуры и производства за период, прошедший с ее утверждения.

Все содержание дисциплины следует разбить на темы, охватывающие логически завершенный материал, определить объем каждого из видов аудиторных учебных занятий, цели и задачи их проведения, распределение по семестрам с учетом специфики дневной, вечерней и заочной форм обучения.

Характеризуя курсовой проект (работу), необходимо раскрыть его конкретную цель, указать примерный объем предусматриваемых им заданий и ориентировочное время выполнения (в часах).

4. Раздел "Учебно-методические материалы по дисциплине" разрабатывается на всю дисциплину в целом.

В список основной литературы следует, руководствуясь типовой учебной программой, включать новые издания основополагающих учебников и учебных пособий с учетом их наличия в библиотеке вуза.

Перечень литературы составляется последовательно, с единой нумерацией. Дополнительная литература отделяется от основной заголовком. Также приводятся ссылки на другие информационные источники, доступные студентам вуза.

В "Перечень наглядных и других пособий, методических материалов к техническим средствам обучения" необходимо включать названия только тех, использование которых предусмотрено методической концепцией преподавания, реализуемой на кафедре. По дисциплинам, изучение которых предусматривает использование вычислительной техники, особое место в "Перечне наглядных и других пособий, методических указаний и методических материалов к техническим средствам обучения" наряду с методическими указаниями по проведению конкретных видов учебных занятий следует отвести методическим материалам, раскрывающим методику использования ВТ и информационных технологий в учебном процессе.

5. Раздел "Учебно-методическая карта дисциплины" составляется на основе разделов 2 и 3 рабочей программы и оформляется в виде таблицы, состоящей из 9 граф (форма 2).

В графе I указываются номера недель, последовательно отсчитываемых от начала учебного года (в скобках, при необходимости, - номер недели по международной нумерации календаря).

В графе 2 проставляются номера тем в соответствии с их нумерацией, установленной в разделе 2.

В графе 3 указываются вопросы по теме, раскрываемые на каждой конкретной лекции.

Содержание граф 1-3 составляет в совокупности календарно-тематический план лекций по дисциплине.

Графы 4 и 5 заполняются на основе раздела 2 рабочей программы, в них указываются номера практических и лабораторных занятий, проведение которых предусматривается при изучении соответствующих тем.

В графе 6 указываются номера методических материалов и наглядных пособий, рекомендованных для использования при проведении каждого учебного занятия по теме.

В графе 7 отражаются задания, предназначенные для самостоятельного выполнения студентами по каждой теме дисциплины. В этой графе проставляются номера учебников, учебных пособий, методических и других материалов и информационных источников, приводимых в разделе 3 рабочей программы, с указанием их глав, параграфов, страниц, номеров упражнений и заданий и других пояснений, необходимых для точного определения объема самостоятельной работы студентов. Кроме того, в графе 7 излагается содержание тех тем (вопросов) для самостоятельного изучения студентами, по которым не проводятся аудиторные учебные занятия.

В графе 8 указываются плановые затраты времени (в часах) на выполнение заданий для самостоятельных занятий студентов. Сумма часов, указанных в этой графе, с временем, выделенным для выполнения курсового проекта (работы), должна соответствовать объему времени, отведенному для внеаудиторных самостоятельных занятий студентов по всей дисциплине в учебно-методическом комплексе специальности.

В графе 9 отражаются контрольные мероприятия, проводимые в конкретные недели межсессионного периода с указанием используемых форм контроля хода усвоения студентами учебно-программного материала, включая коллоквиумы, контрольные работы, прием расчетно-графических и других работ.

6. Раздел "Протокол согласования рабочей программы дисциплины" оформляется в виде таблицы (форма 3), содержащей четыре графы.

В графе 1 приводится наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину, а в графе 2 указываются кафедры, обеспечивающие преподавание этих дисциплин. Предложения соответствующих кафедр по корректировке раздела 2 рабочей программы, а также решение, принятое по итогам рассмотрения, вносятся в графы 3 и 4.

Требования к оформлению рабочей программы

и вносимых в нее изменений

Титульный лист рабочих учебных программ дисциплины заполняется единообразно, в соответствии с формой 1.

Оформление учебно-методической карты дисциплины должно обеспечивать возможность ее самостоятельного использования.

При решении вопросов оформления учебной программы, которые не регламентированы настоящими Методическими указаниями, следует руководствоваться действующими нормативными инструкциями по вопросам делопроизводства в высших учебных заведениях.

Изменения и дополнения, вносимые в рабочую программу по итогам ее ежегодного рассмотрения на кафедре и переутверждения в установленном порядке, указываются в специальном приложении, составляемом согласно форме 4.
Форма 1
Петрозаводский государственный университет

(наименование вуза)

УТВЕРЖДАЮ

декан______________факультета

__________________________

"___" _______________ 200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине___________________________________________________

для специальности________________________________________________

факультет

кафедра

курс


семестр

лекции (час.) Экзамен в ______________семестре

Практические (семинарские)

занятия (час.) Зачет в ________________семестре

Лабораторные

Занятия ______________ (час.)

Всего часов Самостоятельная работа _____________(час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС_____(час.)

200__г.

(оборотная сторона титульного листа) Рабочая программа составлена на основании



(название типовой программы, дата утверждения)

Индекс __________________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

"__" _____________200__ г.


Заведующий кафедрой

Одобрено советом (методической комиссией)

факультета

"____" ___________200__ г.


Председатель комиссии_____________________

(ф.и.о., подпись)


Форма 2


Учебно-методическая карта дисциплины


Номер недели

Номер темы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Занятия (номера)

Используемые наглядные и методические пособия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля










практич. (семин.)

лаборат.




содержание

часы




1

2

3

4

5

6

7

8

9

Форма 3


Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности

на 200__/ _______ учебный год




Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4

Форма 4


Дополнения и изменения в рабочей программе на 200__/_______учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения: Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "___"__________ 200__г.

Заведующий кафедрой

Внесенные изменения утверждаю



Декан

"_____"___________ 200__г.