Методическое пособие для студентов заочного отделения ижевск 2007 М. В. Петрова философия методическое пособие для студентов заочног - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Математика» предназначено... 1 194.6kb.
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения юридического... 1 254.41kb.
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под... 7 2650.31kb.
Основы формальной логики 1 353.81kb.
Утверждено на заседании отделения кафедры 2008г. Зав кафедрой гд 1 70.03kb.
Методические указания для студентов 2 курса заочного отделения специальности... 3 626.53kb.
Пояснительная записка Приведенные ниже практические задания рассчитаны... 1 87.07kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... 1 423.06kb.
Учебно-методическое пособие по проведению тестирования по дисциплине... 1 417.26kb.
Программа и контрольные задания (для студентов заочного отделения... 1 289.29kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 1 403.92kb.
Теорема пифагора 1 97.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методическое пособие для студентов заочного отделения ижевск 2007 М. В. Петрова философия - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Петрова М. В.


ФИЛОСОФИЯ
Методическое пособие для студентов заочного отделения

ИЖЕВСК


2007

М. В. ПЕТРОВА


ФИЛОСОФИЯ
Методическое пособие для студентов заочного отделения

Рецензент:

д.ф.н., профессор Родионов Б. А.

Утверждено на заседании кафедры философии ИжГТУ 18 января 2007 г.

Протокол № 5.

Тема 1


Предмет и специфика философии


  1. Предмет и цель философии. Определение термина "философия".

  2. Философия и мировоззрение.

  3. Специфика философского знания.

  4. Философия как одна из форм общественного сознания.

  5. Структура философского знания.

  6. Типология философского знания.

  7. Функции философии.

  8. Роль философии в духовной и материальной жизни общества.




  1. Определение термина "философия". Цель и предмет философии.

Философия возникла в VII-VI веках до н. э. одновременно на территориях Древнего Китая, Древней Индии и Древней Греции. Процесс происхождения философии является самостоятельной проблемой, и мы рассмотрим это позже, в лекциях по истории философии.

В переводе с греческого термин "философия" означает любовь к мудрости. Первым, кто использовал слово "философ", был Пифагор (580-500 до н.э.). На вопрос Леонта, флиунтского тирана, кто он такой, Пифагор ответил: "Философ", что значит "любомудр". Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы до единой только истины".1 Они называются философами – любителями мудрости, а не софосами – мудрецами, утверждал Пифагор, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.

В качестве особой науки ее впервые выделил Платон (428/427 – 347 до н.э.), утверждавший, что начало философии – удивление, а ее задача – познание вечных и абсолютных истин – эйдосов – идей.

По мнению Аристотеля (384–322 до н. э.), предметом философии являются сверхчувственные начала и причины бытия.

Древнегреческий философ Эпикур (341–270 до н. э.) считал, что философия должна излечивать человеческие страдания, указывать путь к достижению счастья.

Иначе понимали предназначение философии софисты – древнегреческие учителя мудрости. Они полагали, что мудрость состоит не столько в постижении истины, сколько в искусстве ее доказательства.
В настоящее время нет единого определения понятия философии. Понимание предмета философии связано с социально-историческими условиями, которые, как известно, меняются. Нельзя также просто суммировать все существовавшие трактовки предмета философии, чтобы получить ее современное определение. Наиболее адекватным определением, отражающим специфику философии на современном этапе, нам представляется следующая дефиниция.
Философия – это особая форма культуры, наряду с мифом, искусством, идеологией, наукой и религией. Цель философии – понимание окружающего нас мира и нас самих. Философия познает окружающий мир специфическим способом – она ищет наиболее общие, фундаментальные свойства и законы бытия, представляя мир как целое.

В качестве особого типа знания, философия – это совокупность учений о началах, принципах, законах, структуре и смысле бытия в целом и его отдельных частей: природы, общества, человека, Бога.

Философия может быть рассмотрена с разных сторон:


  • Философия как особый тип знания

  • Философия как вид духовной деятельности

  • Философия как форма общественного сознания

  • Философия как форма, элемент культуры

  • Философия как тип мировоззрения.

Философия – особый вид духовной деятельности человека. Она – основа различных типов мировоззрения. Философия является одной из форм рационального знания, использующая свой особый язык. Обязательными элементами философского знания являются категории, принципы и идеи. Категории – это понятия предельной общности, например, понятие «материя», «идеальное», «пространство», «свобода», «возможность» и т.д.

Нередко философия использует язык искусства – образы, символы и мифы для выражения содержания тех или иных идей.

Так как целью философии является понимание окружающего мира, обнаружение смысла бытия, то исходной формой философствования является вопрос: Что есть это?

Отвечая на вопрос: что есть это? – Что есть мир? Что есть Бог? Что есть человек? Что есть истина? Что есть красота? Что есть любовь? Что есть жизнь? и т. д., философ всегда изображает предмет как идеализированный объект. Например, «человек» в рамках философии – это идеализированный объект, а не эмпирический человек. Все, что говорит тот или иной философ о человеке, формирует определенный смысл понятия «человек» на основе процедур абстрагирования и идеализации, используемых и в науке.


Предметом, основной проблемой, основным вопросом философии является проблема бытия.

Объект философствования – это окружающий нас мир во всем его богатстве и разнообразии. Но предмет философии – бытие.

Слово «бытие» многозначно. В обыденном сознании «бытие» означает существование, причем любое – мира в целом, отдельных его элементов. Человек убежден, что мир есть, существует. Это убеждение основано на повседневном опыте. Наличное многообразие мира есть результат предшествующего многообразия мира. Настоящее – результат прошлого.

В философии бытие – это проблема, это задача, которую надо решить, это теорема, которую нужно доказать. Например, имеет место вопрос: в чем единство наличного многообразия, где его основа. Это аспект проблемы бытия.

Человек заметил, что помимо осязаемых предметов и процессов, находящихся вокруг него, существуют мысли, идеи, представления, чувства, которые находятся внутри него. Человек осознает, что мир материального и мир идеального принципиально отличаются друг от друга. Нельзя потрогать мысль руками, нельзя взвесить два килограмма счастья в магазине, нельзя одновременно оказаться в двух точках пространства и т.д. Какова природа идеального? – Это еще один аспект проблемы бытия.

Сколько основ существования – одна, две или более? Существует материальное единство мира: мир идеального возникает из и на основе материального мира? или существует идеальное единство мира: материальный мир возникает из и на основе мира идеального? Или, может быть, у мира две основы – материальное и идеальные бытие, и они равноправны? Это тоже аспекты проблемы бытия.

В зависимости от решения проблемы бытия, все философские системы делятся на монистические и плюралистические. В рамках монистических философских систем признается одно начало мира. Материализм усматривает в качестве начала и основы мира материю. Идеализм полагает идеальное в качестве основы и начала мира. Различают объективный идеализм, который полагает началом мира объективное идеальное, которое существует до и наряду с субъективным идеальным и материальным миром, например Бог, Абсолютная Идея и т.д. Субъективный идеализм рассматривает субъективное идеальное в качестве начала и основы мира, речь идет о "моем Я", "моем сознании", "моих ощущениях" как началах мира.

Плюралисты полагают, что основ мира две или более. Философы, признающие две основы существования мира, называются дуалистами.

Решение проблемы бытия опирается на поиск не только основ и начала мира, но и предполагает реконструкцию процесса происхождения мира, его генезис, ставится вопрос о структуре мира и его целостности и др.

Кроме того, решение проблемы бытия в философии может включать аспект возможного бытия, потенциального бытия, бытия будущего, небытия, инобытия и т.д.

В результате бытие описывается в философии в разных аспектах, в разных смыслах и получаются в философии разнообразные онтологии – теории бытия.


  1. Философия и мировоззрение

Возникновение философии 2,5 тысячи лет назад было связано с появлением новых мировоззренческих ориентиров человека патриархального общества. С изменением мировоззрения общества в целом меняется и философия. Смена систем мировоззрений происходит тогда, когда накопившиеся в обществе проблемы не решаются традиционными, "старыми" способами. В этом случае новый взгляд на вещи позволяет найти новое измерение бытия или новый смысл бытия и на этой основе продолжить развитие. "Новый взгляд на вещи" формирует в обществе новые универсалии культуры, "новые идеи", которые рождаются обычно в социальной борьбе, в период жестоких кризисов, в гуще народного сознания, затем они превращаются философами в философские системы и категории. Любая новая философская система "вызывается к жизни" для решения какой-то фундаментальной проблемы "своего" исторического времени; решая это проблему, философия по-новому объясняет смысл бытия. В дальнейшем, развивая те или иные философские системы, можно открыть новый смысл бытия, выдвинуть новую идею, которая намного опередит "свое" время. Развитие философии, таким образом, с одной стороны, детерминировано общественным развитием, изменением в мировоззрении, в основаниях культуры общества, с другой стороны, развитие философии определяется внутренней логикой, существующей в философских системах.

Поскольку в тексте лекции мы часто использовали термин мировоззрение, определим его.


  • Мировоззрение – это система наиболее общих представлений о мире в целом, определяющая отношение человека к природе, обществу и самому себе. Мировоззрение – это тот элемент сознания, души человека, который придает им целостность, определяет цель и смысл жизни. Мировоззрение опирается на определенную картину мира. Структура мировоззрения включает четыре уровня.

    • Уровень мироощущения. Мировоззрение всегда эмоционально окрашено, так как оно является частью человеческой души. Палитра эмоций разнообразна. В предельных случаях мировоззрение может быть оптимистическим и пессимистическим, эмоционально ярким и эмоционально приглушенным. (Уровень чувств).

    • Уровень мировосприятия. Это совокупность всех знаний, какими располагает человек (научные знания, обыденные знания, художественные знания, религиозные знания и т.д.). (Уровень рассудка и разума).

    • Уровень миропонимания включает шкалу ценностей и идеалов, на которые ориентируется человек. Это индивидуально личностные представления о добре и зле, о приемлемом и недопустимом, о прекрасном и безобразном, о том, к чему следует стремиться. (Уровень разума и веры).

    • Уровень программ и целей жизнедеятельности, на котором располагаются модели активности человека и формируется практическое отношение человека к миру. В предельном случае – это активное и пассивное отношение к окружающему миру. ( Уровень разума, веры и воли).

Мировоззрение наряду с характером определяют тип личности, на основе мировоззрения формируются жизненная позиция человека, его поведение и жизнедеятельность в целом.

Носителем мировоззрения может быть отдельный человек, социальная группа, или общество в целом на определенном этапе его развития. Например, мы можем говорить об индивидуальном мировоззрении какого-то человека – Иванова Ивана Ивановича; о мировоззрении социальной группы – мировоззрении врача, ученого, художника, юриста или о мировоззрении общества эпохи Возрождения.

Таким образом, мировоззрение – это субъективный образ мира, опирающийся не только на знания, но и на систему убеждений, на элементы веры и воли человека. Ядром мировоззрения являются идеалы и ценности, которые определяют отношение человека к природе, обществу и самому себе, задают смысл и цель его жизни.

Существует несколько типов мировоззрения на основе различных картин мира:


      • мифологическое мировоззрение,

      • религиозное мировоззрение,

      • научное мировоззрение,

      • художественное мировоззрение,

      • философское мировоззрение,

      • обыденное мировоззрение.

Необходимым элементом мировоззрения является общая картина мира – целостное представление о мире, которое формируется на основе известных человеку знаний, почерпнутых им из науки, религии, искусства, повседневного опыта, средств массовой информации и т.д. Общая картина мира – это синтез чувственного и рационального уровня сознания, это результат процессов мироощущения, мировосприятия и миропонимания.

Хотя сами по себе знания могут носить объективный характер, например закон Ньютона или таблица умножения, но как элемент мировоззрения эти знания приобретают субъективный характер и становятся убеждениями, так как тот или иной человек признает таблицу умножения и закон Ньютона, т.е. верит, что дважды два – четыре, и верит в то, что существует закон всемирного тяготения. Например, определенный человек знает (убежден), что живет на Земле, на планете, которая вращается вокруг Солнца, кроме него существуют и другие живые существа. Все люди смертны, могут быть подвержены болезням. Человек может страдать, любить, бороться. В мире существует добро и зло и т.д. Таким образом, убеждения составляют содержание любого мировоззрения.


  • Под убеждениями мы понимаем утверждения и представления, истинность которых очевидна и несомненна для субъекта, являющегося носителем этих убеждений.

Ядром любого мировоззрения являются идеалы. Идеал – это образ совершенства. В системе мировоззрения того или иного человека определенный объект признается совершенным объектом. Это может быть все, что угодно, – совершенная игра на скрипке, совершенная любовь, совершенное тело, богатство, слава, благородство и т.д.. Идеал – это то, к чему мы стремимся осознанно или неосознанно; то, чем мы восхищаемся, перед чем преклоняемся; то, чего мы страстно желаем.

Несомненно, что в системе мировоззрения убеждения и идеалы определяют систему ценностей.




  • Ценности – это явления и предметы окружающего мира, как материальные, так и идеальные, признаваемые человеком, социальной группой, обществом за благо.

Приведем пример. Так, если человек стремится стать священником, он будет предпочитать аскетизм, избегать суеты, ценить духовное бытие выше материального и т.п.

Философия как форма мировоззрения включает в себя разнообразные типы мировоззрения: материализм, идеализм, позитивизм, марксизм, рационализм, иррационализм, мистицизм, эмпиризм и т.д.


  1. Специфика философского знания

Философия может рассматриваться как совокупность учений, то есть знание. Но философия – особый вид знания.



  • Знание – это закрепленные в форме языка образы, понятия, суждения, умозаключения, теории, идеи, гипотезы, ощущения, восприятия, представления, чувства, полученные на основе отражения в сознании человека объективного и субъективного мира.

  • Язык – это система знаков, имеющих значение.

  • Знак есть материальный, чувственно воспринимаемый объект, который представляет другой объект; например слово "дерево" обозначает реальный объект, у которого есть крона, листья, ствол; у слова "дерево" этого ничего нет.

  • Значение – это содержание, связываемое с тем или иным знаком. В лингвистике под значением понимают смысловое содержание слова. В логике и семиотике под значением языкового выражения понимают тот предмет или класс предметов, который обозначается эти выражением (это предметное или экстенсиальное значение). Смысл выражения, его смысловое или интенсиональное значение – это мыслимое содержание, заключенная в выражении информация. Например, предметным значением выражений "Афанасий Петрович Щукин" и "мой папа" является один и тот же объект, в то время как смысловое значение этих выражений будет различно.

Являясь знанием, философия обладает спецификой. Чтобы понять ее, необходимо сравнить философию с другими видами знания. В настоящее время рассматривают:

  • повседневное (обыденное) знание, основанное на здравом смысле и личном жизненном опыте;

  • научное знание, системное и обоснованное и объективное, полученное на основе теоретических обобщений, опытов, наблюдений и экспериментов;

  • вненаучное знание (религия, магия, мистика, мифология, паранаучное знание – астрология, алхимия, экстрасенсорика – ясновидение, телепатия. телекинез; псевдонаучное знание – учение о приведениях, снежном человеке и т.д.). Этот тип знания опирается на интуицию, практику экстаза, непосредственное общение с Богом. Магия, например, утверждает существование сверхъестественного воздействия на эмпирический мир. Оно основано на представлении о скрытой связи всех вещей и, соответственно, на возможности воздействия одних вещей на другие путем выявления механизма их сакральной (божественной) связи.

Серьезной проблемой является проблема различия философского знания и научного. Эта проблема широко обсуждалась в рамках философии позитивизма на протяжении последних ста лет. Кроме того, в марксизме философия определялась как наука. В философских словарях и учебниках советского периода можно было найти следующее определение: "Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления". Более того, на протяжении всей истории существовала теснейшая связь между научными знаниями и философией. В период Античности философия играла роль теории для научного знания. Знания по математике, физике, биологии, психологии были включены в содержание философских концепций. В Новое время философия играла роль науки наук, предлагая развивающемуся естествознанию общенаучные методы исследования – метод дедукции, открытый Рене Декартом и метод индукции, созданный Фрэнсисом Бэконом. Наконец, Гегель создал диалектическую логику в качестве универсальной, общенаучной методологии.

В настоящее время признано, что научное знание объективно, общезначимо и системно. Научное знание всегда обосновано, доказано логически или эмпирически, то есть истина представлена не только как результат исследования, но и как процесс. Научное знание системно организовано, развивается в виде теорий.

Философское знание, в отличие от научного, не является объективным, общезначимым, то есть, нет такой философской теории, с которой согласилось бы все сообщество философов в какой-то исторический отрезок времени. Поэтому философское знание всегда плюралистично, персонифицировано. Одновременно существуют противоположные по содержанию, альтернативные философские системы, которые считаются "истинными".

Принципиально различны модели развития науки и философии. В науке происходит движение от теорий с меньшим эмпирическим содержанием к теориям с большим эмпирическим содержанием. Поэтому новая теория вбирает в себя все самое лучшее, что было в старой теории. Старая теория обычно выглядит как частный случай новой теории. Иначе обстоит дело с развитием философии. Появление новой концепции не обесценивает содержание предшествующей, например, система Гегеля не отменяет философию Канта, Ницше не опровергает Фейербаха. Развитие философии кумулятивно: каждая "новая" философия лишь добавляется к массе ранее созданных концепций. Каждая новая философия открывает новый смысл бытия, отражает новую систему мировоззрения.

Философские теории не могут быть эмпирически обоснованы в ходе отдельного эксперимента или опыта, но это не значит, что философское знание не обосновано вообще. Обоснование философского знания строится на основе интерпретации высказанных философских тезисов на материале всей культуры человечества.

Таким образом, "истинность" философской концепции является специфической.. Философская теория отражает определенный смысл бытия, детерминированный социально-историческими условиями, и он не является общеобязательным.

Итак, философия и наука имеют сходство, обе относятся к рациональному типу знания, но философское знание необъективно, плюралистично, не ограничено эмпирическим и логическим обоснованием; научное знание – объективно, всеобще, логически, эмпирически обосновано.

В отличие от магии, религиозного, мистического типов знания, философское знание рационально. Философ оперирует понятиями. Тезисы, которые он выдвигает в качестве утверждений, философ стремится обосновать и доказать, не принимая на веру никакие положения.

Рациональное философское знание представляет собой систему категорий и принципов, в которых развертывается содержание определенной идеи. Эти системы в философии называются теориями или концепциями.



  1. Философия как одна из форм общественного сознания

Поскольку выше мы определили различие философии и науки, начнем анализ форм общественного сознания с науки.



  • Наука – это социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, целью деятельности которых является получение, распространение и применение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Отличие философии от науки нами определено. Необходимо сказать, что фундаментальные вопросы развития науки исследуются в рамках философии науки, частью этого направления являются исследования философских проблем естественных, общественных, технических и гуманитарных наук.
Посмотрим на взаимоотношения философии с другими формами общественного сознания.

  • Мораль как форма общественного сознания представляет собой моральное сознание. Оно отражает не правовые нормы поведения, общения и взаимоотношений людей, которые поддерживаются и регулируются общественным мнением и духовными авторитетами. Моральные нормы – это неписаные законы поведения, воспроизводимые социальным организмом на основе традиций, обычаев и привычек. В моральное сознание включают так же нравственные понятия – «добро», «зло», «совесть», «честь», «справедливость», «счастье»; и нравственные правила – не убий, не укради и т.д. Моральное сознание отражает так же те качества личности, которые придают ей нравственный характер – это добродетели: доброта, милосердие, сострадание, скромность, честность и т.д. Моральное сознание включает обязательно и моральные идеалы – образы морального совершенства, например образ благородной личности, или образ совершенно мудрого, или образ всесторонне развитой личности, образ аскета, преданного Богу и т.д.

Философия не занимается конкретными нормами нравственного поведения, но нравственное бытие как фрагмент социального бытия она исследует. Этим занимается специальная философская наука этика.


Право как форма общественного сознания представляет собой совокупность норм поведения и норм социальных отношений, зафиксированных в "писаных" законах и других документах, охраняемых силой государства. Нормы права опираются на государственное принуждение, этим они отличаются от норм морали.

Философия, как и в случае с моралью, не занимается законотворчеством и не касается конкретных правовых норм. Но право, как фрагмент социального бытия и общественного сознания, она исследует. Соответствующий раздел философии называется философией права. До революции в российских университетах курс философии права читался на юридических факультетах.



  • Религия как форма общественного сознания представляет собой веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, которые влияют на его жизнь и мир в целом. Религиозная вера в отличие от других типов веры предполагает исполнение соответствующих ритуальных действий в рамках культа того или иного бога. Объекты веры, постулаты веры не могут подвергаться критике верующими, так как они признаются священными объектами. Положения религиозной веры выражаются в форме догматов – тезисов, критика которых запрещена. Отступление от канонов (догм) веры или нарушение культа называются ересью.

Философия, в отличие от религии, не носит догматического характера. Постулаты философских концепций подвергаются критике, обязательно доказываются. Конечно, существует религиозная философия, которая называется теософией. В теософских системах средствами философии обосновываются религиозные догматы, но истинность самих догматов признается изначально. В то же время в рамках философии существуют концепции, которые занимаются критикой религии, это атеистические философские системы. Причем первые атеистические концепции возникли одновременно с первыми философскими системами.

  • Политика как сфера общественного сознания представляет собой систему распределения и осуществления власти внутри государства и между государствами. Важным элементом политики является идеология – совокупность идей, идеалов, программ, выражающих интересы и цели определенных социальных групп.

Философия не формулирует отдельные политические программы, но анализирует и исследует феномены политического бытия и политического сознания. Область философии, которая занимается фундаментальными проблемами политики, называется философия политики или политическая философия.


  • Искусство как форма общественного сознания представляет собой мир художественных образов, отражающих окружающую действительность через призму субъективного мировоззрения художника средствами слова, звука, красок, формы, движения и т.д. Искусство обращено к душе человека и отражает определенное, эстетическое отношение человека к миру. Предназначение искусства – вызывать те или иные чувства, пробуждать эмоциональную сферу человека. Главное, что должно делать искусство, – это волновать. Действительно, чем-то человек восхищается, что-то ввергает его в ужас. Вся область эмоциональных отношений, сфера прекрасного и безобразного, комического и трагического, отражаются в сфере искусства.

Философия не занимается отдельными видами искусства, но исследует наиболее фундаментальные свойства мира искусства в целом, соответствующая философская дисциплина называется эстетикой.



  1. Структура философского знания

С самого начала возникновения философии структура философского знания менялась. Еще Аристотель делил философию на теоретическую, цель которой – знание ради знания; практическую, цель которой – знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель которой – знания ради творчества. Теоретическая философия подразделялась на физическую, математическую и первую философию. Физическая философия изучала то, что существует отдельно, и движется. Математическая философия изучала то, что не существует отдельно, т. е. существует в абстракции и неподвижно. Первая философия изучала начала и причины бытия.

К практической философии Аристотель относил этику и политику. К пойетической философии – риторику и поэтику. Логику Аристотель считал обязательным введением ко всему комплексу наук.

Стоики выделяли в философии физику (натурфилософию), этику и логику. Это деление сохранилось и в философии Средних веков.

В настоящее время, помимо истории философии, принято выделять теоретическую философию и практическую философию.

К теоретической философии относятся:



  • онтология – теория бытия (учение о сущем)

  • эпистемология (гносеология) – теория познания;

  • аксиология – теория ценностей.

В различных изданиях вместо термина эпистемология можно встретить термин гносеология. Но эти понятия совершенно равноценны.

К практической философии относятся: натурфилософия – философия природы; социальная философия – философия, исследующая социальное бытие; философская антропология – философия, занимающаяся проблемой человека. В рамки социальной философии входят: философия экономики, философия права, философия техники, философия политики, этика, эстетика, атеизм, теософия, философия науки, философия культуры, философия истории, логика.

Нужно помнить, что любая практическая философия всегда опирается на какую-то определенную теорию бытия, то есть имеет онтологическое основание.



  1. Типология философского знания

Несмотря на многообразие и разнообразие философских систем, их можно объединить в группы, осуществляя классификацию по тому или иному основанию. Например, если взять за основание исторические этапы развития человеческого общества, мы получим следующую классификацию философских систем.

Философия Древнего мира (6 в. до н.э. – 5 в.) (Философия Древней Греции и Древнего Рима; философия Древнего Китая; философия Древней Индии).

Средневековая философия (2–13 вв.).

Философия эпохи Возрождения (14-16 вв.).

Философия Нового Времени (17 в.).

Философия эпохи Просвещения (18 в. – нач. 19 в.).

Немецкая классическая философия (к. 18 в. – сер. 19 в.).

Философия 19 века.

Современная философия (20-21 вв.)

Если взять за основание классические теории бытия, то философские системы распадутся на материалистические и идеалистические системы. Если взять за основание классификации неклассические теории бытия, то философские системы разделятся на рационалистические и иррационалистические. Если мы возьмем за основание классификации отношение к науке, то некоторые философские системы будут отнесены к сциентизму, направлению, признающему развитие науки в качестве положительного факта человеческого прогресса. Другие философские системы будут отнесены к антисциентизму. Они, соответственно, отрицательно оценивают роль науки в человеческой цивилизации.

Устойчивой единицей развития философского знания является философская система, философская концепция, философская теория. Все три термина – синонимы. Любой крупный философ создает свою собственную оригинальную философскую систему. Она может включать одну или несколько философских концепций. Если у философа есть ученики и последователи, которые придерживаются основных положений его философской системы, образуется философская школа. И мы говорим: такой-то философ – платоник, или стоик, или эпикуреец; а соответствующие философские школы называем платонизм, стоицизм, эпикуреизм и т.д.




  1. Функции философии

Специфику и предмет философии нельзя раскрыть полно, если не назвать ее функции.

Во-первых, это мировоззренческая функция, основная. Как мы уже говорили – философия есть теоретический фундамент мировоззрения, кроме того, изменение в мировоззрении общества ведет к изменению стиля философствования, к возникновению новых философских систем.

Во-вторых, это аксиологическая функция философии, теснейшим образом связанная с мировоззренческой функцией. Философия исследует весь спектр ценностей, которыми пользуется человек, и формирует его ценностную ориентацию.

В-третьих, это гносеологическая (познавательная) функция, так как философия представляет собой определенные знания о мире.

В-четвертых, это методологическая функция. Исследуя процесс познания в целом и методы конкретных наук в частности, философия создает свои собственные методы, которые являются универсальными, всеобщими.

В-пятых, это интегративная функция. В философии при создании концепций бытия используются предельно общие понятия – категории. На основе категорий осуществляется синтез знания посредством соответствующих понятий меньшей степени общности, которые являются конкретизациями данных категорий в отдельных областях знания. Например, философская категория развития может быть интерпретирована на основе понятий эволюции в биологии или астрономии. Философская категория времени связана с понятием времени, используемом в физике и т.д.

В-шестых, это критическая функция. Принцип "подвергай все сомнению", вошел в плоть и кровь философии с древнейших времен.

В-седьмых, это идеологическая функция философии. Философия вырабатывает и обосновывает различные политические общественные идеалы.

В-восьмых, это практическая функция философии. Если определенная философия претендует на выработку программы действий, программы преобразования действительности, то, без сомнения, она может оказать влияние и изменить социальную действительность. Наиболее полно практическая функция философии реализуется через этику и философию политики.

8. Роль философии в духовной и материальной жизни общества
На протяжении всей истории человечества философия играла очень важную роль. На заре цивилизации философия помогла человечеству повзрослеть, освободиться от иллюзий мифологического сознания, уйти из страны детства. С этого времени процесс рефлексии, самосознания человечества не прекращался ни на минуту. На каждом новом историческом этапе развития общества философия открывала все новые и новые смыслы бытия.

Понимание мира на основе созерцания, наивный материализм, наивный идеализм и наивная диалектика древних уступают в Средние века место религиозному мироощущению. Философия постигает глубины веры. В эпоху Возрождения великие географические открытия, возникновение капитализма вносят в повестку дня проблему деятельного человека, появляется гуманизм – новое философское учение. В Новое время философия стимулирует развитие опытной науки. Философы, формулируя общенаучные методы исследования, выражают новое научное мировоззрение. В эпоху Просвещения в лоне философии формируются идеи грядущих социальных буржуазных революций.

В XIX веке философия открывает новое измерение бытия на основе теории развития, принципов диалектики. Философия в рамках марксизма представляет грандиозный проект революционного преобразования мира, построение коммунистического общества без эксплуатации человека человеком, без частной собственности, на основе социального равенства и духовного братства. Труд впервые в истории человечества должен был превратиться из необходимости в жизненную потребность каждого человека, а всестороннее и свободное развитие каждого человека должно было стать условием всестороннего и свободного развития всех.

Во второй половине XIX века философия постигает мир иррационального, исследуя феномены воли и бессознательного. В ХХ веке философия осмысливает феномен НТР, успехи кибернетики, выход человека в космос, открывает новые смыслы человеческой свободы в рамках экзистенциализма, феноменологии.

В настоящее время перед человечеством стоят сложнейшие проблемы выживания: комплекс экологических проблем; проблемы голода, нищеты, безработицы, безграмотности населения; проблемы, связанные с ростом насилия и агрессивности в мире; проблемы, порождаемые продолжающейся гонкой вооружения; проблемы, детерминированные сложным и противоречивым процессом глобализации. Все это многообразие современного мира отражается в философской рефлексии. В новых философских системах философы стремятся определить новые направления деятельности, новые измерения бытия, чтобы человечество могло продолжить свое поступательное развитие.

ТЕМА 2


Проблема происхождения философии

Для освещения проблемы происхождения философии необходимо ответить на ряд вопросов:



  1. Когда возникла философия?

  2. Где возникла философия?

  3. Как возникла философия?

  4. Из чего возникала философия?

1. Ответим на первый вопрос, тем более, что он не вызывает трудностей. Философия возникла на рубеже 7-6 вв. до нашей эры, в период, когда человеческое общество совершало переход от эпохи бронзы к эпохе железа.


2. Философия возникла одновременно в трех точках человеческой цивилизации – в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. В этих регионах существовали древние государства с развитой, богатой культурой.
3. Ответ на третий вопрос более сложный и потребует больше информации. Важно отметить, что философия как форма культуры появляется позже других. Тем более интересно понять, почему это происходит. До того, как философия возникла, уже существовали такие формы культуры, как мифология, искусство, религия, мораль, право. Существовало и государство. Философия и наука были своеобразным венцом длительной интеллектуальной эволюции человечества. Прежде чем люди начали философствовать, человек научился говорить, придумывать мифы, создал искусство, научился молиться, создал различные системы веры, научился считать, сформировал мировоззрение, научился писать, сочинять законы, регулирующие жизнь государства, выработал моральные нормы поведения.

Очевидно, что философия возникает в условиях мировоззренческого кризиса, когда прежняя картина мира, построенная на основе мифов в рамках государства и религиозных культов, перестала удовлетворять человека. Почему же это произошло?


Формирование мировоззрения – создание целостной картины мира было результатом длительной эволюции. На основе этнографических исследований и древнейших письменных источников мы можем судить о специфике мышления и мировосприятии древнего человека.

Сознание первобытного человека имело свои особенности.

  1. Оно было ассоциативно-образным. Оперировало представлениями на основе воображения и фантазии, а не понятиями.

  2. Древнее сознание было алогичным (нелогичным), так как опиралось на законы воображения и ассоциации, а не причинно-следственные связи окружающего мира.

  3. Оно было эмоциональным и поэтичным. Показательно, что древнейшие тексты всегда имели стихотворную форму.

  4. На основе обобщения жизненного, практического опыта в сознании человека постепенно накапливались объективные знания.

В связи с особенностями сознания древнего человека его мифологическое мировоззрение тоже обладало своеобразной спецификой.


  1. Ему был свойственен антропоморфизм – модель объяснение окружающего мира строилась на основе аналогий с внутренним миром человека. Это была самая простая модель объяснения, объяснение на основе отношений подобия. Например, дерево, река, гора – они подобны человеку. Они чувствуют, думают, действуют. С ними можно вступить в контакт: речевой, эмоциональный, практический. Тем не менее, древний человек чувствовал, что он и внешний мир не тождественны друг другу, и что мир богов не соразмерен человеку. Человек наделял богов человеческими качествами в предельных степенях, например, боги были бессмертны, не старели, обладали невероятной силой, перемещались мгновенно, могли быть одновременно в нескольких местах, перевоплощались во что угодно, могли проникать в будущее и прошлое.

  2. Между миром людей и миром богов существовал промежуточный мир – мир героев. Они рождались от богов и людей и были наделены некоторыми качествами и тех и других. Например, они были смертны, как люди, но обладали невероятной силой и скоростью, как боги.

  3. Вследствие антропоморфизма древнему человеку был свойственен анимизм – представление об одухотворенности всех элементов окружающего мира.

  4. Социоморфизм. Закономерности и связи окружающего мира были представлены в сознании человека как отражение связей внутри родовой общины. Поэтому генетизм – модель порождения одних существ другими – и иерархизм – модель субординации во взаимоотношениях различных существ – стали моделями объяснения жизни богов.

  5. Отношения человека и внешнего мира были противоречивыми. Отношение человека и природы осознавалось как отношение мира людей и мира сверхъестественных существ. С одной стороны, человек осознавал непредсказуемость поведения богов и свою подчиненность высшим силам природы. С другой стороны, в сознании древнего человека присутствовало интуитивно-стихийное представление о связи всего со всем.

  6. Вдохновленный успехами в своей практической деятельности, человек не оставлял надежды оказать воздействие на мир духов, вступить с ними в контакт. Для этих целей служили магия и религия. Религиозные культы строились на ритуалах жертвоприношения. Человек старался задобрить богов и надеялся на их поддержку.

  7. Мировоззрение древнего человека было синкретическим, в нем переплетались элементы объективных знаний, почерпнутых из жизненного опыта, элементы веры, магии и религии, художественно-поэтические образы, представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о справедливом и несправедливом, о должном и неподобающем. И все это в концентрированном виде содержалось в мифе.

  8. Каждый миф представлял собой сюжетный рассказ, имевший начало и конец, воплощавший одну или несколько идей и выполнявший множество функций. Важнейшей функций мифа было объяснение окружающей действительности. Но миф нес не только знания, он учил жизни, давал модели поведения, внушал системы оценок. Он воспитывал и образовывал человека.

К началу третьего тысячелетия до нашей эры возникают первые государства века бронзы (государство Шан-Инь , 18-12 вв. до н.э.; государство Западное Чжоу, 12-8 вв. до н.э. в Китае; Хараппское государство, 25-16 вв. д. н.э. и арийское государство первой половины первого тысячелетия до н.э. в Индии; египетское Древнее царство, государство Шумера-Аккада; ахейские (Критское и Микенское) государства в Греции.

Для государств века бронзы было характерно натуральное хозяйство, господство деревни над городом, предметные деньги, отсутствие частной собственности на землю (вся земля считалась государственной), патриархальное рабовладение, кастовость. Основа социальных отношений – кровно-родственные связи. Постепенно выделяются сословия жрецов и чиновников.

Жизнь в государстве, совместные работы по ирригации и строительству способствовали развитию математических знаний, ремесел, строительного искусства. Вера человека в свои собственные силы укреплялась.

При переходе человечества от века бронзы к веку железа происходят серьезные изменения во всем укладе жизни, меняется образ жизни человека и общества. Формируется частная собственность на землю, бурно развиваются ремесло и торговля, появляются монетные деньги, происходит разложение общины. Кровно-родственные связи уже не играют столь важной роли, возникают отношения имущественного неравенства, социально-классовое расслоение общества, устанавливается господство города над деревней, возрастает роль индивида, возникают новые формы общественной жизни – право, мораль, идеология. Абстрактное мышление получает сильнейший импульс к развитию на основе повсеместного использования математических операций в процессе строительства, земледелия, торговли и путешествий.

Естественно, что прежнее мифологическое мировоззрение разрушается. Оно структурируется, дифференцируется и усложняется. Хотя миф по-прежнему играет важную роль в миропонимании, но ему составляет серьезную конкуренцию философия, которая возникает на рубеже 7-6 в. до н.э.

Философия представляет собой рациональную форму познания мира, она объясняет мир на основе абстрактных понятий. Образы и представления играют в философской картине мира подчиненную роль. Философское знание системно, доказательно. Единственное отличие философского знания от научного – это его характер, философское знание не обладает объективной истинностью, так как представляет собой мировоззрение, точку зрения определенного субъекта – персоны. Оно не является общезначимым, то есть не существует одной единственной, истинной философской теории. В философии всегда существуют несколько концепций, объясняющих один и тот же предмет. Философия изначально плюралистична.

Именно возросшая роль личности, субъекта, по-видимому, привела к появлению философии. Наиболее активные, духовно развитые и творческие личности попытались предложить свою собственную картину мира, оторваться от мифологической и религиозной традиций. Причина такого действия, на наш взгляд, заключалась в том, что философы старались упростить существующую картину мира. Они не ставили цель – разрушить миф или религию. Хотя построение новой, философской картины мира объективно подрывало мифологическое мировоззрение. Кроме того, нередко философы обращались и к прямой критике мифа (Протагор, Ксенофан).

Рассмотрим пример с Фалесом – первым философом и ученым Древней Греции.

Греческая философия возникает как натурфилософия (философия природы). Период становления занимает сто лет, с начала 6 в. до н.э и до 5 в. до н.э.. Все философы этого периода были одновременно и учеными.

Первым ученым-философом был Фалес (624-527 до н.э.), представитель милетской философской школы. Примечательно, что одним из основных его занятий была торговля. В связи с этим он много путешествовал, имел обширные знания в самых разных сферах. Некоторые свидетельства утверждают, что он был строителем мостов, гидротехником, измерителем пирамид и храмов, изобретателем гидравлических часов. В Вавилоне Фалес научился предсказывать солнечные затмения.

Основной темой изысканий Фалеса была натурфилософия. Фалес начал дискуссию о первоначалах мира. Проблема происхождения мира решалась ранее в рамках мифологии. Но Фалес не связан жестко с определенной интеллектуальной традицией, он не является жрецом. Фалес стремится упростить картину мира, которую содержат теогонические мифы. Необходимость упрощения картины мира подвигли Фалеса к созданию абстрактной, простой и стройной картины бытия. Поскольку предложенное решение было новым, не традиционным, необходима была процедура обоснования, доказательства и она появилась.

В мифе не используется процедура доказательства. Потому что миф точно копирует модель действительности. Люди, животные рождают друг друга, и мир создан порождением богов, и иначе быть не может.

Фалес предположил, что имеется одно первоначало – вода. Из воды образуется воздух при нагревании; когда вода выкипает, остается земля. Уголь, земля порождают огонь. Стихии далее порождают все многообразие вещей. В природе все одушевлено. Вода – основа мироздания. Это, по мнению Фалеса, факт: земля окружена водой, когда люди копают землю, они находят воду. Значит, земля как плоский диск лежит на воде. Живое также не может жить без воды.

Получая те или иные знания, Фалес стремился их обосновать, не используя мифологические образы. Например, затмение солнца он связывал с тем, что его заслоняет луна. Землетрясения Фалес объяснял так: землю качает на воде как корабль в бурю, так как земля – это плоский диск, плавающий на поверхности воды. Земля имеет множество пор, которые заполняются водой и когда они переполняются, происходит землетрясение. Существовали и другие объяснения, на основе традиции мифов. Так, землетрясения объяснялись тем, что гекатонхейры, находящиеся в тартаре, иногда начинают сердиться, и их гнев вызывает землетрясение.

Фалес был торговец и путешественник. Милет был торговым центром, греческой колонией, где кипела жизнь многоязычного города. Там сталкивались люди разных культур, происходил свободный обмен мнениями. Там существовала возможность свободы от традиции, и Фалес с его учениками были свободны, свободны от храмовой традиции. Именно поэтому, на наш взгляд, возникает новый тип мышления – философия, использующая процедуру доказательства. Не связанность с традицией требовала иных оснований истинности, и они появились – различные типы доказательств: приведение к очевидности, апелляция к жизненному опыту, строгие дедуктивные построения и др.

Прежняя мифологическая картина мира была слишком громоздка. В ней присутствовало множество богов, чьи функции часто пересекались, дублировались, и это серьезно затрудняло объяснение и понимание окружающей действительности.

Построение философских, не мифологических картин мира, закономерным образом втягивало в орбиту философии все больше и больше научных, не мифологических знаний. В дальнейшем развитие философии на новой основе дискуссий и доказательств окрепло и стремительно развивалось в условиях древнегреческой демократии в Афинах.

Таким образом, ответ на вопрос: как возникла философия, сводится к следующим положениям.


  • Философия возникла в результате настоятельной необходимости создать новую картину мира, соответствующую новым процессам в экономической, политической и духовной сферах жизни древнего общества.

  • Разрыв с традицией мифа заставил философов использовать процедуру доказательства для построения картины мира. С этого времени доказательство становится неотъемлемой частью философствования и философии, а философское знание приобретает свойство логической системности.

  • Мифологическая картина мира была очень громоздкой, функции и роли богов были многочисленными, часто дублировали друг друга, это вносило путаницу в сознание человека. Философская картина мира была упрощением мифологической картины мира. Исходные детали бытия наделялись минимальным количеством свойств, генезис мира представал как простой механизм взаимодействия сил. (Например, у Эмпедокла это силы любви и вражды, у Анаксагора – это Нус, мировой ум и т.д.)

  • Упростить исходную мифологическую модель мира можно по-разному. Поэтому изначально природа философии плюралистична. Уже в милетской школе и у Гераклита показаны четыре модели бытия. В каждой определено свое первоначало мира и свой механизм его функционирования. У Фалеса – это вода. У Анаксимандра – апейрон (беспредельное), которое выделяет из себя теплое и холодное, влажное и сухое, что приводит к образованию четырех стихий. У Анаксимена – это воздух, который может сгущаться и разряжаться, образуя многообразие окружающего мира. У Гераклита – это огонь, подвижная субстанция, определяющая постоянную изменчивость вещей, содержащих противоположные свойства и пронизанных противоречиями.

Подведем итог. Возникновение философии – длительный и многогранный процесс, обусловленный объективными и субъективными факторами исторического развития человечества. Появление философии – факт закономерный и позитивный, так как философия способствовала росту самосознания человека и позволила ему выйти из мира детских фантазий. Философия позволила направить мощь человеческого воображение на построение систем, связывающих научные и повседневные знания, добытые человеком в трудной борьбе с природой и обстоятельствами.
4. Из чего возникла философия? Из вышесказанного ясно, что философия возникает в процессе упрощения мифа. Таким образом, одним из источников философии является мифология. Но философия использует не все мифы. Философия опирается только на те мифы, которые содержат мировоззренческие вопросы: о началах и причинах мироздания, о происхождении зла и добра, о сущности человека и т.д.

Другим источником философии являются объективные знания, которые человек приобрел в процессе практической, предметно-преобразующей деятельности. Это – математические знания, знания о природных явлениях, знания о природе человека и т.д.

Третьим источником философии является народная мудрость, кристаллизованная в пословицах и поговорках. Это житейские истины, являющиеся результатом жизненного опыта целых поколений людей. Моральная философия, философская антропология будут черпать из этих источников свои принципы и постулаты. (Деятельность семи мудрецов в Древней Греции).

Тема 3. Философия Древнего Китая





  1. Периодизация истории Древнего Китая.

18-12 до / Шан Инь

12-8 до /Западное Чжоу

8-6 до / Лего. Восточное Чжоу. Отдельные государства. Период зарождения философии.

480-246 до / Период сражающихся царств. Чжаньго. Золотой век китайской философии.

246-206 до / Империя Цинь.

206 до – 2 в н.э. / Империя Хань.



  1. Предфилософия Древнего Китая.

Пятикнижье «Шу-цзин» ( «шу» – речь, указ, клятва, обращение).

Ши-цзин


И-цзин

Ли-цзин


Чунь цю


  1. Основные философские течения Древнего Китая

  • Конфуцианство

  • Легизм «Фа цзя»

  • Даосизм

  • Моизм

  • Школа имен «Мин цзя»

  • Натурфилософия «Инь Ян»

  1. Конфуцианство.


Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.) из царства Лу. Лунь юй.

Центральная тема: отношение правителя «вана» и Неба. Небо наделяло «вана» магической силой «дэ», и правитель упорядочивал «Поднебесную». К. полагал, что каждый человек способен обрести «дэ» и быть ответственным за положение дел в государстве. «Дэ» означало достоинство, добродетель.

Следование по пути «Дао» обеспечивает человеку накопление «дэ». Благородный муж «цзюнь-цзы» обладает качествами: «жэнь» – гуманность, «и» – справедливость, «чжи» – знание и «ли» – ритуал.

«Жэнь» – принцип, означающий исполнение человеком долга, исполнение той роли, которую он должен играть – правителя или поданного.

Знание означает знание того, что должно делать и что не следует делать.

«Ли» предписывает человеку следование правилам благопристойности, вносящими в каждое человеческое действие меру и упорядоченность. Достижение гармонии – общий принцип природы и поведения людей для К.

Правильное поведение означает постоянный самоконтроль, подчинение культурной норме отдельного человека. Стандарт культурного поведения задан предками, совершенными правителями древности (Яо, Шунь). Конфуцианство сформировало уникальный образ китайской цивилизации.


Мэн-цзы (372-289 до н.э.). Книга в 7 гл. Концепция о прирожденной доброте человека.

Каждому человеку свойственны: сострадание – основа человеколюбия, чувство стыда и негодования – основа справедливости; чувство уважения и почтения – основа ритуала; чувство истины – основа познания.



Сюнь-цзы. (298-238 до н.э.) Концепция о злой природе человека.

Стремление к наживе и алчность – врожденные качества человека. Обуздать злую природу человека может только культура, воспитание и самовоспитание. «Общество, – по словам Сюнь-цзы. – возникло тогда, когда совершенномудрые после долгих размышлений и изучения действий людей, ввели нормы ритуала, понятие долга и создали систему законов». Самое сложное состоит в том, чтобы придать обществу единство: привить равным от природы людям мысль о необходимость социального неравенства. Именно благодаря единству слабые от природы люди превзошли животных.


Легизм. «Фа-цзя».

Шан Ян. Ум в 338 до н.э. Наказание как принцип управления.

Хань Фэй-цзы «конфуцинацы культурой подрывают законы».
Даосизм.

Лао-цзы . «Даодэцзин».

Концепция Дао. Принцип недеяния.

Тема 4. Философия Древней Индии





  1. Периодизация истории Древней Индии.

    • Первобытно общинный строй аборигенов Индостана

    • Протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро II тыс. до н.э.

    • Нашествие арийских племен в 15 в. до н.э.

    • Арийские гос-ва века бронзы 10-5 вв. до н.э.

    • Государство Магадха

    • Государство Маурья (322-185 до н.э.).

  2. Предфилософия Древней Индии.

Веды: Ригведа, Самоведа, Яджурведа (жертвенные формулы и изречения), Атхарваведа ( 700 заговоров на все случаи жизни).

Веды, самхиты, Боахманы, Араньяки, Упанишады.



  1. Философские системы Древней Индии.

    • Джайнизм

    • Буддизм. Будда (563-483 до н.э.)

    • Индуизм

    • Чарвака локаята.


Список тем контрольных работ

по философии



  1. Философия Античности: философия Древней Греции и Древнего Рима.

  2. Философия Древнего Китая.

  3. Философия Древней Индии.

  4. Философия Средних веков. Периодизация, основные имена и идеи.

  5. Философия эпохи Возрождения.

  6. Философия Нового времени 17 век.

  7. Философия эпохи Просвещения 18 век.

  8. Немецкая классическая философия.

  9. Марксизм.

  10. Иррационалистическая философия 19 века.

  11. Русская философия 19-20 веков.


Требования к контрольной работе


Контрольная работа выполняется в напечатанном виде. Поля: левое, правое, верхнее – 2 см; нижнее – 3 см. Нумерация страниц – внизу. Интервал – полуторный. Шрифт Times , 14.

Титульный лист (по центру: контрольная работа по философии – ниже по центру фамилия, имя и отчество студента, № группы, ниже по центру указать кафедру и специальность).

Объем – до 15 стр.

Вопросы к экзамену




  1. Предмет и цель философии. Определение термина "философия".

  2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрений.

  3. Специфика философского знания.

  4. Философия как одна из форм общественного сознания.

  5. Структура философского знания.

  6. Типология философского знания.

  7. Функции философии.

  8. Роль философии в духовной и материальной жизни общества.

  9. Проблема происхождения философии.

  10. Проблема бытия в философии.

  11. Общество как системно-структурный объект.

  12. Общество как развивающийся объект.

  13. Проблема человека в философии.


Литература





  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. Лавриненко. В.Н. –М., 2008

  2. Философия: Учебник / Под ред. проф. Губина В.Д. – М., 2008.

  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2008.

  4. Краткий философский словарь /Под ред. Алексеева А.П.– М., 2008.

  5. Новейший философский словарь. – Минск, 1999.

  6. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «ЭКСМО», 2003. – 672 С.


Петрова Мария Владимировна



ФИЛОСОФИЯ
Методическое пособие для студентов заочного отделения

Подписано в печать . Формат

Бумага офсетная. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л.

Тираж экз. Заказ №

Отпечатано с готовых оригиналов в издательстве ИжГТУ

Лицензия РФ ПД № 00525 от 28. 04. 2000


Типография Ижевского государственного технического университета

426 069, г. Ижевск, Студенческая, 7





1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986. – С. 309.