Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 2011 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 2011 1 86.76kb.
Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 2011 2 488.62kb.
Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 2011 1 73.26kb.
Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 2013... 3 481.55kb.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011 удк 1 218.77kb.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011 2 399.28kb.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011 1 105.67kb.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011 1 104.38kb.
Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 1 121.46kb.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011 1 122.54kb.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011 1 115.03kb.
Об одном способе получения паранепротиворечивых логических исчислений 1 214.74kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 2011 - страница №1/1


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет



Логика и методология науки
Методические указания к практическим занятиям

Красноярск

СФУ

2011


Разработчик: А.Н. Остыловский
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Логика и методология науки». Пособие содержит тематический план занятий, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для подготовки к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200.68 «Физика», магистерские программы 011200.68.01 «Биофизика», 011200.68.07 “Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора”.



1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является освоение студентами основ логики и методологии науки, усвоение основных понятий и методов формальной и математической логики и их приложений в естественных науках.

Задачи изучения дисциплины:

- создание у студента целостного системного представления естественнонаучной картины мира;

- формирование и развитие философского подхода к проблемным вопросам естествознания;

- развитие умения постановки решения общих философско-методологических проблем.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)


Семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

2 (72)

Аудиторные занятия:

0,78 (28)

0,78 (28)

лекции

0,39 (14)

0,39 (14)

практические занятия (ПЗ)

0,39 (14)

0,39 (14)

Самостоятельная работа:

1,2 (44)

1,2 (44)

изучение теоретического курса (ТО)

0,6 (22)

0,6 (22)

задачи

0,6 (22)

0,6 (22)

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


3 Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины


п/п


Модули и разделы дисциплины

1

Формальная логика

2

Математическая логика

3

Методы математического моделирования


3.2 Практические занятия


п/п


№ раздела

дисциплины



Наименование практических занятий,

объем в часах



11


1. Формальная логика

1. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон (проблема) достаточного обоснования.

2. Непосредственные умозаключения. Силлогистика и круговые схемы. Превращение, обращение и противопоставление предикату.

3. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы. Ограниченность силлогистики.

4. Индуктивные умозаключения. Общее определение индукции. Виды индукции. Индуктивные методы установления причинных связей. Аналогия. Причинно-следственная связь и корреляция. Понятие взаимодействия факторов; нелинейность. Хаос и самоорганизация. Синергетика.

5. Неклассическая логика. Основные идеи интуиционизма. Многозначная логика. Модальности. Верифицируемость, фальсифицируемость, доказуемость, опровержимость. Логика оценок и логика норм. Сбалансированность, полнота, непротиворечивость. Логика квантовой механики. Паранепротиворечивая логика. Логика причинности. Логика изменения.

6. Вопрос. Предпосылка вопроса. Подмена вопроса. Логически корректные и некорректные вопросы. Открытые и закрытые вопросы. Виды ответов. Парадоксы и логика. Варианты парадокса лжеца. Язык и метаязык. О теории типов Рассела.



(аудиторные часы - 0,14(5ч))

12

3


2. Математическая логика

7. Логика предикатов. Предметные переменные. Одноместные предикаты. Многоместные предикаты и отношения. Кванторы. Формулы. Основные тождества. Проблема разрешимости. Семантические таблицы. Языки высших порядков.

8. Неполнота и неформализуемость. Теорема Тарского о невыразимости истины. Неполнота. Вокруг теоремы Геделя. О формализации неформализуемых понятий.



9. Системы аксиом и модели. Требования к системе аксиом. Теорема о существовании модели. Элементарная эквивалентность и изоморфизм. Категоричность. Аксиоматизируемость. Понятие «существование» в физике, математике, философии. Счетные и несчетные множества. Диагональный метод Кантора. Скала мощностей. Континуум-гипотеза. Парадоксы теории множеств. Основы теории определений. Определения в математике. Сокращающие определения. Теорема Крэйга об интерполяции. Теорема Бета об определимости.

(аудиторные часы - 0,14 (5 ч))

13


3. Методы математического моделирования


10. Регрессионные модели. Полиномиальные линейные и нелинейные модели. Метод наименьших квадратов в матричной форме. Взаимодействие факторов. Обратный спектральный анализ. Воспрозводимость. Адекватность. Математизация глупостей.

(аудиторные часы - 0,11 (4ч))




4 Учебно-методические материалы по дисциплине
Основная литература


  1. Пенроуз Р. Путь к реальности, или законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. – М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007 (3 экз.)

  2. Павлов А. В. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы : учеб. пособие/А. В. Павлов; Тюмен. гос. ун-т. – 2010. - 343 с. (1 экз.)

  3. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки : учебник для вузов : рекомендовано Учебно-методическим центром "Классический учебник"/Е. В. Ушаков. – 2008 (1 экз.)

  4. Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов/В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич [и др.] ; отв. ред. В. П. Кохановский. – 2007 (4 экз.)

  5. Рассел Б. Введение в математическую философию. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007 (1 экз.)


Дополнительная литература


  1. А. Д. Гетманова. Логика: учебник для студентов вузов : Рекомендовано Учебно-методическим объединением Министерства образования РФ / А. Д. Гетманова. - 8-е изд. - Москва : Омега-Л, 2005 (32 экз.)

  2. Современная логика: теория и практика [Текст] : монография / А. Н. Шуман. - Минск : Экономпресс, 2004 (1 экз.)

  3. Г.Г.Копылов. Методология: вчера, сегодня, завтра / ред.-сост.: Г.Г. Копылов, М.С.Хромченко - М.: Школа культурной политики, 2005, Т.1,2,3 (7 экз.)

  4. Ивин А.А Логика. Учебное пособие. – М.: Знание, 1997.

  5. Непейвода Н.Н. Прикладная логика: Учеб. Пособие. – Новосибирск, 2000.

  6. Никифоров А.Л. Книга по логике. – М., Гнозис, 1995.

  7. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир 1984.

  8. Остыловский А.Н. Логика высказываний: Учеб. пособие для юридич. ф-та/ Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1997, 59 с.

  9. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. – Наука, 1979

  10. Пенроуз Р. Путь к реальности, или законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. – М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007. – 912 с.

Электронные издания

1. Методология науки и организация предпринимательства [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс дисциплины / И. С. Багдасарьян [и др.] ; Сиб. федерал. ун-т. - Электрон. дан. (PDF ; 6889 Кб). - Красноярск : СФУ, 2008. - (Электронная библиотека СФУ. УМКД - 2008, Учебно-методические комплексы дисциплин в авторской редакции).

Режим доступа: http://catalog.sfu-kras.ru/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&P21DBN=UMKD&I21DBN=UMKD&S21REF=1&S21CNR=5&S21STN=1&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21P03=I=&S21LOG=1&S21ALL=%28%3C.%3EI%3D-270221%3C.%3E%29

2. Логика : учебник/[С. С. Гусев и др.]; под ред. А. И. Мигунова, И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова. – 2011.

Режим доступа:  http://www.book.ru/view/900015/
Информационные ресурсы

1.     Сайт Института философии РАН http://iph.ras.ru/

2.     Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm

3. ЭБС «ИНФРА-М». – Режим доступа : http://www.znanium.com/.

4. Научная электронная библиотека российских научных журналов. – Режим доступа :http://elibrary.ru.

5. Springer, Kluwer. – Режим доступа : http://www.springerlink.com.

6. Oxford University Press (Oxford Journals). – Режим доступа : http://www.oxfordjournals.org.

7. http://newasp.omskreg.ru/tdis



8. http://iph.ras.ru/page50774540.htm