Миграция христиан сирии и ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX первой половине ХХ в - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Миграция христиан сирии и ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй - страница №1/1




На правах рукописи

САРАБЬЕВ Алексей Викторович

МИГРАЦИЯ ХРИСТИАН СИРИИ И ЛИВАНА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СДВИГИ В РЕГИОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.

Специальность 07.00.03 – Всеобщая история

(Новое и новейшее время)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


МОСКВА 2008

Работа выполнена в Центре арабских исследований Института востоковедения Российской Академии наук





Научный руководитель:

кандидат экономических наук А.О.Филоник


Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Г.Г. Косач, РГГУ
кандидат исторических наук, доцент Т.И. Гасанбекова, МГЛУ


Ведущая организация:

Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова

Защита состоится «____» _____________ 2008 г. в 11.00 на заседании диссертационного совета Д 002.042.04 при Институте востоковедения РАН по адресу: 107996, г. Москва, ул. Рождественка, д.12
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения РАН (Москва, ул. Рождественка, д.12)
Автореферат разослан «____» ______________ 2008 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук



Шарипова Р.М.


© Институт востоковедения РАН, 2008

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что миграционные процессы в ближневосточном регионе продолжаются в наши дни, находясь в определенной зависимости от обострений общественно-политической ситуации. В свою очередь, тенденции изменений в социальной и политической сферах, порожденные миграциями сирийцев и ливанцев в XIX и первой половине ХХ в., получают свое развитие и в настоящее время.

Внимание мировой общественности вновь приковано к ближневосточному региону. Современные события – политический кризис в Ливане, наступивший после войны 2006 г., проблемы межконфессиональных отношений, вопросы многостороннего участия Сирии в региональных политических процессах – вызывают интерес к научному анализу явлений, повлиявших на формирование общественно-политической ситуации в этих странах уже во второй половине ХХ в.

Признавая важность учета поликонфессионального устройства сирийского и ливанского обществ при подходе к изучению современных процессов на Ближнем Востоке, следует обратить особое внимание на такой важный фактор развития региона, как миграционные процессы, носившие в рассматриваемый период массовый характер и в высокой степени затронувшие христианские общины бывших сирийских территорий.

Степень разработанности проблемы. Ввиду повышенного внимания востоковедного сообщества к проблемам межконфессиональных отношений на Ближнем Востоке, существуют многочисленные исследования, посвященные различным аспектам истории христианских конфессий этого региона. Из работ на русском языке XIX в., написанных на основании дипломатических документов и личных наблюдений авторов, можно назвать книги таких авторов, как К.М. Базили, А.Е. Крымский, К.Д. Петкович. Они дают представление об общественном положении христианских общин Сирии и Горного Ливана, содержат данные о конфессиональном составе населения региона и о деятельности среди сиро-ливанских христиан зарубежных миссий. Ценные сведения о пастве православной Церкви Антиохийского патриархата, а также сведения о развитии образования в Сирии имеются в работе 1914 г. И.И. Соколова и в Сообщениях Императорского православного палестинского общества.

В работах по новой и новейшей истории арабских стран советскими учеными В.Б. Луцким и Л.Н. Котловым также затрагивалось положение христианских общин в связи с общественно-политическими процессами в регионе. Основной задачей названных ученых было показать развитие национально-освободительного движения в арабских странах, поэтому их внимание было сосредоточено преимущественно на факторах и следствиях народных восстаний в локальном и региональном масштабах, на деятельности патриотических арабских организаций, а также на участии различных социальных слоев и религиозных общин в борьбе за независимость. Проблемы ближневосточных конфессий (например, борьба за «арабизацию» иерархов Антиохийского патриархата в конце XIX в.) также рассматривались под этим углом зрения.

Весомый вклад в изучение межконфессиональных отношений в Ливане внесла книга И.М. Смилянской, посвященная маронитско-друзским столкновениям в 40-50-х годах XIX в. Работа содержит подробный анализ экономической, общественной и политической ситуации в Ливане в первой половине XIX в., детально описывает ход событий и дает целостную картину жизни христианских общин в этот период. Весьма ценной для выявления социально-экономических и политических причин христианской миграции является также другая работа названного автора, очень подробно описывающая социально-экономическую структуру сирийского общества XVIII-XIX вв.

Отечественная востоковедная школа всегда придавала большое значение периоду реформ в арабских вилайетах Османской империи в XIX в., которые повлияли на гармонизацию общественных, в том числе межконфессиональных, отношений и сделали возможным такой исторический феномен, как «арабское Возрождение», становление национальной сиро-ливанской интеллектуальной элиты, развитие арабской общественной мысли. Различными аспектами указанной проблемы занимаются такие отечественные ученые, как Е.И. Зеленев, Н.А. Дулина, Д.Р. Жантиев и др.

Истории отдельных христианских конфессий посвящен ряд работ современных исследователей. Работы, затрагивающие историю православных ближневосточных общин написаны К.А. Панченко, Н.Н. Лисовым и др. По истории маронитов на русском языке есть небольшие работы Н.М. Горбуновой, А. Булекова и М.А. Родионова; подробные сведения по истории несторианской общины содержатся в работах Л.М. Саргизова и Н. Селезнева.

В целом ряде работ российских ученых был произведен анализ политических процессов и общественно-политической мысли периода французского мандата и первых лет после достижения Сирией и Ливаном независимости. Анализу идейных течений в арабских странах, развивавшихся не без участия сиро-ливанских эмигрантов и отражавшихся на межрелигиозных отношениях, посвящены работы З.И. Левина. Цивилизационный подход при анализе общественно-политических процессов в арабских странах реализует в своих работах Л.И. Медведко. Политическое развитие многоконфессиональной Сирии в середине ХХ в. отражено в книгах историков Э.П. Пир-Будаговой, Б.Г. Сейраняна и др.

Ценные материалы, касающиеся участия ближневосточных христиан в политической жизни региона содержатся в работе Г.Г. Косача, посвященной развитию профсоюзного и коммунистического движений на Ближнем Востоке. Экономика Сирии и Ливана новейшего периода анализировалась в работах В.А. Исаева, А.О. Филоника, В.И. Дятлова и др.

Проблема эмиграции сирийцев и ливанцев всегда учитывалась в работах отечественных ученых по новейшей истории арабских стран. Однако из специальных исследований, где бы ставилась цель проанализировать аспекты миграционного движения в Сирии и Ливане, на русском языке можно назвать лишь работы М.А. Родионова и диссертацию Х.А. Слеймана. Уже более четверти века в российской науке нет работ по указанной теме.

Над проблемой внешней и внутренней миграций активно работали и работают ученые Ливана и Сирии. Специальная работа, посвященная эмиграции сирийцев и ливанцев в Египет написана ливанским историком М. Дагером. Кроме того, автор посвятил несколько книг историческому анализу проблемы межконфессиональных отношений в ливанском обществе и социальному развитию Ливана.

Подробнейшее исследование по миграции сирийцев-яковитов было предпринято ливанской ученой-историком Р. Джабер-Муаввад.

Новая книга также ливанского ученого Дж.Н. аль-Акля по эмиграции ливанцев охватывает период с 1860 по 2000 гг. Автор является директором департамента по делам эмигрантов и миграции МИДа Ливана, и в своей работе приводит богатый фактический материал и статистические данные.

Проблему сиро-ливанской миграции разрабатывает сирийский историк М. аль-Аллиюви. Его работа, охватывающая период с 1832 по 1916 гг., содержит анализ по эмиграции и иммиграции населения Сирии и Ливана, а также приводятся некоторые сведения по внутренней миграции на территории «Великой Сирии». Работа интересна еще и тем, что в ней прослеживается миграция различных национальных и религиозных групп по-отдельности. Например, большое внимание уделено миграции на территории Сирии армянских христиан.

Вопросы, связанные с эмиграцией и начальным этапом создания сиро-ливанских диаспор во многих странах мира освещались в книге ливанского ученого Н. Харфуша. Специальное исследование (на арабском и португальском языках), посвященное ливанской эмиграции в Бразилию было предпринято ученым ливанского происхождения Р. Хатлабом.

Весьма ценным для настоящего исследования представляется деловой справочник, изданный на арабском (и частично на английском) языках в 1907 г. в Вашингтоне (составитель – Н. Абдо), призванный дать потенциальным арабским иммигрантам исчерпывающую информацию о текущей коммерческой и предпринимательской деятельности арабских диаспор в странах Северной и Южной Америк.

На арабском языке имеется также работа 1924 г. ливано-американского историка Ф. Хитти об арабской эмиграции в США и о положении сиро-ливанских диаспор, которая содержит ценные исторические факты по исследуемой проблеме.

Среди многочисленных работ арабских ученых по истории Сирии и Ливана следует выделить те, которые дают возможность выявить факторы миграционных процессов, а также следствия сиро-ливанской миграции. Это известные книги таких ученых, как Ю. аль-Хаким, К. Салиби, Н. аль-Кайяли, В. Каусарани, А. Ханна, Н. Зияде и др. Подробный анализ политической истории Ливана мандатного периода содержится в книге ливанского историка А.А. Шаиба. Можно привести также работы по истории и историографии Ливана османского и мандатного периодов ливанского ученого И.К. Халифы.

Без сомнения, проблема миграции сирийцев и ливанцев нашла свое отражение в работах западных ученых и арабских историков, пишущих на европейских языках. Так, при Университете св. Иосифа в Бейруте Э. Сафой еще в 1960 г. была подготовлена книга, содержащая всесторонний анализ миграции ливанцев.

Проблемой ближневосточных диаспор в США занималась американская исследовательница Б. Асуад, объединившая для работы над темой целый коллектив ученых, среди которых, например, Ф.М. Кайяль, изучавший проблему религиозной самоидентификации сиро-ливанских иммигрантов в США и их ассимиляции. Сходные проблемы, только в отношении сиро-ливанской диаспоры Ворчестера, ставил в своей работе Н.Е. Салиба. Автор, кроме прочего, приводит уникальные данные по эмиграции сирийцев и ливанцев различных конфессий во многие страны мира.

Детальное исследование становления ближневосточных диаспор США содержится в работе американского историка А. Наффа. Многочисленные воспоминания арабских иммигрантов в США приведены в книге Э. Бушады, посвященной этапу формирования арабских диаспор в США.

По проблеме арабской эмиграции в страны Латинской Америки существует специальный выпуск сборника «Immigrants and Minorities», куда вошли работы ученых Т. Велкампа, И. Клиха, Дж. Лессера и др. по экономической и социальной адаптации арабских и еврейских иммигрантов в отдельно взятых латиноамериканских государствах.

Эмиграции в Бразилию, в том числе арабских христиан, посвящена работа Ф. Бастоса-де-Авилы. Также на французском языке существуют работы Е. Бьонди-Ассали, посвященные сиро-ливанской эмиграции в Аргентину.

Объемное англоязычное издание под редакцией А. Хаурани и Н. Шехади включает исследования ряда авторов по ливанской эмиграции и сиро-ливанским диаспорам по всему миру.

В тесной связи с социальными процессами в Ливане стоит проблема эмиграции в работе Ф.А. Хатера. В книге рассматриваются вопросы социальной структуры, отношения полов и экономические проблемы в связи с ливанской эмиграцией с 1870 по 1920 гг.

Небольшая работа голландского ученого Г. Тойле дает обзор хода сиро-ливанской эмиграции и современного состояния ближневосточных конфессиональных общин в Европе.

Отдельные работы касаются мигрантов какой-либо определенной конфессии. В качестве примера можно привести книгу Б. Лабаки по положению маронитской диаспоры в США.

Что касается общих работ по истории ближневосточного христианства и положению в мусульманских государствах, то некоторые из них дают богатый материал для того, чтобы проследить развитие причин, побуждавших сирийских христиан выезжать за рубеж. Среди общих работ можно выделить книги таких авторов, как Д. Эттвотер, А. Хаурани, А. Атийя, П. Рондо, Дж.П. Спаньоло, Дж. Хаддад, Р. Хаддад, Е. Абушдид.

Большое внимание экономическим процессам в изучении развития сирийского социума уделяли такие авторы, как Ж. Велерс, Ш. Иссауи, Г. Менасса. В книгах названных авторов содержатся данные, позволяющие сделать некоторые заключения относительно взаимовлияния экономического развития и сиро-ливанской миграции.

Вопросы, связанные с историей отдельных христианских ближневосточных конфессий также разрабатывались европейскими исследователями. Например, французский ученый Ж. Хаджжар посвятил несколько книг развитию католических и униатских ближневосточных общин, а Д. Хопвуд в своей работе, посвященной влиянию России на христиан Ближнего Востока, обстоятельно излагает различные аспекты церковной и общественной жизни сирийской и палестинской православных общин.

Наконец, существует целый ряд работ, которые интересны тем, что были написаны в рассматриваемый период, и которые содержат оценки (правда, зачастую субъективные) политического и экономического развития Сирии и Ливана в первой половине ХХ в. Это книги таких авторы, писавших на французском языке, как А. Ламменс, Ж. Самнэ, Э. Раббат, Р. О’Зу, П. Ля Мазьер, Р. Боплан, Б. Абуссуан и др.

Итак, проблема миграции сиро-ливанских христиан, ее причин и влияния на жизнь сирийского и ливанского обществ рассматривалась в мировой исторической науке только в отдельных ее аспектах. Хотя некоторые работы содержат подробнейший анализ некоторых сторон проблемы, полной работы, охватывающей в целом проблему миграции сиро-ливанских христиан в указанный период, не существует не только на русском, но и на других языках.

Следует добавить, что в настоящей работе использованы многие опубликованные документы, тематические отчеты английского и французского МИДов за некоторые годы, ежегодные отчеты МИД Франции в Лигу Наций в мандатный период, а также неопубликованные документы из Архива внешней политики Российской империи. В работе также вводятся в научный оборот работы начала века, содержащие данные по численности сиро-ливанских диаспор в разных странах.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор проанализировал и обобщил различные аспекты проблемы миграции христиан в указанный период, которые либо рассматривались прежде по-отдельности, либо в связи с другими проблемами (социальные и политические проблемы, повлиявшие на развитие миграционных процессов, влияние диаспор на экономическую жизнь родных стран и стран проживания, идейный вклад в общественную мысль и попытки влияния на политическую ситуацию на родине эмигрантских кругов); выявить взаимосвязь количественных показателей, характера и направления миграции на протяжении XIX - первой половины ХХ в. с общественно-политическими процессами, выступавшими, с одной стороны, в качестве факторов миграции, а с другой, как явлений, в определенной мере порожденных ею.

Комплексный анализ миграционных процессов в связи с изучением их факторов, с одной стороны, и их влияния на формирование общественных отношений и политических процессов в регионе, с другой, раньше не производился. В отечественной и зарубежной науке отдельно рассматривались экономические процессы и положение христианских общин, участие христиан в национально-освободительной борьбе арабов против османского господства, существует множество работ, освещающих ход политических процессов становления сирийской и ливанской государственности и пути к достижению независимости этих стран. Изучались отдельно некоторые исторические события, связанные с национально-освободительной борьбой сирийцев и ливанцев в османский, младотурецкий, мандатный периоды. Безусловно, и в России и за рубежом большое внимание уделялось проблемам эмиграции сирийцев и ливанцев в различные периоды, а также иммиграции и внутренним миграционным процессам на сирийских и ливанских территориях. В данной работе сделана попытка осуществить комплексный подход к проблеме миграции христиан в тесной связи с бурно меняющимися политическими и социальными процессами.



Цель и задачи диссертационного исследования. Целью представленной работы является анализ развития сиро-ливанской миграции в указанный период и ее взаимосвязи с политическими и социальными процессами, протекавшими в регионе.

В задачи исследования входят: рассмотрение динамики изменения статуса ближневосточных христиан в течение XIX в., их материального, общественного и культурного уровня к началу массовой миграции во второй половине XIX в.; всестороннее изучение миграционных процессов среди сиро-ливанских христиан – выявление их причин, закономерности изменений факторов миграции, анализ хода эмиграции, иммиграции и внутренних миграционных процессов; комплексный анализ политических и социальных изменений как в сирийском и ливанском социумах, так и внутри самих христианских общин, вызванные миграционными процессами, а также связанные с этим вопросы межконфессиональных взаимоотношений.



Объектом диссертационного исследования являлись доступные данные по миграции христиан Сирии и Ливана, отраженные в официальных документах организаций и ведомств, отчетах, статистических сборниках, письмах исторических деятелей, путевых заметках, статьях и книгах современников и участников описываемых событий. Прямых документальных данных по теме исследования доступно весьма немного ввиду их закрытости, особенно непосредственно в Сирии и Ливане. Однако имеющиеся данные вполне позволяют раскрыть ход миграционного процесса и сделать определенные научные обобщения и выводы. На основании собранных сведений автор анализировал исторические факты по миграции и их взаимосвязь с историческими процессами в указанный период.

Методологическая основа исследования построена на разработках современных отечественных востоковедов, ведущих свои исследования с учетом комплексного подхода к анализу того или иного региона. За основу взят конкретно-исторический метод исследования общественно-политических процессов, широко представленный в работах российских историков, а также элементы цивилизационного подхода, применяемого в современной отечественной исторической науке.

В работе анализируется миграционный процесс, который в современной науке может рассматриваться с различных позиций. Так, существует юридический подход, когда в центре внимания находится правовой статус разных категорий мигрантов и проблема правового регулирования миграционного процесса; социологический подход уделяет основное внимание проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни; демографический подход рассматривает миграцию с точки зрения воспроизводства и демографического роста человеческих популяций, а различные виды миграции являются составляющими демографических изменений среди прочих показателей; экономический подход не выделяет миграцию из контекста локальных, региональных и мировых экономических процессов. Исторический подход позволяет анализировать историю миграционных движений того или иного региона на основе исторических исследований, описывающих миграцию в контексте демографических изменений.

Применяемый в работе комплексный конкретно-исторический метод позволяет охватить историческую проблему целиком. На основе комплексного анализа процесса миграции и сопровождавших его экономических и общественно-политических процессов в указанный период создается развернутая картина причин сиро-ливанской миграции, процессов, ее сопровождавших, и следствий в экономической, социальной и политической сферах. При этом учитываются многие показатели, свойственные всем указанным выше подходам.

Различные виды миграции классифицируются в работе по нескольким признакам. По территориальному признаку выделяются внешняя (связанная с пересечением границ государства) и внутренняя (перемещение масс населения внутри страны) миграции. Внешняя включает в себя эмиграцию (переселение физических лиц в другую страну), иммиграцию (переселение на территорию данного государства) и ремиграцию (повторное переселение, включая возвращение, связанное с пересечением границ). По временному признаку выделяются безвозвратная (или, постоянная) и временная (долгосрочная, сезонная, маятниковая, транзитная) миграции. В работе миграции иногда характеризуются по признаку доминирующего фактора: экономическая (или, трудовая), социальная, политическая. Поскольку в диссертации анализируется миграция только христиан Сирии и Ливана, последние два вида тесно увязываются с социальным статусом христианских общин, с межконфессиональными отношениями, а также с вопросом политического участия сиро-ливанских христиан в жизни своих стран.



Апробирование результатов диссертационного исследования. Многие положения работы обсуждались в рамках круга специалистов Центра арабских исследований. Материалы и основные выводы диссертационного исследования были изложены в докладах на конференциях (в том числе, международной), а также в виде статей в научных сборниках и журналах.

Значимость и область применения результатов диссертационной работы заключаются в возможности применения полученных выводов при научном анализе исторических явлений в новой и новейшей истории. Фактические данные, изложен­ные в работе, могут быть использованы при подготовке учебных курсов по истории и этнографии арабских стран, по социальной истории Ближнего Востока, новой и новейшей истории христианских конфессий и др.

Значимость работы заключается также в некоторых собственных методологических наработках, которые применимы и к анализу других явлений и процессов, происходивших на Ближнем Востоке.

Проведенный исторический анализ проблемы миграции может способствовать корректировке современных подходов к решению актуальных проблем общественного характера в странах арабского Востока.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения; в конце работы приводятся список использованной литературы и приложения. В работе содержится 33 таблицы; приложение содержит графики, диаграммы, а также копии исторических документов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается выбор темы диссертации с точки зрения ее актуальности, дается анализ разработанности проблемы в мировой исторической науке. Приведен краткий обзор литературы по теме на русском, арабском, английском и французском языках. Сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, а также возможная область применения результатов работы.
Первая глава «Сирийские и ливанские христиане: ретроспективный анализ общественно-политического развития» посвящена анализу изменений социального статуса ближневосточных христиан в XIX в., их участию во всех процессах османского общества, а также взаимоотношений христианских и мусульманских арабских общин.

В первом параграфе «Христианские конфессии на сирийских территориях Османской империи к середине XIX в.» кратко описаны христианские общины Сирии и Ливана, их основные различия. Приведен краткий обзор исторического развития ближневосточных христианских конфессий.

Второй параграф «Возрождение ближневосточных христианских общин» содержит анализ общественно-политического развития христиан сирийских областей Османской империи. Рассматриваются вопросы административных реформ периода египетской оккупации Сирии, а затем и реформы Танзимата, затронувшие положение христиан империи, а также элементы религиозной политики османских султанов, узаконивших положение христиан как полноценных членов османского общества. Анализируются проблемы межконфессиональных столкновений, имевших место в Горном Ливане и по всей Сирии в 40-х – 60 гг. XIX в. Как сами вооруженные мусульманско-христианские столкновения, так и некоторые их следствия, могут рассматриваться как факторы последовавшей массовой эмиграции христиан.

Большое внимание уделено научной, культурной и просветительской деятельности представителей христианских общин Сирии. Освещается деятельность арабских христиан в научно-просветительских обществах, сыгравших большую роль в период Арабского возрождения. Подчеркивается, что указанная деятельность в большой степени повлияла впоследствии на общественно-политическую активность арабов.

Третий параграф «Участие сиро-ливанских христиан в общественно-политических процессах в Османской империи конца XIX – нач. XX вв.» раскрывает вопросы деятельности арабских вообще и христианских, в частности, политических лидеров в работе общественно-политических обществ и партий Османской империи.

Деятельность арабских активистов освещается 1) в рамках сотрудничества арабских и младотурецких лидеров, в частности, в составе таких организаций, как «Иттихад ве теракки», «Хюрриет ве иттиляф» и др., 2) в работе тайных или полулегальных арабских патриотических организаций, таких как «Младоарабское общество», «Османская партия административной децентрализации», «Литературный клуб».

Отдельно рассмотрено такое направление в арабской общественно-политической мысли в первые десятилетия ХХ в., как ливанский партикуляризм. Дана оценка деятельности организаций, стоявших на позициях партикуляризма: «Ливанское общество возрождения», «Лига реформ», «Общества Кедра», а также партии ливанских эмигрантов в Египте «Ливанский союз».

Были проанализированы взаимоотношения сиро-ливанских христиан разных конфессий, имевшие место межконфессиональные трения, а также положение самих общин.

В начале ХХ в., с одной стороны, ярко проявилась политическая активность арабов, в том числе христиан, в форме их участия в различных общественно-политических организациях и движениях. С другой стороны, ясно обозначились противоречия не только в позициях арабских деятелей и турецких реформаторов, но и различия в подходах в среде арабских мыслителей и политических активистов – одних, настроенных на союз с могущественными христианскими державами, других – сторонников ограничения западного влияния. Эти противоречия, вкупе с фактами насилия над христианами со стороны властей и межконфессиональными конфликтами, негативно сказались на положении сирийских и ливанских христианских общин и явились дополнительным – политическим – фактором бурно протекающего в начале ХХ в. эмиграционного процесса среди сирийцев и ливанцев.
Вторая глава «Причины и ход миграции христианского населения в Сирии и Ливане во второй половине XIX в. и до введения французского мандата». В первом параграфе «Факторы миграционных процессов второй половины XIX в.» выявлены движущие силы начального этапа эмиграционного движения среди сирийцев и ливанцев.

Выделяются три основных составляющих миграционного процесса: эмиграция – отъезд с территории постоянного проживания за пределы страны; иммиграция – въезд на территорию рассматриваемого государства. Оба названных понятия входят в общее понятие внешней миграции. В рамках последнего выделяют различные виды в зависимости от рода причины (политическая, экономическая), временных характеристик (временная, сезонная, долгосрочная, постоянная) и т.п. виды, связанные с пересечением государственных границ. Внутренняя миграция связана с перемещением по территории одного государства. Причины внутренней миграции также весьма разнообразны, в зависимости от которых можно выделить различные ее виды.

Блок экономических факторов миграции сирийцев и ливанцев включает в себя низкий уровень развития промышленного и сельскохозяйственного производства, товарно-денежных отношений, неупорядоченность налогообложения и проблемы в развития кредитно-банковской системы в Османской империи в середине XIX в.

В комплекс социально-политических факторов, обусловивших начальный этап массовой эмиграции из Сирии в 60-х гг., помимо конфессиональных противоречий входят две основные составляющие. Первая из них напрямую связана с распространением европейского влияния среди сиро-ливанских христиан. Опасения османов, вызванные усилением влияния западных держав на территориях арабских вилайетов, выливались в многочисленные политико-экономические ограничения, призванные ослабить европейское проникновение и центробежные тенденции в сирийских провинциях и Горном Ливане, а также усилить там османскую административную власть. Эту же цель – усиление централизации власти Порты – преследовали и меры по ограничению власти лидеров местных кланов в Сирии и Горном Ливане, политической роли местной знати. В обоих случаях ужесточение политики центральной власти негативно сказывалось на положении христианских общин. Впоследствии, в период правления султана Абдул-Хамида II, в указанный комплекс факторов миграции вошли и преследование за общественную деятельность, и политика Порты в национальном вопросе (паносманизм), и ориентация на исламский характер государства (доктрина панисламизма).

С образованием Ливанской мутасаррифии усилилась, с одной стороны, иммиграция в Ливан сирийских христиан, а с другой - временная и постоянная миграция населения Горного Ливана в прибрежные города. Эмиграционное движение шло через портовые города Бейрут, Триполи и другие, которые и оказывались «перевалочными пунктами» для эмигрантов изо всех районов Сирии, а также для беженцев из Малой Азии. Именно портовые города, а не собственно Ливанская мутасаррифия, были миграционными центрами сосредоточения потенциальных эмигрантов.

Параграф второй «Ход сиро-ливанской эмиграции во второй половине XIX в. и до мандатного периода» освещает как численность, так и направление эмиграции. Показаны особенности эмиграции в отношении отдельных стран назначения и динамика изменения миграционного потока.

Приведены данные о миграции сирийцев к середине XIX в., о начальном этапе массовой эмиграции в 60-х гг. Отмечен характер, направления и динамика развития эмиграции из Сирии и Горного Ливана.

Сведения по эмиграции в основные страны назначения увязываются с данными по численности и составу населения сирийских областей и крупных городов с наибольшим процентом христианского населения.

Массовая миграция сиро-ливанских христиан отмечалась в последней четверти XIX – первые десятилетия ХХ вв. Приведены ежегодные показатели эмиграции и иммиграции; отдельно освещен ход эмиграции по некоторым странам назначения (Бразилия, Аргентина, США, Канада, Австралия, Египет).

С целью соблюдения хронологического принципа, представилось целесообразным осветить в данном параграфе трансформацию факторов эмиграции, связанную с изменениями в общественно-политической ситуации в последней четверти XIX в. – первые десятилетия ХХ в., а также с началом Первой мировой войны. Наряду с вышеперечисленными факторами, в результате политики панисламизма султана Абдул-Хамида II с 1878 г. наблюдалось давление на христиан Османской империи. Новым в комплексе социо-экономических факторов эмиграции явилось и то, что и Ливанская мутасаррифия, и прибрежные города превратились в объект конкурентной борьбы европейских дипломатий. Западное влияние в этом регионе значительно усилилось, что облегчало культурную и хозяйственную интеграцию эмигрантов в странах назначения.

Благоприятные материальные условия и экономический успех эмигрантов в американских странах побуждал их родственников и знакомых на родине пытаться пойти тем же путем.

На эмиграцию сирийцев и ливанцев на Американский континент влияла широкая рекламная деятельность пароходных компаний, получавших немалый доход от перевозок ближневосточных эмигрантов. В эмигрантах из Ближнего Востока были заинтересованы и «политтехнологи» некоторых американских партий, пользовавшиеся незнанием эмигрантами местных политических реалий и легкостью приобретения их голосов во время избирательных кампаний. Наконец, эмиграции в Америку содействовала также поддержка на самом высоком уровне – например, визиты императора Бразилии Педро II в 1876 г. в Сирию, Горный Ливан и Палестину, где он высказывал заинтересованность в ближневосточных переселенцах.

В отношении Горного Ливана к концу ХХ в. еще резче обозначилась проблема перенаселенности автономии ввиду постоянного притока жителей Сирии. По этой причине на начало ХХ в. зафиксирован показатель 5-6 тыс. чел., ежегодно покидавших Ливан.

В 1909 г. был отменен запрет на службу в армии христиан Сирии, однако ливанские христиане до самой войны были отстранены от этой обязанности. С началом войны была объявлена уже всеобщая мобилизация, но христиане Сирии и особенно Горного Ливана избегали служить в регулярной османской армии, чтобы не выступать тем самым против своих традиционных европейских покровителей. С началом Первой мировой войны усилилась подозрительность османов ко всем христианским общинам империи, что отразилось в жестких мерах турок против христиан в ходе военных действий в Сирии и Горном Ливане.

Несмотря на перечисленные факторы, эмиграция в период войны практически отсутствовала по причине трудности отъезда за рубеж. С прежней силой миграция возобновилась только в 20-е гг. ХХ в.

Третий параграф «Внутренняя миграция и иммиграция христиан на сирийских территориях до мандатного периода» содержит анализ таких явлений, как внутренняя миграция сирийских христиан и иммиграция преимущественно малоазийских христиан (армян, сирийцев-монофизитов, ассиро-халдеев и несториан) в Сирию.

Выявлены причины и ход иммиграции и перемещения беженцев и иммигрантов по территории Сирии. Проанализировано воздействие массового притока беженцев в результате депортаций 1915-1916 гг. в экономической и социальной областях. Среди нежелательных экономических эффектов внезапного притока беженцев отмечены безработица, повышение цен и арендных плат в некоторых городах и районах, растущая инфляция. Рассмотрен блок социальных проблем, вызванных иммиграцией и расселением лагерей беженцев, а также меры по их решению.
Третья глава «Миграционные процессы в Сирии и Ливане в 20-40-е гг. и их следствия» посвящена анализу хода внешней и внутренней миграций в Сирии и Ливане и их связи с социально-политической ситуацией в регионе.

В первом параграфе «Эмиграция» представлены данные о ходе эмиграции из подмандатных сирийских государств и Ливана.

В начале 20-х гг. уровень эмиграции достигал довоенного. Некоторое ослабление миграционного процесса, наблюдавшееся со второй половины 20-х годов, стояло в прямой зависимости от ряда факторов. Отмечалась нормализация социальных отношений, становление местных политических систем; принимались меры по обеспечению безопасности жизни и имущества граждан на подмандатных территориях в комплексе с активным восстановлением разрушенной хозяйственной жизни Сирии и Ливана. Это содействовало не только ослаблению факторов эмиграции, но и способствовало тому, что уехавшие некогда соотечественники стали в больших количествах возвращаться на родину.

На ограничение эмиграции повлияли попытки мандатных властей упорядочить миграционный процесс (постановление от 1924 г.), а также законодательное ограничение иммиграции в ряде стран на традиционных направлениях сиро-ливанской эмиграции (например, жесткие иммиграционные квоты 1924 г. в США, квоты 1934 г. в Бразилии).

В результате ежегодный показатель эмиграции в 30-х гг. по Сирии и Ливану вместе взятых колебался в районе 2-4 тыс. чел. Изменился не только численный показатель, но и характер эмиграции, и ее конфессиональный состав: теперь значительное число мусульман выезжали за рубеж.

Приводятся данные по распределению эмигрантов по сирийским и ливанским районам, а также по странам назначения.

Второй параграф «Иммиграция и внутренняя миграция на подмандатных территориях» содержит описание хода иммиграции. Как и для эмиграции, в 30-е гг. отмечалось значительное снижение уровня иммиграции в Сирию и Ливан. На протяжении мандатного периода показатель иммиграции постепенно снижался (в 1924 г. - 6,7 тыс. чел., а в середине 30-х гг. – уже 1,6 тыс. чел.). Однако в некоторые годы этот показатель даже превосходил показатель по эмиграции.

Проведен анализ причин, препятствующих возвращению эмигрантов на родину. Среди них возможность скорой натурализации эмигрантов, успешная и гарантированная профессиональная деятельность, брак на новой родине.

Приводятся данные по положению малоазийских иммигрантов в Сирии и Ливане и их влияние на экономику и общественную ситуацию в этих странах. В середине 20-х гг. на подмандатных территориях проживали около 96 тыс. малоазийских христиан, большинство из которых (89 тыс.) были армяне, при этом только в Великом Ливане было было около 35 тыс. беженцев из Малой Азии. Содержатся сведения по численности переселенцев в сирийских государствах и описываются меры по их социальной адаптации и расселению.

В отношении внутренней миграции акцент сделан на влияние на нее межконфессиональных конфликтов во время восстания 1925-27 гг. После дамасских событий 1925 г. большое число христиан-униатов, а также некоторое количество армян вынуждены были переселится в Ливан. Ливанские города испытывали на себе влияние внутренней миграции на протяжении всего мандатного периода.

В заключительном параграфе «Следствия миграционных процессов» проанализированы влияния внешней и внутренней миграции на численность населения Сирии и Ливана, на конфессиональный состав населения, на экономику региона и на становление местных политических систем.

Приведенные в работе данные по миграции соотносятся с данными по численности и составу населения подмандатных территорий. Даны сравнительные показатели численности конфессиональных общин для двух крупнейших городов Сирии – Дамаска и Халеба по 1935 и 1943 гг. Сделаны выводы по динамике изменений некоторых демографических показателей.

В области экономики миграционные процессы имели свои позитивное и негативное отражение как в промышленности, ремесленном производстве и сельском хозяйстве, так и в развитие вообще предпринимательской инициативы. Большую роль здесь сыграла финансовая помощь из-за рубежа от сиро-ливанских эмигрантов.

Влияние миграций на политическую жизнь Сирии и Ливана выражалось в частности в том, что большинство политических лидеров Сирии и Ливана мандатного и последующего периодов имели западное образование, а многие из них были в прошлом эмигрантами. Вторым важным следствием было смещение конфессионального состава в среде ведущих политиков по сравнению с османским периодом в сторону уменьшения доли политиков-христиан.

Показана активность сиро-ливанских диаспор разных стран в общественной и политической жизни в Сирии и Ливане. Многочисленные эмигрантские общественно-политические организации и общества распространяли свою деятельность и на Сирию и Ливан, а все важные политические процессы, протекавшие на родине, находили живой отклик в печатных изданиях этих обществ.
Заключение. Миграционный процесс среди сирийцев и ливанцев различных христианских конфессий в XIX и первой половине ХХ в. включал в себя внешнюю миграцию – эмиграцию, иммиграцию и ремиграцию, и внутреннюю – перемещения внутри сирийских и ливанских территорий как арабских христиан, так и беженцев из Малой Азии (армян, несториан, яковитов). Развитие каждого из перечисленных видов миграции стояло в зависимости от социально-политических условий и отличалось от других видов по своей динамике. В работе систематизированы данные по эмиграции, иммиграции и внутренним миграциям сиро-ливанских христиан, при этом акцент сделан на соотношениях показателей и выявлена динамика процессов.

В качестве факторов на миграцию христианского населения влияли хозяйственные проблемы, обострения общественных отношений и политические коллизии. На протяжении указанного периода соотношение этих основных блоков причин менялось в соответствии с мировыми и региональными историческими процессами (межконфессиональные конфликты, мировые войны, финансовые кризисы, столкновение интересов крупных держав в регионе и их покровительство отдельных религиозных сиро-ливанских общин, движения за независимость и политическая борьба в Сирии и Ливане и др.).

По своему характеру миграционные процессы изменялись на протяжении указанного периода. К середине XIX в. основную часть сирийских диаспор в Египте и других средиземноморских странах составляли в основном коммерсанты. По мере усиления эмиграции в 70-80-х гг. основную массу эмигрантов составляли неквалифицированные рабочие и некоторая часть ремесленников. Эмиграция стала носить характер временной трудовой. Уже в 90-е годы с развитием арабского национально-освободительного движения появился феномен политической эмиграции, который, хотя и не был масштабным, но продолжал существовать и в мандатный период. С течением времени эмиграция стала долгосрочной трудовой. При этом в 20-х гг. ХХ в. значительно возрос обратный процесс – бывшие эмигранты возвращались на родину (на время или навсегда), многие из которых приезжали с тем, чтобы вывезти за границу свои семьи. В 30-х гг. эмиграция стала носить черты долгосрочной и постоянной семейной.

По конфессиональному составу внешняя миграция претерпела изменения от преимущественно христианской в XIX в. до смешанной – примерно в равных долях христианской и мусульманской – в 30-е гг. ХХ в. Сразу после Второй мировой войны эмигрировали большей частью христиане, но уже с 1947 г. Вновь наблюдался смешанный конфессиональный состав сирийских и ливанских эмигрантов.

Выявлена взаимосвязь социально-политических процессов и миграций сирийцев и ливанцев в указанный период. Обострения общественных отношений, межконфессиональные проблемы и политическое развитие часто вызывали всплеск миграционных процессов, выступая в роли факторов как внутренней, так и внешней миграции. В свою очередь, как перемещения христианского населения внутри территорий Сирии и Ливана, так и отток большого числа эмигрантов за рубеж, порождали изменения в социальном и конфессиональном составе, изменяли представительство в деловой и политической элитах обеих стран христианского элемента определенных конфессий.

Миграционные процессы XIX – первых десятилетий ХХ вв. привели к созданию многочисленных и экономически сильных зарубежных сиро-ливанских диаспор, интегрированных в социумы принимающих стран. Представители диаспор успешно действовали не только в сфере мелкого предпринимательства и торговли, но участвовали в создании торговых сетей, работали в сфере среднего и даже крупного бизнеса, а в отдельных странах доминировали в некоторых отраслях экономики. При этом наблюдалась и активная социальная деятельность: создавались различные сиро-ливанские общества, союзы и клубы, объединявшие не только членов диаспоры между собой, но и связанные с деятельностью на родине. В работе представлены примеры как материальной помощи эмигрантов своим близким в Сирии и Ливане, так и участие эмигрантских общин в конкретных социальных проектах в родных странах.

В мандатный период влияние эмиграции проявлялось еще и в том, что многие ведущие политические деятели, как профранцузской, так и патриотической ориентации, как мусульмане, так и христиане, получали европейское образование за пределами Сирии и Ливана, а некоторые были в прошлом эмигрантами. Полученные за границей опыт и знания позволяли им лучше понимать происходящие политические процессы и с успехом бороться за полную независимость своих государств.

Выявлено и негативное влияние диаспор на положение дел в Сирии и Ливане. Иногда влиятельные эмигрантские общества (например, французская, американская) преследовали свои интересы, поддерживая близкие им конфессиональные общины в Ливане и Сирии в ущерб общему делу или интересам других общин. Кроме того, колоссальная материальная помощь из-за рубежа (в Ливане даже превосходящая некоторые доходные статьи бюджета) вела зачастую к подавлению инициативы сирийских и ливанских предпринимателей и тормозила развитие местного производства.

В демографическом отношении претерпел изменения конфессиональный состав населения: ввиду преобладающей доли христиан в эмиграционном процессе, процент христианского населения Сирии и Ливана заметно снизился. Отдельные конфессиональные общины (например, яковитские и несторианские) в результате вынужденной миграции были перемещены со своих исконных земель, в результате чего основная их масса оказалась за пределами родины – в европейских странах, в Америке, в СССР, и некоторая часть осела в прибрежных сирийских и ливанских городах.

Приток большого числа переселенцев-армян привел к созданию больших общин армян-грегориан и униатов в обеих странах, к созданию целых армянских кварталов в крупных городах, вызвав определенные изменения в социальной структуре и экономике городов. Социальные проблемы лагерей христианских беженцев и проблема острой конкуренции на рынке труда, вызванные иммиграцией малоазийских христиан в Сирию и Ливан, решались на протяжении всего мандатного периода.

Эмиграция наиболее деятельных представителей сирийских христианских общин существенно ослаблял социальные позиции христиан и осложнял их участие в политической жизни региона. Это отразилось и на непропорционально низкой доле политиков-христиан в Сирии в период мандата и после обретения независимости.

В Ливане миграция изменила соотношение христианских конфессий, не оказав однако такого негативного влияния, как в Сирии, на общую численность христиан. Хотя эмиграция шла преимущественно через Бейрутский и другие порты, вошедшие в состав Великого Ливана, общее количество христиан компенсировалась внутренней миграцией из различных районов Сирии.



Тенденции в социально-политических изменениях, вызванных миграционными процессами первой половины ХХ в., получили продолжение в последующий период истории Сирии и Ливана. Вопрос миграций сирийцев и ливанцев заслуживает пристального внимания ученых и дальнейшего его изучения ввиду важности этого феномена для комплексного анализа многих исторических явлений нового и новейшего периодов. Продолжающиеся в наши дни активные миграционные процессы в обеих странах обусловливают актуальность изучения как истоков сиро-ливанской миграции и ее развития, так и сохраняющейся взаимосвязи с общественными и политическими процессами, протекающими сегодня в Сирии и Ливане.

Основные положения диссертационной работы изложены в следующих публикациях автора:


  1. Христиане Ближнего Востока на Западе: проблемы самоидентификации // Азия и Африка сегодня, 2007, №5, с.70-74 – 0,7 п.л.

  2. Миграция сирийских и ливанских христиан в первой половине ХХ в. и общественно-политические сдвиги // Международный конгресс востоковедов ICANAS XXXVII (тезисы). М., 2004, с.1074 – 0,05 п.л.

  3. Миграция христиан Сирии и Ливана в период с конца XIX в. до начала Второй мировой войны и ее последствия для общественно-политической ситуации в регионе // Ученые записки Центра арабских исследований / ИВ РАН. М., 2006, с.180-196 – 0,7 п.л.

  4. Сирийские и ливанские христиане: аспекты общественно-политического развития // Ученые записки Центра арабских исследований / ИВ РАН. М., 2006, с.160-179 – 0,9 п.л.

  5. Традиционное арабское общество: сирийский поликонфессионализм // Вопросы истории, историографии, экономики, языкознания и литературы (сборник аспирантских статей) / ИВ РАН. М., 2006. – 0,65 п.л.

  6. Факторы сиро-ливанской эмиграции во второй половине XIX – начале ХХ вв. // Ученые записки Центра арабских исследований / ИВ РАН. М., 2006, с.133-159 – 1,2 п.л.

  7. Традиционное арабское общество: сирийский поликонфессионализм и культурно-религиозный конфликт // Orientalistica Juvenile / ИВ РАН, 2007, №4 - 0,5 п.л. (в печати)

  8. Поликонфессиональная Сирия: традиционное арабское общество? // Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедния и тюркологии: Материалы I Международной молодежной научно-практической конференции, 14 мая 2007 года. Н.-Новгород: Медина, 2007, с. 21-25 – 0,4 п.л.