страница 1
|
|
Похожие работы
|
Методическое пособие для студентов заочного отделения ижевск 2007 М. В. Петрова философия - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Петрова М. В. ФИЛОСОФИЯ Методическое пособие для студентов заочного отделения ИЖЕВСК 2007 М. В. ПЕТРОВА ФИЛОСОФИЯ Методическое пособие для студентов заочного отделения Рецензент: д.ф.н., профессор Родионов Б. А. Утверждено на заседании кафедры философии ИжГТУ 18 января 2007 г. Протокол № 5. Тема 1 Предмет и специфика философии
Философия возникла в VII-VI веках до н. э. одновременно на территориях Древнего Китая, Древней Индии и Древней Греции. Процесс происхождения философии является самостоятельной проблемой, и мы рассмотрим это позже, в лекциях по истории философии. В переводе с греческого термин "философия" означает любовь к мудрости. Первым, кто использовал слово "философ", был Пифагор (580-500 до н.э.). На вопрос Леонта, флиунтского тирана, кто он такой, Пифагор ответил: "Философ", что значит "любомудр". Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы до единой только истины".1 Они называются философами – любителями мудрости, а не софосами – мудрецами, утверждал Пифагор, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней. В качестве особой науки ее впервые выделил Платон (428/427 – 347 до н.э.), утверждавший, что начало философии – удивление, а ее задача – познание вечных и абсолютных истин – эйдосов – идей. По мнению Аристотеля (384–322 до н. э.), предметом философии являются сверхчувственные начала и причины бытия. Древнегреческий философ Эпикур (341–270 до н. э.) считал, что философия должна излечивать человеческие страдания, указывать путь к достижению счастья. Иначе понимали предназначение философии софисты – древнегреческие учителя мудрости. Они полагали, что мудрость состоит не столько в постижении истины, сколько в искусстве ее доказательства.
Философия – особый вид духовной деятельности человека. Она – основа различных типов мировоззрения. Философия является одной из форм рационального знания, использующая свой особый язык. Обязательными элементами философского знания являются категории, принципы и идеи. Категории – это понятия предельной общности, например, понятие «материя», «идеальное», «пространство», «свобода», «возможность» и т.д. Нередко философия использует язык искусства – образы, символы и мифы для выражения содержания тех или иных идей. Так как целью философии является понимание окружающего мира, обнаружение смысла бытия, то исходной формой философствования является вопрос: Что есть это? Отвечая на вопрос: что есть это? – Что есть мир? Что есть Бог? Что есть человек? Что есть истина? Что есть красота? Что есть любовь? Что есть жизнь? и т. д., философ всегда изображает предмет как идеализированный объект. Например, «человек» в рамках философии – это идеализированный объект, а не эмпирический человек. Все, что говорит тот или иной философ о человеке, формирует определенный смысл понятия «человек» на основе процедур абстрагирования и идеализации, используемых и в науке. Предметом, основной проблемой, основным вопросом философии является проблема бытия. Объект философствования – это окружающий нас мир во всем его богатстве и разнообразии. Но предмет философии – бытие. Слово «бытие» многозначно. В обыденном сознании «бытие» означает существование, причем любое – мира в целом, отдельных его элементов. Человек убежден, что мир есть, существует. Это убеждение основано на повседневном опыте. Наличное многообразие мира есть результат предшествующего многообразия мира. Настоящее – результат прошлого. В философии бытие – это проблема, это задача, которую надо решить, это теорема, которую нужно доказать. Например, имеет место вопрос: в чем единство наличного многообразия, где его основа. Это аспект проблемы бытия. Человек заметил, что помимо осязаемых предметов и процессов, находящихся вокруг него, существуют мысли, идеи, представления, чувства, которые находятся внутри него. Человек осознает, что мир материального и мир идеального принципиально отличаются друг от друга. Нельзя потрогать мысль руками, нельзя взвесить два килограмма счастья в магазине, нельзя одновременно оказаться в двух точках пространства и т.д. Какова природа идеального? – Это еще один аспект проблемы бытия. Сколько основ существования – одна, две или более? Существует материальное единство мира: мир идеального возникает из и на основе материального мира? или существует идеальное единство мира: материальный мир возникает из и на основе мира идеального? Или, может быть, у мира две основы – материальное и идеальные бытие, и они равноправны? Это тоже аспекты проблемы бытия. В зависимости от решения проблемы бытия, все философские системы делятся на монистические и плюралистические. В рамках монистических философских систем признается одно начало мира. Материализм усматривает в качестве начала и основы мира материю. Идеализм полагает идеальное в качестве основы и начала мира. Различают объективный идеализм, который полагает началом мира объективное идеальное, которое существует до и наряду с субъективным идеальным и материальным миром, например Бог, Абсолютная Идея и т.д. Субъективный идеализм рассматривает субъективное идеальное в качестве начала и основы мира, речь идет о "моем Я", "моем сознании", "моих ощущениях" как началах мира. Плюралисты полагают, что основ мира две или более. Философы, признающие две основы существования мира, называются дуалистами. Решение проблемы бытия опирается на поиск не только основ и начала мира, но и предполагает реконструкцию процесса происхождения мира, его генезис, ставится вопрос о структуре мира и его целостности и др. Кроме того, решение проблемы бытия в философии может включать аспект возможного бытия, потенциального бытия, бытия будущего, небытия, инобытия и т.д. В результате бытие описывается в философии в разных аспектах, в разных смыслах и получаются в философии разнообразные онтологии – теории бытия.
Возникновение философии 2,5 тысячи лет назад было связано с появлением новых мировоззренческих ориентиров человека патриархального общества. С изменением мировоззрения общества в целом меняется и философия. Смена систем мировоззрений происходит тогда, когда накопившиеся в обществе проблемы не решаются традиционными, "старыми" способами. В этом случае новый взгляд на вещи позволяет найти новое измерение бытия или новый смысл бытия и на этой основе продолжить развитие. "Новый взгляд на вещи" формирует в обществе новые универсалии культуры, "новые идеи", которые рождаются обычно в социальной борьбе, в период жестоких кризисов, в гуще народного сознания, затем они превращаются философами в философские системы и категории. Любая новая философская система "вызывается к жизни" для решения какой-то фундаментальной проблемы "своего" исторического времени; решая это проблему, философия по-новому объясняет смысл бытия. В дальнейшем, развивая те или иные философские системы, можно открыть новый смысл бытия, выдвинуть новую идею, которая намного опередит "свое" время. Развитие философии, таким образом, с одной стороны, детерминировано общественным развитием, изменением в мировоззрении, в основаниях культуры общества, с другой стороны, развитие философии определяется внутренней логикой, существующей в философских системах. Поскольку в тексте лекции мы часто использовали термин мировоззрение, определим его.
Мировоззрение наряду с характером определяют тип личности, на основе мировоззрения формируются жизненная позиция человека, его поведение и жизнедеятельность в целом. Носителем мировоззрения может быть отдельный человек, социальная группа, или общество в целом на определенном этапе его развития. Например, мы можем говорить об индивидуальном мировоззрении какого-то человека – Иванова Ивана Ивановича; о мировоззрении социальной группы – мировоззрении врача, ученого, художника, юриста или о мировоззрении общества эпохи Возрождения. Таким образом, мировоззрение – это субъективный образ мира, опирающийся не только на знания, но и на систему убеждений, на элементы веры и воли человека. Ядром мировоззрения являются идеалы и ценности, которые определяют отношение человека к природе, обществу и самому себе, задают смысл и цель его жизни. Существует несколько типов мировоззрения на основе различных картин мира:
Необходимым элементом мировоззрения является общая картина мира – целостное представление о мире, которое формируется на основе известных человеку знаний, почерпнутых им из науки, религии, искусства, повседневного опыта, средств массовой информации и т.д. Общая картина мира – это синтез чувственного и рационального уровня сознания, это результат процессов мироощущения, мировосприятия и миропонимания. Хотя сами по себе знания могут носить объективный характер, например закон Ньютона или таблица умножения, но как элемент мировоззрения эти знания приобретают субъективный характер и становятся убеждениями, так как тот или иной человек признает таблицу умножения и закон Ньютона, т.е. верит, что дважды два – четыре, и верит в то, что существует закон всемирного тяготения. Например, определенный человек знает (убежден), что живет на Земле, на планете, которая вращается вокруг Солнца, кроме него существуют и другие живые существа. Все люди смертны, могут быть подвержены болезням. Человек может страдать, любить, бороться. В мире существует добро и зло и т.д. Таким образом, убеждения составляют содержание любого мировоззрения.
Ядром любого мировоззрения являются идеалы. Идеал – это образ совершенства. В системе мировоззрения того или иного человека определенный объект признается совершенным объектом. Это может быть все, что угодно, – совершенная игра на скрипке, совершенная любовь, совершенное тело, богатство, слава, благородство и т.д.. Идеал – это то, к чему мы стремимся осознанно или неосознанно; то, чем мы восхищаемся, перед чем преклоняемся; то, чего мы страстно желаем. Несомненно, что в системе мировоззрения убеждения и идеалы определяют систему ценностей.
Приведем пример. Так, если человек стремится стать священником, он будет предпочитать аскетизм, избегать суеты, ценить духовное бытие выше материального и т.п. Философия как форма мировоззрения включает в себя разнообразные типы мировоззрения: материализм, идеализм, позитивизм, марксизм, рационализм, иррационализм, мистицизм, эмпиризм и т.д.
Философия может рассматриваться как совокупность учений, то есть знание. Но философия – особый вид знания.
Являясь знанием, философия обладает спецификой. Чтобы понять ее, необходимо сравнить философию с другими видами знания. В настоящее время рассматривают:
Серьезной проблемой является проблема различия философского знания и научного. Эта проблема широко обсуждалась в рамках философии позитивизма на протяжении последних ста лет. Кроме того, в марксизме философия определялась как наука. В философских словарях и учебниках советского периода можно было найти следующее определение: "Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления". Более того, на протяжении всей истории существовала теснейшая связь между научными знаниями и философией. В период Античности философия играла роль теории для научного знания. Знания по математике, физике, биологии, психологии были включены в содержание философских концепций. В Новое время философия играла роль науки наук, предлагая развивающемуся естествознанию общенаучные методы исследования – метод дедукции, открытый Рене Декартом и метод индукции, созданный Фрэнсисом Бэконом. Наконец, Гегель создал диалектическую логику в качестве универсальной, общенаучной методологии. В настоящее время признано, что научное знание объективно, общезначимо и системно. Научное знание всегда обосновано, доказано логически или эмпирически, то есть истина представлена не только как результат исследования, но и как процесс. Научное знание системно организовано, развивается в виде теорий. Философское знание, в отличие от научного, не является объективным, общезначимым, то есть, нет такой философской теории, с которой согласилось бы все сообщество философов в какой-то исторический отрезок времени. Поэтому философское знание всегда плюралистично, персонифицировано. Одновременно существуют противоположные по содержанию, альтернативные философские системы, которые считаются "истинными". Принципиально различны модели развития науки и философии. В науке происходит движение от теорий с меньшим эмпирическим содержанием к теориям с большим эмпирическим содержанием. Поэтому новая теория вбирает в себя все самое лучшее, что было в старой теории. Старая теория обычно выглядит как частный случай новой теории. Иначе обстоит дело с развитием философии. Появление новой концепции не обесценивает содержание предшествующей, например, система Гегеля не отменяет философию Канта, Ницше не опровергает Фейербаха. Развитие философии кумулятивно: каждая "новая" философия лишь добавляется к массе ранее созданных концепций. Каждая новая философия открывает новый смысл бытия, отражает новую систему мировоззрения. Философские теории не могут быть эмпирически обоснованы в ходе отдельного эксперимента или опыта, но это не значит, что философское знание не обосновано вообще. Обоснование философского знания строится на основе интерпретации высказанных философских тезисов на материале всей культуры человечества. Таким образом, "истинность" философской концепции является специфической.. Философская теория отражает определенный смысл бытия, детерминированный социально-историческими условиями, и он не является общеобязательным. Итак, философия и наука имеют сходство, обе относятся к рациональному типу знания, но философское знание необъективно, плюралистично, не ограничено эмпирическим и логическим обоснованием; научное знание – объективно, всеобще, логически, эмпирически обосновано. В отличие от магии, религиозного, мистического типов знания, философское знание рационально. Философ оперирует понятиями. Тезисы, которые он выдвигает в качестве утверждений, философ стремится обосновать и доказать, не принимая на веру никакие положения. Рациональное философское знание представляет собой систему категорий и принципов, в которых развертывается содержание определенной идеи. Эти системы в философии называются теориями или концепциями.
Поскольку выше мы определили различие философии и науки, начнем анализ форм общественного сознания с науки.
Отличие философии от науки нами определено. Необходимо сказать, что фундаментальные вопросы развития науки исследуются в рамках философии науки, частью этого направления являются исследования философских проблем естественных, общественных, технических и гуманитарных наук. Посмотрим на взаимоотношения философии с другими формами общественного сознания.
Философия не занимается конкретными нормами нравственного поведения, но нравственное бытие как фрагмент социального бытия она исследует. Этим занимается специальная философская наука этика. Право как форма общественного сознания представляет собой совокупность норм поведения и норм социальных отношений, зафиксированных в "писаных" законах и других документах, охраняемых силой государства. Нормы права опираются на государственное принуждение, этим они отличаются от норм морали.Философия, как и в случае с моралью, не занимается законотворчеством и не касается конкретных правовых норм. Но право, как фрагмент социального бытия и общественного сознания, она исследует. Соответствующий раздел философии называется философией права. До революции в российских университетах курс философии права читался на юридических факультетах.
Философия, в отличие от религии, не носит догматического характера. Постулаты философских концепций подвергаются критике, обязательно доказываются. Конечно, существует религиозная философия, которая называется теософией. В теософских системах средствами философии обосновываются религиозные догматы, но истинность самих догматов признается изначально. В то же время в рамках философии существуют концепции, которые занимаются критикой религии, это атеистические философские системы. Причем первые атеистические концепции возникли одновременно с первыми философскими системами.
Философия не формулирует отдельные политические программы, но анализирует и исследует феномены политического бытия и политического сознания. Область философии, которая занимается фундаментальными проблемами политики, называется философия политики или политическая философия.
Философия не занимается отдельными видами искусства, но исследует наиболее фундаментальные свойства мира искусства в целом, соответствующая философская дисциплина называется эстетикой.
С самого начала возникновения философии структура философского знания менялась. Еще Аристотель делил философию на теоретическую, цель которой – знание ради знания; практическую, цель которой – знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель которой – знания ради творчества. Теоретическая философия подразделялась на физическую, математическую и первую философию. Физическая философия изучала то, что существует отдельно, и движется. Математическая философия изучала то, что не существует отдельно, т. е. существует в абстракции и неподвижно. Первая философия изучала начала и причины бытия. К практической философии Аристотель относил этику и политику. К пойетической философии – риторику и поэтику. Логику Аристотель считал обязательным введением ко всему комплексу наук. Стоики выделяли в философии физику (натурфилософию), этику и логику. Это деление сохранилось и в философии Средних веков. В настоящее время, помимо истории философии, принято выделять теоретическую философию и практическую философию. К теоретической философии относятся:
В различных изданиях вместо термина эпистемология можно встретить термин гносеология. Но эти понятия совершенно равноценны. К практической философии относятся: натурфилософия – философия природы; социальная философия – философия, исследующая социальное бытие; философская антропология – философия, занимающаяся проблемой человека. В рамки социальной философии входят: философия экономики, философия права, философия техники, философия политики, этика, эстетика, атеизм, теософия, философия науки, философия культуры, философия истории, логика. Нужно помнить, что любая практическая философия всегда опирается на какую-то определенную теорию бытия, то есть имеет онтологическое основание.
Несмотря на многообразие и разнообразие философских систем, их можно объединить в группы, осуществляя классификацию по тому или иному основанию. Например, если взять за основание исторические этапы развития человеческого общества, мы получим следующую классификацию философских систем. Философия Древнего мира (6 в. до н.э. – 5 в.) (Философия Древней Греции и Древнего Рима; философия Древнего Китая; философия Древней Индии). Средневековая философия (2–13 вв.). Философия эпохи Возрождения (14-16 вв.). Философия Нового Времени (17 в.). Философия эпохи Просвещения (18 в. – нач. 19 в.). Немецкая классическая философия (к. 18 в. – сер. 19 в.). Философия 19 века. Современная философия (20-21 вв.) Если взять за основание классические теории бытия, то философские системы распадутся на материалистические и идеалистические системы. Если взять за основание классификации неклассические теории бытия, то философские системы разделятся на рационалистические и иррационалистические. Если мы возьмем за основание классификации отношение к науке, то некоторые философские системы будут отнесены к сциентизму, направлению, признающему развитие науки в качестве положительного факта человеческого прогресса. Другие философские системы будут отнесены к антисциентизму. Они, соответственно, отрицательно оценивают роль науки в человеческой цивилизации. Устойчивой единицей развития философского знания является философская система, философская концепция, философская теория. Все три термина – синонимы. Любой крупный философ создает свою собственную оригинальную философскую систему. Она может включать одну или несколько философских концепций. Если у философа есть ученики и последователи, которые придерживаются основных положений его философской системы, образуется философская школа. И мы говорим: такой-то философ – платоник, или стоик, или эпикуреец; а соответствующие философские школы называем платонизм, стоицизм, эпикуреизм и т.д.
Специфику и предмет философии нельзя раскрыть полно, если не назвать ее функции. Во-первых, это мировоззренческая функция, основная. Как мы уже говорили – философия есть теоретический фундамент мировоззрения, кроме того, изменение в мировоззрении общества ведет к изменению стиля философствования, к возникновению новых философских систем. Во-вторых, это аксиологическая функция философии, теснейшим образом связанная с мировоззренческой функцией. Философия исследует весь спектр ценностей, которыми пользуется человек, и формирует его ценностную ориентацию. В-третьих, это гносеологическая (познавательная) функция, так как философия представляет собой определенные знания о мире. В-четвертых, это методологическая функция. Исследуя процесс познания в целом и методы конкретных наук в частности, философия создает свои собственные методы, которые являются универсальными, всеобщими. В-пятых, это интегративная функция. В философии при создании концепций бытия используются предельно общие понятия – категории. На основе категорий осуществляется синтез знания посредством соответствующих понятий меньшей степени общности, которые являются конкретизациями данных категорий в отдельных областях знания. Например, философская категория развития может быть интерпретирована на основе понятий эволюции в биологии или астрономии. Философская категория времени связана с понятием времени, используемом в физике и т.д. В-шестых, это критическая функция. Принцип "подвергай все сомнению", вошел в плоть и кровь философии с древнейших времен. В-седьмых, это идеологическая функция философии. Философия вырабатывает и обосновывает различные политические общественные идеалы. В-восьмых, это практическая функция философии. Если определенная философия претендует на выработку программы действий, программы преобразования действительности, то, без сомнения, она может оказать влияние и изменить социальную действительность. Наиболее полно практическая функция философии реализуется через этику и философию политики. 8. Роль философии в духовной и материальной жизни общества Понимание мира на основе созерцания, наивный материализм, наивный идеализм и наивная диалектика древних уступают в Средние века место религиозному мироощущению. Философия постигает глубины веры. В эпоху Возрождения великие географические открытия, возникновение капитализма вносят в повестку дня проблему деятельного человека, появляется гуманизм – новое философское учение. В Новое время философия стимулирует развитие опытной науки. Философы, формулируя общенаучные методы исследования, выражают новое научное мировоззрение. В эпоху Просвещения в лоне философии формируются идеи грядущих социальных буржуазных революций. В XIX веке философия открывает новое измерение бытия на основе теории развития, принципов диалектики. Философия в рамках марксизма представляет грандиозный проект революционного преобразования мира, построение коммунистического общества без эксплуатации человека человеком, без частной собственности, на основе социального равенства и духовного братства. Труд впервые в истории человечества должен был превратиться из необходимости в жизненную потребность каждого человека, а всестороннее и свободное развитие каждого человека должно было стать условием всестороннего и свободного развития всех. Во второй половине XIX века философия постигает мир иррационального, исследуя феномены воли и бессознательного. В ХХ веке философия осмысливает феномен НТР, успехи кибернетики, выход человека в космос, открывает новые смыслы человеческой свободы в рамках экзистенциализма, феноменологии. В настоящее время перед человечеством стоят сложнейшие проблемы выживания: комплекс экологических проблем; проблемы голода, нищеты, безработицы, безграмотности населения; проблемы, связанные с ростом насилия и агрессивности в мире; проблемы, порождаемые продолжающейся гонкой вооружения; проблемы, детерминированные сложным и противоречивым процессом глобализации. Все это многообразие современного мира отражается в философской рефлексии. В новых философских системах философы стремятся определить новые направления деятельности, новые измерения бытия, чтобы человечество могло продолжить свое поступательное развитие. ТЕМА 2 Проблема происхождения философии Для освещения проблемы происхождения философии необходимо ответить на ряд вопросов:
1. Ответим на первый вопрос, тем более, что он не вызывает трудностей. Философия возникла на рубеже 7-6 вв. до нашей эры, в период, когда человеческое общество совершало переход от эпохи бронзы к эпохе железа. 2. Философия возникла одновременно в трех точках человеческой цивилизации – в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. В этих регионах существовали древние государства с развитой, богатой культурой. 3. Ответ на третий вопрос более сложный и потребует больше информации. Важно отметить, что философия как форма культуры появляется позже других. Тем более интересно понять, почему это происходит. До того, как философия возникла, уже существовали такие формы культуры, как мифология, искусство, религия, мораль, право. Существовало и государство. Философия и наука были своеобразным венцом длительной интеллектуальной эволюции человечества. Прежде чем люди начали философствовать, человек научился говорить, придумывать мифы, создал искусство, научился молиться, создал различные системы веры, научился считать, сформировал мировоззрение, научился писать, сочинять законы, регулирующие жизнь государства, выработал моральные нормы поведения. Очевидно, что философия возникает в условиях мировоззренческого кризиса, когда прежняя картина мира, построенная на основе мифов в рамках государства и религиозных культов, перестала удовлетворять человека. Почему же это произошло? Формирование мировоззрения – создание целостной картины мира было результатом длительной эволюции. На основе этнографических исследований и древнейших письменных источников мы можем судить о специфике мышления и мировосприятии древнего человека. Сознание первобытного человека имело свои особенности.
В связи с особенностями сознания древнего человека его мифологическое мировоззрение тоже обладало своеобразной спецификой.
К началу третьего тысячелетия до нашей эры возникают первые государства века бронзы (государство Шан-Инь , 18-12 вв. до н.э.; государство Западное Чжоу, 12-8 вв. до н.э. в Китае; Хараппское государство, 25-16 вв. д. н.э. и арийское государство первой половины первого тысячелетия до н.э. в Индии; египетское Древнее царство, государство Шумера-Аккада; ахейские (Критское и Микенское) государства в Греции. Для государств века бронзы было характерно натуральное хозяйство, господство деревни над городом, предметные деньги, отсутствие частной собственности на землю (вся земля считалась государственной), патриархальное рабовладение, кастовость. Основа социальных отношений – кровно-родственные связи. Постепенно выделяются сословия жрецов и чиновников. Жизнь в государстве, совместные работы по ирригации и строительству способствовали развитию математических знаний, ремесел, строительного искусства. Вера человека в свои собственные силы укреплялась. При переходе человечества от века бронзы к веку железа происходят серьезные изменения во всем укладе жизни, меняется образ жизни человека и общества. Формируется частная собственность на землю, бурно развиваются ремесло и торговля, появляются монетные деньги, происходит разложение общины. Кровно-родственные связи уже не играют столь важной роли, возникают отношения имущественного неравенства, социально-классовое расслоение общества, устанавливается господство города над деревней, возрастает роль индивида, возникают новые формы общественной жизни – право, мораль, идеология. Абстрактное мышление получает сильнейший импульс к развитию на основе повсеместного использования математических операций в процессе строительства, земледелия, торговли и путешествий. Естественно, что прежнее мифологическое мировоззрение разрушается. Оно структурируется, дифференцируется и усложняется. Хотя миф по-прежнему играет важную роль в миропонимании, но ему составляет серьезную конкуренцию философия, которая возникает на рубеже 7-6 в. до н.э. Философия представляет собой рациональную форму познания мира, она объясняет мир на основе абстрактных понятий. Образы и представления играют в философской картине мира подчиненную роль. Философское знание системно, доказательно. Единственное отличие философского знания от научного – это его характер, философское знание не обладает объективной истинностью, так как представляет собой мировоззрение, точку зрения определенного субъекта – персоны. Оно не является общезначимым, то есть не существует одной единственной, истинной философской теории. В философии всегда существуют несколько концепций, объясняющих один и тот же предмет. Философия изначально плюралистична. Именно возросшая роль личности, субъекта, по-видимому, привела к появлению философии. Наиболее активные, духовно развитые и творческие личности попытались предложить свою собственную картину мира, оторваться от мифологической и религиозной традиций. Причина такого действия, на наш взгляд, заключалась в том, что философы старались упростить существующую картину мира. Они не ставили цель – разрушить миф или религию. Хотя построение новой, философской картины мира объективно подрывало мифологическое мировоззрение. Кроме того, нередко философы обращались и к прямой критике мифа (Протагор, Ксенофан). Рассмотрим пример с Фалесом – первым философом и ученым Древней Греции. Греческая философия возникает как натурфилософия (философия природы). Период становления занимает сто лет, с начала 6 в. до н.э и до 5 в. до н.э.. Все философы этого периода были одновременно и учеными. Первым ученым-философом был Фалес (624-527 до н.э.), представитель милетской философской школы. Примечательно, что одним из основных его занятий была торговля. В связи с этим он много путешествовал, имел обширные знания в самых разных сферах. Некоторые свидетельства утверждают, что он был строителем мостов, гидротехником, измерителем пирамид и храмов, изобретателем гидравлических часов. В Вавилоне Фалес научился предсказывать солнечные затмения. Основной темой изысканий Фалеса была натурфилософия. Фалес начал дискуссию о первоначалах мира. Проблема происхождения мира решалась ранее в рамках мифологии. Но Фалес не связан жестко с определенной интеллектуальной традицией, он не является жрецом. Фалес стремится упростить картину мира, которую содержат теогонические мифы. Необходимость упрощения картины мира подвигли Фалеса к созданию абстрактной, простой и стройной картины бытия. Поскольку предложенное решение было новым, не традиционным, необходима была процедура обоснования, доказательства и она появилась. В мифе не используется процедура доказательства. Потому что миф точно копирует модель действительности. Люди, животные рождают друг друга, и мир создан порождением богов, и иначе быть не может. Фалес предположил, что имеется одно первоначало – вода. Из воды образуется воздух при нагревании; когда вода выкипает, остается земля. Уголь, земля порождают огонь. Стихии далее порождают все многообразие вещей. В природе все одушевлено. Вода – основа мироздания. Это, по мнению Фалеса, факт: земля окружена водой, когда люди копают землю, они находят воду. Значит, земля как плоский диск лежит на воде. Живое также не может жить без воды. Получая те или иные знания, Фалес стремился их обосновать, не используя мифологические образы. Например, затмение солнца он связывал с тем, что его заслоняет луна. Землетрясения Фалес объяснял так: землю качает на воде как корабль в бурю, так как земля – это плоский диск, плавающий на поверхности воды. Земля имеет множество пор, которые заполняются водой и когда они переполняются, происходит землетрясение. Существовали и другие объяснения, на основе традиции мифов. Так, землетрясения объяснялись тем, что гекатонхейры, находящиеся в тартаре, иногда начинают сердиться, и их гнев вызывает землетрясение. Фалес был торговец и путешественник. Милет был торговым центром, греческой колонией, где кипела жизнь многоязычного города. Там сталкивались люди разных культур, происходил свободный обмен мнениями. Там существовала возможность свободы от традиции, и Фалес с его учениками были свободны, свободны от храмовой традиции. Именно поэтому, на наш взгляд, возникает новый тип мышления – философия, использующая процедуру доказательства. Не связанность с традицией требовала иных оснований истинности, и они появились – различные типы доказательств: приведение к очевидности, апелляция к жизненному опыту, строгие дедуктивные построения и др. Прежняя мифологическая картина мира была слишком громоздка. В ней присутствовало множество богов, чьи функции часто пересекались, дублировались, и это серьезно затрудняло объяснение и понимание окружающей действительности. Построение философских, не мифологических картин мира, закономерным образом втягивало в орбиту философии все больше и больше научных, не мифологических знаний. В дальнейшем развитие философии на новой основе дискуссий и доказательств окрепло и стремительно развивалось в условиях древнегреческой демократии в Афинах. Таким образом, ответ на вопрос: как возникла философия, сводится к следующим положениям.
Подведем итог. Возникновение философии – длительный и многогранный процесс, обусловленный объективными и субъективными факторами исторического развития человечества. Появление философии – факт закономерный и позитивный, так как философия способствовала росту самосознания человека и позволила ему выйти из мира детских фантазий. Философия позволила направить мощь человеческого воображение на построение систем, связывающих научные и повседневные знания, добытые человеком в трудной борьбе с природой и обстоятельствами. 4. Из чего возникла философия? Из вышесказанного ясно, что философия возникает в процессе упрощения мифа. Таким образом, одним из источников философии является мифология. Но философия использует не все мифы. Философия опирается только на те мифы, которые содержат мировоззренческие вопросы: о началах и причинах мироздания, о происхождении зла и добра, о сущности человека и т.д. Другим источником философии являются объективные знания, которые человек приобрел в процессе практической, предметно-преобразующей деятельности. Это – математические знания, знания о природных явлениях, знания о природе человека и т.д. Третьим источником философии является народная мудрость, кристаллизованная в пословицах и поговорках. Это житейские истины, являющиеся результатом жизненного опыта целых поколений людей. Моральная философия, философская антропология будут черпать из этих источников свои принципы и постулаты. (Деятельность семи мудрецов в Древней Греции). Тема 3. Философия Древнего Китая
18-12 до / Шан Инь 12-8 до /Западное Чжоу 8-6 до / Лего. Восточное Чжоу. Отдельные государства. Период зарождения философии. 480-246 до / Период сражающихся царств. Чжаньго. Золотой век китайской философии. 246-206 до / Империя Цинь. 206 до – 2 в н.э. / Империя Хань.
Пятикнижье «Шу-цзин» ( «шу» – речь, указ, клятва, обращение). Ши-цзин И-цзин Ли-цзин Чунь цю
Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.) из царства Лу. Лунь юй. Центральная тема: отношение правителя «вана» и Неба. Небо наделяло «вана» магической силой «дэ», и правитель упорядочивал «Поднебесную». К. полагал, что каждый человек способен обрести «дэ» и быть ответственным за положение дел в государстве. «Дэ» означало достоинство, добродетель. Следование по пути «Дао» обеспечивает человеку накопление «дэ». Благородный муж «цзюнь-цзы» обладает качествами: «жэнь» – гуманность, «и» – справедливость, «чжи» – знание и «ли» – ритуал. Знание означает знание того, что должно делать и что не следует делать. «Ли» предписывает человеку следование правилам благопристойности, вносящими в каждое человеческое действие меру и упорядоченность. Достижение гармонии – общий принцип природы и поведения людей для К. Правильное поведение означает постоянный самоконтроль, подчинение культурной норме отдельного человека. Стандарт культурного поведения задан предками, совершенными правителями древности (Яо, Шунь). Конфуцианство сформировало уникальный образ китайской цивилизации. Мэн-цзы (372-289 до н.э.). Книга в 7 гл. Концепция о прирожденной доброте человека. Каждому человеку свойственны: сострадание – основа человеколюбия, чувство стыда и негодования – основа справедливости; чувство уважения и почтения – основа ритуала; чувство истины – основа познания. Сюнь-цзы. (298-238 до н.э.) Концепция о злой природе человека. Стремление к наживе и алчность – врожденные качества человека. Обуздать злую природу человека может только культура, воспитание и самовоспитание. «Общество, – по словам Сюнь-цзы. – возникло тогда, когда совершенномудрые после долгих размышлений и изучения действий людей, ввели нормы ритуала, понятие долга и создали систему законов». Самое сложное состоит в том, чтобы придать обществу единство: привить равным от природы людям мысль о необходимость социального неравенства. Именно благодаря единству слабые от природы люди превзошли животных. Легизм. «Фа-цзя». Шан Ян. Ум в 338 до н.э. Наказание как принцип управления. Хань Фэй-цзы «конфуцинацы культурой подрывают законы». Лао-цзы . «Даодэцзин». Концепция Дао. Принцип недеяния. Тема 4. Философия Древней Индии
Веды: Ригведа, Самоведа, Яджурведа (жертвенные формулы и изречения), Атхарваведа ( 700 заговоров на все случаи жизни). Веды, самхиты, Боахманы, Араньяки, Упанишады.
Список тем контрольных работ по философии
Требования к контрольной работеКонтрольная работа выполняется в напечатанном виде. Поля: левое, правое, верхнее – 2 см; нижнее – 3 см. Нумерация страниц – внизу. Интервал – полуторный. Шрифт Times , 14. Титульный лист (по центру: контрольная работа по философии – ниже по центру фамилия, имя и отчество студента, № группы, ниже по центру указать кафедру и специальность). Объем – до 15 стр. Вопросы к экзамену
Литература
Петрова Мария ВладимировнаФИЛОСОФИЯ Методическое пособие для студентов заочного отделения Подписано в печать . Формат Бумага офсетная. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ № Отпечатано с готовых оригиналов в издательстве ИжГТУ Лицензия РФ ПД № 00525 от 28. 04. 2000 Типография Ижевского государственного технического университета 426 069, г. Ижевск, Студенческая, 7 1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986. – С. 309. |
|