«Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Н. Андреева - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Н. Андреева - страница №1/1

Урок литературы в 7 классе

(учитель – Колыбина А.А.,

первая квалификационная категория МБОУ СОШ №20,)

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»).

Концепция урока: Рассказ Л.Н. Андреева «Кусака» - художественное выступление писателя против бесчеловечного отношения людей к животным.

Задачи урока:

1)Обучающие:

  • Подробное рассмотрение рассказа Л.Н. Андреева «Кусака».

2)Развивающие:

  • Развитие навыков прогнозировать содержание текста по его названию.

  • Развитие умения воспринимать текст на слух.

  • Развитие навыков анализа художественного текста.

  • Повторение литературных приёмов изображения внутреннего мира героя на примере использования их в тексте рассматриваемого рассказа (пейзаж как отображение внутреннего состояния героя).

  • Развитие нравственных качеств учащихся (уважение и благодарность к братьям нашим меньшим).

  • Развитие чувств, эмоций учащихся.

3)Воспитывающие:

  • Формирование уважения к личности художника слова.

  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки перед братьями нашими меньшими.

Оборудование урока: Текст рассказа Л.Н. Андреева «Кусака», визуальное приложение к уроку (презентация) (+аудиозапись «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадова в прочтении Инны Мень).

Оформление доски: На экране – слайд №1.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

  • Учитель проверяет наличие необходимого оборудования у учащихся.

  • Приветствие, разрешение занять свои места.

2.Вводная часть:

1.Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Леонида Николаевича Андреева, который, я уверена, оставит огромный след в душе каждого из вас. Это рассказ с коротким названием «Кусака». А назовём мы наше сегодняшнее занятие словами уже известного вам зарубежного писателя Антуана де Сента-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Итак, откройте, пожалуйста, тетради, подпишите: Число. Классная работа. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (рассказ «Кусака» Л.Н. Андреева).



2.Прогнозирование по названию произведения:

  • Давайте предположим, кто, на ваш взгляд, может оказаться главным героем произведения с подобным названием? (Собака).

  • Какими характеристиками должна обладать собака по кличке Кусака? (Злая, кусается).

Давайте обратимся к тексту рассказа, проверим – правдивы ли наши предположения.

3.Основная часть:

1)Чтение первой части рассказа (для скорости и лучшего восприятия содержания рассказа детьми читает учитель):



Вопросы для беседы по прочитанной части рассказа:

  • Какое настроение вызвала у вас эта часть рассказа? (Жалость, боль).

  • Обратим внимание на пейзаж, представленный в данной части (последний абзац части). Какие краски в нём преобладают? («Ночь», «чёрные окна», «иногда…вспыхивал голубоватый огонёк»). Как вы думаете, почему именно такие краски использует автор для изображения пейзажа? (Пейзаж отображает внутренне состояние бездомной собаки, о которой идёт речь в рассказе: ей грустно, одиноко, больно, страшно).

  • Какой предстаёт перед читателем бездомная собака? (Ей одиноко: у неё нет хозяев; ей холодно, она голодная, её постоянно обижают люди; у неё даже нет клички).

  • Каким представлен здесь человек? («Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые … пронзительно свистали», пьяный мужик, обиженный жизнью, срывает свою злость на бездомной собаке).

  • Как вы думаете, зачем писатель показывает нам человека? (Часто в этих людях читатель узнаёт себя).

На экране – слайд №2.

2)Чтение второй части рассказа (читает учитель):



Вопросы для беседы по прочитанной части рассказа:

  • Какое время года описывается в этой части рассказа? (Весна). Меняется ли от этого настроение рассказа? (Меняется: преобладают весенние цвета: зелёный, голубой, цвет солнца – появляется ощущение какого-то тепла).

  • Что изменилось в жизни бездомной собаки? (Она попала в окружение добрых людей, которые не собирались её обижать; которые стали называть её своей – у неё появились хозяева, которые дали ей кличку – Кусака).

  • Как выражает Кусака свою преданность людям, которые её не обижали? (Кусака «ревниво сторожила их»).

  • Как вы понимаете слова, которыми заканчивается вторая часть рассказа: «… ей больно было от непривычной ласки, словно от удара»? (Дети высказывают своё мнение).

На экране – слайд №3.

3)Чтение третьей части рассказа (читает учитель):



Вопросы для беседы по прочитанной части рассказа:

  • Какое время года изображено в данной части рассказа? (Лето).

  • Какой показана жизнь Кусаки в это время года? («Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»: она была с людьми, которые её кормили, ласкали, играли с ней, радовались ей).

  • Как она доказывала людям свою любовь? («Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте»).

На экране – слайд №4.

4)Чтение четвёртой части рассказа (читает учитель):



Вопросы для беседы по прочитанной части рассказа:

  • Какое время года изображено в данной части рассказа? (Осень). Какие краски и образы использует автор для изображения осени? («Частыми дождями заплакало небо», «почерневшая земля», «Скучно солнцу»).

  • Меняется ли настроение повествования? Почему? (Меняется: дачи пустеют, т.к. люди уезжают с отдыха; Кусака опять должна остаться одна).

5)Чтение пятой части рассказа (читает учитель):

Вопросы для беседы по прочитанной части рассказа:

  • Найдите главное предложение в этой части (Собака выла). На экране – слайд №5. Почему собака выла? (Кусаке больно: она опять осталась одна, её бросили люди, которым она поверила).

  • Сможет ли Кусака когда-нибудь вновь поверить людям? (Нет).

  • Как вы считаете, когда собака несчастнее – до или после дружбы с людьми? (После: до этого ей было просто одиноко и страшно, а теперь ей ещё и больно, тоскливо, т.к. она потеряла самое дорогое).

  • Как вы думаете, кто будет больше скучать – Лёля по собаке или собака по Лёле? (Кусака по Лёле будет скучать больше, так как она одинока: ей не с кем поделиться своим горем).

4.Заключительная часть:

  • Ребята, как вы считаете, по какой главной причине Кусаку не взяли в город? (Она – дворняга).

  • Вспомним начало нашего сегодняшнего занятия: верно ли мы сделали прогноз о главной героине данного произведения по названию рассказа? (Главной героиней, действительно, является собака по кличке Кусака, но важно отметить, что злой оказалась не она, а люди, которые встречались на пути её).

В качестве заключения к нашему уроку я попрошу вас послушать стихотворение Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге» - на экране – слайд №6 (запись вставлена в сам слайд; если запись по каким-то причинам не будет звучать, учитель включает аудиозапись «Стихи о рыжей дворняге» в прочтении Инны Мень (приложение №2); в случае отсутствия возможности поставить запись учитель может сам прочитать стихотворение):

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

Пауза!

  • А теперь давайте обратимся к теме нашего сегодняшнего урока: ребята, как вы считаете, почему наше занятие я назвала словами Антуана де Сента-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»? (Человек должен отвечать за жизнь животных, которых приручил: одомашненные животные нуждаются в его помощи; «хозяева» Кусаки свой долг не исполнили).

Ребята, я надеюсь, что, хотя бы чуть-чуть наше сегодняшнее занятие научило вас быть более внимательными к окружающим вас, в том числе – животным: они нуждаются в вашей доброте, вашей помощи, вашей благодарности!



5.Домашнее задание:

От лица собаки продолжить историю её жизни (письменно - в тетради).



6.Литература:

1. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. В.Я. Коровина. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2009. [с. 89 – 99].