страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Мы считаем нужным заострить внимание на ситуации педагогической практики студентов - страница №1/1
Эрнст Г.Г. Барнаульский государственный педагогический университет, г.Барнаул Особенности формирования и развития профессиональной рефлексии будущего учителя в ходе педагогической практики Мы понимаем профессиональную педагогическую рефлексию как психологический механизм саморазвития, активного личностного переосмысления индивидуального сознания, проявляющийся в способности педагога занимать аналитическую позицию по отношению к себе и своей профессиональной деятельности, с помощью которого обеспечивается самосовершенствование, саморазвитие личности, в том числе и профессиональное, а также успешность её деятельности и общения. Такое понимание рефлексии не случайно и опирается на традиционный подход к её изучению широким кругом отечественных и зарубежных психологов (Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, Б. П. Ковалёв, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Метаева, Е. Е. Рукавишникова, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов, Г. С. Сухобская, M. Y. Brawn, D. Elkins, S. Jourard, C. Rogers). Мы считаем нужным заострить внимание на ситуации педагогической практики студентов и выделить некоторые особенности формирования рефлексии в этот период. Профессиональная педагогическая рефлексия в ситуации педагогической практики - это анализ осуществляемой профессиональной педагогической деятельности, направленный на выявление причин затруднений и коррекцию способа деятельности. Причём даже неудачная деятельность не игнорируется, а перестраивается в соответствии с рефлексивными выводами. Чем раньше начата рефлексия в процессе деятельности, тем больше возможность перестроить эту деятельность. Т. е. при помощи рефлексии можно изменять деятельность, совершенствовать её. В процессе педагогической практики студент должен оценить свою готовность к профессиональной педагогической деятельности по трём аспектам:
Для того чтобы дать объективную оценку по этим аспектам, студент должен рефлексировать на:
Следствием рефлексии на любой из обозначенных моментов является процесс переосмысления, который проходит через пять этапов:
Педагогическая практика объединяет в себе, на наш взгляд, три сферы существования рефлексии:
В условиях педагогической практики, анализируя собственный педагогический опыт, будущий учитель руководствуется информацией, полученной из следующих источников:
Наиболее ярко педагогическая рефлексия проявляется в следующих ситуациях в ходе педагогической практики:
Среди критериев развития профессиональной рефлексии студента практиканта мы выделяем:
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, можно обобщить полученный материал в виде профессиограммы рефлектирующего учителя, которая включает в себя следующие профессиональные умения:
Таким образом, процессе прохождения педагогической практики студент решает актуальные задачи по овладению и управлению своим поведением, учится оценивать себя со стороны, соотнося определённые, конкретные аспекты своей деятельности, её достижения и неудачи с конкретными же своими профессиональными промахами или находками. Он учится оценивать свою профессиональную деятельность со стороны. Реализация поставленных целей и задач педагогической практики, овладение перечисленными умениями и навыками не представляется возможным без изначального умения с высокой степенью достоверности определять и оценивать эффективность, результативность своей деятельности. Одним из инструментов такого объективного оценивания, на наш взгляд, будет являться педагогическая рефлексия. В ситуации педагогической практики студент практически впервые находится в ситуации, которая требует оценки своих профессиональных качеств. Он должен понимать и принимать тот момент, что в понятие “профессиональное мастерство” (именно, к вершинам этого мастерства он должен стремиться) входит не только безоговорочное знание предмета. Низкий уровень рефлексии часто связан с неосознанием затруднений в выполняемой деятельности. Невозможность обозначить, осознать и проанализировать возникающие в процессе педагогической (как впрочем и любой другой) деятельности затруднения практически гарантирует невыполнение поставленных перед студентом-практикантом задач на период педагогической практики. Нельзя упускать из внимания тот факт, что педагогическая практика не является полностью автономным и независимым моментом в процессе подготовки специалиста. Напротив, её цели и задачи полностью соответствуют целям и задачам профессионального образования в целом, а сам момент практики является для студента уникальной возможностью переосмыслить свои собственные профессиональные устремления, выстроить систему дальнейшего самосовершенствования в избранной профессии. |
|