Методические указания по написанию эссе по дисциплине «Региональная экономика» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика... 1 315.51kb.
Методические указания по дисциплине «Логистика» для студентов специальности... 1 379.73kb.
Методические указания по дисциплине «Логистика» для студентов специальности... 1 174.08kb.
Методические указания по написанию курсовых работ для студентов специальности 08. 1 92.81kb.
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов... 4 631.09kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине... 2 704.74kb.
Технология подготовки учащихся к написанию эссе 1 107.65kb.
Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине... 1 191.46kb.
Методические указания к практическому занятию по дисциплине «Математика»... 1 202.1kb.
Методические указания разработаны на основании гос впо 653500 «Строительство» 2 404.4kb.
Методические указания по выполнению реферативных работ по дисциплине... 1 402.24kb.
«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были... 1 59.36kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические указания по написанию эссе по дисциплине «Региональная экономика» - страница №1/1


ФИНАНСОВЫЙ Университет ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



КАФЕДРА «РЕГИОНАЛЬНАЯ Экономика»




Методические указания по написанию эссе по дисциплине «Региональная экономика»

Глушкова В.Г., Плисецкий Е.Л., Палилов Д.Е.

для студентов первых курсов бакалавриата всех направлений

Утверждены на заседании кафедры «Региональная экономика»


№ 9 (39) 14 апреля 2011 года

Москва 2011

Методические указания по написанию эссе по учебной дисциплине «Региональная экономика» разработаны в соответствии с требованиями к современному уровню знаний по данной дисциплине с учетом особенностей современного этапа экономического развития России.

Работа содержит методический материал по организации самостоятельной подготовки студентов. В ней раскрыта роль эссе в самостоятельном изучении учебной дисциплины. Цель написания эссе состоит в формировании у студентов умения выражать и аргументировать свою точку зрения на поставленную проблему, что и составляет значительную часть практической работы любого выпускника высшего учебного заведения.

Использование данных методических указаний поможет сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции:

- умение логически верно и ясно строить письменную речь,

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем,

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач, анализировать и интерпретировать данные в отечественной и зарубежной литературе.
Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом настоящего издания допускается только с письменного разрешения Финансового университета при Правительстве РФ.

Оглавление

Стр.


1. Структура и методические рекомендации по написанию эссе

4

2. Примерная тематика эссе

9

3. Подготовка текста и оформление работы

12

4. Рекомендуемая литература

15


  1. Структура и методические рекомендации по написанию эссе

Эссе - короткая работа. Объем эссе составляет от трех до семи страниц. Например, в западных школах бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских вузах допускается эссе до десяти страниц машинописного текста.

Начинать необходимо с главной идеи или яркой фразы, которая сразу же должна захватить внимание читателя. Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает и развивает только один вариант, одну мысль. Эссе - есть ответ на этот единственный вопрос.

Следует отвечать четко на этот поставленный вопрос и не отклонятся от темы: текст эссе должен "привораживать", быть динамичным и содержать что-то новое или любопытное для читателя. За текстом эссе читатель должен постоянно ощущать, "видеть" его автора - живого человека.

При этом содержание вопроса может охватывать широкий спектр проблем, требующих привлечения большого объема литературы. В этом случае можно принять решение, согласно которому следует освещать и иллюстрировать только определенные аспекты выбранной темы. После этого не возникнет никаких сложностей, если автор не будет выходить за рамки очерченного круга, а выбор будет вполне обоснован и подкреплен соответствующими доказательствами.

Исходя из решения о том, как следует отвечать на вопрос, автор должен составить план/структуру своего ответа. Структура любой письменной работы, в том числе и эссе, как правило, состоит из таких компонентов, как:



Введение: суть и обоснование выбора данной темы. Обязательным является изложение причин написания эссе. Почему эта тема интересна автору и должна также быть интересна читателю?

Развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные).

Заключение: обобщение материала и аргументированные выводы по теме с указанием возможных путей решения исследуемой проблемы.

Необходимым условием при написании эссе является грамотная расстановка акцентов. Хорошо проверенный и совершено необходимый способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что автор предполагает сделать (и убедиться в том, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Подзаголовки нужны не только для обозначения основных разделов, которые необходимо осветить. Они помогают автору показать логику изложения материала.

Остановимся более подробно на основных структурных частях эссе.

Введение

Содержит краткое обоснование актуальности и важности выбранной для исследования проблемы. Во введении необходимо сформулировать цель и задачи исследования, а также дать краткое определение используемых в работе понятий и ключевых терминов. Однако их количество в эссе не должно быть излишне большим (как правило, три или четыре).



Содержание основной части эссе

Данная часть работы предполагает развитие авторской аргументации и анализа исследуемой проблемы, а также обоснование выводов на основе имеющихся данных, положений экономической теории и фактологического материла. Это наиболее сложный для написания фрагмент работы и в его выполнении как раз может помочь разбивка текста с помощью подзаголовков на отдельные смысловые сюжеты. Именно здесь должна обосновываться (логически, используя фактологические данные или строгие рассуждения) предлагаемая аргументация/анализ. Наполняя содержанием сюжетные разделы (под соответствующими подзаголовками) важно ограничиться в пределах параграфа рассмотрением одной главной мысли.

Для написания черновика работы полезно также применять методику последовательной нумерации всех параграфов — это помогает следить за тем, чтобы каждому параграфу (и его главной мысли) соответствовало "свое место". В окончательном (чистовом) варианте можно удалить номера параграфов.

Следует помнить, что в исследуемых проблемах региональной экономики не существует однозначно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает, например, в физике или математике, а только более или менее аргументированные точки зрения. Необходимо запомнить также, что студент получает оценку не просто за согласие с точкой зрения лектора, авторов учебников или научных изданий — от него ждут самостоятельного мышления, т.е. изложения того, что сам автор думает по исследуемой проблеме.

При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается авторская способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других, способность понимания сути исследуемых проблем и вопросов, установления связи между ключевыми моментами любых проблем, использование аналитического подхода при их рассмотрении, умение дифференцировать и ранжировать (что является более, а что менее важным).

При изложении основного материала эссе, необходимо писать кратко, четко и ясно.



Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе (или другого типа письменной работы) для того, чтобы оно было выполнено на требуемом уровне, чрезвычайно важно то, как используются учебники и учебные пособия, научные труды, периодические издания, ресурсы Интернета и справочники (в т.ч. статистические данные и другие источники).

Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временным периодом и географическим местом, поэтому прежде, чем их использовать, следует убедиться в том, что они соответствуют необходимому для исследования времени и месту. Если используются, допустим, сведения о численности населения или выпуске продукции по регионам, следует указать, к какому периоду времени относятся данные сведения и т.д. (при этом следует оперировать самыми последними статистическими данными Росстата).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые фактические, в т.ч. статистические данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения, и свидетельствуют о том, что автор умеет пользоваться фактологическим материалом должным образом.

Необходимо помнить также, что сведения, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут, что он даст определенный или окончательный ответ (никто и никогда не согласится с тем, что это есть единственно правильный ответ!). Но то, что необходимо сделать — это понять сущность фактологического материала, связанного с исследуемым вопросом, и продемонстрировать это в своем эссе.

При написании эссе порой возникают трудности из-за незнания того, как должным образом использовать литературу, имеющуюся по данной теме. Можно избежать их, помня некоторые простые правила: при цитировании (приводя чьи-то слова) всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если не делать этого, т.е. выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана); даже в том случае, когда автор эссе передает текст своими словами (приводите краткое его содержание или перефразируете) не забудьте дать отсылку к источнику. Пример: "В этом параграфе/разделе я пользуюсь преимущественно работами А.Г.Гранберга (2006, Гл. 1)..." (невыполнение этого требования может также рассматриваться как плагиат).

В случае сообщения о взглядах определенного автора или авторов, полемизирующих между собой, также необходима отсылка к источнику. Пример; "Согласно Sen..." "Критика Сена Ноланом показывает, что..."

Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами; единственным исключением из этого правила может быть случай, если вы ссылаетесь на автора, цитирующего другого автора, тогда вы можете сказать: "Как пишет Сен (1983. С. 26, цит. по: Nolan. 1993. С. 104)..."



Заключительная часть эссе должна содержать обобщение результатов исследования в форме краткого изложения основных аргументов автора. При этом следует помнить, что заключение должно быть очень кратким (0,5 – 1,0 страница).

Заключительная часть может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) данного исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Следует в нескольких предложениях объяснить, почему это было бы полезно, и коротко проиллюстрировать, как это может быть сделано.

Полезно отметить возможные направления дальнейшего развития темы эссе.

При написании эссе важно проверить его черновую версию. Главная задача черновика – выработка аргументации, формулирование основных мыслей и расположение их в строгой последовательности в сопровождении иллюстративных материалов или вспомогательных данных. Написав первый вариант, сделайте перерыв на один-два дня, а затем вернитесь к работе по проверке и улучшению, на "свежую голову".

При проверке, прежде всего, следует обратить внимание на аргументацию выводов. Совпадает ли готовое эссе с изначальными авторскими намерениями в области построения структуры работы и проведения анализа? Связно ли оно и убедительно? Достаточно ли использовано данных? соответствующих данных? эффективно ли они использованы? и т.д.

Последний шаг связан с проверкой стилистики (проверка орфографии, пунктуации и т.д.) и согласованности (содержательности) по заголовкам и подзаголовкам, формату и т.д.

И в заключение необходимо упомянуть те моменты, которых следует избегать при написании эссе:

1. Неумение придерживаться ответа на основной вопрос, плохая организация ответа.

2. Использование риторики (утверждение) вместо аргументации (доказательства).

3. Небрежное оперирование данными, включая чрезмерное обобщение.

4. Слишком обширная описательная часть, не подкрепленная аналитическим материалом.

5. Изложение других точек зрения, без высказывания собственной позиции.


2. Тематика эссе по предмету «Региональная экономика»
1. Роль русских ученых в развитии региональной науки. Зарубежный опыт региональных исследований.

2. Важнейшие концепции и научные теории экономической географии и региональной экономики.

3. Факторы и принципы размещения производительных сил и территориальной организации хозяйства (раскрыть на примерах).

4. Демографическая ситуация в России и российских регионах, проблемы воспроизводства и миграции населения.

5. Экономически активное население России и особенности его размещения. Проблемы занятости и безработицы в российских регионах.

6. Оценка природно-ресурсного потенциала России и особенности его размещения.

7. Инфраструктурный фактор размещения производства и территориальной организации хозяйства. Оценка инфраструктурного потенциала и проблемы развития инфраструктурного комплекса страны.

8. Инвестиционно-инновационный потенциал России и ее регионов. Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов. Структура инвестиций и география инвестиционной деятельности в России.

9. Роль экологического фактора размещения производительных сил. Региональные эколого-экономические проблемы России.

10. Значение в экономике страны, особенности размещения и проблемы развития ведущих отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов (ТЭК, черной и цветной металлургии, машиностроения, химико-лесного, социального, АПК, строительного, транспортного).

11. Особенности и проблемы развития рынка услуг (сервисных, финансовых, рекреационно-туристских и др.) в России.

12. Актуальные проблемы региональной политики и экономического районирования России. Зарубежный опыт региональной политики.

13. Типология регионов и экономических районов России по уровню социально-экономического развития (регионы-«доноры» и «дотационные» районы, «депрессивные» регионы).

14. Характеристика отраслей рыночной специализации Центрального экономического района.

15. Диагностика социально-экономического развития Московского столичного региона.

16. Особенности и проблемы развития промышленного комплекса на базе Курской Магнитной Аномалии (КМА).

17. Диагностика социально-экономического развития Нижегородского (или какого-либо другого по выбору) промышленного узла.

18. Особенности и социально-экономические проблемы развития Северо-Западного региона.

19. Региональные проблемы формирования хозяйства Европейского Севера России.

20. Отрасли рыночной специализации Поволжского экономического района и их характеристика.

21. Проблемы формирования агропромышленного комплекса Северо-Кавказского экономического района.

22. Особенности и проблемы развития отраслей рыночной специализации Уральского экономического района.

23. Уральская металлургическая база и проблемы ее развития.

24. Особенности и проблемы территориальной организации хозяйства Калининградской (любого другого субъекта Российской Федерации по выбору) области.

25. Региональные проблемы формирования рыночного хозяйства восточных районов России.

26. Минерально-сырьевые ресурсы Сибири и развитие на их основе территориально-промышленных комплексов.

27. Нефтегазовый комплекс Западной Сибири и проблемы его развития.

28. Характеристика Кузбасса как индустриального комплекса России.

29. Территориально-производственные комплексы (ТПК) Восточной Сибири: их специализация и проблемы развития.

30. Природные и социально-экономические условия, основные направления и проблемы развития хозяйства Дальнего Востока.

31. Экономическая зона Севера России: особенности природы и хозяйства, социально-экономические проблемы освоения новых территорий. Зарубежный опыт освоения северных территорий.

32. Экономические связи России со странами СНГ (Казахстаном, Белоруссией, Украиной и др.). Проблемы формирования единого экономического пространства.

33. Внешнеэкономические связи России и ее регионов со странами дальнего зарубежья (по выбору).

34. Особые экономические зоны в России: размещение, специализация и проблемы развития.

35. Территориальные кластеры как фактор развития и повышения конкурентоспособности регионов: отечественный и зарубежный опыт.
3. Подготовка текста и оформление эссе

После того как изучена и законспектирована выбранная литература, студент уточняет структуру своей работы и приступает к написанию текста и оформлению эссе.

Составляя текст работы, студент должен самостоятельно излагать мнение. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора, но не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать ссылку на используемый источник. Использование научного цитирования с применением правильно оформленных ссылок делает зримым ход работы автора над литературой, выработки его собственного мнения по основным вопросам темы.

Ссылками на источник (Автор. Название. Год и место издания. Страница) должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, в том числе статистические материалы, таблицы, сравнительные данные и т.п., а также материалы, размещенные в Internet c cсоответствующими адресами. Сноски должны быть оформлены единообразно. Сноски в тексте работы могут быть как постраничными, так и концевыми. В последнем случае они должны корреспондировать со списком литературы, приведенном в финале работы. Например, сноска типа (4, 226) непосредственно в тексте означает ссылку на источник, позиционированный в списке литературы под номером 4, и текст, размещенный в нем на 226-ой странице.

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу эссе, не создает условий для выработки личного мнения.

В случае если студент сталкивается с положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу, необходимо привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и представить свое отношение к ним, дать аргументированное изложение собственного понимания вопроса.

Собранный фактический и цифровой материал необходимо систематизировать, то есть свести его в таблицы, диаграммы, графики, схемы. Их можно представить в качестве приложения. Весь приводимый в работе цифровой и фактический материал должен быть оформлен сносками.

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст работы необходимо правильно оформить.



  • Эссе выполняется на стандартных листах формата А4 (210х297 мм). Ориентация текста книжная (лист располагается вертикально). Текст наносится постранично только с одной стороны листа, двустороннее расположение текста на листе недопустимо.

  • Поля и отступы текста: левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм, верхнее и нижнее поля – по 25 мм. Если текст печатается на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, то при форматировании следует установить правый ограничитель текста в позицию 16 ½. Оформлять границы полей в виде рамок не нужно.

  • Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На второй странице располагается «План» работы. Такие разделы работы как «Введение», «Заключение», «Литература» и «Приложения» приводятся в «Плане», но не нумеруются. Нумерации подлежат только разделы, относящиеся к основной части работы.

  • На титульном листе должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название темы, аббревиатура студенческой группы, фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность, город и текущий год.

  • Статистический, числовой, аналитический и графический материал (таблицы, графики, диаграммы и т.п.) целесообразно разместить в разделе «Приложения» (со ссылками на источник). Данный раздел располагается в самом конце работы, после списка использованной литературы. Каждое приложение должно быть пронумеровано либо числами, либо заглавными буквами латинского алфавита.

  • Во всех графических построениях должны быть обозначены координатные оси. А все графики, диаграммы и т.п. пронумерованы и иметь свое название, которое указывается под каждым из них. Таблицы также должны иметь отдельную нумерацию и название, которое указываются перед каждой таблицей.

  • Источники в списке использованной литературы позиционируются следующим образом:

  1. Нормативно-правовые акты:

а) законы;

б) указы Президента РФ;

в) законодательные акты Федерального собрания РФ;

г) постановления Правительства РФ;

д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;

2) Книги (монографии, сборники);

3) Периодические издания;

4) Статистические сборники и справочники;

5) Печатные материалы на иностранных языках;

6) Интернет-ресурсы.


Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация.

Работа должна быть надлежащим образом скреплена. Это предполагает, что при обращении к ней, она должна сохранять свою целостность, то есть не рассыпаться на отдельные листы. Поэтому работы, листы которых скреплены обычной скрепкой либо вообще не скреплены, а просто вложены в полиэтиленовый файл, приниматься не будут.


4. Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. проф. Е.Л. Плисецко-го.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для ву-зов.— 4-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2004.

3. Демография: Учеб. пособ. / Под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Сима-гина .— 4. изд., перераб. и доп. — М.: КноРус, 2008.

4. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В.Копылов.— М.: Финансы и статистика, 2006.

5. Курнышев В. В., Глушкова В. Г. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2010.

6. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России: Территориаль-ная организация производства и рынка: учебное пособие для студентов ву-зов – М.: КНОРУС, 2007.

7. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйст-ва: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: КНОРУС, 2009.

8. Федеральные округа России. Региональная экономика: Учеб. по-соб. / Под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина.— М. : Кнорус, 2009 .

б) дополнительная:

1. Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Основы региональ-ной экономики: учебное пособие для студентов вузов – М.: КНОРУС, 2007.

2. Вардомский Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учеб.пособие для вузов / Л.Б. Вардомский, Е.Е. Скатерщикова; Под общ.ред.В.Г.Глушковой .— М. : АРКТИ, 2002.

3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник для сту-дентов вузов. – М.: Гардарики, 2003.

4. Плисецкий Е.Л. Социально-экономическая география России: Справочное пособие – М.: Дрофа; Изд-во ДИК, 2004.

5. Региональная экономика: Учебник для студентов вузов /Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА–М, 2009.

6. Региональная экономика: Учебник для студ. вузов / Кол. авт. Т.Г.Морозова,М.П.Победина,Г.Б.Поляк; Под ред. Т.Г.Морозовой .— 3.изд.,перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003 .

7. Российский статистический ежегодник. 2008: Статистич. сборник / Ред. кол.: В.Л. Соколин (предс.) и др.; Федеральная служба гос. статистики (Росстат).— М.: Б.и., 2008 .

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008:Статистический сборник / Ред.кол.:А.Л.Кевеш (предс.) и др.; Феде-ральная служба государственной статистики(Росстат).— М.: Росстат, 2008.

9. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения: учеб. по-собие для студентов вузов. – 5-е изд. – М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.

10. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством : учеб.пособ. для студ. вузов / И.Н. Шапкин, А.О. Блинов, Я.М. Кестер.— М.: Кнорус, 2005.

11. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов: Учеб-ное пособие для студентов экономических вузов /Под общей ред. проф. В.Г. Глушковой. 3-е изд. – М.: Московский Лицей, 2004.



Журналы: Экономист, Вопросы экономики, Российский экономиче-ский журнал, Региональная экономика, Мировая экономика и междуна-родные отношения, Внешняя торговля, Эксперт, Профиль и др.
Ресурсы INTERNET

1.Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации – www.minfin.ru

2. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации – www.minregion.ru

3. Официальный сайт Министерства экономического развития www.economy.gov.ru

4. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации – www.mnr.gov.ru

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – www.gks.ru

6. Официальный сайт Всемирного банка - www.worldbank.org

7. Официальный сайт Международного валютного фонда (МВФ) - www.imf.org/external/index.htm



8. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - www.consultant.ru