Методология и инструменты - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инструменты рисования и редактирования. Ретушь изображений 1 143.04kb.
"Спивограй" Место проведения: Украина, республика Крым, г. Феодосия... 1 76.6kb.
Конкурс проводится по 2- м номинациям: «деревянные духовые инструменты»... 1 98.94kb.
Лекция тема10. Наука и методология. 2 597.69kb.
Методология создания корпоративных ис с. Д. Паронджанов, Компания... 1 232.32kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика... 3 998.89kb.
Программа курса «Методология и методика научного исследования» 1 44.3kb.
Технологии и инструменты внедрения программы корпоративного добровольчества... 1 153.57kb.
Конкурс по специальности «духовые и ударные инструменты, ансамбли... 1 77.96kb.
Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. Теория и методология 1 207.98kb.
1. Музыкальные инструменты 1 188.93kb.
Лекция 1 Экономическая теория в системе экономических наук 1 44.9kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методология и инструменты - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»




М.К. Жудро

МЕТОДОЛОГИЯ

И ИНСТРУМЕНТЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Лекция для студентов экономических специальностей

Горки 2006

УДК


ББК

М 34
Одобрено методической комиссией экономического факультета 21.12.2005 (протокол №4).




Жудро М.К.

М 34 Методология и инструменты определения цен на предприятии: Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. 56 с.

Приведены методология формирования цен на товары и услуги, вариант определения трансферных цен предприятиями-партнерами соответствующих технологических стадий процесса производства конечной (готовой) продукции, методика определения оптимальных цен на товары и услуги предприятий в зависимости от типа рынка, на котором они функционируют.
Для студентов экономических специальностей.
Таблиц 2. Библиогр. 23.
Рецензенты: И.И ПОЛЕЩУК, доктор экон. наук, профессор (БГЭУ); Р.К. ЛЕНЬКОВА, доктор экон. наук, профессор (БГСХА).



УДК

ББК
© М.К. Жудро, 2006

© Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2006

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ТОВАРЫ
Рыночную цену можно определить как сумму денег, за которую продавец стремится продать свой товар (услугу), а покупатель готов и способен купить его за предлагаемую сумму. В рыночной экономике имеет цену каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены (цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу) являются важнейшим регулятором экономических отношений.

Наличие товарного дефицита вызывает рост цен, а товарного избытка – их падение. Если на рынке какого-либо товара больше, чем способны купить покупатели на имеющиеся у них доходы, его меньше покупают и цены неизбежно снижаются, нормируя таким образом предложение. Высокие цены сигнализируют о недостатке предложения и стимулируют увеличение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, услуг, производственных ресурсов, труда, ценных бумаг и т.д.) с помощью равновесных цен.

Цены выступают важнейшим инструментом управления экономикой и играют активную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует экономическую деятельность предприятия, которая начинается с цен на сырье, материалы, топливо, зарплату и заканчивается ценами на произведенную продукцию для внутреннего и внешнего рынка. Цены множеством нитей связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг. На микроуровне цена формирует структуру национальной экономики, способствует формированию ее важнейших пропорций (между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.).

Следовательно, цена выступает инструментом рационального размещения и использования ресурсов. При ее росте сокращается потребление и расширяется производство, а при ее падении увеличивается потребление, сокращается производство. Например, государство для защиты внутреннего рынка соответствующей продукции применяет интервенционистские цены, которые позволяют определять верхнюю и нижнюю границы цен, требует соблюдения предписанных им правил калькулирования издержек, а также замораживания роста цен для остановки галопирующей инфляции и т.д. Кроме того, государство оставляет за собой право утверждать определенный уровень цен, как, например, в области здравоохранения, страхования, а также пассажирского транспорта и других социально важных сферах. Существуют и другие законодательные рычаги в целях защиты потребителей, которые зачастую значительно ограничивают действия предприятия по установлению цен.

На уровне интерэкономики в международной торговле цены способствуют формированию рациональной структуры мировой экономики, адекватных потоков экспорта и импорта.

Констатируя важную роль цен в экономике, следует признать, что цены на товары, услуги во всех странах мира являются объектом государственного регулирования в рамках проводимой экономической и социальной политики и цены выполняют ряд важных функций: регулирующую, балансирующую (перераспределительную), учетную, информационную.



Регулирующая функция заключается в формировании определенных пропорций между спросом и предложением.

Балансирующая функция цен состоит в формировании количественных пропорций распределения создаваемого валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами посредством обмена. При значительных отклонениях цен, по которым предприятия реализуют товары, услуги от их рыночного уровня в результате государственного вмешательства на отдельные товары, услуги, государством устанавливаются низкие цены или же они предоставляются бесплатно, а другие товары отличаются относительно высокими ценами за счет включения в них косвенных налогов (акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды, налогов с продаж и др.), усиливается перераспределительная функция цен. Балансирующая функция цен позволяет создавать благоприятные условия для обеспечения общедоступности товаров первой необходимости, лечения и др. При этом следует заметить, что она может также искажать картину формирования структуры национальной экономики и тем самым снижать ее эффективность.

Учетная функция означает, что с помощью цен осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей, которые используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов, прогнозов.

Информационная функция состоит в предоставлении всем участникам экономики сведений о ресурсоемкости товаров, услуг, конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

На уровень цен оказывает влияние ряд факторов:



  • уровень издержек (уровень предложения);

  • поведение потребителей (уровень спроса);

  • поведение торговых и сбытовых посредников-представителей (уровень трансакционных издержек);

  • поведение конкурентов;

  • условия платежа;

  • законодательные требования;

  • различные виды рисков в деятельности предприятия;

  • цели предприятия.

1. Уровень издержек (уровень предложения).

Предприятие способно осуществлять долгосрочную деятельность, если оно окупает свои издержки. Их уровень определяется в рамках существующей на предприятии системы учета и калькулирования затрат. При этом в силу различных причин в отношении отдельных видов товаров, групп потребителей, сбытовых территорий, объемов заказов или в определенные периоды может не соблюдаться принцип полного возмещения понесенных затрат. Например, предприятия продают товары по ценам ниже оптовых, чтобы привлечь покупателей и продемонстрировать свою надежность.

Во многом схожая ситуация возможна при использовании одного из видов смешанной калькуляции затрат, когда непокрытые издержки по одним статьям компенсируются за счет дополнительных поступлений по другим статьям. Смешанная калькуляция пользуется большой популярностью не только потому, что на рынке не всегда удается продать товары по цене, покрывающей издержки, причем исключение из текущего предложения дефицитных товаров в силу особенностей ассортиментной политики или в расчете на будущие периоды не принимается во внимание, но и потому, что зачастую невозможно или нецелесообразно отнести возникающие издержки на определенные виды продукции, области и каналы сбыта и т.п.

Принцип определения цен в зависимости от издержек получил название «издержки плюс прибыль». Данный метод формирования цен предполагает обеспечение целевого уровня издержек и прибыли для каждого вида готовой продукции на основе установления нормативов затрат. Например, товар должен продаваться по розничной цене не выше 20 тыс. рублей. Сумма налога на добавленную стоимость (18%) в этом случае составит примерно 3050 руб., торговая наценка (20%) составляет около 2825 руб. Если производитель хочет получить прибыль, то затраты на производство и доставку единицы товара в торговую сеть не должны превышать 14,1 тыс. рублей. Если предприятие не в состоянии обеспечить данный уровень издержек, то одним конкурентом на рынке становится меньше.

2. Поведение потребителей (уровень спроса).

Цена зависит также от того, какую сумму готов заплатить за предлагаемый товар или услугу потребитель. Часто, за исключением отдельных сфер, особенно в сфере услуг, запрашиваемая или уплаченная цена не зависит от уровня затрат, понесенных каким-либо предприятием, деятелем искусства, коллекционером или профессиональным спортсменом.

Возможность установления относительно высокой цены возникает при продаже товаров-новинок, пользующихся у потребителей большой популярностью и не испытывающих пока сколько-нибудь значительной конкуренции. На данной стадии товары производятся в небольших количествах, что позволяет воспользоваться ситуацией повышенного спроса на них и продавать их по высокой цене группам потребителей, которые в теории покупательского поведения получили название новаторов (т.е. готовых первыми воспринимать новинки и платить за них высокие иены). По мере расширения производства и продаж этих товаров вступает в действие эффект снижения затрат на единицу продукции и на рынок приходят конкуренты, что вынуждает предприятие постепенно снижать цены. Такой подход носит название стратегии снятия сливок. При необходимости стимулирования спроса на товар предприятие выбирает противоположную стратегию и устанавливает низкие цены. Данный вид выхода на рынок называется стратегией глубокого проникновения. Предприятие формирует к товару внимание большего числа потенциальных потребителей, стимулируя первичную и последующие покупки, и имеет возможность получения достаточного дохода за счет продажи товаров в больших количествах.

Ситуация установления розничных цен на одинаковые товары или услуги называется дифференциацией цен.

Стремление максимально использовать покупательную способность отдельных сегментов и в то же время привлечь к товару новых потребителей, которые, однако, должны «считать каждую копейку», приводит к дифференциации цен. Этот подход используется также для стимулирования спроса в неблагоприятные для продаж периоды с целью обеспечения равномерной загрузки мощностей на предприятии. Существуют различные принципы дифференциации цен.

Территориальная дифференциация цен – установление цен в зависи­мости от места совершения купли-продажи товара или от места его производства. Про­дажа товаров на экспорт по ценам значительно ниже внутренних называется демпин­гом.

Дифференциация цен по времени – установление различных цен в зави­симости от времени суток (дневные и ночные тарифы), года, дней недели.

Дифференциация цен по группам потребителей – установление цен в зависимости от принадлежности потребителя к определенной социальной группе, например, пенсионеры, безработные, учащиеся.

Дифференциация цен в зависимости от целей использовании товара – установление цен на основе приоритетности функционального назначения товара ис­ходят из того, где будет использоваться данный продукт (например, использование соли в качестве кормового компонента, в животноводстве или зимой для посыпания улиц).

Дифференциация цен в зависимости от количества продаваемых товаров. Цена сни­жается при закупке сравнительно большего объема товара, веса и т. п.

Стратегия дифференциации цен предприятия зависит от того, насколько удается разграничить между собой сегменты рынка с разными ценами, учитывая требования национального законодательства во избежание злоупотреблений и связанных с ними нежелательных судебных исков со стороны конкурентов.

3. Торговые, сбытовые посредники и представители (уровень трансакционных издержек).

В условиях рынка цена во многом зависит от формирования предприятия, видов и размеров ски­док торговым, сбытовым посредникам, а также вознаграждения представителям (например, торго­вым агентам) и предприятиям, предоставляющим в процессе сбыта вспомогательные услуги. Во многих случаях предприятие не имеет возможности устанавливать цены на свою продукцию для конечных потребителей. Тем не менее оно может воздействовать на этот процесс с помощью системы ориентировочных цен, не нарушающей юридичес­кую самостоятельность торговых фирм в принятии решений.

В этом случае целесообразно при калькулировании цены производителю сначала определить уровень, при котором его продукция сбывается конечному потребителю, и зафиксиро­вать его в качестве справочной или прейскурантной цены, затем установить скидки торговым, сбытовым посредникам, которые будут служить стимулом к распространению продукции и давать им возможность получения дохода.

Разработка и применение производителем большого числа разнообразных скидок способствует достижению преследуемых им целей: стимулировать закупку больших партий товара (скидка за количество), обеспечить долговременное сотрудничество с посредником (скидка постоянным партнерам) и т.д.

4. Поведение конкурентов.

Поведение конкурентов во многом определяется уровнем конкуренции, существующей между производителями или потребителями. При этом зависимость между уровнем конкуренции и ценами для производителей однородной продукции обратная (т.е. с увеличением конкуренции цены снижаются), а для потребителей имеет прямой характер(с повышением уровня конкуренции цены растут). Ажиотажный спрос может спровоцировать резкое повышение цен.

5. Условия платежа. Уровень цен в значительной мере зависит от условий платежа, которые включают выбор места купли, продажи, поставки товара, кто несет издержки на доставку, страхование товаров и т.д.

6. Законодательные требования. Цены в значительной мере зависят от методов государственного регулирования, которые определяются общим состоянием экономики. Регулирование цен в переходный период на целый ряд товаров и услуг в Беларуси ограничивает свободу их установления предприятиями, оказывает сдерживающее влияние на рыночные факторы их формирования. Углубление экономических реформ будет способствовать снижению ценовых ограничений, отмене и ослаблению влияния этого фактора на ценообразование.

Уровень и динамика цен зависят от денежной, налоговой и внешнеэкономической политики, которые определяются объемом обращающейся денежной массы, количеством и размерами действующих налогов, таможенных пошлин, нетарифными барьерами. Высокие ставки налогов, наличие значительных тарифных и нетарифных ограничений могут быть причинами высоких цен на внутреннем рынке.

7. Различные виды рисков в деятельности предприятия.

На формирование цены значительное влияние оказывает неопределенность условий развития бизнеса. Например, значительные колеба­ния курса валюты мира евро, доллара США могут нанести ущерб не только конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, но и нарушить (на пред­приятиях, не уделявших должного внимания этому процессу) все планы в отношении объемов продаж и выручки.

Валютные риски представляют лишь один вид из целого ряда опасностей при осуществле­нии предприятием своей деятельности.

Другие виды рисков (например, риски при транс­портировке товаров и сооружении промышленных объектов, налоговые риски, риски неис­полнения обязательств, риски, связанные с исполнением обязательств по выданным гаранти­ям) могут существенно влиять на результаты бизнеса.

8. Цели предприятия.

Цены на товары или услуги предприятия в значительной мере зависят от мотива получения прибыли. Предприниматель или менеджер, зачастую игнорируя социальные аспекты бизнеса, стремится наживиться на клиентах (вообще или в отдельных случаях), как только можно. Многие предприятия удовлетворяются «достаточным» уровнем прибыли, который они могут получить в каждой конкретной ситуации.

Цена как количественная категория формируется под влиянием множества факторов, которые действуют разнонаправлено и могут ранжироваться по степени детализации. К факторам первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование. В свою очередь сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов – внутренних и внешних.

Факторы микроэкономического уровня (внутренние) зависят от деятельности самого предприятия. Товар, характеризующийся особыми функциональными полезностями, уникальными достоинствами, способами его применения, непременно имеет более высокую цену, отражающую его качество, технический уровень. Технология производства определяет серийность выпуска продукции. Как правило, продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость и соответственно цену. Товары массового производства отличаются низкими издержками, и на них устанавливаются относительно низкие цены. Следовательно, постоянные и интенсивные технологические изменения в процессе производства способствуют повышению цены товара.

Присутствие предприятия на нескольких рыночных сегментах вызывает необходимость дифференциации цен, приспособления их к различным категориям покупателей. На цену товара оказывает влияние жизненный цикл товара. На практике продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле и относительно низкую – при длительном. Уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла товара в связи с изменением конъюнктуры рынка и объемов продаж.

Существенное влияние на цену оказывают продолжительность цепочки производитель-потребитель, используемые каналы распределения, посредники. Хорошо организованный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет предприятия на внутреннем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная реклама товара, его продвижение на рынок позволяют устанавливать более высокие цены.

Макроэкономические факторы (внешние) не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменения общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами. Политическая стабильность в государстве создает предприятиям предпосылки для устойчивого развития экономики предприятий, формирование стратегии на перспективу не вызывает у них желание получать сиюминутный успех. Отсутствие на рынке каких-либо ресурсов, как, например, топливно-энергетических в Беларуси, ставит предприятия в большую зависимость от их импорта.


  1. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ЦЕН

НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Важнейшим инструментом экономической политики любого предприятия является ценообразование, и поэтому в экономической теории и практике уделяется большое внимание цене. Существует две причины такого отношения к цене: во-первых, в отличие от качества цена в силу своей однозначности поддается количественной оценке. Во-вторых, начиная с 80-х годов XX столетия экономика развитых стран достигла такого уровня развития, который позволяет производить товары и услуги в объеме и ассортименте, превышающем возможности потребления более чем на 20%. Среди экономистов Западной Европы это состояние расценивается как «экономика изобилия», а государства, которые достигли такого состояния, «общества изобилия». В этих условиях на рынке главная роль отводится не производителю, а покупателю – покупатель «король» рынка, любой бизнес-сделки, трансакции и т.д. Поэтому именно оптимальная цена имеет основное значение для потребителей. Теория и практика ценообразования свидетельствует о том, что определить оптимальную цену в каждом отдельном случае возможно только при соблюдении строгих ограничительных условий.

Экономическая теория цен различает монопольный, олигопольный, монопсонический и полипольный рынки в зависимости от числа действующих на них продавцов и покупателей.

Точка нахождения оптимальной цены зависит от того, на рынке какого типа предприятие осуществляет свою деятельность. Предприятию-монополисту при установлении цен необходимо учитывать только возможную реакцию потребителей. Полиполист, напротив, действует на рынке в окружении конкурентов, исходя из относительно равных по значимости рыночного влияния, которое могут оказывать на формирование цены участники рынка (в этом случае график функции зависимости цены от сбыта представляет собой прямую, параллельную оси абсцисс в системе координат). Поэтому предприятие-полиполист не может существенно влиять на изменение цен и ему нет нужды уделять политике ценообразования повышенное внимание, так как при установлении цен выше цен конкурентов его товары не найдут спроса, а занижение цен по сравнению с конкурентами, наоборот, привлечет такой спрос на товары, который полиполист не сможет удовлетворить из-за ограниченных наличных мощностей. Олигополист в силу своего относительно большего присутствия на рынке размеров имеет возможность влиять на ситуацию на рынке, учитывая при этом возможные реакции своих конкурентов.



Предприятие-производитель на монопсоническом рынке, на котором присутствует один покупатель, также не может существенно влиять на формирование цен на свою продукцию и вынуждено согласиться с предложенными вариантами цен со стороны монопсолиста. Поведение последнего практически идентично поведению монополиста-производителя. Вместе с тем влияние на формирование цен у монопсониста гораздо выше, чем у монополиста-производителя, так как ранее было указано на переход большего рыночного влияния на рынке от производителя к покупателю в начале 80-х годов XX столетия.

Следовательно, формирование цены определяется типом рынка, на котором присутствует предприятие.

Выполним исследование процесса установления цен предприятием-монополистом. Для определения оптимальной цены, помимо определения целей максимизации прибыли, «жизненно» необходимой в рыночной экономике, предприятию требуется вывести функцию зависимости цены от сбыта товара и функцию производственных издержек. Если обе они заданы заранее, проблема решается почти сама собой (рис.1).
TR

Pe


О М ХS Х


Рис. 1. Определение максимальной выручки.
Первая функция показывает, по какой цене можно реализовать то или иное количество товара, вторая – во что обойдется его производство. Для иллюстрации уравнений оптимальной цены введем следующие обозначения:

P – цена;

Pmax pr – цена, максимизирующая прибыль;

Pe – предельно допустимый уровень цены (равновесие оптимальное);

х – количество товара;

xs – количество товара, необходимое для насыщения спроса;

хm – объем производства, максимизирующий прибыль;

TR – выручка, оборот;

MR – предельная выручка;

a, b – параметры, определяемые эмпирическим путем;

Pr – прибыль;

APr – прибыль на единицу товара;

VC – переменные издержки;
VCmax pr – переменные издержки при производстве в объеме, максимизирующем прибыль;

FC – постоянные издержки;

TC – совокупные издержки;

MC – предельные издержки;

хq – неизвестное количество товара.

Учитывая то, что функция цены от сбыта — линейная, выручка от продажи определенного товара

ТR = рх = (а + bх)х.

В случае необходимости (не всегда возникающей) максимизировать выручку получаем следующие уравнения:

ТR = ах + bх²;




Вторая производная имеет вид:

d2TR/dх² = 2b.

Так как b и отсюда 2b

Следовательно цена, максимизирующая выручку, в случае монопольного рынка составляет ровно половину величины так называемой предельно допустимой цены Pe, которая лежит в точке пересечения графика функции зависимости цены от сбыта и оси ординат, а это означает, что по данной цене невозможно продать ни одной единицы товара. Количество товара М, соответствующее оптимальной цене, лежит на середине отрезка оси абсцисс, соединяющего начало координат (0) и точку, значение абсциссы которой соответствует так называемой величине насыщения спроса х s, т. е. максимально возможное количество товара, которое может быть реализовано (даже при условии бесплатной раздачи товаров) на рынке.

Максимальная величина прибыли достигается следующим образом:

Прибыль = Выручка – Издержки —> Мах.

Издержки в упрощенном виде определяются по следующей формуле:

TC = FC + VCх.

Отсюда


Pr = ах + bх² – FC – VCх.

С помощью графического метода можно установить оптимальное значение цены и количества товара (рис. 2).




Рис. 2. Определение точки равновесия Курно.

Точка равновесия (P) выражается на графике функцией зависимости цены от сбыта. При проведении перпендикуляра к оси абсцисс в точке m величина предельной выручки совпадает с величиной предельных издержек.

Следовательно, для предприятия это означает, что установлена оптимальная цена на товар.

Максимальное значение прибыли достигается в точке на оси абсцисс, в которой предельная выручка равна предельным издержкам, или, проще выражаясь, производство каждой последующей единицы товара обходится в ту же сумму, которую получают за нее на рынке.












3. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ОСНОВЕ РАСЧЕТА

БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ

ТОВАРА, УСЛУГИ
Прежде чем приступить к производству товара, необходимо сначала определить объем продаж, который обеспечит прибыль. Затем необходимо проанализировать реальность достижения таких объемов сбыта. Расчет безубыточности производства позволяет проанализировать прибыльность при различных объемах реализации и дает возможность руководству определить, будет ли производство для предприятия рентабельным (или убыточным) при определенной цене для данных объемов реализации. Точка самоокупаемостиэто тот объем реализации, превышение которого делает производство рентабельным.

Формула рентабельности имеет следующий вид:

Валовая прибыль = Валовая выручка – Суммарные издержки.

Прежде чем приступить к подобным расчетам, необходимо дать определения некоторым терминам.

Валовая прибыль (Р)это средства, оставшиеся после вычета издержек до уплаты налогов.

Суммарные издержки (ТС)общие затраты, понесенные предприятием в процессе производства и сбыта товара, которые представляют собой сумму постоянных и переменных издержек.

Постоянные издержки (FС)суммарные стабильные расходы предприятия, не меняющиеся в зависимости от объемов производства и реализации (арендная плата, вознаграждение руководящим работникам и затраты на оборудование).

Переменные издержки (VC)суммарные расходы, которые напрямую связаны с объемом производства и сбыта товара (например, сырье, такое, как пшеница, овес или рис, и затраты на оплату производственного персонала, задействованного в производстве продовольствия).

На основе перечисленных понятий и соответствующих им показателей можно рассчитать точку самоокупаемости производства продукции, т. е. точку, с которой мы начинаем получать прибыль:

Точка безубыточности (ВЕР) = Постоянные издержки ____________ .

(объем продукции) Цена единицы – Переменные издержки

продукции на единицу продукции

Чтобы ознакомиться с методикой расчета показателя, произведем подстановку нескольких значений. Предположим, суммарные постоянные издержки предприятия на производство чипсов составляют 1000 долл., т.е. это суммарные затраты на оплату аренды, оборудования и вознаграждения руководителям предприятия. Цена на чипсы была установлена на уровне 1 долл. за упаковку. Переменные издержки на одну упаковку составляют 0,5 долл. (оплата ингредиентов, упаковки и заработная плата персонала). В этом случае точка самоокупаемости (количество упаковок, которые необходимо продать, чтобы выйти на уровень безубыточности) будет соответствовать 2000 упаковок. Расчет производится следующим образом:

ВЕР =____________FC ____________ =___1000 = 2000 упаковок.

Цена – Переменные издержки (шт). 1 – 0,5



Точка безубыточности (самоокупаемости) соответствует 2000 упаковок при цене 1,00 доллара за упаковку. При реализации менее 2000 упаковок мы будем нести убытки. Например, если удастся увеличить сбыт до 2500 упаковок, то прибыль составит 250 долларов. Наглядно результаты представлены в табл. 1.
Т а б л и ц а 1. Расчет безубыточности изготовления чипсов, долл.


Объем реализации

Цена за

упаковку


Валовая

выручка


(ТR)

Переменные издер-

жки, шт.


(АVC)

Суммарные переменные

издержки


(TVC)

Постоянные издер-

жки (FC)


Суммарные издержки (ТС)

(ТVC+ FC)



Прибыль

(убыток)


(ТR – ТC)

0

1

0

1

0

1000

1000

-2000

500

1

500

0,5

250

1000

1250

-750

1000

1

1000

0,5

500

1000

1500

500

1500

1

1500

0,5

750

1000

1750

-250

2000

1

2000

0,5

1000

1000

2000

0

2500

1

2500

0,5

1250

1000

2250

250

3000

1

3000

0,5

1500

1000

2500

500


4. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ТОВАРА, УСЛУГИ

НА ОСНОВЕ ЗАЧЕТНОГО МЕТОДА ИСЧИСЛЕНИЯ НДС
Важнейшим фактором формирования конечной цены товара, услуги выступает налог на добавленную стоимость, который иногда называют налогом с продаж, или налогом с оборота.

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним затрат при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добавленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если основная ставка НДС составляет 18 %, то на социально значимую продукцию, услуги установлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для детей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги в силу своей особой социальной значимости вообще освобождаются от уплаты налога. Этот налог является важной составляющей частью финансовой системы многих стран, в том числе и стран СНГ. Объектом обложения является добавленная стоимость, представляющая собой разницу между денежной выручкой и стоимостью потребленного сырья, услуг или сумму валовой прибыли и амортизации. В экономической практике Беларуси и стран СНГ добавленную стоимость иногда рассматривают как сумму заработной платы и прибыль, с чем, безусловно, нельзя согласиться.

Существуют три метода формирования цен с учетом НДС: 1) суммирования, 2) вычитания и 3) зачетный. Методы суммирования и вычитания основаны на прямом расчете добавленной стоимости и последующем исчислении суммы налога по установленной процентной ставке. Метод суммирования заключается в определении добавленной стоимости путем сложения суммы всех составляющих ее элементов.

Метод вычитания предполагает затраты на приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов, услуг производственного характера сторонних организаций вычитать из цены продукции. Использование этого способа в республике в отличие от других стран требует формирования специфической финансово-бухгалтерской системы, которая на практике приводит к искажению категории добавленной стоимости, создает трудности в ценообразовании, поскольку требовалось разграничение материальных и нематериальных затрат при калькулировании себестоимости и т.д.

Формирование рыночной национальной экономики, ее адаптация к требованиям мировой экономики обусловили необходимость перехода к зачетному методу исчисления НДС, который применяется европейскими странами. Этот метод не требует вычисления собственно добавленной стоимости и ее компонентов. Необходимо только знать цену, ставку НДС и сумму НДС, указанного в счетах поставщиков сырья, материалов, комплектующих.

Алгоритм расчета, согласно данному методу, позволяет на каждом этапе продажи облагать налогом не полную выручку от реализации товара, а лишь те ее элементы, которые для данного предприятия составляют добавленную стоимость. Сам же налог собирается в виде последовательных платежей. При этом его общая сумма оказывается такой же, как если бы налог взимался по установленной ставке только один раз при реализации товара конечному потребителю (табл. 2).
Т а б л и ц а 2. Формирование цен и налога на добавленную стоимость

по потребительским товарам при использовании зачетного метода


Показатели



Предприятие-

поставщик

ресурсов


Предприятие-

производитель



Предприятие оптовой торговли

Предприятие

розничной торговли



Государство

в целом


(гр. 2+3+ +4+5)

1. Цена приобретения товара




200

300

400

900

2. НДС на приобретаемый товар


36

54

72

162


3. Цена реализуемого товара

200

300

400

472

1372

4. НДС по реализуемому товару

36

54

72

85

247


5. Добавленная стоимость (стр. 3 – стр. 1)

200

100

100

72

472


6. НДС к уплате – разница между НДС по реализуемому товару и НДС по приобретенному товару (стр. 4 – стр. 2)

36

18

18

13

85

Зачетный метод расчета НДС предполагает сумму налога (дополнительно к цене) специально выделять во всех сделках между предприятиями и указывается в соответствующих расчетно-платежных документах. Важным преимуществом этого метода является также и то, что как на стадии производства, так и на стадии реализации НДС не влияет на издержки и отражается отдельной строкой. При реализации товаров предприятие дополнительно к сформированной цене товара должно предъявить к оплате покупателю этого товара соответствующую сумму НДС.


5. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН

НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Цена – абстрактная экономическая категория, которая представляет собой денежное выражение полезностей в товаре, услуге, признающих покупателем. Цена в экономике предприятия является важнейшим экономическим инструментом. Практически ни одно экономическое решение на предприятии не принимается без учета цен. В этой части она выступает своего рода «невидимым дирижером», который управляет функционированием предприятия. Поэтому каждый предприниматель, менеджер, непосредственный исполнитель тех или иных технологических работ на предприятии заинтересован в определении оптимального уровня цен на товары и услуги.

Выполненные исследования позволяют заключить, что эффективное ценообразование в бизнесе должно базироваться на учете четырех принципов.



Первый – цены на продукцию (услуги) должны обеспечивать предприятиям получение сравнительно паритетного дохода по отношению к предприятиям других отраслей национальной экономики. В связи с этим можно считать оптимальными те доходы, которые имеют отклонение от доходов предприятий других отраслей и их уровня в народном хозяйстве не более чем на 10 %. Второй – система ценообразования на продукцию (услуги) должна базироваться на требованиях функционирования эффективного и конкурентоспособного национального рынка. Третий – ценообразование должно создавать реальные предпосылки для активизации углубления эффективной кооперации и интеграции всех участников бизнеса. Четвертый – в совокупности с другими инструментами государственного регулирования механизм ценообразования должен способствовать росту экспортной товарной составляющей республики.

Реализация на практике вышеизложенных принципов во многом зависит от выбора методики определения цены, обеспечивающей адекватное ее реагирование на требования рынка, и процедуры ее применения. В экономической теории и практике известны три методы определения цены производителя (цены предложения) : прогрессивный (получивший название среди отечественных ученых – затратный), ретроградный (получивший название у отечественных ученых – рыночный) и дифференцированный. Прогрессивный метод формирования цен построен на постатейном суммировании всех издержек на производство и реализацию товара или услуги и определенной нормативной прибыли. В итоге получается цена предложения, которую модно сравнивать с ценами конкурентов для того, чтобы выявить, является ли товар конкурентоспособным и каковы шансы на его реализацию.



При ретроградном методе определение цены предложения осуществляется с противоположной стороны: первоначально устанавливают цену, по которой можно продать товар или услугу на соответствующем рынке. Затем из этой цены вычитают все издержки и устанавливают, достаточно ли оставшейся суммы для получения необходимой прибыли.

Наконец, дифференцированный метод, который очень редко применяется, предполагает обоснование определенной величины себестоимости и цены для получения желаемой прибыли.

Принятию решения в пользу того или иного метода определения цены должна предшествовать оценка предпосылок относительно производства соответствующего вида продукта, его потенциального потребителя, конъюнктуры его рынка.

Наиболее значимыми предпосылками для применения прогрессивного метода определения цены можно считать: закупку продукции в счет каких-то единовременных заказов (как правило, в счет госзаказа); возможность сравнения с предложениями конкурентов только в ограниченном объеме; небольшое количество потребителей с различными потребностями в отношении объема, качества и сроков поставок; ограниченную возможность участия в тендерах (открытых конкурсах) или торгах в отношении получения национального или зарубежного заказа; наличие большого интервала между самой высокой и самой низкой ценой на одном рынке.



Предпосылками для применения ретроградного метода определения цены на продукцию могут быть: стандартные, массовые продукты или полуфабрикаты; возможность сравнивания с предложениями конкурентов в большом объеме; зависимость цен от их уровня на мировом рынке; небольшие различия качественных характеристик с продуктами конкурентов; влияние цен на поведение покупателей и объем продажи; небольшой интервал между самой высокой и самой низкой ценой на одном рынке.

Сравнительная оценка наиболее благоприятных предпосылок для применения указанных методов определения цены позволяет достаточно убедительно констатировать необходимость преимущественного использования ретроградного, рыночного подхода. Это принципиальное положение обязывает создавать адекватную конструкцию в процессе формирования ценовых взаимоотношений между заинтересованными участниками бизнеса. Более того, в отличие от других стран СНГ (Россия, Украина и др.) в Республике Беларусь созданы уже относительно благоприятные условия для этого, в бизнесе применяются самые различные варианты цен (рис. 3).


ЦЕНЫ



По отраслям и сферам обслуживания

По степени самостоятельности предприятия в ценообразовании

По стадиям

ценообразования

По характеру происхождения

По способу включения транспортных расходов


Цены на продукцию промышленности






Контрактные цены

Цены франко-склад поставщика

Оптовые цены

производителя



Рыночные цены



Индикативные цены на продукцию сельского хозяйства



Биржевые цены

Цены франко-вагон, - станция отправления

Договорные




Оптовые отпускные цены

Цены аукционов, тендеров



Монопольные

Цены на продукцию строительства






Цены франко-вагон, - станция назначения

Розничные цены

Демпинговые

Регулируемые цены



Тарифы грузового и пассажирского транспорта

Цены франко-склад потребителя



Фиксированные


Цены на потребительские товары


Динамические


Тарифы на услуги

Предельные


Экспортные цены





Импортные цены



Рис. 3. Виды цен на предприятии.



6. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ОСНОВЕ

ПРОГРЕССИВНОГО (ЗАТРАТНОГО) ПОДХОДА
Прогрессивный (затратный) метод широко тиражирован в отечественной и зарубежной практике ценообразования. Во-первых, производители хорошо знают свои затраты. Во-вторых, он позволяет в процессе согласования цены продажи товара, услуги с покупателем оптимизировать взаимную выгоду. Однако затратному методу присущи и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка. В отечественном ценообразовании затратный метод применяется при обосновании цен на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с ранее выпускаемой и недостаточно известен спрос; на продукцию, производимую по разовым заказам, с индивидуальным характером производства (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы); на товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости); продукцию предприятий-монополистов; во внутрипроизводственном ценообразовании и некоторых других случаях.

Следовательно, распространенным методом ценообразования в отечественной практике является прогрессивный (затратный) подход, согласно которому к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи:

Ц = С + П + Н,

где С – себестоимость единицы товара, тыс. рублей;

П – прибыль в расчете на единицу товара, тыс. рублей;

Н – косвенные налоги и неналоговые платежи в цене товара, тыс. рублей.



Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов (или дотации).

Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. По действующему законодательству она включает также целый ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог на землю, экологический, отчисления на социальные нужды, в инновационный фонд и др.) В любой экономике предприятия и предприниматели заинтересованы в том, чтобы в цене были возмещены их затраты.

Прибыль в ценах необходима для создания средств на потребление и накопление предприятий, а также уплаты налогов за счет прибыли (на прибыль, недвижимость, местных).

Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов могут выступать акциз, отчисления в целевой бюджетный республиканский фонд (отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, отчисления в местные бюджеты по единому нормативу и др.). В отдельных случаях для уменьшения цены (например, на социально значимые товары или услуги) государство выплачивает изготовителю или потребителю дотацию, частично возмещающую часть затрат и обеспечивающую некоторую прибыль предприятию.

Алгоритм формирования цен на основе прогрессивного (затратного) подхода приведен ниже.




Элементы цены

НДС


Цена изготовителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

Полная себестоимость изготовления и реализации

Прибыль

Акциз

Совокупный платеж в республиканский целевой бюджетный фонд

Издержки (себестоимость) посредника

Прибыль посредника

Совокупный платеж в республиканский целевой бюджетный фонд

Издержки торговых организаций

Прибыль торговых организаций

Совокупный платеж в респуб-ликан-

ский целевой бюджетный

фонд


Отпускная цена изготовителя

Оптовая цена посредника

Розничная цена посредника


Пример 1. ОАО «Атлант» производит холодильники. Условия для работы предприятию обеспечивает прибыль на вложенные затраты в размере 15 %. Косвенные налоги, установленные законодательством, составляют 18 % цены, по которой продукция реализуется потребителю. Себестоимость новой модели холодильника – 600 тыс. рублей. Исходная цена, рассчитанная затратным методом, составит 841,5 тыс. рублей.

Цена = (600 тыс. рублей+(600 тыс. рублей х 15 / 100))/(100 – 18) х 100 = 841,5 тыс. рублей.

Разновидностью прогрессивного (затратного) метода определения цен на товары и услуги является агрегатный метод, который применяется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование определенного типа, семейства автомобилей, тракторов). Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат на их сборку или компоновку.

Пример 2. Минский тракторный завод производит тракторы, состоящие из многих комплектующих. Цена трактора будет складываться из цен комплектующих, которые рассчитываются отдельно на основе затратного метода, описанного выше.

К затратному методу можно отнести метод структурной аналогии, который применяется в производствах и сферах с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий, услуг или работ (ремонтные услуги, детали различных типоразмеров). При определении цены на новый вариант изделия определяют структурную формулу цены по ее аналогу. Для этого используют фактические (или статистические) данные о доле основных видов затрат в цене или себестоимости аналогичного товара. Если имеется возможность точно определить по новому товару один из основных элементов затрат (материальные затраты по рабочим чертежам и нормам расхода, оплата труда), то, используя структуру аналогичного товара, не сложно рассчитать ориентировочную цену по формуле

Ц (или С) = Зо / Дз.о.,

где Ц – цена (или С – себестоимость нового изделия), тыс. рублей;

Зо – абсолютное значение основного вида затрат на производстве нового изделия, тыс. рублей;

Дз.о– доля основного вида затрат в цене (или себестоимости) нового изделия, коэффициент.



Пример 3. Производство нового диска для автомобиля предполагает 40 тыс. рублей затрат на материалы. Поскольку в цехе выпускается однотипная продукция, структура цен которой практически одинакова (65 % – материальные затраты, 25 % – заработная плата, 10 % – остальная часть цены), определим возможную цену нового изделия, которая составит 61,5 тыс. рублей (40 тыс. рублей / 65 х 100).

Для учета качественных параметров продукции при определении цены на основе прогрессивного (затратного) метода прибегают к группе методов, которые часто называют параметрические. Всех их объединяет один принцип: чем лучше качество, тем выше цена.

Качество сложно-технической продукции можно оценить с помощью одного основного качественного показателя, от которого будет зависеть цена (мощность, производительность, содержание основного компонента). Частное от деления цены на значение главного показателя (параметра) качества изделия характеризует удельную цену. Удельные цены используются в одном из наиболее простых параметрических методов ценообразования – методе удельных показателей. Цена нового изделия может быть рассчитана так:

Цн = Цб / Пб х Пн,

где Цн – цена нового изделия, тыс. рублей;

Цб – цена изделия, принятого за базу сравнения, тыс. рублей;

Пб и Пн – значения основного качественного параметра соответственно по базовому и новому изделиям, натуральные единицы измерения.

В качестве аналога выбирается изделие, наиболее сопоставимое по потребительским свойствам, конструкции, технологии производства.

При учете нескольких потребительских свойств, имеющих разное значение для потребителя, используется следующая формула:

где Пнi и Пбi – значения i-гo потребительского свойства соответственно нового и базового изделий, натуральные единицы измерения;

Yi – коэффициент весомости i-гo качественного параметра в долях единицы;

п – количество оцениваемых качественных параметров.



Пример 4. Определим исходную цену на новый трактор производства Минского тракторного завода. Основным качественным показателем для трактора является его годовая производительность (мото-часы). Известно, что удельная цена в расчете на 1 моточас по серийно выпускаемому аналогичному трактору равна 3300 руб. Тогда ориентировочная цена нового трактора, годовая производительность которого 10000 моточасов, составит 33 млн. рублей (3300 х 10000 моточасов).

Если кроме основного требуется учесть в цене и второстепенные показатели качества, дополнительно рассчитываются доплаты (или скидки), отражающие изменение других потребительских свойств нового изделия. Такой подход распространен в ценообразовании на машины и оборудование, сельскохозяйственное сырье, где, например, используется система надбавок и скидок за содержание крахмала в картофеле, производство экологически чистых продуктов, температуру продаваемого молока, его бактериальную обсемененность и др.



Встречаются потребительские свойства товаров, которые не поддаются непосредственному количественному измерению и не имеют определенных показателей качества. Например, вкусовые, эстетические свойства, дизайн, соответствие направлениям моды. Учесть в ценах такие показатели качества позволяет балловый метод. Он применяется при обосновании цен на такую продукцию, как продовольственные товары, швейные, парфюмерно-косметические, табачные изделия, часы, оптико-механические приборы и другую продукцию.

При определении цены балловым методом нужно выбрать показатели качества изделия, которые имеют важное значение для потребителя. Затем формируется комиссия из нескольких независимых экспертов, оценивающих каждый качественный параметр товара в баллах по заранее установленной шкале. Комиссия выбирает аналог товара, с которым будет сравниваться товар, требующий установления цены. Если оцениваемые показатели качества неравнозначны для покупателей, их можно проранжировать и ввести в расчет показатели значимости (весомости). Цену нового изделия можно рассчитать по формуле



где Ббi – балловая оценка i-го качественного параметра соответственно базового и нового изделий;

Yi – коэффициент весомости i-го качественного параметра в долях единицы;

n – количество оцениваемых качественных параметров.



Пример 5. Необходимо определить цену на новую губную помаду под названием «Любимая». В качестве аналога экспериментная комиссия, состоящая из специалистов ассоциации качества предприятий парфюмерно-косметической промышленности, торговой фирмы, предприятия-изготовителя косметики, выбрала помаду «Золушка» и оценила сравниваемые варианты по всем показателям качества с учетом их весомости соответственно в 20 и в 30 баллов (по 40-балльной шкале). Поскольку помада «Золушка» продается в магазине по цене 25 тыс. рублей, то можно определить цену помады «Любимая» с учетом разницы в их качестве. Она составит 37,5 тыс. рублей (25000 х 30/20).

Определить зависимость цены от нескольких качественных параметров продукции и выразить ее в виде эмпирической формулы можно также с помощью метода корреляционно-регрессионного анализа. Его применение дает возможность определить цену как на новую продукцию, так и на аналогичные конкурирующие изделия.

Использование корреляционно-регрессионного анализа для обоснования цен предполагает наличие определенных условий: изделия должны быть четко классифицированы по соответствующим параметрическим группам; в каждой параметрической группе продукции из всех технико-экономических параметров необходимо выделить параметры, оказывающие наибольшее воздействие на цену; для каждой параметрической группы изделий свойственна конкретная форма связи цены с параметрами, которую необходимо выявить.

Технико-экономические параметры для составления уравнения зависимости должны отвечать ряду требований. Отобранные параметры должны быть зафиксированы в спецификациях, стандартах или технических условия. По оборудованию, например, это могут быть показатели мощности, грузоподъемности, производительности, серийности продукции, коэффициенты ремонтной сложности, унификации и др. Совокупность этих параметров должна достаточно полно характеризовать конструктивные, технологические и эксплуатационные свойства изделий, входящих в параметрический ряд, иметь тесную корреляционную связь с ценой. Кроме того, параметры не должны быть взаимозависимы. В общем виде функцию цены можно выразить в следующем виде:



,

где (x1, x2, x3, …, xn) – технико-экономические параметры изделий, натуральные единицы измерения.

В качестве уровней могут быть использованы линейная, линейно-степенная, степенная, показательная, гиперболическая и другие функции. Алгоритм решения задачи методом корреляционно-регрессионного анализа предполагает экономическую постановку задачи, статистическую оценку исходной информации, нахождение и оценку надежности уравнения зависимости, экономическую интерпретацию полученного уравнения.

Приведенные параметрические методы ценообразования имеют разновидности и могут выражаться специальными формулами расчета цен, которые распространены и общепризнанны на отдельных товарных рынках.

Приведенные выше варианты установления цены на основе определения затрат не учитывали дифференциацию их на переменные и постоянные. Учет характера применения затрат в зависимости от объема производимой продукции можно выполнить, используя метод маржинальных издержек. Этот метод позволяет создать эфективную систему оперативного рыночного ценообразования на основе применения принципов современного учета затрат – развитого директ-костинга. При использовании метода применяют следующие категории: маржинальный доход, постоянные и переменные затраты и маржинальная себестоимость. Маржинальный доход, или разница между рыночной ценой и переменными затратами, должна возмещать постоянные затраты и приносить прибыль.

Пример расчета цен по методу маржинальных издержек приведен в табл. 3.


Т а б л и ц а 3. Методика расчета цены товара на основе

исчисления маржинального дохода


Элементы расчета

Расчетные данные

1

2

1. Прогнозируемый годовой объем реализации, шт.

25000

2. Переменные затраты на единицу изделия, руб.

600

3. Общая сумма постоянных затрат, руб.

5000000

4. Прогнозируемая прибыль, руб.

2000000

О к о н ч а н и е т а б л. 3


1

2

5. Маржинальный доход от реализации продукции (п. 3+п. 4), руб.

7000000

6. Маржинальный доход в расчете на единицу изделия, руб.(п. 5/п. 1), валовая прибыль на единицу продукции, руб.

280


7. Цена (п. 2+п. 6), руб.

880

8. Цена реализации с учетом НДС (НДС–18%), руб.

1073


9. Розничная цена с учетом торговой наценки (торговая наценка – 20%), руб.

1341



7. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОТПУСКНОЙ ЦЕНЫ

ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРЕССИВНОГО

(ЗАТРАТНОГО) МЕТОДА
Все стратегии формирования цен включают три основных компонента: издержки, прибыль и налоги. Если издержки обеспечивают предприятиям прибыль, то цена позволяет осуществлять их конкурентоспособность.

В транзитной экономике значительную часть цены составляют косвенные налоги и неналоговые платежи в государственный бюджет, который выполняет и важную регулирующую функцию в стране.

Следовательно, цены и налоги представляют собой экономические инструменты управления национальной экономикой и тесно взаимосвязаны между собой. Ставки различных налогов в бюджет и отчислений в целевые бюджетные фонды прямо и косвенно влияют на уровень цены. Прямое воздействие заключается в том, что налоги и неналоговые платежи непосредственно отражаются в цене, так как они выступают в качестве составляющих элементов. Вместе с тем, оказывая сдерживающее или стимулирующее воздействие на производство, они способны менять соотношение спроса и предложения, а соответственно косвенно влиять на цену.

Динамика и уровень цен также во многом предопределяют налоговую политику государства. Несогласованность ценовой и налоговой политики может приводить к негативным экономическим последствиям: снижению рентабельности продукции, увеличению остатков нереализованной продукции на складах предприятий, кризису платежей и т.д.

В Республике Беларусь часть налогов и неналоговых платежей – прямые, т.е. которыми облагается имущество предприятий и их доходы. Они отражаются в таких элементах цены, как себестоимость и прибыль. Другая часть относится к косвенным налогам, которые выделяются как самостоятельные элементы цены, увеличивают ее размер. Эти налоги уплачиваются покупателем.

Действующий в республике порядок формирования отпускной цены предприятия на основе прогрессивного (затратного) метода с учетом косвенных налогов наглядно представлен на рис. 4.



Затраты на производство (производственная себестоимость)

НДС, уплаченный по материальным ресурсам

Прибыль






Затраты на транспортировку продукции собственным транспортом (ТРсоб.)

НДС, уплаченный по ТР собственного транспорта



Акциз


Совокупный платеж в республиканский целевой бюджетный фонд


Налог с продаж автомобильного топлива



НДС, уплаченный по ТР привлеченного транспорта



Затраты на транспортировку продукции привлеченным транспортом (ТРпр)




НДС, уплаченный в бюджет предприятием-производителем


НДС, добавленный к отпускной цене предприятия-производителя





Рис. 4. Алгоритм расчета отпускной цены предприятия-производителя.


Для определения цены необходимо рассчитать плановую себестоимость производства и реализации единицы (партии) продукции (работ, услуг) в соответствии с действующими положениями по формированию состава затрат, включаемых в себестоимость (Сп).

Затем обосновывается размер прибыли в цене товара, достаточной для уплаты налогов, формирования фондов развития, стимулирования бизнеса.

Алгоритм расчета суммы прибыли в цене изделия при условии применения нормы рентабельности по отношению к себестоимости можно представить следующей формулой:

П = Нр х Сп/100,

где П – сумма прибыли в цене, рублей;

Нр – норма рентабельности по отношению к себестоимости, %.



Затраты на транспортировку продукции собственным транспортом (ТРсоб) выделяют самостоятельным элементом, если продукция перемещается дальше железнодорожной станции ее отправления. Так как согласно действующему законодательству по бухгалтерскому учету затраты по доставке продукции до станции отправления включаются в себестоимость, сумма транспортных затрат рассчитывается исходя из определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, установленных транспортных тарифов.

Акцизы включаются в цены товаров, которые пользуются повышенным и устойчивым спросом: алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, нефтепродукты, ювелирные изделия, автомобили легковые и микроавтобусы и др.

Ставки акцизов могут быть специфические, т.е. в евро или рублях за физическую единицу, и адвалорные (процентные).

При установлении адвалорной ставки акциза расчет его суммы в цене определяется по формуле

А = (Сп + П + ТРпр) / (100 – На) х На ,

где А – сумма акцизного налога, рублей;

На – ставка акцизного налога, %.



Совокупный платеж в республиканский целевой бюджетный фонд предусматривает формирование централизованных финансовых ресурсов на развитие территорий (регионов) республики и уплачивается единым платежом.

,

где ЦП.Р.– сумма целевого сбора в республиканский бюджетный фонд, руб.;

НП.Р. – ставка платежей в республиканский целевой бюджетный фонд, исчисляемых по единому нормативу, %.

Совокупный целевой платеж в республиканский бюджетный фонд предусматривает формирование централизованных финансовых ресурсов по приоритетным направлениям развития экономики страны в целом. Например, они направляются на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, поддержку производителей аграрной продукции, продовольствия и аграрной науки, включаются в цену продукции (работ, услуг) предприятий всех отраслей и сфер деятельности. Освобождаются от уплаты платежей крупные аграрные предприятия в части выручки, полученной от реализации произведенной ими продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и пчеловодства.

Отчисления в республиканский фонд включают также отчисления средств пользователями автомобильных дорог, которые производят предприятия, объединения всех форм собственности. В их состав входят также налог на приобретение автотранспортных средств, плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, плата за проезд по автомобильной дороге Брест – Минск – граница Российской Федерации:



Налог с продаж автомобильного топлива платят предприятия (изготовители, торговые предприятия), реализующие на территории Республики Беларусь автомобильное топливо (бензин, товарное дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве автомобильного топлива). При этом понятие «реализация автомобильного топлива» включает передачу автомобильного топлива в собственность путем продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также его использование лицом, признаваемым плательщиком налога с продаж автомобильного топлива, на собственные нужды. Предприятие-изготовитель топлива включает в отпускную цену сумму налога с продаж, которую можно рассчитать по формуле

НПа.т = (Сп + П + ТРсоб + А + ЦП.Р + Хф.с) х На.т / 100 ,

где НПа.т – сумма налога с продаж автомобильного топлива, рублей;

На т – ставка налога с продаж автомобильного топлива, %.



Затраты на транспортировку продукции привлеченным транспортом (ТРпр) включаются в цену, если она перемещается дальше железнодорожной станции отправления и для этого используется привлеченный транспорт. Сумма затрат на транспортировку продукции определяется прямым счетом с учетом определенных договором условий поставки (расстояние перевозки, масса груза, действующие транспортные тарифы и т.д.).

Суммирование всех рассчитанных составляющих позволит определить отпускную цену предприятия-изготовителя продукции.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в отпускную цену предприятия не включается (кроме случаев, когда на продукцию устанавливаются фиксированные розничные цены), хотя потребитель оплачивает товар по ценам с учетом этого налога. Цена приобретения товара покупателем с НДС может быть рассчитана следующим образом:

Цот. НДС = Цот ((100 + НДС) / 100),

где Цот. ндс – отпускная цена с добавлением НДС в процентах (для покупателя), руб.;

Цот – отпускная цена предприятия-изготовителя, руб.;

Сумму, которую уплачивает в бюджет предприятие (производитель), можно определить посредством вычитания из НДС добавляемых к отпускной цене сумм НДС, уплаченных по материальным ресурсам и транспортным расходам.

Пример 1. Используя затратный метод, определить отпускную цену на велосипед и сумму НДС, уплаченную в бюджет предприятием. Себестоимость производства изделия – 100 тыс. рублей, в том числе материальные затраты – 70 тыс. рублей. Норма рентабельности для включения прибыли в цены по отношению к себестоимости продукции предприятия – 20 %. Ставки совокупного целевого сбора в республиканский целевой бюджетный фонд – 3 %, налога на добавленную стоимость – 18 %.

Прибыль предприятия

П = 100 х 20/100 = 20 тыс. рублей.

Сумма целевого сбора в республиканский целевой бюджетный фонд

Цс.м = (100+20)/(100–3) х 3=3,7 тыс. рублей.

Отпускная цена велосипеда

Цот = 100 + 20 + 3,7 = 123,7 тыс. рублей.

Отпускная цена с налогом на добавленную стоимость

ЦотхНДС = (100 + 20 +3,7) х (100 + 18) /100 = 145,9 тыс. рублей.

Сумма налога на добавленную стоимость, добавляемая к отпускной цене (НДС), составит:

НДС = 145,9 – 123,7 = 22,2 тыс. рублей.

Сумма НДС, уплаченная в бюджет предприятием,

НДСупл = 22,2 – (70 х 18/100) = 9,6 тыс. рублей.
8. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ И СПОСОБЫ

КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ
Определение себестоимости единицы продукции предприятием-изготовителем в рамках действующего в республике законодательства представляет собой регламентированный порядок обоснования цены.

Калькулирование себестоимости предполагает группировку затрат по определенным признакам:

Классификация затрат на основные и накладные осуществляется в зависимости от их участия в технологическом процессе. Основные затраты непосредственно связаны с технологией производства продукции. К накладным расходам относят затраты, обусловленные не созданием продукции, а обслуживанием и управлением производства.

Классификация затрат на прямые и косвенные основана на учете особенностей включения расходов в себестоимость продукции. Прямыми называют расходы, которые по документам можно точно отнести или списать на производство товара. Косвенные (общепроизводственные или общехозяйственные и некоторые другие) невозможно непосредственно рассчитать на единицу продукции. С помощью смет определяют их общую сумму в целом по предприятию за определенный период времени, а затем распределяют их по косвенным признакам (пропорционально какому-либо показателю прямых затрат).

Классификация затрат на переменные или постоянные основана на учете их зависимости от изменения объемов производства. Переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему выпуска продукции (сырье, основные материалы, топливо, заработная плата производственных рабочих). Постоянные затраты (связанные с управлением, обслуживанием производства) в основном не зависят от изменения объема выпуска продукции.

Классификация затрат на производственные и коммерческие основана на учете их участия в производстве и реализации товара. К производственным относят расходы, которые связаны с производством продукции в соответствии с технологией ее производства. Коммерческие расходы возникают в процессе реализации потребителю (тара и упаковка, маркетинговые расходы, реклама, транспортировка и некоторые другие).

Классификация затрат по элементам основана на учете их экономического происхождения. Она позволяет установить соотношение затрат живого и овеществленного труда, нормы планирования (сырья и материалов, заработной платы, материально-технического обеспечения и др.). На основе этой группировки составляется смета затрат на производство. К основным элементам относятся:

– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

– расходы на оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация основных фондов;

– прочие затраты.

Классификация затрат по калькуляционным статьям основана на необходимости объединения в определенной степени однородных экономических элементов в самостоятельные статьи для исчисления себестоимости продукции.

Наряду с исчислением всей суммы затрат на производство продукции в современной экономике многих стран практикуется определение себестоимости на основе учета сокращенных затрат (неполной себестоимости), преимущественно по переменным затратам.

Учет постоянных и сокращенных (переменных) затрат применяется за рубежом с 50-х годов: Великобритания, США (Direct-Costing-System – система учета прямых затрат), Германия (Deckungs-beitragsrechnung, Grenzkostenrechnung — система учета сумм покрытия или маржинального дохода).

Определение себестоимости в целях налогообложения во всех странах четко регламентируется государственными органами. Однако в практике многих стран отсутствует законодательно регламентированный в отличие от нашей республики порядок формирования затрат в ценообразовании.

Алгоритм систематизации статей затрат (табл. 4) включает формирование экономически однородных элементов (сырье и материалы, заработная плата производственных рабочих), комплексных (сборных) статей, в совокупности учитывающих заработную плату других категорий работников, материалы, амортизацию (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие), налоги и неналоговые платежи.

Согласно Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов основой любой цены должна выступать плановая себестоимость продукции (услуги), которая должна включать различные непроизводительные затраты, потери и убытки, расходы сверх установленных норм, платежи за добычу природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов, чтобы их не перекладывать на потребителей. В централизованном порядке определяются нормативы включения в себестоимость отдельных затрат (топливно-энергетических, на рекламу, представительские расходы и некоторые другие). Калькуляционный лист фактической себестоимости позволяет сравнивать отклонения фактических затрат от плановых с целью выявления управления затратами при производстве различных видов продукции, выполнении услуг.


Т а б л и ц а 4. Калькуляция себестоимости единицы

продукции при формировании цены на основе полных затрат


№ п.п.

Наименование статьи

200…г.

1

2

3



4

5

6



7

8

9



10
11

12

13



14

15

16



Сырье и основные материалы

Возвратные отходы (вычитаются)

Вспомогательные материалы

Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия

Топливо и энергия на технологические цели

Транспортно-заготовительные расходы

Основная заработная плата производственных рабочих

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

Отчисления на социальные нужды, в том числе:

Государственный Фонд социальной защиты

Государственный Фонд содействия занятости

Чрезвычайный налог на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Общепроизводственные расходы

Общехозяйственные расходы

Отчисления в инновационные фонды

Производственная себестоимость

Коммерческие расходы

Полная себестоимость





следующая страница >>