Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы студентов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы... 3 1453.72kb.
Учебно-методические указания для самостоятельной работы. Учебно-методические... 1 247.98kb.
Методические указания для студентов 1 курса Одесса 2008 Составители... 2 356.85kb.
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 2 510.49kb.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2011... 1 278.45kb.
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 1 173.31kb.
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск 1 220.92kb.
Методические указания для самостоятельной работы студентов по следующим... 1 164.09kb.
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск 1 136.74kb.
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 1 94.73kb.
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 1 159.23kb.
Развитие медицины сделало технически возможным изменение биологического... 1 82.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы студентов - страница №1/5

МИНОБРНАУКИ РОСИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления в экономических и социальных системах


Рассмотрен и рекомендован к утверждению

на заседании кафедры теории права

Протокол № ___ от « ___ » ____________ 2013 г.


Утвержден

Декан факультета

_______________ И. К. Шевченко

« ___ » ____________ 2013 г.





Учебно-методический комплекс дисциплины

«Криминология»



Направление подготовки

030900 «Юриспруденция»

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр юриспруденции

Форма обучения

Очная

Разработчик:


_______________ к. юрид. наук, доцент Пестов Р.А.

г. Таганрог – 2013 г.


Лист содержания учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «Криминология» содержит следующие разделы:




  1. Рабочая программа дисциплины.

  2. Краткое изложение программного материала с методическими указаниями студенту.

  • методические указания по видам управляемой самостоятельной работы студентов (с примерами заданий для самостоятельной работы студентов и требованиями по их выполнению);

  • методические указания по выполнению заданий, обеспечивающих достижение комплексных целей модулей дисциплины (каждый модуль содержит: комплексную цель; краткое изложение программного материала; задания, позволяющее обеспечить достижение студентом комплексной цели; дидактические тесты рубежного контроля; список рекомендуемой литературы);

  • методические рекомендации по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям (в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины).

  1. Методические рекомендации преподавателю.

УМК дисциплины «Криминология» размещен на сайте кафедры теории права http://tp.tti.sfedu.ru/ и в Цифровом кампусе http://incampus.ru/.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления в экономических и социальных системах


УТВЕРЖДАЮ

Декан ФУЭС


____________________ И.К. Шевченко
«_____» _______________ 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.19 КРИМИНОЛОГИЯ

(наименование дисциплины)
Направление подготовки

030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ


Профиль подготовки

-
Квалификация (степень)

БАКАЛАВР ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Кафедра ТЕОРИИ ПРАВА
Курс 3 семестр 6
Форма обучения очная
Программа разработана _______________________к. юрид. наук, доцент Пестов Р.А.

Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание

Рецензент(ы) к. юрид. н., заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Ростовского (г. Ростов-на-Дону) юридического института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации" Щетинин А.А.

Таганрог – 2013

Рекомендована к утверждению



Рассмотрена и одобрена

решением учебно-методического совета

на заседании кафедры

Факультета управления в экономических

Теории права

и социальных системах










Протокол № ___ от « ___ » ______ 2013 г.

Протокол № ___ от « ___ » ______ 2013 г.







Председатель ___________ Макареня Т. А.

Зав. кафедрой __________ Клочков В. В.
















СОГЛАСОВАНО




с выпускающей кафедрой,




реализующей ФГОС ВПО










Протокол № ___ от « ___ » ______ 2013 г.










Зав. кафедрой __________ / ___________ /



I. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Криминология» в ходе подготовки студентов направления 030900.62 "Юриспруденция" является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, а также систематизированные знания о явлениях, составляющих предмет криминологии, выработать у них навыки практического использования этих знаний и успешно применять в избранной сфере деятельности.

Задачами по освоению дисциплины «Криминология» являются:

  • выработать у студентов систему знаний о социальной природе преступности, ее основных показателях и особенностях в современный период, ее детерминантах, об основных положениях ее предупреждения, а также личности преступников;

  • научить студентов правильно пользоваться показателями уголовной

  • статистики, устанавливать взаимосвязи между социальными процессами в обществе и состоянием преступности, определять криминологическую обстановку в стране и на конкретной территории, владеть основными методами криминологических исследований, прогнозировать преступность и индивидуальное преступное поведение на конкретной территории, планировать профилактическую работу;

  • дать обучаемым на основе действующего уголовного законодательства

  • и иных нормативных актов представление о формах и методах деятельности по профилактике преступности.


II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Рабочая программа исходит из того, что дисциплина Б3.Б.19 «Криминология» является дисциплиной профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины «Криминология» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Б3.Б.4 Правоохранительные органы

Знания:

основные признаки судебной власти; основные черты судебной системы РФ; принципы правосудия и их содержание; положения законодательства, определяющие задачи, функции, организацию и основные виды деятельности суда, прокуратуры, следственных и других правоохранительных органов, их роль в укреплении правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонном соблюдении требований законов и общества в целом.



Умения:

  • объяснять и свободно оперировать основополагающими понятиями,

  • терминами, категориями, определяющими содержание функций и полномочий

  • правоохранительных органов; использовать в предстоящей практической деятельности

  • законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие задачи, устройство и

  • компетенцию суда, прокуратуры, органов предварительного расследования и других

  • правоохранительных органов, а также адвокатуры и нотариата; систематизировать знания о правоохранительных органах и использовать их в процессе изучения учебных циклов.

Навыки: работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность правоохранительных органов.

Б3.Б.9 Уголовное право

Знания:

структуру и содержание уголовного закона как основного инструмента уголовно-правового регулирования общественных отношений; действие уголовного закона во времени, пространстве, по кругу лиц; систему уголовной ответственности, ее объективно-субъективную природу, основание назначения ответственности; понятие состава преступления, его элементы, стадии совершения преступления, соучастие в преступлении, обстоятельства исключающие преступность деяния; понятие назначения наказания (его виды), освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания; освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних, назначения принудительных мер медицинского характера; сущность понятий амнистии, помилования, судимости и реабилитации.



Умения:

анализировать и раскрывать содержание понятия уголовного закона, определять место состава преступления в структуре Особенной части УК, дать определение понятия данного преступления в соответствии с уголовным законом; давать юридический анализ элементов основного состава преступления раскрывать содержание квалифицирующих признаков (в квалифицированных составах), ограничивать смежные составы преступлений.



Навыки:

владеть понятийным и категориальным аппаратом, используемым в сфере уголовного права.


Б3.Б.8 Административное право

Знания: систему источников административного права; содержание и виды правотворческой деятельности органов исполнительной власти; формы и методы государственного управления, понятие и виды административной ответственности.

Умения: оперировать административно- правовыми понятиями и категориями; анализировать и толковать административно- правовые нормы; применять понятия и принципы административного права при анализе практических ситуаций.

Навыки: анализировать и принимать юрисдикционные решения в сфере обеспечения соблюдения законодательства субъектами административного права
Б3.Б.16 Уголовный процесс

Знания: основные уголовно - процессуальные термины и понятия; понятие, порядок применения и процессуального оформления мер процессуального принуждения; порядок производства основных следственных действий и оформления процессуальных документов; порядок рассмотрения уголовных дел в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

Умения: толковать и применять нормы уголовно- процессуального законодательства; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; вскрывать и устанавливать факты преступлений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.

Навыки: научить использовать на практике теоретические знания по уголовному процессу.

Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки:



Знать:

- основные уголовно-правовые понятия и категории;

- состояние и тенденции развития уголовной политики государства.

Уметь:

- ориентироваться в сфере правого регулирования борьбы с преступностью, осмысливать криминологическую обстановку в стране, регионе.

Студент должен быть готов к получению теоретических знаний в области криминологии, а также приобретению практических навыков пользования показателями уголовной статистики, проведения криминологических исследований, прогнозирования преступности, планирования профилактической работы.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

Б3.Б.20 Международное право

Знания: взаимодействие международных договоров и национального законодательства в правоприменительном процессе;

Умения: ориентироваться в действующих международно-правовых актах;

Навыки: правильного толкования и применения норм международного публичного права к конкретным практическим (жизненным) ситуациям;
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Процесс изучения дисциплины Б3.Б.19 «Криминология» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»:
а) общекультурных (ОК):

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6).
б) профессиональных (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);



в правоприменительной деятельности:

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).

в правоохранительной деятельности:

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
 В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- понятийно-категориальный аппарат дисциплины («преступность», «девиация», «психологический тип», «причина преступления», «условия совершения преступления»);

- методы криминологических исследований, а также методики обработки и анализа криминологической информации;

- историческое развитие криминологии;

- современное состояние криминологии как науки, основные проблемы, стоящие перед ней на данном этапе развития;

- основные причины совершения преступлений в целом, а также причины совершения отдельных групп преступлений;

- основные психологические типы преступников.

Уметь:

- грамотно использовать понятийно-категориальный аппарат криминологии;

- применять методы криминологических исследований;

- анализировать, обрабатывать и использовать криминологическую информацию;

- выявлять и анализировать основные закономерности развития криминологии как науки;

- анализировать и предлагать пути решения стоящих перед криминологией проблем;

- определять психологические типы преступников.

Владеть:

- формирования и анализа причинного комплекса преступления;

- работы со статистическими данными, характеризующими количественные и качественные показатели преступности;

- выработки мер профилактики совершения преступлений, а также предотвращения повторного совершения преступления лицами, отбывающими наказание или вышедшими из мест лишения свободы.


IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСИПЛИНЫ


    1. Содержание модулей дисциплины



модуля

Наименование модуля

Содержание модуля

Форма текущего контроля

1

Общие положения криминологии

Тема 1. Понятие и предмет криминологии

Понятие криминологии как науки. Предмет криминологии. Развитие, изменение и уточнение предмета криминологии.

Задачи криминологии. Функции криминологии: описательная, объяснительная, прогностическая, практически-преобразовательная.

Система криминологии как науки и как учебной дисциплины. Общая часть криминологии. Особенная часть криминологии. Соотношение общей и особенной части криминологии.

Место криминологии в системе наук. Влияние уголовной политики и уголовного права на криминологию.

Методология криминологии. Понятие методов криминологии. Соотношение и взаимосвязь методологии, методов и методик криминологии. Взаимосвязь предмета и методов криминологии. Общенаучные и частнонаучные методы. Специальные методы криминологии.



Тема 2. Криминологические теории и учения о преступности

Зарождение криминологической мысли. Ранние представления о природе преступлений, их причинах и путях воздействия на нее. Основные направления исторического развития криминологии. Антропологическое направление. Социологическое направление. Биосоциальное направление.

Этапы развития криминологии. Российская криминология дореволюционного периода. Изучение преступности в рамках социологической школы уголовного права. Антропологическое направление.

Криминологические исследования в первые годы существования Советского государства. Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений в двадцатые годы. Причины существенного сокращения научных криминологических исследований в конце 30-х годов. Научно-практические исследования преступности в рамках правоохранительной деятельности в 30-40-е годы.

Криминологические научные учреждения в нашей стране в 60-е годы.

Завершение в 60-70-х годах разработки теоретических основ советской криминологии. Основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией. Координация криминологических исследований.

Состояние науки криминологии на современном этапе развития нашего общества и наиболее перспективные направления по изучению преступности.

Тема 3. Преступность и её основные показатели

Понятие преступности и ее признаков. Основные подходы к определению преступности.

Основные показатели преступности: уровень, интенсивность, структура, динамика, цена преступности (методы ее определения).

Показатели измерения состояния преступности. Индекс или коэффициент преступности. Значение этого показателя при изучении преступности. Компоненты уровня преступности. Социальная и мотивационная направленность преступности. Социально-групповая распространенность преступности. Устойчивость преступности. Активность преступности. Организованность преступности. Социально-территориальная распространенность преступности, ее закономерности.

Понятие латентной преступности, ее причины и методы выявления. Латентность и регистрация преступлений. Методика определения уровня латентности при оценке показателей преступности.

Понятие структуры преступности. Значение исследования структуры преступности. Основания структурирования преступности: уголовно-правовые и криминологические. Основные показатели структуры преступности.

Понятие динамики преступности. Научно-практические цели анализа динамики преступности. Методы ее расчета.

Социальные и правовые явления, влияющие на уровень, структуру и динамику преступности.



Тема 4. Личность преступника

Понятие личности преступника. Задачи и значение ее изучения. Соотношение понятия личности преступника со смежными понятиями. Специфика криминологических аспектов изучения личности преступника. Понятие опасного состояния личности и криминогенной личности.

Уровни криминологического изучения личности преступника. Правовая основа изучения личности преступника. Пределы понятия личности преступника в криминологии.

Соотношение социального и биологического в личности преступника. Преступность лиц с психическими аномалиями.

Основные черты криминологической характеристики личности преступника. Структура личности преступника.

Функционально-ролевая характеристика личности преступника, ее компоненты. Система социальных ролей преступника.

Деформация структуры и содержания гражданской, трудовой, семейно-бытовой, правовой психологии преступника.

Классификация и типология преступников. Практическое значение классификации и типологизации преступников.



Тема 5. Причины, условия, механизм конкретного преступления

Понятие причин и условий конкретного преступления. Классификация причин и условий конкретного преступления. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. Функции криминогенной мотивации. Классификация мотивов криминального поведения. Условия неблагоприятного формирования личности и их роль в совершении преступления. Понятие и роль конкретной жизненной ситуации в формировании и реализации намерения совершить преступление.



Тема 6. Профилактика преступности

Понятие профилактики преступности. Классификация мер профилактики преступности. Соотношение этих уровней предупреждения преступности. Правовые основы предупреждения преступности. Законодательные органы и органы исполнительной власти как субъекты профилактики. Профилактика преступности органами местного самоуправления. Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности. Роль общественности в профилактике преступности.



Тема 7. Виктимологический аспект профилактики преступлений

Понятие виктимологии и виктимности. Криминологическое и уголовно-правовое значение поведения потерпевших. Классификация психологических типов жертв. Основные направления развития виктимологии в США и странах западной Европы.

Роль поведения потерпевшего в механизме конкретных видов преступлений.

Практическая значимость виктимологического аспекта при профилактике и раскрытии преступлений.

Виктимогенные факторы, способствующие становлению жертвы преступления с учетом характеристик ее личности и поведения. Виктимологическая профилактика.

Тема 8. Детерминанты преступности

Понятие детерминант преступности. Причины, условия и факторы преступности. Классификация причин преступности.

Общесоциальные детерминанты преступности. Связь преступности с изменениями в российском обществе.

Социально-психологические детерминанты преступности. Влияние малых групп на формирование и поведение лица, совершившего преступление.

Детерминанты конкретного преступления и их связь с причинами преступности в целом. Влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение.

Механизм индивидуального преступного поведения. Основные звенья механизма преступного поведения.

Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.


Выполнение практическиих и домашних заданий, решение задач

2

Особенные положения криминологии

Тема 9. Роль и место органов внутренних дел в системе предупреждения преступности

Органы внутренних дел в системе субъектов предупреждения преступлений. Задачи, основные направления и особенности их профилактической деятельности сотрудниками полиции. Объекты профилактического воздействия. Комплексный характер деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений. Взаимодействие между отдельными службами, подразделениями с другими субъектами профилактики.

Правовое регулирование профилактической деятельности органов внутренних дел. Основные направления ее правового обеспечения. Соблюдение законности в профилактической деятельности органов внутренних дел.

Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами по профилактике преступности.

Меры правового принуждения и их значение для профилактики деликтов.

Тема 10. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений

Понятие и криминологическая характеристика насильственной преступности. Криминологическая характеристика лица, совершающего насильственные преступления. Детерминанты насильственной преступности.

Криминологическая профилактика насильственной преступности.

Виктимологические аспекты профилактики насильственной преступности. Организация работы с жертвами семейного насилия и профилактики семейных конфликтов.



Тема 11. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних лиц, ее показатели. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников. Причины и условия преступности несовершеннолетних. Система специальных государственных и общественных мер предупреждения преступности несовершеннолетних. Особенности криминологической характеристики преступности молодежи, ее причины и условия. Основные формы и методы профилактической работы.



Тема 12. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности

Понятие и криминологическая характеристика женской преступности. Гендерный подход при изучении женской преступности. Криминологическая характеристика личности женщин-преступниц.

Детерминанты женской преступности. Влияние феминизации, обострения противоречий в семейно-бытовой сфере, алкоголизации, наркотизации и маргинализации женщин на состояние женской преступности.

Криминологическая профилактика женской преступности.



Тема 13. Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожной преступности

Понятие и криминологическая характеристика неосторожных преступлений. Основные группы преступлений, совершаемых по неосторожности: в быту, в сфере взаимодействия человека с техникой, в сфере профессиональной деятельности, в сфере осуществления должностных (управленческих) функций.

Детерминанты неосторожной преступности. Особенности механизма неосторожного индивидуального преступного поведения. Криминологическая профилактика неосторожной преступности.

Тема 14. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности

Понятие и криминологическая характеристика групповой и организованной преступности. Классификация и криминологическая характеристика преступных групп. Личность участника преступной группы.

Детерминанты групповой преступности.

Криминологическая профилактика групповой и организованной преступности.



Тема 15. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в экономической сфере

Понятие и особенности преступности в сфере экономики. Криминологическая характеристика экономической преступности: состояние, уровень, структура и динамика. Основные тенденции развития экономической преступности.

Криминологические особенности лиц, совершающих преступления в сфере экономики: социально-демографические, нравственно-психологические, социально-ролевые и др. Типологические признаки отдельных категорий преступников.

Понятие коррупции, ее основные показатели. Причины и условия коррупции. Предупреждение коррупции. Негосударственные формы профилактики. Криминологические аспекты лоббизма.



Тема 16. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых против собственности

Понятие и криминологическая характеристика преступлений против собственности. Криминологическая характеристика личности преступника, совершающего преступления против собственности. Детерминанты преступлений против собственности.

Криминологическая профилактика преступлений против собственности. Охрана собственности и предупреждение преступлений против неё в системе функций правоохранительных органов.


Выполнение практическиих и домашних заданий, решение задач



    1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часов).


Виды работы

Трудоемкость, часов




Всего

Общая трудоемкость

72

Аудиторная работа:

48

Лекции

16

Практические занятия

32

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа:

24

Курсовая работа

-

Эссе

12 (2х6)

Реферат

-

Творческое задание

-

Самостоятельное изучение модулей

-

Контрольная работа

-

Самоподготовка

12

Вид итогового контроля

зачет

Дисциплина «Криминология» читается в 6 семестре.



Модули дисциплины, изучаемые в 6 семестре.


модуля

Наименование модуля

Количество часов







Всего

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа










ЛЗ

ПЗ

ЛР

СР

1

Общие положения криминологии




16

16

-

12

2

Особенные положения криминологии




-

16

-

12




Итого:

72

16

32

-

24




    1. Лабораторные работы – нет.




    1. Практические занятия

занятия

модуля

Тема

Количество часов

1

1

Тема 1. Понятие и предмет криминологии

2

2

1

Тема 2. Криминологические теории и учения о преступности

2

3

1

Тема 3. Преступность и её основные показатели

2

4

1

Тема 4. Личность преступника

2

5

1

Тема 5. Причины, условия, механизм конкретного преступления

2

6

1

Тема 6. Профилактика преступности

2

7

1

Тема 7. Виктимологический аспект профилактики преступлений

2

8

1

Тема 8. Детерминанты преступности

Контрольный тест по темам первого модуля (рубежный контроль)

2

9

2

Тема 9. Роль и место органов внутренних дел в системе предупреждения преступности

2

10

2

Тема 10. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений

2

11

2

Тема 11. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних

2

12

2

Тема 12. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности

2

13

2

Тема 13. Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожной преступности

2

14

2

Тема 14. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности

2

15

2

Тема 15. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в экономической сфере

2

16

2

Тема 16. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых против собственности

Контрольный тест по темам второго модуля (рубежный контроль)

2




    1. Курсовой проект (курсовая работа) - нет.




    1. Самостоятельное изучение модулей дисциплины - нет.




  1. Образовательные технологии

При освоении дисциплины «Криминология» используются следующие образовательные технологии:

  • презентации;

  • фрагменты из документальных телепередач;

  • разбор конкретных исследовательских задач;

  • проблемные лекции.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется целью ООП и требованиями ФГОС ВПО по направлению и составляет не менее 30 % аудиторных занятий.


    1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Рабочая программа дисциплины предусматривает более 30 % интерактивных занятий от общего объема аудиторных занятий, что составляет 10 часов (учебный план направления подготовки предусматривает не менее 10 часов занятий в интерактивной форме).


Семестр

6


Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов




ПЗ

Дискуссия (неимитационная)

2




ПЗ

Решение задач (имитационная)

2




Л

Проблемная лекция (неимитационная)

2




Л

Визуализация (неимитационная)

4

Итого:

10



VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Оценочные средства для текущего контроля

Задания, с помощью которых осуществляется текущий контроль (домашние задания, практические задания, задачи) подробно описаны в изложении программного материала по модулям (см. п. 7. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям для каждого модуля).


Тестовые вопросы для текущего контроля и промежуточной аттестации.

УМК по дисциплине «Криминология» включает в себя единый комплекс тестовых заданий, спецификацию, рекомендации к проведению, систему оценивания и ответы.


ВАРИАНТ 1

Задания №1-№ 30 относятся к блоку тестовых вопросов базового уровня сложности. Каждое из заданий предполагает только один правильный вариант ответа.


Модуль I
1. Динамика преступности это:

А) изменение преступности во времени

Б) количество преступлений, совершенных в обществе

В) соотношение отдельных видов и групп преступлений в общей массе преступных проявлений

Г) количество преступлений, совершенных в обществе в расчете на число жителей


2. Преступность это:

А) умышленное деяние, нарушающее установленные обществом законы

Б) поведение, отклоняющееся от общепринятого и нарушающее административное законодательство

В) совокупность нарушений уголовно-правовых норм в данном обществе за определенный промежуток времени

Г) посягательства на личность, собственность, государственные интересы и т.д.

3. Впервые термин "криминология" ввел:

А) Беккариа;


Б) Топинар

В) Гарофало

Г) Гернет

4. Состояние преступности это:

А) изменение преступности во времени


Б) количество преступлений, совершенных в обществе

В) соотношение отдельных видов и групп преступлений в общей массе преступных проявлений

Г) количество преступлений, совершенных в обществе в расчете на число жителей

5. К биологическому направлению в изучении причин преступного поведения относят теорию:

А) "стигматизации"


Б) "социальной дезорганизации и аномии"

В) "конституционального предрасположения"

Г) "множественности факторов"

6. Основоположником российской криминологии считают:

А) Кудрявцева;


Б) Сахарова

В) Духовского

Г) Карпеца

7. К социальному направлению в изучении причин преступного поведения относят теорию:

А) "антропологическую"


Б) "конфликта культур"

В) "психоаналитическую"

Г) "хромосомной аномалии"

8. К специальным методам, используемым в криминологических исследованиях, относят:

А) анализ


Б) исторический

В) экспертных оценок

Г) аналогии

9. Уровень (коэффициент) преступности это:

А) изменение преступности во времени


Б) количество преступлений, совершенных в обществе

В) соотношение отдельных видов и групп преступлений в общей массе преступных проявлений

Г) количество преступлений, совершенных в обществе в расчете на число жителей

10. Что понимается под причинами преступности:

А) комплекс негативных факторов и обстоятельств, способствующих совершению преступлений


Б) совокупность негативных социально-психологических явлений, продуцирующих преступность и преступления как свое закономерное следствие

В) внутренние и внешние противоречия, вызывающие решимость лица совершить преступление

Г) наиболее распространенные явления социальной патологии (пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция и др.)

11. Структура преступности это:

А) изменение преступности во времени


Б) количество преступлений, совершенных в обществе

В) соотношение отдельных видов и групп преступлений в общей массе преступных проявлений

Г) количество преступлений, совершенных в обществе в расчете на число жителей

12. Что понимается под условиями преступности:

А) комплекс негативных факторов и обстоятельств, способствующих совершению преступлений


Б) внутренние и внешние противоречия, вызывающие решимость лица совершить преступление

В) факторы и обстоятельства, формирующие криминальную мотивацию

Г)совокупность негативных социально-психологических явлений, продуцирующих преступность и преступления как свое закономерное следствие

13. Причины и условия преступности классифицируются по уровню:

А) на экономические, социальные, политические, психологические, правовые и т.п.


Б) на коренные и некоренные

В) на объективные и субъективные

Г) на причины и условия преступности в целом, причины и условия отдельных групп и видов преступлений, причины и условия конкретного преступления

14. Личность преступника это:

А) криминогенная личность, у которой проявляется склонность к совершению преступлений


Б) лицо, признанной судом виновным в совершении преступления, предусмотренного уголовным законом

В) совокупность негативных социально-психологических свойств и качеств лица, обусловивших совершение им преступления в конкретной жизненной ситуации

Г) совокупность всех криминогенных свойств лица, которые могут обусловить какое-либо преступление

15. Причины и условия преступности разделяются по содержанию:

А) на экономические, социальные, политические, психологические, правовые и т.п.


Б) на коренные и некоренные

В) на объективные и субъективные

Г) на причины и условия преступности в целом, причины и условия отдельных групп и видов преступлений, причины и условия конкретного преступления


16. К общим признакам, характеризующим личность преступника, относят:

А) судимость


Б) связь с криминальной средой

В) образование преступника

Г) иерархическое положение личности преступника в криминальной среде


17. Прогнозы преступности по уровню подразделяются на:

А) прогноз преступности в целом, прогноз отдельных видов преступности, прогнозирование индивидуального преступного поведения, прогноз науки криминологии


Б) прогноз преступности в стране в целом, прогноз преступности в регионе, прогноз преступности на локальном объекте

В) прогноз преступности до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 10 лет

Г) прогноз преступности оптимистический, прогноз преступности пессимистический

18. Одним из методов криминологического прогнозирования является:

А) анкетирования и интервьюирования


Б) метод контент-анализа

В) метод анализа документов

Г) метод экстраполяции


19. Предотвращение преступлений это:

А) воздействие на причины и условия преступности с целью воспрепятствования возможности их реализации


Б) воздействие, направленное на устранение причин и условий преступности

В) воздействие на лиц, приступивших к осуществлению преступных намерений, с целью воспрепятствования доведению преступления до конца

Г) воздействие на лиц, обнаруживших преступный замысел и подготавливающих преступление с целью воспрепятствования реализации этого замысла

20. Укажите типологию личности преступника по мотивации:

А) рациональный, импульсивный, патологический, конформистский, озлобленный


Б) случайный, ситуативный, неустойчивый, злостный и особо злостный

В) профессиональный, примитивный, опасный, ситуационный

Г) корыстный, насильственный, сексуальный, дезадаптивный, корыстно-насильственный, престижный

21. К общенаучным методам, используемым в криминологических исследованиях, относят:

А) контент-анализ

Б) анализ документов

В) экспертных оценок

Г) аналогии

22. Система криминологии состоит из:

А) конгломерата научных воззрений, характеризующих теории причин преступного поведения


Б) общей и особенной части

В) основополагающих принципов и норм, направленных на предупреждение и профилактику преступлений

Г) основных криминологических характеристик отдельных видов и групп преступлений и рекомендаций по их предупреждению

23. Пресечение преступлений это:

А) воздействие на причины и условия преступности с целью воспрепятствования возможности их реализации


Б) воздействие, направленное на устранение причин и условий преступности

В) воздействие на лиц, приступивших к осуществлению преступных намерений, с целью воспрепятствования доведению преступления до конца

Г) воздействие на лиц, обнаруживших преступный замысел с целью воспрепятствования реализации этого замысла

24. Укажите типологию личности преступника по глубине и стойкости антиобщественной направленности:

А) рациональный, импульсивный, патологический, конформистский, озлобленный


Б) случайный, ситуативный, неустойчивый, злостный и особо злостный

В) профессиональный, примитивный, опасный, ситуационный

Г)корыстный, насильственный, сексуальный, дезадаптивный, корыстно-насильственный, престижный

25. К специальным признакам, характеризующим личность преступника, относят:

А) образование преступника


Б) судимость

В) пол

Г) семейное положение

26. Предмет криминологии составляют:

А) преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности


Б) преступность и иные правонарушения, прогнозирование и планирование преступности

В) факторы и обстоятельства, способствующие совершению преступлений, виктимологические аспекты преступности и меры борьбы с ней

Г) преступное и социально-негативное поведение людей, а также меры социально-экономического и правового характера по предупреждению преступлений

27. Причины преступности по источнику возникновения делят на:

А) объективные и субъективные


Б) общие, отдельных групп преступлений, конкретного преступления

В) социальные и биологические

Г) коренные и некоренные

28. Условия преступности по механизму обуславливания преступления делят на:

А) сопутствующие, необходимые, достаточные


Б) нейтральные, облегчающие совершение преступления, препятствующие им

В) общие, отдельных преступлений и конкретного преступления

Г) объективные и субъективные

29. Профилактика преступлений это:

А) воздействие на причины и условия преступности с целью воспрепятствования возможности их реализации


Б) проведение сотрудниками ОВД бесед о недопустимости правонарушающего поведения

В) воздействие на лиц, приступивших к осуществлению преступных намерений, с целью воспрепятствования доведению преступления до конца


Г) воздействие на лиц, обнаруживших преступный замысел с целью воспрепятствования реализации этого замысла

30. Система борьбы с преступностью включает:

А) предупреждение преступлений, раскрытие и расследование преступлений, судебное разбирательство и постановление приговора, исполнение приговора и постпенитенциарная профилактика

Б) профилактика, предупреждение, предотвращение и пресечение преступлений

В) деятельность правоохранительных органов по предупреждению преступлений на ранних стадиях преступной деятельности

Г) деятельность правоохранительных органов по минимизации ущерба от преступной деятельности


Контрольные вопросы для текущего контроля (по модулям)
1. Понятие и предмет криминологии.

2. Методы российской криминологии.

3. Место криминологии в системе юридических и других наук.

4. Система криминологии.

5. Понятие преступности.

6. Основные показатели преступности.

7. Латентная преступность и способы выявления латентных преступлений.

8. Виктимологические аспекты преступности.

9. Причинность, детерминизм и их криминологическое значение.

10. Причины и условия преступлений: понятие и виды.

11. Учение о причинах и условиях преступности в криминологии.

12. Современные взгляды на причины и условия преступности.

13. Понятие личности преступника.

14.Соотношение социального и биологического в личности преступника.

15. Свойства личности преступника, составляющие ее криминологическую характеристику.

16.Классификация и типология преступников.

17.Понятие причин и условий конкретного преступления.

18. Неблагоприятные условия формирования личности и их классификация.

19.Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений.

20.Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

21. Понятие методов и методик криминологического исследования.

22. Классификация и характеристика методов криминологических исследований.

23. Этапы и процедура проведения криминологического исследования

24. Использование результатов криминологических исследований в практике деятельности правоохранительных органов.

25. Понятие и виды криминологических прогнозов.

26. Методы криминологического прогнозирования.



27. Понятие и виды криминологического планирования.

Модуль II


  1. Профессиональная преступность это:

    А) относительно самостоятельный вид преступности, включающий совокупность преступлений, совершаемых преступниками-профессионалами с целью извлечения основного или дополнительного источника доходов

    Б) совокупность преступлений, совершаемых лицами, признанными особо опасными рецидивистами

    В) преступное сообщество, осуществляющее противоправную деятельность в пределах отдельного региона, и которым руководит вор в законе

    Г) относительно массовое функционирование преступных групп и сообществ, которые занимаются преступной деятельностью в виде бизнеса и имеют защиту от социального контроля с помощью таких средств как шантаж, запугивание, применение насилия и коррупции


  2. К признакам криминального профессионализма относятся:

    А) постоянство преступной деятельности


    Б) привычный характер и устойчивый вид преступного занятия (своеобразная специализация преступников)


    В) обладание преступниками определенными познаниями и навыками преступного занятия (их квалификация)

    Г) все указанные выше признаки


  3. Что не относится к особенностям профессиональной преступности:

А) Профессиональное совершение преступлений сексуальной направленности



Б) Наличие сферы криминальных услуг


В) Использование преступниками новых способов и средств совершения преступлений, в т.ч. «высоких технологий»

Г) Распространение и расширение криминальных традиций и обычаев


4. Что относится к особенностям личности преступника-профессионала

А) Проявление компенсаторной реакции в виде собственной системы ценностей



Б) Психологическое оправдание преступной деятельности


В) Знание воровских традиций, обычаев, других элементов криминальной субкультуры

Г) Все указанные выше особенности


  1. Укажите, какие факторы не относятся к специальным внеличностным детерминантам профессиональной преступности

А) недостатки и ошибки в ходе расследования преступления, назначении наказания и организации его исполнения



Б) трудности постпенитенциарной адаптации


В) отрицательное влияние преступных элементов, в том числе совместно отбывавших наказание


Г) негативные нравственно-психологические свойства, сложившиеся под влиянием преступного опыта, пребывания в местах лишения свободы, общения с преступной средой


6. Укажите, какая из мер не относится к специально-криминологическому предупреждению профессиональной преступности

А) Реализация социальных, экономических, культурно-воспитательных и правовых мер, пропаганда подлинных нравственных ценностей

Б) Повышение качества нормативной базы в части средств и методов контроля за преступниками


В) Осуществление контроля за деятельностью СМИ, сферой досуга и индустрией развлечений

Г) Выявление и привлечение к ответственности преступных лидеров и авторитетов, ограничение их влияния с помощью мер правового и организационно-управленческого характера


7. Укажите, какой удельный вес в общей преступности занимают тяжкие насильственные преступления против личности:

А) От 1% до 3%

Б) От 3% до 10%

В) От 10 до 15%


Г) Свыше 15%


8. Какие из особенностей не относятся к характеристикам личности насильственного преступника

А) Преимущественно молодой возраст преступников (18-29 лет)


Б) Сравнительно высокий уровень культуры и образованности


В) Преобладание среди преступников лиц из маргинальной среды и лиц без определенных занятий


Г) Насильственно-эгоистическая ориентация


9. Какой из названных выше факторов относится к числу условий, способствующих совершению насильственных преступлений:

А) Широкая распространенность допустимости агрессивно-насильственного поведения



Б) Интенсивная алкоголизация и наркотизация населения


В) Экономическое и социальное неравенство


Г) Наличие высокого уровня тревожности в обществе


10. Какой из названных выше факторов относится к числу причин насильственных преступлений:

А) Виктимное поведение потерпевших



Б) Недостатки в работе правоохранительных органов


В) Ярко выраженные дефекты в нравственно-психологической сфере


Г) Пробелы в законодательстве и непоследовательность уголовной политики, что отражается на адекватности форм и методов борьбы с насильственной преступностью


11. Определите виды рецидива по характеру совершаемых преступлений

А) Однократный и многократный



Б) Фактический и юридический


В) Общий и специальный


Г) Криминологический и уголовно-правовой


12. Определите виды рецидива по степени интенсивности совершаемых преступлений

А) Однократный и многократный



Б) Фактический и юридический, пенитенциарный, постпенитенциарный


В) Общий и специальный


Г) Криминологический и уголовно-правовой


13. Определите виды рецидива по социально-правовому содержанию

А) Однократный и многократный



Б) Фактический, юридический, пенитенциарный, постпенитенциарный


В) Общий и специальный


Г) Криминологический и уголовно-правовой


14. Какую долю в общей преступности занимает преступность несовершеннолетних:

А) От 3 до5%

Б) От 5 до 10 %

В) От 10 до 15%

Г) Свыше 15%

15. Что не относится к особенностям современной преступности несовершеннолетних:

А) Высокая интенсивность преступной деятельности и преимущественно групповой характер преступной деятельности

Б) Преобладание в структуре преступлений посягательств корыстного и корыстно-насильственного характера


В) Высокий удельный вес (свыше 45%) доли тяжких и особо тяжких преступлений


Г) Повышенный уровень латентности преступлений



16. Какое из определений организованной преступности разработали эксперты ООН:

А) сложная системно-структурная совокупность деятелей преступного мира



Б) устойчивое объединение ряда преступных групп в преступное сообщество для совместной криминальной деятельности, достижения власти в определенной сфере


В) относительно массовую группу устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения


Г) относительно массовое функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и имеющих коррумпированные связи



17. Какой из названных признаков организованной преступности не является основным:

А) устойчивый характер преступной деятельности, рассчитанной на перспективу и определяемой целями преступных групп, их специализацией и профессионализмом



Б) иерархическое построение преступной организации с выделением сложной системы организационно-управленческих и обеспечивающих структур, функционирующих с помощью единых норм поведения, координируемых руководящим ядром

В) наличие коррумпированных связей в органах власти и управления, а также в правоохранительных структурах, что создает гарантии безопасности для членов преступной группы и нейтрализует формы социального контроля


Г) мощная материальная база, образуемая за счет систематического совершения преступлений, вложения прибыли в легальные сферы бизнеса и расширения сфер влияния


18. Какая из мер предупреждения организованной преступности является наиболее действенной:

А) осуществить меры по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности в отношении организованных преступных групп и использованию ее результатов в доказывании причастности членов ОПГ к преступной деятельности

Б) создание четкой системы социального контроля за финансово-экономической деятельностью субъектов бизнеса


В) ужесточение наказания за участие в деятельности организованных преступных групп, в том числе для должностных лиц правоохранительных, контрольных и надзорных органов


Г) ликвидация материальной основы организованной преступности и подрыв ее экономических корней


19. Что понимается под коррупцией в соответствии со ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции»

А) любое действие или несовершение своих обязанностей
должностным лицом или лицом, выполняющим государственные обязанности, в целях незаконного получения выгоды для себя или третьего
лица



Б) ненадлежащее использование правительственным чиновником или
лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или
выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству,
компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную
долю, если чиновник или лицо, исполняющее обязанности, имеет доступ к
этому имуществу вследствие или в процессе исполнения своих обязанностей


В) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а равно совершение деяний, указанных в подпункте "а", от имени или в интересах юридического лица


Г) предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, которые совершаются должностным лицом, посредством использования своих должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения


20. Какой удельный вес занимают преступления экономической направленности в общей преступности

А) До 5%


Б) От 5 до 10 %


В) От 10 до 15%


Г) От 20 до 30%


Контрольные вопросы для текущего контроля (по модулям)
28. Криминологическое планирование и прогнозирование в практике органов внутренних дел.

29. Понятие и значение предупреждения преступлений в борьбе с преступностью.

30. Понятие, содержание и меры профилактики преступлений.

31.Объекты и субъекты профилактики преступлений.

32. Виды и уровни профилактики преступлений.

33. Криминологическая характеристика преступлений экономической и коррупционной направленности.

34. Криминологическая характеристика личности преступников, совершающих преступления экономической и коррупционной направленности.

35. Причины и условия преступлений экономической и коррупционной направленности.

36. Меры предупреждения преступлений экономической и коррупционной направленности.

37. Криминологическая характеристика насильственных преступлений и хулиганства.

37.Криминологическая характеристика личности насильственных преступников и хулиганов.

38. Причины и условия тяжких насильственных преступлений и хулиганства.

39.Меры предупреждения тяжких насильственных преступлений.

40. Криминологическая характеристика серийных преступлений.

41. Особенности личности серийного преступника.

42.Причины и условия совершения серийных преступлений.

43. Профилактика серийных преступлений.

44. Понятие и криминологическая характеристика бытовых преступлений.

45. Криминологическая характеристика личности бытового преступника.

46. Причины и условия бытовых преступлений.

47. Меры профилактики бытовых преступлений.

48. Понятие неосторожной преступности: криминологическая и правовая оценка.

49. Криминологическая характеристика лиц, совершивших неосторожные преступления.

50. Причины и условия совершения неосторожных преступлений.

51. Предупреждение неосторожных преступлений.

52. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

53. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних.

54. Причины и условия преступности несовершеннолетних.

55. Меры предупреждения преступлений несовершеннолетних.

56.Понятие и криминологическая характеристика профессиональной преступности.

57. Криминологическая характеристика личности профессионального преступника.

58. Причины и условия профессиональной преступности.

59. Меры профилактики профессиональной преступности.

60. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности.

61.Факторы, детерминирующие появление и развитие организованной преступности.

62. Криминологическая характеристика личности участников преступных объединений.

63.Меры профилактики организованной преступности.

64. Состояние преступности за рубежом. Интерпретация причин преступности в зарубежной криминологии.

65. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью: формы и принципы.

66. Основные направления и меры по противодействию коррупции по ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г.

67. Международные органы по борьбе с преступностью. Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

68. Координация действий правоохранительных органов в борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью.

69. Формы и методы профилактики преступлений.

70. Отличие бытовых преступлений от сходных с ними (досуговых, уличных и др.).



Список выносимых на зачет вопросов
1. Понятие и предмет криминологии.

2. Методы российской криминологии.

3. Место криминологии в системе юридических и других наук.

4. Система криминологии.

5. Понятие преступности.

6. Основные показатели преступности.

7. Латентная преступность и способы выявления латентных преступлений.

8. Виктимологические аспекты преступности.

9. Причинность, детерминизм и их криминологическое значение.

10. Причины и условия преступлений: понятие и виды.

11. Учение о причинах и условиях преступности в криминологии.

12. Современные взгляды на причины и условия преступности.

13. Понятие личности преступника.

14.Соотношение социального и биологического в личности преступника.

15. Свойства личности преступника, составляющие ее криминологическую характеристику.

16.Классификация и типология преступников.

17.Понятие причин и условий конкретного преступления.

18. Неблагоприятные условия формирования личности и их классификация.

19.Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений.

20.Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

21. Понятие методов и методик криминологического исследования.

22. Классификация и характеристика методов криминологических исследований.

23. Этапы и процедура проведения криминологического исследования

24. Использование результатов криминологических исследований в практике деятельности правоохранительных органов.

25. Понятие и виды криминологических прогнозов.

26. Методы криминологического прогнозирования.

27. Понятие и виды криминологического планирования.

28. Криминологическое планирование и прогнозирование в практике органов внутренних дел.

29. Понятие и значение предупреждения преступлений в борьбе с преступностью.

30. Понятие, содержание и меры профилактики преступлений.

31.Объекты и субъекты профилактики преступлений.

32. Виды и уровни профилактики преступлений.

33. Криминологическая характеристика преступлений экономической и коррупционной направленности.

34. Криминологическая характеристика личности преступников, совершающих преступления экономической и коррупционной направленности.

35. Причины и условия преступлений экономической и коррупционной направленности.

36. Меры предупреждения преступлений экономической и коррупционной направленности.

37. Криминологическая характеристика насильственных преступлений и хулиганства.

37.Криминологическая характеристика личности насильственных преступников и хулиганов.

38. Причины и условия тяжких насильственных преступлений и хулиганства.

39.Меры предупреждения тяжких насильственных преступлений.

40. Криминологическая характеристика серийных преступлений.

41. Особенности личности серийного преступника.

42.Причины и условия совершения серийных преступлений.

43. Профилактика серийных преступлений.

44. Понятие и криминологическая характеристика бытовых преступлений.

45. Криминологическая характеристика личности бытового преступника.

46. Причины и условия бытовых преступлений.

47. Меры профилактики бытовых преступлений.

48. Понятие неосторожной преступности: криминологическая и правовая оценка.

49. Криминологическая характеристика лиц, совершивших неосторожные преступления.

50. Причины и условия совершения неосторожных преступлений.

51. Предупреждение неосторожных преступлений.

52. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

53. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних.

54. Причины и условия преступности несовершеннолетних.

55. Меры предупреждения преступлений несовершеннолетних.

56.Понятие и криминологическая характеристика профессиональной преступности.

57. Криминологическая характеристика личности профессионального преступника.

58. Причины и условия профессиональной преступности.

59. Меры профилактики профессиональной преступности.

60. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности.

61.Факторы, детерминирующие появление и развитие организованной преступности.

62. Криминологическая характеристика личности участников преступных объединений.

63.Меры профилактики организованной преступности.

64. Состояние преступности за рубежом. Интерпретация причин преступности в зарубежной криминологии.

65. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью: формы и принципы.

66. Основные направления и меры по противодействию коррупции по ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г.

67. Международные органы по борьбе с преступностью. Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

68. Координация действий правоохранительных органов в борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью.

69. Формы и методы профилактики преступлений.

70. Отличие бытовых преступлений от сходных с ними (досуговых, уличных и др.).

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Основная литература

1. Криминология: Учебное пособие / [Г. И. Богуш и др.]; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юридический фак.; науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. - 2-е изд. - Москва: Проспект, 2012. - 496 с.

2. Криминология: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция", специальностям "Юриспруденция", "Правоохранительная деятельность" / [Антонян Ю. М. и др.]; под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2010.

3. Криминология: Учебник / А. И. Долгова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 383с.

4. Курс мировой и российской криминологии: Учебник: [в 2 т.]. Т. 1: Общая часть / В. В. Лунеев; Российская акад. наук, Ин-т государства и права. - Москва: Юрайт, 2011. - 1003 с.

5. Уголовный кодекс Российской федерации от 13.06.1996 г. № 63-
ФЗ.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. ФЗ «О полиции» от 7.02.2011 №3-ФЗ.

8. ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6.04.2011 г. №64-ФЗ.

9. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ

10. ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Информационно-справочная база данных Консультант Плюс.

11. ФЗ «О противодействии коррупции» от 26 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Информационно-справочная база данных Консультант Плюс.

12. ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 года № 196-ФЗ (в ред. От 18 декабря 2006 года). // Информационно-справочная база данных Консультант Плюс.

13. ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ. // Информационно-справочная база данных Консультант Плюс.

14. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года №120-ФЗ. // Информационно-справочная база данных Консультант Плюс.

15. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01. 1998 г. №3-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 г.)

16. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".



    1. Дополнительная литература, периодические издания

1. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Аванесова. - 4-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2006.

2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М.: ЮСТИЦИН ФОРМ. 2004.

3. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева и проф. В.Е. Эминова. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

4. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

5. Криминология: Учебник / Под ред. С.Я. Лебедева и М.А. Кочубей. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2006.

6. Авласенко В.А. Личность преступника - члена религиозных сект: криминологический и психологический анализ // Юридическая психология. 2011. N 4. С. 30 - 33.

7. Арутюнов А.А. Криминологический портрет соучастников преступления // Российский следователь. 2012. N 21. С. 18 - 21.

8. Андреева С.Ю. Особенности криминологической характеристики насильственной преступности лиц без определенного места жительства // Общество и право. 2011. N 5. С. 193 - 198.

9. Арестов А.И. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью: Монография // СПС КонсультантПлюс. 2007.

10. Агапов П.В., Хлебушкин А.Г. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: политико-правовой, криминологический и уголовно-правовой анализ. М.: Юридические программы, 2005. 136 с.

11. Вишневецкий К.В. Место виктимологической теории в криминологии // Общество и право. 2010. N 1. С. 208 - 212.

12. Васильев А.М. Криминологическая характеристика основных "налоговых" составов преступлений // Налоги. 2012. N 9. С. 22 - 25.

13. Давыденко А.В. Криминологическая характеристика возрастных критериев уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 4. С. 6 - 10.

14. Давыденко В.М. Криминологические факторы, влияющие на возраст уголовной ответственности несовершеннолетних // Адвокат. 2012. N 3. С. 67 - 71.

15. Денисенко В.В. Деликтология: от конфронтации к интеграции административной деликтологии и криминологии // Административное право и процесс. 2011. N 6. С. 2 - 7.

16. Двоеглазов В.А. Криминологическая характеристика личности преступника, совершающего преступления коррупционной направленности в фармацевтической сфере // Медицинское право. 2012. N 4. С. 28 - 32.

17. Истомин П.А. Предлагаемые перспективы развития российской криминологии // Общество и право. 2011. N 3. С. 229 - 230.

18. Козлов В.Ф. К вопросу о соотношении уголовно-правовой, криминологической и криминалистической характеристик преступления // Эксперт-криминалист. 2012. N 2. С. 35 - 38.

19. Клюковская И.Н., Мелекаев Р.К. Правовая природа и принципы криминологической антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Общество и право. 2011. N 5. С. 138 - 141.

20. Киселева Т.В. Роль органов внутренних дел в обеспечении криминологической безопасности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Приамурья // Российский следователь. 2012. N 14. С. 26 - 29.

21. Лапин А.А. Формирование органами внутренних дел общественного мнения о состоянии криминологической безопасности // История государства и права. 2010. N 14. С. 8-12.

22. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О некоторых особенностях криминологического рецидива несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 4. С. 8 - 11.

23. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Особенности криминологического рецидива несовершеннолетних // Российский следователь. 2012. N 13. С. 30 - 33.

24. Новикова Ю.В. Основания систематизации криминологических характеристик преступности (преступлений) // Российский следователь. 2012. N 8. С. 22 - 25.

25. Новикова Ю.В. К вопросу о необходимости формирования частных криминологических учений // Российский следователь. 2011. N 20. С. 19 - 21.

26. Новикова Ю.В. Взаимосвязь криминологической характеристики преступности (преступлений) и положений уголовного права // Российский следователь. 2010. N 18. С. 29 - 31.

27. Паненков А.А. Правовая и криминологическая культура в механизме противодействия финансированию терроризма // Военно-юридический журнал. 2012. N 11. С. 5 - 17.

28. Прокопенко Е.А. Преступность несовершеннолетних женского пола как объект криминологического изучения // Общество и право. 2010. N 5. С. 265 - 269.

29. Подгорная С.В. Криминологическая характеристика несовершеннолетнего, ставшего жертвой сексуального посягательства // Российский следователь. 2012. N 17. С. 33 - 36.

30. Прокофьев Д.А. Некоторые проблемы правового обеспечения проведения криминологических исследований и использования их результатов в деятельности ОВД // Российский следователь. 2010. N 1. С. 28 - 30.

31. Русина В.В. Криминологическая и судебно-психиатрическая характеристика женщин, совершивших убийство своих детей // Российский следователь. 2012. N 10. С. 30 - 32.

32. Родионова О.Н. Выделение понятий теории преступности как способ изучения криминологии // Российский юридический журнал. 2012. N 5. С. 56 - 60.

33. Скифский И.С. Криминологическое измерение реальных масштабов насильственной преступности в России // Российский следователь. 2010. N 20. С. 33 - 35.

34. Смирнов А.М. Криминологическая характеристика и проблемы противодействия посягательствам несовершеннолетних на половую свободу и (или) половую неприкосновенность личности // Российский следователь. 2011. N 22. С. 29 - 31.

35. Тимошина Е.М. Криминологическая характеристика краж // Общество и право. 2010. № 4. С. 206 - 213.

36. Тенитилова В.В. Криминологическая экспертиза как юридический инструмент предупреждения преступлений // Эксперт-криминалист. 2009. N 4. С. 33 - 36.

37. Трунцевский Ю.В. О некоторых уголовно-правовых и криминологических проблемах борьбы с преступностью // Российский следователь. 2009. N 15. С. 21 - 23.

38. Уваров И.А. Зарубежные концепции организации криминологической профилактики рецидивной преступности // Международное публичное и частное право. 2010. N 6. С. 36 - 39.

39. Харламов В.С. Криминологическая политика органов правопорядка в сфере семейных отношений // Российский следователь. 2012. N 11. С. 30 - 33.

40. Шестопалов С.В. Краткая криминологическая характеристика преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и лиц, их употребляющих // Российский следователь. 2012. N 18. С. 44 - 47.




    1. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Интерактивная доска

  • Мультимедийный проектор

  • Ноутбук




  1. Учебная карта дисциплины


УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Криминология»


Преподаватель Пестов Р.А. Кафедра Теории права

Курс 3 Семестр 6 Группа М-100

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»




Виды контрольных мероприятий

Количество баллов за 1 контрольное мероприятие

Модуль 1


Общие положения

криминологии


Модуль 2


Особенные положения криминологии










Количество баллов по модулю




Текущий контроль




25

25


1.

Посещение лекций

-

-

-

2.

Работа на практических занятиях

2

12

12


3.

Промежуточное тестирование

7

7

7

4.

Эссе

6

6

6




Рубежный контроль




25

25


5.

Тестирование

25

25

25


6.

Промежуточная аттестация

-

-

-


7.

Зачет

60-100
следующая страница >>