страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методические указания по подготовке и организации самостоятельной работы студентов - страница №1/1
МИНОБРНАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» Институт права, социального управления и безопасности Кафедра криминалистики и судебных экспертиз УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 021100 Юриспруденция Составители рабочей программы: К.ю.н., доцент ___ _______________ Камашев Г.М. (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) Рабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол № 10 от 27.04.2011 ИЖЕВСК 2011
3. Методические указания по подготовке и организации самостоятельной работы студентов 3.1.Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями. 4. Вопросы к зачету. 5. Основное оборудование по дисциплине Пояснительная записка “Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений” В познании тайн природы и самого человека, в величайших открытиях и изобретениях, в искусстве и повседневном труде – во всех видах деятельности человека проявляется его психика. Понимание закономерностей психики человека позволяет эффективно организовать деятельность людей и взаимоотношения между ними. Потребность использования психологических знаний в различных областях практики вызвала развитие разнообразных прикладных отраслей психологии, каждая из которых изучает психику человека в конкретных условиях его деятельности. На стыке психологии и юридических наук возникла судебная, а затем и юридическая психология. Дисциплина “Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений” полностью базируется на юридической психологии с привлечением знаний в области делового этикета вообще и правового в частности. Без знания общих закономерностей и механизмов психической деятельности человека изучение юридических дисциплин невозможно, т.к. юристы решают судьбу людей, государства. Психологические и этические знания необходимы юристу не только для решения частных юридических проблем. Такие базовые уголовно-правовые понятия, как: вина, личность преступника, преступное поведение – имеют комплексную психолого-юридическую сущность. Психологические и этические знания являются частью юридического образования. Современная правовая идеология базируется на основе существенных особенностей человеческой жизнедеятельности. Все отрасли права все более ориентируются на общие закономерности человеческого поведения. Задача дисциплины: дать будущим юристам знания в области делового общения, невербального канала общения, социальной и юридической психологии; сформировать навыки профессиональной этики и умения ориентироваться в сложных проявлениях психики человека, что обеспечить им возможность рационально распределять свои силы и способности, получать оптимальные результаты деятельности. Используя полученные умения и навыки делового общения с людьми, знания и представления о психологической совместимости, субординации, конфликтных ситуациях, выпускники смогут быстро продвигаться по служебной лестнице. Знания и умения в области мотивации и потребностей позволят юристу решить проблемы криминализации личности, выявить психологию индивидуального и группового преступного поведения, оптимизировать собственную деятельность. Знания и представления о разнообразных психических свойствах личности дадут возможность юристам найти решение проблем предварительного следствия и судебного разбирательства, психологии взаимодействия следователя с лицами, оказывающими противодействие следствию. Знания этики и психологии профессиональной деятельности помогут решить проблемы наказания, кары, раскаяния, исправления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Подготовка юристов, владеющих основами этики и психологии профессиональной деятельности, - актуальное требование времени. Такого специалиста должна отличать высокая правовая культура, четка морально-нравственная позиция, способность принимать решения, руководствуясь познаниями в области психологии. 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Место курса криминалистической подготовки юриста. Соотношение следственной тактики и психологии профессиональной деятельности следователя соотношение психологии и тактики реализации следственных действий. ТЕМА 2. Психологические закономерности преступной деятельности, ее отражение материальной, социальной действительности. Основные элементы преступной деятельности. Закономерности отражения элементов преступления в материальной и социальной действительности. Психологическое содержание материальных и идеальных следов преступления. ТЕМА 3. Психологические основы ДВРП. Социально-психологическая характеристика ДВРП. Взаимосвязь следственной и оперативно-розыскной деятельности. Профессионально-психологические качества следователя и оперативного уполномоченного. Специфика общения и взаимодействие ДВРП. ТЕМА 4. Психологические основы деятельности следователя. Познавательно-поисковый характер следственной деятельности. Конструктивная и поисковая деятельность. Организаторская деятельность. Воспитательная и коммутативная деятельность. Социальный аспект деятельности следователя. ТЕМА 5. Психологическая структура оперативно-розыскной деятельности. Организационно-управленческие особенности оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Гласное и негласное ОРД. Особенности коммуникативной и организаторской деятельности. Факторы определяющие эффективность внедрения в состав преступной группы. Характерологические особенности оперуполномоченного. Профессиональный отбор оперативных работников. ТЕМА 6. Содержание психоанализа следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Сущность и основные задачи отдельных следственных действий. Психологические аспе5кты подготовки к следственным действиям. Психология реализации следственных действий. Психоанализ хода и результатов следственных действий. Определение доказательственной значимости и направлений использования результатов следственных действий в дальнейшем доказывании. ТЕМА 7. Психологические основы допроса и очной ставки. Психология допроса подозреваемого, обвиняемого. Общая психологическая характеристика допроса и очной ставки. Типовые ситуации, складывающиеся на допросе и очной ставке. Психологическое воздействие на допросе и очной ставке, пределы его допустимости (правовые, психологические, этические основы). Особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. Психологическая характеристика подозреваемого и обвиняемого. ТЕМА 8. Психология допроса свидетелей и потерпевших. Психологическая характеристика свидетелей и потерпевших. Стадии формирования показаний. Допрос в бесконфликтной ситуации. Симптомы лжесвидетельства, особенности допроса в конфликтной ситуации. Особенности организации и производства очной ставки с участием потерпевших. ТЕМА 9. Психологические аспекты обыска и выемки. Психологическая характеристика обыска и выемки. Подготовка к обыску. Типовые ситуации, складывающиеся в ходе обыска. Наблюдение за обстановкой и обыскиваемым (задачи, правила, анализ результатов). Психологические аспекты фиксации хода и результатов обыска. Закономерности психологического воздействия на следователя и обвиняемого результатов обыска. ТЕМА 10. Психологическая характеристика предъявления для опознания следственного эксперимента. Сущность и задачи предъявления для опознания и следственного эксперимента. Подготовка следственных действий. Психологическая характеристика факторов, определяющих объективность результатов опознания и эксперимента. Психологическое воздействие на обвиняемого результатов опознания и эксперимента (тактическое и методическое значение). ТЕМА 11. Направления использования судебно-психологической экспертизы в деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений. Типовые следственные ситуации в разрешении которых могут быть использованы психологические экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Экспертиза индивидуально-психологических свойств личности. Экспертизы психологического фона деятельности (следственные действия, беседы).
Тематический план для студентов дневного отделения Тематический план для студентов заочного отделения
Рабочая программа Тема 1. Введение в дисциплину, система курса Психология ДВРП как важнейшая часть юридической психологии, её место в системе психологии и правовых дисциплин криминального цикла. Соотношение дисциплины с юридической этикой и юридической педагогикой. Роль и значение психологических знаний в профессиональной деятельности субъектов ДВРП. Тема 2. Психологические закономерности преступной деятельности, её отражение в материальной среде и социальной действительности Понятие и социально-значимые свойства личности преступника. Классификация преступников, психологические особенности отдельных видов преступной деятельности. Психологические особенности несовершеннолетних преступников. Психологические предпосылки криминогенной мотивации поведения. Психология рецидивной, профессиональной и организованной преступности. Тема 3. Психология следователя и расследования преступлений Сущность и психологическая структура деятельности следователя. Соотношение деятельности по расследованию преступлений с деятельностью судьи, прокурора, защитника. Профессионально-психологические качества следователя. Проблемы профессионального отбора юристов (следователей). Тема 4. Особенности познавательной деятельности следователя Восстановление картины события преступления как разновидность познания объективной реальности. Обстоятельства, негативно воздействующие на результативность деятельности следователя. Обстоятельства, позитивно влияющие на познавательную деятельность следователя. Причины наличия нераскрытых преступлений. Тема 5. Психологическая характеристика отдельных участников расследования (потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, свидетель) Содержание психологической характеристики участника расследования. Соотношение процессуального и фактического положения участников. Психологическая характеристика потерпевшего и свидетеля. Психологическая характеристика подозреваемого и обвиняемого. Тема 6. Общий тактико-психологический алгоритм допроса Содержание психологической характеристики следственного действия. Сущность и задачи допроса. Психологические аспекты подготовки к допросу. Психология реализации допроса. Фиксация хода и результатов допроса, оценка его результатов. Тема 7. Психологические особенности допроса отдельных участников расследования Психология допроса потерпевшего. Особенности допроса различных категорий свидетелей. Психология взаимодействия следователя с подозреваемым и обвиняемым. Особенности поведения следователя в условиях конфликтного взаимодействия. Тема 8. Психологические особенности организации и производства очной ставки Процессуальные основания и задачи очной ставки. Решение вопроса о целесообразности производства очной ставки. Особенности подготовки к следственному действию, изучение личности допрашиваемых. Основные тактико-психологические средства преодоления противоречий в показаниях. Тема 9. Психологические аспекты следственного осмотра Виды и задачи следственного осмотра. Психологическая сущность и задачи осмотра места происшествия. Значение мыслительно-аналитической деятельности следователя для обеспечения всесторонности и полноты осмотра. Тема 10. Психологические средства обеспечения эффективности предъявления для опознания Виды, сущность и задачи предъявления для опознания. Особенности подготовки следственного действия. Решение вопроса о целесообразности производства предъявления для опознания. Психологическое содержание предъявления для опознания в условиях невозможности визуального наблюдения опознаваемыми опознающего. Причины не эффективности опознания. Тема 11. Психологические проблемы обыска и выемки Психологическая сущность и задачи обыска. Процессуальные и фактические основания производства обыска. Психология «прячущего» и «ищущего». Содержание принципа «холодно», «горячо». Психологическое значение наблюдения за поведением и состоянием обыскиваемого. Психологические аспекты выемки. Тема 12. . Проблемы использования специальных психологических познаний в деятельности выявления и раскрытия преступлений Формы использования специальных познаний. Значение привлечения психолога в качестве специалиста. Поводы и основания назначения судебно-психологической экспертизы. Задачи судебно-психологической экспертизы. Особенности назначения комплексных психологических экспертиз. Планы практических занятий Тема 1. Психологическая характеристика отдельных участников расследования (потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, свидетель)
Тема 2. Психологические особенности допроса отдельных участников расследования
Методика подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов При подготовке к практическим занятиям студент должен осознать теоретические вопросы предложенные преподавателем на лекционных занятиях и учебной литературе по предложенным темам и проблемам. Изучить уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в части регламентации процессуально-правового статуса и процессуальных особенностей допроса отдельных участников расследования. Студент должен быть готов на занятиях к анализу различных ситуаций допроса, особенно в части определения пределов допустимости различных способов психологического воздействия на допрашиваемых лиц с позиции права и профессиональной этики юриста. В ходе самоподготовки студент должен обращать внимание на состояние борьбы с преступностью в современной России, тенденции реформирования органов расследования и правоохранительных органов в целом. Студентам на занятиях предлагается проанализировать ситуации допроса, предложенные в пособии Еникеева М.И., Черных Э.А. Психология допроса. М. 1998 г. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ “Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений” ТЕМА 1. Введение в дисциплину, система курса Курс основан на анализе взаимодействия преступной деятельности и ДВРП. ДВРП как разновидность правоохранительной деятельности. Место психологии ДВРП в системе юридической психологии ТЕМА 2. Психологические закономерности преступной деятельности, ее отражение материальной, социальной действительности. Психология преступного поведения и личности преступника. Социально-психологические свойства личности преступника. Закономерности установления данных о личности преступника в ходе реализации следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Закономерности групповой и организованной преступности. ТЕМА 3. Психологические основы ДВРП. Социально-психологическая сущность ДВРП. Субъекты ДВРП, профессионально-психологические качества оперативных работников. Взаимодействие ДВРП с иными видами правоохранительной деятельности. Взаимосвязь следственной и оперативно-розыскной деятельности. Профессионально-психологические качества следователя и оперативного уполномоченного. ТЕМА 4. Психологические основы деятельности следователя. Психологическая структура следственной деятельности. Особенности познавательно-поисковой деятельности. Особенности конструктивной и организационно-управленческой деятельности следователя. Особенности коммуникативной и воспитательной деятельности. ТЕМА 5. Психологическая структура оперативно-розыскной деятельности. Профессионально-психологические качества оперативного уполномоченного. Особенности поисково-познавательной деятельности оперативника. Особенности конструктивно, организационно-управленческой и коммуникативной деятельности. ТЕМА 6. Содержание психоанализа следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Сущность и основные задачи отдельных следственных действий. Подготовка к реализации действий. Психология реализации действий. Направления использования результатов отдельных действий в доказывании. ТЕМА 7. Психологические основы допроса и очной ставки. Психология допроса подозреваемого, обвиняемого. Общая психологическая характеристика допроса и очной ставки. Типовые ситуации, складывающиеся на допросе и очной ставке. Психологическое воздействие на допросе и очной ставке, пределы его допустимости (правовые, психологические, этические основы). Особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. Психологическая характеристика подозреваемого и обвиняемого. ТЕМА 8. Психология допроса свидетелей и потерпевших. Психологическая характеристика свидетелей и потерпевших. Стадии формирования показаний. Допрос в бесконфликтной ситуации. Симптомы лжесвидетельства, особенности допроса в конфликтной ситуации. Особенности организации и производства очной ставки с участием потерпевших. ТЕМА 9. Психологические аспекты обыска и выемки. Психологическая характеристика обыска и выемки. Подготовка к обыску. Типовые ситуации, складывающиеся в ходе обыска. Наблюдение за обстановкой и обыскиваемым (задачи, правила, анализ результатов). Психологические аспекты фиксации хода и результатов обыска. Закономерности психологического воздействия на следователя и обвиняемого результатов обыска. ТЕМА 10. Психологическая характеристика предъявления для опознания следственного эксперимента. Сущность и задачи предъявления для опознания и следственного эксперимента. Подготовка следственных действий. Психологическая характеристика факторов, определяющих объективность результатов опознания и эксперимента. Психологическое воздействие на обвиняемого результатов опознания и эксперимента (тактическое и методическое значение). ТЕМА 11. Направления использования судебно-психологической экспертизы в деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений. Типовые следственные ситуации в разрешении которых могут быть использованы психологические экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Экспертиза индивидуально-психологических свойств личности. Экспертизы психологического фона деятельности (следственные действия, беседы). 2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература:
Дополнительная литература:
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 2000. 3. Методические указания по подготовке и организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа состоит из следующих элементов: - самоподготовка к семинарским и практическим занятиям по предлагаемым темам; - подготовка к плановым контрольным работам и тестированию; - выполнение курсовых работ (по выбору); - подготовка к зачёту; - подготовка рефератов по вопросам тем пропущенных семинарских (практических) занятий; - подготовка докладов и участие в студенческих научных конференциях (по выбору, под контролем научных руководителей из числа преподавателей). Организация подготовки к практическим занятиям Подготовка к практическим занятиям осуществляется на основе методических рекомендаций по изучаемой теме. При подготовке к занятию необходимо изучить предлагаемую литературу по вынесенным темам, обратить внимание на проблемы, обозначенные преподавателем, трудности, обычно возникающие у студентов. Часть вопросов курса полностью вынесено на самостоятельную подготовку студента. Контроль их изучения осуществляется по усмотрению преподавателя в форме экспресс-опроса, либо собеседования. В ходе самостоятельной подготовки необходимо ознакомиться с положениями соответствующих разделов рабочей программы, прочитать рекомендованную учебную и монографическую литературу. Выполнение контрольной работы Контрольная работа выполняется после рассмотрения на семинарских занятиях вопросов темы «Познавательная деятельность личности», на девятой неделе семестра. Аттестация Текущий контроль знаний осуществляется путём опроса на семинарских и практических занятиях, проверки выполненных заданий по каждой теме. На 5-й неделе семестра проводится экспресс-опрос по вопроса тем, рассмотренных на лекционных и практических занятиях. На 9-й неделе семестр организуется и проводится контрольная работа в каждой академической группе по вопросам предложенным преподавателями (тематика прилагается). В периоды, обозначенные руководством ИПСУБ, дважды в течение семестра организуется аттестация студентов по итогам текущей аттестации. В заключительную неделю семестра организуется зачётная аттестация по системе вопросов, предусмотренных в качестве зачётных. Критериями успешности овладения знаниями и навыками, заслуживающими положительной оценки «Зачтено», определёнными ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция, являются: самостоятельность и глубина осмысления сущности вопросов; чёткое представление сущности психических явлений, специфики их проявлений в сфере правового регулирования и юридической деятельности; умение применить практически теоретическое осознание вопросов и проблем. Место психологии ДВРП в системе юридической психологии.
При изучении темы следует исходить из того, что деятельность выявления и раскрытия преступлений является важной частью криминальной юстиции, её психологические аспекты изучаются многими институтами юридической психологии. Кроме того, особенная часть юридической психологии практически полностью направлена на исследование психологических закономерностей юридической деятельности в сфере криминальной юстиции. Задание: изобразить графически соотношение юридической психологии, психологии и психологии ДВРП. Социально-психологическая сущность ДВРП.
Данная тема предполагает осознание сущности деятельности выявления и раскрытия преступлений как разновидности правоохранительной деятельности, высокую степень её сложности и психологизированности. Эффективность деятельности во многом определяется психологической готовностью её субъектов к преодолению объективно существующих и субъективно создаваемых противодействующих факторов. Задание: «нарисовать» психологический портрет следователя. Психология преступника и преступного поведения.
При познании вопросов необходимо исходить из того что преступление является достаточно сложным психолого-социальным явлением, его подготовка, совершение, сокрытие следов сопровождаются значительным напряжением эмоционально-волевой сферы личности. Определённая совокупность индивидуально-психологических свойств предполагает, своего рода, потенциальную психологическую готовность субъекта к совершению определённого деяния. Потенциальная готовность к деянию актуализируется при наличии конкретной социальной ситуации. Задание: осмыслить вопросы – преступником человек рождается или становится? Является ли каждый человек потенциальным преступником? ТЕМА 4. Психологическая характеристика отдельных видов преступной деятельности.
При изучении темы следует осознать, что специфика совершаемого преступления непосредственно связана с социально-психологической направленностью субъекта, существует определённая специализация в криминальной среде. Каждое деяние предъявляет к её субъектам определённые требования нравственно-психологического, физиологического плана. Задание: составить среднестатистический психологический портрет бытового убийцы. ТЕМА 5. Психология следователя.
При изучении вопросов темы следует исходить из того, что следователь является основным субъектом ДВРП, его деятельность сложна, многоаспектна, психологизирована. В структуре его деятельности выделяется ряд аспектов (компонентов) совокупная реализация которых обеспечивает успешность расследования преступлений. Задание: кратко определить социально-психологическую сущность деятельности по расследованию преступлений. ТЕМА 6. Психологическая характеристика отдельных участников расследования.
При изучении вопросов следует исходить из того, что процессуальный статус участников расследования является формальным следствием фактического положения, связанного с конкретной жизненной ситуацией, в которой оказался человек в связи с криминальным событием. Процессуальная деятельность таких участников как потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, свидетель во многом определяется их отношением к преступлению и его последствиям. Задание: определить круг интересов потерпевшего в уголовном процессе и факторы, определяющие недобросовестность позиции по делу. ТЕМА 7 Психология допроса
При изучении темы следует исходить из высочайшей степени психологизированности следственного действия, связанного с тем, что на допросе исследуются идеальные следы преступного события, психические образы на формирование которых оказывают влияние различные объективные и субъективные факторы. Результативность допроса во многом определяется уровнем психологической культуры следователя. Задание: определить соотношение косвенного и прямого обмана и их допустимость на допросе. Психологические особенности допроса отдельных участников расследования 1. Понятие и пути достижения психологического контакта с допрашиваемым.
При изучении вопросов нужно исходить из того, что эффективность допроса на стадии расследования определяется тактической и психологической грамотностью следователя и той позицией которую занимает допрашиваемый по делу. Необходимо помнить о регуляции средств воздействия на допрашиваемых, установленных уголовно-процессуальным законом и нормами профессиональной морали следователя. Задание: разъяснить назначение института свидетельского иммунитета в отношении потерпевших и свидетелей. ТЕМА 9 Психология очной ставки
Очная ставка как следственное действие, направленное на преодоления существенных противоречий в показаниях допрошенных. Фактические и формальные основания производства следственного действия. Решение вопроса о целесообразности очной ставки на основе учёта фактического и процессуального положения допрошенных лиц. Конфликтный характер следственного действия. Задание: изобразить графически систему взаимоотношений участников очной ставки, включая следователя. ТЕМА 10 Психология обыска
При изучении темы нужно иметь ввиду то, что обыск является одним из наиболее сложных и психологизированных следственных действий. Следует осознать организационные, тактические, правовые, психологические особенности производства различных видов обыска. Важность своевременного производства обыска. Задание: определить правила наблюдения за поведением обыскиваемого и классифицировать «улики поведения». Психология предъявления для опознания
Предъявление для опознания является следственным действием, основанным на отождествлении психических образов с реальными признаками объектов, поэтому оно в значительной степени психологизировано. Объективность и эффективность опознания определяется качеством запечатлённого в сознании образа и надлежащей организацией следственного действия. Существуют различные виды опознания, выделяемые по различным основаниям. Задание: разъясните психологическую сущность симультанного и сукцессивного опознания. Психология производства следственного эксперимента.
При изучении темы следует осознать, что следственный эксперимент является разновидностью опытных действий, направленных на решение различных задач, установление отдельных обстоятельств расследуемого события. Важным средством обеспечения эффективности следственного действия является обеспечение максимального соответствия условий опытных действий и реальных событий, соблюдение требований процессуального законодательства. Задание: допустима ли замена на эксперименте реальных участников проверяемых событий (спортсмены, специалисты, альпинисты и т.д.). Использование специальных психологических познаний в ДВРП
При изучении темы следует осознать, что расследование многих видов преступлений невозможно без вовлечения специальных психологических познаний. Наиболее часто в практической деятельности используются следующие формы: консультации, привлечение специалистов, назначение и производство судебно-психологических экспертиз. Задание: разграничить предмет психологической и психиатрической экспертиз по определению психического состояния преступника в момент совершения преступления. по курсу “Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений”
38. Комплексные психологические экспертизы. 5. ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
|
|