Минералы и горные породы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Минералы и горные породы - страница №1/1

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

« Мордовский Республиканский институт образования»

Кафедра гуманитарного образования



Разработка урока по географии на тему:

«Минералы и горные породы» 6 кл
Из опыта работы

учителя географии МОУ Гимназия №23


Выполнил:

Шабаева Тамара Васильевна

Проверила:

Ганичева Светлана Владимировна



ОТКРЫТЫЙ УРОК по географии в 6 классе:

«Минералы и горные породы»

Шабаева Тамара Васильевна-учитель географии, учитель первой категории МОУ «Гимназия№23» г.о. Саранск, педагогический стаж - 16 лет, работает по Образовательной системе «Школа 2100» - 3 года.


Цели урока по линиям развития личности средствами предмета

Отбор обязательного минимума содержания урока по принципу минимакса

1-я линия развития. Уметь объяснять мир. Уметь объяснять происхождение горных пород.

1. Что такое минералы.

2. Что называют горными породами.






Этапы урока, время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)



Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)



Доска и оборудование

Создание проблемной ситуации

Формулирование проблемы

(5-7 минут)

Выдвижение гипотез

(2-3 минуты)

Актуализация знаний

Планирование деятельности

(5-10 минут)

Открытие нового знания (по пунктам плана урока)

(10-15 минут)


Выдвижение гипотез

(2-3 минуты)

Открытие нового знания

Работа в группах

(применение нового знания)

Творческое задание

Итог


Домашнее задание


Ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке, желаю вам удачи!
Давайте вспомним, какие составные части образуют литосферу?
Из чего состоит земная кора и можно ли её считать неподвижной?

Почему двигаются литосферные плиты?

Каково внутренние строение Земли?


Какие процессы создают магнитное поле Земли?


Каково значение магнитного поля Земли?

Наша планета - это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? Из чего она состоит


Как по-другому можно назвать камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы?


Перед вами на экране слова, называющие различные вещества и тела. Выберите из них слова, обозначающие горные породы.

Почему так получилось? (Мы не знаем что такое горные породы)
Побуждение к формулированию проблемы.

Какой вопрос у вас возникает? (Что такое горные породы?)
Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что предложенные вещества и тела отличаются и по внешнему виду?

Как вы думаете почему?

Наверное, это связано с происхождением горных пород.
Как вы думаете, какая будет проблема нашего урока?


Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

На какие вопросы нам надо ответить, чтобы решить данную проблему?

( Диалог, побуждающий детей к составлению плана.)
Фиксирую на доске план работы на уроке:

  1. Определение

  2. Чем отличаются горные породы от минералов.

  3. Причина разнообразия горных пород.

  4. Свойства горных пород

  5. Использование.

А теперь обратимся к учебнику и прочитаем тему нашего урока.





И так, тема урока и план работы определены. Рассмотрим пункт1. Сейчас компьютер разделит слова на две группы: горные и не горные породы.

Горные породы



Гранит песок
Каменный уголь глина

Известняк

Каменная соль

Не горные породы

Кирпич

Стекло

Бетон

пластмасса

Какие у вас есть гипотезы о том, что такое горные породы?


Попросим компьютер убрать слова « не горные породы» и оставить только « горные породы»
Сравните слова двух столбиков. Чем они отличаются? Что у них общего?

Какой вывод вы можете сделать?

Что называют горными породами?

Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы?

А наука?

Изучая горные породы, мы побываем с вами в царстве камня.

Красивый, крепкий и могучий

Твердый, прочный, не сыпучий.

Известен людям он давно.

Узнаем мы его легко.
Рассмотрим самую распространенную горную породу гранит.
Как мы видим, состоит горная порода гранит из трех минералов: кварца, слюды и полевого шпата.

Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым? Какие зерна вы видите?

Черные – это слюда, белые, блестящие – кварц, серые и красные - полевой шпат. Это составные части гранита, называют минералами.

Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество.

И так ребята чем же минералы отличаются от горных пород?
На экране появляется алмаз, и самородное золото. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных человека. Они рождаются, живут и умирают, как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки тоже минералы, хотя трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему у них разные свойства? Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения.

На столах есть образцы горных пород и минералов. Вопрос учащимся: Чем они отличаются друг от друга? Какие они?

Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Учащиеся высказывают свои предположения.
Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.

По происхождению их делят на три группы: магматические, осадочные ,метаморфические.
Отправляясь в путешествие мы обязательно знакомимся с достопримечательностями того места куда отправляемся. Коль мы в «царстве камней» то каждой группе я подготовила памятку с характеристикой происхождения горных пород. Ознакомьтесь с ней и старший по группе, потом отчитается.

Также работаем с учебниками. Стр. 57-59.
1 гр. Магматические

2 гр. осадочные

3 гр. метаморфические

Теперь вы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах и охарактеризуйте их по плану:

1.Название

2.Цвет

3.Структурв

4. Твердость

5.Вес

6.Происхождение

Самоконтроль по ключу ученики сверяют свои ответы с данными таблицы, которая помещена на слайде и фиксируют количество неверных ответов.

Как вы думаете, как используются данные горные породы в хозяйственной деятельности людей.


«Человечек из горной породы» Представьте, что горная порода (гранит, известняк, торф) вдруг превратилась в человечка, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные вами при ее изучение.

Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня.
Какова была проблема нашего урока?
Проблема урока: Как произошли, различные горные породы и как это повлияло на их разнообразие и свойства.
Удалось ли нам решить эту проблему?

Да мы выяснили, как произошли горные породы и как это влияет на их разнообразия и свойства.
Легко ли тебе было решить эту проблему?

Какое задание для тебя было самым интересным, простым? А какое самым трудным?

Параграф №11 задание в рабочей тетради.



Литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.


Земная кора состоит из литосферных плит, которые находятся в постоянном движении.

Мантия в недрах Земли находится в расплавленном виде, эти потоки расплавленного вещества двигают литосферные плиты.


Ядро, мантия, земная кора.


Осевое вращение планеты Земля и движение расплавленного вещества земных недр вызывали образование электрических токов, которое создают магнитное поле Земли.

Благодаря этому Земля имеет 2магнитных полюса, на которые указывает магнитная стрелка Земли.

Литосфера.

Из камней и почвы.

Горные породы.


Разные мнения (возникает проблемная ситуация)

Проблема урока: Как произошли различные горные породы, и как это повлияло на их разнообразие и свойства.

Минералы и горные породы.

Горные породы созданы природой.

Одни твердые, друг. Рыхлые. И те и другие залегают в Земле.

Это рыхлые и плотные массы, слагающие земную кору.

Геология
Геологи

Гранит

У минералов определенный химический состав. Они всегда однородны, другими словами, все части минерала одинаковы. Этим они отличаются от горных пород, включающих несколько минералов.

Дети рассматривают образцы и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, твердость, прозрачность.


Слайд №1. Горы.

Слайд №2



каменная соль

корунд

стекло

бетон

каменный уголь

пластмасса

алмаз

известняк

кирпич

песок

кварц

графит

гранит


Слайд №3.

План действий:

  1. Определение

  2. Чем отличаются горные породы от минералов.

  3. Причина разнообразия горных пород.

  4. Свойства горных пород

  5. Использование.


Слайд№4.

Минералы и горные породы

Горные породы

Горные породы

Гранит песок
Каменный уголь глина

Известняк

Каменная соль

Не горные породы

Кирпич

Стекло

Бетон

пластмасса

Слад Гранит



Магматические горные породы

Магматические породы рождаются в пламени. Их прародительница - раскалённая магма, которая находится в глубинах нашей планеты. Что же такое магма? Это расплав огромного количества различных веществ. Основные магматические очаги находятся в верхней мантии, на глубине около 60 км, что было установлено исследователями на полуострове Камчатка. Ученые предполагают, что в земной коре возникают трещины, достигающие мантии, из-за резкого уменьшения давления вещество мантии становиться жидким и по трещинам проникает к поверхности Земли. Поднимаясь к поверхности, магма медленно остывает и может затвердеть на глубине.

Так образуются глубинные магматические породы, например, гранит.

Магму, излившуюся на поверхность Земли, называют лавой. При ее застывании на поверхности образуются излившиеся магматические породы, например базальт.

Магматические горные породы

глубинные

излившиеся

Осадочные горные породы.

Породы, оказавшиеся на земной поверхности, начинают обжигать лучи солнца, пронизывают холодные ветры, сковывают льды; в них внедряются микробы, корни растений, вода, газы и т.п. Тогда горные породы превращаются в осадочные. При разрушение пород на поверхности Земли образуется обломочный материал. Реки, ветер, ледники переносят его в океаны, моря, озера, болота, понижения. Часть этих веществ выпадает в виде осадка, часть усваиваивается организмами и идет на образование известковых скелетов и панцирей. Поэтому среди осадочных пород выделяют 2 группы.

Осадочные породы

Неорганические Органические


Обломочные Химические


Из неорганических осадочных горных пород особенно распространены обломочные, такие как Щебень, галька, гравий и др.

Из растворимых в воде веществ образуют неорганические химические горные породы. Это различные соли, гипс, и др.



Метаморфические горные породы
Метаморфические породы получили название от греческого слова metamorphosis — превращение. Действительно, температура и давление превращают осадочные и магматические породы, которые сформировались в глубоких недрах Земли или явились продуктом разрушения их, в совсем другие, сходные по составу, но различные по свойствам и внешнему виду. Возникновение метаморфических пород связано с изменением условий залегания. Например, податливый и мягкий известняк превращается в прочный и пластичный мрамор — излюбленный материал скульпторов и архитекторов.



Кварцит. Кварциты образуются в результате метаморфизма кремнистых песчаников, когда цементирующее кремнистое вещество переходит в кварц и сливается с кварцевыми зернами песка. Цвет кварцитов обусловлен примесями. Наиболее распространены белые, серые, желтоватые и красные кварциты. Кварциты характеризуются самой высокой прочностью и твердостью среди всех горных пород. Несмотря на трудности добычи и обработки, кварциты широко употребляется в строительстве в качестве штучного камня, для изготовления щебня и других целей. Многие сорта кварцитов используются для облицовки зданий и для декоративных деталей. Сливные кварциты широко применяются для изготовления специального вида огнеупорного кирпича, известного под наименованием динаса.